Научная статья на тему 'Страхование космических рисков как сегмент «Новой экономики»: специфика и возможности роста'

Страхование космических рисков как сегмент «Новой экономики»: специфика и возможности роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОСМИЧЕСКИЕ РИСКИ / СТРАХОВАНИЕ / NEW ECONOMY / SPACE RISKS / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ченцова М.В.

Если понимать под «новой экономикой» всю систему экономических взаимоотношений, в которой производство и внедрение знаний и инноваций играют решающую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития, что обусловливается, в первую очередь, появлением новых технологий и растущей скоростью распространения информации, то элементы (или черты) этой «новой экономики», безусловно, присутствуют во всё большем количестве отраслей. Вместе с тем есть отрасли, в которых новый характер формирующейся экономической системы проявляется с наибольшей интенсивностью и полнотой. Такие отрасли можно было бы назвать в определенном смысле «локомотивом» новой экономики, что определяется, на наш взгляд, следующими их особенностями: 1. высокотехнологичным характером производства или предоставляемых услуг; 2. высокой инновационной составляющей осуществляемой деятельности (предложение новых продуктов, ориентация на новые целевые ниши, на новых потребителей и т. д.); 3. потребностью наличия высококвалифицированных специалистов «на стыке специальностей», способных осуществлять как маркетинговые исследования, так и разработку проекта и управление им от начальных до завершающих стадий; 4. сетевым (а значит, более быстрым, удобным и гибким) характером взаимодействий поставщиков и потребителей товаров и услуг или же, напротив, уникальностью производимого товара / услуги и адресностью её предложения и потребления, что в обоих случаях усиливает конкурентные позиции фирмы на рынке и делает её более устойчивой к возможным кризисам, предоставляя ей возможности дальнейшего развития и роста. Наметив эти определяющие для отрасли «новой экономики» черты, попробуем рассмотреть специфику и некоторые общие закономерности становления одной из таких отраслей, а именно страхования космических рисков. Этот сравнительно молодой сегмент рынка интересен и как образец интеллектоемких страховых услуг, и как способ финансовой защиты одной из самых высокотехнологичных отраслей мировой экономики космической промышленности. Эта двойственность со стороны интеллектоемкого предложения и высокотехнологичного спроса на услугу и лежит в основе того, что страхование космических рисков может и должно рассматриваться не в отрыве от «новой экономики», а непосредственно в ней более того, как одна из наиболее динамичных и показательных её частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space risks insurance as a segment of the ‘new economy’: specificity and potentials of growth

If to understand as "new economy" all system of economic relationship in which production and introduction of knowledge and innovations play a crucial role in providing dolgovremen-a leg of sustainable development that is caused, first of all, by emergence of new technologies and the growing speed of distribution of information then elements (or lines) this "new economy", certainly, are present at an increasing number of branches. At the same time there are branches in which the new nature of the formed economic system is shown with the greatest intensity and completeness. It would be possible to call such branches in a sense "engine" of a new what nomika that is defined, in our opinion, by their following features: 1. the hi-tech nature of production or the provided services; 2. a high innovative component of the carried-out activity (the offer of new products, orientation to new target niches, to new consumers etc.); 3. requirement of presence of highly qualified specialists "on a joint spetsialnos-Tay", capable to conduct both market researches, and development of the project and management of him from initial till closing stages; 4. network (so, more bystry, convenient and flexible) by the nature of interactions postav-chic and consumers of goods and services or, on the contrary, uniqueness made goods / service and targeting of her offer and consumption that in both cases usili-howls competitive positions of firm in the market and does it steadier against possible crises, giving her opportunities of further development and growth. Having planned these lines defining for branch of "new economy", we will try to consider spe-a tsifika and some general regularities of formation of one of such branches, namely stra-a hovaniye of space risks. This relatively young segment of the market is interesting and as a sample the intellektoyemkikh of insurance services and as a way of financial protection of one of the vysokotekhnolothe gichnykh of branches of world economy the space industry. This duality from the intellektoyemky offer and hi-tech demand for service is also the cornerstone of the fact that insurance of space risks can and has to be considered not in a separation from "new economy", and directly in her moreover as one of the most dynamic and her indicative parts.

Текст научной работы на тему «Страхование космических рисков как сегмент «Новой экономики»: специфика и возможности роста»



СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ КАК СЕГМЕНТ «НОВОЙ ЭКОНОМИКИ»: СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА

М. В. ЧЕНЦОВА,

Руководитель программ перестрахования космических рисков СОАО «Русский Страховой Центр», к. э. н.

НОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Если понимать под «новой экономикой» всю систему экономических взаимоотношений, в которой производство и внедрение знаний и инноваций играют решающую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития, что обусловливается, в первую очередь, появлением новых технологий и растущей скоростью распространения информации, то элементы (или черты) этой «новой экономики», безусловно, присутствуют во всё большем количестве отраслей. Вместе с тем есть отрасли, в которых новый характер формирующейся экономической системы проявляется с наибольшей интенсивностью и полнотой. Такие отрасли можно было бы назвать в определенном смысле «локомотивом» новой экономики, что определяется, на наш взгляд, следующими их особенностями:

1. высокотехнологичным характером производства или предоставляемых услуг;

2. высокой инновационной составляющей осуществляемой деятельности (предложение новых продуктов, ориентация на новые целевые ниши, на новых потребителей и т. д.);

3. потребностью наличия высококвалифицированных специалистов «на стыке специальностей», способных осуществлять как маркетинговые исследования, так и разработку проекта и управление им от начальных до завершающих стадий;

4. сетевым (а значит, более быстрым, удобным и гибким) характером взаимодействий поставщиков и потребителей товаров и услуг - или же, напротив, уникальностью производимого товара / услуги и адресностью её предложения и потребления, что в обоих случаях усиливает конкурентные позиции фирмы на рынке и делает её более устойчивой к возможным кризисам, предоставляя ей возможности дальнейшего развития и роста.

Наметив эти определяющие для отрасли «новой экономики» черты, попробуем рассмотреть специфику и некоторые общие закономерности становления одной из таких отраслей, а именно - страхования космических рисков. Этот сравнительно молодой сегмент рынка интересен и как образец интеллектоемких страховых услуг, и как способ финансовой защиты одной из самых высокотехноло-

гичных отраслей мировой экономики - космической промышленности. Эта двойственность со стороны интеллектоемкого предложения и высокотехнологичного спроса на услугу и лежит в основе того, что страхование космических рисков может и должно рассматриваться не в отрыве от «новой экономики», а непосредственно в ней - более того, как одна из наиболее динамичных и показательных её частей.

СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Как уже было сказано, страхование космических рисков представляет собой относительно новую сферу страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичными и высокорисковыми аспектами космической технологии. Страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства.

В связи с развитием коммерческой космической деятельности роль страхового обеспечения реализации многочисленных космических проектов и программ возрастает в силу значительных финансовых затрат, направляемых на их реализацию.

Как и в других областях страховой деятельности, в этой сфере существует много возможностей обеспечить страховую защиту участников рынка космических услуг, включая как традиционные страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий космической промышленности, транспортировкой изделий ракетно-космической техники, компенсациями избытков разнообразного характера и др.), так и специфические страховые услуги (страхование процессов выведения космических аппаратов на рабочую орбиту и их эксплуатации). Большую часть страхуемых космических аппаратов составляют спутники связи, метеорологические аппараты и аппараты дистанционного зондирования Земли.

Роль страхования в обеспечении страховой защиты космической деятельности проявляется в следующем. Во-первых, в полноте и своевременности возмещения ущерба в процессе реализации кос-

зультате коммерциализации космической деятельности появился спрос на возмещение убытков от реализации космических рисков - в частности, рисков повреждения или гибели космической техники в течение периодов ее предстартовой подготовки, запуска и

эксплуатации. Первый договор страхования ответственности перед третьими лицами на время предстартовой подготовки КА «Early Bird» («Intelsat-1») был заключен в 1965 г., а основные подходы к страхованию КА были выработаны к 1968 г., когда после шести запусков КА «Intelsat» (четыре запуска успешные) была застрахована следующая серия запусков КА «Intelsat-З».

Обращаясь к истории отрасли, отметим, что страхование космических рисков возникло в середине 60-х годов XX века, когда в ре-

мического проекта, которые способствуют значительному улучшению финансового обеспечения воспроизводственных процессов в космической отрасли и предполагают динамичный рост объема инвестиций в нее. Во-вторых, в значительном сокращении объема государственных расходов на осуществление космической деятельности при обеспечении соответствующего уровня комплексной страховой защиты. В-третьих, в достижении определенного макроэкономического эффекта, обусловленного инвестиционными процессами, связанными с вложением средств страхового фонда.

В настоящее время не вызывает никаких сомнений тот факт, что рынок космического страхования имеет значительную специфику, которая заметно обособляет данный сегмент страхового рынка в общей страховой системе.

Достаточно интенсивное развитие страхования космических рисков связано с ростом инвестиций в космическую отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космических систем, обусловленных глобальной информатизацией. В отношении страхования космическая отрасль может быть сравнена с авиационной, поскольку в обоих случаях речь идет о сложной технической тематике, высокой степени риска, но и о возможностях получения значительной прибыли. Также в обоих случаях речь идет об ограниченном числе участников рынка: как страхователей, так и страховщиков, выступающих его постоянными игроками на регулярной основе.

В связи с этим космические риски первоначально размещались на рынке авиационного страхования. Однако их специфика способствовала их выделению в особый вид. Страховая емкость данного рынка (в расчете на каждый год) представляет собой ограниченную величину, хотя имеет тенденцию к возрастанию в последние годы за счет прихода на рынок новых андеррайтеров и андеррайтинговых агентств.

Считается, что техника и технология космической промышленности достаточно надежны, и не так давно начало устанавливаться мнение, что сопутствующие её эксплуатации риски имеют тенденцию к снижению. В связи с этим рынок на сегодняшний день страдает от избыточной страховой емкости. Это выражается в возрастающей конкуренции между страховщиками за доступный им бизнес, и страховые тарифы были достаточно низкими, пока ряд аварий ракет-носителей при запуске и отказов спутников на орбите (в том числе российских) не повлекли за собой их некоторое увеличение.

Таблица 1.

Специфика космической отрасли и особенности ее страхования

Специфика космической отрасли Особенности страхования

Высокая технологичность и большая конкурентоспособность отрасли: конструкции спутников и ракет непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности, длительности работы и т. д. Большая капиталоёмкость на запуск некоторых геостационарных спутников требуется более 300 млн. долл., включая стоимость ракеты-носителя. Соответственно, крупные страховые суммы, требования достаточно высокого размера собственного удержания и финансовой устойчивости страховщиков, высокая стоимость страхования, что связано с необходимостью размещения риска у многих высокорейтинговых страховщиков.

Большая степень обновления: постоянно предлагаются новые виды услуг: прямые телетрансляции, цифровые радиопередачи, новые виды информационных услуг и т. д. Затруднённость сопоставления статистических данных по страховым случаям.

Мелкосерийное, а в некоторых случаях еди- Необходимость разработки новых условий страничное производство. хования, а также методов оценки рисков и расчетов страховых тарифов. Уникальность каждого случая урегулирования убытков с привлечением экспертов - специалистов в области РКТ.

отраслевой альманах

Небольшое число организаций и предприятий—изготовителей космических объектов: сбой в работе одного из подрядчиков неизбежно влечет задержки в осуществлении всего проекта.

Расширение страхового покрытия распространяется на задержки в реализации всей программы, страховая сумма обычно принимается равной стоимости замены космического аппарата.

Основные показатели (по данным зарубежных источников), характеризующие состояние мирового рынка страхования космических рисков в динамике, представлены на рис. 1 и 2.

2000-,

1800-

< 1600-з

" 1400-

Сй

£ 1200-| 1000 _ | 800 _ | 600 _ 5 400_ 200 0

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 1. Запуск и орбитальная эксплуатация: статистика по премиям и убыткам,

1996 - 2007 гг. Источник: ^В.

1200

1000

О 800 --

600

400

200

Емкость рынка по страхованию запуска Запуск +1 год - Тренд ставки премий

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004

Рис. 2. Емкость рынка страхования космических рисков (млн. долл.) и динамика страховых тарифов, 1990 - 2006 гг. Источник: ^В.

35% 30%

¡25% 20% 15% 10% 5% 0%

2006

Таким образом, хотя рынок страхования космических рисков в целом показывает цикличность в своем развитии, что связано с присутствием и периодической реализацией определенной вероятности аварий, влекущих за собой убытки и - как следствие - повышение страховых тарифов (что наглядно

0

иллюстрирует действие закона и предложения на изучаемом рынке), в целом можно однозначно говорить о стабильном росте страховых премий и объемов застрахованных рисков в области космического страхования. Особенно явно эта тенденция прослеживается в более длительном временном промежутке (см. рис. 3).

8000 7000 § 6000 и 5000 S 4000 | 3000 s 2000 1000 0

Рис. 3. Динамика страховых сумм по космическим рискам с распределением по типам застрахованных ракет-носителей (РН), млн. долл. Источник: La R union Spatiale.

Исходя из этого, можно отметить, что страхование космических рисков действительно относится к весьма динамичным и бурно развивающимся отраслям «новой экономики». Теперь, рассмотрев его общие характеристики, перейдем к анализу важнейших особенностей становления и роста данного рынка в России.

А КАК ДЕЛА В РОССИИ?

Страхование космических рисков в РФ возникло сравнительно недавно - в начале 90-х годов XX века. За прошедшее время этот вид страхования стал важным инструментом обеспечения реализации космических проектов. Правовой основой космического страхования в России являются нормы международного и российского права («Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» 1972 года, Гражданский кодекс РФ, Законы РФ «О космической деятельности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие).

Для того чтобы проиллюстрировать положение дел на рынке страхования космических рисков, отметим, что среднегодовой объем премии по космическим рискам можно оценить в среднем в 400800 млн. долл. для зарубежных рисков и несколько десятков млн. долл. для российских рисков. В 2006 г. было осуществлено 66 пусков ракет космического назначения (РКН), в 2007 г. - 68, в 2008 - 69. При этом в 2006 г. на орбиту было выведено 115 КА (космических аппаратов), в 2007 г. 118, в 2008 г. 111 КА.

В 2008 г. Россия сохранила первенство по общему количеству пусков (27), в то время как США произвели 15 пусков, Китай - 11, Индия - 3, Япония - 1, Иран - 1. Европейская компания Arianespace осуществила 6 пусков, 5 пусков было выполнено в рамках программы «Морской старт». По состоянию на 31 января 2009 г. в состав только российской орбитальной группировки входило 105 КА.

Другие

Proton

Delta

Atlas

Ariane

1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Космический проект по своей природе является венчурным и характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска. Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес-планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты. Потенциальными страхователями в зависимости от этапа реализации космического проекта выступают его инвесторы, разработчики и производители космической техники, а также организация, осуществляющая запуск ракет космического назначения. При этом страхование космических рисков может выступать для участников космических проектов как в качестве фактора обеспечения технического прогресса, так и в роли финансовых гарантий возмещения случайного ущерба. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.

Первый крупный убыток российских страховщиков произошел в 2000 г.: «Ингоccтpax» пepечислил 24,4 млн. долл. США (в том числе 12,2 млн. долл. по своему учaстию в состpaxовaнии) ГП «Космичecкaя связь» в связи с гибелью космического аппарата «Купон» в 1998 г., который был зaстpaxовaн ОСАО «Ингоccтpax» нa этaпaх трaнспopтиpoв-ки, пред^ртовой подготовки и нaчaльного функциониpoвaния нa opбите нa сумму 523,3 млрд. недоминиpoвaнных рублей. Суммы страховых выплат в космическом сегменте разнятся в зависимости от степени неисправности, а также от самой страховой суммы и доли ответственности (удержания) страховщика. Так, когда ВСК в 1997 году компенсировала частичный выход из строя двух батарей аппарата «Экспресс-12», сумма едва

Все космические риски перестраховываются на российском и международном рынках. В перестраховании участвуют 30-50 российских компаний. Доля риска, размещаемого на отечественном рынке, соответствует его емкости и составляет для запусков РН (ракетоносителей) - около 1-1.5 млн. долл., для объектов космической инфраструктуры - 2-2.5 млн. долл., для ответственности за ущерб третьим лицам при запусках - 1.5 -2 млн. долл.

Основными видами страхования являются: имущественное страхование РН на этапах предстартовой подготовки и запуска (примерно 50 % сбора страховых премий), инфраструктуры космодромов (около 30 % сбора страховых премий), а также страхование гражданской ответственности за нанесение ущерба в результате космической деятельности третьим лицам (20 % сбора страховых премий). Размер ежегодной страховой премии может быть оценен в 15-20 млн. долл.

Интенсивное развитие страхования космических рисков в нашей стране обусловлено как международным статусом России в качестве одной из ведущих космических держав, так и большими объемами страховых сумм и страховых премий. Крупнейшие страхователи космических рисков в РФ:

это предприятия-производители ракетно-космической техники (РКТ) России: РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. Хруничева, НПО ПМ им. Решетнева, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Про-гресс», НПО Машиностроения, КБ Химавтома-тики (г. Воронеж), ВНИИЭМ, НПО «Полет» и др.;

предприятия и организации - заказчики и исполнители космических проектов (Федеральное космическое агентство - Роскосмос, Космические войска, ГП «Космическая связь», ФГУП «ЦЭНКИ», «Интерспутник», российско-французская компания «Старсем» и др.);

предприятия и организации, осуществляющие производство, транспортировку и эксплуатацию РКТ.

Согласно имеющимся оценкам, российские

отраслевой альманах

страховые компании в 1990-2008 годах обеспечили страховой защитой более 180 федеральных и международных космических проектов, при этом, по экспертным оценкам, за 15 лет российские страховщики выплатили страховое возмещение на общую сумму свыше 150 млн. долл.

В настоящее время, как показывают статистические данные, наблюдается интенсивный количественный и качественный рост совокупных экономических показателей, характеризующих систему космического страхования за рубежом и в России. Суммарная емкость рынка составляет на сегодняшний день уже порядка 1 млрд. долл. при постоянном увеличении уровня охвата страхового поля и заметном расширении ассортимента и качества страховых продуктов. Непрекращающееся вовлечение в страховой процесс новых страхователей, обусловленное ростом инвестиций в космическую отрасль, дает основание прогнозировать динамичное развитие рынка космического страхования в будущем. При этом необходимо учитывать тот факт, что объемы финансирования расходов на осуществление космической деятельности не испытывают значительных сокращений и в перспективе не ожидается уменьшения количества запусков космических аппаратов. С этих позиций остается выразить надежду, что дальнейшие пути российской «новой экономики», высокотехнологичной промышленности и страхования будут идти по одной - поступательной и восходящей - траектории.

превысила $80 тыс., а когда та же компания спустя два года полностью покрыла гибель аппарата «Экспресс-А1» при запуске, выплаты достигли $6 млн. Можно привести и другие примеры значительных выплат по договорам космического страхования: в частности, в 2002 г. «Русский Страховой Центр» выплатил НПО «Энергомаш» 37,4 млн. руб. за погибший образец ракетного двигателя, перечислил более 20 млн. рублей по факту нанесения ущерба третьим лицам в результате аварийного запуска РН «Протон-М» в сентябре 2007 г., осуществил два крупных страховых возмещения ФГУП «ЦЭНКИ» в связи с повреждениями РН «Зенит» во время их комплексных испытаний на космодроме Байконур в 2006-2008 гг. ОАО «Согаз», в свою очередь, выплатило 50,5 млн. долларов по договору страхования системы спутниковой связи и вещания «Ямал» в связи с полной конструктивной гибелью спутника «Ямал-100» в 2000 году.

Литература

1 Материалы презентаций брокеров Marsh, Willis, ISB, AON, Международных конференций по космическому страхованию Pagnanelli Risk

2 Solutions 2005 и 2007 гг., Конференций Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) 2007-2008 гг.

3 Лукин А. В. Страхование рисков космической деятельности. - М.: Издательство: Международный центр дистанционного обучения, 1999.

4 Медведчиков Д. А. Организация страхования рисков космических проектов. - М.: Анкил, 2005.

5 Медведчиков Д. А. Совершенствование системы страхования космических рисков в России. - М.: Издательство МАИ: Доброе слово, 2006.

6 Commercial Space and Launch Insurance: Current Market and Future Outlook Fourth Quarter 2002 Quarterly Launch Report. http://www.faa.gov/about/office_org/headquarters_ offices/ast/media/q42002.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.