Научная статья на тему 'СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПРИЁМ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПРИЁМ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сторителлинг / журналистика / история / сюжет / персонажи / storytelling / journalism / history / plot / characters

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Назарова А.В.

В данной статье рассматривается роль сторителлинга как одного из наиболее эффективных приёмов современной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORYTELLING AS RECEPTION MODERN JOURNALISM

This article examines the role of storytelling as one of the most effective techniques of modern journalism.

Текст научной работы на тему «СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПРИЁМ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

УДК 070

Назарова А.В.

студент, кафедра политология, социология и связи с общественностью Ульяновский государственный технический университет (г. Ульяновск, Россия)

СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПРИЁМ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация: в данной статье рассматривается роль сторителлинга как одного из наиболее эффективных приёмов современной журналистики.

Ключевые слова: сторителлинг, журналистика, история, сюжет, персонажи.

Актуальность данной работы обуславливается, во-первых, востребованностью данного формата среди журналистов, так как позволяет увлекательным и наглядным образом представить информацию читателям. Во-вторых, способностью выделиться и привлечь внимание аудитории в условиях перенасыщенности информацией и конкуренции между СМИ. В-третьих, новыми возможностями для журналистов в создании увлекательных мультимедийных материалов с применением новых технологий.

Целью данной работы является выявление особенности сторителлинга как приема современной журналистики на примере одной из наиболее популярных программ в жанре тревел-журналистики - «Орел и решка». Объект исследования — приемы современной журналистики. Предмет исследования — сторителлинг.

В современном обществе важную роль играет ускорение темпов коммуникации, увеличение информационных потоков и изменение структуры содержания информации. В такой среде способы взаимодействия с аудиторией эволюционируют. В данных условиях важными компетенциями журналиста становятся навыки поиска информации, ее фильтрации и толкования, проверки

фактов, умелой подачи материала, оценки медиапотребления созданного продукта. Новой технологией подачи информации и стал сторителлинг (короткая история).

Решая задачу исследования связанную с изучением истории развития сторителлинга, нами были проанализированы теоретические источники ( Кузовенкова А.И., Азевич А.А., Анюхина А.М., Самарцев О.Р.) и выявлено, что изучение истории развития сторителлинга позволяет понять, как этот приём журналистики претерпевал изменения на протяжении времени. От древности до современности сторителлинг оставался неотъемлемой частью культуры и эффективным инструментом коммуникации. Развитие технологий привнесло новые форматы и платформы для сторителлинга, расширив его влияние на общество.

Решая вторую задачу — выявить структуру, содержание и функции сторителлинга, - мы рассмотрели теоретические источники (Самарцев О.Р., Тодорова О.В., Варакин В.С., Силантьева О.В.), на основе которых сделали следующие выводы. Сторителлинг- это феномен, который представляет собой сложную систему, объединяющую элементы повествования, взаимодействия с аудиторией и передачи информации. Структура сторителлинга включает в себя введение, развитие сюжета и заключение, создавая цельный рассказ. [1] Содержание сторителлинга обогащено эмоциональными и культурными элементами, а его функции варьируются от развлечения и образования до формирования социокультурных ценностей. Одни авторы трактуют понятие «сторителлинг» как особый «жанр» журналистского «письма». Но Варламова Д. характеризует сторителлинг как технологию, т.е. совокупность принципов, инструментов, методов и операций. И она заключается именно в акте наррации - передачи информации через рассказывание истории и превращения этой истории в нарратив. Нарративная журналистская история предполагает рассмотрение событий в контексте рассказывания о них. Главное здесь - не оценка произошедшего, а его интерпретация. Отсюда - «самодостаточность и самоценность» способа изложения истории [2].

На основе изученных теоретических источников нами выявлена структурированная критериальная основа для дальнейшего анализа эмпирического объекта: миссия, квантитативные характеристики (частота, начало выхода, рейтинг, длительность выпусков. охват, география, формат выхода, время выхода в эфир), характеристики коммуникатора ( социально-психологические, социально-демографические, образ, стиль общения, модель ведущего), характеристики аудитории (социально-психологические, социально-демографические, особенности медиаповедения, тип аудитории),контент-анализ по таким показателям как: канал восприятия, жанр, соответствие повестки дня, цельность, связность, доступность, точность, тип текста, мультимедийность, персонификация, драматичность, качество съёмки, тип новости, музыкальное сопровождение, оригинальность, формы контента, красочность, новизна.

В ходе работы проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа выпусков телевизионной тревел-программы «Орел и решка» от 07.11.2021 до 22.01.2022

Аудиторией программы являются люди женского и мужского пола старше 12 лет, однако основной интерес к ней проявляется у людей в возрасте около 30 лет. Целевой аудиторией выпуска может быть любой человек, увлеченный темой путешествий. В зависимости от местоположения зрителя, аудитория делится на внутреннюю и международную. Тип аудитории определяется как массовый. Аудитория активно участвует в дискуссиях, комментирует и дает обратную связь, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и интереса к программе.

Трэвел-программы аудиовизуально транслируют культурные и национальные различия, предлагая и поддерживая готовые социокультурные конструкты. Исходя из типа контакта с местным населением, из драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки-монолога до трэвел-викторины или игры.

«Орел и решка» - телевизионный продукт украинского телеканала «Интер», на российском телеканале «Пятница» данная передача проходила в виде повтора. (Также повторный показ всех сезонов осуществляли телевизионные каналы «К1» (Украина), «Седьмой канал» (Казахстан) и ТТУ (Польша)). В 2010 году режиссер и телеведущая Жанна Бадоева поставила перед собой цель создать собственный телевизионный проект о путешествиях, который бы доказывал, что увидеть мир, можно и не имея больших денег. В начале каждой программы участники проекта подбрасывают монетку, которая определяет, кто из них должен будет прожить два дня на 100 долларов, а кто получит «золотую карту» и не будет ограничен в средствах.

Концепция программы и ее девиз созвучны известной фразе: «Не тратьте деньги на одежду, тратьте деньги на путешествия. Какая разница сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу?» [1].

В ходе программы зрители знакомятся с основными достопримечательностями города, в котором находятся ведущие, получают практические советы по выбору отелей, ресторанов, кафе, узнают о стоимости той или иной услуги. Примечательно, что по утверждению ведущих, сколько бы денег они ни тратили за одну поездку с золотой карточкой, самые яркие впечатления они получали, оказываясь в новой стране с минимальным количеством денег в кармане. Особенность проекта заключается в том, что он ориентирован в первую очередь на молодежную аудиторию, чему соотвествует речь ведущих, выбор мест посещений, неформальный стиль. Для проекта «Орел и решка», как и для большинства современных трэвел-программ характерны две тенденции: во-первых, наличие конкретной целевой адресации во взаимосвязи с форматом программы (в качестве целевой аудитории могут состоять подростки и молодежь, путешественники или домохозяйки, состоятельные люди или люди среднего достатка и т.д.), во-вторых, перенос фокуса внимания с местного населения на ведущих, которыми часто являются знаменитости - актеры, шоумены, политические деятели, бизнесмены.

Уникальность программы заключается в том, что история про путешествие в формате сторителлинга поддерживается на материальном -четко визуализированном и легко понимаемом уровне - денежном. У каждого события есть цена, и по мере развития сюжета сокращается денежный эквивалент путешествия. В телепередаче каждый автор-гид определяет основное направление и точку зрения на происходящие события, выбирая модель поведения, которую аудитория воспримет благоприятно. История путешествия - это не столько авторское восприятие, сколько угаданный взгляд (реакции, эмоции) аудитории на происходящее. Авторское повествование обогащается такими приемами как: непринужденность изложения, юмор, импровизация.

Например, в двадцатом выпуске сезона «Перезагрузка» ведущие отправляются в столицу Австрии. Выпуск вышел 7 ноября 2021 года (1 млн.просмотров). Благодаря сравнению с прошлыми выпусками из этого города, ведущим удалось показать, насколько изменилась Вена всего за пару лет. Прямо в аэропорту Настя и Антон разыгрывают золотую карту. Кому достанутся сто долларов и рюкзак? А кто проведет выходные, не отказывая себе ни в чем? Все решает «орел» или «решка». И на этот раз золотая карта у Насти. «Эффект неожиданности»- вот что заставляет зрителей пристально наблюдать за развитием событий. Они могут видеть реакции ведущих на нестандартные ситуации и способы их решения. Всё это делает процесс более увлекательным и заставляет зрителей сопереживать и участвовать в событиях на экране. Зрителю предлагается два «сюжета» отдыха, что делает сторителлинг двупланным, вариативным. Деление на «бедного» и «богатого» путешественника - создает дополнительные траектории движения. Аудитория проживает «две жизни», учится на чужом эмпирическом опыте и сравнивает. У нее появляется возможность примерить разные «маски», выбрать тот вариант отдыха, который больше подходит.

Отметим все же, что программа делается с упором на шоу, практически исключая познавательную часть, разъяснения особенностей страны пребывания

и прочее. Можно сказать, что создатели шоу сосредоточены на создании контента и не уделяют должного внимания тем преимуществам, которые можно получить от реального путешествия. Они повторяют одни и те же действия независимо от местоположения.

Драматургия телепередачи «Орел и решка» выражена непосредственно в замысле программы: все движение сюжета - ответ на вопрос: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов, а что - с неограниченным бюджетом?». На первый взгляд может показаться, что это утверждение верно, но на самом деле основная мысль программы заключается в том, что мир прекрасен вне зависимости от того, насколько ты богат. Именно этому подчинен смысл передачи. В «Орле и решке» формат сторителлинга, передающий внешнюю динамику, обогащается «внутренней динамикой» - изменениями физического и эмоционального состояния героя, его размышлениями, сравнительным анализом. Так, в юбилейном сезоне в выпусках «Орла и решки» возникает «вторая» динамическая картина действительности, основанная на сравнении состояний городов ранее и в текущий момент: погода, ценообразование, качество еды, инфраструктура и т.п.

Итак, мы пришли к выводам, что сторителлинг- эффективный приём современной журналистики, позволяющий передать информацию более увлекательным и запоминающимся способом. Использование элементов повествования и сюжетной структуры помогает привлечь внимание аудитории, создать эмоциональную связь и повысить эффективность коммуникации. Данный феномен имеет ряд своих особенностей, которые мы подтвердили на примере нашего эмпирического объекта: детализация сюжета, демонстрация внешних (наблюдаемых) и внутренних (озвученных) метаморфоз автора полезных для аудитории с точки зрения опыта, детали (цена и реальность купюры), поддерживающие идею изменений (вплоть до нуля), погружение читателя эмоционально и логически в имитацию путешествия, угадывание «ожидаемых» реакций и их демонстрация в конкретный момент истории (закономерно и неожиданно).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бута Е. Орел и решка. Вокруг света за пару дней: «ТД «Алгоритм», Москва, 2019. С. 5;

2. Варламова Д. Что такое нарратив или как пятна и микробы превратились в инферно // Теории и практики. 2020. 9 сент

Nazarova A.V.

Ulyanovsk State Technical University (Ulyanovsk, Russia)

STORYTELLING AS RECEPTION MODERN JOURNALISM

Abstract: this article examines the role of storytelling as one of the most effective techniques of modern journalism.

Keywords: storytelling, journalism, history, plot, characters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.