Научная статья на тему 'Экономическая оценка ресурсов недр в условиях развития имущественных отношений в недропользовании'

Экономическая оценка ресурсов недр в условиях развития имущественных отношений в недропользовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ГОРНОЕ ИМУЩЕСТВО / УЧАСТКИ НЕДР / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невская М. А., Лобанов Н. Я.

Рассмотрены основные цели и функции, проблемы экономической оценки ресурсов недр в разные периоды экономического развития России. Характерной особенностью современного этапа является развитие имущественных отношений в недропользовании, что требует переосмысления целей и задач оценки, совершенствования нормативной базы и методов оценки. Международной практикой накоплен значительный опыт в оценке минерального и горного имущества при передаче его в пользование самостоятельным хозяйствующим субъектам, который может быть использован в российской практике недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ESTIMATION OF RESOURCES OF BOWELS IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROPERTY RELATIONS IN USING OF BOWELS

Main objectives and functions, problems of in situ resources economic estimation during the different periods of Russia economic development are considered. Сharacteristic feature of the present stage is development of property relations in subsoil resource management that demands reconsideration of the purposes and problems of an estimation, perfection of law and estimation methods. The international practice stores considerable experience in an estimation of mineral and mining property by its transfer to using to independent economic entity which can be used in the Russian practice of subsoil resource management.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка ресурсов недр в условиях развития имущественных отношений в недропользовании»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСОВ НЕДР В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

Рассмотрены основные цели и функции, проблемы экономической оценки ресурсов недр в разные периоды экономического развития России. Характерной особенностью современного этапа является развитие имущественных отношений в недропользовании, что требует переосмысления целей и задач оценки, совершенствования нормативной базы и методов оценки. Международной практикой накоплен значительный опыт в оценке минерального и горного имущества при передаче его в пользование самостоятельным хозяйствующим субъектам, который может быть использован в российской практике недропользования. Ключевые слова: экономическая оценка, горное имущество, участки недр, методы оценки.

В развитие отечественной методологии экономической оценки природных ресурсов можно выделить три периода, характеризующиеся собственными подходами и целями экономической оценки:

1. Конец 60-х, начало 90-х годов прошлого столетия. Советский период, с централизованной экономикой и государственной собственностью на природные ресурсы, — зарождение отечественной экономической оценки природных, в первую очередь, минерально-сырьевых ресурсов, в которой рентная концепция оценки была положена на теорию трудовой стоимости К.Маркса. В условиях социалистического хозяйства, основанного, прежде всего на экономии ресурсов, экономическая оценка природных ресурсов должна была ответить на вопрос об эффективности использования природных ресурсов как одного из факторов производства.

Известные положения о том, что «сила природы — не источник добавочной прибыли, а лишь её естественный базис, которым она служит, будучи естественным базисом исключительно высокой производительности труда», и «потребительная стоимость» (вещи) является лишь «естественным носителем труда», а следо-

вательно, и «меновой стоимости», стали опорными для разработок концепций «затратной» и «дифференциальной ренты».

«Затратная концепция» была развита в работах академика С.Г.Струмилина, считавшего, что природные блага приобретают цену в результате их использования. Цена этих благ определяется стоимостью затрат на их освоение [1].

Предметом научных дискуссий некоторое время оставался вопрос о принципиальной возможности использования категории дифференциальной ренты в условиях общественной формы собственности. Одним из доводов «против» служило положение о том, что при социализме имеет место совпадение субъекта собственности и субъекта хозяйствования. Так, Ю.В. Яковец высказывал мнение, что «между государством и государственным предприятием не возникает особых рентных отношений по присвоению дополнительного дохода, вследствие более благоприятных естественных условий» [2, с. 6], и считал, что при социализме рентные отношения существуют только между колхознокооперативными предприятиями и имеют специфический характер. Сторонники рентного подхода сходились во мнении, что обычное для классической политэкономии понятие претерпело ряд изменений, связанных с функциями, возлагаемыми на показатель экономической оценки, и получило интерпретацию в рамках концепции народнохозяйственной эффективности [3-7].

Таким образом, в качестве критерия оценки природных ресурсов материального производства была принята сравнительная экономическая эффективность использования данного источника природных ресурсов или территориального сочетания ресурсов (месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных, лесных угодий и т.д.).

Что касается методической стороны проблемы, то до сих пор она является предметом многих исследований.

В свое время В.С.Немчинов предлагал оценивать природные ресурсы путем суммирования прямых затрат труда и затрат обратной связи [8] (метод, основанный на сопоставлении приведенных затрат, получил распространение в отраслевых методиках оценки природных ресурсов для выбора оптимального варианта их освоения).

Рассматривая вопросы экономической оценки земельных и минеральных ресурсов, Т.С. Хачатуров отмечал необходимость

учитывать специфические особенности последних: невозобнов-ляемость, затраты на поиск и разведку и др. «В основу расчета ренты целесообразно положить различия в чистом доходе на данном и худшем ... месторождении (имея в виду, что различия природных условий определяют различия в уровне производительности труда)» [7, с. 10].

Разработки ЦЭМИ АН СССР базировались на методологической предпосылке, что в условиях социалистической экономики на каждом отрезке времени объективно существует общественно оправданный предел затрат на увеличение объема продукции, получаемой при использовании данного природного ресурса. Эти предельные затраты в экономической литературе получили название «замыкающих» или «двойственных оценок».

Метод строился на сравнении величины фактических (приведенных) затрат на единицу соответствующего природного ресурса, исчисляемых в оптовых ценах или определяемых по сметной стоимости строительства того или иного объекта, с замыкающими. Замыкающие затраты, в трактовке разработчиков метода, являлись ценой оптимального плана (предполагалось, что оценка по замыкающим затратам должна обеспечить оптимальную работу соответствующей отрасли). Из-за сложности расчетов этот показатель в первоначальном виде не нашёл широкого применения.

Для упрощения практических расчетов, в частности, в угольной промышленности А.С. Астаховым и цветной металлургии Т.А. Гатовым был разработан метод ранжирования предприятий, в соответствии с которым объекты природопользования выстраивались в порядке убывания величины удельных предстоящих приведенных затрат вместе с соответствующими объемами годовой добычи предприятий, а затем выделялась группа предприятий, за счёт которых обеспечивалось удовлетворение потребности народного хозяйства в том или ином виде минерального сырья.

Показатель «замыкающие затраты» был использован во «Временной типовой методике экономической оценки месторождений полезных ископаемых», утверждённой ГКНТ в 1979 г.

Основными целями экономической оценки минеральносырьевых ресурсов являлись развитие отраслевой экономики, определение очередности ввода в отработку месторождений и повышение эффективности использования минеральных ресурсов как одного из факторов производства.

2. 90-е — начало 2000-х — период «переходной» к рыночным отношениям экономики, в течение которого формировались нормативно-правовая база и аппарат оценки природных ресурсов, для определения платы за них (в первую очередь, за землю) в процессе разгосударствления собственности и формирования экономического механизма регулирования процесса природопользования.

В 1992 г. вышла, первая редакция федерального закона «О недрах», в котором предусматривались четыре вида платежа за недра (ст. 39):

• Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

• Платежи за пользование недрами.

• Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

• Акцизы.

Кроме того, Закон «О недрах» устанавливал систему освобождения от платежей некоторым категориям недропользователей и систему скидок за истощение недр.

С введением гл.26, части II Налогового кодекса РФ эти платежи были отменены, и введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), кроме того отменялись действующие льготы по освобождению от платежей и скидок за истощение недр. Вместо них предусматриваются льготы по новому налогу в виде нулевой ставки при добыче некондиционных запасов полезных ископаемых, переработке отходов горного производства и т.п., а также понижающий коэффициент 0,7 к ставке налога для недропользователей, осуществляющих поиск и разведку месторождений за свой счет.

При этом основным предметом оценки выступает стоимость добытых полезных ископаемых (в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации), в основе которой лежат рыночные цены на минеральные ресурсы.

В табл1. представлено сопоставление налоговых систем РФ в области недропользования до и после 01.01.2002 года.

Предметом критики НДПИ остается его слабовыраженные рентный характер: недоучет дифференциации месторождений, использование единых ставок по всей стране.

Принятый в 1998 г. Гражданский кодекс РФ определил недра (участки недр) как объект недвижимости, что объективно привело к формированию методологии оценки природных ресурсов на основе отработанных зарубежной практикой методических подходов

Таблица 1

Сопоставление налоговых систем РФ в области недропользования до и после 01.01.2002 года [9]

Система, действовавшая до 01.01.2002 Система, действовавшая после 01.01.2002

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий Платежи за пользование недрами, включающие: Разовые платежи (бонусы) Регулярные платежи за пользование недрами, в т.ч. — платежи за поисковооценочные и разведочные работы (ренталс); — платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) Отчисления на ВМСБ Акцизы на отдельные виды минерального сырья: — нефть; — Конденсат; — Природный газ Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств (ст.41—1 ФЗ «О недрах») Платежи за пользование акваторией и участками морского дна (ст.47 ФЗ «О недрах») Сбор за участие в конкурсе (аукционе) (ст.42 ) Сбор за выдачу лицензий (ст.42) ФЗ «О недрах» Платежи, уплачиваемые при пользовании недрами В т. ч.: Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (ст.40 «О недрах»); Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс)(не связанны с добычей) (ст.43) «О недрах» ОТМЕНЕНЫ ОТМЕНЕНЫ Акцизы на нефть и конденсат исключены из НК РФ ОТМЕНЕНЫ ОТМЕНЕНЫ СОХРАНЕНЫ Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств (ст.41-ФЗ «О недрах») сохранялась до 2010 г. . утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 19.05.2010 N 89-ФЗ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ФЗ «О Недрах» НДПИ (гл.26 ч.11 НК РФ) с 01.01.2002

(затратного, сравнительного, доходного), а также нашло отражение в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», Постановлениях Правительства «Об утверждении стандартов оценки», «О комплексе мероприятий по организации проведения стоимостной оценки участков недр в системе МПР России» (Распоряжение МПР РФ, 2003 г.) в проектах методик оценок минеральных ресурсов ВИЭМС, ВНИМИ и других документах.

3. Третий этап в развитии методологии оценки проходит на фоне дифференциации уровней управления, появления различных форм управления природными ресурсами, множества правомочных субъектов управления природными ресурсами, включая государство. Объектами управления становятся не только ресурсы, но и права на них.

Поэтому экономическая оценка все более служит целям управления на различных уровнях. Усиление государственного контроля за состоянием и использованием минерально-сырьевой базы связано с рядом проблем в минерально-сырьевом комплексе, среди которых [10]:

• устойчивый дефицит рентабельных для отработки запасов некоторых видов твердых полезных ископаемых;

• неблагоприятное географическое размещение многих месторождений;

• низкое качество значительной части запасов нераспределенного фонда недр;

• уменьшение масштабов и ухудшение качества запасов стоящих на балансе месторождений в ходе отработки наиболее крупных объектов с высококачественными запасами;

• переход базовых месторождений многих видов полезных ископаемых в стадию падающей добычи;

• исчерпание фонда легко открываемых месторождений, выходящих на поверхность.

В связи с этим резко обозначилась необходимость строго и полного государственного учета и экономической оценки минерально-сырьевых ресурсов:

• в составе национального богатства;

• при разработке программ освоения и развития отдельных регионов;

• при разграничении полномочий между ведомствами, федеральными и региональными структурами;

• при определении величины налогооблагаемой базы.

В этом, на наш взгляд, заключаются основные задачи государственной функции экономической оценки, реализуемые через оценку в системе национальных счетов и кадастровую оценку месторождений. Кроме того, экономическая оценка природных ресурсов в современных условиях должна рассматриваться как инструмент территориальной организации природопользования и как основа для регулирующих природопользование финансовоэкономических инструментов — ресурсных налогов и платежей, условий кредитования, страхования, компенсации экономического ущерба.

Вторая функция экономической оценки определяет характер отношений между государством (собственником ресурсов) и самостоятельными хозяйствующими субъектами при передаче прав на пользование участком недр как имуществом. Здесь экономическая оценка выступает как необходимый элемент эффективных форм управления собственностью, в первую очередь государственным фондом недр (такую роль стоимостная оценка играет в странах с развитой рыночной экономикой — Австралия, США, Канада, Великобритания, ЮАР) [11].

Стоимостная оценка участков недр стала рассматриваться как экономический инструмент обеспечения имущественных отношений и реализации имущественных прав как собственника недр-государства, так и недропользователей, правомочия которых ограничены правом пользования недрами. При этом сама процедура оценки минеральных ресурсов планировалась как самостоятельный вид оценочной деятельности. Еще в 1996 году постановлением Правления Российского общества оценщиков были приняты Стандарты оценки СТО РОО 23-01-96. Оценка минерального сырья, по примеру большинства стран (кроме США), где функции регулирования деятельности по оценке участков недр полностью возложены на саморегулируемые профессиональные организации оценщиков, имеющие в своем составе отделения по оценке минерального сырья. Однако в практической деятельности данные российские стандарты не нашли применения, во-первых, из-за неудачных определений и неточных формулировок, а во-вторых, в тот период оценочная деятельность являлась лицензионной, поэтому внедрение стандартов не нашло места.

Вместе с тем в российском законодательстве статус участка недр — реального объекта имущественных отношений не определен и не квалифицирован как имущество. Основная проблема заключается в том, что отношения, связанные с горным имуществом, регулируются нормами различных отраслей права: имущественные отношения, в частности оборот (купля, продажа, аренда, залог и др.), — гражданским законодательством, а отношения недропользования — административным правом [12-14].

Новый Свод стандартов оценки (ССО 2010) Российского общества оценщиков (РОО) ССО РОО 2-18-2010 «Оценка стоимости объектов имущества в добывающих отраслях», разработанный в соответствии с Федеральным стандартом оценки (ФСО — 2007) и Международным стандартом оценки (МСО-2007), также не содержит положений, определяющих специфику горного имущества, хотя именно участки недр и являются объектом имущества. Нельзя не согласиться с автором [12], утверждающим, что «проблема особого статуса горного имущества, непосредственно задействованного при осуществлении различных видов пользования недрами, является одной из основных в обеспечении эффективного и рационального недропользования» и охраны недр.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Согласно Положению о государственной экспертизе запасов «подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых»; получается, что часть запасов минеральных ресурсов, учтенных (но не получивших стоимостной оценки) в недрах, «теряются» при их извлечении на поверхность, размещаются в природной среде в виде производственных отходов (в лучшем случае, образуют техногенные месторождения). Отдельные «составляющие» участка недр, т.е. часть горного имущества — вмещающие породы и породы вскрыши вообще не имеют никакого статуса при их извлечении (в угольной промышленности, где коэффициент вскрыши достигает 7м3/т; добыче отдельных видов строительного сырья), не подлежат учету и формально их собственником является государство.

Поэтому определение стоимостная оценка участка недр должна послужить стимулом к рациональному использованию недр в целом.

В международной практике наиболее известным и получившим широкое распространение стандартом стоимостной оценки участка недр является «Кодекс и руководство по техникоэкономическому изучению и/или стоимостной оценке минеральных и сырьевых активов или ценных бумаг горных компаний для составления отчета независимым экспертом» (УАЬМЩ) [11], разработанный Австралазийским институтом горного дела и металлургии. Согласно этому Стандарту при стоимостной оценке участков недр с запасами и ресурсами полезных ископаемых объектом оценки является минеральное имущество, под которым «понимается совокупность всех имущественных прав, запасов и ресурсов полезных ископаемых и недвижимого имущества, находящихся на участке недр и используемых для геологического изучения, добычи и переработки полезных ископаемых». «Ценность минерального имущества в первую очередь определяется ценностью запасов и ресурсов полезных ископаемых, реально или потенциально содержащихся в участках недр». Горное имущество входит в состав минерального имущества. При этом объект оценки может рассматриваться и как отдельный элемент имущественного комплекса — «минеральное имущество» (собственником которого является государство) и как доходный актив (собственником которого является недропользователь) в системе действующего предприятия, или объект инвестиционной деятельности.

Как указывалось выше, и зарубежными и отечественными стандартами определены следующие подходы к оценке:

а) подход на основе сравнения продаж (для оценок стоимости бизнеса используется понятие «рыночный подход»);

б) подход на основе (капитализации) дохода, включая дисконтированный денежный поток;

в) затратный подход (при оценке бизнеса — «подход на основе активов»), включающий анализ амортизированных затрат замещения (АЗЗ) и затрат на обеспечение эквивалентной полезности.

Выбор конкретного метода оценки определяется целями и задачами оценки; степенью изученности участка недр и промышленного освоения минерального имущества; полнотой и представительностью информации, необходимой для проведения оценки; рисками, принимаемыми в учет при оценке; текущей конъюнктурой на рынке минерального сырья или фондовом рынке (табл.2).

54

Таблица 2

Стадия геологического изучения участка недр Затратный подход Сравнительный подход Доходный подход Другие методы оценки

Опоискованный участок ( в ССО РОО 2-18-2010 разведываемые месторождения) может при меняться в качестве основного при невозможности применения других подходов) в условиях стабильного рынка и при наличии представительной базы сравнения модификации метода дисконтированных денежных потоков, мультипликаторы могут применяться в качестве основных, требуют методического обоснования

Участок поисковооценочных работ. ( в ССО РОО 2-18-2010 ресурсные месторождения) +/-(в качестве дополнительных методов) в условиях стабильного рынка и при наличии представительной базы сравнения модификации дисконтированных денежных потоков, мультипликаторы в качестве справочных методов или при решении специальных задач оценки

3.Участок, вовлеченный в освоение по результатам разведки. ( в ССО РОО 2-18-2010 разрабатываемые месторождения) в условиях стабильного рынка и при наличии представительной базы сравнения дисконтированных денежных потоков, метод реальных опционов при решении специальных задач оценки

Разрабатываемый участок ( в ССО РОО 2-18-2010 производственные месторождения)

Особенностью большинства месторождений полезных ископаемых Российской Федерации является их комплексный характер и довольно низкое содержание полезных компонентов, что требует учета, оценки и фиксирования в лицензии не только целевых ресурсов, но и попутно извлекаемых при добыче ресурсов.

Поэтому методически предлагается разделять два объекта оценки: передаваемое в пользование имущество — участок недр, оцениваемый как объект недвижимости, и участок недр как объект приложения капитала. В первом случае целесообразно для оценки стоимости участка недр применять доходный подход, основанный на капитализации горной ренты от разработки участка недр, содержащем комплекс полезных компонентов — минеральных ресурсов.

В общем виде модель оценки может быть представлена как приведенная к моменту оценки сумма ренты, получаемой при извлечении, переработке и реализации всех содержащихся и учтенных полезных компонентов (полезных ископаемых), включая вмещающие породы, что и определит стоимость участка недр. В этом случае показатели стоимости участка недр могут рассматриваться как основа для исчисления стоимости лицензий, разовых платежей и налога на добычу полезных ископаемых. В случае неиспользования каких-либо ресурсов выделенных недропользователю, он обязан возместить государству либо стоимость «утраченного» минерального имущества, либо выплачивать ренту. Применение такой схемы требует указания в лицензии тех видов полезных компонентов, которые прошли учет и вошли в состав участка недр. При этом, как и любое имущество, участок недр может подвергаться переоценке в связи с изменением конъюнктуры рынка, или иных внешних факторов.

Применение данного подхода требует определения такой важной составляющей оценки ренты как нормальная прибыль, что особенно усложнилось с переходом к новым формам учета видов хозяйственной деятельности взамен отраслевых.

Во втором случае, когда участок недр оценивается как объект приложения капитала, оценка инвестиций в его освоение проводится с применением техники оценки дисконтированного денежного дохода, или ее модификаций.

Данная статья является результатом проведения научноисследовательской работы, выполняемой в рамках программы по поддержке научной школы НШ 64826.2010.6 «Формирование организационно-экономического механизма устойчивого развития МСК России на основе инновационного подхода».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Струмилин С.Г. О дифференциальной ренте в условиях социализма. Вопросы экономики. 1969. — № 7. — С. 81—97.

2. Яковец Ю.В. О ренте и принципах ценообразования в горной промышленности. — Л., 1961.

3. Астахов А. С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. — М.: Недра, 1981. — С. 44—162.

4. Гатов Т.А. Экономическая оценка месторождений цветных металлов. — М.: Недра, 1975. — С. 20—100.

5. Гатов Т.А. Рациональное использование месторождений цветных металлов. — М.: Недра, 1980. — С. 10—77.

6. Лойтер М.Н. Природные ресурсы и эффективность капитальных вложений. — М., 1974. — С. 53—117.

7. Хачатуров Т. С. Экономическая оценка природных ресурсов и повышение эффективности капитальных вложений. София 1968. — С. 6—113.

8. Немчинов В.С. Общественная стоимость и плановая цена. — М., 1987. — С. 125—160.

9. Иванов О. П. Государственное управление природными ресурсами. — Новосибирск, 2004. — 257 с.

10. «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2009 году. Государственный доклад. центр «Минерал» ФУГНПП «Аэрогеология» (с.379) / www.mnr.gov.ru.

11. Стоимостная оценка участков недр с запасами и ресурсами полезных ископаемых в ведущих зарубежных горнодобывающих странах Информационный источник: www.ValNet.ru.

12. Даниленко М.А. О горном имуществе в отечественном законодательстве о недрах/ Минеральные ресурсы России, 2006. — № 2.

13. Невская М.А. Определение природных ресурсов как объекта экономических отношений: экономико-правовой аспект/«Проблемы геологии, планетологии, геоэкологии и рационального природопользования» (Новочеркасск, 3 декабря 2009 г.). ЮРГТУ (НПИ), 2010. — С. 144—149.

14. Невская М. А. Управление природно-ресурсным потенциалом: институциональный аспект/ Экономические проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России. Записки Горного Института. — Т. 191. — С. 77—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.