Президент РФ Владимир Путин (2014-2018) последовательно, из года в год формулирует задачу формирования пациенториентированного здравоохранения на базе страховой модели с поэтапной реализацией страховых принципов в системе ОМС:
«Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Это касается и общего объема средств, и их доведения до конкретных больниц или поликлиник. При этом пациент должен знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач — понимать, по каким принципам оплачивается его работа».
«Задача также состоит в том, чтобы страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку работы, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше».
«Специалисты сегодня считают, что если мы сейчас начнем ликвидировать страховые формы медицины, мы вообще перейдем к полному хаосу в этой сфере. Поэтому совершенствовать нужно эту систему, но очень-очень аккуратно».
«Важнейшая задача, которая касается каждого, — это доступность современной, качественной медицинской помощи. Мы должны ориентироваться здесь на самые высокие мировые стандарты».
«Предлагаю реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями, активно привлечь к решению этой задачи науку, отечественную фарминдустрию, провести модернизацию онкоцентров, выстроить современную комплексную систему, от ранней диагностики до своевременного эффективного лечения, которая позволит защитить человека».
А.А. Старченко,
д.м.н., профессор, эксперт качества медицинской помощи системы ОМС;
член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре
О.В. Тарасова,
к.м.н., доцент, эксперт качества медицинской помощи системы ОМС
СТРАХОВОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СМО: НЕОБХОДИМОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Минздравом России и Федеральным Фондом ОМС (ФОМС) в рамках реализации поручения Президента РФ о внедрении в действующую страховую модель
ОМС страховых принципов предложена концепция создания и поэтапного развития института страховых представителей (СП) в страховых медицинских организациях (СМО) [1-5].
© А.А. Старченко, О.В. Тарасова, 2018 г.
В2
Институт СП призван осуществить страхование всех существующих рисков застрахованных лиц в сферу ответственности СМО - именно в этом может заключаться пациентоориентированная реализация страховых принципов в системе ОМС [6].
К задачам СП, проистекающим из переноса рисков пациентов в страховые риски СМО, следует отнести:
1. Обеспечение базовых прав пациентов:
1) право на доступность медицинской помощи во всех ее формах и видах;
2) право на надлежащее качество медицинской помощи во всех ее формах и видах;
3) право на бесплатную медицинскую помощь в пределах конституционных гарантий.
2. Предупреждение основных страховых рисков пациентов:
1) отказ в оказании медицинской помощи;
2) навязывание платных услуг, которые могут быть оплачены СМО, т.к. включены в программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
3) отказ в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, питания - всего, что предусмотрено программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (программа ОМС);
4) возможность нанесения пациенту ущерба здоровью и жизни при оказании медицинской помощи;
5) возможность потери трудоспособности при оказании ему медицинской помощи;
6) возможность остаться без средств при затяжных судебных процессах по искам о возмещении материального и морального вреда при оказании медицинской помощи, включенной в программу ОМС.
Таким образом, новизна современного этапа развития ОМС заключается в преобразовании рисков пациентов в страховые риски СМО посредством введения института страхового представителя, призванного осуществить реальный переход от констатации нарушенных прав гражданина в сфере здравоохранения по итогам ретроспективных
медико-экспертных мероприятий к решению новой задачи - восстановлению нарушаемого права застрахованного лица в процессе оказания медицинской помощи.
Объявленные ФОМС основные цели деятельности страховых представителей 3 уровня, как новой фигуры СМО в системе ОМС с 2018 года, как раз и направлены на:
1) предотвращение ухудшения состояния здоровья ЗЛ;
2) формирование приверженности ЗЛ к лечению.
Реализация этих целей предусматривает следующие возможные механизмы, направленные на восстановление нарушаемого права застрахованного лица в процессе оказания медицинской помощи:
- оперативное взаимодействие СП-3 с медицинской организацией для уточнения причин выявленных нарушений и принятия оперативных мер, направленных на их устранение;
- очные медико-экспертные мероприятия (медико-экономическая экспертиза (МЭЭ) и очная экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП)).
Взаимодействие СП-3 с медицинской организацией предусматривает, в первую очередь, его взаимодействие с должностными лицами МО - заведующими отделениями, заместителями главного врача, главным врачом, функциональные обязанности которых включают:
- разрешение споров между субъектами и участниками системы ОМС;
- принятие управленческих решений, направленных на разрешение конкретной спорной ситуации и восстановление нарушенных прав конкретного пациента - заявителя;
- принятие управленческих решений, направленных на недопущение аналогичных нарушений прав граждан в будущем.
Полномочия СП-3 на принятие оперативных мер с целью предотвращения нарушения прав и законных интересов застрахованных лиц на
Менеджер
надлежащее качество оказываемой медицинской помощи являются одной из основных составляющих процесса управления качеством медицинской помощи!
Механизм восстановления нарушаемых прав посредством выполнения СП-3 очных медико-экспертных мероприятий также требует совершенствования. Действующими нормами контроля в системе ОМС предусмотрена только очная экспертиза качества медицинской помощи в период оказания застрахованному лицу медицинской помощи, основной целью которой является предотвращение и/или минимизация отрицательного влияния на состояние здоровья пациента дефектов медицинской помощи [7].
Важно помнить, что очная ЭКМП проводится до достижения результата лечения, следовательно, эксперт и СП-3 не сможет полноценно оценить ни одно из важнейших составляющих определения качества медицинской помощи:
- очная оценка правильности выбора медицинской технологии не всегда однозначно возможна, т.к. еще не в полной мере известен результат этого выбора - исход лечения;
- очная оценка степени достижения запланированного результата также невозможна, т.к. в отсутствие фактов о результате лечения невозможно оценить степень достижения этого недостигнутого результата запланированному результату;
- очное установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи также невозможно, т.к. при неоконченном лечении не может быть установлен исчерпывающий перечень возникших осложнений, не может быть определен исход лечения и не может быть выявлен полный перечень возможных дефектов в оказании медицинской помощи.
Врач-эксперт или СП-3, представляя СМО, не вправе в отсутствие лицензии у последней оказывать медицинскую помощь. Любое вмешательство со стороны представителя СМО в практическое оказание медицинской
помощи будет рассматриваться как, с одной стороны, безлицензионная деятельность, с другой стороны, лишит страховую медицинскую организацию статуса независимого эксперта качества медицинской помощи, и, наоборот, при возникновении вреда жизни и здоровью осложнит ситуацию отнесением страховой медицинской организации к соответчику наряду с учреждением здравоохранения по иску о возмещение вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
Поэтому следует рассмотреть возможность введения очной МЭЭ, направленной на:
1) выявление и очное восстановление нарушаемых прав пациента, предусмотренных Законом РФ № 323-ф3;
2) выявление и очно-срочное восстановление нарушаемых прав на своевременность оказания медпомощи в экстренной, неотложной и плановой форме в соответствие с требуемыми нормативными актами показателями (констатация в акте очной МЭЭ нарушения права пациента на своевременность начала оказания медицинской помощи);
3) выявление и очное восстановление нарушаемых прав пациента на этапность оказания медицинской помощи в соответствие с порядками ее оказания (констатация в акте очной МЭЭ нарушения права пациента с его установленной в меддокументации нозологией на требуемый порядком этап);
4) выявление и очное восстановление нарушаемых прав пациента на бесплатную медицинскую помощь требованием оплатить ме-дуслуги, лекарства или расходные материалы и медизделия, предусмотренные бесплатным форматом их предоставления в системе ОМС;
5) выявление и очное восстановление нарушаемых прав пациента на своевременность предоставления отдельных медуслуг (осмотр, консультация, лабораторное или инструментальное исследование), предусмотренных действующими критериями оценка качества медицинской помощи по двоичной системе «Да-Нет», не затрагивающими причинные связи нарушений.
Важным является констатация нарушенного права пациента в акте очной МЭЭ и рекомендация соблюдения действующих норм и правил, утвержденных нормативно-правовыми документами [8].
В связи с инициативой Президента РФ установить понятие «предпенсионный возраст» и возникающей в связи с этим задачей увеличения продолжительности жизни ЗЛ и создания социально-медицинских условий для застрахованных лиц предпенсионного возраста в достижении и пережитии возраста пенсионного обеспечения предлагается ряд мер, осуществляемых страховыми представителями СМО.
1. Выделение совместно с главным внештатным терапевтом МЗ РФ и главным внештатным специалистом МЗ РФ по профилактической медицине главных причин и факторов риска смертности в предпенсионном возрасте и раннем пенсионном возрасте (пять-семь лет после достижения пенсионного возраста).
2. Разработка информационного бюллетеня о главных причинах и факторах риска смертности в предпенсионном возрасте и раннем пенсионном (пять-семь лет после достижения пенсионного возраста) возрасте и его распространение среди застрахованных лиц предпенсионного возраста.
3. Опыт реализации проекта деятельности СП по профилактике острых сосудистых катастроф (ОКС и ОНМК) [9-14] показывает, что данный проект будет наиболее востребован у ЗЛ предпенсионного возраста в силу комплекса социально-медицинских факторов (психологический стресс от обязанности осуществлять трудовую деятельность, стресс от усталости, стресс от необходимости переквалификации на фоне снижения операционной активности мозга, накопление и реализация отрицательных факторов системного атеросклероза, усугубление нарушений в питании и др.):
1) Выделение группы ЗЛ - пациентов, перенесших ОКС и ОНМК, и создание 100% необходимости проведения консультации на
предмет выполнения эндоваскулярных вмешательств (стентирование пораженных сосудов сердца и головного мозга, АКШ и др.) в плановой форме.
2) Выделение группы ЗЛ предпенсионного возраста - пациентов с ишемической болезнью сердца, требующих направление на выполнение эндоваскулярных вмешательств (стентирование пораженных сосудов сердца и головного мозга, АКШ и др.) в плановой форме в соответствие с Клиническими рекомендациями «Стабильная ишемическая болезнь сердца» МКБ 10: 120.1, 120.8, 120.9, 125.0, 125.1, 125.2, 125.5, 125.6, 125.8, 125.9 (Российское кардиологическое общество, Национальное общество по изучению атеросклероза, Национальное общество по атеротромбозу, 2016) предусмотрено: при «выявлении, по данным мониторирования ЭКГ, суммарной продолжительности ишемии миокарда > 60 мин в сутки служит веским основанием для направления пациента на коронароангиогра-фию (КАГ) и последующую реваскуляризацию миокарда, поскольку говорит о тяжелом поражении коронарной артерии».
«При недостаточно эффективной оптимальной медикаментозной терапии рекомендуется направить больного на консультацию к врачу-сердечно-сосудистому хирургу для определения возможной реваскуляризации мокарда (ПаС)». Российские рекомендации Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) «Диагностика и лечение стабильной стенокардии» (Российский национальный конгресс кардиологов (Москва, 2008): «антиангинальную терапию считают эффективной, если удается стенокардию устранить полностью или перевести больного из более высокого ФК в I ФК при сохранении хорошего качества жизни».
3) Выделение группы ЗЛ предпенсионного возраста - пациентов при наличии в анамнезе диагноза ОНМК, ТИА (163, G45, G46; G69,
Менеджер
Б5
G70.9) и строгое выполнение в их отношении требований клиничсеких рекомендаций.
Клиническими рекомендациями «Ишеми-ческий инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых» (МКБ 10: 163, G45, G46), 2015 предусмотрено: «Рекомендуется операция КЭАЭ пациентам с гемодинамически значимыми стенозами сонных артерий 70-99% на базе центров с показателями периопера-ционных осложнений менее 6%» - рекомендуется каротидная эндартерэктомия симптом-ной артерии в течение 6 месяцев от момента ОНМК (при стенозе 70-99% диаметра ВСА гомолатеральному инфаркту или ТИА). Рекомендовано как можно более раннее выполнение операций КЭАЭ после ишемического события, в идеале - в течение первых двух недель. Каротидная эндартерэктомия сим-птомной артерии может быть проведена при умеренной степени (50-69% диаметра) стеноза ВСА при отсутствии выраженных со-четанных заболеваний, наличии дополнительных факторов риска, например, у мужчин.
Национальными рекомендациями по ведению пациентов с заболеваниями брахиоце-фальных артерий (председатель Профильной комисии по сердечно-сосудистой хирургии Экспертного совета Минздрава РФ: академик РАН и РАМН Л.А. Бокерия) предусмотрены показания к проведению ультразвукового дуплексного сканирования у бессимптомных пациентов с диагностированным или подозреваемым стенозом сонных артерий.
А. У бессимптомных больных с подозрением на наличие стеноза сонных артерий рекомендуется выполнение ультразвукового дуплексного сканирования (УДС) в качестве начального диагностического теста для выявления гемодинамически значимого стеноза сонных артерий.
Б. Выполнение ультразвукового дуплексного сканирования для выявления гемодина-мически значимого стеноза сонных артерий целесообразно у неврологически бессимптомных пациентов с облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей,
ишемической болезнью сердца или аневризмой аорты.
В. Целесообразно ежегодно повторять ультразвуковое дуплексное сканирование для оценки прогрессирования или регресса заболевания у пациентов с атеросклерозом, у которых ранее был выявлен стеноз более 50%. (уровень доказательности С).
Г. Выполнение ультразвукового дуплексного сканирования целесообразно у неврологически бессимптомных пациентов, старше 50 лет, у которых имеются два или более из следующих факторов риска: артериальная ги-пертензия, гиперлипидемия, курение, семейный анамнез среди ближайших родственников со случаями проявления атеросклероза в возрасте до 60 лет или случаев ишемиче-ского инсульта в семейном анамнезе;
4) выделение группы ЗЛ предпенсионного возраста - пациентов с артериальной гипертонией, не способных достичь самостоятельно или не достигших в силу иных причин целевых уровней АД, оказание им медицинской помощи по подбору адекватной анти-гипертензивной терапии в условиях дневного или круглосуточного стационара с целью достижения целевых уровней АД и закрепления достигнутого эффекта;
5) направление на плановое выполнение эндоваскулярных вмешательств (стентирова-ние пораженных сосудов сердца и головного мозга, АКШ и др.) всех ЗЛ, имеющих медицинские показания, в предпенсионном возрасте.
4. Опыт деятельности СП по сопровождению впервые выявленных онкологических больных [15-23] также указывает на необходимость акцентуации данного подхода в отношении ЗЛ предпенсионного возраста (ЗЛПП), которые в силу комплекса стрессор-ных факторов могут быть в группе риска по возникновению у них злокачественных новообразований:
1) особый акцент необходим на раннем выявлении у ЗЛПП признаков новообразований, что потребует участия СП в информировании о них ЗЛ на их рабочих местах
и в трудовых коллективах. Необходимо формирование списков ЗЛ, выразивших желание на углубленное обследование по результатам таких встреч при выявлении у них таковых признаков;
2) формирование приверженности на выполнение лабораторных и инструментальных исследований раннего выявления ЗН (маммография, онкомаркеры, генетические исследования);
3) включение в ПГГ генетических исследований для групп риска среди ЗЛПП (наличие ЗН у близкого родственника или нескольких, факторы профвредности и др.);
4) выполнение всех контрольных мероприятий по оценке сроков оказания онко-помощи, ее объема и качества с обязательной реакцией на выявленные нарушения их устранением в срочном порядке.
5. Выделение группы ЗЛ предпенсионного возраста, страдающих сахарным диабетом или имеющим факторы риска его возникновения в предпенсионном возрасте, и разработка комплекса мер, в т.ч. СП СМО, по раннему выявлению заболевания, его профилактике и контролю за оказанием медицинской помощи (сроки, объем, качество).
6. Проработка вопроса выделения отдельного профилактического осмотра и диспансерного приема в предпенсионном возрасте с обязательными составляющими инструментального и лабораторного обследования и отдельной тарификацией.
7. Характер деятельности СП-3 уровня по информированию ЗЛ и восстановлению их нарушаемых прав требует его присутствия в МО на постоянной основе в отдельном помещении с целью реализации принципа конфиденциальности общения с ЗЛ.
Объявленные цели деятельности СП, положительно реализующейся в течение 2017-2018 годах в 42 субъектах РФ показывают необходимость совершенствования института СП и внесения следующих изменений в законодательство РФ:
1. Необходимость внесения в законодательство об ОМС обязанности или права (полномочия) СМО осуществлять деятельность посредством СП и информирование им застрахованных лиц об оказанной им медицинской помощи, требующей повышенной их приверженности к лечению, по умолчанию (до факта получения письменного отказа от информирования).
2. Необходимость внесения в законодательство об ОМС определение страхового представителя СМО и отсылочной нормы о компетенции МЗ РФ или ФОМС об утверждении детального положения о нем.
3. Необходимость утверждения положения (регламента) об СП СМО, его уровнях, компетенции, правах, обязанностях, принципах взаимодействия с МО.
4. Внесение в законодательство дополнений о правовом регулировании метода очной экспертизы, осуществляемой СП-3:
- внести отдельную новеллу в Закон РФ № 326-ФЗ о предмете, цели и методе очной экспертизы медицинской помощи, в т.ч. очной МЭЭ, что позволит реализовать оперативный механизм защиты прав больного человека;
- внести в Закон РФ № 326-ФЗ отдельную новеллу о праве (обязательстве) страховой медицинской организации осуществлять очную экспертизу медицинской помощи;
- внести изменения в Закон РФ № 323-ФЗ отдельную новеллу о предмете, цели и методе очной экспертизы медицинской помощи;
- внести изменения в нормативные акты МЗ РФ и ФОМС с утверждением четкого конкретного порядка проведения очной экспертизы медицинской помощи, исчерпывающего перечисления мероприятий, выполняемых экспертов в процессе очной экспертизы медицинской помощи, а также перечень вопросов, подлежащих разрешению в результате очной экспертизы медицинской помощи.
5. Необходимость заморозить пересмотр норм Закона № 326-ФЗ о средствах СМО на ведение дела (РВД) с учетом их предстоящих расходов на СП.
Менеджер
6. Утвердить нормативные акты различных ведомств (МЗ РФ, Госимущества и. др., и аналогичных в субъектах РФ) о безвозмездной аренде помещений в МО для СП, доступ к информационным системам МО on line в отношении сегмента застрахованных, доступ к административному и дежурному руководству МО с целью своевременного пресечения нарушений прав и законных интересов пациентов.
7. Утвердить нормативные акты различных ведомств о безвозмездной аренде мест для размещения информационных стендов СМО, телефонных аппаратов, терминалов связи с СП, витрин с памятными и расходными информационными материалами для граждан.
8. Внести изменения в действующее постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 о бесплатном обеспечении пациентов, перенесших стентирование коронарных и церебральных сосудов средствами анти-аггрегантной терапии, начиная с пациентов предпенсионного и раннего пенсионного возраста.
9. Внести в постановление Правительства РФ от 04.10.12 г № 1006 мораторий на оказание платных услуг в государственных МО пациентам со злокачественными новообразованиями.
10. Необходимость внесения в законодательство об ОМС обязанности или права (полномочия) СМО осуществлять компенсацию материального вреда пациентам неправомерным взиманием МО денежных средств за медпомощь (консультации, лабораторные и инструментальные исследования, лекарственные препараты, медицинские изделия и др.), предусмотренную программой ОМС из целевых средств МО.
11. Внести изменения в нормативные акты о Росздравнадзоре, обязывающие предоставлять по запросу СМО или ТФОМС информацию об оказанных МО платных услугах с целью прекращения практики двойной оплаты медуслуг и нарушения права граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках программы ОМС.
Таким образом, задача восстановления нарушаемого права пациента на доступную и полнообъемную надлежащего качества медицинскую помощь в процессе ее оказания, решаемая новым институтом системы ОМС - страховым представителем СМО 3 уровня в рамках преобразования рисков пациентов в страховые риски СМО, требует незамедлительного совершенствования действующего законодательства в сфере здравоохранения и ОМС.
Литература
1. Гришина Н.И. Страховой представитель 3 уровня - актуальная новация системы ОМС //Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2018. - № 2. - С. 49-61.
2. Гришина Н.И, Старченко А.А, Тарасова О.В. Страховой представитель 3 уровня - новая фигура системы ОМС //Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 2. - С. 57-70.
3. Старченко А.А, Тарасова О.В. Страховой представитель 3 уровня - шаг по пути управления объемами и качеством медпомощи. - Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 1. - С. 59-61.
4. Старченко А.А, Комарец Ю.Н. Страховой представитель 3 уровня: психология возможных конфликтов// Тезисы VI международной конференции «0ргздрав-2018. Эффективное управление медицинской организацией. - М., 2018. http://www.rosmedobr.ru/theses/265.html? SSr=020133ee181718b265e250543 c410b600007707.
5. Старченко А.А, Комарец Ю.Н. Принципы взаимодействия страхового представителя 3 уровня с общественными организациями пациентов // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 4. - С. 65-59.
6. Старченко А.А. Пациентоориентированность - новый стимул в работе контрольно- надзорных органов сферы здравоохранения //Вестник Росздравнадзора. - 2016. - № 2. - С. 10-14.
7. Старченко А.А. Очные экспертизы качества медицинской помощи: опасность и ответственность страховой медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 11. - С. 60-65.
GB
8. Старченко А.А., Тарасова О.В., Салдуева О.В., Гуженко М.Д. Карта дефектов медицинской помощи: пособие для тематических экспертиз медицинской помощи с целью снижения смертности населения: Том 2. - М., 2017. - 184 с.
9. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н., Гуженко М.Д., Рыкова И.В. Оценка качества оказанной медицинской помощи пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения // Заместитель главного врача. - 2010. - № 5 (48). - С. 60-74.
10. Старченко А.А., Третьякова Е.Н., Тарасова О.В., Гуженко М.Д., Комарец С.А., Курило И.Н., Рыкова И.В. Критерии ненадлежащего качества интенсивной терапии острого коронарного синдрома в системе ОМС //Безопасность больного в анестезиологии и реаниматологии. - Мат. VII Науч. - практ. конф. - М., 2010. - С. 101-102.
11. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н., Тарасова О.В., Гуженко М.Д., Гончарова Е.Ю., Сергеева Л.А. Оценка качества медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. - 2012. - № 2. - С. 38-51.
12. Старченко А.А., Гришина Н.И., Тарасова О.В., Усачевская И.В. Своевременность оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения: критерии в системе ОМС // Мат XVII Всеросс. научно-практ. конф. Давиденковские чтения. - СПб., 2015. - С. 258-159.
13. Тарасова О.В., Старченко А.А., Рошаль Л.М., Гришина Н.И. Критерии своевременности оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения //Мат XIV Всерос. научно-практ. конф. Поленовские чтения. - СПб., 2015. - С. 5.
14. Старченко А.А., Тарасова О.В., Комарец С.А. Острый коронарный синдром: критерии ненадлежащего качества реаниматологической помощи в системах Росздравнадзора и ОМС //Экстренная медицина (http://www.anesth.ru/materials_congress_2017.pdf). - 2017. - Т. 6. - № 3. - С. 405-407.
15. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н., Тарасова О.В., Комарец С.А., Курило И.Н., Рыкова И.В., Фуркалюк М.Ю., Гончарова Е.Ю., Блинов В.В. Проблемы безопасности пациента в онкологии в системе обязательного медицинского страхования // Сибирский онкологический журнал. - 2010. -Приложение № 2 материалы Российской научно-практической конференции «Современные эндоскопические технологии в онкологии». - С. 47-48.
16. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н., Тарасова О.В., Фуркалюк М.Ю., Комарец С.А., Курило И.Н., Гончарова Е.Ю. Дефекты оказания медицинской помощи больным раком молочной железы и оформления медицинской документации в патологоанатомической практике - предмет финансовых санкций со стороны страховой медицинской компании и предписания Росздравнадзора // Современные аспекты патоморфологической диагностики, клиники и лечения рака молочной железы. Вопросы организации патологоанатомической службы: Мат. конф. врачей-патоморфологов и врачей-онкологов ЦФО с международным участием. - Воронеж, 2010. - С. 149-154.
17. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н., Тарасова О.В., Комарец С.А., Курило И.Н., Рыкова И.В., Фуркалюк М.Ю., Гончарова Е.Ю. Безопасность пациента в эндоскопической онкологии в системе медицинского страхования // Диагностика и лечение онкологических заболеваний пищеварительной системы: Материалы Международного конгресса, посвященного 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР и ТАССР, профессора М.З. Сигала. - Труды РКОД МЗ РТ, 2010 - Том 12. - С. 223-224.
18. Старченко А.А., Третьякова Е.Н., Тарасова О.В., Салдуева О.В., Иванов Д.М., Комарец С.А, Курило И.Н., Гончарова Е.Ю, Сергеева Л.А. Менеджмент качества онкологической помощи: дефекты качества помощи в системе ОМС // Поволжский онкологический вестник. - 2011. - № 1. - С. 89-90.
19. Старченко А.А, Тарасова О.В., Бердникова Л.В, Минченкова М.В. Новое законодательство об охране здоровья граждан: категория качества онкологической помощи в системе ОМС // Повышение эффективности комплексного лечения больных злокачественными новообразованиями - Смоленский областной онкологический диспансер - 70 лет успешного пути. - Смоленск, 2015. - 25 с.
20. Тарасова О.В., Старченко А.А., Бердникова Л.В, Минченкова М.В. Менеджмент качества онкологической помощи: дефекты качества помощи в системе ОМС //Повышение эффективности комплексного лечения больных злокачественными новообразованиями - Смоленский областной онкологический диспансер - 70 лет успешного пути. - Смоленск, 2015. - 28 с.
21. Старченко А.А, Тарасова О.В. Дефекты онкологической помощи //Заместитель главного врача. -2017. - № 9. - С. 50-59.
22. Старченко А.А. Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями: адресное информационное сопровождение онкологических больных // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2017. - № 6. - С. 36-39.
23. Старченко А.А, Гришина Н.И., Аксенова Н.Л. Система адресного информационного сопровождения онкологических больных в системе ОМС //Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 5. - С. 64-69.
Менеджер
В9