Научная статья на тему 'Российская конституция 1993 г. : ценностное измерение'

Российская конституция 1993 г. : ценностное измерение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1963
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РОССИЯ / ЦЕННОСТИ / СОВЕТСКИЕ КОНСТИТУЦИИ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / CONSTITUTION / RUSSIA / VALUES / SOVIET CONSTITUTIONS / DEMOCRATIZATION / PARLIAMENTARISM / SOCIAL STRUCTURE / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиркин Вениамин Евгеньевич

В Российской империи были акты конституционного значения, но не было конституции в подлинном смысле этого слова. Советские конституции в той или иной степени отражали классовый характер российской государственности. Новый этап в развитии российского конституционализма наступил на рубеже 1980-1990-х гг. в результате победы антитоталитарной демократической революции. Принятие нового учредительного акта позволило обеспечить, хотя и хрупкие, гражданский мир и согласие в стране, исключить сползание к гражданской войне. Конституция РФ закрепила основы принципиально нового общественного и государственного строя. Тоталитаризм был упразднен, не стало и социализма. Это изменило всю жизнь страны. Разработанная на Конституционном совещании 1993 г. представителями различных социально-политических сил как своего рода «общественный договор», Конституция содержит некоторые согласованные базовые ценности, которые будут сохраняться и развиваться до тех пор, пока не придет время для принятия новой конституции. Конституция 1993 г. не идеальна, в ней есть некорректные формулировки, которые можно преодолевать посредством толкования. Однако это не умаляет огромную социальную ценность Конституции. Кроме того, развитие Конституции предполагает дальнейшую разработку вопросов, касающихся общественного строя, с учетом конституционного опыта других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CONSTITUTION OF 1993: AXIOLOGICAL DIMENSION

In the Russian empire there were acts of constitutional significance but there was no constitution in the true sense of the word. Soviet constitutions in more or less degree reflected class character of the Russian statehood. A new stage in the development of Russian constitutionalism came at the turn of 1980-90 as a result of victory of the antitotalitarian democratic revolution. Adoption of a new constituent act allowed to provide, although fragile, peace and consent in the country, to avoid slipping into civil war. Constitution of the Russian Federation secured the foundations of a fundamentally new social and state order. Totalitarism was abolished, there was no socialism either. It changed the whole life of the country. Constitution, elaborated at the Constitutional Convention of 1993 by representatives of different sociopolitical forces as a sort of "social contract", contains certain agreed baseline values, which will persist and develop until the time comes for adoption of a new constitution. Constitution of 1993 is not ideal, there are incorrect wording, which might be overcome by interpretation. However, it does not diminish the tremendous social value of the Constitution. Besides, Constitution’s advancement involves further development of issues dealing with social order with due regard to constitutional experience of other countries.

Текст научной работы на тему «Российская конституция 1993 г. : ценностное измерение»

ВЕНИАМИН ЕВГЕНЬЕВИЧ ЧИРКИН

Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10 E-mail: vechirkin@yandex.ru SPIN-код: 5055-3944 ORCID: 0000-0002-6471-9212

РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1993 г.: ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация. В Российской империи были акты конституционного значения, но не было конституции в подлинном смысле этого слова. Советские конституции в той или иной степени отражали классовый характер российской государственности. Новый этап в развитии российского конституционализма наступил на рубеже 1980-1990-х гг. в результате победы антитоталитарной демократической революции. Принятие нового учредительного акта позволило обеспечить, хотя и хрупкие, гражданский мир и согласие в стране, исключить сползание к гражданской войне. Конституция РФ закрепила основы принципиально нового общественного и государственного строя. Тоталитаризм был упразднен, не стало и социализма. Это изменило всю жизнь страны. Разработанная на Конституционном совещании 1993 г. представителями различных социально-политических сил как своего рода «общественный договор», Конституция содержит некоторые согласованные базовые ценности, которые будут сохраняться и развиваться до тех пор, пока не придет время для принятия новой конституции.

Конституция 1993 г. не идеальна, в ней есть некорректные формулировки, которые можно преодолевать посредством толкования. Однако это не умаляет огромную социальную ценность Конституции. Кроме того, развитие Конституции предполагает дальнейшую разработку вопросов, касающихся общественного строя, с учетом конституционного опыта других стран.

Ключевые слова: конституция, Россия, ценности, советские конституции, демократизация, парламентаризм, общественный строй, права и свободы человека

VENIAMIN E. CHIRKIN

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

10, Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation

E- mail: vechirkin@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-6471-9212

RUSSIAN CONSTITUTION OF 1993: AXIOLOGICAL DIMENSION

Abstract. In the Russian empire there were acts of constitutional significance but there was no constitution in the true sense of the word. Soviet constitutions in more or less degree reflected class character of the Russian statehood. A new stage in the development of Russian constitutionalism came at the turn of 1980-90 as a result of victory of the anti-totalitarian democratic revolution. Adoption of a new constituent act allowed to provide, although fragile, peace and consent in the country, to avoid slipping into civil war. Constitution of the Russian Federation secured the foundations of a fundamentally new social and state order. Totalitarism was abolished, there was no socialism either. It changed the whole life of the country. Constitution, elaborated at the Constitutional Convention of 1993 by representatives of different socio-political forces as a sort of "social contract", contains certain agreed baseline values, which will persist and develop until the time comes for adoption of a new constitution.

Constitution of 1993 is not ideal, there are incorrect wording, which might be overcome by interpretation. However, it does not diminish the tremendous social value of the Constitution. Besides, Constitution's advancement involves further development of issues dealing with social order with due regard to constitutional experience of other countries.

Keywords: constitution, Russia, values, Soviet constitutions, democratization, parliamentarism, social structure, human rights.

1. Введение.Этапы развития российского конституционализма

Конституция Российской Федерации 1993 г. — пятая российская конституция. По существу, первые акты конституционного значения — Основные государственные законы 1906 г. — были приняты в России в соответствии с царским Манифестом об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. в результате революции 1905 г. (до этого действовали различные акты Российской империи, закреплявшие абсолютизм и сословное неравенство). Основные государственные законы, в частности, предусматривали неТруды Института государства и права РАН. 2018. Том 13. № 6

которые личные и политические права российских подданных (гл. 8) и создание парламента — Государственного совета и Государственной Думы, наделенного полномочием «возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору» (ст. 107). Однако Основные государственные законы не были конституцией в полном смысле слова.

Первая Конституция России — Основной закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики — была принята 12 января 1918 г. после победы революции в октябре 1917 г. Это была первая в истории конституция тоталитарного социализма (подлинный социализм осуществить не удалось), провозгласившая установление диктатуры пролетариата и власти рабочих и крестьян. Во всех территориальных единицах были созданы Советы или Съезды советов как органы власти трудящихся, исключавшие представительство «эксплуататоров»1, частных собственников, бывших служащих карательных органов и некоторых других лиц, лишенных политических и некоторых социально-экономических прав2, на которых были возложены дополнительные обязанности3. В Конституции были закреплены отдельные личные, политические и социально-экономические права трудящихся, включая свободу выражения мнений (ст. 14), свободу собраний (ст. 14), свободу союзов (ст. 16), вводился рабочий контроль на производстве (п. «в» ст. 3) и обязанность трудиться (ст. 18), провозглашалась социализация земли (п. «а» ст. 3).

После образования Советского Союза в 1922 г. и принятия Конституции СССР 1924 г. была разработана и в 1925 г. вступила в действие новая Конституция России. РСФСР стала частью союзного государства — союзной республикой в составе СССР, однако основные подходы к конституционному регулированию оставались прежними.

Конституция РСФСР 1937 г. была принята в соответствии со «сталинской» Конституцией СССР 1936 г. Она закрепила принцип равноправия граждан (ст. 127), равные права мужчин и женщин во всех областях жизни (ст. 126), ввела принцип всеобщности выборов

1 Как отмечалось в Конституции, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти (ст. 7).

2 Лишение прав обосновывалось тем, что они используются в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

3 Так, в целях уничтожения паразитических слоев общества была введена всеобщая трудовая повинность (п. «е» ст. 3).

и упразднила ограничения избирательных прав (ст. 139), закрепила на конституционном уровне право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством (ст. 122), право на отдых (ст. 123), право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 124). Однако свободы слова, печати, собраний, митингов и шествий, уличных демонстрации по-прежнему гарантировались гражданам страны в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя (ст. 129). Конституция предусмотрела отдельные элементы парламентаризма, упразднив Съезды советов и признав Верховный Совет РСФСР единственным законодательным органом (ст. 24). Органами государственной власти во всех административно-территориальных единицах, начиная с поселков, сел (станиц, деревень, хуторов, аулов), городов, являлись Советы депутатов трудящихся (ст. 77). Вместе с тем в Конституции по-прежнему закреплялась диктатура пролетариата (ст. 2), не предусматривались частная собственность и свобода предпринимательской деятельности4, а Коммунистическая партия рассматривалась как руководящее ядро всех организаций трудящихся, общественных и государственных (ст. 130). В этот период сохранялись ограничения и в отношении свободы выбора места жительства граждан. Крестьяне, объединенные в колхозы, часто принудительно, вплоть до 1956 г. не имели паспортов и не могли свободно покидать свои села. Ограничения свободы передвижения касались и других граждан в связи с существованием института прописки по месту жительства.

Дальнейшая демократизация общественного и государственного строя была связана с принятием Конституции СССР 1977 г. и впоследствии Конституции РСФСР 1978 г. В последней отсутствовало положение о диктатуре пролетариата, советское государство было провозглашено общенародным (ст. 1), а партийные организации — действующими в рамках Конституции (ч. 3 ст. 6), закреплялось право граждан обжаловать действия должностных лиц и государственных органов и право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями соответствующих лиц (ст. 56). Однако Коммунистическая партия по-прежнему объявлялась направляющей и руководящей силой в обществе и государстве, допускалась только марксистско-ленинская идеология, а отправление религиозных обрядов ограничивалось.

4 Следует отметить, что в период нэпа (1921—1928 гг.) в стране допускалось частное предпринимательство в ограниченных объемах.

2. Значение Конституции 1993 г.

Перелом в общественном и государственном развитии России наступил в результате победы антитоталитарной демократической революции на рубеже 1980-1990-х гг. Любая революция чревата насилием, и в ходе этой российской революции были жертвы, в основном в ходе вооруженной борьбы в Москве в октябре 1993 г. Распад могучего Советского Союза принес многие беды его народам, способствовал дестабилизации международного правопорядка. Следствием этого стала разруха в экономике, упадок культуры и общественной морали в России, которые не преодолены до сих пор.

В результате победы антитоталитарной революции была принята Конституция РФ 1993 г. В конституционном референдуме приняли участие 54,8% избирателей России, 58,4% из них проголосовали за принятие Конституции5. Новый учредительный акт являлся результатом борьбы и сотрудничества различных социально-политических сил общества, которым удалось тогда прийти к компромиссу и исключить сползание к братоубийственной гражданской войне, обеспечить, хотя и хрупкие, гражданский мир и согласие. В этом — величайшая историческая ценность новой Конституции.

С позиций аксиологии социальная ценность Конституции имеет и другие аспекты. Как полагали создатели этого направления в философии (немецкие неокантианцы, историки и культурологи В. Диль-тей, В. Виндельбанд и его ученик Г. Риккерт), при оценке социальных явлений нельзя ограничиваться значимостью события, следует учитывать его характер и влияние на развитие человека, общества и государства. С этих позиций необходимо оценивать и Конституцию 1993 г.

Конституция РФ закрепила основы принципиально нового общественного и государственного строя. Тоталитаризм был упразднен, не стало и социализма. Это изменило всю жизнь страны. Теперь страна свободно развивается по демократическому пути. В соответствии с Конституцией 1993 г. Россия была провозглашена демократическим, правовым, федеративным, социальным, светским государством, с республиканской формой правления (ст. 1, 7, 14). В сфере социально-экономических отношений Конституция предусматривает многообразие форм собственности, их равное признание и защиту (ч. 2 ст. 8),

5 См.: постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 1993 г. № 142 «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Центральная избирательная комиссия РФ. URL: http://cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/23559/ (дата обращения: 14.11.2018).

свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), свободу труда и право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда (ч. 1 и 3 ст. 37)6.

В политической сфере Конституция устанавливает идеологическое и политическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом (ст. 13). Изменена и форма правления. Вместо Республики Советов на конституционном уровне предусмотрена смешанная республика президентско-парламентарного типа.

В гл. 2 Конституции РФ закреплены права человека и гражданина на уровне международных стандартов, а в некоторых случаях даже на более высоком уровне (например, в ч. 1 ст. 26 предусмотрено право на этническую самоидентификацию). Были осуществлены и другие изменения в сфере основ общественного и государственного строя, международных отношений, правового положения личности.

3. Недостатки Конституции 1993 г.

Вместе с тем в Конституции РФ есть положения, обусловленные обстоятельствами ее принятия. Некоторые из них были понятны в условиях того времени, но сегодня требуют уточнений и изменений. Следует учитывать, что в той ситуации политическая элита, получившая в свои руки реальные рычаги государственной власти, понимала, что могут быть предприняты попытки замены учредительного акта или внесения в него изменений в целях восстановления тоталитарного социализма. Поэтому в Конституцию были внесены положения, запрещающие Федеральному Собранию пересматривать основополагающие нормы об основах общественного и государственного строя — гл. 1, 2 и 9 Конституции. На определенном этапе такие запреты стали тормозить прогрессивное развитие общества, реализа-

6 С 1 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 11 163 руб. в месяц (см.: Федеральный закон от 7 марта 2018 г. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» // СЗ РФ. 2018. № 11. Ст. 1576). Впервые за два десятилетия МРОТ в России превысил прожиточный минимум, который составляет 10 451 руб. в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 ноября 2018 г. № 695н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года» См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201811300035 (дата обращения: 22.12.2018).

цию идей социальной справедливости, партнерства и ответственности, преодоление элементов олигархизма и авторитаризма.

Кроме того, в ряде статей Конституции содержатся неточные формулировки. Во время перехода к новому строю не все было ясно, сказывались противоречия участников революционных событий, конституционные традиции прошлого, уровень научной проработки конституционных проблем. В результате в ст. 5 учредительного акта республики в составе Российской Федерации были названы государствами (хотя на территории России существует только одно государство). Публичная власть в субъектах Федерации была названа государственной властью (ст. 5, 11, 73), что вряд ли верно. Из текста ст. 10 и 11 Конституции не ясно, сколько ветвей государственной власти — три или четыре — существует в России.

Положения гл. 1 учредительного акта являются укрепленными, их нельзя исправить «точечными поправками» Федерального Собрания или только посредством проведения конституционного референдума, не созывая Конституционное Собрание (ст. 135). В этих условиях с разъяснениями мог бы выступить Конституционный Суд РФ, который в соответствии с ч. 5 ст. 125 дает толкование Конституции. Правда, по своей инициативе он не может этого сделать. Однако толкование возможно осуществить на основании запроса органов государственной власти Российской Федерации или ее субъектов, перечисленных в ч. 5 ст. 125. Такую возможность следует использовать.

С учетом условий принятия Конституции РФ публичное разъяснений некоторых положений учредительного акта для населения было бы не лишним. Умолчание в этих случаях, в том числе и со стороны гаранта Конституции, вряд ли уместно.

Представляется, что в Конституции 1993 г. недостает ряда положений, касающихся общественного строя. Некоторые из них были закреплены в зарубежных учредительных актах на момент разработки российской Конституции, но этот опыт не был учтен. Речь идет о положениях о социально ориентированной рыночной экономике с элементами государственного регулирования; социальной справедливости и социальном партнерстве; социальной ответственности не только работодателей, но и работников; об общественной функции частной собственности. Следует подумать о закреплении прогрессивного налогообложения и обязанности органов государственной власти устанавливать прожиточный минимум. Нуждаются в разработке и новые принципы распределения общественного продукта, отличные от применяемых при капитализме и социализме.

Назрела необходимость и в закреплении основных обязанностей общества и государства по отношению к человеку и гражданину. Однако здесь важно соблюдать меру. Как показывает практика развивающихся стран, в некоторых конституциях (Мьянмы 2008 г., Бутана 2008 г., Непала 2015 г. и др.) на государство возложены десятки обязанностей, многие из которых оно в принципе не может выполнить.

Необходимо учитывать социально-экономические аспекты и при закреплении принципов международной политики государства. В этой области вряд ли можно признать достаточными положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

4. Заключение

Идеальных конституций в мире нет, и Конституция РФ не является исключением. Однако не стоит снижать социальную и юридическую ценность Конституции 1993 г. сохранением погрешностей в ее тексте. И, если пока мы их не можем исправить, целесообразно официально объяснить появление соответствующих формулировок особенностями разработки и принятия Конституции, а также дать их адекватное истолкование. 25-летний юбилей учредительного акта является подходящим временем для этого.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Чиркин Вениамин Евгеньевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник сектора административного права и процесса Института государства и права РАН, участник Конституционного Совещания 1993 г.

AUTHOR'S INFO:

Veniamin E. Chirkin — Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Science Worker of the Russian Federation, Chief Research Fellow of the Administrative Law and Procedure Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Member of the 1993 Constitutional Convention.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Чиркин В.Е. Российская Конституция 1993 г.: ценностное измерение // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018. Том 13. № 6. С. 37-44.

CITATION:

Chirkin, V.E. (2018). Russian Constitution of 1993: Axiological Dimension. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 13(6), pp. 37-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.