Научная статья на тему 'Оценочная деятельность, статистический учет и аудит в системе обеспечения экономической безопасности и защиты интересов государства'

Оценочная деятельность, статистический учет и аудит в системе обеспечения экономической безопасности и защиты интересов государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ / ECONOMIC ASSETS / НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / NON-FINANCIAL ASSETS / НЕПРОИЗВЕДЕННЫЕ АКТИВЫ / NON-PRODUCED ASSETS / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОБЩЕСТВА / SELF-REGULATING SOCIETY / ВИДЫ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ / TYPES OF COST ESTIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дианов Дмитрий Владимирович

Статья посвящена методологическим проблемам стоимостной оценки экономических операций и ресурсов национальной экономики, недостоверность которой представляет реальную угрозу экономической безопасности и интересам государства, в частности в таких сферах, как бюджетный процесс, налогообложение, приватизация и других. Серьезную проблему представляет некорректное применение алгоритмов различных подходов к оценке экономических активов, субъективная, необоснованная расстановка приоритетов между ними, противоречия, заложенные в стандартах оценочной деятельности. Кроме того, множество сомнение в организационных вопросах оценки и смежной с ней аудиторской деятельности предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования методологических положений в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUATION ACTIVITIES, STATISTICAL ACCOUNTING AND DUE DIL IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY AND PROTECTION OF THE STATE INTERESTS

The article is devoted to methodological problems of cost estimate of economic operations and resources of the national economy, unreliability of which constitutes a real threat to the economic security and the state interests, in particular in such spheres as the budgeting, tax liability, privatization and others. The serious problem is the incorrect application of algorithms of different approaches to estimate of economic assets, subjective and unjustified allocation of priorities between them, the contradictions inherent in standards of valuation activities. In addition, many questions in the organizational issues of assessment and audit activities related such estimate predetermines the necessity of further improvement of the methodological positions in this sphere.

Текст научной работы на тему «Оценочная деятельность, статистический учет и аудит в системе обеспечения экономической безопасности и защиты интересов государства»

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТАТИСТИЧЕСКИМ УЧЕТ И АУДИТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

УДК 657

Дмитрий Владимирович Дианов,

д.э.н., профессор, профессор кафедры Социально-экономической статистики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена методологическим проблемам стоимостной оценки экономических операций и ресурсов национальной экономики, недостоверность которой представляет реальную угрозу экономической безопасности и интересам государства, в частности в таких сферах, как бюджетный процесс, налогообложение, приватизация и других.

Серьезную проблему представляет некорректное применение алгоритмов различных подходов к оценке экономических активов, субъективная, необоснованная расстановка приоритетов между ними, противоречия, заложенные в стандартах оценочной деятельности. Кроме того, множество сомнение в организационных вопросах оценки и смежной с ней аудиторской деятельности предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования методологических положений в данной сфере.

Ключевые слова: экономические активы, нефинансовые активы, непроизведенные активы, саморегулируемые общества, виды стоимостной оценки.

Dmitry V. Dianov,

PhD in Economics, professor, the Department of Socio-Economic Statistics Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics E-mail: [email protected]

VALUATION ACTIVITIES, STATISTICAL ACCOUNTING AND DUE DIL IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY AND PROTECTION OF THE STATE INTERESTS

The article is devoted to methodological problems of cost estimate of economic operations and resources of the national economy, unreliability of which constitutes a real threat to the economic security and the state interests, in particular in such spheres as the budgeting, tax liability, privatization and others.

The serious problem is the incorrect application of algorithms of different approaches to estimate of economic assets, subjective and unjustified allocation of priorities between them, the contradictions inherent in standards of valuation activities. In addition, many questions in the organizational issues of assessment and audit activities related such estimate predetermines the necessity of further improvement of the methodological positions in this sphere.

Keywords: economic assets, non-financial assets, non-produced assets, self-regulating society, types of cost estimate.

1. Введение

Цели проводимых реформ объективно требуют создания и надлежащего применения действенных механизмов, обеспечивающих процесс расширенного воспроизводства, что также предполагает эффективное применение всего комплекса материально-технических, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов. Для этого необходимо решить целый комплекс практических задач формирования рыночных механизмов.

Современное общественное развитие России неразрывно связано с реформами бюджетной и налоговой системы, постоянными преобразованиями хозяйственных механизмов, изменением роли национальных ресурсов в производстве национального продукта и бюджетообразовании. Реформы в социальной и экономической сфере накладывают свой отпечаток на всю систему экономических отношений. Основу этих экономических отношений составляют оценочные и ценовые отношения, количественно соизмеряющие в денежном выражении ценность и стоимость различных экономических активов. С помощью оценок сопоставляются затраты и результаты не только традиционных факторов производства (материальных, природных), но и относительно новых ресурсов (финансовые активы, гудвилл), оказывающих все большее влияние на характер общественного воспроизводства по мере совершенствования глобальной экономической системы в стране. Поэтому исследование формирования механизмов оценочных отношений в системе воспроизводства, разработка методики применения статистических методов для количественной оценки национальных ресурсов представляются весьма актуальным и важным как с теоретической, так и с практической стороны для экономической науки и практики статистических работ. Совершенствование хозяйственного механизма выступает актуальной задачей формирования конкурентной рыночной среды, совершенствования хозяйственной инфраструктуры, предполагающей оптимальное размещение ресурсов, их участие в создании стоимости, реализации всего накопленного социально-экономического и оборонного потенциала страны.

Важнейшим элементом формирования конкурентной среды является учет состава и состояния ресурсов оборонно-промышленного комплекса, их распределения и перераспределения. Решение этих проблем невозможно без достоверной оценки национального имущества, как материальных, так и нематериальных активов, объектов двойного назначения, ресурсов дублирующих производств, конверсируемой техники и оборудования.

2. Влияние оценочной деятельности на экономическую безопасность

Оценка является новым научным направлением для российской экономики,

которому присущи относительно быстрое формирование методологии, терминологии, принципов исследований. Базируясь на мировом опыте развития оценки, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки, охватывающую институциональные единицы, методы, механизмы и приемы, которые должны составить научную основу комплексной методологической базы.

Традиционно основными проблемами в обеспечении экономической безопасности в части противодействия экономическим преступлениям со сложными хозяйственными схемами их совершения считались фирмы-однодневки, вопросы незаконного возмещения НДС, сокрытие доходов рыночными производителями в целях уменьшения налоговой базы, незаконный отток денежных средств и вывоз стратегических товаров зарубеж. На сегодняшний день, мы еще не осознаем грядущего события в реформировании экономической системы, в частности в таком ее регуляторе, как налогообложение. Намеченное введение налога на недвижимость коснется каждого человека, каждое домашнее хозяйство. Значение этого налога не столько фискальное, сколько регулирующее, и, следовательно, надо готовится и к социальному резонансу, связанному с введением нового налога, и ко всем вышеперечисленным проблемам, к которым добавятся и проблемы адекватности оценки экономических активов - национальных ресурсов, подлежа-

щих налогообложению, в первую очередь той части национального богатства, которая в соответствии с Методологическими положениями государственной статистики обозначена как национальное имущество.

Далеко не закрыта тема и разгосударствления экономических активов, и, следовательно, вопросов получения государством доходов от продажи принадлежащего ему имущества.

Множество публикаций, комментариев, круглых столов, дискуссий, посвященных теме приватизации, подчеркивают либо законность, либо, напротив, незаконность проведенной программы разгосударствления. При этом одни настаивают, другие обходят стороной или стараются умолчать, либо откровенно соглашаются с фактом недооценки национальных ресурсов в ходе приватизации. Всё это в прошлом. Я имею в виду само масштабное мероприятие и его итоги и аксиому того, что результаты этого мероприятия пересмотру не подлежат. Но, к сожалению, нельзя отправлять в прошлое методику, по которой она осуществлялась. Методика не устаревает, она с развитием любой системы только совершенствуется. А результаты таковы, что «кусочек» еще очень лакомый (см. Рис. 1).

По расчетам, произведенным органами государственной статистики и РАН, как показано на рисунке 1, суммарная стоимость национального богатства РФ (материальные блага и природные ресурсы) на 1 января 2009 г. немногим превысила 115 трлн. руб.

Счетная палата неоднократно проверяла приватизацию крупнейших российских компаний. По результатам проводимых с середины 90-х годов проверок выявлены нарушения в приватизации энергетического комплекса, компаний «Связьинвест», «Сибнефть», «Норильский никель», «Авиастар», «Авиа-кор», Красноярского и Саянского алюминиевых заводов, НЛМК и многих других. Но, как правило, результаты проверок счетной палаты не оказали заметного влияния на общую картину.

Не заостряя внимания на различных аспектах, которыми пестрят ежедневные газеты, хотелось бы остановиться на том, что касается специфики непосредственной деятельности органов внутренних дел, т.е. на проблемных и методологических вопросах.

Проблема эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов лишь один из аспектов противодействия правонарушениями и преступлениям в основе которых неадекватная оценка экономических активов и недостоверная отчетность.

Аудит и оценку в идеале следовало бы рассматривать как важнейшее звено информационной базы аналитической деятельности органов внутренних дел. Оценочное или аудиторское положительное заключение должно быть гарантией отсутствия правонарушения. Аудит и оценка - виды деятельности, которые призваны содействовать обеспечению экономических интересов государства, его экономической безопасности. В то же время, действующие ФЗ

об аудиторской деятельности и об оценочной деятельности являются, прежде всего, законами о предпринимательской деятельности на рынке аудита и оценки. Интересы аудиторов и оценщиков как предпринимателей не идут в унисон с интересами государства, делегирующего им свои полномочия, поэтому заказные результаты оценочной и аудиторской деятельности стали, к сожалению, повседневностью. В качестве ремарки, Росфиннадзор в ближайшее время проведет проверку качества аудита 211 банков (это пятая часть всего банковского сектора России).

В странах с развитой рыночной экономикой существуют крупные аудиторские и оценочные компании, которые заслужили доверие на оценку стратегически важных для государства предприятий, экономическую оценку ресурсного потенциала страны и на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что деятельность по оценке собственности связана с экономической безопасностью не только отдельно взятых хозяйствующих субъектов, но и всего государства в целом.

Однако, недопустимо монотонное копирование зарубежного опыта, принимая во внимание более резкую дифференциацию населения по вопросам отношения к собственности. Недопустимо и создание новой методологии, не учитывающей общепризнанных понятий и категорий, региональных и отраслевых особенностей ценообразования на объекты недвижимости, природные ресурсы, перспективы их использования и порядок налогообложения.

В России, несмотря на прошедшую массовую приватизацию, значительная часть объектов собственности до настоящего времени принадлежит государству. Правительство РФ проводит политику, направленную на избавление от активов несвойственных для государственной собственности. Это означает, что впереди новая волна разгосударствления. Наиболее остро в этой связи ставится вопрос о стоимости приватизируемого имущества. Здесь особая роль отводится оценочным организациям. Пожалуй, самая наукоемкая проблема обеспечения экономической безопасности в связи с имущественными отношениями возникает в связи с хаотичностью информационной базы оценки экономических активов, несоответствием экономической сущности оценочных процедур с одной стороны и нор-

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Центральная База Статистически.* Данных

Выберите формат документа 3 Период | иое Т] по | 3

НАЦИОНАЛЬНО Г бОГЯТСТИ* РОССИЙСКОЙ Ф ГДС|1 ними, миллионов рублей, значсиие поыиит* ля гл гол

Вс ГГО ]15332288

МОБШЛС фОЫДИЛ, ВЕЛНЧ11 НП;1ВГрШ О'ЕНОС строительство ¿по пола ой учетной стоимости)- ьсего 106664648

ПЦНОЕНЫГ |||(Ш.|К| 51302969

мат^шмшыг оборотные средства (па ценам бухгалтерской отчетности) вак «пленное домашнее имеетво гн» полной стоимости и ценах приобретении)

Рис. 1. Страница с официального сайта Росстата

мативно-правовым регулированием оценочной деятельности с другой стороны. Именно эта причина стоит на первом месте среди всех методологических, препятствующих формированию действенной доказательной базы по делам о фиктивных банкротствах, мошенничестве с залоговым имуществом, занижении налоговой базы по ресурсным налогам, что наносит ущерб экономическим интересам государства непосредственно. Имущество хозяйственных единиц подлежит налогообложению, при этом применяется его остаточная стоимость, т.е. балансовая за вычетом накопленного износа. Однако, законодательство не обязывает проводить переоценку балансовой стоимости ежегодно, следовательно, недоучет инфляционного фактора приводит к занижению налоговой базы и размера налоговых обязательств перед бюджетной системой. Эксперт-экономист обязательно должен получить ответ от предпринимателей на вопрос об адекватности стоимостной оценки экономических активов. Недооценка стоимости имущества при операциях купле-продажи также ведет к занижению налоговых обязательств и по другому налогу - уже не ресурсному, а результативному - по налогу на прибыль. К чему приводит недооценка недвижимости при операциях разгосударствления повторяться не будем.

Отсутствие понимания сути и роли оценки национального имущества, как материальных, так и нематериальных активов, объектов двойного назначения, ресурсов дублирующих производств является причиной серьезных противоречий экономического и правового характера в подходах к самой оценочной деятельности.

3. Проблемы формирования системы оценки экономических активов

Оценочная деятельность в современной России осуществляется в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности», благодаря которому с 1998 г. по 2006 г. государство достаточно жестко в лице Минимущества регламентировало деятельность оценщиков путем лицензирования. Однако, в дальнейшем лицензирование было отменено. Этот факт изменил всю систему принципов и механизмов регулирования деятельности оценщиков и сместил вектор с государственного регулирования предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой оцен-

ки.

В этой ситуации важная роль отводится профессиональным объединениям оценщиков, которые должны заслужить определенное доверие и положение на этом рынке, во многом — качеством оказания услуг по оценке имущества.

Созрело ли общество и современная российская культура рынка до такого делегирования ему государством своих полномочий - вопрос неумолка-ющих обсуждений на круглых столах. Следует обратить внимание, что не только оценочная, но и аудиторская, и даже строительная деятельность перешли от госконтроля к саморегулированию. Хотя вопрос о трансформации государственного контроля в рыночное саморегулирование, его соотношение с экономической безопасностью еще не сбалансировано, а по отдельным видам деятельности, где остро стоят вопросы и жизненной безопасности, возможно просто преждевременно.

Саморегулируемые организации оценщиков в соответствии с законода-

тельством выступают гарантом перед потребителями оценочных услуг за деятельность своих членом.

Для этих целей они формируют компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов, ко -торый расходуется только в том случае, если для покрытия ущерба, нанесенного виновными действиями оценщика, не хватает суммы страховки. В некоторых случаях саморегулируемые организации вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, вплоть до исключения из состава членов, что фактически является лишением права заниматься оценочной деятельностью.

Государственное участие в области оценочной деятельности теперь ограничивается только определением основных требований к оценщикам и оценочной деятельности, установлением правовых основ деятельности негосударственных организаций.

На сегодняшний день отсутствуют действенные принципы формирования нормативной и методологической базы

Регулирование оценочной деятельности:

У Федеральный закон № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

У Федеральные стандарты оценки

У Приказ Минэкономразвития России № 328 от 04.07.2011 г. «Обутверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» У Международные стандарты оценки МСО 1 - 4

У Свод стандартов оценки 2010 Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков»

У Приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом «Об утверждении порядка проведения экспертизы отчетов об оценке» от 09.10.2007 №185

Саморегулируемая организация (СРО) — некоммерческая организация созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Сферы деятельности СРО:

• Защита профессиональных интересов своих членов;

• Разработка стандартов по оценке различных видов гражданских прав;

• Участие в разработке государственных стандартов оценки;

• Аттестация и аккредитация оценщиков - членов с последующим присвоением квалификационных званий;

• Независимая экспертиза отчетов об оценке, методик и программных продуктов

Проблемы СРО оценщиков (аудиторов):

• Отсутствие методологического единства

• Высокие финансовые «аппетиты» СРО:

- вступительные взносы (входной контроль)

- единовременные вступительные взносы

- ежегодные взносы

- оплата внешнего контроля качества

• Взнос в компенсационный фонд

• Дополнительное требование страхования ответственности

оценки на государственном уровне. Множество методик, направленных на решение частных задач, составляют совокупность инструментов по реализации отдельных, часто несвязанных логической последовательностью этапов оценки и видов стоимостной оценки ресурсов.

Серьезные противоречия заложены в Стандартах оценочной деятельности призванных определить подходы к оценке и виды оценочной деятельности. Разрешите обратить внимание на некоторые наиболее существенные из них.

Так в 3-м стандарте в разделе «ТРЕБОВАНИЯ к отчету» робко сказано о том, что в отчете об оценке должно содержаться обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.

Более или мене разработанные, апробированные и устоявшиеся методики применения каждого из трех подходов (методов) оценки - затратного, сравнительного и доходного - сводятся на нет в связи с предоставленном оценщикам карт-бланшем на субъективный фактор такого обоснования. Полученными по результатам реализации этих подходов стоимостными величинами оценщик или пользователь могут манипулировать как угодно.

Очевидно, что оценка стоимости экономических активов должна осу-ще-ствляться как с учетом показателя затратности, определяе-мого одним из методов затратного подхода, так и с учетом стоимости, рассчитанного с точки зрения методологии доход-ного подхода. При этом в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности необходимо учи-ты-вать рыночную (сравнительную) оценку стоимости анало-гичных предприятий. Другими словами, для более точной и обоснованной оценки стоимости предприятия необходим ком-плекс-ный метод, базирующийся на одновременном использовании трех подходов к оценке, что позволит устранить од--носторонность рассматриваемых оценок.

Суть затратного (имущественного) подхода состоит в определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с зачетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при со-

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ N 3 «Требования к отчету об оценке (ФСОN 3)» Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2007г. Регистрационный N10009 Раздел V. Требования к описанию в отчете об оценке методологии оценки и

расчетов

13.В отчете об оценке должно содержаться описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.

14. В отчете об оценке должно содержаться обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.

15. В отчете об оценке должно содержаться описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки.

Рис. 2. Методологическая база стоимостной оценки экономических активов

здании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

Наряду с задачами затратного подхода, другими задачами оценки стоимости предприятия являются определение будущих преимуществ и выгод от владения оце-ниваемыми активами, поскольку при определении, в частности, инвестиционной стоимости (привлекательности) инвестора прежде всего интересуют будущие доходы от владения бизнесом.

Поэтому суть доходного подхода к оцен-ке стоимости — в определении времени и размеров доходов, которые будет получать собственник, и с каким

риском это сопряжено. Это предполагает составление прогноза доходов и их приведение к текущей стоимости. Доходный под-ход всегда применяется для инвестиционной оценки стоимос-ти бизнеса (стоимости для конкретного инвестора), опреде-ляемой мотивами поведения типичного покупателя и про-дав-ца, в частности, индивидуальными требованиями к инвести-циям, исходя из оценки затрат, степени риска, налоговой ситуации и прочих условий. До-хо дный подход является наиболее приемлемым для оценки ценных бумаг.

Суть сравнительного (рыночного) подхода состоит в сопос-тавлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимос-тью других аналогичных предприятий. Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на срав-

№6, 2011

нении объекта оценки с объектами -аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Мина замедленного действия (в ко-вычках) заложена и в определении видов стоимостной оценки активов. В стандарте №2 2 их четыре.

При этом не понятно, почему стоимость инвестиционного проекта не может быть оценена по рыночной стоимости, как и ликвидационная в рыночных ценах. Кроме того, какой критерий положен в основу такой типологической группировки тоже никто объяснить не может. Такая же беда была и в стандарте предыдущего поколения, где в хаотичной последовательности перечислялись 13 видов стоимостной оценки.

При этом связь с действующими информационными учетными системами, в том числе и адаптированными к международным стандартам отсутствует, т. е. с бухгалтерским и статистическим учетом, где применяются следующие виды оценки, как при составлении баланса, так и для аналитических целей. Элементарные уточнения по ликбезу о стоимостных оценках, используемых в финансовой отчетности не оставляют шансов отстоять неадекватный отчет с ложной оценкой. Так было в случае с ЮКОСОМ: следствие началось с внимательного изучения стоимости финансовых активов первых купле-продаж.

Основные виды оценки в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету - ПБУ (аналитическое представление) следующие:

• Полная первоначальная стоимость (базисные цены, износ равен нулю);

• Первоначальная стоимость с учетом износа (базисные цены, в т. ч. фактический износ);

• Полная восстановительная стоимость (текущие цены, износ равен нулю);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Восстановительная стоимость с учетом износа (текущие цены, в. т. ч. фактический износ).

Балансовая стоимость активов компании в течение определенного времени может существенно отличаться от их реальной рыночной стоимости. Для того чтобы привести балансовую стоимость активов в соответствие с их ры-

ФЕДЕРАЛЬНЫИ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2) " Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 августа 2007года, регистрационный N10045

Виды стоимости объекта в оценочной деятельности:

• рыночная стоимость;

• инвестиционная стоимость;

• ликвидационная стоимость;

• кадастровая стоимость._

ночной стоимостью необходимо проводить переоценку активов и многие организации пользуются этим правом.

Как правило, переоценка приводит к увеличению балансовой стоимости активов, поэтому ее проводят организации, которые имеют определенную заинтересованность в позитивном восприятии на рынке. Например, при планируемой продаже бизнеса или каких-либо активов, а также при намерении организации получить кредит.

Результаты переоценки активов находят свое отражение на счетах бухгалтерского учета, а соответственно, и в бухгалтерской отчетности, и тем самым оказывают прямое влияние на размер чистых активов организации. Однако помимо использования данного показателя в управленческих целях необходимо понимать, возможные налоговые последствия после проведения переоценки.

Непосредственно оценка, которая связана с изменением стоимости активов компании, т.е. их дооценка или уценка, в налоговом учете не отражается.

Налоговое законодательство определяет, что первоначальная стоимость основных средств не изменяется в результате переоценки объектов основных средств: сумма дооценки не признается доходом для целей исчисления налога на прибыль, а сумма уценки не признается расходом. Соответственно, результаты переоценки не учитываются и при исчислении амортизации. Аналогичная ситуация складывается и при переоценке нематериальных активов.

Методологическая и учебная литература кишат определением балансовой стоимости как стоимости, по которой объект учтен на балансе. При этом природу балансовой стоимости, как и остаточной, может объяснить редкий оценщик и аудитор. Балансовая стоимость является частным случаем полной первоначальной стоимости объекта, особенность в том, что базисными ценами выступают цены на дату последней переоценки. По аналогии и остаточная стоимость является частным случаем первоначальной стоимости с

учетом износа. Элементарное незнание категориального аппарата может стать причиной неадекватных результатов оценки.

4. Особенности оценки отдельных видов активов и аудиторской деятельности

Полученный размер рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанный в отчете оценщика, признается достоверным и рекомендуется для совершения сделок в отношении и земельных участков.

Одновременно с рыночной стоимостью земельные участки обладают такой характеристикой как кадастровая стоимость. В целях определения этого вида стоимости осуществляется процедура государственной кадастровой оценки земель.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальными органами и находящимися в их ведении федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП).

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в целях установления кадастровой стоимости земельных участков, которые имеют различное целевое назначение. В основе государственной кадастровой оценки земель лежит деление земель по целевому назначению и виду функционального использования. Кроме того, в ходе проведения указанного мероприятия учитываются обременения прав землевладельцев, которые были установлены на основании закона, административного акта либо судебного решения.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная ИНДИВИДУАЛЬНАЯ цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки располагают всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется (методами МАССОВОЙ оценки) рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения. В ходе государственной кадастровой оценки земель осуществляется оценочное зонирование территории. Стоит отметить, что в качестве оценочной зоны признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

Рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной.

Следует особо отметить, что оценка не может рассматриваться как точное значение оцениваемой стоимости. Оценка не является самоцелью и обычно является одним из элементов в системе принятия решений. Методология принятия решений в условиях риска и неопределенности хорошо развита и предусматривает использование не только оценок, но и характеристик их неопределенности. Поэтому включение в Отчет информации об уровне неопределенности, присущей итоговой оценке, не только защищает пользователя Отчета от чрезмерно прямолинейного понимания оценки, но и позволяет ему манипулировать результатами оценки разнонаправлено: при выполнении обязательств, определяемы Налоговым Кодексом и при приватизации - в одну сторону, при получении кредита - в другую сторону (например, в целях ложного банкротства) и т.д.

При этом разность между фактической ценой сделки и рыночной стоимостью, рассчитанной Оценщиком, рассматривается как ошибка. Статистические характеристики этой ошибки (например, стандартное отклонение, или два-три стандартных отклонения, правило трех сигм) принимаются как погрешность измерения. Однако какие-

либо относительные предельные границы такой погрешности не определены ни законодательно, ни в каких-либо методологических положениях.

Целесообразно было бы в ходе исследования документов задавать вопрос нашим с Вами «респондентам» -пользователям отчета, да и самим оценщикам о применении или неприменении весовых коэффициентов и средневзвешенных оценок для учета всех трех методов оценки экономических активов.

Анализ наиболее эффективного использования различных активов, проводимый в ходе работы оценщиков, применение различных методик оценки способствуют в целом росту культуры управленческих решений. Специалисты, обладающие знанием технологии оценки, являются интеллектуальным капиталом, способным внести заметный вклад в реализацию задачи увеличения темпов экономического роста, поставленную президентом России.

Изучению операций с экономическими активами посвящена не только оценочная деятельность, но и родственная ей аудиторская деятельность, которая, как я уже говорил, также находится в пространстве саморегулирования. Не буду повторятся, за два десятилетия отечественный аудит в своем развитии прошел тот путь, который аудит в странах с развитой рыночной экономикой прошел примерно за полтора столетия. Это касается и эволюционных фаз развития аудита. Наш аудит начинался в рамках подтверждающего аудита, затем он уже развивался в системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Субъектами аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности являются аудиторские организации (юридические лица) и индивидуальные аудиторы. Аудиторская деятельность включает проведение аудита бухгалтерской отчетности и оказание

сопутствующих аудиту услуг, перечень которых установлен федеральными стандартами аудиторской деятельности. Помимо оказания аудиторских услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе заниматься лишь теми видами предпринимательской деятельности, которые связаны с аудиторской деятельностью и не создают конфликт интересов.

В рамках оказания прочих услуг аудиторы и аудиторские организации могут заниматься оценочной деятельностью (пп.7 п.7 ст. 1 307-фз). При этом они должны вступить в СРО оценщиков.

Основная проблема осуществления аудиторской деятельности под призмой уголовно кодекса - заведомо ложные аудиторские заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда, причем любым судом -судом общей юрисдикции или арбитражным судом - в рамках рассмотрения уголовного дела, гражданского дела, арбитражного дела или дела об административном правонарушении.

Кроме того, признание аудиторского заключения заведомо ложным, согласно п. 7 ч. 15 ст. 18 Закона 307-фз, является основанием для прекращения членства аудиторской организации в СРО аудиторов, для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

В УК РФ содержится единственная статья, устанавливающая уголовную ответственность непосредственно аудитора, - ст. 202 "Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами". Наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определен-

Состав СРО аудиторов на 9 февраля 2011 г:

• Аудиторская палата России - 1 158 фирм;

• Институт профессиональных аудиторов - 299 фирм;

• Московская аудиторская палата - 1 090 фирм;

• Гильдия аудиторов региональных институтов бухгалтеров — 1 158 фирм;

• Российская коллегия аудиторов - 776 фирм;

• Аудиторская ассоциация содружество - 718 фирм, т.е. время на рынке работают 5199 аудиторских фирм._

профессиональных

всего в настоящее

№6, 2011

ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и т.д.

5. Заключение

Для отечественных производителей товаров и услуг в условиях развития рыночных отношений стала весьма актуальной проблема оценки стоимости экономических активов, без рационального использования и адекватной оценки которых сегодня затруднен процесс создания и движения валового внутреннего продукта, оптимального размещения производительных сил и эффективного управления хозяйственной деятельностью. Без ее решения невозможно обеспечить менеджеров информацией, необходимой для принятия управленческих решений, повысить эффективность финансовой деятельности, обеспечить должное бюджетное финансирование коллективных потребностей общества.

В целом проблемы развития и организации аудиторской и оценочной деятельности, работы экспертов-документалистов, сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействию коррупции с соответствующими документами, сопряженными с этими видами деятельности, идентичны в силу того, что и аудиторская и оценочная деятельность по многим признакам являются «родственными», дополняющими друг друга.

Каковы бы ни были мотивы, фактором реального воплощения в жизнь мошеннических действий является возможность совершить то или иное действие в силу отсутствия контроля или преград. Именно поэтому, в последние годы, финансовое сообщество и менед-

жмент компаний более серьезно стали относиться к вопросам снижения рисков мошенничества, классификации мошеннических действий, системам мониторинга и тестирования операционной среды компании, системам обеспечения информационной безопасности.

Анализ наиболее эффективного использования различных активов, проводимый в ходе работы оценщиков, применение различных методик оценки способствуют в целом росту культуры управленческих решений. Специалисты, обладающие знанием технологии оценки, являются интеллектуальным капиталом, способным внести заметный вклад в реализацию задачи увеличения темпов экономического роста, поставленную президентом России.

Литература

1. Александров В. Т. Оценка устаревания и наиболее эффективного использования недвижимости. / - СПб. : СтройИздат СЗ, 2010

2. Дианов Д.В. , Радугина Е.А., Сте-панян Е.Н. Статистика финансов и кредита / Учебник - М.: Кнорус, 2011

3. Михайлец В .Б. Способ согласования результатов определения рыночной стоимости методами различных подходов к оценке./Вопросы оценки -2010

4. Попова Л.В. Оценка и налогообложение недвижимого и другого имущества предприятий: методы и практика. Издательство "Дело и сервис", 2009. - 512 с.

5. Ревуцкий Л.Д. Уточнённая формула для определения экономически справедливой рыночной стоимости

предприятия. - М.: // «Вестник машиностроения», №> 9, 2010. С. 83 - 87.

6. Снова о демпинге и 94-ФЗ. Пресс-служба Всероссийского профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций. 2011 г. Ресурс Интернет: http:// www.profsro.ru/issledovaniya-analitika/ snova-o-dempinge-i-94-fz.html

7. Щербакова Н.А. Оценка недвижимости: теория и практика/ Учебник -М.:Омега Л, 2011

References

1. Aleksandrov V.T. Assessment of aging and the most efficient use of real estate / - SPb. : Stroylzdat SZ, 2010

2. Dianov D.V. , Radugina E.A., Statistics of finance and credit / Uchebnik

- M.: Knorus, 2011

3. Mihaylec VB. way of reconciling the results of the methods of determining the market value of different approaches to otsenke // Voprosy ocenki - 2010

4. Popova L.V. Assessment and taxation of real estate and other assets of the enterprises: methods and practice. Izdatel'stvo "Delo i servis", 2009. - 512 s.

5. Revuckiy L.D. The refined formula for determining the cost of fair market value of the enterprise. - M.: // «Vestnik mashinostroeniya», №№ 9, 2010. S. 83 - 87.

6. More on anti-dumping and 94-FL. Press Service of the All-Russian Trade Union of the audit, evaluation, advisory and consulting organizations. 2011 Internet Resource: http://www.profsro.ru/ issledovaniya-analitika/snova-o-dempinge-i-94-fz.html

7. Scherbakova N.A. Real Estate Valuation: Theory and Practice / Uchebnik

- M.:Omega L, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.