Научная статья на тему 'Стоимостная оценка как метод финансового контроля'

Стоимостная оценка как метод финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Островский Леонид Иосифович

В статье производится анализ существующих методов стоимостной оценки государственного имущества с точки зрения их эффективности как метода государственного контроля; по итогу анализа высказываются рекомендации по совершенствованию, применительно к специфике российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuation as a method of financial control

In the article analysis existing methods of a cost assessment of the state property from the point of view of their efficiency as method of the state control is made; on a result of the analysis recommendations about improvement, in relation to specifics of the Russian society express.

Текст научной работы на тему «Стоимостная оценка как метод финансового контроля»

Бизнес в законе

3’2014

15.4. СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Островский Леонид Иосифович, аспирант кафедры оценки и управления стоимостью

Место работы: Федеральная служба финансово-

бюджетного надзора (Росфиннадзор)

Место учебы: Финансовый университет при Правительстве РФ

Lenya818@mail.ru

Аннотация: В статье производится анализ существующих методов стоимостной оценки государственного имущества с точки зрения их эффективности как метода государственного контроля; по итогу анализа высказываются рекомендации по совершенствованию, применительно к специфике российского общества.

Ключевые слова: Финансовый контроль. Государственная собственность. Стоимостная оценка. Государственное регулирование

VALUATION AS A METHOD OF FINANCIAL CONTROL

Ostrovskiy Leonid, postgraduate student.

Work place: Federal service of the financially - budgetary supervision

Lenya818@mail.ru

Annotation: In the article analysis existing methods of a cost assessment of the state property from the point of view of their efficiency as method of the state control is made; on a result of the analysis recommendations about improvement, in relation to specifics of the Russian society express.

Keywords: financial control, state property, valuation, state regulation

Сегодня государственная собственность стала важным фактором экономической жизни экономически развитых стран, а государственный сектор экономики превратился в важное орудие государственной политики экономического роста, программирования и антициклического регулирования.

Причины развития государственной формы собственности в экономике и государственного предпринимательства такие:

1. Убыточность некоторых традиционных отраслей и предприятий, сохранение которых необходимо с общеэкономических или военно-стратегических соображений.

2. Необходимость развития сфер хозяйственной деятельности, необходимые для общества и его правительства (например, сферы военной производственной или социальной инфраструктуры), но инвестирование в развитие которых мало интересует предпринимательский капитал через значительный срок его окупаемости или низкую дохдность.

3. Необходимость стимулирования развития науки и НТП. Фирмы охотно финансируют развитие прикладных областей науки, то есть исследования, которые направлены на достижение краткосрочного практического результата. Финансирование развития фундаментальных наук и долгосрочных научных исследований вынуждено брать на себя правительство.

4. Необходимость стимулирования развития новых перспективных отраслей, производств и технологий, которые определяют НТП и составят перспективные

национальные интересы в будущем. Во-первых, производство принципиально новых изделий и технологий требует огромных средств. Во-вторых, освоение таких проектов в определенной степени связано с повышенным риском, который пугает предпринимателей. Они склонны к проектам с меньшим риском и стабильным доходом.

Несмотря на увеличение публикаций по оценке стоимости активов, методологические аспекты определения случаев применения определенных методов и видов оценки стоимости активов бюджетных и коммунальных предприятий, которые рассматриваются по принципам действующего предприятия, требует дальнейшего изучения.

Пропагандистские слухи о нецелесообразности существования государственного сектора экономики стимулируются и распространяются в интересах финансовых магнатов - обладателей крупного капитала.

Мировой опыт разгосударствления и приватизации свидетельствует, во-первых, что невысокая эффективность предприятий государственного сектора в развитых странах обусловлено негосударственной формой собственности. Они могут быть высоко конкурентными, эффективными, если функционируют в условиях конкуренции, живут по законам рынка, а не рассчитывают на бюджетное финансирование. Во-вторых, разгосударствление и приватизация во всех странах через некоторое время заменяются национализацией и реприватизацией. Эти процессы проходят циклично. В-третьих, государственный сектор является той материальной основой, которая дает возможность государству осуществлять регулирующее воздействие на экономику, ослаблять социальную напряженность в обществе и обеспечивать доступ населения к общественным благам. В-четвертых, без мощной государственной экономики не обеспечить обороноспособность страны. Поэтому разгосударствления и приватизации необходимо осуществлять, учитывая как экономические, так и социальные и политические последствия. Государство было и должно оставаться субъектом собственности, его нельзя исключать из экономической жизни.

Она, как правило, комбинируется с другими видами оценки. Например, запасы, как правило, отражаются по низшей из двух оценок - себестоимости или чистой стоимости реализации; рыночные ценные бумаги могут отображаться по рыночной стоимости.

Один из принципов составления и представления финансовой отчетности - принцип исторической (фактической) себестоимости - означает, что приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение. Оценка по исторической (фактической) себестоимости названа приоритетной, следовательно, не исключается возможность использования других методов оценки.

Содержание системы информационного обеспечения управления государственными активами, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационноправовой форме, объемами и степенью диверсификации хозяйственной деятельности и т.д. Система информационного обеспечения управления активами представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа,

196

Островский Л. И.

СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

планирования и подготовки оперативных управленческих решений по всем аспектам их функционирования на предприятии [1].

Основные концепции оценочной статистики, как науки, призванной обеспечивать решение задач оценки недвижимости, были сформулированы в следующем виде:

- оценочная статистика является самостоятельной наукой, определяющей степень доходности и ценности недвижимого имущества для данного момента времени в данной местности;

- изучаемая оценочной статистикой ценность недвижимости должна пониматься не как абстрактная величина, а как продукт общественного труда, увеличивающийся по мере общественно-экономического развития данной страны и отражающий текущую экономическую ситуацию;

- в силу необходимости постоянного отражения изменяющихся характеристик общественно-экономического развития, оценочная статистика должна постоянно развиваться в изучении факторов доходности и ценности недвижимости. В рамках основных концепций были разработаны и постоянно совершенствовались конкретные методы сбора и обработки информации для целей оценки, позволяющие выработать методики оценки недвижимости.

Законодательство РФ устанавливает обязательное привлечение независимого профессионального оценщика при оценке имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в целях разрешения имущественных споров в случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; при определении стоимости имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление; при установлении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, размера арендной платы при заключении договоров аренды государственного имущества, а также стоимости государственного имущества в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление и так далее.

Таким образом, произвольное назначение стоимости государственного имущества чиновниками в перечисленных случаях, а также в ряде иных, оговоренных в законе, законом исключается.

Последовательность действий по определению стоимости любого объекта оценки определена в пункте 16 ФСО № 1 (Приказ Минэкономразвития № 256 от 20.07.2007г. «Об утверждении Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»)Изложим методику оценки исходя из этапов, сформулированных в ФСО.

1 этап. Идентификация объекта оценки, задачи и цели оценки.

В рамках данного этапа оценщик определяет элементы задания на оценку, некоторые из которых существенно отличаются для целей оценки государственных предприятий.

2 этап. Сбор и обработка информации

При сборе информации помимо традиционных источников внешней и внутренней информации в рамках оценки стоимости государственных предприятий:

- в блоке внутренней юридической информации необходимо запросить информацию о:

- наличии обременений приватизируемого имущества в соответствии со статьей 31 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- наличии и частоте применения в прошлых периодах специального права («золотая акция») для открытых акционерных обществ.

В блоке внутренней экономической информации необходимо запросить информацию:

- о величине расходов (и возможно, доходов), связанных с наличием обременений приватизируемого имущества;

- об ограничениях по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности;

- о наличии льгот в области налогообложения, финансирования и т.д.

3 этап. Оценка стоимости объекта оценки с использованием общепринятых подходов:

1. В рамках оценки бизнеса

2. В рамках оценки имущественного комплекса предприятия

При оценке стоимости имущественного комплекса предприятия, как известно, применяется затратный подход в оценке и особенности его применения для государственных предприятий указаны в особенностях применения этого подхода в оценке бизнеса.

4 этап. Согласование результатов оценки

На наш взгляд, не имеет существенных отличий от существующих методик выбора весовых коэффициентов при согласовании результатов оценки.

5 этап. Подготовка отчета об оценке

При подготовке отчета об оценке необходимо помнить, о необходимости прохождения экспертизы отчета об оценке в Росимуществе, что, с одной стороны, должно свидетельствовать о высоком качестве отчета, но с другой стороны, о продолжительном времени получения результатов оценки в связи с проведением формальных процедур экспертизы.

Общей информационной базой в управлении активами, по мнению большинства ученых, является финансовая отчетность, в частности, баланс предприятия и в первую очередь - его актив, который имеет возможность удовлетворить широкий круг пользователей - как внешних, так и внутренних.

Нельзя не согласиться с этим утверждением, поскольку финансовая отчетность является источником не только внутренней информации, но и внешней. Так, основным источником информации о контрагентах является их финансовый отчет. Кроме того, показатели общеэкономической и финансовой статистики формируются из данных отчетов субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому от качества сформированной и представленной в нем информации зависит возможность принятия правильных и эффективных управленческих решений.

С исходными данными, которые составляют информационную базу финансового отчета, выдвигают различные требования, в том числе достоверность, своевременность, достаточная точность, существенность, сопоставимость и т.д. Указанные требования не существуют отдельно друг от друга, а взаимосвязаны и взаимосвязаны. Их важность подтверждается тем, что, например, в США, Европейских странах, России и в Украине они включены в качестве базовых категорий в систему стандартов, которые определяют концептуальные основы учета.

Так, понятностью информации следует считать общие требования к финансовой отчетности, ее доходчивость и возможность однозначного толкования

197

Бизнес в законе

3’2014

пользователями с достаточным уровнем знаний и заинтересованности. Существенная информация - это та, которая влияет на принятие решений пользователями, дает возможность своевременно оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом. В свою очередь, информация достоверна, если она не содержит ошибок и искажений, способных повлиять на решения пользователей отчетности. Сопоставимость информации, при условии раскрытия информации об учетной политике и ее изменениях, дает возможность сравнивать финансовые отчеты предприятия за различные периоды, а также сравнивать их с отчетами других компаний.

Достоверность, по нашему мнению, является ключевой качественной характеристикой, поскольку не может быть информация эффективной, если она недостоверна. В то же время, сопоставимость непосредственно связана с учетной политикой, а именно принципы учетной политики и обеспечивают отсутствие искажений, т.е. достоверность финансового отчета.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

По доле бюджета в ВВП (12 процентов) Россия занимает одно из последних мест среди этих стран, что свидетельствует об очень низких ставках налогов для крупного бизнеса. При таком относительно небольшом бюджете неудивительны низкие пенсии, зарплаты врачам, учителям, чиновникам, другим бюджетным работникам. По уровню пенсий Россию обогнали Казахстан, Украина и Белоруссия.

В России существует также слишком большое расслоение населения по доходам по сравнению с развитыми странами. Индекс Джини для России равен 41,3 (сентябрь 2013), что свидетельствует о слишком большом расслоении населения по доходам по сравнению с развитыми странами.

Все это является причинами высокого уровня коррупции в стране.

Конечно, воровская, несправедливая приватизация привела к коррозии нравственного стержня во всех сторонах жизни общества.

Надо сказать, что среди крупных бизнесменов есть немало таких, которые свои предпринимательские

таланты употребляют на благо всей страны, вкладывают большие деньги в модернизацию производства и являются так называемыми эффективными собственниками. Но много и таких, которые никак не связывают свое будущее с Россией, а высасывают все соки с захваченных ими предприятий в лихие 90-е, являясь фактически мародерами. Многие из них, являясь людьми вне русской культуры и вне ценностей русской цивилизации (национальность здесь не имеет значения), уже фактически перебрались на Запад, а Россия для них страна, где они «стригут капусту».

«Главным средством обогащения стал не добросовестный труд или предпринимательский талант, а присвоение чужого под прикрытием ультралиберальной фразеологии. Последняя служила лишь ширмой для вполне административнокриминального расхищения государственной собственности»^].

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

На сегодняшний день на достоверность финансовых отчетов предприятий, а в дальнейшем и на достоверность макроэкономических показателей влияют ряд факторов, которые можно сгруппировать как внешние и внутренние.

В оценке государственного имущества сформировались как инфраструктуры оценочной деятельности, так и экспертные кадры, призванные внести упорядоченность в процесс государственного финансового кон-

198

Островский Л. И.

СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА КАК МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

троля над деятельностью государственных предприятий.

Особо хотелось бы остановиться на ситуации, сложившейся в Национальном Совете по оценочной деятельности (НСОД).

Принятие существующей редакции Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» во многом явилось компромиссом, примиряющим позиции явных противников введения саморегулирования ОД со стороны, как представителей федеральной исполнительной власти, так и представителей субъектов Российской Федерации.

Как показал дальнейший опыт формирования СРОО, «облегченный» вариант формирования СРОО в определенной степени оказал и оказывает влияние на эффективность функционирования всей системы саморегулирования.

Формирование первых СРОО, а в последствии и НСОД, формально продемонстрировало, что процесс самоорганизации оценочной деятельности «пошел».

Вместе с тем, именно в процессе создания НСОД проблемы складывающейся системы саморегулирования начали себя проявлять.

Создание НСОД в том виде, в каком он существует, явилось опять же результатом компромисса между «старыми» и «молодыми» СРОО.

Попытка введения аттестации экспертов - оценщиков с 2012 года как один из возможных механизмов повышения профессионального уровня, вызвал неадекватную реакцию у представителей ряда СРОО, входящих в НСОД.

В результате НСОД практически не выполнял своих основных функций в течение 2012 - 2013 г.г.

Вместе с тем, учитывая роль НСОД в складывающейся системе саморегулирования ОД, восстановление работоспособности НСОД является крайне важной задачей.

Предложения об ограничении полномочий НСОД или его ликвидации как института, в принципе только ускорят процесс деградации в ОД.

В определенной степени проблемы в НСОД связаны с тем, что, по сути, имея потенциальные полномочия «общественного министерства в оценке», по своей организационно - правовой форме НСОД является некоммерческим партнерством, внесенным в реестр саморегулируемых организаций.

Организационно - правовая форма НСОД в принципе не соответствует тем функциям, которые он должен потенциально выполнять.

Действующей редакцией 135-ФЗ НСОД не наделен никакими нормативными полномочиями, все его решения и документы являются рекомендациями (ст. 24.10 135-ФЗ), нормотворчество передано в Минэкономразвития России.

Уполномоченный нормативно-правовой регулятор -Минэкономразвития России - с 01.01.2008 г. утвердил федеральные стандарты оценки, разработанные НСОД, правовые акты, связанные с аттестацией, а также принял ряд нормативных документов, связанных с кадастровой оценкой.

При этом оценочное сообщество остро нуждается во множестве обязательных подзаконных нормативных документов: правила, методики, требования, расценки, тарифы и т.д., разработка и утверждение которых на Минэкономразвития России Правительством Российской Федерации не возложено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В принципе нормативно-правовые акты НСОД обязательны для всех оценщиков и СРО оценщиков (п. 11 ст. 24.10 135-ФЗ).

Эту поправку можно было не прописывать, поскольку де-юре СРО оценщиков, являющиеся членами НСОД, обязаны выполнять его решения в силу 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а оценщики - члены СРО оценщиков обязаны по цепочке выполнять решения своих СРО в силу 7-ФЗ и 135-ФЗ.

Крупные промышленные компании обычно поручают работы по оценке бизнеса (компаний) своим специалистам, а к независимым оценщикам, в том числе и из зарубежных аудиторских компаний, часто обращаются, когда нужны «заказные» цифры, в частности, при принудительном выкупе акций у миноритариев, либо без указания нужных цифр при сделках по небольшим активам. Раньше независимые оценщики имели от крупных компаний заказы на переоценку основных средств, да и то это были в своей массе “заказные” работы. Сейчас без рекомендаций со стороны заказчика по итоговому значению рассчитанной стоимости заказы оценщикам идут от средних и небольших промышленных компаний, не имеющих в своем штате оценщиков.

Переход оценщиков на саморегулирование в среднем повысило качество оценки, так как у потребителя оценки появилась возможность получить экспертизу на отчет от соответствующего СРО. Однако, теперь у избранных оценочных компаний, представители которых входят в руководство и экспертные советы соответствующих СРО, появилась возможность получать положительные экспертные заключения на явно заказные отчеты об оценке. И теперь по новому закону нет никаких возможностей ликвидации таких недобросовестных оценочных компаний и СРО, практикующих заказные экспертные заключения. Заметим, что экспертное заключение является положительным по чисто формальным признакам. А должно быть главным следующее: эксперт подписывается под итоговой стоимостью в рецензируемом отчете, или считает, что эта стоимость существенно отличается от реальной. Ведь суды трактуют положительное экспертное заключение как справедливость полученных результатов. А на самом деле итоговая цифра может быть сфальсифицирована. Сама экспертиза отчетов об оценке в настоящее время - это по сути проверка их соответствия некоторым шаблонам, т.е. фактически рецензия, а не экспертиза в подлинном смысле этого слова, поскольку определение экспертизы предполагает выполнение действительных экспертных исследований в полном соответствии со специальными методами и методологией экспертных исследований.

Выводы.

Анализ существующей системы государственной оценки государственной собственности привел к следующим заключениям:

1. Необходимость совершенствования методов оценки стоимости имущества. Предлагаем ввести такую оценочную категорию как справедливая стоимость - сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами. Этот вид оценки использовать для того, чтобы оценить, сколько на самом деле стоят активы предприятия.

2. В силу того, что, как правило, размер стоимости активов, в частности, необоротных, в бухгалтерской

199

Бизнес в законе

3’2014

отчетности при современных условиях резко отличается от их фактической стоимости, необходима их достоверная оценка.

3. При решении вопроса о денежной оценке имущественных ценностей баланса важным моментом является то, по какой оценке та или иная часть активов вступает в баланс, учитывается на балансе и выходит из него. Важно это учитывать при принятии управленческих решений как внешними так и внутренними пользователями соответствующей информации.

4. Возникает объективная необходимость исследования проблем теории бухгалтерского учета и, особенно, элементов его метода, в том числе и оценки. Особое внимание необходимо уделить оценке государственного и коммунального имущества. Такое внимание к оценке государственного имущества не случайно, ведь именно через него государство обеспечивает реализацию приоритетов развития и гарантирует финансовую безопасность страны.

Список литературы:

1. Российская Федерация: Оценка национальной системы финансовой отчетности. Доклад Всемирного Банка. - 2001. - http://www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/... /cfaa_rus.pdf

2. Российская экономика: опыт трансформации 1990-х годов и перспективы развития / Составит., общ. редакция Е.Гавриленкова, П. Вельфенса. - М.: ГУ-ВШЭ, 2о0о. - 246 с.

3. Неллис Джон. Последние данные о приватизации в странах с переходной экономикой. - С.-Пб., 2007.

4. Львов Д.С. Реформа с позиций современной науки: Сб. Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. - М., С-Пб., 1995.

5. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. - М.: Издательство «Оли-та», 2004.

6. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг, М.: ИЭПП, 2010.

7. Ясин Е.Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. ГУ-ВШЭ, 2002.

8. Ехлакова Е.А. Принципы государственного регулирования института собственности. Бизнес в законе. 2011. №3. С. 168-170.

9. Цыренова И.Ц. Проблемы реализации финансового контроля в сфере управления государственной собственностью. Бизнес в законе. 2011. №4. С. 285-288.

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.