Научная статья на тему 'Институт страховых актуариев в свете российского законодательства'

Институт страховых актуариев в свете российского законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / АКТУАРИЙ / ОТВЕТСТВЕННЫЙ АКТУАРИЙ / АКТУАРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RISK / ACTUARY / RESPONSIBLE ACTUARY / ACTUARIAL REPORT / SELF-REGULATORY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Елена Валентиновна

Повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, а также оперативности и эффективности его деятельности является одной из приоритетных задач, стоящих перед государственными органами в сфере регулирования и контроля над страховыми организациями. Важную роль на страховом рынке играют страховые актуарии, которые подтверждают обоснованность применяемых страховщиком страховых тарифов и достаточность сформированных страховых резервов. Федеральный закон № 293-ФЗ от 02.11.2013 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» предопределил правовые основы законодательного регулирования актуарной деятельности и формирования института страховых актуариев. Однако спустя год после принятия закона появились определённые проблемы, без решения которых крайне сложно добиться желаемых результатов и обеспечить эффективный надзор над страховщиками. Одной из насущных проблем в деятельности страховых актуариев является «слабая» проработка законодательства в плане установления требований к ответственному актуарию и правилам составления актуарного заключения. Подготовка кадров соответствующей квалификации осуществляется только в Москве, что крайне проблематично для региональных страховых компаний, особенно находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке. Федеральный закон № 293-ФЗ в имеющейся редакции не будет способствовать повышению эффективности оценки рисков в страховании, не сможет в полной мере удовлетворить страхователей в определении устойчивости и надежности страховой компании, а орган страхового надзора в мерах пруденциального надзора за страховщиками. В связи с этим предлагается пересмотреть условия подготовки и выдачи актуарного заключения, изменить систему участия саморегулируемой организации актуариев (СРО) на страховом рынке, повысить прозрачность и публичность размещаемой в открытой печати и на официальных сайтах СРО информации о членах СРО, их опыте и квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF INSURANCE ACTUARIES IN RELATION TO RUSSIAN LEGISLATION

The increase in stability, reliability of the infrastructure of the insurance market, as well as operational efficiency and effectiveness of its activity is one of the prior tasks facing the public authorities in the sphere of regulation and control of insurance companies. The insurance actuaries, which confirm the validity of the applicable insurance rates and sufficiency of the formed insurance reserves, play an important role at the insurance market. Federal Law No. 293-FZ dated 02.11.2013 "On the actuarial activity in the Russian Federation" predetermined the legal basis of the legislative regulation of the actuarial activity and the formation of the Institute of Insurance Actuaries. However, a year after the adoption of the law, there appeared certain problems, without solution of which it is extremely difficult to achieve the desired results and to ensure the effective supervision for the insurers. One of the pressing problems in the activity of the insurance actuaries is "weak" pro-deduction of the legislation in terms of the requirements to the responsible actuary and the rules for the actuarial opinion. Training the staff of the corresponding qualification is carried out only in Moscow that is rather problematic for regional insurance companies, especially those in Siberia and the Far East. Federal Law 293-FZ in the existing edition will not enhance the effectiveness of risk assessment in the insurance and will not be able to absolutely satisfy insurers in determining the stability and reliability of the insurance company and the supervisory authority in the measures of prudential supervision for the insurers. Therefore, it is proposed to revise the conditions of preparation and issuance of actuarial reports, to change the system of participation of the self-regulatory organization (SRO) of the actuaries at the insurance market and to enhance transparency and publicity in the press and on the official websites of SRO information about the SRO members, their experience and qualifications.

Текст научной работы на тему «Институт страховых актуариев в свете российского законодательства»

УДК 368.023:349.3(470)

Е. В. Козлова

ИНСТИТУТ СТРАХОВЫХ АКТУАРИЕВ В СВЕТЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, а также оперативности и эффективности его деятельности является одной из приоритетных задач, стоящих перед государственными органами в сфере регулирования и контроля над страховыми организациями. Важную роль на страховом рынке играют страховые актуарии, которые подтверждают обоснованность применяемых страховщиком страховых тарифов и достаточность сформированных страховых резервов. Федеральный закон № 293-ФЗ от 02.11.2013 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» предопределил правовые основы законодательного регулирования актуарной деятельности и формирования института страховых актуариев. Однако спустя год после принятия закона появились определённые проблемы, без решения которых крайне сложно добиться желаемых результатов и обеспечить эффективный надзор над страховщиками. Одной из насущных проблем в деятельности страховых актуариев является «слабая» проработка законодательства в плане установления требований к ответственному актуарию и правилам составления актуарного заключения. Подготовка кадров соответствующей квалификации осуществляется только в Москве, что крайне проблематично для региональных страховых компаний, особенно находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке. Федеральный закон № 293-ФЗ в имеющейся редакции не будет способствовать повышению эффективности оценки рисков в страховании, не сможет в полной мере удовлетворить страхователей в определении устойчивости и надежности страховой компании, а орган страхового надзора - в мерах пруденциального надзора за страховщиками. В связи с этим предлагается пересмотреть условия подготовки и выдачи актуарного заключения, изменить систему участия саморегулируемой организации актуариев (СРО) на страховом рынке, повысить прозрачность и публичность размещаемой в открытой печати и на официальных сайтах СРО информации о членах СРО, их опыте и квалификации.

Ключевые слова: риск, актуарий, ответственный актуарий, актуарное заключение, саморегулируемая организация.

Актуарные расчеты в страховании

В Российской Федерации вот уже более десяти лет обсуждаются вопросы установления правого статуса страхового актуария. Никто не сомневается в необходимости деятельности данного субъекта страхового дела, его важности в определении страховых тарифов, расчете страховых резервов и выявлении рисков страховщика.

Полноценно работающий институт актуариев нужен для того, чтобы определять риски и качественно управлять теми рисками, которые страховые и пенсионные фонды упускают из виду, предотвращать возможные махинации на рынке.

Профессиональная оценка и управление рисками являются важными не только для менеджмента и акционеров страховой компании, но и для государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за деятельностью страховых компаний. Основные задачи актуарных расчетов сводятся к следующим:

— исследование и группировка рисков в рамках страховой совокупности;

— исчисление математической вероятности наступления страхового случая, определение частоты и степени тяжести последствий причинения ущерба как в отдельных рисковых группах, так и в целом по страховой совокупности;

— математическое обоснование необходимых расходов на ведение дела страховщиком и прогнозирование тенденций их развития;

— математическое обоснование необходимых резервных фондов страховщика.

Чем точнее проведены эти расчеты, тем точнее величина страховых резервов будет соответствовать будущим выплатам по страховым случаям [1].

Начиная с 1 января 2015 г. все страховые организации обязаны проходить процедуру актуарного оценивания и представлять в Центральный банк РФ в составе своей годовой финансовой отчетности актуарное заключение.

Актуарий и ответственный актуарий

Согласно Федеральному закону от 02.11.2013 № 293-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», выделяют два вида актуариев: актуарий и ответственный актуарий.

«Актуарий - физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев.

Ответственный актуарий - актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев, который имеет право осуществлять в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором подготовку актуарного заключения для направления его в уполномоченный орган и несет ответственность за обоснованность содержащихся в таком заключении выводов в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2].

Таким образом, каждый актуарий должен в обязательном порядке быть членом саморегулируемой организации (СРО), при этом только ответственный актуарий может готовить актуарное заключение для страховщика и нести полную ответственность за его содержание.

Из определения понятия «актуарий» видно, что актуарий может быть работником страховой организации и работать на условиях трудового договора, а также может привлекаться для выполнения своей работы на основе гражданско-правового договора.

Каждый актуарий должен соответствовать следующим требованиям:

— иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о соответствующем высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации;

— не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

— быть членом СРО.

При этом актуарий может быть членом только одной СРО актуариев.

При вступлении в СРО обязательно сдается квалификационный экзамен, который подтверждает теоретические значения и практические навыки соискателя из области финансов, теории вероятностей, математической статистики, бухгалтерского учета и отчетности, оценки рисков.

Помимо вышеуказанных требований к актуарию, к ответственному актуарию предъявляются дополнительные требования. Ответственный актуарий:

— должен иметь подтвержденный СРО актуариев стаж работы в области проведения актуарного оценивания и (или) актуарных расчетов не менее чем три года из последних пяти календарных лет;

— быть аттестованным СРО актуариев;

— соответствовать дополнительным требованиям к квалификации ответственных актуариев, установленным уполномоченным органом.

Сведения об ответственном актуарии вносятся в единый реестр сроком на пять лет, по истечении которых он обязан повторно подтверждать свою профессиональную пригодность и соответствие установленным требованиям.

Проблемы участия страховых актуариев на страховом рынке России

Законом предусмотрено, что ответственный актуарий не может являться учредителем (участником) организации, в отношении деятельности которой он проводит актуарное оценивание, а также руководителем такой организации, ее главным бухгалтером или состоять с указанными лицами в браке либо в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также полнородные и неполнородные братья и сестры, родители, дети супругов).

Однако, если ответственный актуарий является работником страховой организации, то он уже не может быть вполне объективным при составлении актуарного заключения, а руководитель страховой организации так или иначе может оказывать влияние на результаты выводов, изложенные в актуарном заключении.

Бесспорно, каждый актуарий должен соблюдать кодекс профессиональной этики, выполнять свою работу честно, квалифицированно и с должной предусмотрительностью. Но любая зависимость от работодателя будет приводить к тому, что актуарий окажется между «молотом

и наковальней» - он всегда будет пытаться составить положительное актуарное заключение таким образом и на основе таких методик, чтобы оно выглядело вполне приемлемым, и стараться формально соблюсти правила профессиональной этики.

В связи с этим было бы целесообразнее, чтобы законодатель выделил ответственного актуария в независимое лицо, т. е. чтобы ответственный актуарий привлекался только по гражданско-правовому договору. Страховая организация имеет право создавать целые подразделения по актуарным расчетам, но выдавать самой себе актуарное заключение это примерно то же, что и составлять самой себе аудиторское заключение о том, что в компании отличный финансовый результат и вся отчетность является объективной, достоверной и существенной во всех аспектах. Даже если сейчас не обратить внимания на имеющийся факт, то в скором будущем контролирующий орган будет привлекать других экспертов к перепроверке такого актуарного заключения.

В настоящее время имеются две зарегистрированные СРО актуариев: Ассоциация профессиональных актуариев, членами которой являются 67 человек, и Гильдия актуариев, в составе которой 139 человек [3].

На сайте Центрального банка размещен реестр ответственных актуариев, численность которых составляет 40 человек, но совершенно отсутствует какая-либо информация о данных лицах, что является не совсем правильным. Ведь если страховая компания или негосударственный пенсионный фонд планирует привлечь к своей работе какого-либо актуария, им необходимо получить информацию о нем. Особенно это актуально для региональных страховых компаний, территориально отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга. На сайтах двух указанных СРО отсутствует также какая-либо информация об участниках (где они находятся, где работают, нет никаких контактных данных, отсутствуют сведения об опыте и квалификации).

Так, например, согласно данным Службы Банка России по финансовым рынкам, на Дальнем Востоке насчитывается около 19 региональных компаний, из которых 3 брокерские и 5 - медицинские. В Хабаровском крае работают 7 местных страховщиков, включая одну медицинскую компанию. Каждой из этих компаний нужен будет ответственный актуарий, но вот кто будет составлять актуарное заключение - это большой вопрос.

Крайне немаловажной проблемой является содержание актуарного заключения, его цель и задачи.

Статьей 5 Закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено содержание актуарного заключения, которое, помимо всего прочего, должно включать в себя ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания; результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения, а также выводы и рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер.

Таким образом, складывается впечатление, что ни законодатель, ни уполномоченный орган в лице Центрального банка толком не знают, что конкретно должно быть отражено в актуарном заключении и каково его главное предназначение, кто будет читать актуарное заключение и на каких пользователей оно рассчитано. Получается, что руководитель страховой организации должен поставить перед актуарием задачу (пока не ясно, какого именно характера), а потом ознакомиться с результатом и передать это заключение в Центральный банк.

Де факто получается, что актуарий выполняет свою работу номинально, формально исполняя требование закона.

Даже если актуарий выявит определенные проблемы в правильности формирования страховых резервов, страховых тарифов, ни страхователи, ни застрахованные и выгодоприобретатели, ни тем более Центральный банк не узнают об этом. Для внешних пользователей актуарное заключение будет носить всегда положительный характер, тем более что никакой ответственности за последствия своих выводов в актуарном заключении актуарий не несет. Максимальным наказанием может быть применение мер дисциплинарного характера, которые предусмотрены уставом СРО. Уполномоченный орган не имеет никаких инструментов воздействия на страхового актуария.

Предложения и рекомендации

Выявленные проблемы могли бы устранить некоторые изменения, предложенные ниже.

Необходимо:

1. Исключить регулирование трудовых отношений ответственного актуария с работодателем. Это должно быть полностью независимое от страховщика лицо, которое составляет актуарное заключение объективно, не преследуя интересы руководителя страховой компании. Желательно, чтобы каждую территорию курировали бы свои кураторы из членов СРО актуариев, которые назначались бы Центральным банком и из которых страховая организация могла бы выбрать себе ответственного актуария для заключения гражданско-правового договора.

2. Разместить на сайте Центрального банка полную информацию об ответственных актуариях. Сделать это можно по примеру распределения нотариусов по районам города, но в данном случае можно все регионы РФ распределить между ответственными актуариями. Только так можно будет обеспечить независимость страхового актуария, а следовательно, будут полностью выполняться задачи, возложенные на актуария. Страховщик, разумеется, может иметь штат сотрудников из актуариев, однако они не должны давать актуарного заключения. Эти сотрудники нужны, скорее, для текущего анализа и контроля страхового портфеля, расчета страховых тарифов и прочей деятельности. Но для внешних пользователей, особенно для уполномоченного органа, актуарное заключение должен готовить только независимый эксперт.

3. Разработать дополнительные рекомендации и требования к актуарному заключению, его полному составу и перечню задач.

4. Разработать и утвердить единые для всех актуариев методики оценки рисков, оценки резервов и страховых тарифов.

5. Решит проблему обучения и подготовки кадров. В настоящее время далеко не во всех регионах имеются школы или курсы подготовки страховых актуариев. Так, например, на Дальнем Востоке никто не готовит страховых актуариев. Конечно, экзамен необходимо сдавать в Москве, но саму подготовку специалистов экономичнее и разумнее осуществлять на территориях, где будут работать новые актуарии. После вступления в силу Федерального закона № 293-ФЗ многие региональные страховые компании захотят ввести такую должность у себя в компании, но найти специалиста, хорошо подготовленного, обладающего необходимыми знаниями, просто невозможно. Именно поэтому необходимо начать разрабатывать учебные планы по подготовке страховых актуариев в учебных заведениях.

Заключение

Таким образом, несмотря на прекрасную идею создания института страховых актуариев в России, полезность данных участников пока крайне низка и малоэффективна. Необходимо дорабатывать имеющуюся нормативно-правовую базу, касающуюся деятельности страховых актуариев, с тем, чтобы страховые актуарии действительно стали незаменимыми в деятельности страховых компаний, могли своевременно и оперативно реагировать на изменение страхового портфеля, отрицательное воздействие внешних и внутренних рисков, а также предоставлять достоверную информацию в контролирующие органы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Четпаева Б. Б. Роль актуарии в повышении финансовой устойчивости страховых организаций / Б. Б. Четпаева // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21394663& (дата обращения: 06.01.2015).

2. Об актуарной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 293-ФЭ от 02.11.2013 // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165952.

3. Центральный Банк (официальный сайт) // URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=actuarial) (дата обращения: 04.01.2015).

Статья поступила в редакцию 10.01.2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Козлова Елена Валентиновна — Россия, 680042, Хабаровск; Хабаровская государственная академия экономики и права; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Теория риска и страхование»; My_lina@mail.ru.

E. V. Kozlova

INSTITUTE OF INSURANCE ACTUARIES IN RELATION TO RUSSIAN LEGISLATION

Abstract. The increase in stability, reliability of the infrastructure of the insurance market, as well as operational efficiency and effectiveness of its activity is one of the prior tasks facing the public authorities in the sphere of regulation and control of insurance companies. The insurance actuaries, which confirm the validity of the applicable insurance rates and sufficiency of the formed insurance reserves, play an important role at the insurance market. Federal Law No. 293-FZ dated 02.11.2013 "On the actuarial activity in the Russian Federation" predetermined the legal basis of the legislative regulation of the actuarial activity and the formation of the Institute of Insurance Actuaries. However, a year after the adoption of the law, there appeared certain problems, without solution of which it is extremely difficult to achieve the desired results and to ensure the effective supervision for the insurers. One of the pressing problems in the activity of the insurance actuaries is "weak" pro-deduction of the legislation in terms of the requirements to the responsible actuary and the rules for the actuarial opinion. Training the staff of the corresponding qualification is carried out only in Moscow that is rather problematic for regional insurance companies, especially those in Siberia and the Far East. Federal Law 293-FZ in the existing edition will not enhance the effectiveness of risk assessment in the insurance and will not be able to absolutely satisfy insurers in determining the stability and reliability of the insurance company and the supervisory authority -in the measures of prudential supervision for the insurers. Therefore, it is proposed to revise the conditions of preparation and issuance of actuarial reports, to change the system of participation of the self-regulatory organization (SRO) of the actuaries at the insurance market and to enhance transparency and publicity in the press and on the official websites of SRO information about the SRO members, their experience and qualifications.

Key words: risk, actuary, responsible actuary, actuarial report, self-regulatory organization.

REFERENCES

1. Chetpaeva B. B. Rol aktuarii v povyshenii finansovoi ustoichivosti strakhovykh organizatsii [The role of actuary in increasing financial stability of the insurance organizations]. Available at: http://elibrary.ru/ item.asp?id=21394663& (accessed: 06.01.2015).

2. Ob aktuarnoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 293-FZ ot 02.11.2013 [On actuary activity in the Russian Federation: Federal Law No. 293-FZ dated 02.11.2013]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165952.

3. Tsentral'nyi Bank (ofitsial'nyi sait) [Central Bank (official site)]. Available at: http://www.cbr.ru/sbrfr/? PrtId=actuarial) (accessed: 04.01.2015).

The article submitted to the editors 10.01.2015

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kozlova Elena Valentinovna - Russia, 680042, Khabarovsk; Khabarovsk State Academy of Economics and Law; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Theory of Risks and Insurance"; My_lina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.