Научная статья на тему 'Страхование космических рисков как фактор коммерциализации космической деятельности'

Страхование космических рисков как фактор коммерциализации космической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СТРАХОВАНИЕ СПУТНИКОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камолов С. Г., Красноштанова Т. А.

Эффективное управление рисками является необходимым условием для успешной реализации государственных и коммерческих космических проектов. Ключевым финансовым инструментом управления рисками в космической деятельности является страхование. История развития международного рынка страхования космической деятельности начинается с 1965 года. В статье анализируются тенденции развития рынка космических страховых услуг в России и мире, описаны основные виды космических рисков, способы и специфика их страхования и его экономическая природа. Космическое страхование это особый вид деятельности, требующий специальной методологии оценки рисков. Кроме того, большинство космических проектов имеют высокую стоимость и соответственно значительную страховую сумму покрытия. Авторы статьи анализируют современную структуру рынка космического страхования, его основных участников рынка и проблемы, с которыми они сталкиваются. Рынок страхования является развивающимся и перспективным сегментом бизнеса, играющим важную роль в коммерциализации космического пространства приоритетной сфере для развитых космических держав. Оценка текущего состояния рынка космического страхования в Российской Федерации проводится во взаимосвязи с рекомендациями авторов по его дальнейшему развитию. Данная работа предназначена для специалистов, обеспечивающих выполнение важной государственной задачи по коммерциализации российского космоса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхование космических рисков как фактор коммерциализации космической деятельности»

Страхование космических рисков как фактор коммерциализации космической деятельности

Камолов Сергей Георгиевич

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления МГИМО МИД России, [email protected]

Красноштанова Татьяна Алексеевна

исследователь кафедры государственного управления МГИМО МИД России, [email protected]

Эффективное управление рисками является необходимым условием для успешной реализации государственных и коммерческих космических проектов. Ключевым финансовым инструментом управления рисками в космической деятельности является страхование. История развития международного рынка страхования космической деятельности начинается с 1965 года. В статье анализируются тенденции развития рынка космических страховых услуг в России и мире, описаны основные виды космических рисков, способы и специфика их страхования и его экономическая природа. Космическое страхование - это особый вид деятельности, требующий специальной методологии оценки рисков. Кроме того, большинство космических проектов имеют высокую стоимость и соответственно значительную страховую сумму покрытия. Авторы статьи анализируют современную структуру рынка космического страхования, его основных участников рынка и проблемы, с которыми они сталкиваются. Рынок страхования является развивающимся и перспективным сегментом бизнеса, играющим важную роль в коммерциализации космического пространства - приоритетной сфере для развитых космических держав. Оценка текущего состояния рынка космического страхования в Российской Федерации проводится во взаимосвязи с рекомендациями авторов по его дальнейшему развитию. Данная работа предназначена для специалистов, обеспечивающих выполнение важной государственной задачи по коммерциализации российского космоса. Ключевые слова: космическое страхование, управление рисками, страхование спутников, государственное управление, космическая деятельность

Природа страхования космических рисков

Со времен первого космического запуска на орбиту искусственного спутника Земли "Спутник-1" в 1957-м году, исследование и использование космического пространства стало неотъемлемым элементом современного общества. Развитие космических технологий постоянно открывает новые горизонты над ареной стратегического противостояния ключевых космических держав, прежде всего, в направлении коммерциализации космической деятельности (КД). По данным Международной Ассоциации Спутниковой Индустрии (Satellite Industry Association) в 2017 году совокупные доходы от космической деятельности составили 348 млрд долларов США, из которых 70% (269 млрд долларов США) приходится на спутниковую индустрию [1]. Активное формирование мирового рынка космических услуг во многом обусловлено привлечением масштабных частных инвестиций. Ранее КД преимущественно финансировалась и осуществлялась государствами через национальные космические агентства, такие как Рос-космос, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и Европейское космическое агентство (ЕКА). Сегодня эти специализированные ведомства активно взаимодействуют с частными компаниями, приобретая у них оборудование и услуги на конкурентной основе.

Рост технологических и операционных возможностей частных космических компаний в рыночных условиях невозможен без активной интеграции со страховыми институтами. Все чаще участники космического рынка, включая операторов космических систем, поставщиков ракет-носителей, национальные космические агентства приобретают страховое покрытие для защиты своих активов от различных рисков. Под понятием "риск" понимается вероятность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности. КД сопряжена с критическими и катастрофическими рисками. Масштабы потерь от наступления таких рисков могут быть равны как средствам, вложенным компанией в проект, так и сравнимы с совокупной стоимостью имущества всего предприятия. Стоимость одного орбитального спутника может достигать 500 млн долларов США, а срок реализации проекта запуска космического летательного аппарата с момента подписания контракта может составлять 3 и более лет. Страхование является насущной необходимостью для нивелирования негативных событий в отношении крупных инвестиций на длительный срок, как для частных, так и государственных участников. Кроме того, наличие страхового полиса является одним из условий получения внешнего финансирования, предоставляемого специализированными банками, такими как КОФАС (Франция) и Экспортно-импортный банк США. Целесообразность защиты государственных и частных активов от рисков, связанных с КД, послужила фундаментальным основанием возникновения мирового рынка космического страхования, который в свою очередь стал одним из ключевых драйверов развития коммерческой космической деятельности сегодня.

Под понятием "страхование" авторы статьи понимают договор, согласно которому одна сторона (страховщик) за вознаграждение (премию) обязуется возместить другой стороне (страхователю) сумму ущерба при наступлении определенных событий. Именно страховые инструменты дают возможность предпринимателям управлять рисками, в том числе передавать потенциальный риск, оцененный в денежном выражении, другой стороне за определенную плату, которая значительно меньше стоимости потенциального ущерба. Сегодня страхование имеет решающее значение для компаний, осуществляющих деятельность связанную с высокими рисками, к каким относится КД.

Космическое страхование является узкоспециализированным сегментом страхования, позволяющим участникам КД получать защиту от потенциальных ущербов возникающих до, во время и после запуска космического аппарата (КА). Помимо имущественного страхования, осуществляется страхование различных видов гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами, а также страхование экономических (финансовых) рисков связанных с нереализованной прибылью.

О À

В

S

2 а

9

«

сэ

сч

£

б

а

2 о

Американская корпорация спутниковой связи была первой компанией, получившей полис космического страхования от компании Лойдс (LLoyds) в 1965 году для защиты первого коммерческого геостационарного спутника связи "Early Bird" (Intelsat I-F1). Полис на сумму 3,5 млн. долларов США предусматривал страхование предстартовой подготовки, то есть покрывал материальный ущерб, нанесенный спутнику только перед стартом. До 80-х годов XX века в среднем страховались не более 5 космических запусков в год, к концу столетия количество застрахованных запусков увеличилось до 3040 в год. В 2016 году 250 из 430 коммерческих спутников, находящихся на орбите, были застрахованы, что указывает на симбиотический характер отношений между коммерческой КД и страховой индустрией. Устойчивая тенденция к увеличению количества космических запусков, перспектива создания многоразовых ракет-носителей, становление рынка спутников малого размера и другие факторы позволяют прогнозировать дальнейший рост рынка космического страхования, емкость которого на данный момент составляет около 1,2 млрд долларов США [2].

Виды космического страхования

Несмотря на то, что космические технологии непрерывно развивались в течение 50 лет, основные категории рисков и соответствующие формы страхового покрытия практически не изменились. Имущественное страхование и страхование ответственности перед третьими лицами являются ключевыми видами космического страхования. Имущественное страхование соотносится с технической последовательностью событий, связанных с запуском КА, а именно предзапус-ком, запуском и эксплуатацией.

Страхование КА перед запуском обеспечивает покрытие от полной гибели и частичных повреждений КА пока он находится на стадии производства и наземных испытаний, включая транспортировку на космодром запуска и предстартовую подготовку. Страховая сумма рассчитывается исходя из стоимости замены спутника и/или ракеты-носителя. Страхователями на данном этапе обычно являются производители КА или исполнители услуг запуска КА. Как правило покрытие прекращает свое действие в момент передачи юридических прав на КА заказчику. Потенциальный ущерб нанесенный производственному объекту и стартовой площадке обычно исключает-

ся из страхового полиса предстартовой фазы, так как в этом случае имущественные риски включены в страховое покрытие владельца объекта.

Страхование запуска обеспечивает покрытие рисков частичной и полной гибели КА на этапе его запуска на расчетную орбиту и ввода в эксплуатацию. Как правило, страховой полис приобретается оператором КА. Тогда как стоимость непосредственного запуска включена в страховую сумму, ракета-носитель не страхуется оператором КА, так как договор на запуск считается выполненным после сгорания ракеты-носителя вне зависимости от того, был ли запуск успешным или нет. Этап запуска и ввода в эксплуатацию является важнейшим этапом жизненного цикла КА: в среднем вероятность выхода КА из строя на этой фазе составляет 5,6% [3] и "наихудший" сценарий предполагает полную гибель КА. Ситуация, в которой КА не может выйти на заданную орбиту, приравнивается к его полной гибели. Хотя страховая премия в каждом случае варьируется, страхование этапа запуска КА обычно является третьей по величине статьей затрат космического проекта после стоимости самого запуска и изготовления КА. Средняя страховая сумма запуска КА составляет 250 млн долларов США, однако сумма может достигать и превышать 500 млн долларов США. Экономия на выплате страховых премий может быть достигнута за счет сокращения согласованной страховой суммы, при этом часть рисков будет нести оператор КА.

Страхование летной эксплуатации КА подразумевает страховое покрытие в случае частичной или полной гибели КА и приобретается в момент ввода КА в эксплуатацию до окончания срока службы. Как правило, эксплуатационное страховое покрытие подлежит ежегодному пересмотру и продлению, однако в некоторых случаях страховое покрытие приобретается единоразово на срок до 15 лет. При запуске КА тщательно проверяется на наличие производственных дефектов, ошибок в проектировании и соответствие заявленным операционным требованиям, после чего, при успешном прохождении проверки, вероятность выхода из строя или гибели КА на этапе летной эксплуатации значительно сокращается. В случае продления страхового полиса проводится проверка операционного и технического состояния КА и при выявлении аномалий, появившихся во время действия предыдущего страхового полиса, страховая сумма и страховая премия кор-

ректируются. По мере эксплуатации КА его стоимость амортизируется, что сокращает страховую сумму и уменьшает страховые премии.

Принято считать, что степень риска в эксплуатационной фазе значительно ниже, чем в фазе запуска КА. Основным риском является частичная гибель КА [10]. Статистически наиболее вероятная причина сбоев - отказ работы электроэнергетических систем. Помимо этого, высока вероятность внешнего воздействия на КА. К источникам риска относятся солнечная радиация, вспышки которой могут вызвать сбои в работе КА, столкновение с орбитальным мусором, вероятность чего особенно высока на низкой околоземной орбите и аномалии в космических погодных условиях, которым подвержены КА, находящиеся на геостационарной орбите. Тем не менее, риск частичной или полной гибели КА в эксплуатационной фазе ниже, чем в фазе запуска и в среднем составляет всего 1,5% во втором и последующих годах операционной деятельности на орбите.

В связи с технологической уникальностью большинства космических проектов страховые компании, как правило, предлагают покрытие предусматривающее включение всех видов космических рисков в страховые договоры [8]. Это означает, что если в контракте не обозначено иное, страховой полис обеспечивает покрытие всех форм ущерба, вне зависимости от их причин, в том числе инциденты случайного характера и технические неисправности, как от преждевременного износа оборудования, так и от производственных дефектов. Поскольку после запуска КА разрешение инцидентов практически невозможно, такое широкое страховое покрытие является необходимостью.

Под страхованием гражданско-правовой ответственности подразумевают страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, нанесенный во время эксплуатации, производства, запуска и спуска КА. Во многих странах, включая Российскую Федерацию, страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц в результате космической деятельности является обязательным. Объем страхования и лимит ответственности в разных юрисдикциях варьируется. Обязательность страхования гражданско-правовой ответственности обусловлена международным договором "О принципе деятельности государств по исследованию и использованию космического

пространства, включая Луну и другие небесные тела" от 10 октября 1967 г. и Конвенцией ООН "О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 30 августа 1972 г., согласно которым, государство, с территории которого осуществляется запуск КА, несет ответственность за причиненный ущерб от деятельности космических объектов на Земле, воздушном и космическом пространстве.

Как показывает практика, вероятность наступления ответственности перед третьими лицами относительно мала. За все время развития мировой космической отрасли было всего несколько случаев наступления гражданско-правовой ответственности, ни один из которых не был результатом деятельности на орбите. Несмотря на то, что страховые суммы по таким видам страхования достигают 1 млрд долларов США, страховые премии остаются незначительными ввиду чрезвычайно малой вероятности наступления страхового случая как во время запуска так и во время летной эксплуатации.

Помимо имущественного и гражданско-правового страхования существуют и другие распространенные виды страхования на международном рынке.

Страхование от потери доходов. В большинстве космических проектов финансовые убытки от частичной или полной гибели КА значительно превышают материальный ущерб, причиненный самому КА. При условии сохранения частичной работоспособности космического объекта и при наличии полиса страхования от потери доходов страховая компания возмещает финансовые потери в части фактически понесенных потерь, но не потенциального будущего нереализованного дохода.

Страхование производителей КА. В каждом договоре на производство КА детально прописывается перечень необходимых требований заказчика, включая определение функций КА, его производительности и спецификаций. Обычно график оплаты по такому договору предусматривает предоплату, определенные платежи во время производства и окончательный остаточный платеж. Данный страховой полис покрывает остаточные платежи производителю в случае несоответствия КА требуемым заказчиком спецификациям.

Страхование космонавтов и работников на объектах космической инфраструктуры. Также как и страхование ответственности перед третьими лицами страхование космонавтов и работников объектов

космической инфраструктуры является обязательным. Объектами личного страхования являются жизнь, здоровье, трудоспособность и пенсионное обеспечение космонавтов и персонала объектов наземной космической инфраструктуры, участвующего в технологических операциях подготовки и запуска КА. Страховая компания обязуется возместить убытки застрахованному лицу или формальному наследнику в случае смерти, частичной или полной потери трудоспособности при наступлении несчастного случая. Важным моментом является то, что страховая выплата осуществляется без поиска ответственного за несчастный случай и любой ущерб, причиненный космонавтом космическому объекту не подлежит дополнительному страхованию.

Структура международного рынка космического страхования

Основными игроками страхового рынка принимающими на себя риски являются страховые брокеры и страховые компании. В обязательства брокера входит выявление и оценка рисков, связанных с конкретным КА, определение наиболее подходящего страхового покрытия со страхователем, обсуждение потенциальной программы страхования со страховой компанией, сопровождение и контроль выполнения страхового контракта и выплата компенсации страхователю в случае наступления страхового случая.

Сделки, предусматривающие страховое покрытие на сумму от 500 млн долларов США часто требуют участия нескольких страховщиков, так как большинство компаний не имеют достаточных ресурсов принимать на себя огромные убытки в случае неудачного запуска КД. Сострахование или страхование несколькими страховщиками одного и того же объекта, позволяет удовлетворить потребности клиентов и делают возможным страхование КА с большими суммами покрытия. Важную роль при этом играет институт перестрахования, когда одним страховщиком страхуются имущественные интересы другого страховщика, заключившего договор страхования с обязательством по страховой выплате. Перестрахование направлено на достижение того же результата, что и сострахование, однако в этом случае финансовая ответственность каждого страховщика строго ограничена.

Динамика развития рынка космического страхования определяется факторами спроса и предложения. Предложение - это совокупность того, что страховщи-

ки готовы страховать, или другими словами их оценка уровня приемлемости покрываемого риска. Исходя из этого, каждая страховая сделка основывается на расчете максимального допустимого убытка, с помощью которого страховая компания сможет определить необходимый уровень перестрахования. На основании этого страховщик может рассчитать размер страховой премии и финансовые обязательства (страховую сумму), которые компания может взять на себя в соответствии с собственными ресурсными возможностями [7]. Спрос на страховые услуги определяется непосредственной стоимостью страхования, то есть той суммой денег, которую потенциальные страхователи готовы потратить на удовлетворение своих потребностей по защите личности, имущества и ответственности на законном основании. Основными факторами сдерживания спроса могут быть ограниченные финансовые возможности компаний, осуществляющих КД, завышенные страховые премии, негативная мотивация субъектов страхования и отсутствие прозрачности страховых сделок.

В 2018 году совокупная емкость международного рынка космического страхования достигла 20-летнего максимума и составила около 1,2 млрд долларов США. Исторический пик развития космического страхования пришелся на 1999 год, когда объем рынка достиг 1,3 млрд долларов США. Постоянное увеличение емкости рынка в течении последних 13 лет и жесткая конкуренция среди основных игроков привели к сокращению ценовой маржи и рекордному сокращению отраслевой рентабельности. Средние ставки для страхования космических рисков в 2018 году достигли исторического минимума в 2-3% [2]. При этом, в 2018 году, впервые за 10 лет, суммарные страховые выплаты превысили совокупные сборы по премиям. Из-за низких тарифов космическое страхование превратилось в низкорентабельный бизнес, который привлекает компании в основном за счет большой страховой стоимости, возможности перераспределения рисков и перспективы роста количества коммерческих запусков.

Сегодня на мировом рынке космического страхования работает 30 глобальных страховых компаний [5]. Страховщики из стран Европы, Ближнего Востока и Африки преобладают на рынке космического страхования с долей рынка около 77%, за ними следуют страховщики Тихоокеанского региона, Северной и

© £

Я

3

9

2 а

9

« CS

сч £

Б

2 о

Южной Америки [4]. Ключевыми участниками рынка являются страховые группы Allianz Global Corporate & Specialty (Германия), American International Group (США), Atrium Underwriting Group (Великобритания), Brit Group Services (Великобритания), Elseco (ОАЭ), Global Aerospace (Великобритания), Marsh & McLennan Companies (США), Munich Re (Германия) и AXA XL Group (Франция).

Снижение премиальных сборов на рынке космического страхования не повлекло существенного спада деловой активности. В соответствии с расчетами аналитической компании Technavio, минимальный прогнозируемый среднегодовой темп роста рынка космического страхования до 2022 года составит 2,3%. Этому способствуют усиление спроса на спутники малого размера (количество малых спутников, запущенных на орбиту, значительно увеличилось за последнее десятилетие, поскольку они стоят дешевле и требуют меньших капиталовложений) [6], увеличение количества частных компаний в космической индустрии, ожидаемое увеличение проектов государственно-частного партнерства и возрастающий интерес к коммерческим космическим технологиям.

Российский рынок космического страхования

Российский рынок космического страхования возник в 1990 году, когда компания Ингосстрах выпустила первый страховой полис от риска гибели на этапе летной подготовки и запуска спутника "Горизонт-33". Первый полис страхования ответственности перед третьими лицами был выдан в 1996 году для запуска спутников "Астра F1" и "Инмарсат 3". Разработка нормативно-правовой базы в области космической деятельности в 1990-х годах благоприятно повлияла на развитие российского рынка космического страхования [9]. Важным шагом для развития космического страхования в РФ стало создание в 1996 году профессиональной организации страховщиков "Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков" (РААКС), одной из целей которой является координация деятельности по выработке общих правил страхования космических рисков.

По состоянию на начало 2019 года, емкость российского рынка космического страхования составляет около 100 млн долларов США, то есть 10% от мирового. Основными участниками космического страхового рынка в РФ являются СПАО

Таблица 1

Страхование космических рисков (имущественное и ответственности, всего) [13] Составлено авторами на основе данных РА Эксперт

Компаний Взносы,] m 2I11S, ТЫС рублей Темпы прироста % Взносы, 2017, тыс. рублей Темпы прироста взносов, % Выплата, TWO. рублей 2017 Уровень выплат, 2017 г, %

Страховая группа "COIÄ3" 349 805 116.6 1 SSO 132 24 0 0

ООО CK "ВТБ Страхование" 331 535 835.2 1 158 384 173.9 2 135 226 184.3

Страховая группа "Ал ьфястрлховлнис" 168 616 214-1 164 1.9 0 0

СПАО "Ингосстрах" 104952 -76.6 52Ö 139 -0.9 93 592 17 8

ООО "CK "Согласие" 9 840 -92.0 154 BIO 24.6 О 0

"Ингосстрах", АО "СОГАЗ", ОАО АльфаСт-рахование, ООО СК "ВТБ Страхование", АО "РНПК", ООО "Страховая компания "Согласие» [11]. Сравнительный анализ данных о взносах и выплатах российских страховых компаний (Таблица 1) не позволяет определить текущую направленность развития российского рынка космического страхования. Финансовые показатели российских страховщиков зависят от количества неудачных запусков, которые в ряде случаев могут превышать полученные совокупные премии.

Наряду с ограниченными финансовыми возможностями страховых компаний, российский страховой рынок, испытывает ограниченный доступ к перестраховочным возможностям. В 2016 году по инициативе Банка России и при поддержке Правительства Российской Федерации была создана Российская Национальная Перестраховочной Компания (РНПК) с целью повышения финансовой устойчивости российского страхового рынка. Вместе с тем, проблема ограниченных перестраховочных механизмов продолжает оставаться актуальной. Кроме того, на рынке отмечается низкий уровень стра-

ховой культуры - потенциальные страхователи не в полной мере реализуют преимущества страховой защиты, что ведет к ограниченности спроса на страховые услуги. Несмотря на то, что сегодня в России страхуются практически все космические запуски, выполняемые в рамках Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230), многие проекты имеют страховое покрытие только в отношении ущерба третьим лицам, космонавтам и работникам космической инфраструктуры, что в соответствии с ФЗ "О космической деятельности" является обязательным условием для КД [12].

В связи с ограниченным спросом на отечественном рынке российские компании выходят на международный рынок космического страхования, участвуя как в страховании, так и в перестраховании международных космических проектов. Таким образом значительный объем страховых премий поступает к российским страховщикам по линии страхования зарубежных космических активов (см. Диаграмму 1).

Страхование отражает уровень коммерциализации КД

Одним из основных драйверов роста мирового рынка является увеличение количества частных космических компаний. Ограниченный масштаб коммерциализации российского космоса негативно сказывается на динамике развития российского рынка космического страхования. По состоянию на 2019 год коммерческий космический рынок в России крайне узок, участие частных компаний ограничено заказами на коммерческие запуски, осуществляемые Роскосмосом. В 2013 году становление и развитие коммерческого сектора отечественной космической деятельности было определено Президентом Российской Федерации как приоритетная сфера развития КД [15].

Мировой космический рынок поступательно растет, среднегодовые темпы роста составляют 3-5% [1]. Принимая во внимание тот факт, что рынок космического страхования в России не имеет достаточной финансовой емкости, требуемой для покрытия всех космических рисков, в будущем необходимо динамичное развитие космического страхования, с темпами значительно превышающими среднегодовой рост космической индустрии. Важным условием для этого является грамотная перспективная государственная политика в сфере космического страхования, направленная на:

- формирование полноценной нормативно-правовой базы;

- создание единой методологии организации космического страхования;

- совершенствование ресурсной структуры отечественных страховых компаний;

- достижение оптимального отраслевого уровня соотношения страховых премий и сумм возмещения.

Перспективы устойчивого развития мировой космической индустрии определяют необходимость безотлагательных мер совершенствования вспомогательных для КД индустрий, включая космическое страхование. Количество стран-участников "космического клуба" растет с каждым годом и для сохранения глобальных лидирующих позиций Российской Федерации необходима разработка комплексных подходов к совершенствованию рынка страхования космической деятельности на государственном уровне.

Литература

1. Satellite Industry Association, '2018 State of the Satellite Industry Report' (June 2018) [Электронный ресурс. Режим дос-

тупа: https://www.sia.org/wp-content/ uploads/2018/06/2018-SSIR-2-Pager-.pdf дата обращения 01.04.2019]

2. Рынок космического страхования (State of the space insurance market). Eric Richard, TOKIO MARINE KILN. Десятая международная конференция РААКС «Авиационное и космическое страхование в России». [Электронный ресурс. Режим доступа: http://raaks.ru/wp-content/ uploads/2019/02/State-of-the-Space-Insurance-Market.pdf дата обращения 01.04.2019]

3. Insuring space activities. Aon Risk Solutions. October 2016.

4. Global Satellite Launch and Space Insurance Market 2018-2022. Technavio. [Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.technavio.com/report/global-satellite-launch-and-space-insurance-market-analysis-share-2018?utm_source = t9&utm_me dium=bw_wk38&utm_campaign=businesswire дата обращения 01.04.2019]

5. Insurance and Responsible Behavior in Space Event Report, Stimson, January 2018 [Электронный ресурс. Режим доступа: https://swfound.org/media/206112/ 2018_stjmson_swf_insurance_event_report.pdf дата обращения 01.04.2019]

6. Small Satellite Market - Segmented by Type (Mini-satellite, Micro-satellite, Nano-satellite, Pico-satellite, Femto-satellite), End User (Civil, Commercial, Defense), and Region - Growth, Trends, and Forecast (2019 - 2024), Mordor Intelligence, [Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.mordorintelligence.com/industry-reports/small-satellite-market дата обращения 01.04.2019]

7. Hubert Fabre, Insurance strategies for covering risks in outer space: a French perspective, Elsevier, Space Policy 18 (281286), 2002

8. Банникова А.В., Павлова В.Н., Ше-пелин Г.И., Проблемы становления космического страхования в современных условиях, 2016, [Электронный ресурс. Режим доступа: http://ucom.ru/doc/ na.2016.01.01.023.pdf дата обращения 01.04.2019]

9. Обухова А.С., Емельянов С.Г., Артемьев О.Г., Страхование рисков в космической отрасли. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 6 (57)

10. В. В. Двирный, В. В. Голованова, М. В. Елфимова, Г. В. Двирный, Н. Н. Пе-тяева. Страхование космических проектов на основе вероятностного анализа рисков. Инновации и экономика космической отрасли, УДК 368:629.78

11. Коротеева А.А. Динамика аварийности и страхование запусков космических аппаратов в Российской Федерации, Страховое дело, 2018.

12. Закон РФ от 20.08.1993 N 56631 (ред. от 07.03.2018) «О космической деятельности»

13. Итоги по рынку страхования 2017 и 1 полугодия 2018 от экспертного агентства Ра Эксперт //Информационное агентство «РА Эксперт» [ Электронный ресурс. Режим доступа: https:// raexpert.ru/rankingtable/insurance/ itogi_2017/tab24/ дата обращения 23.04.2019).

14. 22 Ежегодная конференция РА-АКС «Актуальные вопросы страхования авиационных и космических рисков». Обзор страхования и перестрахование космических рисков в России. Александр Шевченко, Ингосстрах. [ Электронный ресурс. Режим доступа: http://raaks.ru/ docs/doc20171004_009.pdf дата обращения 23.04.2019].

15. «Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ от 19.04.2013 N Пр-906)

International space insurance market overview

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kamolov S.G., Krasnoshtanova T.A.

Moscow State Institute of International Relations

(MGIMO University) Effective risk management is a prerequisite for the successful implementation of government and commercial space projects. Insurance is a key financial risk management tool for space activities. The history of the development of the international insurance market for space activities have began in 1965. The article analyses the development trends of the international and russian space sector of the insurance services market, describes the main types of space risks, the methods and specifics of their insurance and its economic feasibility. Space insurance is a highly specialized segment that requires a special risk assessment methodology. In addition, most space projects have a high cost and, accordingly, a significant insured amount of coverage. The authors of the article analyse the structure of the existing space insurance market, the main market participants and the problems they face. The insurance market is a developing and promising business segment that plays an important role in the commercialization of outer space - a priority area for developed space nations. The assessment of the current state of the space insurance market in the Russian Federation is carried out in conjunction with the recommendations of the authors on its further development. This work is intended for specialists who ensure the fulfillment of the important state task of commercializing Russian space. Key words: space insurance, risk management, satellite insurance, public administration, space activities

References

1. Satellite Industry Association, '2018 State of the Satellite Industry Report' (June 2018)

О À

В

S

2 e

9

[Electronic resource. Access mode: https:// www.sia.org/wp-content/uploads/2018/06/ 2018-SSIR-2-Pager-.pdf access date 01.04.2019]

2. State of the space insurance market. Eric Richard,

TOKIO MARINE KILN. X International Conference «Aviation and Space Insurance in Russia» [Electronic resource. Access mode: http://raaks.ru/wp-content/uploads/2019/02/ State-of-the-Space-Insurance-Market.pdf access date 01.04.2019]

3. Insuring space activities. Aon Risk Solutions.

October 2016.

4. Global Satellite Launch and Space Insurance

Market 2018-2022. Technavio. [Electronic resource. Access mode: https:// www.technavio.com/report/global-satellite-launch-and-space-insurance-market-analysis-share-2018?utm_source=t9&utm_ medium=bw_wk38&utm_campaign=businesswire access date 01.04.2019]

5. Insurance and Responsible Behavior in Space

Event Report, Stimson, January 2018 [Electronic resource. Access mode: https:// swfound.org/media/206112/ 2018_stimson_swf_insurance_event_report.pdf access date 01.04.2019]

6. Small Satellite Market - Segmented by Type

(Mini-satellite, Micro-satellite, Nano-satellite, Pico-satellite, Femto-satellite), End User (Civil, Commercial, Defense), and Region - Growth, Trends, and Forecast (2019 - 2024), Mordor Intelligence, [Electronic resource. Access mode: https://www.mordorintelligence.com/ industry-reports/small-satellite-market access date 01.04.2019]

7. Hubert Fabre, Insurance strategies for covering

risks in outer space: a French perspective, Elsevier, Space Policy 18 (281-286), 2002

8. Bannikova A.V., Pavlova V.N., Shepelin G.I. The

problems of the development of the space insurance in modern conditions [Electronic resource. Access mode: http://ucom.ru/doc/ na.2016.01.01.023.pdf access date 01.04.2019]

9. Obukhova A,, Emelyanov S, Artemyev O, Risk

insurance in the space industry. 2016. № 6 (57)

10. Dvirniy V.V., Golovanova V.V., Elfimova M.V.,, Dvirniy G.V., Petyaeva N.N., Space insurance based on the probability method. Innovations

and Economy of space industry, 368:629.78

11. Koroteeva Anastasia A., Failure Dynamics and Insurance of Space Launches in Russia, Insurance, 2018.

12. Russian Federation Federal Law from 20.08.1993 N 5663-1 (cor. ot 07.03.2018) «About space activities»

13. Insurance market results year 2017 and first half of year 2018 //Informational agency «RA Expert» [Electronic resource. Access mode: https://raexpert.ru/rankingtable/insurance/ itogi_2017/tab24/ access date 23.04.2019).

14. Annual conference of the RAAKS «Actual issues of aviation and space risks insurance» Overview of insurance and reinsurance of space risks in Russia. Alexander Shevchenko, Ingosstrakh. [Electronic resource. Access mode: http:// raaks.ru/docs/doc20171004_009.pdf access date 23.04.2019].

15. «The main provisions of the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of space activities for the period up to 2030 and further perspective» (approved by the President of the Russian Federation of 04.19.2013 N Pr-906)

«

cs

СЧ

£

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.