Научная статья на тему 'Женские образы в творчестве раннего Н. С. Лескова'

Женские образы в творчестве раннего Н. С. Лескова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1117
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ / НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР / СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филимонова Наталия Юрьевна

В статье рассматриваются женские образы в ранней повести Н. С. Лескова «Житие одной бабы». Обращается внимание на связь повести с фольклорными традициями. Выделяются социальные мотивы, которые волновали писателя на раннем этапе его творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женские образы в творчестве раннего Н. С. Лескова»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 171 c .

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2009. - 944 с.

6. Словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1987. - Т. 3. - 752 с.

7. Смирнова С.А. Семантическая структура лексемы святой в исторических и современных толковых словарях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. - № 2. - Т. 1. Филология. - СПб: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2011. - С. 70-87.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 1582 с.

9. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovonline.ru/slovar_ushakov/

© Смирнова С.А., 2016

УДК 82

Филимонова Наталия Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент ВолгГТУ,

г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО Н. С. ЛЕСКОВА

Аннотация

В статье рассматриваются женские образы в ранней повести Н. С. Лескова «Житие одной бабы». Обращается внимание на связь повести с фольклорными традициями. Выделяются социальные мотивы, которые волновали писателя на раннем этапе его творчества

Ключевые слова Женские образы, народный характер, сюжетные мотивы.

Галерею многочисленных женских образов, созданных Н. С. Лесковым, открывает героиня его первого крупного произведения «Житие одной бабы» (1863). Писатель наделяет ее доброй душой и легко ранимым сердцем, поэтичностью и удивительным песенным талантом.

В начале повести кажется, что Насте Прокудиной суждено повторить судьбу своей матери. Некогда красавица, та прожила тяжелую, безрадостную жизнь, наполненную страхом перед пьяницей-мужем и заботами о семье. Автор показывает, что такое существование не ожесточило ее, не научило роптать: «Доброте ее меры не было: всем она все прощала» [1, с.264].

Как и мать, Настя выросла работящей, доброй и терпеливой. «Вся она была в мать, - подчеркивает писатель, - и характером в нее пошла, только еще, кажется, была безответнее [1, с.264].

Общность судеб и характеров этих героинь объясняется не только тем, что они родные люди и уже в силу своей родственности могут / должны быть похожи. С одной стороны, нельзя не согласиться с И. В. Поздиной, которая объясняет такое сходство тем, что «в «Житии одной бабы» Н.С. Лесков сохраняет фольклорную сюжетную ситуацию диалога матери и дочери, выданной замуж за нелюбимого» [2, с. 12]. Заметим, что связь повести с фольклором вполне очевидна и многократно отмечена исследователями [3, с. 196-203].

С другой стороны, не все можно объяснить фольклорными традициями. Так, Алена, жена Настиного брата Костика, обладает такими же качествами. «Смирная была девушка и работящая, - пишет Лесков и добавляет почти дословно сказанное ранее: «...безответная была - все молчала» [1, с.269]. Очевидно, что писатель намеренно наделяет крестьянские типы общими социальными особенностями. Подчеркивая

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

типичность своих героинь, Лесков замечает: «У нас много есть таких женщин по селам, что вырастает она в нужде да в загоне, так после терпит все, словно каменная, и не разберешь никак: не то она чувствует, что терпит, не то и не чувствует» [1, с.269]. Но подчеркнув близость главной героини к другим крестьянским женщинам, писатель указывает на ее отличие: «Настя тоже была терпеливой, только эта все горячо чувствовала» [там же].

Настя не только чудесно поет народные песни, она обладает даром понимать и глубоко чувствовать чужой талант. Недаром, еще не видя Степана, а лишь слыша его голос, Настя проникается к нему чувством симпатии. С песенного соревнования и начинается любовь главных героев.

О. В. Васильева отмечает, что мотив пения выполняет в повести характерологическую, сюжетообразующую и этико-эстетическую функции. При этом он не только передает любовную тематику, но и сопровождается фольклорными мотивами-действиями встречи, узнавания. Исследовательница выделяет целый ряд сюжетных мотивов, повторяющих структуру волшебной сказки [4].

Отметим, что наряду с ними в повести присутствуют и социальные мотивы. Кажется, намеренно сгущая краски, Лесков проводит Настю через все этапы мученической жизни: безрадостное существован6ие в доме нелюбимого мужа, издевательства брата, побег с любимым, роды в остроге, смерть ребенка и Степана, сумасшествие и, наконец, страшная гибель самой героини. Если в начале повести она выступает робкой и безропотной, то когда к ней приходит большая любовь, она находит в себе сила бороться за нее. Тяжелые испытания меняют ее характер. Защищая мертвого ребенка, эта некогда тихая, кроткая, безответная женщина, «как бешеная кашка», бросается к двери. «Злодей! Черт! Чтоб тебя гром разбил! Чтоб ты своих детей не взвидел, анафема! - кричит она, «без слез, дерзко глядя в глаза смотрителю» (курсив наш - Н. Ф.) [1, с.366].

Конечно, читатель отдает себе отчет в том, что этот протест вызван крайними обстоятельствами. Следуя логике сюжета и правде жизни, Лесков показывает, что самоотверженная попытка Насти отстоять свое право на любовь заканчивается трагически. Но Лескову удалось вызвать к своей героине не только сострадание, но и уважение, что вполне соответствовало взглядам молодого писателя, который в эти же годы в качестве начинающего публициста требовал «уважать в женщине свободного человека» [5, с.689]. Список использованной литературы:

1. Лесков Н. С. Собр. Соч. в 11-ти томах, ГИХЛ, М., 1956.

2. Поздина И. В. Повести Н.С Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры / Автореферат дис. ... канд. филол. наук, Екатеринбург, 2009.

3. См.: Галяутдинова Г. Р. Фольклорно-мифологические традиции в повести Н. С. Лескова «Житие одной бабы» / Г. Р. Галяутдинова // Фольклор народов России: Фольклор. Миф. Литература: межвуз. науч. сб.: (К 90-летию Л.Г. Барага). - Уфа, 2001. - С. 196-203.

4. Васильева О. В. Мотивный комплекс раннего творчества Н. С. Лескова / Автореферат дис. ... канд. филол. наук, Киров, 2009.

5. «Русская речь», 1861, №44, с. 689.

© Филимонова Н. Ю., 2016

УДК 811.11-112

Щербакова Ирина Владимировна

Преподаватель, кафедра иностранных языков Ростовский государственный строительный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА - «СТРАХ» ("ANGST") В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

Страх является одним из ключевых, эмоциональных концептов культуры, который обладает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.