4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Приказ ФНС России от 13.12.2013 № ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Боровиков Р.А., Раков И.А., Винник А.В. Реализация полномочий налоговых органов в рамках дел о несостоятельности // Российское право: Образование. Практика. Наука, 2014. № 1 (82). С. 86-100.
7. Демич А.А. Государственное регулирование в процессе банкротства // Теория и практика общественного развития, 2012. № 4.С. 326-328.
8. Извеков С.С. Уполномоченный орган с правами залогового кредитора по делам о банкротстве // Бизнес, Менеджмент и Право, 2016. № 3 - 4.
9. Наумчев Д.В., Солдатенков В.Ю. Приоритетные направления работы Федеральной налоговой службы по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства // Имущественные отношения в РФ, 2013. № 1 (137). С. 6 - 14.
10. Чистова К. Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа // ЭЖ-Юрист, 2017. № 3.
СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Кочкарова Э.В.
Кочкарова Эльвира Валерьевна - магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказской государственной гуманитарной технологической академии, г. Черкесск
Аннотация: в данной статье анализируются проблемы развития страхования в России и пути их разрешения. А так же современное страхование в России. Предложены различные вариации разрешения проблем института страхования. Ключевые слова: страхование, страхование жизни, проблемы страхования, решение проблем страхования, проблемы страхования, эффективность страховой защиты, тенденции и перспективы развития.
Современное страхование в Российской Федерации производится в рамках системы страховых институтов с ресурсами и существенным количеством страховщиков. Имеет средства регулирования страховой деятельности в лице Федеральной службы по финансовым рынкам, привлечение иностранного капитала, установившуюся систему нормативно-правовых актов, осуществляющие регулирование отрасли страхования.
В посткризисный период наблюдалась эффективная динамика стоимостных показателей отечественного страхования. Но, несмотря на повышающуюся динамику рынка страхования, развитие страхования в России позволяет выделить множество проблем, которые требуют изучения, для совершенствования института страхования.
Одной из наиболее важных проблем развития страховой отрасли, а также института страхования в целом, в Российской Федерации было замечено понижение общественной значимости страховой деятельности. А именно не доверительное отношение оказывается на добровольные виды страхования. Причинами такого явления послужила демонополизация государственной системы страхования и последствия экономического кризиса 1998 года.
Снижение общественной значимости страхования сказываются на добровольном страховании в экономике.
В последние годы страхования деятельность развивалась достаточно быстро, за счет введения обязательных видов страхования. Основное внимание страховщиков было нацелено на механизме администрирования страховых премий, а не на ознакомлении с интересами категорий клиентов. Несмотря на это в развитии страхования важнейшую роль играет- принуждение страхователей без учета их ограниченной платежеспособности.
Усложняется данное положение тем, что страховщики создают спрос на некоторые добровольные виды страхования путем осуществления добровольно-принудительных методов продаж. Примером послужило заключение договора ОСАГО, которое увеличивает сумму расходов страхователей на приобретение полиса ОСАГО около на 1 тысячу рублей, только при условии дополнительного страхования от несчастных случаев. Подобные подходы к клиентам ведут к негативному отношению страхователей к институту страхования в целом.
Так же существует проблема отсутствия недостаточно квалифицированных кадров, осуществляющих свою деятельность в страховых компаниях.
Обычно страховые компании и агенты по страхованию преследуют цель продажи страховых полисов и приобретение вознаграждения. Информирование страховщиков страховыми агентами об условиях того или иного вида страхования носит второстепенный характер, что в следствии приводит к формированию негативного страхового опыта у потенциальных потребителей.
Существует ряд некоторых других проблем, препятствующих к совершенствованию страховых взаимоотношений и востребованию страхования.
Имеются проблемы и противоречия, заложенные в законодательстве по институту страхования. К примеру, касающиеся установления имущественного интереса, определения стоимости имущества, имеющие материально - вещественную форму, подходы к определению суммы ущерба, определения страхового случая. Неоднозначное определение понятий, обозначенных в правилах страховых компаний со ссылкой на нормативно-правовые акты формируют отрицательное мнение у граждан.
А также увеличилось количество случаев, когда страховщики, имеющие расчетные финансовые показатели, стремятся не выплачивать страховое возмещение. Доверительное отношение к институту страхования подрывает и тот факт, что за 2017 год сумма штрафов, наложенных на страховщиков достигла 192,3 млрд. рублей, что составляет 58 % от совокупности суммы штрафов по всем объектам надзора ФСФР, при этом общее количество страховщиков составляют лишь 10 % их числа [1, 168].
В этом случае является актуальным вопрос активного участия государства в развитии института страхования.
В момент становления рыночной модели российского страхования роли государства в развитии отечественного страхового рынка определялась функциями по обеспечению надежной системы страхования. Было осуществлено установление нормативов для деятельности страховщиков с акцентом в законодательстве на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. На самом деле механизм функционирования страховой отрасли говорит о том, что необходимо рассматривать проблему государственного участия в развитии российского страхования намного шире, с определением страхования как стратегически значимого сектора экономики, который нуждается в разработке новых механизмов государственного регулирования с ориентацией на высокий социальный эффект.
При тенденции зависимости динамики страхового рынка от платежеспособного спроса потенциальных потребителей страховых услуг становится необходимым решение вопроса о государственной поддержке и софинансирования малоимущих слоев населения, а также отдельных категорий граждан, семей с одним кормильцем, пенсионеров, с целью обеспечения возможности получения надежной страховой
19
защиты при неплатежеспособности. Данные нововведения являются исключительной прерогативой государства.
Для России возрастающие темпы международной интеграции и глобализации обусловливают необходимость улучшения инвестиционного климата и обеспечения устойчивого социально экономического развития, в том числе путем возмещения ущерба экономике и вреда гражданам в результате возникновения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, терроризма, военных и политических рисков. Это обстоятельство, на фоне понижения эффективности использования страхования в экономике России, подчеркивает заинтересованность государства и необходимость его более широкого участия в развитии отечественного страхового рынка на уровнях, отличных от контроля и надзора.
При учете уроков мирового финансового и экономического кризиса, произошедшего в 2008-2009 гг., участие государства необходимо для создания эффективной системы управления финансовыми рисками. Поэтому целесообразным является использование страховой отрасли как основы системы управления финансовыми рисками, что становится невозможным без участия государства в создании рыночного института, так как помимо формирования страховых резервов по страхованию финансовых рисков, необходимо увеличение емкости страхового рынка, обеспечение надежной перестраховочной системы, организация гарантийного фонда с участием государства и поддержки со стороны государства [2,126].
Без высокого качества оказанных страховых услуг развитие страхования невозможно, что предусматривает комплексное решение по реформированию нынешней системы страхования, укреплению, а также устранению элементов, являющихся неэффективными элементами для управления страховыми отношениями.
Для разрешения проблем, в первую очередь, необходимо доверие общества к страховщикам, а также повышение уровня страховой культуры населения и социальной значимости страхования. Проблемы, связанные с доверием граждан, носят значительный характер и требуют совершенствования технической составляющей страхового процесса, а именно: повышения уровня страховых организаций, качества предоставляемых ими услуг, разработка и утверждение типовых договоров страхования для создания «прозрачной» системы страхования в законодательстве.
Наиболее важным является совершенствование системы возмещения ущерба, разработка обновленных подходов к определению суммы ущерба и к условиям при которых осуществляется страхования выплата.
Качество выплат по договору страхования определяет качество страховой услуги. Решением данного направления может являться введение «зеленного коридора» для всех видов имущественного страхования, стандарта урегулирования убытков, означающего упрощенную процедуру урегулирования убытка в зависимости от обстоятельств наступления страхового случая и размера заявленного страховщиком убытка.
Другим направлением для повышения качества предоставляемых услуг страховыми компаниями, а именно что касается защиты потребительских прав при предоставлении страховых услуг через совершенствование деятельности судов общей юрисдикции, третейских судов, создание организаций по защите прав потребителей финансовых услуг, основанной на деятельности омбудсменов.
В Российской Федерации развитие страхования напрямую зависит от более активного участия в государства в страховой деятельности. К примеру, в использовании механизма субсидирования малообеспеченных граждан на приобретение страховой защиты и разработке государственных программ по страхованию с учетом спецификации потребностей, обеспеченности экономической политики, проводимой в субъектах Российской Федерации. Данный подход к институту страхования будет иметь положительное влияние, что скажется на росте потребности населения в добровольном виде страхования.
Зарубежный опыт развития страховых рынков показывает возможность использования частно-государственного партнерства в области страхования, но и его необходимость, что может выражаться в установлении государством обязательных видов страхования по социально значимым объектам, регулировании страхового рынка путем создания государственной перестраховочной компании или специальных фондов с государственными гарантиями для решения социально значимых задач.
Таким образом, именно социальная ориентированность государства в регулировании и поддержке сферы страхования будет способствовать повышению эффективности страховой защиты населения.
Страховому институту нужно изменить восприятие развития отрасли, связанное с активным введением обязательных видов страхования, и перейти к разработке и реализации мер по стимулированию интереса потенциальных страхователей к добровольным видам страхования. И прежде всего, это относится к страховому сообществу [3,85]. Результаты опроса страховщиков в рамках VI ежегодного форума «Будущее страхового рынка», состоявшегося в Москве 21 ноября 2012 г., свидетельствуют о сохранении прежней позиции многих представителей страхового института в отношении мер стимулирования спроса на страховые услуги через обязательные виды страхования. При опросе «какую меру, направленную на повышение спроса, на страхование, Вы считаете наиболее эффективной?», 30% участников опроса ответили за введение новых обязательных видов страхования. Большинство опрошенных топ менеджеров выступила за стимулирование спроса на страхование, что является, конечно, положительным сдвигом в переориентации страховщиков на интересы страхователей. Указанные же методы стимулирования спроса действительно могут существенно повысить востребованность добровольных видов страхования.
Необходимо заметить, что совокупность вышеуказанных проблем и тенденций отечественного института страхования не является исчерпывающей, но в значительной степени определяет характер и качественные показатели страховых процессов и взаимоотношений в России. Наиболее быстрое решение указанных проблем, безусловно, будет способствовать более эффективному развитию российского страхового рынка. Необходимо отметить особую важность документа Правительства РФ «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года», с принятием которого, вероятно, будут реализованы меры по решению наиболее актуальных и важных проблем страхования в России.
Список литературы
1. Архипов А.П. Андеррайтинг в страховании / А.П. Архипов. Москва.: Юнити-Дана, 2016 г. 240 с.
2. Сплетухов Ю.А. Страхование / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков. Москва: ИНФРА-М, 2016 г. 320 с.
3. Братчикова Н.В. Порядок уплаты страховых взносов в 1999 году / Н.В. Братчикова. Москва: Огни, 2017 г. 132 с.
4. Кочкарова Э.В. Научная статья на тему «Проблемы совершенствования законодательства об исполнении решений арбитражных судов» // Отечественная юриспруденция / №5 (19), 2017. С. 91-93.