Научная статья на тему 'Страх как инструмент акмеологического воздействия на процесс профессионального становления специалиста-автослесаря'

Страх как инструмент акмеологического воздействия на процесс профессионального становления специалиста-автослесаря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТРАХ / АКМЕОЛОГИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ-АВТОСЛЕСАРЬ / FEAR / AKMEOLOGY / QUESTIONNAIRE SURVEY / CAR MECHANIC / MANAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Протопопов Александр Михайлович

В статье рассматривается возможность использования страха начинающего автослесаря как инструмента акмеологического воздействия руководителя на подчиненного работника в период его профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fear as a tool of influence on employee in the professional formation of specialist - car mechanician

The article considers the possibility of using fear beginner car mechanician, as a tool of the akmeological impact of the head of the subordinate employee during the period of its professional formation.

Текст научной работы на тему «Страх как инструмент акмеологического воздействия на процесс профессионального становления специалиста-автослесаря»

ПротопоповА.М.

СТРАХ КАК ИНСТРУМЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ АВТОСЛЕСАРЯ

Анализ работ посвященных страху в профессиональной деятельности позволяет сформировать проблему использования страха, как инструмента акмеологического воздействия на работников в процессе профессионального становления автослесарей предприятий автомобильных дилеров с целью сохранения их профессионального психологического здоровья.

В этом плане обращает на себя внимание интереснейшая мысль о том, что «уровень страха и психологических расстройств снижается, когда боевые действия динамичны, но возрастает в условиях позиционной войны, при отступлениях и неудачах» [2 с.23], а «в норме чувство страха является мобилизирующим фактором» [2 с.26].

Интерес представляет и то, что страх, рассматривается как источник стрессогенных расстройств, связанных с боевыми действиями и акцентируются внимание на процессах восстановления после них, но высказанное мнение о наличии нормы в чувстве страха подталкивает к ее развитию и поиску той нормы, в которой чувство страха остается мобилизи-рующим, а не разрушающим психическим фактором, который можно и нужно рассматривать как один из инструментов при профессиональном становлении автослесарей.

Таким образом, для поиска нормы чувства страха определяем, что местом поиска данной нормы является не поле боя и военные действия, данная норма предполагается в мирной жизни и рыночных условиях. Опираясь на утверждение, изложенное в книге «Основы менеджмента» мы знаем четыре основных функции управления: «Планирование, организация, мотивация и контроль» [4 с.22]. Страхи, связанные с планированием и организацией являются страхами менеджера-управленца, а в функциях мотивации и контроля вполне возможно использование нормированного страха для автослесаря в период его профессионального становления.

Если взять статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации [1] «Основные права и обязанности работодателя» и проанализировать ее в соответствии с ранее определенными функциями управления, то получим следующий результат:

1. К планированию можно отнести 2 пункта: создание условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией; обеспечение бытовых нужды работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

2. К вопросам организации в той или иной степени относится 12 пунктов.

3. К мотивации относится 3 пункта: обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Пунктов о контроле работника со стороны работодателя нет.

Мы видим, что в обязанностях работодателя изложенных в статье 22 ТК РФ в той или иной степени только первые три пункта. Четвертый пункт «контроль» в обязанности работодателя не входит, видимо считается, что, если, в соответствии со статьей 21 «Работник обязан: добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором...» [1], то он так их выполнять и будет. А будет ли? Ведь это живой человек со своими проблемами, уровнем квалификации, ответственности, темпераментом, настроением и т.п. Почему выделена именно профессия автослесаря? Потому что от его работы напрямую зависит здоровье, а порою и жизнь клиента-водителя, а так же других участников дорожного движения. Поэтому использование руководителем дозированного чувства страха за выполняемую работу дает пользу автослесарю. А умение использовать правильные дозировки этого страха мы отнесем к акмеологическим технологиям управления, направленным на сохранение психологического здоровья автослесаря, а так же физического здоровья клиентов.

В своей книге «Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии» Фриц Риман отмечает, что в связи с прогрессом изменяются и страхи. Если раньше, например люди боялись грома и молнии, то сейчас в частности испытывают страх «.перед возможным несчастным случаем на транспорте...»[5 с.5]. «Мы вспоминаем. первые шаги

профессиональной жизни... - и всегда находим страх, который овладевает нами перед первым приобретением нового опыта»[5 с.7-8].

С целью определить профессиональные страхи автослесаря, было проведено анкетирование работников, с просьбой ранжировать по значимости нижеперечисленные страхи:

1. Страх неправильно, непрофессионально сделать свою работу.

2. Страх получения травмы, увечья во время работы.

3. Страх перед наказанием за неправильно, непрофессионально сделанную работу.

4. Страх за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы (авария, дорожно-транспортное происшествия из-за отказа обслуженной (отремонтированной) автомобильной техники.

5. Страх потери авторитета в профессиональной среде.

Анкетирование проводилось со всеми автослесарями (N=16 человек), принимаемыми на работу в 2012 году в день проведения первичного собеседования. Итоги анкетирования изложены в таблице 1.

Таблица 1

Итоги анкетирования начинающих автослесарей в день первичного собеседования

№ п/п Наименование вопросов Количество и процент приоритетности Итоговое место вопроса

1 2 3 4 5

1 Страх неправильно, непрофессионально сделать свою работу 7 43% 5 31% 1 6% 1 6% 2 12% 1

2 Страх получения травмы, увечья во время работы. 1 6% 1 6% 4 25% 3 19% 7 43% 4

3 Страх перед наказанием за неправильно, непрофессионально сделанную работу 7 43% 4 25% 3 19% 1 6% 1 6% 2

4 Страх за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы (авария, дорожно-транспортное происшествия из-за отказа обслуженной (отремонтированной) автомобильной техники 1 6% 4 25% 6 37% 4 25% 1 6% 3

5 Страх потери авторитета в профессиональной среде. - 1 6% 2 12% 7 43% 6 37% 5

После трех-четырех месяцев работы было проведено повторное анкетирование. В нем участвовали 12 автослесарей, принятых в 2012 году и трое автослесарей, принятых в 2011 году. Стаж работы данных автослесарей от 3-х месяцев до 1 года.

Анализ анкет показал, что для начинающего автослесаря наиболее важным является страх за неправильно, непрофессионально сделанную работу, при том, что он имеет право не уметь ее делать, за ним идет страх перед наказанием за неправильно, непрофессионально сделанную работу. По мере приобретения опыта приоритетным становится страх за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы. Страх получения травмы, увечья во время работы вне зависимости от опыта оценивается низко.

На основе анализа проведенного анкетирования разработаны и внедрены рекомендации для руководителей. Руководителю автослесарей рекомендовано использовать вышеперечисленные страхи для оптимального и безболезненного прохождения начинающими автослесарями профессионального пути от ученика до автослесаря, готового профессионально и с полной ответственностью выполнять порученные виды работ по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта.

Страх получения травмы, увечья во время работы «лечится» системным, постоянным обучением «Правилам техники безопасности», но к этому вопросу можно подходить формально, своевременно собирая подписи под текстами соответствующих инструкций, а мы рекомендуем подходить творчески, на примерах, происходящих в отрасли или, не дай бог,

на предприятии. Сюда же целесообразно подключать страх за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы.

Таблица 2

Итоги анкетирования автослесарей, с опытом от 3-х месяцев до одного года

№ п/п Наименование вопросов Количество и процент приоритетности Итоговое место вопроса

1 2 3 4 5

1 Страх неправильно, непрофессионально сделать свою работу 8 53% 3 20% 1 7% 1 7% 2 13% 1

2 Страх получения травмы, увечья во время работы. 1 7% - 3 20% 4 26% 7 46% 4

3 Страх перед наказанием за неправильно, непрофессионально сделанную работу 2 13% 5 33% 5 33% 2 13% 1 7% 3

4 Страх за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы (авария, дорожно-транспортное происшествия из-за отказа обслуженной (отремонтированной) автомобильной техники 4 26% 5 33% 4 26% 1 7% 1 7% 2

5 Страх потери авторитета в профессиональной среде. - 1 7% 2 13% 7 46% 5 33% 5

Корреляционный анализ показал, что необходимо учитывать то, что страх наказания должен быть слабее страха неправильно, непрофессионально сделать свою работу и страха за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы, а страх за последствия неправильно, непрофессионально сделанной работы не должен быть тормозом для профессионального роста автослесаря. В целом необходимо поддерживать чувство страха на уровне, когда он является мобилизирующим фактором. Страхи № 1 и 4 близки по своей направленности, но № 1 на этапе вхождения в должность является приоритетным. Как показало анкетирование, начинающий автослесарь более всего боится негативных оценок опытных автослесарей, ведь только они на первом этапе могут и должны оценивать работу стажера-автослесаря. Как правило, вхождение в работу происходит методом прикрепления начинающего работника к опытному наставнику. Руководителю рекомендовано формировать базу данных ошибок и успехов каждого автослесаря. Это поможет ему в нужный момент напомнить сегодняшнему наставнику, какими были его первые шаги в профессии, что является эффективным инструментом от «звездной» болезни в профессиональной среде. С приобретением мастерства, авторитета в профессиональной среде приоритетными должны стать страхи № 4, 5. И этим процессом должен управлять непосредственный руководитель, так как процесс, пущенный на самотек, приведет сначала к превышению норм страха у работника, затем к стрессу и профессиональному выгоранию. Работник потерян. Руководитель должен помнить, что мобилизующая норма страха для каждого работника индивидуальна и изменяема во времени.

К сожалению, анкетирование показывает, что страх потери авторитета в профессиональной среде не является приоритетным. Это указывает нам, как руководителям подразделений в отрасли, что необходимо усиливать работу по повышению престижности профессии автослесаря. Пока этому направлению в отрасли уделяется недостаточно внимания, но в масштабах государственной политики есть движение в направлении повышения престижности рабочих профессий в целом. На самом высоком уровне признается, что в стране наблюдается дефицит квалифицированных рабочих. В 2011 году именно проблема нехватки высококвалифицированных кадров вышла по распространенности у предпринимателей на первое место, обогнав такие проблемы, как административные барьеры и коррупция. Поэтому работа руководителя по становлению автослесаря, как представителя высококвалифицированной рабочей элиты является частью и государственной политики.

Литература

[1]. Трудовой Кодекс Российской Федерации

[2]. Казаков Ю.Н., Круглов О.А. Психологическая оценка стрессогенных реакций - М.: МПГУ, РАСН, 2011.

[3]. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1971.

[4]. МесконМ.Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с англ. АНХ при

Правительстве РФ. Изд. ДЕЛО - 2000.

[5]. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии Пер. с нем. Э.Л. Гушанского 3-е изд. - М: Алетейа, 2000. - 330 c.

Savchenko S.L.

RELATIONS BETWEEN PARENTS AND THEIR CHILDREN

Relations between parents and their children are the major subsystem of family relations as an integral system and they can be considered like a continuous, long-term and mediated by age features of child and parent relations.

Varga A.Y. gives the definition of the category «paternal attitude» (1) like the system of different feelings with respect to a child, the system of behavioral stereotypes, practiced in communication with a child, features of perception of a child, understanding of character and actions, -of personality of a child. In the structure of the category we can single out cognitive, behavioral and emotional components.

The notions of parents about character, needs, interests, abilities of a child, create the class of child's valuation features and form a part of cognitive component in the structure of paternal attitude. Educational aims and believes of parents in aggregate with valuation description of personality of a child, with predictions and motives of upbringing determine positions and lines of conduct in educational strategy, its tactics: methods of influence, of interaction, of communication with a child, forms of demands, quality control, type of disciplinary sanctions.

Hyper social aim of parents with respect to a child like an object of upbringing, cultivating heightened moral responsibility in a child, strict direction to sports, intellectual, creative, - social achievements, determines authoritarian line of conduct, which is realized in such educational tactics like heightened demands and unrelaxing control, strict punishments, which can be met by a child with confrontation with the help of all available ways.

Variants of educational positions of parents from hyper care to hypo care form different types of paternal attitude to children: from excessive care, attention and protection to formal attitude and peaceful coexistence, indifference and distancing, that can lead to connivance and rejection. Parents' authoritarianism is noticeable when hypo care takes place. When hypo care takes place, frequently it turns into connivance. Petrovsky A.V. asserts (3) that hyper care develops child's indifference and selfishness, leads to confrontation in the system of relations between parents and their children, frequently turns into «dictatorship from the bottom», into children's despotism. Maximized care doesn't let the child to become initiative, authoritative, it develops sel f-ishness and negativism, that complicates social contacts of becoming adult person. Kovalev S.V. (2) notes that false believes of parents, connected with placing at child's disposal «maximum of freedom» and minimum of control, frequently turn into formal performing of paternal duties, and such tactics of bringing up a child, which can directly be named connivance, adversely affect the developing of personality and the formation of its features. Varga A.Y., Berkowitz L., Levin K., Richardson R., Stolin V.V. say that connivance, accompanied by unconcealed dislike and the rejection of a child, is the most negative type of paternal attitude, forming hostile personality.

Unconscious aims, false believes, mistaken notions, nonrealistic expectations, wrong educational positions of parents, formal performance of their duties influence upon style of bringing up the children, upon psychological type of attitude towards them.

Different types of paternal attitude can be found in psychological literature (Baldwin A., Varga A.Y., Eidemiller E.G., Yustitskis V.V., Garbusov V.I. etc.)

One of many descriptions of the typology of family upbringing is the study of educational positions and aims of parents. Psychology of relations between parents and their children suggests the thesis of optimal educational position of parents - adequate, prognostic, flexible (A.I. Zakha-rov, Spivakovskaya A.A.) Adequacy of paternal position is an ability of parents to see and understand individual features of their child. Flexibility is an ability of parents to rearrange their influence upon their child according to the age of the child. Prognostics means that behavior of parents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.