Научная статья на тему 'Страхование космических рисков'

Страхование космических рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Е.И., Анищенко Ю.А.

Рассматриваются особенности рынка космического страхования, проблема управления рисками предприятий ракетно-космической промышленности и космических проектов на базе механизма страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхование космических рисков»

Секция «Экономика и бизнес»

к труду и т.п., а отсюда и неодинаковым количеством труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. В данном случае говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников [1].

Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции. Такой путь увеличения объема производства классифицируется как экстенсивный [2].

Таким образом, стремительность изменений на рынке предъявляет новые требования к компаниям. Если раньше наличие материальных активов имело решающее значение для успеха бизнеса, то сегодня самым важным преимуществом является способность быстро развивать существующие и создавать новые активы в ответ на вызовы рынка. В этой связи все большее значение приобретают нематериальные активы. Станки можно приобрести, а вот навыки эффективного взаимодействия с клиентами или умение бы-

стро привлекать капитал требуют несопоставимо большего профессионализма, усилий, а также затрат времени на приобретение знаний и опыта.

В этой связи развитие персонала, развитие у него определенных умений и навыков приобретает первостепенное значение для предприятия. Практика показывает, что до сих пор большинство отечественных компаний используют достаточно простой подход к обучению персонала: обучать сотрудников тогда, когда в этом возникает острая и сиюминутная необходимость, ожидая при этом немедленных результатов.

Библиографические ссылки

1. Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и найм. М, 2007. С. 341.

2. Барышева А. В. Как сделать персонал ориентированным на клиента // Управление персоналом. 2006. № 8. С. 46-48.

© Резанова Е. С., Бродецкая Н. А., 2012

УДК 338.054.23

Е. И. Руденко Научный руководитель - Ю.А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Рассматриваются особенности рынка космического страхования, проблема управления рисками предприятий ракетно-космической промышленности и космических проектов на базе механизма страхования.

Неудачные космические запуски в России и других странах в прошлом году еще раз напомнили о том, что рисков в космической деятельности не избежать. Один из возможных способов повышения безопасности космической деятельности и компенсации потенциальных ущербов - это экономическая защита и управление рисками космических проектов и производственной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности. Учитывая сложность задач, связанных с космической деятельностью и применяемых в ней технологий, в отрасли уже несколько десятилетий действует система страхования.

В рамках космических программ страхование выступает средством защиты капиталовложений, выраженное в фиксированной, заранее известной сумме, которая может быть включена в затраты на реализацию космической программы. Финансовые потери от нештатных ситуаций, которые за последнее время случались в отрасли, удалось минимизировать благодаря тому, что полеты космической техники были застрахованы. Так, сумма возмещения за не выведенный на расчетную орбиту спутник связи «Экспресс -АМ4» превысила 7,5 млрд рублей [1].

Страховать космические риски с помощью финансовых инструментов в России начали в середине 1990-х годов. По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), в период с 1990 по 2011 годы отечественные страховые компании обеспечили страховой защитой более

200 федеральных и международных космических проектов. Наиболее рисковым является страхование вывода полезной нагрузки на заданную орбиту. По подсчетам самих участников рынка, за минувшие 11 лет страховщики выплатили по космическим проектам страховых возмещений на общую сумму свыше 150 млн долларов. В качестве примера можно привести спутник «Фобос-Грунт», так и не улетевший на Марс, который был застрахован на полную стоимость - 1,2 млрд рублей [1].

Рынок космического страхования - достаточно узкий сегмент, в котором работают или крупные игроки, или компании, которые изначально специализируются на страховании космической техники и деятельности. Среди таких компаний - «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Русский страховой центр», «Страховой центр «Спутник». Страхование проекта может проводиться по схеме страхования «от всех рисков» или обеспечивать страховое покрытие отдельных рисков. Используемые на практике схемы страхования, как правило, привязаны к определенным этапам выполнения проекта. По информации РААКС, базовые условия страхования покрывают этапы изготовления, монтажа, испытаний космических средств на предприятии-изготовителе, транспортировки космических средств, их хранения и предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при запуске ракеты космического назначения. Кроме того, существует страхование запуска, покры-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

вающее риск утраты аппарата на этапе вплоть до его выведения в заданную точку космического пространства, и страхование эксплуатации на орбите. Согласно материалам Женевской ассоциации, 49 % сбоев в работе космической техники с 2000 года произошло в течение первых двух месяцев после выведения космических аппаратов на орбиту, и еще 11 % - в течение первого года.

Выбор программы страхования предусматривает определение совокупности рисков, подлежащих страхованию, и распределение ответственности по страхованию между участниками проекта. Как правило, обоснование программы страхования производится с учетом рассмотрения действия следующих факторов [2]:

1. Рассмотрение особенностей взаимоотношений и распределения ответственности между участниками проекта, характер которых определен в контрактах на разработку и изготовление объекта страхования, проведение подготовки к эксплуатации и эксплуатацию объекта страхования.

2. Анализ наличия выявленных на предыдущих этапах совокупностей существенных рисков, характерных для данного проекта.

3. Соблюдение требований национальных и международных нормативно-правовых актов по обязательному страхованию рисков.

4. Анализ сложившейся конъюнктуры страхового рынка и возможностей участников проекта по финансированию страхования рисков его реализации.

При наличии неблагоприятной конъюнктуры страхового рынка или отсутствии достаточных финансовых средств участники проекта могут обращаться к самострахованию отдельных рисков. При этом заинтересованные стороны полностью отказываются от страхования рисков и берут на себя компенсацию возможных ущербов или принимают участие в состраховании этих рисков.

К специфическим особенностям страхования таких крупных рисков можно отнести: выполнение большого объема подготовительных работ; относительно малая остаточная стоимость объектов страхования после наступления страхового случая; выполнение основного

объема работ средствами однократного применения; большой потенциальный ущерб третьим лицам при наступлении страхового случая и др.

Страхование космических рисков в России пока еще не получило должного развития. Это связано с недостатками законодательного обеспечения страховой деятельности, отсутствием страховых традиций и опыта в проведении страхования. В аналитических исследованиях отмечается, что современное положение дел на российском страховом рынке характеризуется низкими потенциальными возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков (в том числе и рисков космических проектов), что обусловлено: недостаточным уровнем страховой культуры в обществе и отсутствием привычки к страхованию; недостатком опыта управления космическими рисками. На международном рынке страхования космических рисков в 2011 году отмечалась тенденция к смягчению условий заключения договоров и увеличению емкости страхования, но ставки и условия по российским проектам по-прежнему довольно жесткие. Такое отношение связано с убытками, полученными после полной гибели космического аппарата (КА) ^zSat и частичной - КА «Экспресс-АМ2».

Таким образом, привлекательность российского страхового рынка для размещения международных проектов не ослабла и продолжает постепенно расти. Рост сдерживается тем фактом, что у большинства российских страховых компаний не достаточная емкость страхования и отсутствуют международные рейтинги финансовой устойчивости.

Библиографические ссылки

1. Фионов А. С. К вопросу о построении обобщенной системы управления космическими рисками // Страховое дело. 2011. № 12. С. 51-56.

2. Медведчиков Д. А. Краткий обзор состояния рынка космического страхования. URL:_http://www. avicos.ru/html/cosmos/intern_market.pdf.

© Руденко Е. И., 2012

УДК 347.77

С. Н. Рудь Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Описывается ряд проблем при защите объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, такие, как различия законодательств, недостаточная унификация, параллельный импорт и ситуация с процедурой ехо//1сю. Обозначены возможные причины проблем, а также предложены некоторые способы их решения.

В условиях высокой скорости развития бизнеса важную роль играет защита объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС), а также взаимодействие владельцев ОИС с государственными органами

для осуществления полноценной охраны их прав. Но в настоящее время существует большое количество проблем и разногласий как во взаимодействии с компаниями-владельцами прав на объекты ОИС, так и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.