Научная статья на тему 'Совершенствование организации статистической оценки национальных экономических активов как фактор экономической безопасности'

Совершенствование организации статистической оценки национальных экономических активов как фактор экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / STATISTICAL EVALUATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ / THE NATIONAL ECONOMIC ASSETS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дианов Д.В.

Автор данной статьи предлагает рассматривать совершенствование организации статистической оценки национальных экономических активов как фактор экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дианов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving organization of statistical evaluation of national economic assets as a factor of economic security

Article of senior lecturer Dianova D.V. reflects actual problems of formation of the uniform information-methodological space providing a basis of a complex estimation of national economic actives, acting as the factor of creation of cost, budget formation, level of economic safety. As key aspect of the designated problems the state role as regulating institute and participant of the market of estimated services acts. The author formulates and proves directions of statistical works in the field of methodological unity of an estimation of a national resource, and also a complex of the problems directed on their realization.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации статистической оценки национальных экономических активов как фактор экономической безопасности»

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Совершенствование организации

статистической оценки национальных экономических активов как фактор экономической безопасности

Дианов Д.В.*

Article of senior lecturer Dianova D.V. reflects actual problems of formation of the uniform information-methodological space providing a basis of a complex estimation of national economic actives, acting as the factor of creation of cost, budget formation, level of economic safety. As key aspect of the designated problems the state role as regulating institute and participant of the market of estimated services acts. The author formulates and proves directions of statistical works in the field of methodological unity of an estimation of a national resource, and also a complex of the problems directed on their realization.

см

01 Z

0) о о

CM

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Системный анализ основных подходов к оценке и анализу национальных ресурсов экономического развития прежде всего нефинансовых произведенных и непроизведенных экономических активов, являющихся фактором образования бюджетного фонда страны, обращает внимание на такие элементы, которые часто остаются в тени, а их взаимодействие и взаимодополнение позволяет развить и конкретизировать основные положения теории оценки и статистического анализа национальных ресурсов.

Оценка национальных ресурсов как важнейшее направление статистического исследования и вид профессиональной деятельности должна отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности, выступать действенным инструментом эффективного управления социально-экономическим потенциалом общества.

Социальный и экономический эффект от развития оценочной деятельности может быть достигнут только при условии соблюдения баланса прав и обязанностей всех участников оценочного процесса, при наличии конкуренции независимых оценщиков, принципа единства оценочной деятельности — единого

правового и методологического поля, достоверного статистического учета операций на рынке недвижимости.

Оценка ресурсов может проводиться в целях налогообложения, конверсии, разгосударствления, для обеспечения сделок на свободном рынке, для реализации высвобождаемого военного имущества. В процессе оценки для налогообложения, расчета тарифов для естественных монополий значительная, а в перспективе — большая часть работ, ложится на плечи государственных (муниципальных) оценщиков, работающих в соответствующих учреждениях. Заключения независимых оценщиков могут использоваться для налогообложения, при оценке налогооблагаемых сумм в перспективе. При гражданско-правовых сделках, где необходима оценка рыночной или производной от нее стоимости, незаменимы независимые оценщики, чей независимый статус, наряду с контролем со стороны профессионального сообщества, являются гарантией объективности и профессионализма. И эксперты-статистики, и государственные и частные оценщики должны работать в общем правовом, методологическом и информационном пространстве.

Роль государства на рынке, в том числе и на рынке услуг, по оценке двоякая:

Начальник кафедры бухгалтерского учета и статистики АЭБ МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

оно, с одной стороны, выступает как институт, устанавливающий «правила игры», с другой — как один из участников этого рынка. При этом необходимо четко различать три вида деятельности государства в сфере оценки национальных ресурсов:

• формирование административной системы регулирования деятельности по оценке;

• деятельность государства как оценщика;

• участие государства как субъекта товарного рынка, реализующего, покупающего и осуществляющего прочие операции с экономическими активами. При этом отметим, что чрезмерная

правовая и методологическая нагрузка на государство, желание ограничить или запретить деятельность независимых (негосударственных) оценщиков также является крайне негативной тенденцией. Процесс передачи полномочий по оценке национальных ресурсов в частные руки наталкивается не только на множество объективных проблем, связанных с формированием рынка, но и с определенным сопротивлением действующих оценочных структур, в первую очередь, — Бюро технической инвентаризации, специализированных ведомственных подразделений. До конца 90-х гг. прошлого века деятельность по оценке имущества и нематериальных активов являлась исключительно функцией государства, что определяло не только основные принципы регулирования этого вида деятельности, но и методологические подходы к оценке, основанные на марксистской теории трудовой стоимости. Рыночные аспекты весьма посредственно стали отражаться в законодательстве лишь после принятия Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Поэтому установление норм административного регулирования и методологических положений по оценке национальных ресурсов является приоритетным направлением. Основой системы государственного регулирования деятельности по оценке национальных ресурсов должно стать формирование базовых условий для функционирования этого сегмента рынка услуг, а также информационной базы статистического исследования национальных ресурсов на основе утвержденных форм отчетности институциональных единиц, разработанных информационных потоков, комплексной си-

стемы статистических показателей. Стоит ли обосновывать необходимость разграничения полномочий в вопросах регулирования между ведомствами как на федеральном, так и местном уровне, как базового условия для создания цивилизованного рынка услуг по оценке?

Все заинтересованные ведомства как на федеральном, так и на местном уровне должны иметь четко определенный круг, устанавливаемых законом прав, обязанностей и ответственности. При этом ведомства Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципалитетов не должны стремиться к созданию своих собственных систем оценки. На федеральном уровне должен быть закреплен запрет на создание ведомственных систем, отличных (противоречащих) от системы общефедеральных стандартов. Ведомства должны выступать в качестве таких же потребителей услуг по оценке, как и иные юридические и физические лица.

При этом необходимо отметить, что учет специфических особенностей отраслей и видов деятельности требует создания отраслевых нормативных актов, в разработке которых должны, безусловно, участвовать ведомства, хорошо знающие специфику конкретных видов имущества и нематериальных активов.

Поэтому наиболее продуктивным является создание специализированных нормативных документов, которые должны в первую очередь базироваться на системе общефедеральных стандартов в области оценки.

Кроме того, ведомства на всех уровнях, конечно, должны осуществлять контроль за правильностью проведенных оценок, выполненных независимыми оценщиками для государственных нужд по заданию ведомств. Ведомства должны выступать в качестве организатора оценочного процесса; сотрудники ведомств, работающие с оценщиками, должны быть подготовлены как квалифицированные потребители услуг, оппоненты, которые могут провести как постановку задачи на оценку, так и приемку этих работ.

В случае необходимости, связанной, например, с учетом специфических особенностей конкретной отрасли или операций на рынке услуг, ведомства могут выступать в качестве инициаторов в разработке регламентов работы оценщиков, но все эти ограничения должны, в первую очередь, быть согласованы с уполномоченным органом, а также эти ограниче-

сч

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

S I

н

о ф

со

ния (регламенты) ни в коем случае не должны создавать необоснованных ограничений для работы профессионально подготовленных оценщиков. Создание режима «наибольшего благоприятствования» для одной или нескольких оценочных компаний и искусственное ограничение на работу для всех остальных оценщиков должно быть законодательно запрещено.

Наиболее действенным механизмом, позволяющим исключить злоупотребления и конфликты, является, по нашему мнению, проведение конкурсов (тендеров) на право осуществления конкретных оценок по заданию ведомств.

По результатам исследования состояния, развития, качества и обоснованности деятельности по оценке национальных ресурсов, процессов проходящих с ее использованием, результатов разгосударствления и приватизации, их влияния на уровень налогообложения в стране, сформулируем следующие научные и практические выводы:

• материально-технические ресурсы, их достоверная оценка влияют на результаты хозяйственной деятельности на всех уровнях, во всех отраслях и сферах экономической деятельности, на формирование бюджетного фонда страны и налоговую систему, на военно-экономический потенциал страны, на эффективность социальных программ и уровень жизни населения. Национальные ресурсы являются составляющей социально-экономического потенциала страны, т. е. носителями способности обеспечения оптимального уровня и структуры производства и накопления, возможности рационального и достаточного использования благ и услуг, формирования необходимого бюджетного фонда, оборонного могущества страны;

• применявшаяся на протяжении десятилетий методология оценки ресурсов неадекватна современным условиям рыночной экономики, потребностям субъектов рынка, а также новому для отечественной экономики виду предпринимательской деятельности, связанному с оценкой имущества, новыми механизмами формирования рыночной инфраструктуры, такими как приватизация и конверсия;

• достоверная оценка национальных ресурсов определяется потребностями информационного обеспечения всей системы управления процессами

разгосударствления и конверсии, учетом брошенных объектов, корректировкой балансовой и остаточной стоимости национального имущества для определения налоговой базы;

• достоверная оценка национальных ресурсов должна базироваться только на основе применения знаний, накопленных в различных областях науки, в первую очередь экономических, технических, юридических. Единство инженерных и военных аспектов, экономической сущности и законодательной базы оценки определяет специфику применения статистических методов. Иными словами, оценка должна осуществляться «на стыке» наук, агрегировать опыт которых призваны статистические методы и модели;

• необходимо разграничение полномочий по управлению и контролю за оценочной деятельностью между федеральным уровнем государственной власти, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Незавершенность работ по корректировке и внесению дополнений в Налоговый кодекс, реорганизация правоохранительных органов и системы налогового контроля в соответствии с указом Президента от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации»1 усиливают проблему формирования единой методологии оценки, независимой от процессов реструктуризации системы государственного управления;

• интересы государства в части оценки национальных ресурсов не соответствуют интересам прочих субъектов рыночных отношений, что вносит субъективизм в применение методов, ложную трактовку влияния рыночных факторов на величину стоимости объектов.

Вышеизложенные выводы вытекают не только из внутренней природы стоимости национальных ресурсов, но и из конкретных условий развития оценочного института, а также означают необходимость создания методологической базы оценки национальных ресурсов и системы ее правового регулирования в целях налогообложения, приватизации и конверсии по следующим направлениям:

• оценка экономических активов на макроуровне, во взаимосвязи с показателями поступлений в бюджетный фонд страны в форме обязательных

налогов, платежей и сборов, доходов от приватизации и конверсии. Полученные таким образом результаты оценки могут стать исходной базой для измерения эффективности работы налоговых и правоохранительных органов, подразделений финансового контроля в части собираемости налогов и пополнения бюджета за счет реализуемого имущества государственных учреждений;

• оценка влияния объемов материально-технических ресурсов на уровень исполнения налоговых обязательств предприятиями и организациями, частными предпринимателями. Цель такой оценки в сравнении ожидаемых и фактических значений налоговых платежей, установление абсолютных и относительных размеров отклонений и принятия на их основе решений по усилению налогового контроля тех или иных налогоплательщиков;

• получение стоимостных оценок различных видов, применяемых в экономической статистике на основе индексного метода и средневзвешенных характеристик в конкретных условиях современных рыночных отношений для упорядочения реализации затратного метода стоимостной оценки имущества, применение которого необходимо при налогообложении;

• разработка методологии оценки рыночной стоимости ресурсов на основе учета факторов, влияние которых обусловливает необходимость ее корректировки в зависимости от территории, новизны объектов, перспектив получения доходов и времени. Это позволит комплексно использовать доходный метод и метод сравнения продаж для оценки рыночной стоимости ресурсов, определяющей уровень таких налогов, как налог на прибыль, НДС и др.

На основе сформулированных направлений статистических работ определим пути и методы решения комплекса задач, которые можно объединить в следующие:

• задачи, связанные с непосредственным получением величины стоимости материально-технических ресурсов, в том числе для налогообложения, эффективного размещения производительных сил, управления процессом экономического развития на всех уровнях хозяйствования;

• задачи, связанные с количественной оценкой влияния национальных ре-

сурсов на уровень налоговых поступлений в бюджетную систему; • задачи соответствия правового обеспечения оценочной деятельности, столь сложного и нового для российской экономики явления. Основную часть, накопленных результатов прошлого труда (накопленного богатства), составляют основные и оборотные фонды, ресурсы материально-технического потенциала: по удельному весу стоимости основных и оборотных фондов в общем объеме национального богатства; сформулированы выводы о степени развития экономики. За четверть века произошли существенные структурные сдвиги в составе национальных ресурсов России. Удельный вес основных фондов существенно возрос — с 65 % в 1980 г. до 75 % в 2007 г., причем в середине 90-х гг. их доля поднялась до 88 %. Очевиден положительный эффект рыночной экономики, связанный с институциональными изменениями в структуре собственников средств. Стремление к обновлению производственной базы, к наличию современных, а значит дорогостоящих средств производства более характерно для собственников-предпринимателей или акционеров, чем для государства.

Рост доли основных фондов сопровождался снижением удельного веса материальных оборотных средств. Это также положительный факт, вызванный рыночными преобразованиями. Один из принципов управления оборотными активами связан с минимизацией остатков производственных запасов, увеличением их объема в обороте.

Неоднозначна интерпретация увеличения доли накопленного имущества населения. Безусловно отсутствие товарного дефицита повлекло улучшение уровня жизни населения, в том числе в части прироста стоимости товаров длительного пользования. В то же время рост накопленного имущества населения носит и субъективный характер вследствие динамичного развития статистики жизненного уровня и совершенствования методики проведения выборочных обследований домашних хозяйств.

Процедуры оценки объектов основных средств требуют знания таких показателей их состояния, как коэффициенты годности и износа. За последние годы официальные статистические данные по этим показателям весьма противоречивы: величина общего прироста не совпадает с разницей между обновлением и выбытием фондов, что определяет необхо-

см

О!

О) О О СМ

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO

димость более внимательного отношения к рассмотренным показателям, тем более что их разработка начинается с первичных форм федерального государственного статистического наблюдения.

Стоимость машин и оборудования необходимо отражать в учете и отчетности в составе основных средств по рыночной стоимости в случае их приобретения или как сумму затрат при их изготовлении собственными силами с учетом расходов на доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Оценка имущества, проводимая в связи с подготовкой финансовой и статистической отчетности, подразумевает, что машины и оборудование оцениваются, исходя из их существующего использования на действующем предприятии. Если отдельные виды машин и оборудования будут признаны избыточными для нужд предприятия (избыточные активы), они могут быть предложены рынку. В этих случаях активы необходимо оценивать не из существующего, а наиболее эффективного использования.

Законодательно, допустимый выборочный характер переоценки основных средств, превращает ее в важнейший инструмент налоговой оптимизации, управления себестоимостью, стоимостью чистых активов и размером финансовых результатов деятельности предприятия.

Преследуя исключительно цели текущей налоговой экономии, целесообразно переоценивать лишь те объекты основных средств предприятия, изменение стоимости которых с использованием хотя бы одного из двух методов (прямого пересчета или индексного) принесет налоговую экономию.

При этом, выбирая конкретный метод переоценки, целесообразно ориентироваться не только на величину налого-

вой экономии, генерируемой изменением стоимости с использованием этого метода, но также помнить о том, что из двух методов предназначению переоценки (т. е. целям актуализации стоимости) в наибольшей степени соответствует именно метод прямого пересчета. Поскольку он позволяет индивидуально учесть в балансовой стоимости каждый из переоцениваемых объектов его реальный и моральный износ к моменту переоценки.

Оценка национальных ресурсов с позиции Налогового кодекса заключается не только в установлении стоимости объекта или объектов на конкретную дату, в тех или иных ценах. Такая суммарная оценка, безусловно, даст представление о совокупных национальных ресурсах как о факторе производства. Необходима оценка стоимости имущества, потребляемых природных ресурсов, как налоговой базы. Для этого необходимо использовать один из традиционных статистических методов — метод средних величин.

В целях определения чистой стоимости целостного имущественного комплекса, совокупная стоимость целостного имущественного комплекса уменьшается на сумму: обеспечения предстоящих расходов и платежей; долгосрочных обязательств; текущих обязательств. Следует также учитывать, что возрастание элементов неопределенности в стоимостном учете основных фондов противоречит государственным нуждам в части обеспечения достоверности статистического учета и качества анализа состояния основных фондов, для взимания вышеперечисленных налогов.

Полученная оценка стоимости, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, исключительно важна, так как неадекватная оценка стоимости предприятия приведет к занижению налоговой базы по нескольким налогам.

о *

о ф

У S 2

0

1

о *

о

Литература и примечания

1. [Электронный ресурс]: http://document.kremlin.ru/index.asp.

2 Ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.