ШАМСУДДИНОВ Баходир Рахимович,
доцент кафедры «Эконометрика и экономическое моделирование» Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, сертифицированный актуарий;
ТУХТАЕВ Бекзод fайбуллаевич,
докторант кафедры «Эконометрика и экономическое моделирование» Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека
СТРАХОВАЯ И АКТУАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
_УДК: 519.17 (330.115)
ШАМСУДДИНОВ Б.Р., ТУХТАЕВ Б. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА АМАЛГА ОШИРИЛАЁТГАН ТАРКИБИЙ УЗГАРИШЛАР КОНТЕКСТИДА СУГУРТА ВА АКТУАР ФАОЛИЯТ
Макола Узбекистонда суFурта ва актуар фаолиятларнинг х,озирги х,олати тах,лили ва унинг мам-лакатимиз иктисодий ва ижтимоий х,аётида амалга оширилаётган узгаришлар шароитидаги ривож-ланиш истикболлари муаммоларига баFишланган. Актуарийлик фаолиятни ривожлантириш буйича бир канча таклифлар киритилган.
Таянч иборалар: суFурта бозори, сугурта бозори статистик курсаткичлари, актуарийлик фаоли-яти, актуарийлик касби.
ШАМСУДДИНОВ Б. Р., ТУХТАЕВ Б. СТРАХОВАЯ И АКТУАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Статья посвящена анализу текущего состояния и проблемам развития страховой и актуарной дея-тельностей в условиях осуществления структурных преобразований и либерализации экономики в Республике Узбекистан. Предложены меры по развитию актуарной деятельности.
Ключевые слова: страховой рынок, статистические показатели страхового рынка, актуарная деятельность, актуарная профессия.
SHAMSUDDINOV B.R., TUXTAYEV B. INSURANCE AND ACTUARIAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF STRUCTURAL REFORMS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
There is considered in the article analysis of the current conditions and main tendencies of Insurance and Actuarial activities in the context of structural changes and liberalization of the Economics in the Republic of Uzbekistan. The Author offers measures on development of Actuarial Activity. Keywords: the Insurance Market, Statistical Indicators, Actuarial Activity, Actuarial Profession.
Страховая индустрия не может динамично развиваться без применения современных актуарных технологий. Такие важнейшие элементы страховой деятельности как ценообразование, формирование резервов, оценка и контроль платежеспособности страховщика осуществляются актуарными методами.
Актуарная деятельность повысить прозрачность и эффективность работы страховых компаний. Внедрение новых видов страховых продуктов также требует их актуарного обоснования.
Учитывая значимость роли и места актуариев в системе страхования, в Узбекистане осуществляется определенная работа по организации актуарной деятельности и по созданию актуарной профессии. Однако все это в зачаточном состоянии. Необходима совместная работа всех заинтересованных организаций по дальнейшему развитию актуарной деятельности в Узбекистане. Это особенно важно в настоящем этапе развития национальной экономики Республике Узбекистан, где происходят масштабные преобразования.
Кратко о страховом рынке Узбекистана и его проблемах. Анализ динамики основных показателей страхового рынка Узбекистана за последних лет показывает об их динамическом росте: среднегодовой темп реального прироста валовой подписанной страховой премии (ВПСП) за 2005-2017 гг. составляет 9,7% годовых. Это на 1,8% больше среднегодового темпа прироста валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Если за период 2005-2017 гг. реальный рост ВВП составил 252%,, то он для ВПСП составляет 351%. ((см.рис.1).
На страховом рынке оказываются свыше 130 видов страховых услуг. Согласно статистическим данным министерства финансов, на иболее востребованными видами страховых услуг являются страхование имущества (17% от общего объема страховых операций), обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (14%), добровольное страхование транспортных средств (8%^.
Наблюдается значительный рост поступлений страховых премий у компаний, осуществляющих деятельность в отрасли страхования жизни. Если в ВПСП доля компаний отрасли страхования
1 Проект Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию финансового рынка Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.» https://my.gov.uz/uz/getPublicService/3327item_ id = 1542&action=view
жизни в 2016 году составила 8,5%, то по итогам работы в 2017 г. она составляет 14,9%2. Отметим, что основным фактором, такого роста является созданные льготные налоговые условия для лиц, пользующихся услугами по страхованию жизни.
Одним из важнейших показателей страхового рынка, показывающий место и роль страхования в экономике, является уровень проникновения страхования (отношение ВПСП к ВВП) Несмотря на рост ВПСП, по прежнему остается незначительной ее доля в структуре ВВП. Согласно данным 2017 года доля ВпСП в ВВП составляет всего 0,37% от (см.рис.2). Данный факт говорить, во первых, о том, что страховой рынок Узбекистана находится еще в начальной стадии своего развития. Во вторых, такая незначительность доли страхования в ВВП также означает наличие огромного потенциала для дальнейшего роста страхового рынка. Для сравнения отметим, что в странах Евросоюза данный показатель в 2015 году составил 7,4%, варьируясь от 0,9% в Латвии до 11,4% в Финляндии3.
Коэффициент убыточности (отношение суммарных страховых выплат к валовой страховой премии) является мерой выполнения страхованием своей рисковой фунции. Если в 2016 году он составил 18,8%, то в 2017 году он равнялся 29,1%. (см.рис.2). Столь значительный рост коэффициента убыточности был в основном вызван двумя факторами: крупными страховыми выплатами по сельскохозяйственному страхованию, осуществленными страховой компанией «Уза-гросугурта» (ее доля в совокупных страховых выплатах всего рынка составила 34,5%) и ростом доли компаний по страхованию жизни в ВПСП4. Отметим, что уровень убыточности на развитых страховых рынках, как правило, значительно выше. Например, в странах Евросоюза для отрасли общего страхования (non-life insurance)
2 Сведения о рынке страховых услуг. https://www. mf.uz/media/file/insurance/info/insurance2017_itog.htm
3 European Insurance - Key Facts. August 2016. https:// www.insuranceeurope.eu/sites/default/files/attachments/ European Insurance Key Facts -August2016.pdf
4 В 2017 году темп роста страховых выплат достиг рекорда. http://www.insur-info.ru/press/133426/
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 3
Рис.1 Темпы прироста ВВП и ВПСП за 2005-2017 гг.1
данный показатель в среднем составляет 70%-75%, варьируясь от 35% (страны Восточной Европы) до 120% (скандинавские страны)2.
В 2017 году доля добровольных видов страхования составила 74,8% и доля обязательного страхования соответственно составила 25,2%. То есть на страховом рынке преобладают добровольные виды страхования3.
Структура инвестиционных портфелей страховых компаний во многом определяется нормативными ограничениями на размещение страховых резервов. Согласно данным министерства финансов доля банковских депозитов в инвестиционном портфеле страховщиков составила 45,2% в 2017г. А доля акций и других ценных бумаг составила 43,4% от общего объема инвестиций4. Весомость доли депозитов в структуре инвестиций свидетельствует о консервативной инвестиционной политике.
Место и роль рынка страхования в либерализации экономики страны
1 Источник: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/ makropokazateli, https://www.mf.uz/media/file/insurance/ info
2 European Insurance in Figures. 2015 data https:// www.insuranceeurope.eu/sites/default/files/attachments/ European Insurance in Figures - 2015 data.pdf
3 Сведения о рынке страховых услуг по итогам 2017 г. https://www.mf.uz/media/file/insurance/info/insurance-2017-itog.htm
4 Там же
Отметим, что успешная реализация приоритетных направлений по развитию экономики и по усовершенствованию системы социальной защиты населения, обозначенных в Стратегии, требует их страхового сопровождения. Поэтому «расширение объемов страховых, лизинговых и иных видов финансовых услуг за счет внедрения их новых видов и повышения качества»5, рассматривается в Документе как одним из условий дальнейшего укрепления макроэкономической стабильности и сохранения высоких темпов роста экономики.
Действительно, без механизма страхования невозможны «активное привлечение в отрасли экономики и регионы страны иностранных, прежде всего, прямых иностранных инвестиций», «ускоренное развитие индустрии туризма, повышение ее роли и вклада в экономику», «либерализация и упрощение экспортной деятельности», «строительства доступного жилья в городах и сельской местности» и ряд другие приоритетные направления, отмеченных в До-кументе6.
В свою очередь модернизация и либерализация экономики приводит к расширению страхового рынка страны, появлению новых ви-
5 Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 г. №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».Ы1р:// www.lex.uz/Pages/GetPage.aspx?lact_id=3107042
6 Там же
Рис.2. Динамика уровня проникновения страхования (сплошная линия) и коэффициента
убыточности (точечная линия) за 2005-2017 гг.1
дов страховых продуктов. Например, привлечение инвестиционных ресурсов в экономику и/ или либерализация экспортной деятельности потребуют дальнейшего развития страхования финансовых рисков и системы перестрахования. Увеличение доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре национальной экономики предполагает наличие развитой системы страхования гражданской и профессиональной ответственности. Модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства приведет к появлению новых видов страховых продуктов в сфере аграрного страхования.
Страхование не только важный отрасль национальной экономики, но и также важнейший элемент системы социальной защиты населения. Страховое сообщество страны должно адекватно реагировать на происходящие социально-экономические реформы. Оно должно предлагать новые страховые продукты, соответствующие новым реалиям экономической политики страны, отвечающие потребностям населения и хозяйствующих субъектов в страховой защите.
Со стороны страхового сообщества проводится определенная работа по дальнейшему совершенствованию страхового законодатель-
ства и по дальнейшему развитию рынка страхования. С целью повышения финансовой устойчивости страховых компаний, в течение 20182020 гг. будет осуществлено поэтапное повышение минимальных размеров уставного капитала страховщиков, дифференцированно в зависимости от видов страховой деятельности. С 1 июля 2018 года для них минимальный размер уставного капитала страховщиков будет составлять в эквиваленте не менее 2,5 млн. евро. Для страховщиков, у которых имеется лицензия на проведение обязательных видов страхования, минимальный размер уставного фонда будет составлять 4,5 млн. евро, а для перестраховщиков - - 6 млн. евро2. В настоящее время минимальный размер уставного капитала для страховщиков отрасли общего страхования составляет 1,5 млн. евро, для страховщиков, специализирующихся в страховании жизни - 2 млн. евро, в обязательном страховании 3 млн. евро, в перестраховании - 6 млн. евро.
В Министерстве финансов совместно с другими министерствами и ведомствами ведется работа по внедрению новых современных видов страхования, в том числе долгосрочного страхования жизни, страхования инвестицион-
1 Источник: Данные министерства финансов Республики Узбекистан, размещенные на сайте Ведомства: h и ps://www. т^и/тейтД 1 игапсе/т^о
2 Проект Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию финансового рынка Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.» https://my.gov.uz/uz/getPublicService/3327item_ И = 1542&аС:юп^ем
Рис.3. Инвестиционный портфель страховщиков. 2017 г.1
Недвижимость;
Участие в уставном
фонде редприятий;
ных рисков, обязательного медицинского страхования и других страховых продуктов. Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана разрабатывает Положение о платежеспособности и достаточности капитала страховых и перестраховочных компаний с учетом международных стандартов «Solvency II». Намечается за 2017-2021 гг. увеличить объемов страховых услуг в 4,5 раза, объемов инвестиций в 3,5 раза, совокупного уставного капитала страховых компаний в 3,3 раза, активов страховых компаний в 3,7 раза2.
Работы по дальнейшему развитию страхового рынка, по внедрению новых видов страховых услуг, по совершенствованию нормативной-правовой базы страховой деятельности требуют проведение довольно сложных финансово-экономических, математико-статистических расчетов. Положительное решение этих задач требуют вовлечения в эти работы не только специалистов-страховщиков, но и также актуариев, юристов, демографов-статистиков, представителей Министерства Здравоохранения и Государственного Комитета по Статистике Узбекистана. Отсутствие коллективной работы и является причиной то, что уже лет 20 мы обсуждаем проблем обязательного медицин-
1 Источник: Сведения о рынке страховых услуг по итогам 2017 г. https://www.mf.uz/media/file/msurance/ т^>/^игапсе-2017-^од.|-^1Т1
2 Проект Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию финансового рынка Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.» https://my.gov.uz/uz/getPublicService/3327item_ id = 1542&action=view
ского страхования: внедрить его, или нет? Страховщики говорят, что они готовы продавать полисы по этому виду страхования, однако медики не готовы, а медики винят в этом страховщиков.
Анализ страховых портфелей некоторых страховых компаний Республики Узбекистан, которые оказывающих услуги добровольному медицинскому страхованию, показывает, что убыточность по даному продукту очень высока. Для некоторых компаний коэффицент убыточности по данному виду страхования составляет 90-110%. Это и понятно: для данного вида страхования характерно влияние "эффекта антиселекции" (о характере страхуемого риска страхователь знает больше, чем страховщик). Установление адекватных страховых тарифов осуществляется на основе анализа достоверных статистических данных по заболеваемости, смертности в разрезе регионов и и поло-возрастных групп. Этого не было сделано. То есть, не была проведена актуарная работа.
Современное состояние и перспективы развития актуарной деятельности
В Узбекистане создана законодательная база актуарной деятельности. Вот перечень законодательных актов, регулирующих актуарную деятельность:
• Закон Республики Узбекистан от 5 апреля 2002 года №358-11 «О страховой деятельности»;
• Положение «О порядке выдачи квалификационного сертификата актуария»(Утверждено
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 3
приказом Министерства финансов РУз от 06.09.2007 г. за N 82).
• Положение о порядке оказания актуарных услуг (Утверждено приказом министра финансов от 7 апреля 2009 года № 42)
Согласно статьи 5 Закона «О страховой деятельности» актуарий является профессиональным участником страхового рынка, наряду с страховщиками, страховыми посредниками, ад-жастерами и сюрвейерами.
В Статье 9-4 Закона определен юридический статус актуария. Актуарий определяется как юридическое или физическое лицо, оказывающий актуарные услуги и в статье приводиться перечень этих услуг: расчет вероятности страхового события, оценка тяжести риска, расчет тарифных ставок, формирование страховых резервов и т.др.
В статье 9.5. приводится перечень прав и обязанностей актуария.
Актуарий обязан получить квалификационный сертификат, дающий право физическому лицу оказывать актуарные услуги. В Положении «О порядке выдачи квалификационного сертификата актуария» определены порядок выдачи, условия продления срока действия, переоформления, прекращения действия и аннулирования сертификата и т.др.
Претендент на получение сертификата, отвечающий квалификационным требованиям, может представить документы в Министерство финансов для получения сертификата, которому по результатам проведенного квалификационного экзамена выдается сертификат сроком на пять лет. Положение также определяет порядок проведения квалификационного экзамена и рассмотрения апелляций.
Согласно этому Положению страховщики обязаны привлекать актуарную организацию для оказания актуарных услуг в форме актуарного обследования раз в год - по итогам деятельности за финансовый год в течение шести месяцев по окончании каждого финансового года. В Положении отражены порядок и условия оказания актуарных услуг, составления актуарного отчета и актуарного заключения.
Во вышеназванных законодательных актах приводится перечень актуарных услуг. Однако вопросы "как должны осуществляться актуарные услуги?", "какие методы использовать при выполнении актуарной работы?", "на осно-
ве каких принципов должна выполняться актуарная работа (тарификация, резервирование, оценка платежеспособности и др.)" , "какие этические нормы должны соблюдаться при выполнении актуарной работы?" остаются открыти-ми и открытим остается также вопрос "кто дол-жень заниматься этими вопросами?
Во всех развитых странах актуарная деятельность опирается на стандарты актуарной практики и кодексе профессиональной этики. Например, в США свод этих стандартов называется ASOP (Actuarial Sandardts of Practice), в Великобритании TAS (Technical Actuarial Standards) и т.др. Соблюдение стандартов и положений кодекса профессиональной этики обязательно для членов актуарного сообщества. В то же время это соблюдение защищает самих актуариев от возможных санкций, как административного, так и уголовного характера.
На сегодняшний день на рынке функционируют 4 актуарные организации, в которых работают 5 сертифицированных актуариев.
Следует отметить, что, хотя создана правовая база актуарной деятельности в Узбекистане, предстоит еще большая, кропотливая и, к сожалению, долгая работа по созданию настоящей, отвечающей требованиям рынка, актуарной профессии в Узбекистане. Несмотря на то, что узбекские актуарии работают вот уже почти 10 лет на страховом рынке, до сих пор не создана ассоциация актуариев, не разработаны стандарты актуарной практики, не говоря о кодексе профессиональной этики.
Одной из причин такого медленного развития актуарной профессии в Узбекистане является отсутствие системы подготовки и/или переподготовки актуариев. Дисциплина "Актуарные расчеты" не включена в учебные планы Ташкентского финансового института и Банковско-финансовой академии, где готовять специалистов для страхового рынка Узбекистана.
Справедливости ради надо отметить, что по пропаганде актуарных идей и по организации актуарного образования ведется определенная работа в Узбекистане. В центральных журналах и газетах стали появляться статьи о тех или иных актуарных проблемах страхового бизнеса. Узбекских актуариев стали приглашать на престижные международные конференции, посвященным различным проблемам актуарной науки.
Но в настоящее время все это в зачаточном состоянии. Требуется активное вовлечение в процесс становления актуарной профессии и организации актуарного образования всех заинтересованных ведомств - Министерство высшего и среднего специального образования и Министерство финансов.
Также актуальной задачей является организация работ по ведению актуарных исследований. В настоящее время накоплены значительные объемы статистических данных, необходимых для ведения актуарных исследований, например, для анализа убыточности по тем или иным видам страхования, для расчета справедливых (и для страховщика, и для страхователя) тарифных ставок, для формирования страховых резервов, адекватных обязательствам страховщика и т.др.
По нашему мнению, приоритетными направлениями актуарных исследований сегодня являются:
• исследования по применению МСФО в Узбекистане (в настоящее время страховые компании, образованные в форме акционерных обществ, параллельно сдают отчетности по МСФО);
• исследования в области государственного пенсионного обеспечения (построение региональных таблиц жизни, актуарное оценивание и моделирование пенсионной системы, актуарное обоснование накопительной составляющей пен-
сионной системы, выработка методик и нормативных документов и т.др.);
• исследования по финансовым и демографическим основам долгосрочного страхования жизни, учитывая его роль в системе социальной защиты населения.
Подытоживая все вышесказанное, исходя из актуальности проблемы подготовки актуариев в данном этапе развития финансового, в том числе, страхового рынка Узбекистана, мы предлагаем следующие предложения по ускорению процесса формирования актуарной деятельности:
• разработка программы актуарного образования. В качестве программы мы предлагаем взять программу Международной Актуарной Ассоциации (IAA), которая была использована во многих странах с переходной экономикой. Подготовка актуариев по этой программе является обязательным условием для членства в IAA;
• организация курсов подготовки и переподготовки актуариев с привлечением зарубежных специалистов-актуариев, как это было сделано во многих странах СНГ и Восточной Европы;
• создание общества (или, ассоциации) Актуариев Узбекистана c целю координации работы своих членов для выработки профессиональных стандартов актуарной деятельности, организации актуарных курсов, установления необходимых профессиональных связей с учебными заведениями, государственными и общественными организациями в Узбекистане и зарубежных странах.
Список использованных источников:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 г. №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».http://www.lex.uz/Pages/GetPage. aspx?lact_id=3107042
2. Проект Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию финансового рынка Республики Узбекистан на 2017-2021 гг.»
3. https://my.gov.uz/uz/getPublicService/332?itemJd=1542&action=view
4. В 2017 году темп роста страховых выплат достиг рекорда. http://www.insur-info.ru/ press/133426/
5. European Insurance in Figures. 2015 data. https://www.insuranceeurope.eu/sites/default/ files/attachments/European Insurance in Figures - 2015 da