Научная статья на тему 'Развитие персонала как фактор повышения инновационного потенциала предприятия'

Развитие персонала как фактор повышения инновационного потенциала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резанова Е.С., Бродецкая Н.А., Ладыгина Л.Ф.

Самой интересной и актуальной темой во всем мире является исследование развития персонала как фактор повышения инновационного потенциала предприятия. Становление развития персонала предприятия происходило быстрыми темпами, за короткий отрезок времени были успешно пройдены первоначальные этапы становления потенциала предприятия. Данная работа раскрывает основные развития, вклад персонала в потенциал предприятия, актуальные вопросы и основные направления дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие персонала как фактор повышения инновационного потенциала предприятия»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

3. Приватизация: чему учит мировой опыт : 4. Титович А. А., Сычев А. Н. Разгосударствление

учеб. пособие / под ред. Б. М. Болотина. М. : Между- и приватизация: опыт, проблемы, перспективы : нар. отношения, 2005. учеб. пособие. Минск : Изд. центр БГУ, 2004. 216 с.

© Резанова Е., Бакулина М., 2012

УДК 658.3

Е. С. Резанова, Н. А. Бродецкая Научный руководитель - Л. Ф. Ладыгина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Самой интересной и актуальной темой во всем мире является исследование развития персонала как фактор повышения инновационного потенциала предприятия. Становление развития персонала предприятия происходило быстрыми темпами, за короткий отрезок времени были успешно пройдены первоначальные этапы становления потенциала предприятия. Данная работа раскрывает основные развития, вклад персонала в потенциал предприятия, актуальные вопросы и основные направления дальнейшего развития.

В настоящее время в Российской Федерации проблемам инновационного развития экономики уделяется значительное внимание. Как показывает мировой опыт, достижение поставленной цели невозможно без формирования и функционирования в рамках предприятия соответствующего механизма, позволяющего проводить работу по управлению инновационным потенциалом.

По оценкам специалистов, на долю новых технологий в развитых странах приходится до 85 % прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Благодаря высокотехнологичным и наукоемким видам продукции указанные страны занимают ведущие позиции в мировом хозяйстве и международном разделении труда, особенно в условиях расширения экономической глобализации.

Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности. Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций.

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов, интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия [1].

К элементам инновационного потенциала относятся: материально-технические ресурсы, финансовые

ресурсы, организационные ресурсы, кадровые ресурсы, социально-психологические факторы.

Все перечисленные части потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация инновационного потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия.

Модель потенциала любого предприятия определяется:

1. имеющимися объемами и качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);

2. способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами - его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;

• инновационной способностью (то есть способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций);

• информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);

• финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное).

Современный трудовой коллектив представляет собой сложную социальную систему, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы на благоприятный психологический климат и заботу администрации и трудятся производительно даже при неизменной заработной плате. В то же время повышение заработной платы не всегда ведет к росту производительности труда. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении

Секция «Экономика и бизнес»

к труду и т.п., а отсюда и неодинаковым количеством труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. В данном случае говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников [1].

Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции. Такой путь увеличения объема производства классифицируется как экстенсивный [2].

Таким образом, стремительность изменений на рынке предъявляет новые требования к компаниям. Если раньше наличие материальных активов имело решающее значение для успеха бизнеса, то сегодня самым важным преимуществом является способность быстро развивать существующие и создавать новые активы в ответ на вызовы рынка. В этой связи все большее значение приобретают нематериальные активы. Станки можно приобрести, а вот навыки эффективного взаимодействия с клиентами или умение бы-

стро привлекать капитал требуют несопоставимо большего профессионализма, усилий, а также затрат времени на приобретение знаний и опыта.

В этой связи развитие персонала, развитие у него определенных умений и навыков приобретает первостепенное значение для предприятия. Практика показывает, что до сих пор большинство отечественных компаний используют достаточно простой подход к обучению персонала: обучать сотрудников тогда, когда в этом возникает острая и сиюминутная необходимость, ожидая при этом немедленных результатов.

Библиографические ссылки

1. Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и найм. М, 2007. С. 341.

2. Барышева А. В. Как сделать персонал ориентированным на клиента // Управление персоналом. 2006. № 8. С. 46-48.

© Резанова Е. С., Бродецкая Н. А., 2012

УДК 338.054.23

Е. И. Руденко Научный руководитель - Ю.А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Рассматриваются особенности рынка космического страхования, проблема управления рисками предприятий ракетно-космической промышленности и космических проектов на базе механизма страхования.

Неудачные космические запуски в России и других странах в прошлом году еще раз напомнили о том, что рисков в космической деятельности не избежать. Один из возможных способов повышения безопасности космической деятельности и компенсации потенциальных ущербов - это экономическая защита и управление рисками космических проектов и производственной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности. Учитывая сложность задач, связанных с космической деятельностью и применяемых в ней технологий, в отрасли уже несколько десятилетий действует система страхования.

В рамках космических программ страхование выступает средством защиты капиталовложений, выраженное в фиксированной, заранее известной сумме, которая может быть включена в затраты на реализацию космической программы. Финансовые потери от нештатных ситуаций, которые за последнее время случались в отрасли, удалось минимизировать благодаря тому, что полеты космической техники были застрахованы. Так, сумма возмещения за не выведенный на расчетную орбиту спутник связи «Экспресс -АМ4» превысила 7,5 млрд рублей [1].

Страховать космические риски с помощью финансовых инструментов в России начали в середине 1990-х годов. По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), в период с 1990 по 2011 годы отечественные страховые компании обеспечили страховой защитой более

200 федеральных и международных космических проектов. Наиболее рисковым является страхование вывода полезной нагрузки на заданную орбиту. По подсчетам самих участников рынка, за минувшие 11 лет страховщики выплатили по космическим проектам страховых возмещений на общую сумму свыше 150 млн долларов. В качестве примера можно привести спутник «Фобос-Грунт», так и не улетевший на Марс, который был застрахован на полную стоимость - 1,2 млрд рублей [1].

Рынок космического страхования - достаточно узкий сегмент, в котором работают или крупные игроки, или компании, которые изначально специализируются на страховании космической техники и деятельности. Среди таких компаний - «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Русский страховой центр», «Страховой центр «Спутник». Страхование проекта может проводиться по схеме страхования «от всех рисков» или обеспечивать страховое покрытие отдельных рисков. Используемые на практике схемы страхования, как правило, привязаны к определенным этапам выполнения проекта. По информации РААКС, базовые условия страхования покрывают этапы изготовления, монтажа, испытаний космических средств на предприятии-изготовителе, транспортировки космических средств, их хранения и предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при запуске ракеты космического назначения. Кроме того, существует страхование запуска, покры-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.