Научная статья на тему 'СТОРРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

СТОРРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STORYTELLING / PUBLIC SPEAKING / ORGANIZATIONAL CULTURE / PERSONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Трушкова Дарья Михайловна

В статье раскрывается сущность и особенности технологии сторителлинг в современном отечественном образовании. Главной особенностью современного образования является формат «обучение через развлечение», где субъект и объект образовательного процесса вовлечены в определенную образовательную неформальную среду, при которой возникает потребность сопереживания и сильного эмоционального вовлечения и появляются побудительные реакции. Одной из таких технологий является технология сторителлинга, которая уже получила большое распространение в зарубежной практике в таких областях как маркетинговые коммуникации и связи с общественностью. В статье систематизированы точки зрения зарубежных и отечественных авторов о технологии сторителлинга, определены содержательные компоненты технологии, представлены отличия между технологией публичного выступления и технологией сторителлинга. Авторы попытались раскрыть значимость данной технологии в преподавании управленческих дисциплин: организационная культура, персональный менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Трушкова Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORRITELLING IN TEACHING MANAGEMENT DISCIPLINES

The article reveals the essence and features of storytelling technology in modern domestic education. The main feature of modern education is the “learning through entertainment” format, where the subject and object of the educational process are involved in a specific educational informal environment, in which there is a need for sympathy and strong emotional involvement and stimulating reactions appear. One of these technologies is storytelling technology, which has already become widespread in foreign practice in such areas as marketing communications and public relations. The article systematizes the points of view of foreign and domestic authors on storytelling technology, defines the content components of the technology, presents the differences between the technology of public speaking and storytelling technology. The authors tried to reveal the significance of this technology in teaching management disciplines: organizational culture, personal management.

Текст научной работы на тему «СТОРРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Нормативно-правовая база, которая включает: локальные нормативные документы образовательной организации (Типовое положение образовательной организации, Локальные акты образовательной организации: «Положение о логопедической службе образовательной организации», «Положение о ПМПк образовательной организации», договоры с родителями (законными представителями) воспитанников ОО и др.).

Л.М. Шипицына комплексное сопровождение в ОО определят как систему профессиональной деятельности команды специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребёнка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде [3].

Организованная в образовательной организации инклюзивной предметно-развивающей среды.

5. Реализация индивидуального подхода.

В настоящее время в России формирование единого образовательного пространства в контексте организации и реализации инклюзивного дошкольного образовательного процесса имеет определенные проблемы.

В каждом регионе Российской Федерации формируется своя модель новой инклюзивной образовательной системы. Образовательные организации совместно научно-методическими центрами разрабатывают, апробируют и внедряют в деятельность ту модель инклюзивного образования, которая соответствует их возможностям и потребностям окружающей среды. В основном региональные инклюзивные практики реализуются на основе процессов образовательной интеграции и специального (коррекционного) образования, которые вносят важный вклад в дальнейшее развитие инклюзивных образовательных процессов в Российской Федерации.

Выводы. Таким образом, полученные результаты в ходе исследовательской работы, доказывают, что если в процесс организационно-педагогического обеспечения инклюзивного дошкольного образования включены и активно взаимодействуют все субъекты инклюзивного образования (администрация, педагоги, специалисты сопровождения, дети с ОВЗ и их родители), динамически развивается инклюзивная модель детского сада, все это положительно влияет на реализацию процесса инклюзии в условиях образовательной организации и повышает его уровень организационно-педагогической обеспеченности. Различный характер организационно-педагогического обеспечения процесса инклюзии в образовательной организации опосредован различными вариантами организации инклюзивного дошкольного образования.

Литература:

1. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 1. - С. 27-33.

2. Емельянова, И.Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном пространстве // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 28-33.

3. Жаворонков, Р.Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов / Р.Н. Жаворонков. СПб.: Папирус, 2009. - 352 с.

4. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.

5. Кириллова, Е.А. Предпосылки возникновения и развития инклюзивного образования в России // Инновационные формы и технологии и комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы междунар. научно-практич. конференции / сост. А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - С. 37-39.

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Трушкова Дарья Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СТОРРИТЕЛЛИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье раскрывается сущность и особенности технологии сторителлинг в современном отечественном образовании. Главной особенностью современного образования является формат «обучение через развлечение», где субъект и объект образовательного процесса вовлечены в определенную образовательную неформальную среду, при которой возникает потребность сопереживания и сильного эмоционального вовлечения и появляются побудительные реакции. Одной из таких технологий является технология сторителлинга, которая уже получила большое распространение в зарубежной практике в таких областях как маркетинговые коммуникации и связи с общественностью. В статье систематизированы точки зрения зарубежных и отечественных авторов о технологии сторителлинга, определены содержательные компоненты технологии, представлены отличия между технологией публичного выступления и технологией сторителлинга. Авторы попытались раскрыть значимость данной технологии в преподавании управленческих дисциплин: организационная культура, персональный менеджмент.

Ключевые слова: сторителлинг, публичное выступление, организационная культура, персональный менеджмент.

Annotation. The article reveals the essence and features of storytelling technology in modern domestic education. The main feature of modern education is the "learning through entertainment" format, where the subject and object of the educational process are involved in a specific educational informal environment, in which there is a need for sympathy and strong emotional involvement and stimulating reactions appear. One of these technologies is storytelling technology, which has already become widespread in foreign practice in such areas as marketing communications and public relations. The article systematizes the points of view of foreign and domestic authors on storytelling technology, defines the content components of the technology, presents the differences between the technology of public speaking and storytelling technology. The authors tried to reveal the significance of this technology in teaching management disciplines: organizational culture, personal management.

Keywords: storytelling, public speaking, organizational culture, personal management.

Введение. Современное инновационное образование в настоящее время направлено на получение и приобретение знаний в различных видах деятельности в краткосрочный период обучения. Это диктуется: потребностями общества получать все больше информации из внешней среды; скоростью формирования отношения к этой информации; учетом проецирования жизненно важных проблем на свой собственный мир. Главной особенностью современного образования является формат «обучение через развлечение», где субъект и объект образовательного процесса вовлечены в определенную образовательную неформальную среду, при которой возникает потребность сопереживания и сильного эмоционального вовлечения и возникают побудительные реакции. Такая образовательная среда способствует быстрому усвоению знаний и концентрации на явлениях и событиях окружающей действительности и позволяет найти вектор для самостоятельного развития в обучения. Среди педагогического сообщества растет интерес, к педагогическим технологиям, которые являются средством достижения инновационных образовательных целей. Среди наиболее популярных педагогических технологий и инновационных форм подлежат изучению технологии образовательного события, проектное обучение, тренинговая деятельность и т.д. [7, 8]. Наиболее популярным процессом является проектирование открытых образовательных пространств вуза, которые способствуют реализации вышеперечисленных технологий [11]. Эффективность применения педагогических технологий инновационного типа зависит от максимальной вовлеченности ее участников в процессе определенного интервала времени [7, 8].

Одной из таких технологий является технология сторителлинга, которая уже получила большое распространение в зарубежной практике в таких областях как маркетинговые коммуникации и связи с общественностью. Данный формат коммуникаций за последние 5 лет превратился из «жизненного-социального» формата в профессиональный формат, и широко используется в педагогике. Межкультурная коммуникация, как одна из востребованных компетенций будущего, диктует новый инновационный формат подачи учебного материала, который отличается, по мнению разных ученых, большей вовлеченностью и информативностью, а главное способствует наибольшему сопереживанию, основанному на личном опыте. Попытка разграничить продукт и формат от использования иностранного слова является сомнительным фактом. Чтобы понять подходы для проектирования такого формата, возникает необходимость прояснить общее и различное данной технологии от классических технологий коммуникации.

Целью публикации является сравнительный анализ технологии сторителлинга и технологии публичного выступления в преподавании управленческих дисциплин.

В работе были поставлены следующие задачи:

- систематизировать точки зрения зарубежных и отечественных авторов о технологии;

- выявить основные отличия между технологией публичного выступления и технологией сторителлинга;

- сделать выводы о преимуществах и недостатках реализации данной образовательной технологии.

Изложение основного материала статьи. В профессиональной культуре общения технология

сторителлинг (от англ. storytelling) это рассказывание историй, которые побуждают к действию и определенному отношению.

Изучению данной технологии посвящены работы таких ученых-педагогов, как Ермолаевой Ж.Е., Лапуховой О.В, Морозовой О.В, Грушевской В.Ю, Пильгуна М.А, ученых в области журналистики Симакова С.И., Енбаева А.П, зарубежных ученых Р. Макки, Ж Сегелла и др. В области управления персоналом и других управленческих дисциплин сторителлинг изучался Новичковой А.В., Воскресенской Ю.В.

По мнению Ермолаевой Ж.Е., Лапуховой О.В сторителлинг - это педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Авторы выделяют виды и типы данной техники, как активный педагогический сторителлинг и классический сторителлинг, где определяют особенности и характеристики данных типов [2].

Морозова О.В представляет технологию сторителлинга, как систему, состоящую из функционально-структурных элементов, таких как: контент (сама ценность знания), герой, вызывающий сочувствие, использование в самой истории таких методов, как визуализация и драматургия, вывод. Автор раскрывает содержание каждого структурного элемента технологии [3].

В настоящее время особенностью и главным отличием данного вида технологии от других видов коммуникативных технологий является цифровой формат. По мнению Грушевской В.Ю, такие формы как видео ролик, презентация с мультимедийными контентами составляют основной формат сторителлинга. Авторы отмечают, что метод сторителлинга можно использовать и в проектной деятельности обучающихся [1].

М. А. Пильгун определяет трансмедийный сторителлинг, как «конвергированный текст, объединяющий вербальные, визуальные и аудиальные компоненты, созданный на одной или нескольких медийных платформах. Данное синкретичное единство обладает связностью и цельностью, имеет определенную целенаправленность и прагматическую установку» [6].

Симакова С.И, Енбаева А.П. определяют эту технологию, как основной прием журналисткой работы -творчество, которое требует от специалиста художественного чутья, обладая навыками выстраивания сюжета, но авторы признают, что данная технология призвана освещать драматические события, а не позитивные мероприятия [9].

Происхождение термина дает право проанализировать точки зрения в англоязычных исследованиях.

Роберт Макки в своем исследовании определяет сторителлинг как сценарий, систему и определяет нарушение порядка вещей как естественный процесс -«необходимо найти самое важное среди многих событий сюжетной линии и показать решения героя на поступок» [4].

По мнению гуру рекламы Ж Сегела, «публика ожидает увидеть и услышать занимательную историю, которая бы соответствовала идентичности бренда и раскрывала качества продукта или политика» [10].

Неоднозначное представление сторителлинг имеет при изучении организационно-управленческих дисциплин: управление персоналом, организационная культура, организационная психология, персональный менеджмент [13]. Новичкова А.В., Воскресенская Ю.В понимают «историю» как «передатчик» корпоративных знаний об организации. По мнению авторов история не произведет должного воздействия на слушателя, если не будут соблюдаться следующие элементы: послание, мораль, наличие конфликта, сюжет [5]. Сторителлинг в менеджменте организации это прежде всего наличие корпоративной памяти, которую формируют и накапливают сами сотрудники организации [5].

Говоря о прикладном значении технологии, стоит рассмотреть основные содержательные компоненты в отражении управленческих дисциплин. Основными содержательными компонентами являются: концепт, контекст-среда, сообщение, многоканальность, автор. Условно формулу технологии можно условно определить как сочетание вышеперечисленных компонентов, которые заключены в цифровой формат. Рассмотрим каждый компонент.

Концептом сторителлинга применительно к организационной культуре может быть идея формирования корпоративных ценностей, принятие определенных образцов поведения. Сторителлинг помогает новым сотрудникам быстрее пройти процесс адаптации и понять назначении своей роли в коллективе организации. Рассказывание историй может проходить в различных формах. Это могут быть мифы, легенды, обряды, традиции и т.д.

Контекстная среда - это те организационные события, которые могут проходить в организации, и на фоне которых зарождается та или иная история. К ним может относиться: проведение различных корпоративных соревнований, внедрение программного обеспечения, проведение различных профессиональных конкурсов. События и факты необязательно могут относиться к различным формам организационных изменений, но могут носить характер текущей организационной жизни.

Сообщение. Каждая рассказанная история, миф или легенда о поступке или действии, которая распространяется с целью формирования определенной морали, выгодной руководству компании, должна формировать «отношение» этико-когнитивного характера [12]. Объяснение идеологии компании в поступках, действиях и историях, рассказанная прозорливым основоположником, должна составлять цепочку «восприятие- эмоциональный инцидент- отношение - поведение». Сотрудники субъективно оценивают ситуацию, сопереживают герою, проецируют ситуацию на свой собственный опыт, тем самым познавая культурные символы организации. Вся эта цепочка впоследствии должна определять поведение сотрудников в аналогичных ситуациях, которые с большой вероятностью могут повториться в ближайшее время.

Многоканальность. Как уже было отмечено выше, главное современное отличие сторителлинга - это цифровой формат. Но, тем не менее, не только он имеет значение. Разнообразие каналов передачи истории, несомненно, необходимое условие. В практике профессиональных коммуникаций есть понятие «емкость коммуникативной среды», когда для передачи сообщения необходимо и достаточно выбрать один канал (почта, личный контакт, социальные сети и др.). Например, для ознакомления с меморандумом руководитель посылает его по почте. Такая коммуникация считается эффективной, так как выбран правильный канал передачи и, таким образом, сотрудники экономят и высвобождают время для решения более важных дел. Но для сторителлинга характерна именно многоканальность, когда используются сразу несколько каналов передачи информации. Одним из самых важных каналов является передача идеологии компании самим главным менеджером, или другим руководителем или наставником, это может реализовываться через систему корпоративных обедов, вовлечения новичков и т.д. Зрительный контакт в процессе рассказывания истории, тоже формирует определенные образы: эскизы, графики и диаграммы задают определенный ритм и настроение, делают его целостным.

Итак, анализируя основные компоненты сторителлинга в обучении организационной культуре, можно сформулировать основные образовательные ситуации, которые может решать студент, используя технологию сторителлинга.

1. Рассказ студента, с позиции руководителя, об основном противоречии, которое существует в организации (основываясь на материале кейса).

2. Рассказ студента, с позиции сотрудника, об основном противоречии, которое существует в организации (основываясь на материале кейса).

3. Рассказ студента об основных корпоративных ценностях компании, которые диктуют определенные поведенческие реакции.

4. Рассказ студента о мифах, об основоположнике компании.

5. Рассказ студента о негативной и позитивной истории компании.

Цели образовательных ситуаций могут быть подготовлены не только на основании образовательных кейсов, контекстных задач и учебных видео-фильмов, но и выбираться самостоятельно на основе личного интереса и желания обучающихся.

Говоря об изучении персонального менеджмента, сторителлинг рассматривается как технология эффективного построения профессиональных коммуникаций. Среди технологий делового общения технология публичного выступления считается особенно популярной по своему назначению и изучается в курсе «Персональный менеджмент» в качестве инструмента проведения деловых совещаний формального характера. Но за последнее время совещания приобретают неформальный характер и для того, чтобы экономить время в деловом общении, используются элементы сторителлинга.

Проведем сравнительный анализ технологии публичного выступления и технологии сторителлинга (Таблица 1).

Таблица 1

Структурные элементы Технология публичного выступления Технология сторителлинга

Цель Довести до аудитории резюме (выводы, рекомендации) выступления через проблему. Довести до аудитории резюме (выводы, рекомендации) выступления через личное переживание.

Миссия Захватить внимание с первой секунды и держать его на протяжении всей речи, побуждая слушателя принять решение по какой- либо проблеме. Захватить внимание с первой секунды и держать его на протяжении всей истории, вызывая у слушателя симпатию к главному герою истории, и через авторское видение донести до аудитории основную мысль.

Подход Личностный Цифровой

Методы Специфическое движение, актерская практика, мимика, сравнение анализ, описание ситуации, проведение аналогий. Видео, телефония (запись речи других), графика, анимация, раскадровка, последовательное развитие сюжета.

Форма Доклад, сообщение, речь. История.

Проявление своей позиции Позиция может быть нейтральной. Позиция не может быть нейтральной.

В конце выступления. В течении всей истории.

Вовлеченность Через проблему. Через личность.

Результат Призыв к действию. Сопереживание.

Рефлексия Формирование отношения. Формирование системы действий.

Выводы. Анализ понимания и использования технологии сторителлинг в отечественной и зарубежной практике позволяет сделать следующие выводы:

В отечественном образовании технология рассматривается как инновационная форма образовательного процесса, которая используется не только в практике сервиса и продаж и других областях, но и в практике преподавания управленческих дисциплин.

Отечественные авторы признают ценными такие характеристики технологии как: возможность быстрого вовлечения в познавательный процесс, эмоциональность- сопереживание, а также возможность изложить историю в цифровом контексте.

В зарубежных источниках технология понимается как рассказ, сценарий, который необходимо тщательно готовить и разрабатывать таким образом, чтобы в конце истории герой был способен совершить поступок или действие.

Технология сторителлинг используется в зарубежной практике более широко, чем в отечественной. Это связано с областями применения данной технологии: журналистика, маркетинг, продажи.

Авторы постарались раскрыть значимость данной технологии в преподавании управленческих дисциплин: организационная культура, персональный менеджмент.

По мнению авторов, главной отличительной особенностью данной техногии является цифровой формат, при помощи которого, автор истории приводит аудиторию к выводам через личное переживание и помогает сформировать систему поведенческих реакций.

Литература:

1. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. 2017. №6. URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/primenenie-metoda-tsifrovogo-storitellinga-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 26.11.2020).

2. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В. Сторрителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Концепт. 2016. №6. URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/storritening-kak-pedagogicheskaya-tehnika-konstruirovaniya-uchebnyh-zadach-v-vuze (дата обращения: 26.11.2020).

3. Морозова О.М. Внедрение технологии сторителлинга как средства развития ключевых компетенций у студентов педагогического колледжа / О.М. Морозова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — No 1 (25). — С. 49-52

4. Макки P.M. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов,писателей и не только / Роберт Макки; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с.

5. Новичкова А.В., Вокресенская Ю.В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. No 6 http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англЮО! 10.15862/39EVN61

6. Пильгун М.А. TransmediaStorytelling: перспективы развития медиатекста [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп» - 2015. - No3. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1773 (дата обращения: 26.11.2020).

7. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в вузе // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер. Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С. 153-157.

8. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. №4 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1033

9. Симакова С.И., Енбаева А.П. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-priem-zhurnalistskoy-raboty (дата обращения: 26.11.2020).

10. Сегела Ж. Ностальгия по будущему [Текст] / Ж. Сегела, Т. Лебедева. - М., 2007 - 128 с.

11. Толстенева А.А., Лагунова М.В., Шкунова А.А., Гурьянычева Е.Н. Модернизация функционально-пространственной структуры вуза как элемента инновационной образовательной среды // "Современные проблемы науки и образования" - № 6.; URL: http://science- education.ru/m/article/view?id=29332 (дата обращения: 13.12.2019).

12. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

13. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies Journal of Applied Economic Sciences, 12 (8), pp. 2472-2480. 2018 Интернет - ресурс http://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100264820&tip=sid&clean=0

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Яровова Татьяна Викторовна

Московский государственный институт международных отношений (университет), Одинцовский филиал (г. Одинцово); студент Бурба Александр Александрович

Московский государственный институт международных отношений (университет), Одинцовский филиал (г. Одинцово)

РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ 21 ВЕКА: ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация. В 1991 году известные американские ученые Хау и Штраус разработали новую научную теорию, ключевой мыслью которой являлось разделение людей на разные возрастные группы (поколения). Согласно этой теории, каждому поколению присущи определенные характеристики, которые складываются за счет социальной, политической, экономической и духовной обстановки в стране и мире. На основе данных разных аналитических агентств, социологических изданий и ведущих СМИ, был проведен анализ специфики поведения современного молодого человека, который является частью поколения «Игреков». В статье сформулированы критерии, которые не только отражают социально-духовные особенности, но и информационное поведение представителей данной группы. Значительно внимание уделяется социально-культурной характеристике и ценностной ориентации российской молодежи 21 века.

Ключевые слова: поколение «Y», молодые люди 21 века, социально-культурная характеристика.

Annotation. In 1991, the famous American scientists Howe and Strauss developed a new scientific theory, the key idea of which was to divide people into different age groups (generations). According to this theory, each generation has certain characteristics that are formed due to the social, political, economic and spiritual situation in the country and the world. Using data from various analytical agencies, sociological publications and leading media, we will touch upon and try to analyze the specifics of the behavior of a modern young person who is part of the generation of "Y" was carried out. The article formulates criteria that not only reflect the socio-spiritual characteristics, but also the informational behavior of representatives of this group, and examines the socio-cultural characteristics and value orientation of the Russian youth of the 21st century.

Keywords: generation "Y", young people of the 21st century, socio-cultural characteristics.

Введение. В нашем исследовании мы попытались рассмотреть молодых людей 21 века, проанализировав культурно-социальные предпочтения, мировоззрение, и сравнить полученные данные с характеристикой предыдущего поколения. На основе теории поколений ученые подразделяют людей, которые родились в разные временные промежутки, на определенные группы. Каждый индивид проходит процесс социализации и вовлекается в деятельность, которая присуще тому или иному времени. Таким образом, при сравнении разных возрастных групп, можно выявить общность особенностей и отнести их к определенному поколению людей. Целью нашего исследования является анализ представителей группы Y и сравнение их с предшествующим поколением X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании метода исследования, который заключается в анализе научной и социологической литературы, будут предоставлены ответы на такие ключевые вопросы, как: в чем заключается разница между поколениями X и Y? Какие особенности присущи людям разных возрастных групп? В чем заключается разница между людьми возраста 20-40 лет и 41-61 года?

Американские ученые Нейл Хау и Вильям Штраус разработали теорию, которая гласит, что каждые 20-25 лет рождаются дети с новыми привычками и особенностями поведения и мышления, которые выделяют их на фоне предыдущего поколения. Согласно этой теории, люди, которые родились в промежуток от 1984 года до 2004 относятся к миллениумам, которых также называют «Игреками» или же «поколение большого пальца», в связи с тем, что представители этого поколения имеют свойство набирать любое сообщение пальцем одной руки.

Исследование основано на следующих данных: 1) мониторинг и анализ СМИ в режиме реального времени под названием Медиалогия; 2) исследование результатов социологических исследований, проведенных российскими и зарубежными социологами за последние годы.

Изложение основного материала статьи. Рожденные в период между серединной 1980-х и началом 2000-х годов, миллениумы представляют собой последнее поколение 20-го века и первое поколение, которое было воспитано с учетом информационного развития, появления интернета, кнопочных телефонов, смартфонов и компьютеров. Это группа людей, которая родилась с исключительными характеристиками, зависящими от их жизненного опыта, но в то же время, это переходная группа, которая еще не до конца отказалась от традиционных форм развлечений. Согласно исследованиям, миллениумы предпочитают нахождение в глобальной сети «Интернет» просмотру телевизора. Поскольку, исходя из теории поколений, каждые 20 лет рождаются индивиды, которые обладают отличительными признаками по сравнению с предыдущими, молодые люди, которым сегодня от 20 до 40 лет являются ключевыми двигателями социального, политического, экономического и духовного прогресса нашей страны. "Молодежь является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.