БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
Полученные данные позволяют предположить, что с усилением болевой симптоматики пациенты СПФ теряют веру в свои силы, не считают себя способными контролировать свои действия и происходящие с ними события, переносят всю ответственность на других людей (в том числе и врачей), занимают наиболее пассивные позиции в борьбе со своим заболеванием. Однако в связи с проблемами социализации, возникающими из-за заболевания, пациенты вынуждены брать на себя ответственность за коррекцию этой ситуации, создавая тем самым предпосылки для формирования внутриличностного конфликта.
Результаты настоящего исследования позволяют установить существование определенных взаимосвязей между выраженностью алгического синдрома больных СПФ и некоторыми психологическими характеристиками заболевания, составляющими неотъемлемую часть ее клинической картины и, возможно, играющими немаловажную роль в патогенезе заболевания. Наличие отмеченных психологических характеристик может не только создавать определенные трудности при объективизации тяжести состояния больных СПФ, но и существенно затруднять лечебно-реабилитационные мероприятия. Успешное лечение больных СПФ требует активного вовлечения пациентов в процесс терапии, изменения их установок и образа жизни. Эффективность терапии может быть существенно повышена, если больной и врач сформируют рабочее партнерство и пациент станет активным участником лечебного процесса, сможет приобрести опыт контролируемости ситуации, возьмет на себя ответственность за строгое выполнение лечебно-реабилитационного режима, для чего следует использовать определенные виды психотерапевтической коррекции, такие как групповая психотерапия, психотерапия с применением биологической обратной связи и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 168 с.
2. Табеева Г. Р., Короткова С. Б., Вейн А. М. // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1998. - № 4. -С. 68-77.
3. Russell I. J. // Am. J. Med. Sci. - 1998. - № 315. -P. 377-384.
4. Wolf F., Ross K., Anderson J., et al. // Arthritis. Rheum. - 1995. - № 38. - P. 19-28.
СТРАХИ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ЗДОРОВЫХ ПОДРОСТКОВ И У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
А. Ю. Тихонова
Ярославская государственная медицинская академия
С помощью методик "Пирог страхов" (в которой ребенок не только описывает страхи и пред-
4-20071
ставляет их сумму в виде круга, пирога, но и дает каждому страху тот или иной процент важности, "разрезая пирог на части"), "Несуществующее животное", "Тест школьной тревожности Филлипса" и "Карта наблюдений Скотта" были сопоставлены страхи и переживаемая подростками школьная тревожность в группах здоровых подростков (30 человек) и подростков с соматическими заболеваниями (30 человек преимущественно с хронической гастроэнтерологической патологией).
Отсутствие значимых различий (по критерию Стьюдента) между выборками подростков с соматическим заболеванием и здоровыми подростками в "Тесте школьной тревожности Филлипса" было только по трем показателям ("Переживание социального стресса", "Страх ситуации проверки знаний" и "Проблемы и страхи в отношениях с учителями"). Вероятно, данная закономерность связана с особенностями подросткового возраста, в котором отношения в школе с учителями и одноклассниками занимают одно из первых мест.
В то же время даже совпавшие показатели коррелируют (статистическая обработка проводилась с использованием критерия Спирме-на) с разными шкалами. Так, у подростков с соматическими заболеваниями чем больше переживание социального стресса, тем больше показатель выраженности невротических симптомов. Важно отметить, у здоровых подростков шкала "Невротический симптом" вообще не фигурирует как значимая.
"Проблемы и страхи в отношениях с учителями" у подростков с соматическими заболеваниями отрицательно коррелируют с показателем "Конфликты с детьми": чем больше проблемы и страхи в отношениях с учителями, тем меньше конфликтов с детьми. Здесь стоит учесть такое понятие как "ведущая деятельность" - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. В подростковом возрасте ребятам необходима поддержка, одобрение сверстников-одноклассников. Появляются референтные группы, на мнение которых подросток ориентируется, т. к. ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками. Часто мелкое хулиганство, пререкание с учителем вызывают одобрение в классе, эти "смельчаки", вступившие в противостояние со старшими, становятся героями, поэтому и конфликтов с одноклассниками у них нет.
Для сравнения страхов в этих группах надо учесть, что у подростков с соматическими заболеваниями интеркорреляций (также полученных с применением критерия Спирмена) значительно больше. Некоторые из них очевидны: например, чем больше страх ситуации проверки знаний, тем больше уход в себя и больше страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Или чем больше фрустрация потребности к достижению успеха, тем больше недоверия к новым вещам, людям, ситуациям, тем больше тревожность за принятие взрослыми
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 4-2007
и больше тревожность за принятие детьми.
Но есть и такие различия, которые необходимо специально отметить. Так, у подростков, находящихся в стационаре, чем больше страх ситуации проверки знаний, тем меньше страх своей смерти. Представляется, что это связано именно с их нахождением в стационаре на момент обследования. Подростков окружают врачи, медсестры, которые в любой момент смогут оказать медицинскую помощь.
Рассматривая значимые корреляции у здоровых подростков, также можно обнаружить такие, которые подтверждают уже сложившиеся стереотипы оценок типа "чем меньше умственное развитие (оценка по поведенческим признакам со стороны учителей), тем больше страх самовыражения" или "чем больше страх ситуации проверки знаний, тем больше страх, связанный со школой, социумом".
Таким образом, страхи у подростков с соматическими заболеваниями и страхи у здоровых подростков различаются. В свою очередь, социально-стрессовые переживания, примером которых и являются школьная тревожность, страхи взаимодействия с окружающими - ведущий фактор адаптации в данном возрасте, - во многом определяют поведение как здоровых, так и хронически больных детей.
В литературе, посвященной проблеме психологии соматического больного, подчеркивается, что влияние любого хронического заболевания на социальный статус больного, его положение в обществе, круг интересов, уровень притязаний приводит к ломке привычного образа жизни и деятельности, необходимости формирования нового жизненного стереотипа [1-5]. Поэтому представляется важным подчеркнуть тот факт, что соматически больной ребенок не выпадает из широко понимаемого процесса социализации и коррек-ционная работа с ним может и должна использовать элементы социально-психологического тренинга, не включаемого традиционно в предмет медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конечны Р., Боухал М. Психология в медицине. -Прага: Авиценум, 1983. - 407 с.
2. Миндлин Я. С., Калмыков А. А., Утенков А. В. Больные хроническими заболеваниями: образ жизни, состояние здоровья, профилактика и организация медицинской помощи. - М.: Медицина, 1991.
3. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине. - Харьков, 2003.
4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 168 с.
5. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. - Будапешт, 1981.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИИ:
ПРИЗНАКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ В. С. Ткаченко
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
Западно-европейские социальные институты были предметом исследований многих поколений социологов (от Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Ве-бера до Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Бурдье, И. Валлерштайна и др.), в то же время отечественные социальные институты мало подвергались серьезному научно-доказательному анализу. Например, встает вопрос о правомерности выделения в качестве самостоятельного социального института инвалидности в РФ, т. е. можно ли выделить свидетельствующие об этом его соответствующие признаки, компоненты, функции.
Признаками социального института инвалидности в России являются:
1. Установки и образцы поведения людей с инвалидностью: освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), ожидание на поддержку со стороны окружающих, требование гарантий со стороны государства.
2. Научное обоснование инвалидности и существующих вокруг нее проблем - деятельность научно-исследовательских центров, опытно-конструкторских учреждений и пр.
3. Символические культурные признаки - эмблема инвалидности, традиции в отношении людей с инвалидностью, требования в обеспечении свободного доступа к инфраструктуре жилых мест, специфический язык (язык жестов) и шрифт (шрифт по Л. Брайлю).
4. Социокультурные учреждения - учреждения социального обслуживания, реабилитационная индустрия, инваспорт.
5. Наличие особых прав - пенсии, льготы и преимущества в использовании инфраструктуры в соответствии с законодательными нормами.
6. Идеология людей с инвалидностью - установка на приоритеты медицинской помощи, требование компенсаций ограниченной жизнедеятельности. Признание гражданами инвалидов равными перед остальной частью общества независимо от того, какую инвалидность они имеют. Различаются инвалиды лишь по причине инвалидности, которая связана с ответственностью общества перед своими гражданами.
7. Функционирование общественных объединений, представляющих интересы инвалидов.
Социальный институт инвалидности в России представлен следующими компонентами:
1. Субъекты определения политики и законотворчества в сфере инвалидности, выступающие в виде органов государственного управления.
2. Учреждения признания граждан инвалидами, представленные в виде государственной МСЭ.
3. Учреждения исследования проблем инвалидов, учреждения реабилитации инвалидов, система управления процессами социальной помо-