ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИЙ ПАЛИТРА МНЕНИЙ
БЕРНД ВИЗЕР
Юридический факультет, Университет города Граца имени Карла и Франца
A-8010, Österreich, Graz, Universitätsstraße, 15 E-mail: bernd.wieser@uni-graz.at ORCID: 0000-0002-8476-4555
О СУТИ И ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИЙ
Аннотация. Конституционные юбилеи 2018 г. (100 лет первой Конституции РСФСР и 25 лет Конституции РФ) заставляют ученых вновь обращаться к истории российских конституций, определять существенные характеристики этапов их развития. Законность, приоритет прав и свобод человека и прочие привычные для юристов принципы сложились в российском конституционном законодательстве далеко не сразу. Так, Конституция РСФСР 1918 г. носила отчетливо классовый характер. Ее основная задача заключалась в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства. Две последующие Конституции («сталинская» и «брежневская») выглядели менее радикально, но все же основывались на принципах, открыто отрицавших саму суть правового и конституционного государства. В советских конституциях устанавливалось единство власти вместо системы сдержек и противовесов, провозглашались права трудящихся вместо прав человека, правление единой государственной партии вместо народного суверенитета, многопартийной системы и демократических выборов, государственная идеология вместо свободы и плюрализма мнений, атеизм вместо свободы совести, закреплялась и охранялась государственная собственность на средства производства вместо гарантий частной собственности. Учредительные акты выполняли преимущественно пропагандистские, а не регулятивные функции. Конституция 1993 г., зафиксировавшая отказ от коммунистической идеологии и руководящей роли Коммунистической партии, по своим существенным характеристикам сопоставима с учредительными актами западных государств. Но и эта Конституция, как показывает практика, далеко не всегда демонстрирует свою эффективность. Дальнейшую эволюцию конституционализма в России предсказать довольно трудно, но поводы для определенного оптимизма все же имеются.
Ключевые слова: российская государственность, суверенитет, Конституция, диктатура пролетариата, социализм, реформы, демократия, правовое государство
BERND WIESER
Law Faculty, University of Graz 15, UniversitatsstraBe, Graz, A-8010, Austria E-mail: bernd.wieser@uni-graz.at ORCID: 0000-0002-8476-4555
ON THE SUBSTANCE AND HISTORY OF THE SOVIET AND RUSSIAN CONSTITUTIONS
Abstract. Anniversaries of the Constitutions of 2018 (100 years of the Constitution of the RSFSR and 25 years of the Constitution of the Russian Federation) make scientists turn back to the history of the Russian Constitutions and to determine essential characteristics of their developmental stages. Rule of law, priority of human rights and freedoms and other legal principles familiar to lawyers did not develop immediately in the Russian constitutional law. Thus, RSFR Constitution of 1918 wore a distinctly class character. It's main task was to establish dictatorship of urban and rural proletariat and the poorest peasantry. The next two Constitutions ("Stalin's" and "Brezshnev's") looked less radical, but were still based on principles that openly denied the very essence of the rule of law and constitutional state. The Soviet Constitutions established the unity of power instead of checks and balances; proclaimed the rights of working people instead of human rights, single party rule instead of multiparty system and democratic elections, the state ideology instead of freedom and pluralism of opinions, atheism instead of freedom of conscience; secured and protected the state ownership of the means of production instead of private property guarantees. The constituent acts performed predominantly propaganda rather than regulatory functions. The Constitution of 1993 that recorded a rejection of the communist ideology and the leadership of the Communist party, by its essential characteristics is comparable to the constituent acts of Western democracies. But this Constitution, as practice shows, is far from being effective. It is rather difficult to predict the future evolution of the constitutionalism in Russia, but there are reasons for a certain optimism.
Keywords: Russian statehood, sovereignty, Constitution, dictatorship of proletariat, Socialism, reforms, democracy, constitutional state
1. Введение
2017 г. был ознаменован 100-летним юбилеем двух русских революций — Февральской и Октябрьской. Данному событию уделили должное внимание и немецкие исследователи1. Так называемая Октябрьская революция 1917 г. не только во многом определила дальнейшую мировую историю, но и существенным образом изменила правовую систему России.
Революционные события развивались стремительно. За штурмом Зимнего дворца 25 октября 1917 г. последовали выборы во Всероссийское учредительное собрание, на которых большевики потерпели поражение. Учредительное собрание собралось на свое заседание 5 января 1918 г. в Петрограде, но было разогнано на следующий день Всероссийским центральным исполнительным комитетом, где главную роль играли опять-таки большевики.
Силовыми методами большевикам удалось добиться своего: III Всероссийский Съезд Советов принял 12 января 1918 г. разработанную В.И. Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которую можно считать своего рода предконституцией. 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов был принят первый учредительный акт послереволюционной России — Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
В ст. 1 Конституции Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; вся власть в центре и на местах принадлежала этим Советам. Основная задача рассчитанной на переходный период Конституции РСФСР согласно ст. 9 заключалась в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. Весьма примечательной была и ст. 18 Конституции, провозгласившая труд обязанностью всех граждан РСФСР и содержавшая лозунг: «Кто не работает — тот не ест!».
Таким образом, первая социалистическая Конституция появилась 100 лет назад. Она была первой, но отнюдь не последней. Примеча-
1 См. № 6—8 журнала «Восточная Европа» объемом в 500 с., вышедшего в 2017 г. под названием «Возвращение к Революции. 1917—2017: вперед и постоянно забывая» (Osteuropa. 2017. Vol. 67. No. 6-8. "Revolution retour. 1917-2017: Vorwärts, und stets vergessen").
тельно, что в 2018 г. юбилей празднует также Конституция Российской Федерации, одобренная на референдуме 12 декабря 1993 г. Это и послужило поводом для небольшого очерка, посвященного 100-летней истории советских и российских Конституций.
2. Суть социалистических Конституций
Согласно абсолютно точному высказыванию О. Лухтерхандта, приведенному в Комментарии к российской Конституции, изданному в 2014 г. автором настоящей статьи, все Конституции СССР (1924, 1936 и 1977 гг.) и РСФСР (1925, 1937 и 1978 гг.) основывались на идеологических принципах, осознанно отрицавших достижения свободного правового и конституционного государства. Они предусматривали единство власти («вся власть Советам») вместо разделения властей, права трудящихся вместо прав человека, правление государственной партии вместо народного суверенитета, многопартийной системы и демократических выборов. Они утверждали истинность и господство единой государственной идеологии вместо свободы и плюрализма мнений, вводили воинствующий атеизм вместо свободы совести, закрепляли и охраняли государственную собственность на средства производства вместо установления гарантий частной собственности. Они закрепляли единство системы официальных общественных организаций вместо гражданского общества, формирующегося на основе свободного объединения граждан, бюрократический централизм вместо децентрализованного федерализма, партийность судей и их зависимость от партийно-государственного аппарата вместо гарантий независимости судов и беспристрастности правосудия2.
Какие же функции могли выполнять советские конституции при подобном понимании конституционализма? Г. Бруннер во введении к Комментарию к советской Конституции, изданном в 1983 г. М. Финке, выделяет три такие функции. Во-первых, социалистическая конституция выполняла пропагандистскую функцию внутри страны и обеспечивала легитимацию политического господства, позиционируя себя в качестве доказательства успехов на пути продвижения к коммунизму, содействуя таким образом идентификации населения с существовавшей в стране политической системой. Во-вторых, посредством внешней пропаганды она вводила в заблуждение, скрывая
2 См.: Luchterhandt O. Einleitung // Handbuch der russischen Verfassung / Hrsg. von B. Wieser. Wien, 2014. S. 4 sqq.
за демократическим фасадом реальность и показывая СССР в виде привлекательной альтернативы свободному правовому государству западного типа. В-третьих, Конституция в ограниченном объеме осуществляла информационную и нормативно-упорядочивающую функции, информируя о формальном устройстве государства, экономики и общества и регламентируя некоторые сферы социального бытия с учетом соответствующей политики партии и правительства3.
О роли Коммунистической партии можно сказать следующее: решения партии обладали приоритетом над положениями конституции. Р. Маурах в опубликованном в 1955 г. Комментарии к советской Конституции рассматривал принципы, в соответствии с которыми была организована и действовала КПСС, в качестве «внутреннего» государственного права Советского Союза, а формальную Конституцию — в качестве «внешнего» государственного права4.
Для сравнения конституций и уяснения их сути следует привести так называемую онтологическую классификацию конституций прошлого столетия, основоположником которой является К. Лё-венштайн. В соответствии с этой классификацией конституции подразделяются на нормативные, номиналистические и семантические в зависимости от степени соответствия конституционных норм практике осуществления власти. Положения нормативной конституции господствуют над политическим процессом, т.е. процесс осуществления власти подстраивается под нормы конституции и подчиняется им. При номиналистической конституции имеющиеся в конкретный период времени социальные и экономические обстоятельства (например, недостаток политической культуры и образования или отсутствие независимого среднего класса) препятствуют полному соответствию практики осуществления власти требованиям конституции. Наконец, семантическая конституция является не чем иным, как формализацией существующей политической практики осуществления власти исключительно в интересах лиц, фактически осуществляющих власть и имеющих в распоряжении государственный аппарат принуждения. Не удивительно, что К. Лёвенштайн пришел к выводу о том, что именно семантическая конституция присуща советскому государству5.
3 Cm.: Brunner G. Einleitung. I. Funktionen der Verfassung // Handbuch der Sowjetverfassung / Hrsg. von M. Fincke. Berlin, 1983. S. 8 sqq.
4 Cm.: Maurach R. Handbuch der Sowjetverfassung. München, 1955. S. 18 sqq.
5 Cm.: K. Loewenstein. Verfassungslehre. 2 Aufl. Tübingen, 1969. S. 151 sqq.
Без знания этих взаимосвязей невозможно уяснение сути советских конституций. Это характерно и для первой Конституции СССР. Она была принята после объединения советских республик, что можно также назвать присоединением других советских республик к РСФСР, проходившим в два этапа — в 1923 и 1924 гг. Вопреки воле тяжелобольного В.И. Ленина И.В. Сталин закрепил на конституционном уровне свою идею строго централизованного руководства государством. При этом в тексте Конституции не упоминалась Коммунистическая партия. Политические права предоставлялись определенным классам и к тому же в различном объеме, а не народу. Поэтому данная Конституция, как и Конституция РСФСР 1918 г., носила классовый характер. В ней не выделялся раздел, посвященный конституционным правам.
3. Сталинская Конституция
Вторая Конституция СССР, принятая в 1936 г., еще в большей степени cвязана с именем И.В. Сталина (так называемая Сталинская конституция). Необходимость изменений в конституционном праве И.В. Сталин официально обосновывал экономическими и социологическими причинами. Однако, вероятно, более вескими причинами были внешнеполитические6.
Данная Конституция отличалась лаконичностью. В ней отсутствовала преамбула, впервые была упомянута роль Коммунистической партии, однако косвенно, в контексте регулирования свободы объединения: «Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126). Социальные конституционные права обещали лучшую жизнь, либеральные конституционные права обеспечивались лишь формально и к тому же только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя» (см., например, ст. 125).
После Второй мировой войны положения Сталинской конституции с многочисленными изменениями были экспортированы в учредительные акты «социалистических братских государств» Восточной Европы.
6 Подробнее см.: Maurach R. Op. cit. S. 34 sqq. Труды Института государства и права РАН. 2018. Том 13. № 6
4. Брежневская Конституция
Так называемое дальнейшее совершенствование социализма потребовало принятия новой Конституции СССР, которая вступила в силу в октябре 1977 г. и неразрывно связана с именем Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза Л.И. Брежнева.
Самым знаменитым положением этой Конституции была ст. 6, закреплявшая ведущую роль Коммунистической партии: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».
Социалистический строй описывался в преамбуле на нескольких страницах в далеком от реальности виде: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.
Это — общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Это — общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ... ».
Каталог социальных конституционных прав был весьма значительным. Однако отсутствовала возможность их защиты в судебном порядке. Так называемые материальные гарантии (например: «Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников.») носили сугубо декларативный характер.
Брежневская Конституция вступила в действие уже на закате социалистической системы. С 1985 г. М.С. Горбачев пытался спасти эту
систему, в том числе и путем внесения изменений в Конституцию СССР и конституции союзных республик начиная с 1988 г. Однако с распадом Советского Союза в конце 1991 г. закончилась и эра советских конституций.
5. Ельцинская конституция
В период советской власти Россия (РСФСР) была лишь одной из 15 республик Советского Союза. Ее последняя Конституция была принята в 1978 г. и в содержательном плане «воспроизводила» Брежневскую конституцию СССР. В начале 1990-х гг. к власти в России пришел Б.Н. Ельцин, являвшийся принципиальным противником М.С. Горбачева. Он интенсивно продвигал конституционные реформы на республиканском уровне, и в середине 1990-х гг. была создана комиссия по разработке новой российской конституции.
После распада Советского Союза было очевидно, что это будет Конституция суверенного государства, а не республики в составе федерации. Конституция была одобрена на референдуме 12 декабря 1993 г. До этого Президент РФ Б.Н. Ельцин вел борьбу с выступавшим против реформ парламентом страны, которая завершилась применением оружия в октябре 1993 г. во время штурма Белого дома в Москве.
Ельцинской конституции 1993 г. присущи все признаки учредительного акта свободного демократического правового государства. В ней отсутствуют пережитки социализма. По всем существенным характеристикам она сопоставима с конституциями западных демократий. Однако Конституция предусматривает чрезмерную компетенцию Президента, поэтому в науке нередко характеризуют закрепленную в ней систему правления как «суперпрезидентсткую»7.
Предоставим опять слово О. Лухтерхандту: «Конституция Российской Федерации — первая конституция в истории России, которая не только носит это название, но и обладает правовым качеством конституции. Она с высоты своей позиции заявляет о приверженности тем правовым институтам, которые создают конституционный строй демократического правового государства, а именно — правам человека и основным свободам, народному суверенитету и демократии, разделению властей и конституционному правосудию, рав-
7 См.: WieserB. Art 80 // Handbuch der russischen Verfassung / Hrsg. von B. Wieser. Punkt 1 mit weiteren Beweisen.
но как и религиозно-мировоззренческому нейтралитету. Благодаря этим положениям Конституция Российской Федерации демонстрирует решимость своих создателей связать власть государства правом, определить ее границы и пределы с помощью права. Конституция выражает стремление заменить господствовавшеe в стране десятилетиями тоталитарноe правленте коммунистического государства с его однопартийной системой, безграничной властью и произволом либеральным строем конституционного государства. Это утверждение и оценка остаются в силе, даже если важнейшая гарантия свободы и прав человека, а именно — разделение властей, ощутимо ослабляется с нормативной точки зрения чрезмерно широкой компетенцией Президента страны, а после завершения Ельцинской эпохи никак не проявляется в российской конституционной практике. В конституционной истории России Конституция РФ является важнейшей вехой»8.
6. Заключение
В течение нескольких лет Конституция 1993 г. действовала достаточно сносно. Это было в начале периода полномочий Президента РФ Б.Н Ельцина, сегодня незаслуженно критикуемого. Это время можно охарактеризовать так: примерно полдесятилетия из тысячелетней истории России в стране существовала полудемократия. В период правления Президента В.В. Путина Конституция РФ 1993 г., к сожалению, в значительной степени утратила свой нормативный эффект. В соответствии с классификацией К. Лёвенштайна сегодня ее можно отнести к номиналистическим конституциям. Ее потенциал еще может проявиться, однако это дело неопределенного будущего.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Handbuch der russischen Verfassung / Hrsg. von B. Wieser. Wien: Verlag. Österreich, 2014.
Handbuch der Sowjetverfassung / Hrsg. von M. Fincke. Berlin: Duncker und Hum-blot, 1983.
Löwenstein K. Verfassungslehre. 2 Aufl. Tübingen: Mohr Siebeck, 1969.
Maurach R. Handbuch der Sowjetverfassung. München: Isar Verlag, 1955.
8 Luchterhandt O. Einleitung // Handbuch der russischen Verfassung / Hrsg. von B. Wieser. Punkt 1.
REFERENCES
Fincke, M. ed. (1983). Handbuch der Sowjetverfassung. Berlin: Duncker und Humblot. (in Germ.).
Löwenstein, K. (1969). Verfassungslehre. 2nd ed. Tübingen: Mohr Siebeck. (in Germ.).
Maurach, R. (1955) Handbuch der Sowjetverfassung. München: Mohr Siebeck. (in Germ.).
Wieser, B. ed. (2014). Handbuch der russischen Verfassung. Wien: Verlag. Österreich. (in Germ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Визер Бернд — доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, второй вице-декан по учебной работе, заведующий кафедрой публичного права и политических наук, руководитель Центра российских, восточноевропейских и евразийских исследований юридического факультета Университета г. Граца имени Карла и Франца (Австрия).
AUTHOR'S INFO:
Bernd Wieser — Doctor of Legal Sciences, Doctor of Philosophy, Professor, Second Vice Dean of Studies, Chair of the Institute of Public Law and Political Science, Director of the Russian East European & Eurasian Studies Centre, Law Faculty, University of Graz (Austria).
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Визер Б. О сути и истории советских и российских конституций // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018. Т. 13 (6). С. 9-18.
CITATION:
Wieser, B. (2018). On the Substance and History of the Soviet and Russian Constitutions. Trudy Instituta gosudarstva I prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 13 (6), pp. 9-18.