Научная статья на тему 'Североамериканский опыт страхования коммерческих космических запусков'

Североамериканский опыт страхования коммерческих космических запусков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камолов С. Г.

Освоение человечеством космического пространства в наши дни происходит в условиях нарастания рисков техногенных катастроф, связанных с большим количеством (более 19000) объектов, находящихся на околоземной орбите. Вместе с тем, масштабные процессы коммерциализации космической деятельности также сопряжены с новыми типами рисков финансово-экономической и правовой природы. США на уровне государственной политики придают важное значение развитию института страхования различных космических рисков в качестве основополагающего элемента развития частного предпринимательства в космической сфере. Для российской космической индустрии опыт использования потенциала страховой отрасли в целях ее коммерциализации представляет практический интерес как для страховых компаний, так и для соответствующих государственных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Североамериканский опыт страхования коммерческих космических запусков»

Североамериканский опыт страхования коммерческих космических запусков

Камолов Сергей Георгиевич

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления МГИМО МИД России, [email protected]

Освоение человечеством космического пространства в наши дни происходит в условиях нарастания рисков техногенных катастроф, связанных с большим количеством (более 19000) объектов, находящихся на околоземной орбите. Вместе с тем, масштабные процессы коммерциализации космической деятельности также сопряжены с новыми типами рисков финансово-экономической и правовой природы. США на уровне государственной политики придают важное значение развитию института страхования различных космических рисков в качестве основополагающего элемента развития частного предпринимательства в космической сфере. Для российской космической индустрии опыт использования потенциала страховой отрасли в целях ее коммерциализации представляет практический интерес как для страховых компаний, так и для соответствующих государственных органов.

Ключевые слова: страхование космических рисков, космическая деятельность, мировой рынок космических услуг, государственное управление, инновации, США.

История вопроса

6 апреля 1965 года Американская корпорация спутниковой связи (The American Communication Satellite Corporation, ACSC), основанная в 1962 году, приобрела первый полис космического страхования для запуска коммерческого геостационарного спутника связи Early Bird (спутник Intelsat I-F1). Полис в размере 3,5 млн. долл. США предусматривал страховку до момента запуска (то есть покрывал материальный ущерб, нанесенный спутнику только перед стартом) [1].

За прошедшие полвека количество объектов, вращающихся вокруг Земли, резко возросло и теперь создает «риск каскадных столкновений» спутников, число которых на орбите превышает 1800 и, согласно прогнозам, увеличится на порядок в предстоящее десятилетие. Количество осколков (крупных элементов космического мусора) на орбите также продолжает увеличиваться. Так, Стратегическое командование США в настоящее время отслеживает более 19 000 осколков космических аппаратов [2]. Данные обстоятельства определяют объективную потребность в страховании запусков космических аппаратов.

Вместе с тем очевидно, что не менее важным драйвером развития страхования космических рисков является коммерциализация космической деятельности, расширение ее гражданской направленности. Кроме того, важен и обратный процесс, подразумевающий использование страховых механизмов для развития потенциала частных космических предприятий. Полагаем, что присутствие на мировом рынке космических услуг более 80 стран, которые эксплуатируют спутники и иные объекты космической инфраструктуры, стало возможным благодаря наличию финансово-страховых рыночных инструментов, позволяющих бизнесу оптимизировать инвестиционные решения в своей деятельности.

Развитие института страхования коммерческих запусков космических аппаратов является

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю 2

M О

О)

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

приоритетной государственной задачей в Соединенных Штатах уже не одно десятилетие. Закон о коммерческих космических запусках (Commercial Space Launch Act of 1984, CSLA, Закон о ККЗ), принятый в США при Администрации Рональда Рейгана, был направлен на активное развитие частного предпринимательства в космической сфере и коммерциализацию космических технологий. Закон о ККЗ создавал условия для взаимного усиления космической индустрии инновационными разработками бизнеса и, наоборот, частного сектора экономики достижениями, накопленными при освоении Соединенными Штатами космического пространства. Ключевыми сферами, которые должны были объединить интересы государства и предпринимателей, стали информационные технологии, технологии дистанционного зондирования Земли и телекоммуникации.

Принятие этого Закона закрепило за частным сектором Соединенных Штатов право на разработку коммерческих ракет-носителей, орбитальных спутников, создание частных космических портов и наземных служб эксплуатации. Государство (Министерство транспорта США) фокусировалось на вопросах надзора и координации коммерческих запусков, лицензировании космической деятельности и продвижении стандартов безопасности [3].

Внесенные в 1988 году поправки к Закону о ККЗ заложили основу для участия федерального бюджета в программах частичного возмещения ущерба, причиненного третьим лицам, в результате коммерческих запусков космических летательных аппаратов или аварий при их приземлении. Стратегическая цель поправок соответствовала фундаментальной направленности этого закона - обеспечение конкурентной среды для индустрии коммерческих запусков космических летательных аппаратов. В результате принятых поправок Правительство США получило право разделять риски ответственности по возмещению убытков, причиненных третьим лицам или федеральной собственности, от несчастных случаев, возникших при осуществлении коммерческих космических запусков, солидарно с коммерческими компаниями.

В Законе о Конкурентоспособности Космических Запусков (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act, CSLCA, Закон о Конкурентоспособности), принятом в 2015 году, вопрос возмещения возможных убытков частным американским компаниям так же нашел отражение, тем самым обеспечив развитие института страхования коммерческих запусков до 2025 года [4].

Базовые понятия и механизм

В соответствии с Законом о Конкурентоспособности, Федеральное Управление Граждан-

ской Авиации США (Federal Aviation Administration, ФУГА) является ответственным органом, регулирующим отрасль коммерческих космических перевозок США. Основной целью ФУГА является развитие частного предпринимательства в космической сфере и коммерциализация космических технологий, а также защита общественного здоровья и безопасности, сохранности имущества и интересов национальной безопасности США. Именно ФУГА рассчитывает сумму страховых обязательств частных компаний, необходимую для получения лицензии на космические запуски.

Политика США в отношении возмещения ущерба, причиненного третьим лицам, в результате коммерческих космических запусков предусматривает трехуровневый подход к распределению ответственности между правительством и частным сектором для покрытия требований третьих сторон, к которым в соответствии с законодательством относятся любые юридические или физические лица, не являющиеся:

- государственными органами США или их подрядчиками, вовлеченными в обеспечение запуска/приземления космического летательного аппарата;

- организацией или ее подрядчиком, получившими лицензию ФУГА на осуществление запуска/возврата космического летательного аппарата;

- клиентом организации, осуществляющей запуск/возврат космического аппарата (КА);

- членом экипажа КА;

- участником космического полета.

Первый уровень покрытия является ответственностью компании, осуществляющей запуск космического аппарата, и обеспечивается в соответствии с приобретенным страховым полисом или путем доказательства финансовой состоятельности. В рамках процесса выдачи лицензии на коммерческий запуск ФУГА определяет сумму страхового полиса, который компания должна приобрести для компенсации претензий в отношении убытков третьим сторонам и федеральному правительству, возникших в результате космической деятельности. Сумма страхового покрытия, которую может потребовать ФУГА, ограничена максимальной суммой в 500 миллионов долларов США за ущерб третьим сторонам и 100 миллионов долларов США за ущерб, причиненный имуществу и государственным служащим федерального правительства.

Второй уровень покрытия должен предоставляться Федеральным Правительством США и обеспечивать претензии третьих сторон, превышающие конкретную сумму первого уровня до предельной суммы. На 2017 год эта сумма составила 3,1 млрд. долл. США.

Третий уровень покрытия предназначен для требований, превышающих второй уровень. В этом случае ответственность за выплату оставшейся суммы возлагается на компанию, осуществляющую космический запуск, однако в отличие от первого уровня, обязательное страхование не требуется Федеральным Законом.

Для обеспечения работоспособности механизма солидарного страхования необходимо, чтобы компании, осуществляющие космические запуски, имели достаточное страховое покрытие, адекватное возможным убыткам. Сумму максимального возможного ущерба, причиненного третьим лицам в результате коммерческих запусков космических летательных аппаратов или аварий при их приземлении, ФУГА рассчитывает индивидуально для каждого запуска по методологии «Оценка Максимального Вероятного Ущерба» (Maximum Probable Loss, MPL). Методология MPL подразумевает оценку максимальной возможной суммы ущерба в долларах для каждого случая, вероятность которого составляет не менее 1 на 10 миллионов.

ФУГА рассчитывает различные значения возмещения предельного потенциального ущерба для третьих лиц и для государства. Так, для третьих лиц оценка наибольшей вероятной суммы убытков, которые можно ожидать от аварии при запуске или возврате КА, основана на вероятности аварии не менее 1 на 10 миллионов. При определении предельной потенциальной компенсации ущерба, нанесенного Федеральному Правительству, ФУГА определяет вероятность аварии не менее 1 на 100 000 запусков.

Принимая во внимание политику США в отношении возмещения ущерба, причиненного третьим лицам от коммерческой космической деятельности, адекватная оценка возможного ущерба является ключевым вопросом. Если сумма ущерба по методологии MPL переоценена, то увеличиваются затраты на страховые полисы для компаний, осуществляющих космические запуски. В тоже время при недооценивании суммы MPL, ФУГА подвергает необоснованному риску Федеральный бюджет.

Для расчета MPL используется статистический подход, который учитывает три основных элемента: оценку возможного количества жертв, оценку денежных компенсаций при авариях с жертвами и оценку имущественного ущерба.

Оценка возможного количества жертв учитывает прямые и побочные жертвы, которые включают случаи причинения вреда здоровью. Для расчета прямых жертв оценивается общая площадь поля обломков в случае аварии, площадь в пределах этого поля, при нахождении в котором человек может стать жертвой несчастного случая, и максимальную плотность населения на данном участке.

Оценка денежных компенсаций при авариях с жертвами. С 1988 года расчетная сумма потери на каждого пострадавшего составляет 3 млн. долл. США. и умножается на число возможных жертв.

Оценка имущественного ущерба. Для расчета предполагаемого ущерба имущества используется предопределенный фактор, который недавно был изменен с 50 до 25 процентов, умноженный на суммарную оценочную денежную компенсацию при авариях с жертвами.

Таким образом, для расчета общего максимального вероятного ущерба показатели, полученные при оценке денежных компенсаций при авариях с жертвами и имущественного ущерба, суммируются.

Правительство США распространяет механизм софинансирования страховых выплат на все лицензированные ФУГА грузовые и пилотируемые коммерческие запуски как на территории США, так и за рубежом. В 2016 году ФУГА выдало пять лицензий на запуски. Средняя сумма страхового покрытия (расчетного предельного ущерба третьим лицам) составила 51 млн долларов США, с диапазоном страховых покрытий от 10 до 99 млн долларов США.

Направления совершенствования механизма страхования

Закон о Конкурентоспособности предусматривает регулярное проведение ФУГА проверки своей методологии MPL и, при необходимости, разработку планов ее обновления. Закон также обязывает Счетную Палату США (United States Government Accountability Office, СП США) осуществлять контроль за своевременной актуализацией этой методологии.

Например, в апреле 2016 года ФУГА разработало новый метод оценки числа жертв, известный как «метод моделирования риска» (Risk Profile Model). Этот метод предполагает использование различных инструментов моделирования полного ряда возможных сценариев для классификации и группировки потенциальных жертв как в общем, так и по уровням. Новый метод заменил традиционный количественный метод оценки рисков по их типологии (Overlay Method), который использовался с начала 1990-х годов и был неэффективным при запусках небольших ракет-носителей в отдаленных районах и для повторных запусков.

В связи с критическими замечаниями СП США, ФУГА пересмотрело коэффициент, который используется для оценки материального ущерба в расчете MPL, с 50 до 25 процентов. Однако СП США считает, что коэффициент все еще консервативен, хоть и более реалистичен, чем предыдущие оценки. Подход агентства к оценке потенциального ущерба имуществу пу-

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю 2

M О

to

О)

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

тем добавления фиксированных процентов к предполагаемому ущербу от несчастных случаев может быть ошибочным в некоторых случаях. Например, если авария при запуске затронула жилой район, оценка ущерба имуществу на основе человеческих жертв, вероятно, завышает ущерб имуществу, так как жилые сооружения имеют относительно низкую стоимость. В некоторых авариях, наоборот, при незначительном числе жертв потери имущества могут быть очень большими, и в этом случае оценка имущественного ущерба, основанная на человеческих потерях, занижает потенциальный объем страховых выплат.

В специальном докладе СП США в 2018 году было выявлено, что отчет ФУГА, в котором оценивается методология МРЦ не полностью соответствует требованиям оценки, установленным Законом о Конкурентоспособности [5].

Так, установлено, что не обеспечен баланс в распределении рисков. Закон о Конкурентоспособности обязывает ФУГА оптимизировать методологию МРЬ таким образом, чтобы Федеральное Правительство не подвергалось рискам значительных необоснованных затрат на возмещение убытков, а компаниям не требовалось приобретать больше страхового покрытия, чем это необходимо. Однако, по заявлению СП США, ФУГА не уделяет должного внимания определению пороговых значений вероятности наступления страховых событий, которые используются для разделения ответственности за возмещение ущерба между частными космическими компаниями и Правительством США.

Контроль затрат на страхование. Закон о Конкурентоспособности требует от ФУГА учета затрат бизнеса и Федерального Правительства на внедрение обновленной методологии. Но открытой информации о прямых расходах (страховых взносах и обязательствах по возмещению убытков) ФУГА в своем отчете не предоставляет.

Коммуникация с деловыми кругами. Закон о Конкурентоспособности предписывает ФУГА проведение консультаций с представителями коммерческой космической индустрии и страховыми компаниями для анализа практики применения методологии МРЬ. Однако, на данный момент такие консультации носят ограниченный характер.

С учетом того, что для расчета предельных объемов вероятного ущерба ФУГА использует две методики (одна методика является более общей и трудоемкой в применении, тогда как другая не подходит для определенных сценариев запуска и может привести к получению неверных данных по расчетному максимальному вероятному ущербу), СП США настаивает на принятии ФУГА четкой процедуры, позволяющей определить какой именно из методов явля-

ется наиболее подходящим для каждого конкретного запуска.

Выводы

Методология ФУГА MPL имеет принципиально важное значение для обеспечения баланса между задачами по созданию стимулов развития коммерческой космической промышленности США и необходимостью управления финансовыми рисками федерального бюджета. Именно эта методология определяет, какой риск будет нести каждая сторона в случае аварий при запуске космического корабля.

Однако, несмотря на произошедшие изменения в методологии, пороговые значения вероятности, которые агентство использует для обеспечения баланса рисков, не менялись с 1990-х годов и с тех пор не оценивались на предмет соответствия текущим реалиям. Кроме того, несмотря на то что ФУГА получает обратную связь от заинтересованных сторон по определенным аспектам своей методологии MPL, агентство не консультируется с коммерческими космическими компаниями и страховщиками для оценки воздействия методологии на ключевые потенциальные затраты при запусках, как того требует Закон о Конкурентоспособности.

ФУГА начала улучшать некоторые аспекты применения методологии MPL, но важные направления работы остаются пока незавершенными. Специалисты ФУГА считают, что недостаток ресурсов и наличие иных первостепенных текущих задач мешают агентству предпринять действия по улучшению методологии в соответствии с замечаниями СП США. Тем не менее, давний характер этих проблем, а также их важность в определении финансовых рисков Федерального Правительства, делают их решение приоритетным.

Литература

1. Manikowski, Weiss. The Satellite Insurance Market and Underwriting Cycles. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aria.org/meetings/2007papers/IIIB%20-%202%20-%20Manikowski.pdf.

2. Victoria A. Samsona, Joshua D. Wolnyb, Ian Christensenc. Can the Space Insurance Industry Help Incentivize the Responsible Use of Space? https://swfound.org/about-us/staff-publications/publications-by-joshua-wolny/

3. U.S. Government Publishing Office. https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-98/pdf/STATUTE-98-Pg3055.pdf

4. Официальный портал Конгресса США. https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text

5. Официальный портал Счетной палаты США. https://www.gao.gov/products/GAO-18-57

North american experience of commercial space launches insurance

Kamolov S.G.

MGIMO University

The exploration of space nowadays occurs in the context of growing risks of man-made disasters associated with a large number (more than 19,000) of objects located in earth orbit. At the same time, large-scale processes of commercialization of space activities are also associated with new types of risks of a financial, economic and legal nature. The United States at the level of government policy attaches great importance to the development of the institute of insurance of various space risks as a fundamental element of the development of private entrepreneurship in the space sphere. For the Russian space industry, the studies of the space insurance industry carry practical interest both for insurance companies and for the relevant government agencies.

Key words: space risks insurance, space activities, global space services market, public governance, innovations, USA.

References

1. Manikovsky, Weiss. Satellite insurance market and underwriting cycles. Electronic resource. Access mode: http://www.aria.org/meetings/2007papers/IIIB%20-%202%20-%20Manikowski.pdf.

2. Victoria A. Samson, Joshua D. Volnib, Jan Kristenk. Can the

space insurance industry help stimulate the responsible use of space? https://swfound.org/about-us/staff-

publications/publications-by-joshua-wolny/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. US State Publishing. https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-98/pdf/STATUTE-98-Pg3055.pdf

4. The official portal of the US Congress. https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text

5. The official portal of the US Court of Auditors. https://www.gao.gov/products/GAO-18-57

X X О го А С.

X

го m

о

ю 2

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.