Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости специального регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации (анализ проекта Федерального закона)'

К вопросу о необходимости специального регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации (анализ проекта Федерального закона) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКТУАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАРИЙ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АКТУАРНЫЕ РАСЧЕТЫ / СТРАХОВАНИЕ / ACTUARIAL PROFESSION / ACTUARY / SELF-REGULATED ORGANIZATION / ACTUARIAL SCIENCE / INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чебунин Алексей Викторович, Бабитинская Анна Игоревна, Кардашевский Артем Валерьевич

В статье проводится детальный юридический анализ проекта Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», его соответствия другим нормативным правовым актам, а также правилам юридической техники. Дается оценка возможным негативным последствиям его принятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question on Necessity of Special Regulation of Actuarial Profession in the Russian Federation (The Analysis of the Project of the Federal Law)

The article is devoted to the detailed legal analysis of a currency and necessity of approval of the Federal Law «About actuarial profession in the Russian Federation», its conformity with other laws and rules of legal techniques. The appraisal of possible negative consequences of its effect is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости специального регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации (анализ проекта Федерального закона)»

УДК 368(470)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКТУАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА)

© Чебунин А. В., Бабитинская А. И., Кардашевский А. В., 2010

В статье проводится детальный юридический анализ проекта Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», его соответствия другим нормативным правовым актам, а также правилам юридической техники. Дается оценка возможным негативным последствиям его принятия.

Ключевые слова: актуарная деятельность; актуарий; саморегулируемая организация; актуарные расчеты; страхование.

Водном из своих выпусков журнал «FORBES» опубликовал результаты исследования американских экспертов по теме: «Лучшая и худшая работы для 2010 года». Интересно, что возглавляет список самых привлекательных профессий актуарий, т. е. специалист по анализу и управлению финансовыми рисками и их последствиями. Эта профессия стала особенно престижной и востребованной в кризисное время. В связи с этим постановка вопроса о необходимости законодательного регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации может иметь принципиальную значимость.

Проект закона об актуарной деятельности был внесен в Государственную Думу три с половиной года назад и был поддержан Министерством финансов, но не был вынесен на пленарное заседание в связи с тем, что получил отрицательный отзыв Государственного правового управления Президента и Экспертного управления Президента. Против этого законопроекта в свое время однозначно высказался Экспертный совет по финансовым рискам, который работает при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку. Критический анализ законопроекта был дан в отзыве одного из крупнейших европейских актуариев, Президента Европейской актуарной академии Мартина Балера.

Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему, связанную с правовым регу-

лированием актуарной деятельности в нашей стране, 15 января 2010 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошел первое чтение проект Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» № 445108-4. За принятие законопроекта проголосовало 310 человек. Его автором является депутат Государственной Думы, Председатель комитета по собственности В. С. Плескачевский.

Предметом правового регулирования правового акта являются общественные отношения, связанные с осуществлением и регулированием актуарной деятельности, разработкой ее стандартов и правил, основаниями приобретения и утраты статуса страхового актуария, статусом саморегули-руемых организаций актуариев (далее — СРО), ответственностью актуария и способами ее обеспечения.

На сегодняшний день правовое регулирование отношений, связанных с актуарной деятельностью, регулируется следующими нормативными правовыми актами:

1) Закон РФ «Об организации страхового дела» от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ст. 8.1);

2) ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7.05.1998 г. № 75-ФЗ (ст. 3, 21, 32.1);

3) Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора»;

4) Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 222 «О порядке установления требований к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов»;

5) Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 95 «О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению»;

6) Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 12 февраля 2001 г. № 15 «Об утверждении требований к порядку оформления результатов актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов».

Следует отметить, что регулирование отношений в сфере актуарной деятельности данными правовыми актами является весьма разрозненным и недостаточным. Так, в Законе РФ «Об организации страхового дела» от 27.11.1992 г. № 4015-1 дается лишь определение субъекта актуарной деятельности и в самом общем виде затрагиваются отдельные вопросы, относящиеся к актуарной деятельности, равно как и в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7.05.1998 г. № 75-ФЗ, в приведенных Постановлениях Правительства и в Приказе Инспекции негосударственных пенсионных фондов.

В этой связи возникла необходимость принятия специального единого Федерального закона, который комплексно, системно, последовательно и эффективно регулировал бы вышеуказанные общественные отношения и занял бы центральное место в системе правовых актов, посвященных актуарной деятельности.

Принципиальное значение юридического анализа имеет выявление соответствия предмета правового регулирования проекта ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» установленным Конституцией РФ сферам ведения РФ, субъектов РФ, предусмотренным федеральным законодательством вопросам местного значения, а также соответствия законопроекта нормативным правовым актам РФ.

Поскольку страховые актуарии являются субъектами страхового дела, а деятельность в сфере страхования регулируется гражданским законодательством, то есть все основания полагать, что актуарная деятельность также должна регулироваться гражданским законодательством.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к сфере исключительного ведения РФ. Перечисленные в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ вопросы местного значения не затрагивают актуарную деятельность. Передача полномочий по нормативно-правовому регулированию, осуществлению контроля и надзора за актуарной деятельностью муниципальным образованиям представляется нецелесообразной. Следовательно, принятие нормативных правовых актов, касающихся деятельности страховых актуариев, возможно только на федеральном уровне. При исследовании положений проекта ФЗ несоответствий предмета правового регулирования установленным Конституцией РФ сферам ведения РФ, субъектов РФ и предусмотренным федеральным законодательством вопросам местного значения не обнаружено.

ФЗ «Об актуарной деятельности в РФ», равно как и все принимаемые нормативные правовые акты в РФ, должен соответствовать Конституции РФ (части 1 ст. 15). При анализе законопроекта каких-либо противоречий выявлено не было.

Поскольку, как уже отмечалось ранее, актуарий является субъектом страхового дела, его деятельность должна базироваться, прежде всего, на положениях Гражданского кодекса РФ, а также Закона РФ «Об организации страхового дела» от 27.11.1992 г. № 4015-1.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в законах, должны соответствовать ГК РФ.

Договор о проведении актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки (ст. 4 законопроекта) представляет собой договор возмездного оказания услуг. Специальная глава, посвященная регулированию данного договора, в ГК отсутствует. Поэтому положения ст. 4 проекта ФЗ «Об актуарной деятельности» должны соответствовать гл. 39 ГК. Приведенный в ч. 3 ст. 4 проекта перечень существенных условий не содержит указания на обязательное включение условий о сроке оплаты, сроке исполнения договора и порядке оплаты оказанных услуг, что противоречит п. 1 ст. 781 ГК. В этой связи, требуется уточняющее дополнение, посвященное правам и обязанностям актуария в части права на оплату фактически понесенных расходов в случае от-

каза заказчика от исполнения договора и обязанности по возмещению заказчику убытков в полном объеме в случае одностороннего отказа от исполнения договора (ст. 782 ГК). Кроме того, в Законе необходимо дать цельное определение договора о проведении актуарных расчетов с обязательным указанием на необходимость оказания услуги лично (ст. 780 ГК).

Пункт 5 ст. 21 проекта ФЗ не соответствует п. 1 ст. 957 ГК в части указания на вступление в силу договора страхования с момента уплаты страхователем первого страхового взноса. В соответствии с указанной статьей ГК договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу «в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса».

Поскольку статья 22 проекта содержит положение о том, что основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается факт наступления страхового случая, то можно прийти к выводу, что саморе-гулируемая организация (СРО) выступает в качестве страховщика ответственности актуария (в случае, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 22). Однако СРО не является страховщиком, так как не имеет соответствующей лицензии. В этой связи данная статья проекта нуждается в доработке, иначе усматриваются противоречия ст. 938 ГК и ст. 6 Закона «Об организации страхового дела».

Определение субъекта актуарной деятельности, предложенное в проекте, не соответствует определению, данному в ст. 8.1 Закона РФ «Об основах организации страхового дела». На наш взгляд, понятие субъекта актуарной деятельности (актуария) можно сформулировать следующим образом: «Субъектами актуарной деятельности (актуариями) признаются физические лица, осуществляющие актуарную деятельность на основании квалификационного аттестата и являющиеся членами одной из саморегу-лируемых организаций актуариев». В этой связи необходимо будет внести соответствующие изменения в ст. 8.1 Закона РФ «Об организации страхового дела».

Положения проекта, касающиеся перечисления объектов актуарной деятельности (ч. 2 ст. 2), соответствуют федеральному законодательству за счет указания на то, что перечень является открытым. Так, в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах РФ» в качестве объекта, который не содержится в перечне, указываются обязательства перед вкладчиками, участниками

и застрахованными лицами, а также стоимость средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. В то же время в Законе РФ «Об организации страхового дела» указанные страховые обязательства называются страховыми резервами, которые указаны в перечне объектов в проекте рассматриваемого ФЗ. В этой связи представляется необходимым в ФЗ «Об актуарной деятельности в РФ» ввести единую терминологию, раскрыть содержание основных терминов, внести соответствующие поправки в нормативные правовые акты, чтобы обеспечить единообразное регулирование и применение норм федерального законодательства.

Статья 15 проекта не содержит указания на такое требование к лицу, желающему осуществлять актуарную деятельность, как наличие квалификационного аттестата. Поскольку актуарная деятельность не является лицензируемой, заменяющий лицензию квалификационный аттестат имеет особое значение. В этой связи формулировка «документ, подтверждающий прохождение специализированной подготовки в области актуарной деятельности» представляется неточной. Необходимо заменить ее требованием предоставления квалификационного аттестата. В противном случае ФЗ «Об актуарной деятельности» будет противоречить Закону «Об организации страхового дела», который закрепляет данное требование к актуарию.

Проектом ФЗ предусмотрена возможность осуществления актуарием деятельности по трудовому договору. Для обеспечения независимости актуария в рамках трудовых отношений необходимо указать, что деятельность актуария должна осуществляться в соответствии с положениями трудового законодательства РФ. Однако работодатель не вправе вмешиваться в существо профессиональной деятельности актуария, давать ему обязательные указания по проведению актуарных расчетов и оцениванию. Аналогию можно провести с принципом академической свободы, закрепленной в ч. 3 ст. 3 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где указывается, что педагогический работник высшего учебного заведения свободен излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами. С учетом положений трудового законодательства Российской Федерации обеспечение незави-

симости актуарной деятельности в рамках трудовых отношений между юридическим лицом и актуарием представляется проблематичным, в связи с чем потребуется более глубокая проработка данного вопроса.

В ч. 1 ст. 20 проекта содержится противоречие нормам трудового законодательства. Если актуарий заключит трудовой договор и будет осуществлять свою деятельность непосредственно для работодателя (заказчика), то ответственность актуария как работника за убытки, причиненные юридическому лицу, должна регулироваться нормами трудового законодательства о материальной ответственности работника, которая, по общему правилу, является неполной. Кроме того, в таком случае предложенный в проекте вариант возмещения убытков за счет юридического лица не осуществим, так как юридическое лицо не может осуществлять возмещение убытков самому себе.

Часть 2 ст. 21 проекта ФЗ содержит указание на установление страхового случая вступившим в законную силу решением арбитражного суда, однако, в проекте не содержится указаний на то, что актуарий является субъектом предпринимательской деятельности. Таким образом, нарушаются правила о подведомственности споров арбитражным судам (ст. 27 АПК РФ).

Кроме того, в ч. 2 ст. 21 проекта ФЗ содержится указание на то, что страховой случай считается наступившим в случае признания страховщиком факта причинения ущерба действием (бездействием) актуария. Это означает, что последствия наступления страхового случая ставятся в зависимость от воли страховщика, который по своему усмотрению сможет определять виновность или невиновность актуария в причинении ущерба, что не является объективным. При этом необходимо сделать уточнение, какой именно страховщик вправе признавать факт наступления страхового случая. По идее, им должен быть страховщик по страховому договору, а не страховщик, которому оказываются актуарные услуги, так как он заинтересован в признании наступления страхового случая. В этой связи следует установить, что констатация наступления страхового случая возможна лишь вступившим в законную силу решением суда.

Пункт 6 ст. 21 проекта не соответствует

ч. 4 ст. 3 Закона «Об организации страхового дела», поскольку содержит указание

на возможность саморегулируемых организаций актуариев устанавливать дополнительные требования к договорам обязательного страхования. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Кроме того, в Федеральном законе регламентируется статус саморегулируемых организаций актуариев. В этой связи необходимо, чтобы рассматриваемый ФЗ соответствовал ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. В проекте во многом дублируются положения ФЗ «О саморегу-лируемых организациях». Некоторые требования данного закона не соблюдены. Например, необходимо редактировать положения ч. 4 ст. 10, ст. 11, ст. 14 проекта; в ст. 12 проекта право на представление интересов членов дублирует функцию СРО, указанную в ФЗ «О саморегулируемых организациях»; исключительная компетенция общего собрания (ст. 17 проекта) не соответствует ст. 16 ФЗ «О саморегулируемых организациях»; ст. 18 проекта дублирует ст. 10 ФЗ «О саморегулируемых организациях». Следует также отметить следующее: статус саморегулируемой организации актуариев не является единственным предметом регулирования рассматриваемого Федерального закона. Поэтому во избежание излишней детализации статуса СРО необходимо ввести положение о том, что деятельность саморегулируемой организации актуариев регулируется ФЗ «О саморегули-руемых организациях» с особенностями, установленными ФЗ «Об актуарной деятельности».

Положения ст. 6 законопроекта необходимо также дополнить положениями о праве актуария отказаться от осуществления актуарного оценивания в случае непредставления, либо неполного предоставления информации и (или) документов, а также разъяснений, необходимых для проведения оценивания; в случае наличия неустранимых сомнений в достоверности информации и (или) документов, а также разъяснений, представленных потребителем услуг актуария; в случае оказания давления со стороны потребителя услуг актуария с целью искажения результатов актуарной деятельности, осуществляемой актуарием. В то же время часть 2 следует дополнить положениями, обязывающими актуария воздержи-

ваться от проведения актуарного оценивания при наличии конфликта интересов и обязывающими актуария информировать саморегулируемую организацию либо уполномоченный федеральный орган о фактах умышленного давления со стороны заказчика актуарных расчетов с целью искажения результатов таких расчетов. Следует расширить перечень оснований для отказа в принятии лица в члены СРО, а также оснований, по которым прекращается членство актуария в СРО.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 проекта актуарий имеет право запрашивать у третьих лиц информацию, необходимую для проведения актуарных расчетов, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной. Полагаем, что перечень тайн целесообразно расширить до любой конфиденциальной информации (служебной или иной охраняемой законом тайны).

Поскольку в ст. 7 проекта предусматривается государственное регулирование актуарной деятельности, которое в настоящее время не осуществляется, то законопроект потребуется привести в соответствие с Бюджетным кодексом РФ, так как возможны расходы, покрываемые из средств федерального бюджета.

Следует обратить внимание на то, что некоторые положения проекта (в том числе и не самые удачные с юридической точки зрения) идентичны положениям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.

Федеральный закон является нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой, чем подзаконные и ведомственные правовые акты. Поэтому указанные выше постановления, Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» необходимо будет привести в соответствие с ФЗ «Об актуарной деятельности в РФ».

Проект ФЗ отличает не самый высокий уровень юридической техники.

Если сопоставить тот объем норм законопроекта, который посвящен непосредственно регулированию актуарной деятельности, объему норм, посвященному саморегули-руемым организациям без привязки к сути работы актуария, то окажется, что само наименование акта не вполне четко определяет содержание и предмет регулирования,

так как по большей части закон регулирует не актуарную деятельность, а статус и деятельность саморегулируемых организаций.

В законопроекте нарушены правила юридической техники, относящиеся к содержанию и структуре нормативных правовых актов. Поскольку данный нормативный правовой акт является достаточно крупным по объему и правовому регулированию, то нормы должны обособляться в разделы, главы или части. Следует выделить: общую часть (предмет регулирования, цели акта, законодательство, понятийный аппарат и т. п.); основную часть (статус актуария, статус СРО и т. п.); заключительные (переходные) положения. Каждый раздел, глава или часть должны будут иметь собственное название.

Следует привести в соответствие нумерацию статей: она должна быть сплошной и единой. В проекте закона дважды встречаются ч. 2 ст. 14, ст. 18 и ст. 23.

Однородные нормы необходимо излагать компактно. Каждая статья должна быть посвящена одной проблеме (например, право СРО на объединение в союзы и ассоциации логичнее включить в ст. 12).

Не соблюдены правила, относящиеся к изложению норм. Текст должен соответствовать нормам русского языка. Не допускается наличие орфографических и пунктуационных ошибок (нарушены правила склонения существительных, числительных, допущены орфографические ошибки и т. д.).

Нормы должны излагаться кратко, четко и понятно. Например, не совсем понятным является само определение актуарной деятельности, так как отсутствуют определения таких специальных юридических терминов, как страховые резервы страховщика, страховые вероятности страховых рисков, актуарные расчеты, частная практика.

Юридическая терминология должна быть единой. Так, в ст. 13 применяется понятие «стаж актуарной деятельности», в ст. 15 — «стаж работы в области актуарных услуг», а в ст. 21 — «стаж осуществления актуарной деятельности». Например, не совсем понятным является соотношение понятий «актуарий» и «независимый актуарий» (исходя из текста проекта, данные понятия являются синонимами, и при наличии «независимого актуария» подразумевается наличие некоего «зависимого актуария», хотя это невозможно).

Необходимо единым образом использовать юридические конструкции. Например,

необязательно повторять в ч. З ст. 4 фразу «объект и объекты», достаточной является только фраза «объект». В целях экономии нормативного пространства следует исключить некоторые ненужные обороты из статей (например, изъять из п. 2 ч. 2 ст. 6 фразу «при осуществлении актуарной деятельности»). Часть З ст. 18 в конце необходимо дополнить фразой «далее — жалоба». Некоторые нормы необходимо реконструировать, изменив порядок слов на юридически более правильный. Например, ч. 1 ст. 10 изложить следующим образом: «Саморегу-лируемой организацией актуариев признается объединяющая на условиях членства актуариев некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля актуарной деятельности и включенная в единый государственный реестр саморегу-лируемых организаций». Следует заменить некоторые фразы на так называемые юридические фразеологизмы. Например, вместо союза «и» в некоторых случаях корректнее использовать союз «а также» (например, в п. 2 ч. 1 ст. 12). Не допускается синтаксическая инверсия (например, в ч. 5 ст. 17), т. е. изменение порядка слов в предложениях.

Исходя из всего вышесказанного, введение в действие данного проекта ФЗ может привести к ряду негативных последствий, среди которых можно выделить следующие:

1. Закон РФ «Об организации страхового дела» и ФЗ «Об актуарной деятельности» будут являться законами равной юридической силы. В этой связи возникает вопрос: какой из законов следует признать базовым, и, следовательно, в какой из них потребуется внести изменения?

Закон РФ «Об организации страхового дела» был принят в 1992 г. и содержит основополагающие положения по регулированию отношений в сфере страхования. Если признать базовым данный Закон, то ФЗ «Об актуарной деятельности» должен соответствовать ему. Следовательно, потребуется изменение определения субъекта актуарной деятельности. Поскольку в Законе 1992 г. не содержится такого требования к актуарию, как обязательное членство в СРО актуариев, то ФЗ «Об актуарной деятельности» должен быть изменен по существу.

Если признать приоритет специальных норм перед общими, то потребуется внесение изменений в Закон 1992 г.

В этой связи следует признать необходимость включения в ФЗ «Об актуарной дея-

тельности» специального раздела с заключительными и переходными положениями, посвященными изменениям, которые потребуется внести в иные нормативные правовые акты.

2. Часть 2 ст. 15 проекта содержит такое требование к лицу, желающему вступить в члены саморегулируемой организации актуариев, как представление копии документа, подтверждающего стаж работы в области актуарных услуг не менее одного года. Данное положение будет действовать только в отношении актуариев, осуществляющих актуарную деятельность до вступления в силу данного Федерального закона. После вступления его в силу актуарии не смогут осуществлять свою деятельность, так как для этого потребуется членство в СРО актуариев, получить которое можно только при наличии соответствующего стажа. В то же время приобрести данный стаж, не являясь членом СРО актуариев, невозможно. Таким образом, после вступления в силу ФЗ появление новых актуариев становится невозможным. Как следствие, не будет действовать положение, содержащееся в ст. 23 проекта (возможность образования союзов СРО актуариев), поскольку исходя из имеющихся сведений по количеству страховых актуариев в России (157 актуариев) [1], будет образована лишь одна СРО актуариев. Данное положение необходимо исключить или указать в переходных положениях, что оно распространяется только на тех актуариев, которые осуществляли свою деятельность до вступления в силу указанного ФЗ.

3. Поскольку членство в СРО актуариев согласно ФЗ является обязательным условием осуществления актуарием своей профессиональной деятельности, то возникнет необходимость создания данных СРО. С момента принятия закона и до момента включения сведений о ней в единый государственный реестр может пройти достаточно продолжительный период времени (создание некоммерческих организаций, приобретение данными организациями статуса СРО). Это может привести к торможению актуарной деятельности. В этой связи требуется включение в ФЗ переходных положений, связанных с поэтапным введением ФЗ в силу, а также положений о сохранении силы договоров об оказании актуарных услуг, трудовых договоров с актуариями, заключенных до вступления в силу данного ФЗ. Действие ФЗ должно распространять-

ся на права и обязанности, которые возникнут после введения его в действие.

4. Как уже отмечалось ранее, поскольку последствия наступления страхового случая ставятся в зависимость от воли страховщика, и в ч. 2 ст. 21 проекта отсутствует уточнение, какого именно страховщика (страховщика по страховому договору или страховщика, которому оказываются актуарные услуги), то это может привести к злоупотреблениям с его стороны в части признания факта наступления страхового случая.

5. Поскольку на данный момент отсутствует специальный нормативный правовой акт, регулирующий актуарную деятельность, то можно говорить об относительно свободном ее осуществлении (актуарии достаточно самостоятельны при осуществлении своей деятельности). На сегодняшний день существует тенденция постепенного отказа от чрезмерного администрирования деятельности субъектов хозяйствования, поскольку это не соответствует принципам фактически сформировавшегося в России свободного рынка. В этой связи предполагается установление большей самостоятельности хозяйствующих субъектов посредством отказа от лицензирования в пользу са-морегулируемых организаций. Создание СРО является своеобразной альтернативой лицензированию, призванной защитить рынок от недобросовестных субъектов без применения мер государственного принуждения как основного инструмента воздействия. Актуарная деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности и не отличается большим числом злоупотреблений и нарушений. В этой связи введение обязательного членства в СРО актуариев можно рассматривать скорее как ограничение свободы деятельности актуариев, ужесточение условий ее осуществления, а не стремление соответствовать тенденциям отказа от администрирования.

Таким образом, проведенный юридический анализ проекта Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» показал, что данный нормативный правовой акт содержит в себе целый ряд противоречий федеральному законодательству РФ, весьма внушительный комплекс норм требует существенной переработки, а юридическая техника акта нуждается в совершенствовании.

Как отмечают сами авторы проекта ФЗ об актуарной деятельности, целью его раз-

работки и принятия является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуария, повышение прозрачности и эффективности таких важных сфер социальных и экономических институтов, как страхование и пенсионное обеспечение, введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии и гармонизация нашего законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством. Однако, на наш взгляд, законом с подобным качеством проработки достижение поставленных целей не представляется возможным. Думается, что его принятие в таком виде, скорее, создаст еще больше проблем, чем разрешит.

В заключение хотелось бы отметить, что в гражданском законодательстве РФ существует множество неурегулированных вопросов. Ряд из них должен быть решен в первостепенную очередь. Как показывает практика, актуарная деятельность в принципе не имеет широкого распространения в России и не изобилует правонарушениями, поэтому на данный момент принятие отдельного Федерального закона, посвященного актуарной деятельности, не является жизненно необходимым по сравнению с решением иных, действительно более важных и актуальных проблем гражданского права. Ы

1. Список членов Гильдии актуариев [Электронный ресурс]. URL: http:// www.guildofactuaries.ru/ singleact.php? id= 1 (дата обращения: 8 мая 2010 г.).

To the Question on Necessity of Special Regulation of Actuarial Profession in the Russian Federation (The Analysis of the Project of the Federal Law)

© Chebunin A., Babitinskaya A.,

Kardashevskiy A., 2010

The article is devoted to the detailed legal analysis of a currency and necessity of approval of the Federal Law «About actuarial profession in the Russian Federation», its conformity with other laws and rules of legal techniques. The appraisal of possible negative consequences of its effect is given.

Key words-, actuarial profession; actuary; self-regulated organization; actuarial science; insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.