УДК 159
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
© 2016
Гусова Альбина Дударбековна, доцент кафедры психологии
Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия) Хаблиева Елена Альбертовна, врач-стоматолог, интерн кафедры клинической стоматологии Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, Москва (Россия)
Аннотация. В предлагаемой статье анализируется современный взгляд ученых. Данная проблема в статье действительно является по-прежнему актуальной и значимой. Статья посвящена психологическим изучением психосоматических нарушений подростков. Представляется проблема с соматическими заболеваниями и в частности особенностей развития их личности. Изучаются личностные особенности подростков с соматическими заболеваниями и характер тревожности, связанный со школой у детей подростков. Выявляется акцентуации характера личности. Описывается уровень субъективного ощущения человеком своего одиночества и отношения к элементам школьной жизни. Рассматриваются последние исследования и публикаций ученых. В качестве психосоматических заболеваний автор выделяет: онкологические, бронхиальная астма, врожденный порок сердца, церебрастенический синдром (нарушение нервной системы), ДЦП, хронический гастрит (воспаление слизистой оболочки желудка), ве-гетососудистая дистония (проявления вегетативной дисфункции сердца и сердечно-сосудистой системы), сколиоз 3 степени, остаточные явления поражения ЦНС, хронический пиелонефрит (инфекционный воспалительный процесс почек), аплазия правой почки (у мальчиков которых полное отсутствие органа, и представлен неразвитым зачатком, лишенным нормальной почечной структуры), атопический дерматит (хронический аллергический дерматит), хронический гастродуоденит (воспаление оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки). Рассматривается личностная сфера подростков с соматическими заболеваниями. Определяется уровень субъективного ощущения человеком своего одиночества и отношения к элементам школьной жизни. Диагностируется психосоматическое нарушение подростка. Исследуются личностные особенности подростков с соматическими заболеваниями. В статье анализируются общие закономерности, которые заключаются в повторении у учащихся с ТФСЗ конфигурации профилей по всем методикам. Автор обосновывает то, что личностные особенности подростков с соматическими заболеваниями имеют общие и специфические особенности формирования.
Ключевые слова: современный взгляд ученых, психологические изучение психосоматических нарушений, особенности развития личности, характер тревожности подростков, психосоматические заболевания, личностная сфера личности.
PSYCHOSOMATIC DISORDERS PERSONALITY
© 2016
Gusova Albina Dudarbekovna, associate professor, of the department of psychology North Ossetian state university K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia) Hablieva Elena Albertovna, dentist, intern Department of Clinical Dentistry Moscow State Medical and Dental University A.I. Evdokimov, Moscow (Russia)
Abstract. This article analyzes the modern view of scientists. This problem is really in the article is still relevant and meaningful. The article is devoted to the psychological study of psychosomatic disorders of adolescents. It seems the problem with somatic diseases, and in particular the features of the development of their personality. We study the personal characteristics of adolescents with medical conditions and the nature of the anxiety associated with school children teenagers. Revealed character accentuation of personality. It describes the level of subjective sensations of man's loneliness and the relationship to the elements of school life. We consider the recent research and publications of scientists. As psychosomatic diseases author highlights: cancer, asthma, congenital heart disease, Cerebral Asthenic Syndrome (a violation of the nervous system), cerebral palsy, chronic gastritis (an inflammation of the mucous membrane of the stomach), Vegetative vascular dystonia (manifestations of autonomic dysfunction of the heart and the cardiovascular system ), scoliosis 3 degrees, the residual effects of the CNS, chronic pyelonephritis (this is an infectious inflammatory process of kidneys), aplasia of the right kidney (this boys whose complete lack of authority, and presented immature embryo of, deprived of normal renal structures), atopic dermatitis (a chronic allergic dermatitis), chronic gastroduodenitis (an inflammation of the stomach and duodenum). We consider the personal sphere of teenagers with somatic diseases. Determine the level of subjective sensations of man's loneliness and the relationship to the elements of school life. Diagnosis of psychosomatic disorders teenager. We study the personality characteristics of adolescents with somatic diseases. The article analyzes the general laws that are to be repeated at pupils with TFSZ configuration procedures for all profiles. The author proves that the personal characteristics of adolescents with somatic diseases have common and specific features of the formation.
Keywords: modern view of scientists, psychological study of psychosomatic disorders, especially the development of the personality, the character of anxiety adolescents, psychosomatic illnesses, personal sphere of the individual.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Актуальность исследования особенностей личностного развития подростков с соматическими заболеваниями определяется гуманистической направленностью современного образования, утверждением приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности учащегося, развитием его адаптивности, что предполагает создание для всех детей адекватных их возможностям и потребностям образовательных условий.
В процессе школьного обучения достаточно часто стали выявляться учащиеся с трудностями в обучении, связанными с нарушениями здоровья. Отличительными признаками их являются повышенная утомляемость, по-
ниженная стрессоустойчивость низкий иммунитет. В литературе эту категорию учащихся часто обозначают как соматически ослабленных. Особую группу представляют учащиеся с наследственными или приобретенными хроническими заболеваниями (онкологические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, ослабление иммунитета, сахарный диабет, астма, аллергия, сердечно сосудистые заболевания, болезни костных тканей и внутренних органов и др.), их количество в современных условиях увеличивается.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблема изучения развития с соматическими заболеваниями является в последние годы активно обсуждаемой в различных областях науки о человеке и представлена широким спектром научных исследований разных авторов: (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.А. Кулаков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [1;2;3;4;5;6]. В настоящее время, как показывает обзор научной литературы, экспериментальных исследований по изучению личности соматически больных детей и подростков недостаточно, особенно по психологии личности таких детей в обыденной жизни в период стабилизации состояния здоровья, так как основные исследования психологии соматически больных подростков проводились в клинических условиях следующими авторами: (К.П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г.К. Розе, Э. Вульф, Ф. Райс и др.) [7;8].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования: изучение личностных особенностей подростков с соматическими заболеваниями.
Объект исследования: личностная сфера подростков с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования: особенности личностной сферы подростков с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: личностные особенности подростков с соматическими заболеваниями имеют общие и специфические особенности формирования.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ научного материала по изучаемой проблеме.
2.Выявить акцентуации характера личности.
3.Изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей подростков.
4.Определить уровень субъективного ощущения человеком своего одиночества и отношения к элементам школьной жизни.
5.Обработка и анализ полученных результатов эмпирического исследования.
Методы исследования:
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использовались следующие методы анализа научной литературы, субъективные и объективные методы диагностики: психологическое тестирование и методы количественный и качественный анализ, сравнительный анализ, дисперсионный анализ, наблюдение, тестирование, проективный метод, совокупность которых расширила зону исследования.
В рамках эмпирического исследования использованы следующие методики: тест Шмишека; опросник Филлипса; шкала тревожности; шкала одиночества; моторная проба Шварцландера; методика Цветовой тест отношений (ЦТО); методика Самооценка тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности (СТФАР) [8].
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что изучены личностные особенности подростков с соматическими заболеваниями способствующие объективной оценке формирования личности ранее не исследуемой категории учащихся.
Выборка представлена следующим образом, исследование проводилось в разных условиях (в больнице, дома и в кабинете психолога), составивших экспериментальную группу болеющих детей, в которую вошли учащиеся 6-го класса в количестве 10 человек, 7-го класса в количестве 10 человек и 8-го класса в количестве 12 человек, всего 32 человека. Контрольную группу вошли здоровые дети в составе: учащихся 6-го класса в количестве 22 человек, 7-го класса в количестве 24 человек и 8-го класса в количестве 8 человек, всего 54 человека. Кроме этого, вся выборка отличается многонациональ-ностью: осетины, русские, армяне и азербайджанцы.
У учащихся экспериментальной группы преобладающими являются следующие заболевания: онкологические, бронхиальная астма, врожденный порок сердца, церебрастенический синдром (нарушение нервной системы), ДЦП, хронический гастрит (воспаление сли-
зистой оболочки желудка), вегетососудистая дистония (проявления вегетативной дисфункции сердца и сердечно-сосудистой системы), сколиоз 3 степени, остаточные явления поражения ЦНС, хронический пиелонефрит (инфекционный воспалительный процесс почек), аплазия правой почки (у мальчиков которых полное отсутствие органа, и представлен неразвитым зачатком, лишенным нормальной почечной структуры), атопический дерматит (хронический аллергический дерматит), хронический гастродуоденит (воспаление оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В ходе проведения констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты по батарее методик.
Анализ средних значений по методике Шмишека у учащихся с ТФСЗ 6-го класса позволил выделить 3 типа акцентуаций характера, определяющих своеобразие личностного развития и поведения: аффективно-экзальтированый(17,4%), гипертимический(15,9%) и циклотимный типы(15%), у 7-го класса еще эмотивный тип (15, 2%), у 8-го класса еще возбудимый тип(1,8%). Обобщенный психологический портрет включает в себя следующие характеристики личности подростка: стремление вовлечь окружающих в разнонаправленные собственные переживания и приложение для этого значительных усилий и выдумки. В психологической картине восьмиклассников на первый план выступает эмоциональная неустойчивость, что приводит к частой немотивированной смене настроения.
Анализ средних значений акцентуированных черт характера у учащихся с ТФСЗ выявил динамику при переходе от одного класса к другому - в психологической картине личности подростков увеличивается число значимо представленных психотипов (3-4-5), что отражается на повышении уровня их психической активности. Преобладание отмеченных характерологических комплексов в личностной картине подростков позволяет отметить в целом стабильную картину на всем возрастном промежутке с 6 по 8 класс.
Анализ средних значений учащихся контрольной группы 6-го класса по методике Шмишека позволил выделить 6 преобладающих типов акцентуаций характера, определяющих своеобразие личностного развития и поведения: гипертимический (17,7%), аффективно-экзаль-тированый (16,4%), циклотимный (15,8%), возбудимый (15,4%), эмотивный (15,0%), демонстративный типы (14,6%), учащихся контрольной группы 7-го класса позволил выделить тех же типов акцентуаций характера, демонстративнго типа. Обобщенный психологический портрет включает в себя следующие характеристики личности подростка: большая подвижность,
Анализ средних значений по методике Шмишека учащихся контрольной группы 8-го класса позволил выделить 5 типов акцентуаций характера, определяющих своеобразие личностного развития и поведения: гипер-тимический (15, 3%), циклотимный (30,9%), возбудимый (15,3%), аффективно-экзальтированый (51,4%), эмотивный типы (22,5%). Общий анализ профилей экспериментальной и контрольной групп по методике Шмишека позволяет отметить синхронность в выраженности типов акцентуаций при некотором снижение в экспериментальной группе.
Анализ дисперсии экспериментальной и контрольной групп выявил следующие особенности качественной стороны формирования характерологических особенностей. Так, гипертимический компонент структуры характера у двух групп имеет противоположную тенденцию направленности: у учащихся с ТФСЗ усиливается расхождение по полюсам активности, то есть к 8 классу нарастает доля менее активных, что можно связать, с одной стороны, с нарастающими трудностями пубертатного периода и снижением энергетического потенциала,
и, с другой стороны, с объективной недостаточностью энергии в силу соматического заболевания, что следует из сравнения общих средних значений по гипертимиче-скому типу больных учащихся и нормы, у нормы показатель выше.
В отношении застревающего типа также выявлена противоположная тенденция: у учащихся экспериментальной группы в 7 классе снижается предрасположенность к застреванию относительно 6 и 8 классов. У учащихся контрольной группы тенденция прямо противоположная. Это свидетельствует о том, что результаты учащихся экспериментальной группы на уровне 7 класса показывают большую однородность, чем учащиеся 7 класса контрольной выборки, притом, что средние значения практически равные. Средний общий показатель дисперсии по эмотивному типу у соматически больных учащихся заметно ниже, чем у учащихся нормы, что в свою очередь отражает большую однородность по этому характерологическому компоненту. Внутренняя динамика у двух групп различна, так у больных учащихся наиболее близкие результаты друг к другу отмечаются на уровне 7 класса, у здоровых учащихся наблюдается постепенное размывание единства результатов. Средние результаты по этому показателю практически равные. В отношении педантичного типа наблюдаются схожие тенденции в дисперсии значении признаков, то есть на уровне 7 класса появляется больше учащихся со сниженной и повышенной аккуратностью, точностью, старательностью. Средний результат по данному типу у нормативной выборки несколько ниже.
Дисперсия значений по тревожному типу является одной из наибольших среди общих значений дисперсии, что свидетельствует о значительном диапазоне проявлений тревожности в обеих группах. Внутренняя динамика повторяет тенденции застревающего типа, то есть у больных учащихся выраженность тревожности однороднее в 7 классе, тогда как у семиклассников нормы этот показатель самый высокий. Средний показатели тревожности имеют абсолютно одинаковые значения, уровень которых соответствует мотивирующему влиянию тревожности на деятельность учащихся. Изменчивость настроения (циклотимичность) в целом имеет больший диапазон представленности у учащихся нормы с большей однородностью на уровне 7 класса. У соматически больных учащихся разброс показателей по шкале циклотимичности повышается от стабильного уровня в 6 и 7 классах к большему диапазону значений в 8-м классе. Разница средних значений имеет некоторое превышение значений контрольной группы над экспериментальной. Компонент демонстративности в структуре характера подростков определяется следующей степенью однородности: у экспериментальной группы происходит нарастание различий к 8 классу, а у группы нормы различия значительно уменьшаются. Средне групповой показатель больных учащихся примерно совпадает со значением показателя учащихся нормы.
По возбудимому типу акцентуации установлена следующая тенденция: однородность признака в контрольной группе возрастает, тогда, как у больных учащихся максимум неоднородности приходится на 7 класс. Выраженность признака преобладает у контрольной группы. Черты дистимичности имеют яркое своеобразие в своей представленности, так различия в результатах у здоровых учащихся значительно уменьшаются к 8 классу, в то время как у учащихся с ТФСЗ этот показатель растет. Средние же общие показатели по группам сравнимы между собой. По аффективно-экзальтированному типу акцентуации установлена следующая тенденция: однородность признака в контрольной группе снижается, тогда, как у больных учащихся максимум неоднородности приходится на 7 класс при практически равных средних значениях признака. Общим отличительным признаком групповых значений является различный характер динамики представленности индивидуальных 212
результатов, так в экспериментальной группе отмечается большая неоднородность значений по 6-ти шкалам, что отражает большую вариативность в формировании характера.
Анализ средних значений в 6 классе по методике Филлипса в экспериментальной группе показал, что по шкале «страх ситуации проверки знаний» наблюдается повышенный уровень тревожности с тенденцией к высокому; по шкалам «общая школьная тревожность», «страх самовыражения», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «проблемы и страхи в отношениях с учителями» наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к повышенному. Анализ средних значений в 7 классе по методике Филлипса в экспериментальной группе показал, что по шкале «страх ситуации проверки знаний» наблюдается повышенный уровень тревожности; по шкале «страх самовыражения» наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому. В сравнение с 6 классом наблюдается устойчивый спад практически по всем шкалам, кроме шкалы «переживания социального стресса».
Анализ средних значений в 8 классе по методике Филлипса в экспериментальной группе показал, что по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями» наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к повышенному, по остальным шкалам наблюдается стабильно умеренный уровень тревожности. Анализ динамики средних значений от 6 к 8 классу по методике Филипса в экспериментальной группе показал устойчивое снижение общего уровня школьной тревожности за исключением шкалы «переживания социального стресса». Анализ средних значений в 6 классе по методике Филлипса в экспериментальной группе показал, что по шкалам «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к повышенному; по остальным шкалам наблюдается средний уровень тревожности. Анализ средних значений в 7 классе по методике Филлипса в экспериментальной группе показал, что по шкалам «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «страх ситуации проверки знаний», «проблемы и страхи в отношениях с учителями», «страх самовыражения» наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к повышенному; по остальным шкалам наблюдается средний уровень тревожности. Анализ средних значений в 8 классе по методике Филлипса в экспериментальной группе показал, что по шкале «страх ситуации проверки знаний» наблюдается повышенный уровень тревожности; по шкалам «страх несоответствовать ожиданиям окружающих» и «страх самовыражения» наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к повышенному. Анализ динамики средних значений от 6 к 8 классу по методике Филлипса в контрольной группе показал устойчивое снижение по большинству шкал за исключением: «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «проблемы и страхи в отношение с учителями».
Сравнительный анализ средних значений по экспериментальной и контрольной группам позволил сделать следующие выводы:
1) по шкалам «общая школьная тревожность», «переживания социального стресса», «страх самовыражения», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», выявлено превышение уровня тревожности в контрольной группе, что в общем плане, преобладающим направлением в выражении тревожности, являются переживания о социальном статусе, о впечатлении производимом на социальное окружение и о более выраженном инстинкте самосохранения;
2) по шкалам «фрустрация потребности в достижение успеха», «страх ситуации проверки знаний» и «проблемы и страхи в отношение с учителями», выявлено
превышение уровня тревожности в экспериментальной группе, это может говорить, что для подростков с соматическими заболеваниями более значимыми оказываются возникающие препятствия на пути к получению результата, в силу недостатка индивидуального опыта преодоления эмоционально значимых ситуаций в предметном и социальном мире.
Анализ сопоставления средних значений по методикам «шкала тревожности», «шкала одиночества», «моторная проба Шварцландера» у учащихся с ТФСЗ 6-8 классов показал, что по методике шкала тревожности наблюдается средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому), по методике шкала одиночества наблюдается низкий уровень одиночества и по моторной пробе Шварцландера наблюдается умеренный уровень притязаний. В свою очередь это свидетельствует о существование определенной проблемы в отношения с окружающим миром и возможным отражением последствий социальной депривации. Значения по каждой из этих методик обнаруживают устойчивый рост, что свидетельствует об усиление межличностных проблем.
Анализ сопоставления средних значений по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» у учащихся контрольной группы 6-8 классов показал, что наиболее выражены агрессивность и ригидность. Практически по всем показателям у них преобладает средний уровень, самый высокий бал наблюдается в 6 классе по шкале агрессивность. Таким образом, подросткам контрольной группы свойственна психологическая готовность к агрессивному поведению, неспособность переосмысления поведения, затрудненность выхода из приобретенной беспомощности и состояний зависимости. В частности стоит заметить, что показатель тревожности в 7 классе занимает вторую позицию после показателя агрессивности. По свойству агрессивности значение выходит на первое место, и показывают высокий уровень агрессивности.
Сравнительный анализ средних значений тенденций двух групп по методике «Самооценка тревожности, фру-стрированности, агрессивности и ригидности» выявил, что тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность у учащихся с ТФСЗ менее выражена, чем у учащихся контрольной группы. Однако результаты этих двух групп позволяют сделать вывод, что учащиеся с ТФСЗ имеют туже конфигурацию функционального профиля личностного развития по диагностируемым характеристикам, что и учащиеся нормы, то есть они идут тем же онтогенетическим путем, но только с меньшей выраженностью и меньшей вовлеченностью в процесс.
По методикам «шкала тревожности», «шкала одиночества» и «моторная проба Шварцландера» обнаружено заметное преобладание диагностируемых характеристик в экспериментальной группе, что в личностном описании может свидетельствовать о более высоком уровне притязаний к объектам при меньшей готовности к взаимодействию с ними.
В отношении позиции «улица» нарастает позитивное отношение; к «друзьям» наблюдается резкое улучшение отношений, что соответствует возрастающей потребности в общение в подростковой среде; в отношении понятия «книги» в 7 классе происходит значительный спад, что перекликается с многочисленными жалобами родителей и учителей именно в этом возрасте на отказ подростков читать книги; в отношении «семьи» происходит неустойчивый спад положительного отношения в 8-м классе с перераспределением своего отношения между нейтральным и отрицательным; в отношении позиции «Я» сохраняется стабильно позитивное отношении во всех классах с увеличением отрицательных отношений в сторону 8-го класса; в отношении «учеба» происходит устойчивый подъём положительного отношения, с перераспределением в 7-м классе своего отношения между нейтральным и отрицательным; в отношении позиции «учителя» происходит устойчивый спад положительно-
го отношения с увеличение нейтрального и отрицательного отношения к 8-му классу.
В отношении позиции «улица» нарастает позитивное отношение учащихся; к «друзьям» наблюдается резкое улучшение отношений, что соответствует возрастающей потребности в общении; в отношении понятия «книги» наблюдается высокий процент отрицательного отношения, что перекликается с многочисленными жалобами родителей и учителей именно в этом возрасте на отказ подростков читать книги; в отношении позиции «семья» происходит неустойчивый спад положительного отношения с отсутствием в 8-м классе отрицательного отношения и увеличения нейтрального; в отношении позиции «Я» происходит резкий спад положительного отношения с перераспределением своего отношения между нейтральным и отрицательным в 8-м классе; в отношении позиции «учеба» происходит спад как положительных, так и отрицательных отношений с перераспределением на нейтральное; в отношении позиции «учителя» происходит устойчивый спад положительного отношения с увеличение нейтрального отношения 8-м классе.
Сравнительный анализ предпочтений эмоциональной оценки выбранных нами понятий в двух группах выявил следующие особенности у учащихся с ТФСЗ: в отношении позиции «улица» наблюдается усиление позитивного отношения; в отношении позиции «друзья» сохраняется позитивное изменение, как и в контрольной группе; в отношении позиции «книги» процент положительных предпочтений выше, чем в контрольной группе, но имеет тенденцию к снижению; по позиции «семья» наблюдается такая же неустойчивая тенденция к снижению положительного отношения, как и в контрольной группе; в отношении позиции «Я» сохраняется стабильно положительное отношение по сравнению с контрольной группой, в которой показатели имеют тенденцию к снижению; в отношении позиции «учеба» наблюдаются более высокие показатели положительного отношения с тенденцией к повышению от 6 к 8 классу, по сравнению с контрольной группой, в которой показатели имеют тенденцию к снижению положительного отношения; в позиции «учителя» наблюдается немного более высокие показателе положительных предпочтений с той же тенденцией к снижению, как и в контрольной группе.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В нашей работе удалось получить достаточно четкое представление об общих и специфических закономерностях в формированиях таких важных личностных характеристиках как характер, тревожность, фрустрирован-ность, агрессивность, ригидность, субъективное отношение к одиночеству и к наиболее значимым объектам (улица, друзья, книги, Я, семья, учителя, учеба), а также, отражающие силу личности, уровень притязаний.
Общие закономерности заключаются в повторении у учащихся с ТФСЗ конфигурации профилей по всем методикам, что подтверждает прохождение этими учащимися всех этапов онтогенетического развития, с той лишь разницей, что выраженность показателей несколько ниже, чем у здоровых учащихся. Причиной снижения показателей, как было установлено в эксперименте, являются недостаточный запас жизненных сил и необходимость в щадящем отношении и принятии окружающими людьми, что созвучно с потребностью в защите. Эти характеристики в наибольшей степени отличают развитие подростков с ТФСЗ не только от здоровых сверстников, но и от других видов дизонтогений.
К специфическим особенностям следует отнести и другие проявления в личностном развитии:
- большая вариативность в формировании характера;
- для подростков с соматическими заболеваниями более значимыми оказываются возникающие препятствия на пути к получению результата, в силу недостатка индивидуального опыта преодоления эмоционально
значимых ситуаций в предметном и социальном мире, при этом отмечается снижение тревожности в отношении собственных результатов и статуса, что близко по смыслу снижению направленности на самосохранение;
- тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность у учащихся с ТФСЗ менее выражена, чем у здоровых учащихся и ведущими психологическими причинами дезадаптивного поведения также выделяются агрессивность и ригидность;
- отмечен более высокий уровень притязаний к объектам при меньшей готовности к взаимодействию с ними;
- динамика субъективных отношений к значимым объектам выражается в частности в большей выраженности усиления положительного отношения по позициям - улица, друзья, Я, учеба. В данном наборе присутствуют объекты позволяющие реализовать потребность в общении, что согласуется с предположением о компенсации социальной депривации в младшем возрасте. Противоположные тенденции и также более выраженные в долевом отношении - это книги, семья, учителя. Различия в тенденциях встречаются у позиций: книги (у нормы более устойчивое позитивное отношение, у учащихся с ТФСЗ - снижается), Я (у нормы - снижается, у учащихся с ТФСЗ стабильное положительное), учеба (у нормы - снижается, у учащихся с ТФСЗ - повышается).
Для решения поставленных задач было проведено психодиагностическое обследование подростков. Достоверность результатов обусловлена репрезентативностью выборки исследованных, глубоким теоретическим анализом работ отечественных и зарубежных авторов; выбором методов и методик исследования, адекватных цели, задачам и объекту обследования, использованием современных методов математической статистики. Таким образом, в ходе выполнения работы была подтверждена гипотеза исследования: личностные особенности подростков с соматическими заболеваниями в тяжелой форме имеют общие и специфические особенности формирования. Яркой особенностью учеников с ТФСЗ является стремление посещать школу, восполняя тем самым дефицит общения. Специфической особенностью можно признать достаточно четкую практическую ориентированность представлений учащихся о цели обучения в школе.
Большая роль в создание микроклимата, обеспечивающего благоприятные условия, в которых меньше возникает ситуаций напоминающих им о физических дефектах отводится учителям. Наряду с учителями значительную роль в формирование личности играет семейная ситуация, которая формируется из отношения к подростку родителей, объема жизненного пространства и социально-экономического статуса семьи. Родителям необходимо достаточно подробно ознакомится с особенностями развития ребенка и исключения из практики воспитания, неадекватной формы взаимодействия. Однако многие вопросы теоретического и методического обеспечения работы школьных психологов по изучению личности таких учащихся остаются открытыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2., Пер. с англ. / Под.ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И. - М.: Педагогика, 1982. - 336 с.
2.Божович. Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна 2-е изд.М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 352 с.
3.Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956. - 328 с.
4.Кулаков С.А. Основы психосоматики. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.
5.Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», М., 1972. - 360 с._
6.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
7.Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г.К. Розе, Э. Вульф / Пер. снем. И. Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушанского. - М.: Алетейа, 1999. - 504 с.:
8.Психологически тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 2 - 248 с.
9.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. Издательство «Питер», 2000. - 624 с.
10.Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Лубовский В.И, Розанова Т.В, Солнцева Л.И. и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
11.Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага: медицинское издательство «Авиценум», 1978. - 387 с.
12. Чеджемов С.Р. Правовая культура народов северного кавказа как результат аккультурации //Правовая инициатива. 2013. №9. С. 8.