Научная статья на тему 'Столетняя модификация Российского государства с позиций государствоведения: сущность, содержание, форма'

Столетняя модификация Российского государства с позиций государствоведения: сущность, содержание, форма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМА / РУБЕЖИ МОДИФИКАЦИИ / RUSSIAN STATE / ESSENCE / CONTENT FORM / FRONTIERS OF MODIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чиркин Вениамин Евгеньевич

Первым крупным правовым рубежом в изменении сущности Российского, по большей части феодального, государства был Манифест Александра II от 19 февраля (3 марта) 1861 г. об отмене крепостного права, вторым Русская революция 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. Было создано законосовещательное учреждение Государственная Дума. В российской буржуазно-демократической революции 1905 г. в отличие от подобных революций на Западе активно выступали группировки с социалистическими лозунгами, но крупные феодальные элементы в сущности и содержании государства сохранились, а в политическом строе и форме государства по-прежнему доминировали. При сохранении в основном прежней сущности государства изменения в его содержание и форму были внесены Февральской революцией 1917 г. В условиях безвластия (монарх отрекся от престола, наследники отказались) по соглашению Временного комитета Государственной Думы и Исполнительного комитета созданного «снизу» Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство как орган законодательной и исполнительной власти. На деле в течение нескольких месяцев существовало фактически государственное двоевластие. Своим постановлением Временное правительство изменило форму правления в России: государство стало республикой. Последовавшая Октябрьская революция 1917 г. имела тоталитарно-социалистический характер, коренным образом изменив сущность, содержание и форму Российского государства. Было создано социалистическое по типу и тоталитарно-социалистическое по содержанию государство в заявленной форме республики Советов (сначала РСФСР, затем СССР). На деле Советы были инструментом власти коммунистической партии, которая согласно конституциям навечно была провозглашена руководящей партией. Антитоталитарная революция после распада СССР в 1991 г. изменила сущность, содержание и форму Российского государства. Однако для достижения подлинного социализма время, видимо, еще не пришло. Для этого нужны объективные данные: более высокоразвитые производительные силы (включая науку), иное общество, другие способы распределения общественного продукта и, главное, иной человек. На данном этапе развития цивилизации более развитым общественным строем, очевидно, является социально-демократический капитализм с некоторыми элементами социализма в форме демократической республики, которая включает прежние и новые институты непосредственной народной демократии, обеспечиваемые современным развитием науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Century оf Modification of the Russian State from the Standpoint of Science of State: the Essence, the Contents, the Form

The first major legal entity changes in Russia's largely feudal state was the Imperial manifesto of 1861 abolishing serfdom, the second is the 1905 revolution and the basic laws of 1906: State Duma as the body partly similar to Parliament was created. In the Russian bourgeois-democratic revolution of 1905, in contrast to similar revolutions in the West, actively argued with Socialist grouping slogans, but large feudal elements in essence and content of state survived, and in political system and the form of the state were dominated. While maintaining basically the former essence changes in the content and form of the Russian State were introduced by the February revolution, 1917. When in the midst of anarchy (monarch abdicated, heirs refused) 2 (15) March 1917 by the agreement between the Temporary Committee of the State Duma and the Executive Committee of the newly created from "bottom" of the Petrograd workers and soldiers deputies soviet established a Provisional Government, as an body of legislative and executive powers. In fact, within a few months there were the actual state of dual state power. By its ruling the provisional Government changed the form of governing in Russia. The state became a Republic. The ensuing revolution 25 October (7 November) 1917 was totalitarian-socialist nature. It has fundamentally changed the essence, content and form of the Russian state. A socialist type, a totalitarian-socialist state was created in the declared form of the reрublic of Soviets (first the RSFSR, then the USSR). In fact, the Soviets were a tool of the power of the Communist Party, which according to the Constitutions was forever proclaimed a leading party, became bodies, party-state nomenclature, the Antitotalitarian revolution at the turn of the 1980s-1990s. After the collapse in 1991 USSR changed the essence, content and form of the Russian state. But for genuine socialism time apparently did not come, though it should be pursued. This requires objective data: much more highly developed productive forces (including science), another society, other methods of distribution of the social product and, more importantly, other persons (men and women). Apparently at this stage of development of the mankind the possible more developed social systems is a social-democratic capitalism, with some elements of socialism in the form of a Democratic Republic, which includes the old and new institutions of direct popular democracy, provided by the modern development of science and technology.

Текст научной работы на тему «Столетняя модификация Российского государства с позиций государствоведения: сущность, содержание, форма»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

Столетняя модификация Российского государства с позиций государствоведения: сущность, содержание, форма

ЧИРКИН Вениамин Евгеньевич, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: vechirkin@yandex.ru

Первым крупным правовым рубежом в изменении сущности Российского, по большей части феодального, государства был Манифест Александра II от 19 февраля (3 марта) 1861 г. об отмене крепостного права, вторым — Русская революция 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г Было создано законосовещательное учреждение — Государственная Дума. В российской буржуазно-демократической революции 1905 г. в отличие от подобных революций на Западе активно выступали группировки с социалистическими лозунгами, но крупные феодальные элементы в сущности и содержании государства сохранились, а в политическом строе и форме государства по-прежнему доминировали. При сохранении в основном прежней сущности государства изменения в его содержание и форму были внесены Февральской революцией 1917 г. В условиях безвластия (монарх отрекся от престола, наследники отказались) по соглашению Временного комитета Государственной Думы и Исполнительного комитета созданного «снизу» Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство как орган законодательной и исполнительной власти. На деле в течение нескольких месяцев существовало фактически государственное двоевластие. Своим постановлением Временное правительство изменило форму правления в России: государство стало республикой. Последовавшая Октябрьская революция 1917 г. имела тоталитарно-социалистический характер, коренным образом изменив сущность, содержание и форму Российского государства. Было создано социалистическое по типу и тоталитарно-социалистическое по содержанию государство в заявленной форме республики Советов (сначала РСФСР, затем СССР). На деле Советы были инструментом власти коммунистической партии, которая согласно конституциям навечно была провозглашена руководящей партией. Антитоталитарная революция после распада СССР в 1991 г. изменила сущность, содержание и форму Российского государства.

Однако для достижения подлинного социализма время, видимо, еще не пришло. Для этого нужны объективные данные: более высокоразвитые производительные силы (включая науку), иное общество, другие способы распределения общественного продукта и, главное, иной человек. На данном этапе развития цивилизации более развитым общественным строем, очевидно, является социально-демократический капитализм с некоторыми элементами социализма в форме демократической республики, которая включает прежние и новые институты непосредственной народной демократии, обеспечиваемые современным развитием науки и техники.

Ключевые слова: Российское государство, сущность, содержание, форма, рубежи модификации.

A Century оf Modification of the Russian State from the Standpoint of Science of State: the Essence, the Contents, the Form

V. E. CHIRKIN, chief research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor, honored scientist of the Russian Federation, honored lawyer of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: vechirkin@yandex.ru

The first major legal entity changes in Russia's largely feudal state was the Imperial manifesto of 1861 abolishing serfdom, the second is the 1905 revolution and the basic laws of 1906: State Duma as the body partly similar to Parliament was created. In the Russian bourgeois-democratic revolution of 1905, in contrast to similar revolutions in the West, actively argued with Socialist grouping slogans, but large feudal elements in essence and content of state survived, and in political system and the form of the state were dominated. While maintaining basically the former essence changes in the content and form of the Russian State were introduced by the February revolution, 1917. When in the midst of anarchy (monarch abdicated, heirs refused) 2 (15) March 1917 by the agreement between the Temporary Committee of the State Duma and the Executive Committee of the newly created from "bottom" of the Petrograd workers and soldiers deputies soviet established a Provisional Government, as an body of legislative and executive powers. In fact, within a few months there were the actual state of dual state power. By its ruling the provisional Government changed the form of governing in Russia. The state became a Republic. The ensuing revolution 25 October (7 November) 1917 was totalitarian-socialist nature. It has fundamentally changed the essence, content and form of the Russian state. A socialist type, a totalitarian-socialist state was created in the declared form of the ^ub^ of Soviets (first the RSFSR, then the USSR). In fact, the Soviets were a tool of the power of the Communist Party, which according to the Constitutions was forever proclaimed a leading party, became bodies, partystate nomenclature, the Antitotalitarian revolution at the turn of the 1980s-1990s. After the collapse in 1991 USSR changed the essence, content and form of the Russian state.

But for genuine socialism time apparently did not come, though it should be pursued. This requires objective data: much more highly developed productive forces (including science), another society, other methods of distribution of the social product and, more importantly, other persons (men and women). Apparently at this stage of development of the mankind the possible more developed social systems is a social-democratic capitalism, with some elements of socialism in the form of a Democratic Republic, which includes the old and new institutions of direct popular democracy, provided by the modern development of science and technology.

Keywords: the Russian State, essence, content form, frontiers of modification.

DOI: 10.12737/article_5a2005016b63f7.29771028

События Октября 1917 г. связаны бежом здесь была отмена крепост-

с тысячелетним развитием Россий- ного права Манифестом монарха в

ского государства, и на них в той или 1861 г., вторым — Русская револю-

иной мере отразились разные по- ция 1905 г., в которой участвовали

следствия такого развития. группировки с социалистическими

Сущность, содержание и фор- требованиями) и Основные государ-

мы Российского государства в тече- ственные законы 1906 г., тоже при-

ние многих веков изменялись суще- нятые от имени монарха. Но в со-

ственно, иногда коренным образом. держании государства сохранялись

Из раннефеодального по сущности, феодальные элементы, по форме

содержанию и форме (раздроблен- оно длительное время (юридически

ная великокняжеская монархия) до сентября 1917 г.) оставалось абсо-

государство превратилось в свое- лютной монархией с императорской

образное феодальное и позднефео- властью. Частично содержание и

дальное, а затем переросло в ка- форма полностью изменились в ре-

питалистическое (буржуазное) (на зультате Февральской революции

наш взгляд, первым правовым ру- 1917 г., но кардинально они были из-

менены в итоге Октябрьской революции 1917 г., а затем после нового витка социальных революций — антитоталитарной демократической революцией в конце 1980-х—начале 1990-х гг.

Первые княжеские акты об основах государственного строя (если были такие письменные формы) до нас не дошли, но с XI в. действовала Русская правда (в краткой редакции), составленная, видимо, новгородским, затем киевским Великим князем Ярославом Мудрым (ок. 978—1054). Она наряду с другими вопросами содержала некоторые социальные и иные положения, а также нормы, относящиеся к власти, которые мы теперь отнесли бы к нормам конституционного характера, сформулированным в своеобразной форме. В дальнейшем основными правовыми документами, регулировавшими общественный и государственный строй России, основы правового статуса человека (в том числе феодальную крепостную зависимость крестьян), были указы или иные акты монархов, издававшиеся от их имени, без ссылок на какие-либо совещательные органы. Они закрепляли унитарную централизованную монархию, хотя Польша, Финляндия, некоторые районы Прибалтики имели элементы автономии. Своеобразным было положение Хивы и Бухары, находящихся под протекторатом Российского государства или в персональных вассальных отношениях с российским царем.

Крупные изменения в сущность Российского государства внес Манифест Александра II от 19 февраля (3 марта) 1861 г. об упразднении крепостной зависимости крестьян1 (это было правовое признание государства капиталистическим по сущности с феодальными элементами в содержании), а изменения в содержа-

1 См.: Российское законодательство X— XX вв.: в 9 т. Т. 7: Документы крестьянской реформы / отв. ред. О. И. Чистяков. М., 1989.

ние и форму внесли Русская революция 1905 г., Манифест Николая II от 17 (30) октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка и Основные государственные законы 1906 г. Они несколько иначе регулировали основы политической системы (но не экономической и социальной систем) и права верноподданных (термин «граждане» не использовался). Манифест 1905 г. даровал «населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»2 (детальных положений в нем не было, некоторые содержались в Основных государственных законах, иных актах). Были разрешены (не все) и появились политические партии, в 1906 г. «подданным» избран новый орган, отчасти подобный парламенту, — Государственная дума (право избирать было очень ограниченным, а выборы проводились по неравной куриальной системе с заранее фиксированным числом депутатов от разных социальных групп населения независимо от численности их избирателей).

Государственная дума была лишь законосовещательным, а не решающим органом государства. Хотя ст. 7 Основных государственных законов устанавливала, что «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом (он состоял из назначенных царем лиц. — В. Ч.) и Государственною думой», в ст. 8 говорилось, что законодательная инициатива по вопросам основных государственных законов принадлежит только царю, а ст. 9 гласила: «Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения»3.

Поэтому возвращение к такому названию нижней палаты россий-

2 Ведомости. 1905. № 221. 18 окт.

3 Свод законов Российской империи: сводный текст за 1832—1917 гг. СПб., 2007.

ского парламента по Конституции 1993 г. («Государственная Дума») является, на наш взгляд, не лучшим вариантом. В 1906—1917 гг. это была «ущербная» нижняя палата парламента (если верхней считать Государственный совет). На такой выбор названия, видимо, повлияла некоторая идеализация отдельными авторами действительно быстро развивавшейся в 1913 г. экономики России. Однако нужно учитывать условия такого развития (в частности, три четверти населения страны были неграмотны, существовало помещичье землевладение, еще не совсем исчезла сельская община крестьян, осложнявшая свободное развитие, имела место отсталость во многих отраслях промышленности), половинчатый характер создаваемых в 1906 г. учреждений и то, что они появились не по воле правящих, а в результате революционных событий.

Некоторые изменения в содержание и коренные — в форму правления Российского государства внесла Февральская революция 1917 г. Сначала царь отрекся от престола, но сохранить монархию не удалось (наследники отказывались, были и иные причины). 2 (15) марта 1917 г. по соглашению между Временным комитетом Государственной думы и Исполкомом созданного «снизу» Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство как орган законодательной и исполнительной власти. На деле в течение нескольких месяцев существовало фактическое двоевластие разных по социальному содержанию властей: Временного правительства и Петроградского совета в центре и на иных уровнях, в том числе на предприятиях, в воинских частях. Их постановления выполнялись, они действовали фактически как власть.

19 августа (1 сентября) 1917 г. постановлением Временного правительства Россия вместо монархии была провозглашена республи-

кой4. Сущность государства не была изменена. Оно оставалось капиталистическим. Изменились его содержание, ослабились феодальные элементы власти, но главное — помещичье землевладение, хотя и в распадавшемся виде, сохранилось. Сначала имела место (не надолго) определенная демократизация режима. Форма государственно-территориального устройства юридически не изменилась, но фактически начался территориальный разброд.

Через несколько месяцев последовала Октябрьская революция 1917 г. Есть разные мнения о ее характере. Часто говорят, что это было продолжение Февральской революции 1917 г., иногда ее называют большевистским заговором. Однако, если даже не обращаться к многочисленным документам того периода (прежде всего к известным декретам Октября, в том числе о власти советов, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3 (16) января 1918 г. и др.), а лишь ознакомиться с художественной литературой о тех событиях (например, третий и четвертый тома романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова), то очевидно, что это была революция нового типа — социалистическая революция с участием «низов» общества в ее тоталитарной форме, которая привела к созданию принципиально нового по сущности, содержанию и форме Российского государства.

Это очевидно и давно установлено наукой (в том числе признано наукой западных стран5), и вряд ли нужно

4 См.: Россия (1917, февраль—октябрь). Законы и постановления. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1—2. Пг., 1917—1918.

5 Известный французский конституционалист П. Жерар писал: советский опыт «мог бы привести к созданию новой конституционной модели, опирающейся на принципы, фундаментально отличные от западных принципов конституционного права», но не привел, а положения советских кон-

отказываться от этого вывода теперь. Однако был создан не тот социализм, о котором много веков (часто не используя слова «социализм» или «коммунизм») мечтали лучшие умы человечества. В результате Октябрьской революции 1917 г. в России было создано социалистическое государство по типу, тоталитарно-социалистическое по содержанию (с названием «диктатура пролетариата») в заявленной форме республики Советов6. На деле советы утратили прежние положительные качества (у них были в 1917 г. и отдельные отрицательные) и стали исполнителями воли единственной коммунистической партии, которая навсегда была объявлена советскими конституциями руководящей силой, направляющей все общественное развитие. Приход к власти иной партии был исключен (по косвенным формулировкам ст. 126 можно понять, что Конституция СССР 1936 г. в принципе не запрещала создавать и другие партии, но на практике такие попытки жестко наказывались в уголовном порядке).

Позже в мире появились другие социалистические страны — «народные республики» (Албания, Болгария, Венгрия и др.), которые рассматривались первоначально как иная, народно-демократическая форма диктатуры пролетариата, но после принятия Конституции СССР 1977 г. (как уже говорилось, она включила положение об общенародном государстве) термин «диктатура пролетариата» тоже перестал в них применяться (правда, он содержится в преамбуле Конституции Китая 1982 г.).

ституций стали только декорацией, «потемкинскими деревнями» (позже историки выяснили, что таковых не было). См.: Gérard P. Les specifités constitutionnelles Russes // L'état et le droit d'est en oust. Mélanges offerts au professeur Michel Lesage. P., 2006. P. 27.

6 Позже Конституция СССР 1977 г. исхо-

дила из тезиса о прекращении диктатуры пролетариата и охарактеризовала советское государство как общенародное.

В конституциях других социалистических стран, в том числе в Конституции Социалистической Республики Вьетнам 2013 г., его нет7.

Теперь многие сохранившиеся страны тоталитарного социализма отказываются от некоторых ортодоксальных форм социализма, которые были в СССР и других социалистических странах до рубежа конца 1980-х — начала 1990-х гг. Правда, изменения видны главным образом в сфере экономики. Признается рыночное, но социалистическое хозяйство. Важное значение придается частной собственности, в конституции включены положения о власти народа, иногда говорится о диктатуре народной демократии (КНДР), демократической диктатуре народа (ст. 1 Конституции Китая, но опять-таки о власти рабочих и крестьян или рабочих крестьян и интеллигенции). В конституциях признаны естественные права человека (ранее говорилось только о правах граждан, дарованных социалистическим государством). Видимо, появляется нечто новое в содержании государства тоталитарного социализма, но его политические характеристики (навсегда установленная руководящая роль коммунистической партии, недопущение оппозиции, система органов типа советов, повышенная роль исполнительной власти, низкая роль судебных учреждений, элементы авторитарного режима) сохраняются.

За семь десятилетий тоталитарного социализма в России (как союзной республики в составе СССР) были достигнуты немалые успехи. Страна стала могучей промышленной державой (СССР занимал вто-

7 В результате большого влияния социалистических идей и практики в условиях распада колониальной системы Азии, Африки, Латинской Америки возникли более 15 государств, заявлявших о социалистической ориентации. Последние из них прекратили существование на рубеже кон-ца1980-х — начала 1990-х гг. в связи с крахом социалистической системы государств.

рое место в мире по объему производства после США, царская Россия была на пятом), путем использования излишней и низкооплачиваемой рабочей силы была ликвидирована безработица, получили развитие отдаленные регионы (нередко жизненный уровень там был выше, чем в центральных областях), окрепли национальные отношения на всех уровнях, существовало государственное (бесплатное) образование (на вузовскую стипендию студент мог прожить), функционировало государственное медицинское обслуживание (хотя не очень качественное), новое развитие получили наука и культура, многим категориям граждан жилье предоставлялось бесплатно, сложились новые принципы дружбы народов, интернационализма, уважения к трудящемуся человеку (труд как обязанность и дело чести каждого способного к труду, принцип распределения общественного продукта по труду), провозглашены верные моральные принципы (хотя речь шла о строителях утопического коммунизма).

Однако несмотря на некоторую демократизацию конституционного права (она началась в 1930-е гг., получила выражение в Конституции СССР 1936 г., в дальнейшем — в Конституции 1977 г.), конституционно-правовые институты по-прежнему оформляли правление партийно-государственной номенклатуры, фактически единой в партийных и государственных органах. Естественные права человека конституциями не признавались (признавались права гражданина) и системно нарушались. Имели место массовые репрессии, распространявшиеся на миллионы человек (российские авторы называют число более 4 млн репрессированных, американские исследователи говорят о 100 млн пострадавших). Инакомыслящие (диссиденты) подвергались травле, над ними устраивались судебные процессы, их лишали гражданства и насильственно высылали из страны, помещали в

психиатрические лечебницы. Из-за отсутствия экономических стимулов, деградации сельского хозяйства, неэффективного управления, гонки вооружений, навязанной Западом, которая разоряла государство, страна все более отставала от развитых европейских стран. В экономике сложилось состояние стагнации.

Назрели и другие условия для перехода к новой системе общественных отношений. Изменения были начаты реформами «сверху», получившими название горбачевской перестройки (М. С. Горбачев — Генеральный секретарь ЦК КПСС в то время), в частности, была выдвинута новая ориентация на «социализм с человеческим лицом». Перестройка не удалась, а жизнь в стране все ухудшалась. В результате свершилась антитоталитарная демократическая революция, одержавшая политическую победу в октябре 1993 г. (сосредоточение власти в руках сторонников нового курса развития России) и окончательно 12 декабря 1993 г. (принятие новой Конституции). После распада СССР в 1991 г. Россия стала самостоятельным суверенным государством (в Конституции СССР 1977 г. союзные республики, включая Россию, назывались суверенными гоударствами, но этого не было и не могло быть, поскольку на одной государственной территории множественности государственных суверенитетов не бывает). Теперь мы имеем новое по сущности, содержанию и форме суверенное Российское государство, при этом оно сохраняет и не может не сохранять элементы преемственности, но все-таки это качественно новое явление.

Переход к новому строю, как это всегда бывало в истории, повлек упадок и даже разрушение ряда отраслей народного хозяйства, рост преступности, коррупции, бюрократии чиновников, появление на фоне обнищания населения «новых русских», ставших за несколько лет долларовыми миллиардера-

ми и прячущих теперь свои капиталы за рубежом (преимущественно в офшорах)8. Возникли или обострились национальные противоречия, участились случаи правонарушений со стороны некоторых «слуг народа» (сегодня об этом свидетельствуют судебные процессы) и т. д.

Вместе с тем нельзя не видеть того нового в общественном, политическом, государственном развитии, в конституционном регулировании, которое ассоциируется с современными сдвигами и с будущим: ликвидация огосударствления экономической жизни; свобода политической деятельности; упразднение принудительной идеологизации жизни общества и человека; свобода экономической деятельности; обладание собственностью, избавляющее человека от постоянного иждивенчества и зависимости от власти; ликвидация гнетущего дефицита товаров и услуг, духовная свобода, признание прав человека и регулируемой рыночной экономики, принципы демократического, социального, правового, светского государства и т. д. В Конституции РФ говорится о демократическом, социальном, правовом и светском государстве. Это частично сущее и в основном должное, цель развития. В России существует частично демократическое государство (чрезмерно велика роль исполнительной власти, чиновничества, слаб на всех уровнях контроль представительных органов, существуют авторитарные элементы власти).

8 Американские исследователи подсчитали, что российские богачи хранят в офшорах активы на сумму примерно 62 трлн руб. Эта сумма составляет 75% валового национального дохода страны, а 1% богатых россиян получают до 25% национального дохода. Объемы офшоров россиян превышают в три раза уровень валютных резервов страны. Это по размерам равно совокупным активам внутри России. См.: Novokmet F, Piketty Th, Zuc-man G. From Soviets to Oligarchs: Inequality and Property in Russia, 1905—2016 // Working Paper. Cambridge (M.). April 2017. P. 49—50.

Российское государство — частично социальное, но официально установленный МРОТ здесь ниже прожиточного минимума. По официальным данным Росстата, в России насчитывается 20,3 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума, т. е. 13,9% россиян живут за чертой бедности9, которая в нашей стране, например, втрое ниже, чем в Польше (в наиболее благополучных в этом отношении странах (Бельгия, Люксембург, Нидерланды и др.) такая разница составляет 10 раз). К тому же члены Правительства РФ заявляют, что на деле уровень бедности, в том числе «бедности работающего человека», в России выше, чем показывает официальная статистика. Разрыв в доходах 10% наиболее бедных и 10% самых богатых по официальной статистике составляет 15 раз (по исследованиям некоторых экономистов гораздо больше). В странах Западной Европы такой разрыв составляет 6—7 раз, в Скандинавии — 3—4.

Российское государство — частично правовое. Правонарушения (в том числе преступления) бывают во всех государствах. Эти показатели важны, но есть и иные индикаторы правового государства: реальное верховенство права (прежде всего конституции), подконтрольность органов исполнительной власти, служебная, а не командная роль чиновников, неоспоримое значение суда, неукоснительное исполнение правовых актов и решений судов и др. Между тем Конституционный Суд РФ особо отмечает, что некоторые его решения годами не выполняются иными органами государства. Администрация Президента РФ также сообщает, что не исполняются отдельные указы Президента РФ. Низка роль суда: его решения (особенно на местах) не реализовываются, применяется телефонное право, занимающие высокие посты дожностные лица иногда

9 URL: http://www.rbc.ru/society/16/12/ 2016/5853c6499a79474a8051a8e6 (дата обращения: 25.09.2017).

уходят от ответа, судебные процессы, если в них, в частности, замешаны силовые структуры, длятся годами, а информация о них почти не дается.

С конституционным положением о светском государстве, видимо, особых проблем нет. Свобода разных религий и атеизма обеспечена (суды запрещают только тоталитарные секты, наносящие ущерб имуществу и здоровью граждан).

Проблема сущности и содержания современного Российского государства мало исследовалась государ-ствоведческой наукой (форма изучена достаточно). Неясности существуют и в общественном мнении. Опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения, обычно касались формы правления (монархии, республики), но иногда большинство опрошенных граждан называли Российское государство олигархическим, некоторые общественные деятели говорят о государственном капитализме, о том, что доступ к собственности и благам в России дает власть.

Видимо, следует признать, что Российское государство развивается по капиталистическому пути, но со своими особенностями. Это капиталистическое государство среднего уровня капиталистического развития со средним уровнем демократических, социальных и правовых основ в содержании власти и с повышенной ролью исполнительной власти10, суще-

10 Нередко представительные органы, начиная с парламента, сами не используют своих полномочий, отриентируясь на исполнительную власть.

ствующее в государственной форме централизованной федерации, пре-зидентско-парламентарной республики с элементами авторитаризма в государственном режиме.

Тоталитарный социализм рухнул, но для подлинного социализма время, видимо, не пришло. Для этого нужны не только теоретические выкладки и записанные конституционные принципы, а прежде всего объективные условия: более высокоразвитые производительные силы (включая науку), иное общество, другие способы распределения общественного продукта и, главное, иной человек. Последнему во всех концепциях социализма уделялось мало внимания. В октябре 1917 г. считалось, что «трудящиеся» (рабочие и крестьяне) сами по себе социалисты и установят такой строй. Этого не случилось. Марксизм переоценил человека. Для подлинного социализма наряду с развитием производительных сил и общества человек тоже должен воспитываться, в том числе мерами государства, постепенно «дорастать».

Видимо, на данном этапе развития возможным общественным строем является социально-демократический капитализм, содержащий некоторые элементы социализма в форме демократической республики, которая включает прежние и новые институты непосредственной демократии, что теперь возможно в связи с современным развитием науки и техники. Такого общественного строя тоже еще нет, а в наиболее развитых странах, особенно в Скандинавии, существует либерально-полусоциальный капитализм.

Библиографический список

Gerard P. Les specifités constitutionnelles Russes // L'état et le droit d'est en oust. Mélanges offerts au professeur Michel Lesage. P., 2006.

Novokmet F., Piketty Th., Zucman G. From Soviets to Oligarchs: Inequality and Property in Russia, 1905—2016 // Working Paper. Cambridge (M.). April 2017.

Российское законодательство X—XX вв.: в 9 т. Т. 7: Документы крестьянской реформы / отв. ред. О. И. Чистяков. М., 1989.

Россия (1917, февраль—октябрь). Законы и постановления. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1—2. Пг., 1917—1918.

Свод законов Российской империи: сводный текст за 1832—1917 гг. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.