Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТРЭВЕЛ-ПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ "ОРЁЛ И РЕШКА"'

ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТРЭВЕЛ-ПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ "ОРЁЛ И РЕШКА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цыганова С.В.

В данной статье рассматриваются характеристики телевизионной трэвел-передачи, которые влияют на популярность и рейтинг просмотров. В статье выделены специфические черты и функции современной трэвел-передачи. На основе анализа передачи "Орёл и решка" выделены характеристики, которые позволяют назвать трэвел-передачу качественной и привлекательной для телезрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF POPULARITY OF TRAVEL’S TELECAST

This article describes the characteristics of the traveler's telecast that affect the popularity and ranking views. The article reveals the specific features and functions of the modern TV broadcast program. Based on the analysis of the telecast "Heads and Tails", we have outlined the characteristics that affect the quality of the travel-transmission and its attractiveness for the televiewer.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТРЭВЕЛ-ПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ "ОРЁЛ И РЕШКА"»

5. Указ Президента РФ от 09.09.2008 №1332 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» // СПС «ГАРАНТ».

6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 №792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» // http: // www.consultant.ru.

УДК 654.197

Цыганова С.В. студент 3 курса

Ульяновский государственный технический университет

ШигабетдиноваГ.М., к.пед.н. научный руководитель, доцент Россия, г. Ульяновск

ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТРЭВЕЛ-ПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ «ОРЁЛ И РЕШКА»

Аннотация: в данной статье рассматриваются характеристики телевизионной трэвел-передачи, которые влияют на популярность и рейтинг просмотров. В статье выделены специфические черты и функции современной трэвел-передачи. На основе анализа передачи "Орёл и решка" выделены характеристики, которые позволяют назвать трэвел-передачу качественной и привлекательной для телезрителя.

Ключевые слова: журналистика, трэвел-журналистика, телевидение, телепередача, факторы популярности.

Tsyganova S.

Ulyanovsk State Technical University Russia, Ulyanovsk FACTORS OF POPULARITY OF TRAVEL'S TELECAST

Abstract: this article describes the characteristics of the traveler's telecast that affect the popularity and ranking views. The article reveals the specific features and functions of the modern TV broadcast program. Based on the analysis of the telecast "Heads and Tails", we have outlined the characteristics that affect the quality of the travel-transmission and its attractiveness for the televiewer.

Key words: journalism, travel journalism, television, telecast, popularity factors.

Запросы аудитории трансформируют развлекательные телепередачи. Теперь они призваны не только выполнять релаксационную функцию, но и давать полезную информацию, все более интегрируясь с функцией познавательной. Так, телепередачи о путешествиях и туризме носят не

только развлекательный характер, они выполняют также культурно-образовательную функцию. Широкое распространение различных форм трэвел-журналистики и необходимость теоретического осмысления данного феномена обосновывают актуальность избранной нами темы работы.

Объектом нашего исследования является трэвел-журналистика, предметом - выступают специфические качества телевизионной трэвел-журналистики.

Цель данного исследования заключается в выявлении наиболее важных характеристик, которые влияют на качество телепередачи на примере телепередачи «Орёл и решка». При выполнении исследования использовались методы теоретического анализа, контент-анализа. Теоретической основой исследования стали научные работы, посвященные традиционным СМИ, журналистике, различным жанрам и формам журналистики. Также мы использовали литературу о телепередачах, в частности о развлекательных телепередачах (В.Л. Цвик, С.Н. Акинфиев, Р.А. Борецкий, А.И. Черных и другие).

В ходе теоретического анализа выявлено, что исследователи занимаются вопросами трэвел-журналистики в контексте изучения филологии, коммуникаций, культурологии, истории и географии.

Трэвел-журналистика - это особое направление в журналистике, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях с опорой на географию, историю, культуру, туризм и др. Григорий Кубатьян - трэвел-журналист и автор блога «Жизнь в дороге» трэвел-журналистикой называет гибрид путевых заметок и популярного страноведения.[3] Как правило, говоря о телевизионной трэвел-журналистике, имеют в виду как единичные её продукты - конкретные взятые трэвел-фильмы, так и телевизионные трэвел-проекты, то есть циклы передач о путешествиях.[1] Именно на последнем мы сосредоточились в нашем исследовании. Цель трэвел-журналистики - формирование у потребителей информации комплексных знаний о культуре, истории, географических и политических особенностях различных городов и стран. Это расширяет кругозор зрителей и учит новому. Под влиянием таких материалов человек духовно и интеллектуально растет. Кроме того, передачам присущи маркетинговая и рекламная функции, которые играют важную роль при поиске спонсоров для реализации на телевидении трэвел-передачи.

Современное телевидение развивается в условиях преобладания «инфотейнмента» (способа подачи информации с оттенком развлекательности). По данным исследовательской компании TNS, за 2015 год аудитория отдает предпочтение развлекательному контенту. На канале «Пятница» самыми высокорейтинговыми в 2015 году стали познавательно-развлекательные форматы («Ревизорро»», «Магаззино», «Орел&Решка», «Еда, я люблю тебя»). По данным «Аналитического Центра VI», изучившего эфир крупнейших отечественных телеканалов за последние пять лет, сериальный контент и развлекательные программы в 2015 году, как и годом

ранее, заняли совокупно почти половину времени вещания (оба - по 21%, в 2014 году - 22% и 21% соответственно).[4]

Телевидение в общественном сознании является не только важным источником оперативной повседневной информации о текущих событиях, но и главным источником знаний о мире вообще, представлений о жизни. «Орёл и решка» - украинская познавательная телепрограмма о путешествиях. Каждые выходные двое ведущих отправляются в различные города мира. У программы есть определенные правила для ведущих, это обосновывает два варианта путешествий (с ограниченными и неограниченными финансовыми возможностями). Жанр, в котором ведущие преподносят информацию телезрителям, можно отнести путевой очерк, так как это всегда целостное путешествие продолжительностью в два дня, поскольку зрители путешествуют вместе с ведущими. Информация излагается в виде рекомендации. Вид путешествия, к которому можно отнести сюжеты программы, это путешествия за новыми знаниями с целью развлечения, постижения новой культуры с элементами активного отдыха.

Определенная функция - вовлечь зрителя и заставить его сопереживать ведущим - реализуется через передачу чувств и эмоций ведущего, нетривиальной информации о культуре и традициях другой страны, событийность. Видеоряд обладает целесообразностью и единством (сюжетом). Он является документальным подтверждением путешествия и часто несет в себе значительную смысловую нагрузку.

В телевизионной передаче «Орёл и решка» ведущий - это всегда активный и любознательный человек, имеющий опыт выступления перед аудиторией, способный вербально и невербально передать свои чувства, эмоции, описать вкус блюда или свое состояние.

В трэвел-передаче обязательно есть герои, это отдельные жители, люди с живой душой, в которых воплощены лучшие черты национального характера.[2] Данный прием активно использовала популярная в 2000х годах трэвел-передача «Вокруг света».

Подводя итог, можно сказать, что современная трэвел-программа как наиболее яркое проявление трэвел-журналистики представляет собой гибрид жанров, содержащий элементы развлекательной и познавательной телепередачи. Трэвел-передача должна ориентироваться на массовую аудиторию, отличаться техническими характеристиками на высоком уровне (видеоряд, звукоряд, качество изображения и др.) и иметь в роли ведущего яркую личность. И самое главное, в основе трэвел-передачи должна лежать уникальная идея, которая прослеживается через все выпуски.

Таковой является передача «Орёл и решка». Эта передача несет развлекательную функцию, зритель отдыхает за просмотром, но в то же время он получает информацию о других странах и городах, о другой культуре. Передача рассчитана на массовую аудиторию, так как не затрагивает специфические темы, которые требовали бы определенную теоретическую базу для понимания сюжета. Технические характеристики

передачи отвечают запросам современного зрителя: качественное изображение, видеоряд и звукоряд не конфликтуют, органично дополняют друг друга. Ведущими выступают артисты и телеведущие, которые отличаются своей живой мимикой и эмоциональностью в разговоре. Уникальная идея отражается в названии телепередачи - жребий ведущих, кто будет тратить неограниченное количество денег, а у кого будет в кармане только 100$. Передача «Орёл и решка» обладает всеми вышеперечисленными характеристиками, что объясняет её высокие рейтинги просмотров.

Использованные источники:

1. Муха А.В., Федосеева Н.И. Содержательная и жанровая специфика трэвел -журналистики в зависимости от видов СМИ // Огарёв-Online. 2015. №19 (60) С. 4.

2. Редькина Т.Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. №4 С. 210-218.

3. Григорий Кубатьян. Жизнь в дороге: [Электронный ресурс]. 1999-2017. URL: http://kubatyan.blogspot.ru (Дата обращения: 19.11.2016).

4. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям: [Электронный ресурс]. 2010-2017. URL: http://www.fapmc.ru (Дата обращения: 24.11.2016).

УДК 323.14/323.23

Цыкин Д.Л. студент 2 курса магистратуры «Государственное и муниципальное управление» научный руководитель: Старцев Я.Ю., к.полит.н.

доцент

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург ОССОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЭКСТРЕМИЗМУ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация:

В статье рассматриваются факторы проявлений экстремизма на территории Свердловской области. Роль СМИ в формировании общественного мнения в сфере экстремизма. Формы и особенности межведомственного взаимодействия в противодействии экстремизму. Мероприятия по профилактике экстремизму.

Ключевые слова: Факторы экстремизма, СМИ, межведомственное взаимодействие, формы и мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.