О.В. ВАСИЛЬЕВА
«СТРАДАНИЕ» В МОТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ ПОВЕСТИ Н.С. ЛЕСКОВА
«ЖИТИЕ ОДНОЙ БАБЫ»
Ключевые слова: религиозные мотивы, система мотивов, идея спасения, мотив страдания.
Христианская идея спасения определяет функционирование в повести Н.С. Лескова религиозных мотивов страдания, покаяния, греха, смерти, молитвы. Религиозные мотивы обусловливают своеобразие содержания, жанровой формы, поэтики, сите-мы образов произведения.
O.V. VASILJEVA «SUFFERING» IN THE MOTIVE'S SISTEM OF THE STORY «THE ONE WOMAN'S LIFE» BY N.S. LESKOV Key words: the religios motives, the motive's sistev, idea of suffering, motive of saiving.
The christian's idea of saiving is determing the form and contets of the Leskov's story. The motive of suffering is central in the motive's sistem of the story. The religious motives are determing the genre, poetic, image's sistem of this woek of art.
Понятие «мотив» (нем. Motive, франц. Motif - мелодия, напев; от лат. moveo -двигаю) генетически связано с музыкальной культурой и впервые зафиксировано в «Музыкальном словаре С. де Броссара» (1703). Это «наименьшая самостоятельная единица формы музыкальной <...> Развитие осуществляется посредством многообразных повторений мотива, а также его преобразований, введением контрастных мотивов. <. >Мотивная структура воплощает логическую связь в структуре произведения» [1, с. 357]. Понимание мотива музыковедами помогает и литературоведам осознать природу данного явления. У них особый интерес вызывают вопросы взаимоотношений мотива и сюжета (А.Н. Веселовский, А.Л. Бём, В.Я. Пропп, Б.М. Ярхо, Е.М. Мелетинский, А.И. Белецкий), мотива и темы (Б.М. Томашевский, А.П. Скаф-тымов, Г.В. Краснов, В.Е. Ветловская), мотива и персонажа (О.М. Фрейденберг, И.В. Силантьев), соотношения мотива и его архетипа (Ю.В. Шатин, А.К. Жолковский), классификации мотивов (А.К. Жолковский), образования лейтмотивов (Б.М. Гаспаров) и комплекса мотивов (А.Н. Веселовский, В. Шкловский, М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, Г. Вильперт, Ян Ван дер Энг).
Нами под мотивом будет пониматься смысловая единица текста, взаимосвязанная с темой, но не тождественная ей, повторяющаяся в тексте и имеющая определенную словесную закрепленность. В роли мотива может выступать конкретный предмет (например, мотив лестницы в западноевропейской литературе XX в.), предикативная ситуация (мотив узнавания), абстрактное понятие (мотив добра и зла). Структурируя систему мотивов в произведении, можно выделить две интегративные группы: архетипические и индивидуально авторские мотивы. К первому блоку мотивов относятся мифологические, фольклорные, религиозные; ко второму - собственно литературные и социально-исторические. В основание подобной структуры положено отношение к самому человеку как к существу родовому, историческому, индивидуальному. На подсознательном уровне человек хранит миропредставление предков, выразившееся в мифологии и религии. Вместе с тем его сознание ориентировано на окружающий мир с его философскими учениями, культурными и литературными ситуациями, бытом, нравами. Архетипические мотивы трансформируются, приобретая дополнительные смыслы и специфическое выражение. Наряду с ними в художественном произведении функционируют мотивы, отражающие неповторимо индивидуальный опыт человеческой жизни. В целом комплекс мотивов зависит от авторского замысла, выявляет его глубину, богатство жизненного опыта, выражает культурно-эстетические и социально-философские взгляды писателя. Универсальными, характерными для мировой лите-
ратуры являются мотивы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, красоты и безобразия, помогающие художнику обозначить сущностные вопросы человеческого бытия, составляющие философскую основу содержания художественного произведения. В значительной мере авторская концепция мира и человека определяется господствующей в обществе системой религиозных ценностей и идей. Так, произведения русской классики продуктивно анализировать в аспекте христианского миропонимания. Концептуальной в христианстве является идея спасения, которая играет определяющую роль в христианской антропологии. Вокруг этой идеи сосредоточиваются мотивы греха, покаяния, смирения, страдания, жертвенности, которые ее конкретизируют, распространяют, дополняют.
Н.С. Лесков воплотил в своем творчестве христианское понимание мира и человека и создал художественную реальность, в которой основой являются нормы православной этики и эстетики. Поэтому в устойчивом комплексе мотивов, который можно выделить в рамках отдельного произведения или всего творческого пути художника, доминируют религиозные мотивы. В первой крупной повести Лескова «Житие одной бабы» (1863) христианские мотивы обусловливают содержание и форму. Они актуализируются уже в заглавии произведения, формирующем «предпонимание» читателем (термин Г. Гадамера) его содержания. Название произведения изначально формирует представление о жизни и смерти героини как о мученичестве и направляет читателя к агиографии, где мотив страдания - один из сюжетообразующих и концептуально значимых мотивов. «Зеркальность» судьбы лесковской героини и канонизированного святого реализуется в изображении их страдания, которое, с одной стороны, является испытанием на прочность веры, нравственных качеств, православных чувств. Но, с другой стороны, оно становится следствием отступления от христианских норм («Не живи, как хочется, а так, как Бог велит» [2, с. 129]). Героиня повести не столько понимает, сколько чувствует свою греховность: «Настя чуяла, что она любит Степана и что ей его любить не следует» [2, с. 180]. Согрешив (любовь к женатому мужчине, измена мужу), она раскаивается и стремится искупить свою вину служением Богу в монастыре. Сюжетная линия жизни Насти заканчивается ее ранней смертью, но в подтексте повести прочитывается ее духовное воскрешение. Так, в произведении переплетаются мотивы покаяния, греха, вины, страдания, спасения.
Конфликт произведения основан на столкновении двух противоположных сознаний: религиозного и нерелигиозного, представленных в образах Насти Про-кудиной и Костика. Характеристика героев строится по принципу контраста в системе «нравственная - безнравственный». Если для Насти ценным является духовное, идеальное (например, любовь), то ее брат во главу угла ставит материальное благополучие, достижение которого оправдывает любые средства. Характер Костика статичен, неизменен, раскаяние и искупление им грехов немыслимо, в его натуре проявляется демоническое начало, усиливающееся сравнением с одиноким волком: «Так и жил Костик и держался от семьи, словно волк какой, все стороною, особнячком» [2, с. 107]. Костик никогда не замолит свои грехи. Лесков о нем говорит: «Этого не поправят ни панихиды, ни молебны, ни попы» [2, с. 809]. В отличие от брата, Настя способна осознать свою греховность и раскаяться. Но это не изменяет ситуацию, в которой оказалась Настя и которую можно охарактеризовать как тупиковую. Смерть - единственный выход из нее. Брак, основанный на преходящем материальном достатке, а не на вечных идеальных ценностях, таких как любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, сочувствие, жалость друг к другу, обречен на несчастье. В силу яркой самобытности характера героини жизнь с нелюбимым человеком невозможна. В то же время греховные отношения вне брака приводят к гибели Степана, Насти, их ребенка.
Мотив смерти уравновешивается мотивом воскресения, переданным через приуроченность событий к датам земледельческого и православного календаря.
Действует принцип циклического параллелелизма между основными событиями и сакральной парадигмой жизни Насти. Зеркальность повести религиозному содержанию может достигаться прямыми совпадениями, косвенными или обратно симметричными. Повесть Лескова полна временными обозначениями: время суток, дни, недели, месяцы, годы, но особый интерес вызывает календарная приуроченность событий к определенным христианским праздникам. Ход времени как бы замедляется вокруг главных судьбоносных событий жизни Насти: в первой части это невольное замужество, во второй - встреча Степана.
Судьбы и характеры Насти, Степана, Костика во многом типичны для крестьянской среды, которая служит фоном для изображения главных героев. Благодаря этому связанный с конкретными персонажами повести мотив страдания воспринимается в национальном и общечеловеческом контекстах.
Этимологически лексема «крестьянство» произошла от слова «крест», лексическое значение которого в данном случае передается в словосочетаниях «горькая доля», «тяжелая судьба». Тяжелый труд в определенные месяцы земледельческого календаря причиняет физическое страдание: «Но в страду и бабы неразговорчивы: плечи у них болят, поясницы ломит, а тут жар пеклый, духота несусветная; не до веселостей уж» [2, с. 177].
Фонетическая близость слов «крест - крестьянство - христианство - Христос» обусловливает семантическую закономерность приведенного смыслового ряда, делающего очевидным, что мотив страдания имеет важное значение в замысле повести. Одной из реализаций данной семантической цепочки является ситуация чтения молитвы: «<...> одна Петровна стояла на коленях перед иконой и, тепля грошовую свечечку из желтого воска, клала земные поклоны, плакала и, задыхаясь, читала: «Буди благословен день и час, в онь же господь наш Иисус Христос страдание претерпел». Не знаю, отчего у нас старые люди очень многие знают эту молитву и особенно любят ею молиться, претерпевая страдания, из которых соткана их многопечальная жизнь» [2, с. 127]. Простонародная молитва Мавры Петровны не является штампом и выражает смысл крестьянского бытия. Идеальный пример Христа помогает перенести земные страдания и мучения. Мотив молитвы через цитаты и реминисценции служит одним из способов выражения религиозного содержания «Жития одной бабы». И в обыденной обстановке, и в напряженные моменты своей жизни герои обращаются к Богу. Молитва - естественная часть христианского/крестьянского бытия, обусловленная религиозными поведенческо-мотивационными моделями. Именно страдание заставляет героев Лескова просить у Бога прощения, милости. Нельзя не заметить, что в «Житие одной бабы» важна направленность на «милость» Божью. Так, Сила Иванович Крылушкин, предвосхитивший дальнейшую плеяду праведников Лескова, поет молитвы «Святый Боже» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»), «Господи, помилуй» Бортнянского, «Милосердия двери отверзи нам», «В бездне греховней валяяся, неисследную милосердия призываю бездну» [2, с. 162]. Аксиологическая категория милосердия непосредственно связана с народным лекарем как прямым выразителем христианского сознания. Он чаще всего употребляет выражения «милостивый государь», «милости просим» [2, с. 202], просит Божьей милости за грехи человеческие. Ориентация на милость, Благодать Божью берет начало в христологии и отражается в литературе.
Помимо нравственной функции просьбы о прощении, спасении, мотив молитвы имеет футурологическое значение в повести, так как в текстах молитвы «предсказывается» дальнейшее содержание событий. «Настя тихонько вошла и стала, прислоняясь к стенке. Старик взглянул на нее и опять продолжал петь. Он пропел: «В бездне греховней валяяся, неисследную милосердия призываю бездну» и «Страстем поработив души моея достоинства». Луна ясно освещала комнату, беловолосого старика в ситцевой розовой рубашке, распевавшего вдохновен-
ные песни, и стройную Настю в белой как снег рубашке и тяжелой шерстяной юбке ярко-красного цвета. <...> Крылушкин <...> опять запел: «О человек! / Вспомни свой век, / Взгляни ты на гробы, / Они вечны домы» [2, с. 202]. В данном эпизоде предвосхищены греховная любовь-страсть (и в то же время любовь-жалость) Насти и ее дальнейшая гибель. Эту мысль поддерживает символика цвета и света. В жизни и характере молодой женщины соприкоснулись два противоположных начала: с одной стороны, это нравственная чистота, богобоязненность, что символизирует легкая ситцевая белая рубашка, а с другой стороны, это грехопадение через страсть, символом которой выступают тяжесть и жгучий красный цвет юбки. В образе Силы Ивановича присутствует нечто неземное, райское. Невинный розовый цвет одежды, белые волосы, пророческое вдохновенное религиозное пение, семантика имени (Крылушкин - крылья, ассоциирующиеся с одухотворенностью, расширением внутреннего горизонта) придают ему ангелоподобные черты. Кроме того, образ луны, ясный свет (знания) выражает особое религиозно-мистическое откровение, ночное прозрение о дальнейших испытаниях героини.
Непосредственным проявлением страдания являются слезы. Мотив слезы используется в предикативных ситуациях, таких как свадьба Насти, оплакивание Маврой Петровной умершего мужа, в ситуации чтения молитвы, в пророческом сне маленькой Маши. Данный мотив проявляется в частных ситуациях, связанных с жизнью главной героини Насти (разговор с братом; доверительная беседа с матерью, Машей; потеря ребенка, друга) и других персонажей: Мавры Петровны, маленькой Маши.
Таким образом, в структуре мотивного комплекса раннего творчества Н.С. Лескова можно выделить две группы: архетипические (мифологические, фольклорные, христианские) и индивидуально авторские (собственно литературные, социально-исторические). Основополагающими для всех архетипиче-ских мотивов являются «вечные» мотивы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, красоты и безобразия. В религиозном аспекте они взаимосвязаны с мотивами спасения (доминирующий мотив), греха, покаяния, смирения, страдания, жертвенности (сопутствующие мотивы). Физической смерти в повести противопоставлено духовное возрождение, переданное через образы Насти и лекаря Крылушкина. Путь к спасению идет через осознание своей греховности, покаяние, страдание. Мотив физического и духовного страдания представлен не только на индивидуальном уровне, но и на массовом.
Литература
1. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
2. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Н.С. Лесков. М.: ТЕРРА, 1998. Т. 2.
3. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 т. / В.Н. Топоров. М.: «Гнозис»; Школа «Языки русской культуры», 1995.
ВАСИЛЬЕВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА родилась в 1984 г. Окончила Марийский государственный педагогический институт. Аспирантка кафедры литературы Марийского государственного университета, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Область научных интересов - мотивный комплекс творчества Н.С. Лескова. Автор 3 научных работ.