УДК 658.7
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ
КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
А. Н. Силантьева Научный руководитель - Ю. А. Анищенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается отечественная система страхования рисков космических проектов, описаны основные этапы организации страхования, приводятся примеры страховых тарифов, указаны основные проблемы российского рынка страхования. В качестве примера представлена система страховой защиты космических проектов в США.
Ключевые слова: космическая деятельность, космический проект, риски космических проектов, страхование рисков космических проектов.
THE ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN SYSTEMS OF INSURANCE RISKS
OF SPACE PROJECTS
A. N. Silanteva Scientific Supervisor - U. A. Anishenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article presents the Russian system of the insurance of risks of space projects, discusses the main stages of the organization insurance, examples of insurance rates and the main problems of the Russian market of the insurance. As an example, it reveals the American system of the insurance protection of space projects.
Keywords: the space industry, the space project, risks of the space projects, the insurance of risks of the space projects.
Космическая деятельность государств и реализация международных космических проектов непосредственно связаны с эксплуатацией космических объектов. В науке космического права космическая деятельность рассматривается как деятельность, представляющая повышенную опасность для окружающих, а космический объект - как источник повышенной опасности.
Система страхования рисков космических проектов, как один из способов управления рисками, является наиболее эффективным средством гарантированного обеспечения экономической защиты запусков ракетно-космической техники в интересах обороноспособности страны. Но к настоящему моменту современная отечественная система страхования рисков космических проектов находится на стадии формирования. Актуальность исследования заключается в том, что вопросы страхования космической деятельности и реализации ответственности за возможный вред, причиненный космическим объектом, имеют чрезвычайно важное значение для всех участников космической деятельности.
В ходе исследования в качестве зарубежной системы страхования рисков космических проектов представлена система страховой защиты США. Например, на этапе бизнес-планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты [4]. Особо оговариваются санкции в случае невыполнения условий или сроков осуществления проекта. Расходы на страхование рисков космических проектов включаются в структуру цены космической продукции. В основу определения страховой стоимости включается стоимость самого орбитального аппарата, средства выведения и издержек по
Секция «Инновационная экономика и управление»
организации запуска. Страхование рисков космических проектов при орбитальном функционировании космических аппаратов проводится в основном сроком на 1 год. Кроме того, обязательно осуществляется страхование объектов и оборудования стартового комплекса, являющихся федеральной собственностью правительства США, на сумму порядка 80 млн. долларов.
В зависимости от этапа реализации космического проекта различают следующие виды страхового покрытия: этап производства и испытаний ракетно-космической техники, функциональные и огневые испытания (страховой тариф - 5-7 %), этап предстартовой подготовки элементов ракет космического назначения к пуску, включая их транспортировку, хранение и подготовку на космодроме (страховой тариф).
В США считается целесообразным на период запуска космического аппарата страховать остановки или перерывы в осуществлении космической программы. Правительство США выступает де-факто в роли страхователя своих коммерческих операторов в случае исков к ним третьей стороны в соответствии с международными обязательствами США, как в пределах имеющейся у них страховой суммы, так и в том случае, если сумма иска третьей стороны превышает страховую сумму. Многие американские организации, предоставляющие услуги по запуску космических аппаратов из-за высокого размера ставок страховых компаний договариваются между собой о самостраховании запусков. В США практикуется схема гарантии повторного запуска, согласно которой клиент, заплативший организации определенный процент на период запуска, имеет право повторного бесплатного запуска в случае неудачи [1].
Что касается отечественной системы страхования, то в России страхование рисков космических проектов осуществляется с 1991 года. Основными российскими страховщиками являются компании: «Русский Страховой Центр» (РСЦ) и «АВИКОС».
Например, этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств. Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений космической техники. Размер страховых тарифов в данном случае составляет 1-3 % от страховой суммы. Основополагающим фактором при оценке риска выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа составляет 12-20 %. При оценке степени готовности орбитального средства к использованию, в соответствии с целевым назначением, основными факторами риска являются качественное выполнение предыдущих фаз запуска, надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф равен 8-12 %. Наибольший риск связан с возможностью полной гибели космического аппарата. Страховая ставка колеблется в широких пределах: от 9-12 до 20-25 %. Страхование космического аппарата на орбите обеспечивает защиту от частичных или полных отказов аппаратуры космического объекта. Ставки страховых взносов в этом случае устанавливаются в размере 3-10 % [3].
Процесс страхования рисков космических проектов в РФ включает в себя несколько последовательных этапов:
1. Выбор головным исполнителем проекта головной отечественной страховой компании - координатора пула страховщиков с учетом условий страхования, предварительно полученных брокером от участников международного страхового рынка.
2. Выбор головным исполнителем проекта международного брокера для оказания консультационных услуг российскому страхователю.
3. Предстраховая экспертиза космического проекта международным брокером и головной отечественной страховой компанией.
4. Разработка международным брокером и головной отечественной страховой компанией программы страхования рисков космического проекта.
5. Организация пула головной отечественной страховой компанией из отечественных страховых компаний для сострахования и перестрахования рисков космического проекта. Окончательное определение международным брокером условий страхования на международном рынке страхования.
6. Разработка, согласование и заключение договоров страхования между головным исполнителем (участниками) космического проекта, головной отечественной страховой компанией, отечественными состраховщиками и перестраховщиками, международным брокером и международными перестраховщиками.
7. Размещение международным брокером договоров перестрахования рисков космического проекта на международном страховом рынке.
8. Сопровождение международным брокером и головной отечественной страховой компанией выполнения договоров страхования: обслуживание страхователя после заключения договора страхования. Исполнение страховщиками обязательств.
Анализ отечественной системы страхования рисков космических проектов позволил выделить ключевые проблемы российского рынка страхования:
- недостаточные объемы собственных финансовых ресурсов страховых компаний, обуславливающие значительную потребность в перестраховании;
- низкие потенциальные возможности национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков;
- недостаточная емкость отечественного рынка страхования, определяющая необходимость привлечения финансовых ресурсов международного страхового рынка через систему перестрахования, что влечет за собой определенную зависимость от международного рынка в части ценовой политики и условий страхования [2].
Таким образом, анализ системы страхования рисков космических проектов в России и США, показал, что дальнейшее развитие космической деятельности в нашей стране и участие в реализации международных космических проектов требуют совершенствования инструментов страхования рисков космических проектов на всех этапах его реализации.
Библиографические ссылки
1. Тарасов А. Страхование помогает космонавтике // Новости космонавтики. 2013. № 2. С. 47.
2. Медведчиков Д. Общий обзор рынка страхования космических рисков // Новости авиационного страхования. 2014. № 18. С. 32-34.
3. Крупинин С. Организация страхования рисков космических проектов. М. : Анкил, 2013. С.45-47.
4. Мироненко Н. Методика оценки страховых ставок для отдельных операций, выполняемых изделиями ракетно-космической техники // Новости космонавтики. 2013. № 12. С. 26.
© Силантьева А. Н., 2016