Научная статья на тему 'Теоретико-методологические и содержательные основы психокоррекционной реабилитации инвалидов'

Теоретико-методологические и содержательные основы психокоррекционной реабилитации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ПСИХОЛОГИЯ ИНВАЛИДА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ИНВАЛИДОВ / REHABILITATION OF INVALIDS / PSYCHOLOGY OF THE DISABLED / PSYCHOCORRECTION / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / PSYCHOSOMATIC DISORDERS / PSYCHOHYGIENIC WORK / PSYCHOTHERAPY / PSYCHOLOGICAL SYMPTOMS OF DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

Статья посвящена проблемам организации работы по психотерапии и психокоррекции в реабилитации инвалидов, основным направлениям деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную психологическую реабилитацию людей с ограниченными возможностями. В статье даются также определения основных терминов и понятий, раскрывающих современные теоретико-методологические и содержательные основы психокоррекционной реабилитации инвалидов, содействующих их социальной интеграции в общество. Следует отметить, что в указанной области нормативно-правовое обеспечение осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Конституция Российской Федерации предоставляет право субъектам РФ принимать самостоятельно правовые акты в области социальной защиты, в том числе и по проблемам, касающимся всех видов реабилитационных мероприятий. Большое значение среди нормативных актов, способствующих реализации социально-средового приспособления инвалидов, в том числе созданию для них беспрепятственной среды для психокоррекции и психотерапии, имеют региональные целевые программы, определяющие последовательность решения вопросов доступности различных объектов, а также приспособления существующих помещений для инвалидов. По результатам исследований, проводимых нами в рамках реабилитационных программ Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, сами инвалиды ощущают положительные перемены в отношении общества и государства к ним и их каждодневным проблемам, что выступает и показателем осуществляемой в республике социально-ориентированной деятельности по созданию условий для оптимизации процесса реабилитации всех категорий инвалидов. Указанные меры по приспособлению инвалидов к гражданскому обществу не могут быть беспредметными и бесцельными: во-первых, они должны отвечать потребностям инвалидов, вызванными ограничениями их жизнедеятельности по состоянию здоровья; во-вторых, принимаемые меры по приспособлению инвалидов к современному для него обществу должны соответствовать возможностям организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL AND CONTENT BASES OF PSYCHO-CORRECTIVE REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE

The article is devoted to the problems of organizing work on psychotherapy and psychocorrection in the rehabilitation of disabled people, the main activities of federal and regional institutions that carry out complex psychological rehabilitation of people with disabilities. The article also provides definitions of the main terms and concepts that reveal the modern theoretical, methodological and substantive foundations of psycho-correctional rehabilitation of disabled people who promote their social integration into society. It should be noted that in this area, the legal and regulatory framework is implemented not only at the federal level, but also at the regional level. The Constitution of the Russian Federation grants the right to subjects of the Russian Federation to adopt independent legal acts in the field of social protection, including on issues relating to all types of rehabilitation measures. A number of regional targeted programs that determine the sequence of solving the issues of accessibility of various facilities, as well as the adaptation of existing facilities for the disabled, are of great importance among normative acts that promote the social and environmental adaptation of disabled people, including the creation of an unhindered environment for psycho-correction and psychotherapy. Based on the results of the research conducted within the framework of the rehabilitation programs of the Ministry of Labor and Social Development of the Republic of North Ossetia-Alania, the invalids themselves feel positive changes in the attitude of the society and the state towards them and their everyday problems, which also serves as an indicator of the socio-oriented activity carried out in the republic creation of conditions for optimization of the rehabilitation process for all categories of disabled people. These measures to adapt the disabled to civil society can not be pointless and aimless: first, they must meet the needs of disabled people caused by the limitations of their life for health reasons; Secondly, the measures taken to adapt the disabled to a modern society for him should correspond to the capabilities of the organizations.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические и содержательные основы психокоррекционной реабилитации инвалидов»

психологические Сабанов Заурбек Михайлович

науки ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ...

УДК 159.9.07

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

© 2018

Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: zaurbek.sabanov.78@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации работы по психотерапии и психокоррекции в реабилитации инвалидов, основным направлениям деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную психологическую реабилитацию людей с ограниченными возможностями. В статье даются также определения основных терминов и понятий, раскрывающих современные теоретико-методологические и содержательные основы психокоррекционной реабилитации инвалидов, содействующих их социальной интеграции в общество. Следует отметить, что в указанной области нормативно-правовое обеспечение осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Конституция Российской Федерации предоставляет право субъектам РФ принимать самостоятельно правовые акты в области социальной защиты, в том числе и по проблемам, касающимся всех видов реабилитационных мероприятий. Большое значение среди нормативных актов, способствующих реализации социально-средового приспособления инвалидов, в том числе созданию для них беспрепятственной среды для психокоррекции и психотерапии, имеют региональные целевые программы, определяющие последовательность решения вопросов доступности различных объектов, а также приспособления существующих помещений для инвалидов. По результатам исследований, проводимых нами в рамках реабилитационных программ Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, сами инвалиды ощущают положительные перемены в отношении общества и государства к ним и их каждодневным проблемам, что выступает и показателем осуществляемой в республике социально-ориентированной деятельности по созданию условий для оптимизации процесса реабилитации всех категорий инвалидов. Указанные меры по приспособлению инвалидов к гражданскому обществу не могут быть беспредметными и бесцельными: во-первых, они должны отвечать потребностям инвалидов, вызванными ограничениями их жизнедеятельности по состоянию здоровья; во-вторых, принимаемые меры по приспособлению инвалидов к современному для него обществу должны соответствовать возможностям организаций.

Ключевые слова: реабилитация инвалидов, психология инвалида, психокоррекция, психологическая реабилитация, психосоматические расстройства, психогигиеническая работа, психотерапия, психологические симптомы инвалидов.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL AND CONTENT BASES OF PSYCHO-CORRECTIVE

REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE

© 2018

Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: zaurbek.sabanov.78@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the problems of organizing work on psychotherapy and psychocorrection in the rehabilitation of disabled people, the main activities of federal and regional institutions that carry out complex psychological rehabilitation of people with disabilities. The article also provides definitions of the main terms and concepts that reveal the modern theoretical, methodological and substantive foundations of psycho-correctional rehabilitation of disabled people who promote their social integration into society. It should be noted that in this area, the legal and regulatory framework is implemented not only at the federal level, but also at the regional level. The Constitution of the Russian Federation grants the right to subjects of the Russian Federation to adopt independent legal acts in the field of social protection, including on issues relating to all types of rehabilitation measures. A number of regional targeted programs that determine the sequence of solving the issues of accessibility of various facilities, as well as the adaptation of existing facilities for the disabled, are of great importance among normative acts that promote the social and environmental adaptation of disabled people, including the creation of an unhindered environment for psycho-correction and psychotherapy. Based on the results of the research conducted within the framework of the rehabilitation programs of the Ministry of Labor and Social Development of the Republic of North Ossetia-Alania, the invalids themselves feel positive changes in the attitude of the society and the state towards them and their everyday problems, which also serves as an indicator of the socio-oriented activity carried out in the republic creation of conditions for optimization of the rehabilitation process for all categories of disabled people. These measures to adapt the disabled to civil society can not be pointless and aimless: first, they must meet the needs of disabled people caused by the limitations of their life for health reasons; Secondly, the measures taken to adapt the disabled to a modern society for him should correspond to the capabilities of the organizations.

Keywords: rehabilitation of invalids, psychology of the disabled, psychocorrection, psychological rehabilitation, psychosomatic disorders, psychohygienic work, psychotherapy, psychological symptoms of disabled people.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с социальных и иных выплат по временной нетрудоспо-

важными научными и практическими задачами. собности; назначения пенсии по инвалидности и т.п.

В последнее время объективной необходимостью Помимо всего этого, социально-экономическая реабили-

в стране стала, наряду с медицинской реабилитацией, тация содействует повышению уровня функциональных

социально-экономическая реабилитация. Социально- способностей в социуме, в быту; устранению влияния

экономическая реабилитация, как отмечают неко- социальных факторов, препятствующих успешной реа-

торые ученые (Г.В. Ахметжанова, Е.В. Барсукова, билитации; воссозданию утраченных связей с социумом

М.Ф. Симкин, Е.М. Симкина, А.А. Степанько и др.) [1; вследствие подрыва здоровья или физического увечья. 2; 3], это целый комплекс мер по обеспечению инвали- Психологический аспект психокоррекционной реа-

да необходимыми и удобными для него жилищними билитации инвалидов предназначен для оптимизации

условиями; формированию у него чувства уверенности ситуационных и личностных факторов, способствую-

в том, что он является нужным гражданином страны; щих устранению психосоматических расстройств; сни-

финансовому обеспечению инвалида и его семьи путем жению неблагоприятных психологических симптомов; Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24) 373

Sabanov Zaurbek Mikhailovich THEORETICAL ...

psychological science

совершенствованию форм поведения и личностных особенностей; усвоению психологии межличностных отношений; снижению уровня тревожности и эмоционального напряжения; повышению социально-психологического статуса инвалида; выполнению рекомендаций специалиста инвалиду; выявлению возможных нагрузок или стрессовых ситуаций, негативно влияющих на психическое состояние инвалида; овладению процессами саморегуляции с целью противостояния неблагоприятным стрессовым состояниям.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения стремительно растет количество инвалидов, страдающих от психосоматических расстройств. По статистике такая категория инвалидов составляет 25% взрослого населения цивилизованных стран. Психосоматические расстройства занимают одно из первых мест среди причин инвалидизации населения, также неуклонно растет количество умышленных самоповреждений, в том числе самоубийств. Поэтому, среди причин смертности психосоматические расстройства, вызванные социально-экономическими факторами, занимают третье место, после болезней сердечно-сосудистой системы и жертв ДТП. Высока распространенность таких невротических расстройств, как тревоги, всевозможные страхи, расстройства, также связанных с социально-экономической незащищенностью инвалида.

По результатам некоторых современных исследований (О.В. Байбулатова, Е.Н. Горина, Н.В. Грушко, Г.И. Колесникова, О.В. Хмелькова и др.) [4; 5; 6], все большее количество людей страдает от психосоматических расстройств. По статистике - это 25% взрослого населения развитых стран. Среди причин инвалидности граждан, как мы уже отмечали выше, психосоматические расстройства. Они и занимают одно из первых мест, неуклонно растет и количество суицидов. В связи с этим, психосоматические расстройства также лидируют среди причин смертности (на 3-м месте), после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также жертв дорожно-транспортных катастроф. Как отмечают исследователи, занимающиеся нервно-психическими расстройствами (Н.В. Буравцова, С.В. Гузенина, Е.Л. Яковлева), высока вероятность инвалидизации и по причине нервных стрессов, тревог, переживаний и других негативных проявлений [7; 8].

На уровне метода, как отмечает В.Г. Сухих, возможен отрыв предлагаемой концептуальной трактовки от реальной психотерапевтической процедуры. Методы психотерапии, в зависимости от общности теоретико-мировоззренческих и некоторых «технических» подходов, объединяются в три направления:

- психодинамическое (психоаналитическое);

- экзистенциально гуманистическое;

- поведенческое [9, с. 143-146].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Специалисты Бюро МСЭ, а также лечебно-профилактических учреждений (где реально осуществляются мероприятия реабилитации) пока недостаточно ориентированы в целях психотерапии, в ее методах, в показаниях и противопоказаниях к ним. На различных этапах реабилитации (ЛПУ, Бюро МСЭ, реабилитационные центры, иные учреждения) нет четкости в выборе форм и условий психотерапевтического вмешательства, и в подборе специалистов для его реализации. В частности, выглядит необоснованным проведение ряда методов психотерапии в условиях Бюро МСЭ, поскольку они плохо согласуются с решением основных экспертных задач. Несмотря на введение психолога в состав Бюро МСЭ, эти вопросы решаются пока слабо, поскольку нет ясности в разделении психотерапии, как врачебной процедуры, и психокоррекции, как формы психологическо-

го вмешательства. В немалой мере указанные сложности сопряжены с не преодоленным пока отставанием российской психотерапии от мирового уровня, с малочисленностью психотерапевтов с достаточным стандартом подготовки. Сказывается также разноречивость трактовок норм и методов современной психотерапии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Ситуации развития человека, связанные с инвалидностью, приводят к специфическим изменениям его личности и возникновению множества социально-ролевых проблем, что сказывается на всех сферах его психологического здоровья и требует проведения комплексных реабилитационных мероприятий. Дело в том, что часто депрессия может проявляться не только в виде агрессии и нервных срывов (С.В. Гузенина, Е.Л. Яковлева), но и в форме разнообразных соматических признаков, что создает впечатление о наличии тяжелых болезней. Такие «больные» долго и безрезультатно находиться на излечении. Очень часто они проходят продолжительные, порой достаточно болезненные обследования, результаты которых зачастую не позволяют выявить истинную причину обращение. У больных создается иллюзия об опасном, невыясненном недомогании, что, как правило, ведет к усилению депрессии и общей слабости [8, с. 6266].

Некоторые исследователи (И.М. Терюханова) и практические специалисты психологический и социальный аспекты реабилитации анализируют как отдельные компоненты психотерапии и психокоррекции, не раскрывая их взаимосвязь и взаимодействие [10, с. 142-150]. В связи с этим, возникла необходимость в систематизации и интеграции важнейших составляющих психокоррек-ционной реабилитации инвалидов. В качестве таких элементов мы выделяем следующие: психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психокоррекция, психопрофилактическая работа, психогигиеническая работа, психологические тренинги.

Психологическая реабилитация людей с ограниченными возможностями осуществляется психологом совместно с психотерапевтом. В рамках психологической реабилитации осуществляются психокоррекция, психологическое консультирование, социальный патронаж семьи инвалида, психопрофилактическая деятельность, разнообразные психологические тренинги, социализация инвалидов через общественные организации и клубы [11]. Именно эти составляющие активизируют процесс успешной реабилитации инвалидов через психотерапию и психокоррекцию.

Психологическое консультирование обеспечивает своевременную квалифицированную помощь инвалидам в установлении в семье толерантных взаимоотношений, направленных на предупреждение и преодоление внутрисемейных конфликтных ситуаций. На основе полученной от инвалида информации о его социально-психологических проблемах и обсуждения с ним некоторых жизненно важных вопросов (Н.Г. Тюшкевич), психологическое консультирование помогает клиенту раскрыться и мобилизовать свои скрытые ресурсы и решить его проблемы [12, с. 178-182].

Психокоррекция, как незаменимое психологическое воздействие, направлено на снижение или полное преодоление отклонений в развитии личности, улучшение эмоционального состояния и т. д.

Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение инвалидом психологических знаний (Э.Р. Кильсенбаев), формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений [13, с. 135-136].

Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психоло-

374

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

психологические науки

Сабанов Заурбек Михайлович ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ...

гического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).

Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.

Сегодня с учетом совокупности указанных проблем в социальной медицине и реабилитологии первоочередной становится необходимость систематики психотерапевтических и психокоррекционных подходов, с проработкой классификации и научно обоснованных критериев их использования [9, с. 143-146].

По данным официальных источников (В.М. Девиш-вили, О.Г. Носкова), мировая практика сегодня насчитывает свыше 700 психотерапевтических методик и более 400 определений психотерапии. Вместе с тем, разноречивость трактовок значительно меньше при концентрации составляющих психотерапевтического процесса

[14].

Базовой среди них все чаще признается технический прием («техника»), который представляет собой вербальное либо невербальное действие, организованное психотерапевтом в специальную форму для представления пациенту терапевтической информации. Подобные профессионально организованные действия (варианты беседы, формулировки ввода в транс, игры, и др.) поддаются наиболее четкой верификации, их суть мало зависит от тех или иных толкований. Определенная последовательность технических приемов, дополненная теоретическим анализом, складывается в психотерапевтический метод. Он определяется, как «общий принцип психотерапевтического вмешательства, вытекающий из понимания психотерапевтом сущности проблемы (патогенеза заболевания)».

Вместе с тем, в решении практических задач реабилитации больных и инвалидов ощущается необходимость в подборе достигнутого, надежного, поддающегося гибкой компоновке психотерапевтического инструментария. Однако, его конкретизация зачастую недостаточна на уровнях психотерапевтических направлений и даже методов. Поэтому для указанных целей нами используется следующая классификация психотерапевтических вмешательств, основанная на конкретизации их форм и приемов:

1.Конфронтирующие формы психотерапии. Стержнем приемов здесь является конфронтация (термин Фрейда) сознания с содержанием бессознательного при помощи, как правило, специальным образом организованной беседы [15]. Сюда относится большинство приемов двух основных направлений - психодинамического (психоанализ Фрейда, психотерапевтические методы Юнга, Адлера, Берна, и др.) и экзистенциально-гуманистического (гештальт-терагшя Перлза, метод Роджерса, и др.). Вместе с тем, в реабилитации больных и инвалидов среди конфронтирующих форм более доступны приемы рациональной психотерапии, а сегодня - варианты позитивной психотерапии (по Пезешкиану, и др.).

2. Гипнотрансовые формы психотерапии. В этой методике происходит использование гипнотических трансов, как бессознательных состояний, для внедрения лечебной информации в «обход» критического сопротивления пациента. Здесь наиболее известен традиционный гипноз. Сегодня применяются и другие варианты трансов - в гештальт-терапии, в так называемой эрик-сонианской гипнозе, и др. В реабилитации применение гипнотрансовых приемов не исключено, но ими чаще дополняют иные психотерапевтические формы [6, с. 72]

3. Невербально-метафорические формы психотерапии. Невербальный характер таких форм не исключает беседы, но связан с применением специальных метафор.

Их смысл доступен пациенту не явно, а, как правило, в «обход» сознательного контроля. Поэтому наиболее показательным примером здесь являются различные психотерапевтические игры (ролевые, психодрама, и др.), в завуалированной форме несущие терапевтическую информацию. Эти принципы реализуются и в приемах поведенческой психотерапии. Сходный эффект обнаруживается в словесных метафорах «эриксонианского гипноза» и некоторых других методов. Игровые и иные метафорические приемы широко применяются в реаби-литологии, в особенности - детей-инвалидов.

4. Телесно-ориентированные формы психотерапии. Сходны с приемами предыдущей группы, поскольку терапевтическая информация представляется пациенту, находящемуся в ясном сознании, но в обход его критических функций - в лице своеобразных «телесных метафор». Наиболее известны приемы методов Лоуэна, а также методики трансов, интенсифицированных дыханием по Грофу. Несмотря на высокую эффективность, в реабилитации больных и инвалидов такие приемы распространения не получили по причине серьезных требований к условиям процедур.

5. Формы психотерапии с групповым усилением. Психотерапевтическая группа чаще создается искусственно (групповая психотерапия). В этом случае механизмы внутригруппового воздействия дополнительно усиливают известные приемы и методики. Подобные приемы могут быть использованы и в работе с семьей, как с естественно существующей группой (семейная психотерапия). В практике реабилитации формы психотерапевтической групповой работы используются весьма часто.

6. Формы психологических вмешательств в «системах веры» («альтернативное целительство», «экстрасенсорика», и т. п.), известная специалистам опасность которых пока не снижается на фоне слабости системы психотерапевтической помощи.

Представленная классификация на основе форм психотерапии согласуется с принципами ее клинически ориентированного определения, в качестве системы информативного лечебного воздействия на психику и через психику на организм и поведение больного [4, с. 216-219].

Более того, подавляющее большинство указанных приемов могут быть использованы не только в психотерапии, но и в психокоррекции. Однако, границы понятия психокоррекции в литературе остаются диску-табельными, продолжается ее сравнительный анализ с психологическим консультированием, и с т. н. «немедицинской психотерапией». В реабилитации больных и инвалидов целесообразно четкое разделение указанных понятий, исходя из предмета и целей вмешательства. Психотерапия должна быть вычленена как лечебная процедура, применяемая для редукции клинически очерченных расстройств (невротических, и др.), с реализацией врачом-психотерапевтом в рамках медицинского аспекта реабилитации. В этой связи недостаточно обоснованным видится обсуждений «немедицинской» психотерапии. Отличаясь от психотерапии набором приемов, психокоррекция может осуществляться лишь в случае отсутствия нервно- психических расстройств -для снижения аутопсихического дискомфорта, коррекции мотивации, установок, и т. п. Психокоррекция реализуется в психологическом аспекте реабилитации - как врачом, так и психологом.

Исходя из такого деления, для исключения психических расстройств, а также для правильного выбора целей и форм реабилитации, психокоррекции должно предшествовать врачебное обследование. Поэтому в практике реабилитации соматических больных проводится, как правило, не психотерапия, а психокоррекция. Она «выстраивается» вокруг работы с внутренней моделью болезни и реабилитационным потенциалом личности, и не может обойтись без опоры на ключевые

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24)

375

Sabanov Zaurbek Mikhailovich psychological

THEORETICAL ... science

клинические представления о болезни. Основные среди них - степень и характер дискомфорта при конкретном синдроме, которые больной вынужден преодолевать в жизненных ситуациях; различия в механизмах ограничений жизнедеятельности при различных нозологиях (опухолевый рост, псориаз, сахарный диабет и т. д.); особенности, последовательность и сроки необходимых лечебных мероприятий.

Необходимо также учитывать медицинский и социальный прогноз в целом. «Технически» правильная психокоррекция, не опирающаяся на подобные представления, не будет эффективной, поскольку не затронет наиболее значимые для реабилитанта проблемы. «Прицельная» психокоррекция, наиболее значимая в реабилитации, помимо медицинских психологов, широко проводится и врачами. Подобный опыт накоплен, в частности, в современной реабилитации больных сахарном диабетом. Для психически больных формы вмешательства могут реализоваться только как врачебные психотерапевтические, поскольку в той или иной степени обязательно влияют на симптоматику основного заболевания.

Психотерапия и психокоррекция должны стать неотъемлемой частью современного реабилитационного процесса. Опора непосредственно на реализуемый прием в систематике подобных вмешательств позволяет четко определить их цель, необходимые формы, объем, условия применения и показания в каждом конкретном случае. При этом яснее очерчиваются формы психокоррекции, имеющей гораздо более широкое применение в реабилитации, по сравнению с психотерапией. Привлечение психолога к формированию индивидуальной программы реабилитации лишь повышает ответственность врача за ее грамотное построение, включая и психологический аспект,

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, актуальность и значимость совершенствования теоретико-методологических и содержательных аспектов психокоррекционной реабилитации инвалидов, способствующих активизации медико-психологической помощи инвалидам различных категорий, с учетом сложности психологических и психофизиологических отклонений, не вызывают сегодня сомнения. На основе анализа многочисленных источников, а также результатов собственного исследования можно утверждать, что психокоррекционная реабилитация должна непременно осуществляться под строгим наблюдением центра медико-психологической службы. Специалисты, занимающиеся психокоррекционной реабилитацией, должны быть достаточно компетентными в социальной сфере для работы с инвалидами в реабилитационных организациях, владеть разнообразным диагностическим инструментарием, пользоваться эффективными методами психотерапии, оценивать их эффективность и надежность и т.д.

Дальнейшая научная и практическая разработка вопросов психотерапии и психокоррекции позволит, наряду с приоритетом экспертной деятельности, полнее реализовать для Бюро МСЭ роль методического центра по организации современных подходов к формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивационный аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 181-184.

2. Барсукова Е.В. Анализ этиологических факторов эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок и пути их нивелирования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 254-258.

3. Симкин М.Ф., Симкина Е.М. Ранняя психокоррекция интеллектуального недоразвития у детей как основ-376

ной аспект успешной профилактики отклоняющегося поведения //Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3 (43). С. 110-112.

4. Горина Е.Н., Байбулатова О.В., Хмелькова О.В. Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 216-219.

5. Колесникова Г.И. Девиантология. Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 11 Университеты России (2-е изд., пер. и доп)

6. Грушко Н.В. Исследования эффективности метода «психокоррекция творческим самовыражением» в групповой психокоррекционной работе //Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2014. № 2. С. 58-64.

7. Буравцова Н.В. Особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками //Смальта. 2017. № 1. С. 25-30.

8. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования//Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.

9. Сухих В.Г. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов //Социологические исследования. 2013. № 10 (354). С. 143-146.

10. Терюханова И.М. Профессиональная реабилитация инвалидов как эффективное средство их интеграции в общество //Демографiя та сощальна економша. 2007. № 1 (7). С. 142-150.

11. Абрамова Е.Р. Социальная реабилитация и интеграция молодых инвалидов в общество //Профилактика зависимостей. 2014. № 1-2. С. 67-69.

12. Тюшкевич Н.Г. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов в РФ //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 9-1. С. 178-182.

13. Кильсенбаев Э.Р. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения //Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 135-136.

14. Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. С. 34-44.

15. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.

Статья поступила в редакцию 28.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.