Научная статья на тему 'Что означает и для чего нужна концепция «Великая русская революция»?'

Что означает и для чего нужна концепция «Великая русская революция»? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1171
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ / ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПЕРВАЯ / ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ / GREAT REVOLUTIONS / GREAT RUSSIAN REVOLUTION / FIRST / SECOND AND THIRD DEMOCRATIC REVOLUTION / BOLSHAVIKS OCTOBER REVOLUTION / DEMOCRATIZATION / DEMOCRACY IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исаев Борис Акимович

В статье по аналогии с великими революциями в Европе и США (нидерландской, английской, американской, французской) предложена новая концепция революции в России «Великая русская революция», которая включает, по мнению автора, все революционные события и процессы становления демократии в России с 1905 по 1993 г. Автор поясняет, что дает российской науке, власти и обществу признание этой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What does the conception «Great Russian revolution» mean and what is this conception for?

In the article there is analyzed the new author conception of Russian Revolution and all process of formation Democracy in Russia from 1905 to 1993 by analogy of Netherlands, English, American and French Revolutions. The author also illustrates the examples of his conception, comparing it with modern society.

Текст научной работы на тему «Что означает и для чего нужна концепция «Великая русская революция»?»

Б. А. Исаев

ЧТО ОЗНАЧАЕТ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КОНЦЕПЦИЯ «ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»?

В статье по аналогии с великими революциями в Европе и США (нидерландской, английской, американской, французской) предложена новая концепция революции в России — «Великая русская революция», которая включает, по мнению автора, все революционные события и процессы становления демократии в России с 1905 по 1993 г. Автор поясняет, что дает российской науке, власти и обществу признание этой концепции.

Ключевые слова: Великие революции, Великая русская революция, Первая, Вторая и Третья демократическая революция, большевистская Октябрьская революция, демократизация, демократия в России.

Общие замечания

Социум может меняться как эволюционно, с помощью постепенных реформ, так и революционно. Алексис де Токвиль в начале XIX в. отметил: «Бывают времена, когда народы переживают такие глубокие потрясения, что приходят к мысли о необходимости коренных преобразований политического устройства общества. Бывают и такие периоды, когда недовольство существующими порядками охватывает все слои населения и общественное устройство терпит крах. Именно тогда происходят великие революции (выделено мной. — Б. И.) и рождаются великие партии. Периоды разрухи и нищеты сменяются временами равновесия, в течение которых общество живет относительно спокойно. Но, по правде говоря, это лишь кажущееся спокойствие; ход времени не прекращается ни для целых народов, ни для отдельных людей; те и другие неуклонно движутся в неведомое им будущее. И если нам кажется, что они стоят на месте, то лишь потому, что мы не замечаем их движения. Тем, кто бежит, идущие шагом, кажутся неподвижными» (Токвиль, 1992, с. 144).

Общественное и политическое развитие можно представить как движение с изменением скоростей, темпов развития. При этом движение бегом, или революционные эпохи, сменяется движением шагом, или эволюционными эпохами. Социально-политические изменения всегда имели и, очевидно, будут иметь место, что темп этих изменений и определяет эволюционный или революционный характер эпохи. В зависимости от складывавшихся исторических, социально-экономических и политических условий в различных общест-

® Б. А. Исаев, 2011

вах темпы изменений также были и будут различны. Вот почему разные страны в разное время испытывают революционные или эволюционные изменения. Иногда условия для революционных изменений складываются для нескольких обществ одновременно. Так было во время европейской либерально-демократической революции 1848 г., охватившей сразу несколько стран континента. Но и здесь революционные события в каждой стране разворачивались не без национального своеобразия. Если в германских и итальянских государствах вспыхнула самая настоящая вооруженная борьба за национальное объединение и национальное освобождение, за принятие либерально-демократической конституции, гарантирующей гражданские и политические права, если в Испании и Австрийской империи вооруженные выступления революционеров ограничились требованиями конституции и всеобщего избирательного права, то английские чартисты предпочли мирные шествия и вручение парламенту петиции со своими экономическими и политическими предложениями. Следует различать национальные революции и всемирные, по Токвилю, «великие» революции. Если национальная революция изменяет конкретное общество, его политическую, правовую систему, его социальные отношения и т. д., то великая революция, кроме того, оказывает существенное влияние на процесс изменений в других обществах, то есть изменяет мир.

На политические, экономические, социальные, культурные изменения, например, на зарождение и развитие индустриализма, на становление новой социальной структуры общества, новых политических институтов и политических партий индустриального общества большое влияние оказали революционные события. Невозможно не видеть влияние великих «буржуазных» революций: нидерландской, английской, американской, французской на формирование новых экономических, социальных, религиозных и политических отношений, зарождение новых политических систем, политических движений и организаций. Четыре отмеченные нами революции оказали и продолжают значительное влияние на становление и развитие демократических отношений и политических институтов, вообще на движение обществ в сторону демократического развития.

Великие революции в истории человечества

Великая нидерландская революция продолжалась 43 года (1566-1609), а с учетом получения фактической независимости Нидерландами (в 1648 г.) — 82 года, состояла из нескольких довольно противоречивых в плане исторического и политического развития периодов, во время которых боролись разнородные противоборствующие силы, ставившие себе такие разные цели, как: а) иконобор-

ческое движение кальвинистов и анабаптистов против католической обрядности, вообще против католической церкви, инквизиции и подчинения Папе; б) дворянское движение гезов во главе с принцем Оранским, боровшееся за независимость Нидерландов от испанской короны и получившее общенациональное признание и поддержку всех слоев общества; в) движение нарождавшейся буржуазии за свои права и вообще за права человека, включая право участия в политической жизни и управлении страной. Нидерландская революция осуществила поставленные цели и завершилась завоеванием независимости де факто (в 1609 г., хотя независимость Нидерландов будет признана де юре только в результате Вестфальского мира в 1648 г.), отделением нидерландской протестантской церкви от католической и завоеванием гражданских и политических прав третьим сословием. В Генеральных штатах — парламенте Нидерландов — наиболее активно проявили себя партии унитаристов и провинциалистов, отстаивавшие соответственно приоритет центральной власти и права провинций, а также партия арминиан (лидер — Арминий), выступавшая за политику веротерпимости, покровительства торговле и расширения рынков, включая и рынок Испании и партия гомаристов (лидер — Гомар) — группировка воинствующих кальвинистов, или так называемых «патриотов», выступавшая за участие консисторий в решении государственных дел, против торговли с католической Испанией и против включения в правительство представителей буржуазии и купечества. Победа Великой нидерландской революции для цивилизованного мира стала примером борьбы за независимость для всех небольших угнетаемых наций, борьбы за свои права третьего сословия, символом борьбы за создание национальной церкви, не подчиняющейся Папе и осуществляющей религиозные обряды на родном языке, борьбы за религиозную веротерпимость и гражданскую толерантность.

Великая английская революция продолжалась 20 лет (16401660), а с учетом так называемой «Славной революции» (1688), которая завершила революционную эпоху в Англии — 48 лет. Она состояла из нескольких непохожих друг на друга по происходившим событиям и действовавшим политическим силам временных периодов, в течение которых сменились такие политические системы, как абсолютная монархия, индепендентская республика, конституционная монархия. В течение революции в борьбе с католицизмом и в решении всех других важных политических вопросов принимали участие две различные религиозные группировки пуритан. Умеренные пуритане — пресвитериане выступали за очищение англиканской церкви от пережитков католицизма, но не порывали с ней организационно. Радикальные пуритане — индепенденты требовали

полной независимости не только от католической церкви и Папы, но и от англиканской церкви и короля в вопросах веры, а также самоуправления для каждой церковной общины. Результатом этой борьбы стало не только отделение англиканской церкви под верховенством короля от католической, но и гонения на радикальных пуритан, которым пришлось эмигрировать в Нидерланды и Америку. Но главная борьба развернулась между «партией» парламента и «партией» короля. Здесь победу одержали сторонники парламента, король Яков I по приговору суда был казнен (1649), а в Англии была установлена республиканская форма правления с однопалатным парламентом как высшим законодательным органом и Государственным советом как высшим исполнительным органом. И в парламенте, и в Госсовете доминировали представители индепендент-ской «партии». Такая республика получила название «индепен-дентской». Но всякая революция, как известно, достигает своей наивысшей точки, чтобы затем идти на убыль. Окончательный результат английской революции был более умеренным: в Англии была провозглашена конституционная монархия с сильной парламентской властью, в которой затем образовалась двухпартийная система.

Важным результатом революции, имевшим международное значение, стало принятие таких основополагающих документов, как:

1.«Habeas corpus act» (1679). Само название закона, написанного по традиции на латыни, буквально означает «Акт о предъявлении тела» и имеет тот смысл, что никто, в том числе и король, не имеет право отдать приказ на неправосудный арест. Если какой-либо человек арестован, то его родственники имеют право потребовать у правоохранительных органов показать задержанного, чтобы убедиться в отсутствии насилия по отношению к нему. Сам задержанный имеет право требовать или предъявить ему обвинение через суд или освободить его. Излишне говорить, что «Habeas corpus act» сыграл огромную роль в развитии прав и свобод человека, в формировании гражданского общества, зарождении политических партий;

2. «Билль о правах» (1689) — важнейший закон, составляющий юридическую основу английской конституционной монархии. Он утверждает, что: всякий закон и налог происходит только от парламента; никто кроме парламента не может отменить закон; в обществе существует право свободы петиций, т. е. свободного обращения в любые властные органы с целью отстаивания своих прав и осуществления изменений; парламент, а не король определяет состав армии и выделяет средства на ее содержание.

Кроме того, уже после революции Билль о правах дополнили важные документы, развивавшие революционные идеи, а именно:

3.«Трехгодичный акт» (1694) — закон, закрепивший трехлетний срок полномочий парламента и определивший регламент его работы;

4.«Акт об устроении» (1701), который определил роль и ответственность короля и министров в исполнении законов, принимаемых парламентом. Этот же закон закрепил порядок назначения судей (назначает не король, а парламент с согласия обеих палат) и принцип их несменяемости.

Таким образом, начавшись как радикальное отрицание власти католической церкви и Папы, как радикальное утверждение виновности короля в его отношениях с парламентом, как радикальная перестройка всей политической системы на основах республиканизма, Великая английская революция в политическом смысле завершилась довольно умеренными результатами: власть короля и монархическая политическая система была восстановлена, но ограничена парламентом, а духовной жизнью англичан стала руководить не католическая, а англиканская церковь под номинальным руководством монарха. Однако сформированная в ходе революции политическая система конституционной монархии с центральной ролью парламента, достигнутый в обществе консенсус привели к политической стабильности и оказали положительное воздействие на развитие науки и техники, ускорение социально-экономического развития страны, выход ее на передовые позиции в мире.

Великая американская революция, совпавшая с войной за независимость от английской короны (1775-1787), продолжалась 12 лет и решила задачи формирования американской нации, отдельной от английской нации, построения нового государства, невиданного в Новой истории — демократической федеративной республики Северо-Американских Соединенных Штатов, ставших примером для испанских и португальских колоний Южной Америки. Здесь, как и во всех великих революциях, ставилось сразу несколько значимых целей и участвовало в борьбе сразу несколько революционных партий. В частности во время войны за независимость американское общество разделилось на «партию» независимости или патриотов или революционистов или вигов и «партию» сторонников английского короля или лоялистов. В результате победы патриотов лоялисты подверглись гонениям и переселились в Англию и Канаду. Поэтому после провозглашения независимости уже не было организованной силы, сумевшей помешать революционистам осуществлять идеи Великой революции и строить новое государство, положившее в свою основу принципы демократии и республиканизма, свободу для всех, права человека, двухпартийную систему. Важными политическими документами Американской революции стали Декларация независимости и первая в мире демократическая Кон-

ституция, которые получили международный резонанс. Уже в начале XIX в. по образу и подобию американских революционистов, патриоты южноамериканских колоний Испании и Португалии поднялись на борьбу за независимость, за установление в своих странах демократических республик. В результате военных побед получили независимость Аргентина (1816), Чили (1818), Колумбия и Бразилия (1822), Мексика (1823), Перу (1826), Уругвай (1828) (Всемирная история, т. 6, с. 174-184).

Великая французская революция, по мнению большинства исследователей (Матьез, 1995)1, продолжалась 5 лет (1789-1794) от созыва королем сословных Генеральных штатов до установления термидорианской республики, хотя ее историю можно продолжить вплоть до завершения наполеоновских войн и установления во Франции конституционной монархии (1815), ибо в это время шло активное распространение французских революционных идей в Европе и Северной Америке. И во Франции, как в Нидерландах, Англии и США, революция развивалась в несколько этапов. За это время здесь имели место следующие партийно-политические системы: 1) абсолютная монархия до 1789 г.; 2) ограниченная монархия (1791-1792) на основе конституции 1791 г.; 3) первая республика (1792-1804) с многопартийной системой на основе конституции 1792 г.; 4) консульство и первая империя Наполеона Бонапарта (1799-1814) на основе конституции 1799 г; 5) вторая конституционная монархия Людовика XVIII Бурбона (1815-1830) с многопартийной системой по конституционной хартии 1815 г. Кроме вышеуказанных партийно-политических систем, в это время имел место конституционно не оформленный режим власти якобинцев во главе с Робеспьером. Великая французская революция оказала огромное воздействие на политическое развитие всех стран, в том числе России. Если говорить о воздействии революционных идей на российское общество, то влияние Великой французской революции было наибольшим по сравнению со всеми великими революциями. Более того, буквально все российские революционеры видели иде-

1 Работа начинается главой «Кризис старого порядка», а завершается главой «Термидор». Переворот 9 термидора, как известно, был осуществлен жирондистами, т. е. сторонниками умеренной демократической республики против радикальных демократов - якобинцев, проводивших политику государственного террора и отправивших на гильотину, по признанию того же Матьеза, тысячи и тысячи как своих политических противников, так и не в чем не повинных граждан. Так что термидорианский переворот 1792 г. стал, по нашему мнению, не завершением Французской революции, а лишь насильственным прекращением правления наиболее радикальной партии и переводом всего революционного процесса на более умеренные, но, подчеркнем, республиканские и демократические позиции.

_ 237

ал для переустройства России именно в примере французской революции.

Итак, все рассмотренные нами великие революции, по крайней мере, в политическом смысле развивались далеко не по восходящей (от менее прогрессивных политических систем и режимов к более прогрессивным), а по сложной, чаще диалектически противоречивой закономерности, но вызывали к активной деятельности мощные общественные движения и политические партии, которые в результате партийной борьбы принимали конституции и новые законы, изменяли политические системы и режимы. Все великие революции ставили несколько значимых для общества целей и развивались в несколько существенно отличавшихся друг от друга этапов. Все они длились несколько лет, а то и десятилетий. Но, самое главное, все великие революции оказали громадное влияние на переустройство политических систем, социально-экономических отношений не только в своих странах, но и в других государствах мира.

Что такое Великая русская революция?

Российская революция, рассмотренная под тем же углом зрения, ничуть не менее изменила Россию и оказала не меньшее влияние на другие страны, чем Великие европейские и американская революции. Российское общество также пережило несколько политических систем и режимов, поставило и добилось несколько значимых целей, испытало деятельность нескольких политических сил. Если мы раздвинем ее границы на несколько десятилетий (как это делают исследователи буквально всех великих революций) и доведем конечную границу до установления современной партийно-политической системы на основании демократической конституции 1993 г., то увидим реальные результаты своей революции, которыми сможем гордиться. Мы с полным правом можем называть ее Великой русской революцией. Кроме того, как мне кажется, исчезнут поводы для споров о том, как, под каким углом зрения, с позиций каких политических сил рассматривать революцию в России.

С политологической точки зрения Великую русскую революцию удобнее всего рассматривать перманентно, как непрерывный, но противоречивый процесс появления, развития и освоения массовым сознанием новых политических институтов и политических партий, новых норм и социальных отношений, процесс, включающий периоды ускоренного развития, замедления, остановок и даже попятных движений. Великая русская революция — это сложный, противоречивый и довольно длительный процесс борьбы различных политических сил за свои идеалы и интересы, за претворение в жизнь своей программы. Этот процесс оказывает влияние на все

сферы общества, кардинально изменяя и экономические и, и социальные, и политические отношения. В политическом отношении этот процесс выражается в смене политических систем и режимов.

В течение Великой русской революции имели место следующие политические системы: 1) система абсолютной монархии (январь-октябрь 1905); 2) система думской монархии с многопартийной системой (октябрь 1905-февраль 1917); 3) политическая система демократической республики во главе с Временным правительством и многопартийной системой, функционировавшая с февраля по октябрь 1917 г.; 4) система диктатуры пролетариата или «жесткого» тоталитаризма (октябрь 1917-1953); 5) система «общенародного государства» или «мягкого» тоталитаризма (1953-1993); 6) демократическая политическая система Российской Федерации (с принятия Конституции 1993 г.).

Политические системы функционировали в следующих режимах:

а) система абсолютной монархии — в авторитарном режиме; б) система думской монархии с многопартийной системой — в авторитарно-демократическом режиме, в котором монархического авторитаризма было существенно больше, чем думской демократии; в) политическая система демократической республики во главе с Временным правительством и многопартийной системой в режимах: демократическом с февраля по август 1917 г.; авторитарном при правительстве Директории, созданном для подавления Корни-ловского мятежа в августе 1917 г.; демократическом с августа по октябрь 1917 г.; г) система диктатуры пролетариата, или «жесткого» тоталитаризма, — в тоталитарном режиме жесткого классового подавления; д) система «общенародного государства», или «мягкого» тоталитаризма, — в авторитарно-демократическом режиме; е) демократическая политическая система Российской Федерации — в демократическо-авторитарном режиме.

Кроме того, в зависимости от личных психологических качеств и политических пристрастий верховных правителей и их окружения политические системы испытывали влияние личных режимов власти, а именно: 1) система абсолютной монархии — режима власти Николая II; 2) система думской монархии — режима власти Николая II с опорой на Государственную думу; 3) политическая система демократической республики во главе с Временным правительством — режимов власти Г. Е. Львова и А. Ф. Керенского; 4) система диктатуры пролетариата, или «жесткого» тоталитаризма, — режимов власти В. И. Ленина и И. В. Сталина; 5) система «общенародного государства», или «мягкого» тоталитаризма, — режимов власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачева и др. менее значимых руководителей; 6) демократическая политическая система Рос_ 239

ПОЯИТЭКС. 2011. Том 7. № 4

сийской Федерации — режимов власти Б. Н. Ельцина, В. В. Путина. В настоящее время на ее деятельность оказывает влияние режим власти Д. А. Медведева.

Итак, Великая русская революция может быть представлена как непрерывный процесс смен политических систем и режимов, который продолжался от «кровавого воскресенья» и издания Манифеста 1905 г. до отстранения от власти КПСС в 1991 г. и принятия демократической конституции в декабре 1993 г.

В процессе Великой русской революции, занявшей 88 лет и оказавшей огромное влияние на политическое развитие России и окружающих стран можно также вычленить следующие субпроцессы:

- национально-освободительное движение, которое со своими подъемами и спадами продолжалось, пока не завершилось распадом СССР в 1991 г. В партологическом смысле национально-освободительное движение генерировало национальные и этнические партии России;

- крестьянское движение, которое имело спад в виде трагической коллективизации 1929-1933 гг., 60-летнего существования колхозов и совхозов вплоть до 1993 г. и не завершилось до сих пор. Крестьянское движение генерировало партии крестьянских и вообще земельных интересов;

- рабочее движение, которое особенно активно проявило себя в революции 1905- 1907 гг., в уничтожении самодержавия (февраль 1917) и провозглашении демократической республики (сентябрь 1917), а также в провозглашении социалистической республики и диктатуры пролетариата (октябрь 1917), в гражданской войне (1918-1920). Рабочее движение создавало партии рабочих интересов;

- социалистическое и социал-демократическое движение, проявившее себя в расшатывании политических, религиозных, нравственных основ Российской империи, подготовке революций и трагически завершившееся под давлением большевизма. Социалистическое движение в России создавало, если так можно выразиться, партии социализма, базировавшиеся на признании российских реалий. Социалистическое движение стало базой для формирования Партии социалистов-революционеров, Партии народных социалистов и Депутатской группы трудовиков. Российское социал-демократическое движение довольно догматически переносило на российскую почву марксистское учение и практический опыт европейской, в первую очередь, немецкой социал-демократии. Социал-демократическое движение сформировало Российскую социал-демократическую рабочую партию, которая сразу же раскололась на фракции большевиков и меньшевиков;

- либеральное движение, проявившее себя не только в революциях (1905-1907 гг. и 1917 г.), но и в мирном строительстве земских медицинских и образовательных учреждений, судебных органов, воспитании разночинной интеллигенции, вообще демократизации российского общества и трагически завершившиеся после захвата власти большевиками. Либеральное движение послужило базой формирования Партии конституционных демократов, Партии октябристов, и др. либеральных партий;

- демократическое движение 1905-1917 гг., более всего проявившее себя в политической системе думской монархии, но часто смыкавшееся с либеральным и социалистическим движениями (или разрывалось ими на две части). Демократическое движение послужило основой для формирования умеренной религиозно-демократической организации Собрание русских фабрично-заводских рабочих, существовавшей в 1903-1905 гг., Партии демократических реформ, созданной в 1905 г, но не сумевшей, впрочем, удержать свои позиции между либералами и социалистами;

- демократическое движение 1987-1991 гг., возрожденное диссидентами в 1960-х годах, не сумевшее по известным причинам сразу создать политическую партию, но ставшее главной силой, свергнувшей власть КПСС в 1991 г. Демократическое движение 1987-1991 гг. стало базой нескольких современных демократических партий;

Особенно важными политическими событиями Великой русской революции стали:

- демонстрация Собрания русских фабрично-заводских рабочих под руководством священника Г. А. Гапона, целью которой было вручение царю петиции с требованиями улучшения условий жизни низших слоев общества, в первую очередь рабочего класса; демонстрация, превратившаяся в «кровавое воскресение» 9 января 1905 г. и положившая начало Великой русской революции;

- всеобщая октябрьская политическая стачка (1905);

- обнародование Высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г., которое положило конец политической стачке и направило общество в сторону развития демократии в России;

- работа I и II Государственных Дум (1906-1907);

- «третьеиюньский переворот» 1907 г, который резко и довольно искусственно (за счет манипуляции избирательными нормами) изменил соотношение политических сил в Думе, дав преимущество октябристам и умеренным националистам;

- спад революции. Столыпинские реформы;

- работа III и IV Государственных Дум, которая в отличие от

деятельности I и II Дум носила более деловой, а не агитационно-пропагандистский характер, проходила в ламинарном, а не полемически-турбулентном режима. В отличие от I и II Государственных Дум III и IV Думы царем не распускались. При этом III Дума отработала весь свой срок, а IV Дума — около четырех лет;

- начало и весь ход Первой мировой войны (сентябрь 1914). Начало войны дало мощный подъем патриотического духа в российском обществе, который после поражения на фронте и ухудшении условий жизни сменились политической апатией и ростом антипатриотических, антигосударственных, антимонархических настроений;

- второй подъем Великой русской революции. Февральская демократическая революция 1917 г. Падение самодержавия;

- провозглашение первой демократической республики (сентябрь 1917);

- большевистский переворот (25 октября 1917);

- гражданская война 1918-1921 гг. между противниками левого радикализма (социалисты, демократы, либералы, монархисты, религиозные деятели, объединившиеся в Белое движение) и сторонниками большевизма (только коммунисты и их временные «попутчики» в лице левых эсеров и анархистов). Военная победа большевизма, уничтожение противников коммунизма (включая бывших союзников большевиков: анархистов, анархо-коммунистов, левых эсеров) привела к закрытию альтернативных путей развития России;

- формирование и функционирование политической системы левого большевистского тоталитаризма или системы диктатуры пролетариата (1917-1953);

- смягчение тоталитарной политической системы, формирование политической системы так называемого «общенародного государства» при режимах власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева;

- политика перестройки, проводимая генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1987-1991 гг., как попытка изменить тоталитарную сущность построенного большевиками государства и коммунистической партии, не отступая при этом от идеалов и ценностей социализма;

- попытка государственного переворота ГКЧП в августе 1991 г.;

- отстранение от власти КПСС и М. С. Горбачева в 1991 г.;

- принятие общенародным голосованием демократической конституции РФ в 1993 г.

Как видим, главные события указанного исторического периода носят хаотический и непоследовательный характер. От демократических демонстраций и революций от создания демократической политической системы Россия при большевиках перешла к непо-

средственному строительству коммунизма (политика «военного коммунизма» В. И. Ленина) и тоталитарной политической системы (при режиме власти И. В. Сталина). Затем последовала хрущевская «оттепель» в сторону демократизации, но не демократии, превратившая государство диктатуры пролетариата в «общенародное государство», которое носило, заметим, не коммунистический (опять отступление и очередной зигзаг), а социалистический характер. Впрочем, тот же Хрущев выдвинул программу построения коммунизма в СССР к 1980 г. Эта программа провалилась и стала очередным отступлением от генеральной цели КПСС. Построенное затем в 1980-х годах при режиме Л. И. Брежнева общество «развитого социализма» явилось следующим зигзагом на «пути СССР к коммунизму». Наконец, демократические силы, взявшие власть в 1991 г. повели уже новую страну Россию к реальной демократии.

Поэтому генеральным процессом и главной целью Великой русской революции следует считать процесс становления демократии в России. При этом, как и у всех великих революций, Великая русская революция имела и другие значимые цели или задачи, а именно: индустриализацию страны; подъем культуры и образования; развитие военной промышленности и разгром фашистских агрессоров; возвращение утраченных территорий и статуса великой державы.

Отсюда и периодизацию Великой русской революции уместнее всего провести по критерию становления демократии в России. В таком случае в рамках Великой русской революции следует выделить следующие революционные этапы: 1. Первая демократическая революция 1905-1907 гг.; 2. Вторая демократическая февральская революция 1917 г.; 3. Большевистская октябрьская революция 1917 г.; 4. Третья демократическая революция 1987-1991 гг.

Важным моментом в этом поступательном движении к демократии выступает непоследовательность, разрыв между Второй демократической февральской революцией и большевистской Октябрьской революцией 1917 г. Даже большевики, не говоря о представителях других политических сил, признавали, что февральская революция носила всеобщий и демократический характер, была поддержана подавляющим большинством партий России, а большевистская Октябрьская революция выглядела как политический переворот, совершенный даже не партией, а ленинской фракцией РСДРП. Если целью февральской революции было создание демократической республиканской политической системы, для блага всего народа, то целью большевиков был захват власти и установление диктатуры одного класса — пролетариата.

Откроем воспоминания одного из лидеров большевиков Ф. Ф. Рас-кольникова, который лично наблюдал, как разворачивалась фев-

ральская революция в Петрограде, как сначала (23 февраля в день международной солидарности женщин) на улицы вышли женщины-работницы, под лозунгами «Хлеба, свободы, мира», как затем в демонстрациях приняли участие самые широкие слои петербуржцев, как демонстрации переросли в вооруженные столкновения с полицией и войсками, как войска переходили на сторону народа, который теперь уже требовал: «Долой Романовых! Да здравствует демократическая республика!» (Раскольников, 1989, с. 62-67). Раскольников, говоря об октябрьских событиях, называет их «пролетарской революцией» и «октябрьским переворотом» (Там же, с. 288289). Большевистскую революцию называли октябрьским переворотом Ленин, Троцкий, Сталин, все лидеры большевизма, не говоря уже о лидерах других партий России. Только в советское время появляется апологетическое направление в большевистской исторической науке, которое всячески очерняло демократическую сущность Февральской революции, приписывая ему «буржуазный» характер (но при этом никогда не называло ее переворотом) и оправдывало деяния большевиков. Но о каком «буржуазном характере» Февральской революции можно говорить, когда в правительстве Керенского, особенно перед октябрьским переворотом было больше социалистов, чем кадетов (представителей Конституционно-демократической партии), вообще отсутствовали представители чисто «буржуазных» партий.

Мы должны учесть, что большевистская революция не имела цели создания демократической политической системы, что диктатура пролетариата стала отступлением от демократии. Об этом писали сразу же после октябрьского переворота ведущие публицисты России: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. А. Котляревский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, И. А. Покровский и др.

Если обратиться к Платону и Аристотелю, к их схеме правильных и неправильных правлений, то диктатура одного класса — пролетариата представляется неправильной формой правления, близкой к тирании Платона, когда тиран, опираясь не на демос (народ), а на самые нижние слои демоса — фетов, уничтожая аристократию, укрепляет свою личную власть. Если вспомнить политическое учение Полибия и его представления о круговой смене правлений, то диктатура пролетариата походит на правление охлоса — охлократию — самую неправильную форму правления, за которой обычно следует диктатура одного лица (Исаев, 2007, с. 17-21).

Вместе с тем октябрьский переворот и правление большевиков нельзя рассматривать как полное отступление от демократии. Ведь отступление в тех политических условиях должно было означать возврат к монархии и правлению дворян-аристократов. Правление

большевиков, что согласуется со взглядами Платона, Аристотеля, Полибия и др. классиков истории политической мысли, стало не отступлением, а перехлестом демократии, правлением не всего народа, а самых нижних его слоев. В правление большевиков пролетарскую культуру, в том числе пролетарское политическое поведение пытались навязать всему народу, уничтожая при этом субкультуры других классов, все иные политические партии с иной политической субкультурой, а также все религии с их иным пониманием политики и власти. Но диктатура пролетариата, как и древнегреческие тирании, уничтожив правившую династию, монархическое дворянство, чиновничество, офицерство, сделала невозможным возврат к монархии. Правление большевиков часто путем насилия, но провело модернизацию России, создало современную систему науки и образования, победило, хотя и с огромными потерями, в войне с фашизмом. Все это, в конечном счете, сыграло на руку нарождавшейся демократии. Таким образом, большевистское правление, хочет кто-либо того или нет, объективно вписывается в нашу концепцию демократизации и построения демократии в ходе Великой русской революции.

Для чего нужна концепция «Великая русская революция»?

Мы не будем далее дифференцировать, детализировать и уточнять составные части Великой русской революции — это задача отдельного исследования. Важной задачей этой статьи мы считаем разъяснение необходимости выдвинутой нами научной концепции для дальнейших научных исследований, для практической политики и для уровня обыденного сознания. Для российской политической науки концепция Великой русской революции может сыграть важную роль для исследования усилий всех политических сил, включая большевиков на пути России к современной демократии. Современной российской власти эта концепция поможет осознать непрерывность исторического пути и преемственность власти в России: от монархии через демократическую республику, через диктатуру пролетариата — к новой демократической республике. Наконец, для российского общества, расколотого в настоящее время, в том числе, по принципу отношения к большевистской революции, концепция Великой русской демократической революции сыграет роль объединяющего, консолидирующего начала. Ведь ни одна влиятельная политическая сила, кроме самых крайне левых (анархисты) и правых (черносотенцы) партий, не отрицала и не отрицает необходимости движения России к демократии.

Концепция великих революций (нидерландской, английской, американской, французской, русской) поможет лучше понять со_ 245

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 4

временные революционные процессы в других ведущих странах мира. Например, согласно нашей концепции можно предположить, что Китай, еще не прошедший свой путь к демократии, тоже находится в процессе Великой китайской революции, начавшейся в 1911 г. и продолжающейся до сих пор уже в течение 100 лет.

Главными событиями, политическими системами и режимами Великой китайской революции стали:

- революция 1911 г., свергшая императорскую власть маньчжурской династии и приведшая к власти либерал-конституционные, национально-консервативные и национально-демократические силы;

- принятие первой республиканско-демократической конституции в 1912 г., установление демократической политической системы, введение многопартийности;

- гражданская война между правительством национал-консерваторов и либерал-конституционалистов под руководством президента Юань Шикая и революционно-демократическими силами под руководством Сунь Ятсена, лидера партии Гоминьдан, завершившаяся, в конце концов, победой революционно-демократических сил и образованием правительства Сунь Ятсена, а после его смерти — Чан Кайши;

- принятие конституции Китайской республики (1928 г.), установление режима «политической опеки» во главе с Чан Кайши, с монопартийной «системой», состоящей только из партии Гоминдан;

- гражданская война между вооруженными формированиями Коммунистической партии (КПК) и правительственными войсками во главе с партией Гоминдан (ГМД). Раскол Китая, образование на юге страны советских районов и принятие в этих районах конституции Китайской советской республики (КСР — 1931 г.);

- новая вспышка гражданской войны между вооруженными силами КПК, опиравшимися на наступавшие против японской Кван-тунской армии советские войска и правительственной армией под руководством ГМД, завершившаяся разгромом правительственной армии, запретом ГМД и провозглашением Китайской народной республики (КНР — 1949 г.);

- принятие конституции КНР в 1954 г.;

- правление политического режима Мао Цзэдуна (1945-1976). (политические кампании, идеологическая и классовая борьба);

- правление политического режима Дэн Сяопина (1976-1997). (консолидация страны на идеях индустриального развития с использованием опыта наиболее развитых постиндустриальных стран);

- правление режимов Цзянь Цзэминя (1997-2002) и Ху Цзинь-

тао (2002 - настоящее время). Продолжение политического курса Дэн Сяопина.

Цепь перечисленных событий политического процесса в Китае, как и ход всех великих революций, носит хаотический и непоследовательный характер. Китай от демократической политической системы и многопартийности, установленной конституцией 1911 г., перешел к авторитарному режиму «политической опеки» Чан Кайши с однопартийной системой, затем к строительству социализма в условиях искусственно развязанной Мао Цзэдуном «классовой борьбы», наконец, к политике Дэн Сяопина, направленной на ускоренное развитие экономики, сельского хозяйства, торговли, науки и культуры в условиях индустриализации, развития рыночных и вообще свободных экономических отношений. Эта политика ведет к освобождению и социальных, и культурных, и всех других отношений, к демократизации политической системы и политических институтов. Великая китайская революция, по нашему мнению, завершится принятием новой демократической конституции, переходом Китая к демократии, многопартийности, свободе и окажет демократизирующее воздействие на многие азиатские и вообще развивающиеся страны.

И последнее. Вспомним 1990-е годы. В разгар перестройки в России западные СМИ и представители западной политологии заговорили о «Третьей русской революции». Российская наука и российское общественное мнение, сформированное в советское время, списало это на неинформированность, а то и незнание европейскими и американскими «обывателями» советских «реалий», а советская наука ответила в духе: «Во-первых, не третья, во-вторых, не русская, в-третьих, не революция». Только теперь через концепцию Великой русской революции можно понять, о чем тогда вели речь наши зарубежные коллеги. Да и наши философы, правоведы, историки, литераторы, публицисты называли события 1905-1917 гг. если не Великой русской революцией, то уж точно «русской рево-люцией»2, а события 1987-1991 гг. — «бархатной революцией». Если учесть, что большевистское руководство и позднее КПСС свои преобразования называло «революционными», то становится очевидным общий «революционный знаменатель» всех влиятельных политических сил России XX в., знаменатель, помогающий объеди-

2 См. например, заглавия статей сборника «Из глубины», вышедшего сразу после октябрьского переворота в 1918 г: С. А. Аскольдов «Религиозный смысл русской революции», Н. А. Бердяев «Духи русской революции», П. Б. Струве. «Исторический смысл русской революции и национальные задачи» (курсив в названиях статей наш. — Б. И.).

_ 247

нить весь российский политический процесс (1905-1993 гг.) и понять его во всей целостности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в современных условиях концепция Великой русской революции, понимаемая как непрерывное с периодами ускорения и замедления, с периодами приоритетного решения тех или иных задач (индустриализации, развития науки и образования, социальной сферы и социальных отношений, трансформации политической системы и политических партий в сторону демократии, принятия демократической конституции и т. д.) может послужить не только взаимопониманию между западной и современной российской школами истории и политологии, но и даст возможность увидеть большой исторический путь, пройденный Россией в XX веке под углом ее движения к демократии, и с этих позиций оценить отдельные участки этого пути: революцию 1905-1907 гг., деятельность Временного правительства, Октябрьскую революцию, преобразования большевиков, победу в Великой Отечественной войне, послевоенное строительство коммунизма и «развитого социализма», перестройку, демократизацию и принятие Конституции 1993 г.

Литература

Всемирная история. М., 1957-1969. Т. 6. С. 174-184.

Исаев Б. А. Политология. СПб., 2007. С. 17-21.

Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

Раскольников Ф. О времени и о себе. Воспоминания, письма, документы. Л., 1989.

Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.