Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н., Смирнова В. А.
СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ ЯВНОГО И НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматривается возможность применения педагогического сторителлинга - современной техники конструирования учебных задач в дисциплинах гуманитарного, естественно-научного и специального циклов в вузах МЧС России. Предложены основные сюжеты-конструкторы и приведены примеры их применения. Данную технику обучения рекомендуется применять для мотивации обучающихся, объяснения процесса или явления, выбора средств решения задач, моделирования проблемных ситуаций, пояснения порядка действий.
Ключевые слова: сторителлинг, методика преподавания, учебные задачи, педагогика высшей школы.
Одной из главных составляющих в сфере обучения специалистов в области пожарной безопасности является формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Однако при всей очевидности в необходимости формирования этой компетенции существует ряд проблем, характерных для современного высшего образования в России, препятствующих этому. Среди них такие как информационная перегруженность, неэффективное использование современных методов и технологий обучения, нарушение коммуникации между преподавателями, обучающимися и работодателями, отрыв теоретических знаний, полученных в вузах от практики. Решить эти проблемы призвана система новых педагогических техник, одной из которых является сторителлинг.
Изначально сторителлинг зарекомендовал себя как достаточно эффективное средство выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, то есть в области управления персоналом, в менеджменте. Цель данной статьи - показать возможность использования сторителлинга в педагогической сфере, выделить его особенности, рекомендовать основные сюжеты для включения их в методику преподавания дисциплин в высшей школе для создания учебных задач, для передачи явного и неявного знания.
Исследования в области когнитивной психологии показывают, что для непосредственного действия вероятнее всего будет ис-
пользована запоминающаяся информация, чем та, которая остаётся неосознанной и не извлекается из памяти [1-4]. Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, воспитания, наставничества, развития и мотивации.
Применение техники сторителлинга вызывает эмоциональный отклик у обучающихся, активизирует их познавательную активность, учебный процесс становится более привлекательным для слушателей, а учебная информация - более доступной, наглядной и запоминающейся.
Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, то есть может использоваться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.
Существует два основных вида педагогического сторителлинга.
1. Классический сторителлинг. Реальная (или придуманная) жизненная ситуация, рассказываемая преподавателем. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания (которое выражается вербально или существует в виде текста) [5, 6]. Преподаватель передаёт студентам конкретную учебную информацию (правила, теории, законы и пр.) в форме яркой запоминающейся истории.
2. Активный сторителлинг. Преподавателем задаётся «канва истории», определяются её цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Обучающиеся могут:
- создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;
- моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
- анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.
Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания (логически не оформляется и вербально
не выражается) [5, 6]. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков.
В реальной педагогической практике преподаватель может комбинировать виды сторителлинга. Данная техника - это не просто рассказывание историй, а повествование, имеющее определённый сюжет и задачи. Авторами были выделены пять сюжетов, применимые для создания педагогического сторителлинга.
1. Элементарный сюжет
Структура. Главный герой - Цель - Препятствия на пути к цели (проблемы) - Способ преодоления препятствий (средства) -Результат.
Описание. Классический сюжет, являющийся основой для всех остальных сюжетов.
Особенности. Использование положительных (отрицательных) героев; иерархия целей (в истории можно показать, как главный герой добивается не только основной цели, но и сопутствующих); выявление скрытых целей героя; выявление и классификация препятствий (какие, когда и всегда ли нужно с ними бороться); средства для борьбы с препятствием; результат и его анализ (цель достигнута, не достигнута, достигнута случайно, не полностью, изменение цели и пр.); связь результата и личности главного героя.
Цели использования. Мотивация студентов; наставничество; объяснение процесса или явления; выбор средств решения проблемы (задачи).
2. Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)»
Структура. Главный герой - Цель - Встреча с чудовищем - Чудовище опасней, чем герой ожидал - Борьба и победа над чудовищем - Достижение цели.
Описание. По сути для построения подобной истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный приём - изобразить проблему в виде монстра, чтобы после расправиться с ней. Его часто используют в литературе, кино и рекламе.
Особенности. Замкнутое пространство; определённая атмосфера и условия; накал страстей, драматизм ситуации; использование помощников-друзей для борьбы с чудовищем.
Цели использования. Мотивация и наставничество.
При конструировании истории важно не забывать о том, что герой должен быть близок аудитории. Например, слушатели могут:
- ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть и пр.)
- воспринимать героя как «себя в ближайшем будущем»;
- видеть в персонаже «идеального себя».
Так, обучающимся будет интересна история о молодом специалисте и проблемах, с которыми он сталкивается в повседневной практической деятельности (на собеседовании, работе и пр.). Данный сюжет рекомендуется использовать при обучении молодых преподавателей на занятиях по разбору и решению педагогических ситуаций и задач [7].
3. Сюжет «Из грязи в князи» («Синдром Золушки», «История успеха»)
Структура. Главный герой - Новая ситуация и условия, в которые герой попадает - Появление проблем (врагов — Действия героя (проявление его положительных качеств) -Помощь друзей - Счастливое решение проблем - Результат (окончательный переход на новый уровень).
Описание. Сюжет распространён в литературе, кинематографе. Основное в нём - перемещение героя в новые условия или на новый жизненный уровень. Был бедным - стал богатым, была некрасивой - стала красавицей. И ответ на вопрос: Как ему (ей) это удалось?
Особенности. Активное использование визуальных средств (презентация, майнд-мэп, инфографика, видеовставки и пр.) для усиления эффекта от истории; чёткие уровни «До» и «После»; наличие антигероев.
Цели использования. Мотивация; объяснение процесса; сравнение процессов и явлений; выбор средств решения задач; эволюция процесса.
Данный сюжет удобно использовать для иллюстрации эволюции того или иного процесса, явления. Например, на занятиях по дисциплинам «Деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», «Риторика» по темам: «Основы ораторского искусства», «Подготовка публичных выступлений», «Языковая личность: речевой портрет».
Преподаватель рассказывает слушателям историю из собственной преподавательской практики (классический сторителлинг). Как будучи молодым педагогом, он учился правильно выступать перед аудиторией, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, и к каким результатам он пришёл. О своих провалах преподаватель рассказывает
с юмором, что вызывает у аудитории дополнительный эмоциональный отклик.
После рассказа преподавателя обучающиеся разбирают теоретический материал по теме (термины, определения, правила публичного выступления и пр.). Далее для просмотра предлагается два видеоролика с выступлениями успешного современного политика, бизнесмена и т. д. Слушатели совместно с преподавателем анализируют предложенный материал (риторические и психологические приёмы, используемые оратором, стиль поведения) и формируют основные правила хорошего выступления.
В конце занятия преподаватель предлагает студентам самостоятельно составить речевой портрет известной личности (на выбор) и оформить ответ в виде истории.
4. Сюжет «Эффект бабочки» («День Сурка»)
Структура. Герой - Цель — Схемы действий героя и возврат к исходной точке - Результаты, в зависимости от действий героя - Выбор правильной стратегии действий (усвоение уроков, исправление ошибок) - Конечный позитивный результат.
Описание. Сюжет, активно используемый в современном кинематографе. Показывает, «что было бы, если бы...». Герой для достижения цели должен усвоить жизненные уроки и осознать правильную стратегию действий.
Особенности. Повторяющаяся реальность; различные сценарии и результаты; положительный герой с определёнными недостатками, которые ему предстоит преодолеть.
Цели использования. Сюжет применим для проведения работы над ошибками с обучающимися. В последнее время из процесса обучения почти полностью исчез такой способ закрепления материала как работа над ошибками. Именно реверсивность действия даёт максимальный результат в повышении уровня усвоения материала. Главная цель промежуточного контроля - в выявлении так называемых слабых мест при формировании знания. Психологически отметка за контрольную работу воспринимается обучающимися необратимым результатом, своеобразной завершающей точкой в определённом ряду действий. Возврат к причинам полученного результата (работа над ошибками) и акцентирование внимания на слабых, неточных или неверных представлениях, расчётах, выводах включает в работу дополнительные ресурсы процесса запоминания, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося по установлению причинно-следственных связей между дей-
ствиями и полученным результатом повышает вероятность дальнейшего недопущения подобных ошибок и правильного выбора решения.
Приведём пример из курса «Химии», предназначенного для курсантов, студентов и слушателей Академии ГПС МЧС. После проведения контрольной работы преподаватель выявила одну и ту же постоянно встречающуюся ошибку у обучающихся. Для них была придумана история, героем которой выбран молодой выпускник Академии, только что приступивший к службе.
Для усиления эффекта от истории текст был дополнен коротким видео «Взрыв магния в Сент-Луисе, США» и соответствующими изображениями. История была разбита на слайды (для удобства восприятия), которые озвучивались и комментировались преподавателем. Обучающиеся по ходу повествования вовлекались в процесс обсуждения.
История курсанта, допустившего роковую ошибку
Слайд 1. «Безнадёга!!!», - крутилось в голове. Это слово как нельзя точно описывало ситуацию. Краткая ёмкая производная от его фамилии Надёжин, прилипшая с первых дней службы. Так его прозвали подчиненные - взрослые, умудрённые нелёгким опытом «бывалые» люди. Они, видавшие виды профессионалы, сразу определили в нём, выпускнике Академии, молодом лейтенанте, спортсмена, недополучившего необходимого количества знаний для этой трудной работы. Каждый раз, заступая на дежурство, он стремился доказать этим строгим судьям, что они ошиблись, что он, главное, надёжный, ну а знания и опыт -дело наживное. И у него почти получилось, если бы не это утро.
Слайд 2 и видео. «Безнадёга!!!», - думал он, глядя на непрекращающиеся взрывы разгулявшейся стихии, выбитые стёкла зданий, искорёженные обломки техники и отъезжающую скорую помощь. Отчаяние душило. Осознание того, что случилось, медленно приходило, не оставляя надежды на счастливую карьеру. И что он скажет им - тем, кого отправил в это пекло, сможет ли вообще смотреть им в глаза?
Слайд 3. «Возгорание в промзоне, предположительно трейлер с магнием», вспомнилось сообщение по рации. - да разве можно было предположить, что банальный пожар на почти неработающем заводе закончится именно так.
Никто бы не смог ... или всё-таки смог. В голове обрывками всплывают какие-то фразы. лица. «Ааа.!!!», - и краска залила его бледное лицо.
- Я же знал. мне объясняли. Мы считали. Так давно-давно. ещё на первом курсе. тогда это казалось несущественной глупостью.»
Слайд 4. В памяти всплыл обрывок занятия... строгая подполковник Ионова в который раз делая ему замечание, произносит:
- Эх, Надёжин, одна надежда, что вам это в жизни действительно не пригодится.
Слайд 5 и видео с обратным отсчетом (5... 4. 3... 2. 1). Свет. Притуплённое чувство дежавю... Последняя парта. Преподаватель Ионова и курсант Лобанов у доски. Задача из сборника задач по химии, изданного в Академии ГПС МЧС.
Слайд 6. «Оцените возможность использования в качестве средства тушения пены на основе гало-генозамещённого пенообразователя на примере четырёххлористого углерода для тушения щелочных металлов на примере натрия. Ответ обоснуйте. Приведите примеры, какие средства допустимы для тушения подобных веществ. Основываясь на школьных знаниях предмета и представлениях о классификации и назначении средств тушения, предположите и обоснуйте.
Слайд 7 и обсуждение. «.ЧЕМ ВЫ БУДЕТЕ ТУШИТЬ ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ?»
Слайд 8.
- Водой! - курсант Лобанов.
- Почему? Обоснуйте! - подполковник Ионова.
- Её много, она дешёвая, текучая, с высокой теплоёмкостью, её легко подавать на большие расстояния, и ещё, вы же сами нам рассказывали, она работает по трём направлениям: охлаждение - разбавление - изоляция, то есть хороша со всех точек зрения.
- С точки зрения достоинств воды, как средства тушения, вы абсолютно правы, но.
Слайд 9 и обсуждение.
- .Выбирая способ тушения, каким принципом мы руководствуемся в первую очередь?!
Слайд 10 и обсуждение.
- Безопасностью! - ответ с первой парты.
- Правильно! А что мы подразумеваем под безопасностью в данной ситуации?
Слайд 11. Первое правило при выборе безопасного средства тушения - оно не должно вступать в химическое взаимодействие с тем, что мы тушим. Согласно расчёту, щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой и с пенообразователем на основе четырёххлористого углерода достаточно бурно, с выделением большого количества тепла, что может привести ко взрыву. Вывод: водой и четырех-хлористым углеродом тушить нельзя! Выбираем порошковые составы.
Слайд 12 и видео с обратным отсчетом. Новая, хорошо отглаженная форма, взгляд полный достоинства.
- Командир, - звучит голос старшего пожарного, - ну ты молодец!!! Всех поставил на место, как ты их лихо остановил от подачи воды. пусть знают наших!!! Мы - Надёжинцы - от слова надёжный!!!
После прочтения и обсуждения истории преподаватель раздал студентам задачи, в которых также были допущены ошибки и попросил их к следующему занятию придумать собственные истории с похожим сюжетом: «А что будет, если .».
История помогла курсантам не только отработать ошибку и закрепить правильный порядок действий, но и увидеть практическую пользу теоретических знаний. Задача из некой абстракции превратилась в реальную жизненную ситуацию.
5. Сюжет «Квест» («Детектив»)
Структура. Главный герой - Цель - Локации (точки квеста) - Решение определённых задач в каждой локации - Достижение мини-результатов - Достижение главной цели.
Описание. Герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи.
Особенности. Часто герою помогают друзья и коллеги, без которых ему не обойтись.
Цели использования. Моделирование проблемных ситуаций; решение различных аналитических задач; отработка навыков и умений; прояснение порядка действий.
Данный вариант сюжета подходит для активного сторителлинга. Слушатели либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию и выполняют определённые задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения [7].
Проиллюстрируем сюжет на примере истории-квеста из курса «Государственный пожарный надзор». При изменении условий истории её можно использовать при организации занятий по курсу «Пожарная безопасность технологических процессов», «Экономика в пожарной безопасности» и др.
История о любви
Это Иван - хороший простой парень. Он только что закончил Академию ГПС МЧС и работает в отделе надзорной деятельности. Иван недавно познакомился с красивой девушкой Алисой и сразу влюбился. Думал-думал Иван, как ему Алису завоевать, представлял себе в мечтах всякое: как из огня спасет или от хулиганов защит. Пришёл он со своей проблемой к подруге детства - Веронике. С детства они дружат, всё друг про друга знают. Та и говорит: «А знаешь, я тебя научу уму-разуму. Сначала тебе нужно папу её завоевать...».
К счастью, представился Ивану подходящий случай. Сидели они с Алисой у неё на кухне, чай пили, болтали. Папа её к ним присоединился. Строгий такой, крупный мужчина с сединою на висках. Пётр Фёдорович, бизнесмен средней руки, владел складами. Видно было, что озабочен он проблемой какой-то и хочет поделиться. Оказалось, что решил он открыть склад бутилированной воды: «Представляете, столкнулся с парадоксальной вещью. Столько лет занимаюсь складскими помещениями и не знал, что на складе с бутилированной водой нужна система пожаротушения. А как тут выбрать, я же в этом не разбираюсь, разницы не понимаю. Ну, решил сам в нормы заглянуть, почитал, да так и не понял, что зачем нужно и в чём разница. Как сделать так, чтоб требования соблюсти? Ну, категорию склада я сам определил, в соответствии с требованиями и методикой СП 12. Категория получилась В2. А дальше-то?»
Задача 1. Определите, правильно ли рассчитал категорию склада бизнесмен? Не нарушил ли нормы хранения (размещения).
Сомнения в необходимости установления системы пожаротушения на данном объекте не давали Петру Фёдоровичу покоя, и он попросил помощи у Ивана. А Иван в ту пору готовился к получению допуска на осуществление самостоятельных проверок. Ему предстоял зачёт на знание нормативных актов -федеральных законов и сводов правил.
Иван сделал подборку норм, обязывающих оборудовать данное складское помещение системой пожаротушения. Он что-то читал про дренчерную и спринклерную установки пожаротушения. Но о предназначении систем там не было ни слова, о существенных различиях данных установок сказано мало, а разобраться в специфике, понятное дело, может только человек со специальными знаниями. Вернувшись в отдел, Иван быстренько засел за Свод правил 5.13.130.2009. Ничего не найдя, Иван обратился за разъяснением к своему наставнику, Никанору Леонидовичу.
Никанор Леонидович, строго посмотрев на новичка, сказал ему, чтоб тот читал документ внимательнее. Ничего не оставалось как идти ломать голову дальше.
Задача 2. Найдите нормы, регламентирующие данное мероприятие.
Тут Иван решил сопоставить термины, приведённые в Своде, с определениями ГОСТа, на который данный документ ссылается. Каково было удивление, когда он обнаружил схожесть этих документов, только в ГОСТе определения были более развернутыми, не комбинировались в попытке сократить количество терминов. При дальнейшем изучении Свода правил молодой специалист наткнулся на пункт, в котором приведены типы водных и пенных АПУ (п. 513). А в следующем пункте были приведены параметры установок, но только для спринклерных систем. Соответственно, пункт 514 делал невозможным применение таблиц 5.1-5.3 для всех систем тушения, кроме спринклерных.
Задача 3. Как решить данную неувязку, неточность в документах? К каким последствиям она может привести?
Разобравшись в ситуации, Иван посоветовал бизнесмену обратиться к проектировщикам системы и поинтересоваться, каким образом они ликвидировали данную неточность и какими таблицами они пользуются для обоснования выбора системы пожаротушения, нормативных расходов и т. д.
Задача 4. Определите группу помещения, к которой относится данный склад? На что может повлиять Ваш выбор или выбор проектировщика? (Приложение Б. Свод правил 5.13.130)
Если расчёты будут выполнены неверно, это приведёт к невыполнению функций системы пожаротушения и увеличению ущерба от пожара.
Задача 5. Какие ещё особенности и нюансы системы пожаротушения необходимо учесть?
Наличие такого количества нюансов испугало Петра Фёдоровича: не думал он, что всё будет так непросто, и начал было жалеть о том, что решил расширить бизнес, но деньги были уже вложены, да и отступать он не привык. На радость ему, Иван рассказал о других вариантах разрешения данной проблемы.
Задача 6. Какие действия может предпринять собственник для отступления от данных требований?
Поначалу Иван был счастлив, что помог разобраться в непростой ситуации, свои знания, но тут он представил себя на месте инспектора, осуществляющего проверку данного объекта, и сам себе задал вопрос: «А стал бы я наказывать собственника, если бы система пожаротушения не была выполнена?».
Задача 7. Может ли инспектор, осуществляющий контроль за данным объектом, не наказывать собственника за невыполнение данных требований?
В специализированных видах практик, таких как надзорная деятельность, где теоретические основы тесно связаны со спецификой работы, создание подобных историй должно соответствовать высокому уровню креативности и крепкой связки явного и неявного компонента в структуре текста. Для успешного процесса научения необходимо наличие условий, облегчающих процесс трансляции и распространения явного и неявного профессионального знания.
В качестве вывода отметим, что, используя сторителлинг в обучении, нужно всегда помнить о конечной педагогической цели. Главная задача - не поразить слушателей, а научить их чему-либо, поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет «подчинительную» роль. Истории хорошо показывают, как теория работает в жизни и связывают все компоненты воедино (теорию, примеры, объяснение), обеспечивают контекст.
Преподаватель должен импровизировать, исходя из собственных задач: смешивать сюжеты, использовать только часть элементов или же предложить что-то свое, совершенно новое.
ЛИТЕРАТУРА
1. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
2. Айзенк М, Брайнт. П. Психология: комплексный поход. - Мн.: Новое знание, 2002. - 832 с.
3. Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Личность, теории, упражнения, эксперименты. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 704 с.
4. Жорняк Е. С. Нарративная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - № 4. Режим доступа: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2678
5. Болбаков Р. Г. Отношения между явными и неявными знаниями // Перспективы науки и образования. - 2015. -№ 1 (13). - С. 10-16.
6. Губанова О. Е. Неявные знания: сущность и виды // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. С. 253-256.
7. Ермолаева Ж. Е, Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 6. - С. 128-137.
Ermolaeva Zh., Lapukhova O., Gerasimova I., Smirnova V.
STORYTELLING AS A PEDAGOGICAL TECHNIQUE TO TRANSFER EXPLICIT AND IMPLICIT KNOWLEDGE AT A HIGHER SCHOOL
ABSTRACT
Purpose. The article examines the possibility of applying pedagogical storytelling - modern technique for teaching tasks development for the humanities, natural science and special disciplines.
Methods. The basic methods used in this study are those of a pedagogical experiment approach, students' activity products studying and pedagogical modeling.
Findings. Storytelling has proved itself as an effective technique for teaching tasks creation for the humanities and special disciplines during seminars and practical classes both on-line and off-line. The basic plot builders are offered and the examples of their application are provided.
Research application field. The plot builders given in the article are recommended to be used in
teaching practice at the lessons to transfer explicit and implicit knowledge.
Conclusions. Applying storytelling in a higher school, it is necessary to remember about learning activity as a final pedagogical goal. Therefore, in pedagogical storytelling it is a story itself that plays a "subordinating" role. Storytelling has been effectively used for students' motivation, supervision, explaining a process or a phenomenon, problem solving means choice, modeling problem situations and explaining the sequence of activities.
Key words: storytelling, teaching methods, teaching tasks, higher school pedagogics.
REFERENCES
1. Solso R.L. Kognitivnaia psikhologiia [Cognitive psychology]. Moscow, Trivola Publ., 1996.
2. Aizenk M., Braint. P. Psikhologiia: kompleksnyi pokhod. [Psychology: an integrated approach]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2002, 832 p.
3. Freidzher R., Freidimen Dzh. Lichnost', teorii, uprazhneniia, eksperimenty [Personality, theory, exercises, experiments]. St. Petersburg, Praim-Evroznak Publ., 2008, 704 p.
4. Zhorniak E.S. Narrative psychotherapy. Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza, 2005, no. 4, available at: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2678
5. Bolbakov R. G. The relationship between explicit and implicit knowledge. Perspektivy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 1 (13), pp.10-16. (in Russ.).
6. Gubanova O.E. Tacit knowledge: essence and types. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2010, no. 4, pp. 253-256. (in Russ.).
7. Ermolaeva Zh.E., Lapukhova O.V. Storytelling as a pedagogical technique of training tasks designingat the University. Periodic scientific and methodological e-journal "Koncepf, 2016, no. 6, pp. 128-137. (in Russ.).
Zhannetta Ermolaeva
Oksana Lapukhova iRiNA GERASiMOVA VALENTiNA SMiRNOVA
Candidate of Philological Sciences
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Training and Consulting Center "Olimp", Moscow, Russia
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia