Научная статья на тему 'Страхование от несчастных случаев на производстве: проблемы реализации в условиях УИС'

Страхование от несчастных случаев на производстве: проблемы реализации в условиях УИС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхование от несчастных случаев на производстве: проблемы реализации в условиях УИС»

КЛ. БЯУиСИКО

INSTRANCE AGAINSU ACCIDENUS AU PRODTCUION SIUES: EXPERIENCE OF UHE PENAL SYSUEM

Н.А. БРЮЧКО (Академия ФСИН России)

СТРАХОВАНИЕОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В УСЛОВИЯХ УИС

В условиях острейшего экономического кризиса особую роль для выживания отечественного рынка страхования приобретает развитие различных видов страхования. В современной России страхование как эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства становится все более необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Известный специалист в области страхования Н.А. Вигдорчик писал: «Страхованием называется такая организация взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее и связанная с этим риском материальная тяжесть заранее же распределяется между всеми членами организации»1.

В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности2. Один из крупных специалистов в области трудового права К.М. Варшавский отметил, что социальное страхование предназначено «не для защиты определенных экономических отношений, существующих абстрактно, вне определенных личностей нанимателя и нанимающегося, а для защиты одного из субъектов этого отношения - нанимающегося»3.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве осуществляется в России с января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4, которым установлены правовые, экономические и организационные основы этого вида страхования.

Закон уточняет механизм осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве с учетом практики применения действующего законодательства о страховании от несчастных случаев. Согласно закону банки и кредитные организации обязаны открывать банковские счета страхователям только при предъявлении ими страховых свидетельств, подтверждающих их регистрацию у страховщика. Установлена также обязанность банков сообщать страховщику об открытии или закрытии счетов страхователя и исполнять поручения страхователя или инкассовые поручения страховщика о перечислении взносов, пеней и штрафов на счет страховщика. Кроме того, закон предусматривает, что размер оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных устанавливается Правительством РФ. Также расширяется круг лиц, имеющих право на обжалование заключения медико-социальной экспертизы. Кроме застрахованного, таким правом наделяются страхователь и страховщик.

До введения в действие этого закона в России возмещение работникам ущерба, связанного с несчастным случаем на производстве, происходило на основе гражданского права, нередко с помощью судебных решений, что, на наш взгляд, не обеспечивало в полной мере защиту прав граждан, так как пострадавшие на производстве работники подвергались процедуре установления наличия или отсутствия их вины в происшедших несчастных случаях. Существующая система в лучшем случае ограничивалась компенсационными выплатами. Оплату медицинского лечения работников, получивших произ-

водственные травмы, а также проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации организовать с помощью процедур гражданского права для отдельных лиц, мы думаем, практически невозможно. В связи с этим оказание всего комплекса видов защиты возложено на специализированные организации, что особенно важно при неизменно возникающих финансовых трудностях для многих предприятий, их неплатежеспособности.

Вопросы формирования и становления новых институтов и всей системы социальной защиты являются предметом пристального внимания законодателей, которые ищут новые решения возникающих проблем в области социального страхования. В последнее время был принят и введен в действие ряд нормативных документов.

Так, в декабре 2005 г. принят Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Законом предусмотрено, в частности, расширение количества классов профессионального риска с 22 до 32 при сохранении размеров страховых тарифов в пределах от 0,2 до 8,5 %5. Это обусловлено тем, что введенный с 1 января 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) содержит 1842 кода видов экономической деятельности, а использовавшийся ранее Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) содержал 755 кодов отраслей (подотраслей) экономики.

Увеличение классов профессионального риска до 32 позволило приблизить размеры страховых тарифов к реальным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве работников.

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2005 г. № 809 «Об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» позволил оплачивать из средств Фонда социального страхования России (ФСС) лечение в санатории, а также проезд до него и обратно6 . Причем какие бы то ни было единовременные или ежемесячные выплаты работодатель делать уже не будет. Помимо этого, если сумма, потраченная на лечение сотрудника, окажется больше суммы начисленных взносов (без учета пени), то эту разницу нужно будет перечислять в Фонд. Ранее общей суммой взносов в

Фонд считались непосредственно сами взносы плюс пени.

Приказ Минздравсоцразвития России от 24 июня 2005 г. № 420 «Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2005 г. по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний»7 - также одно из последних введений законодателя.

Обратим внимание на то, что практически во всех нормативных актах понятия «несчастный случай на производстве» и «профессиональное заболевание» фигурируют как нечто совместное и неразделимое. Мы не согласимся с таким пониманием, необходимо разделение страхового риска, то есть разделение обязательного социального страхования от несчастного случая на производстве и обязательного социального страхования в случае профессионального заболевания на два вида страхования, так как нанесение вреда жизни и здоровью работника имеет две разные причины, одна из которых - производственный травматизм, а другая - профессиональные заболевания. Другими словами, у травм на производстве и у профессиональных заболеваний разные причины возникновения и последствия. И меры профилактики тоже разные. Об этом на парламентских слушаниях «Проблемы совершенствования законодательства о страховании профессиональных рисков и практики его применения» упоминала директор страхового агентства «Мир коммерческого расчета» Т. Говашилишвили. Однако некоторые специалисты считают данное предложение несостоятельным: нередко пострадавшие на производстве получают одновременно и травмы, и профессиональные заболевания.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве является видом социального страхования и обеспечивает социальную защиту застрахованных и экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска, возмещает вред, причиненный жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, организует предупредительные меры по сокращению производственного травматизма.

Именно в такой последовательности в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1 Ю5

указаны задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Однако, на наш взгляд, во главу угла следует ставить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев на производстве. Представляется, что приоритеты в данном направлении выбраны неправильно (если посмотреть данные статотчетности, то можно отметить, что в 2004 г. на ежемесячные страховые выплаты приходилось 73 % от общих расходов Фонда социального страхования, а на предупредительные мероприятия только 8 %).

Социальная функция страхования от несчастных случаев на производстве состоит в защите работников предприятия и членов их семей от снижения жизненного уровня, связанного с утратой работниками предприятия трудоспособности и (или) их смертью, наступившей в результате несчастного случая, произошедшего при выполнении служебных обязанностей.

Страхование от несчастных случаев позволяет:

- компенсировать вынужденное снижение доходов работника, обеспечив ему выплату денежной компенсации в случае временной нетрудоспособности или инвалидности, возникших в результате несчастного случая;

- оказать материальную поддержку семье застрахованного работника в случае его гибели;

- создать необходимые условия для возникновения у работников чувства социальной защищенности;

- улучшить моральный климат в коллективе и поднять авторитет руководства.

Субъектами страховых правоотношений являются страхователь, страховщик и застрахованный.

Страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая наших граждан), либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Регистрации в качестве страхователей подлежат организации и граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу физических лиц по трудовому договору (контракту).

Физические лица регистрируются по месту жительства в течение 10 дней с момента заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников либо соответствующего гражданско-правового договора, по условиям которого страхователь обязан уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Факт регистрации лица в качестве страхователя подтверждается выдачей исполнительным органом Фонда социального страхования России страхового свидетельства установленной формы.

При заключении договора страхования от несчастных случаев предприятия пользуются налоговыми льготами. В гл. 25 Налогового кодекса РФ установлено, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 % от суммы расходов на оплату труда. Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым только в случае наступления смерти застрахованного работника или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника8 .

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ суммы страховых выплат работнику в возмещение вреда, причиненного вследствие несчастного случая на производстве, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц9. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ суммы страховых выплат не облагаются и единым социальным налогом10.

Застрахованными, подлежащими обеспечению по страхованию, являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (если международными договорами не предусмотрено иное), работающие на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, либо выполняющие работу на основании договора гражданско-правового характера, заключенного со страхователем, если последним предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Лица, чье право на получение возмещения вреда, причиненного увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, было установлено в соответствии с законодательством СССР, получают право на обеспечение по страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование исчисляются в процентах с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - с суммы вознаграждения по граж-

данско-правовому договору, начисленной с учетом групп отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска, и определены в следующих размерах: I класс профессионального риска - 0,2; II - 0,3; III - 0,5; IV - 1,4; V - 1,7; VI - 1,8; VII - 1,9; VIII - 3,1; К - 3,7; X - 3,8; XI - 4,3; XII - 5,9; XIII - 6,8; XIV - 10,7.

С 2005 г., определяя тарифы на страхование от несчастных случаев на производстве, организации должны учитывать код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а не код по ОКОНХ. Такое новшество связано с тем, что с 2006 г. ОКОНХ полностью отменяется.

Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации, так указано в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Однако монополизм в любой сфере недопустим. По нашему мнению, ФСС один не справится с приоритетной задачей по предотвращению наступления страховых случаев, а наличие конкуренции в страховом деле даст возможность страхователю выбрать для себя более выгодного страховщика, что позволит ему снизить страховые тарифы и использовать больше средств на превентивные мероприятия.

Страховым случаем является факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве, который влечет возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Одним из видов страховых случаев является несчастный случай на производстве, то есть событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Под несчастным случаем понимается фактически происшедшее событие, которое:

- наступает неожиданно, то есть в течение короткого промежутка времени, и является непредвиденным или неизбежным в противоположность постепенному влиянию;

- воздействует извне, то есть не через определенный волей или прочий происходящий процесс;

- является недобровольным, то есть неумышленным, застрахованный не шел на известные последствия (кроме случаев, наступивших при законной защите или при старании спасти человеческую жизнь, которые покрываются страхованием);

- приводит к расстройству здоровья или к смерти.

К несчастным случаям не относится наступление общих и профессиональных заболеваний.

Не являются страховыми случаями умышленные действия сотрудников, хронические заболевания, диагностированные у застрахованного до заключения договора страхования, самоубийство работника, занятия сотрудника видами спорта, связанными с повышенным риском, пребывание работника в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, войны, интервенции, военные действия иностранных войск, вооруженные столкновения, болезнь или смерть, вызванные радиационным облучением.

Страхование от несчастных случаев на производстве может производиться либо круглосуточно, либо только на время выполнения служебных обязанностей, либо на время выполнения служебных обязанностей, включая поездки на работу и с работы, а также служебные командировки.

Возможен выбор одного варианта страхования от несчастных случаев для всех работников предприятия либо нескольких вариантов для разных категорий персонала.

Риски, покрываемые полисом страхования от несчастного случая:

- временная утрата трудоспособности в результате заболевания, которое явилось следствием несчастного случая;

- временная утрата трудоспособности в результате несчастного случая;

- постоянная утрата трудоспособности в результате заболевания, которое явилось следствием несчастного случая;

- полная утрата трудоспособности в результате несчастного случая;

- смерть застрахованного в результате заболевания, которое явилось следствием несчастного случая;

- смерть застрахованного в результате несчастного случая.

Обеспечение по страхованию может осуществляться в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1 Ю7

средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, страховых выплат или оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Средства на осуществление этого вида страхования формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей; капитализированных платежей, поступивших страховщику в случае ликвидации страхователей; взыскания штрафов и пени; иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенным страховщиком.

При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пени в размере 0,5 % суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) с начислением указанных выше пеней. Кроме того, страховщиком налагается на страхователя штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда (дохода) застрахованных, начисленной по всем основаниям.

В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5 % суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

Задолженность по страховым взносам, начисленные пени взыскиваются страховщиком со страхователя - юридического лица в бесспор-

ном порядке, со страхователя - физического лица на основании решения суда.

Суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения страховщика, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых сведений, необходимых для получения застрахованным обеспечения по страхованию.

В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Страхователь и его должностные лица, виновные в сокрытии наступления страховых случаев, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат.

В случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.

При страховании от несчастного случая на производстве предприятие получает возможность ускорить возвращение пострадавшего работника к выполнению своих профессиональных обязанностей, а также решить проблемы, связанные с оказанием материальной помощи семье работника в случае его смерти. Кроме того, забота о здоровье сотрудников и благосостоянии их семей укрепит репутацию организации в глазах как собственных работников, так и партнеров и конкурентов.

С 2000 г. в Российской Федерации действует система обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, которая осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ Фонд социального страхования РФ ежегодно передает федераль-

ному органу исполнительной власти по труду средства для осуществления им мероприятий по обучению отдельных категорий застрахованных и участвует в осуществлении контроля за правильностью использования этих средств.

Страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве имеют право направить на обучение по охране труда, за счет средств на указанный вид страхования, специалистов и руководителей служб по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также руководителей бюджетных учреждений.

За период 2000-2005 гг. на эти цели было направлено свыше 1,6 млрд руб. и обучено 1,8 млн чел.

Обучение указанных категорий застрахованных осуществляется по программам, разработанным обучающей организацией и согласованным с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с примерными программами, утвержденными бывшим Минтруда России.

Однако существуют и определенные проблемы страхования от несчастных случаев на производстве, среди которых можно назвать:

- отсутствие страховой культуры у большинства (потенциальных) клиентов;

- финансовые возможности населения и предприятий;

- обременительное налогообложение;

- пассивное отношение работодателя к страхованию или недостаточные знания работодателей об этом виде страхования;

- незаинтересованность агентов в продаже полисов;

- недостаточная пропагандистская работа с клиентом;

- недоверие к страховым компаниям;

- недооценка гражданами рисков, связанных с повседневной деятельностью.

Физические лица не страхуются в основном потому, что не имеют достаточных средств (или не считают нужным тратить деньги именно на страхование от несчастного случая), а предприятия не страхуют своих сотрудников

из-за пассивного отношения к этой сфере, которое во многом объясняется недостаточной информированностью руководителей предприятий.

По нашему мнению, эти причины устранимы, причем надо полагаться не на поддержку законодателей, а в первую очередь на собственные силы.

Развивая систему этого вида страхования, необходимо прежде всего сохранить то лучшее, что уже создано. Ведь в России к настоящему времени сложилась действенная система страхования от несчастных случаев на производстве, имеется необходимая законодательная база, сформирована страховая инфраструктура, накоплен уникальный опыт проведения страховых мероприятий.

1 Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении // Вопр. тр. М., 1927.

2 См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1984. С. 346.

3 Варшавский К.М. Трудовое право СССР. М., 1924. С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.

5 См.: О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год: Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 Ч. 1. Ст. 5592.

6 См.: Об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение застрахованных лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2005 г. // Рос. газ. 2006. 26 янв.

7 Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2005 г. по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ // Экономика и жизнь. 2005. № 28.

8 См.: Налоговый кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ч. 2. Ст. 3340.

9 См.: Там же.

10 См.: Там же.

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1 Ю9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.