Научная статья на тему 'Стоимость как критерий эффективного управления структурными преобразованиями промышленной организации'

Стоимость как критерий эффективного управления структурными преобразованиями промышленной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуев Н. А.

Рассматриваются вопросы управления структурными преобразованиями предприятия на основе оценки стоимости его имущественного комплекса. На базе выделенных критериев проведен анализ структуры стоимости предприятия. Определены факторы, влияющие на изменение величины стоимости предприятия как бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST AS CRITERION OF EFFICIENT CONTROL STRUCTURAL TRANSFORMATIONS OF THE INDUSTRIAL ORGANIZATION

Questions of management by structural transformations of the enterprise because of estimation of cost of its property complex are considered. Based on the allocated criteria, the analysis of structure of cost of the enterprise is lead. The factors influencing change of size of cost of the enterprise as business are certain.

Текст научной работы на тему «Стоимость как критерий эффективного управления структурными преобразованиями промышленной организации»

Предприятие считается ликвидным, если текущие активы превышают краткосрочные обязательства. Реальная ликвидность предприятия определяется на основании анализа ликвидности баланса, который считается ликвидным, если имеет место следующее соотношение активов и пассивов2:

Л => пп Л2 => П2; А3 => П3; Л4 <= П4.

Проведение прогнозного анализа ликвидности позволяет выявить изменения в финансовом состоянии предприятия в будущем, что дает возможность управлять балансом и ликвидностью предприятия и предусматривает поддержание пропорций между краткосрочными разделами баланса - оборотными активами и краткосрочными обязательствами. В этих целях принимаются меры, направленные на:

- минимизацию текущих обязательств (краткосрочной кредиторской задолженности);

- поддержание целевого уровня оборотных активов, предполагающее, с одной стороны, недопущение зани-

жения коэффициента текущей ликвидности, что повышает риск неплатежеспособности и банкротства, с другой - исключение чрезмерно высоких значений коэффициента текущей ликвидности, что приводит к замораживанию оборотных средств и замедлению их оборачиваемости.

Таким образом, составление бюджета денежных средств, платежного календаря, оценка перспективного уровня ликвидности и платежеспособности позволят предприятию избежать финансовых затруднений, связанных с неверными управленческими решениями, преодолеть риск неопределенности. Применять существующие методики оценки ликвидности и платежеспособности необходимо, используя данные не за прошлые периоды, а прогнозные данные, что позволит выработать единую финансовую политику, минимизировать риски неплатежеспособности.

1 См.: Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ, управления финансами: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2006. С. 330.

2 См.: Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераб. и доп. Мн., 1999. С. 639.

УДК 330.131

СТОИМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

H.A. Бушуев,

докторант кафедры экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Для того чтобы оценить, движется ли система в необходимом направлении или направление нуждается в корректировке, пользуются определенным критерием. В теории и на практике критерием измеряется расстояние от исходного состояния, в котором находится система, до состояния (или состояний), выбранного в качестве цели.

Именно благодаря наличию критерия у специалиста появляется возможность оценить степень достижения цели в каждый конкретный момент и при необходимости из всего множества управляющих воздействий выбрать именно то, которое позволит достичь желаемого состояния и удовлетворить критерий. Как правило, критерий - это показатель, сконструированный или выбранный из показателей, характеризующих функционирование системы, для оценки ее состояния и служащий целям управления ею1. Обязательным условием существования любого показателя, в том числе критериального, является требование его наблюдаемости, что дает возможность измерить его величину и включить, например, в расчет других комплексных показателей.

К показателям, характеризующим деятельность конкретного предприятия, можно отнести размеры прибыли и убытков, количество проданного товара, величину дохода, уровень заработной платы, сумму налогов, состояние балансовых счетов и т.д. Все они имеют конкретное количественное выражение и, как правило, строятся на базе других показателей, например, доход от продаж выводится из количества продаваемых товаров, цен на них и уплачиваемых налогов.

В современном финансовом анализе для оценки состояния бизнеса как системы применяется множество комплексных относительных и аддитивных показателей, таких как рентабельность продаж и активов, прибыль-

ность, стоимость и т.д. Каждый из них может быть положен в основу критерия. Его выбор полностью зависит от решаемой задачи.

Исследование показало, что важным моментом развития механизма управления микроэкономической системой является методическое обеспечение его оценки, осуществляемой в процессе антикризисного управления, позволяющего учитывать чувствительность стоимости производственного комплекса к формирующим ее факторам. Коэффициент чувствительности каждого фактора будет показывать реакцию рыночной стоимости объекта на изменение значения данного фактора. К факторам, определяющим величину стоимости предприятия, следует отнести стоимость имущества производственного комплекса предприятия, ликвидность его активов, заработную плату персонала, осуществляющего производственные функции, и уровень его квалификации, длительность производственного цикла, диверси-фицированность производства, стоимость произведен -ной продукции, приобретенных для производственной деятельности материальных ресурсов, долга за предоставленные инвестиции, издержки на управление производственным комплексом.

Рассмотрим структуру стоимости предприятия как микроэкономической системы подробнее (рисунок).

Денежные средства в виде чистой прибыли, остающиеся в распоряжении предприятия (фактически у акционеров), формируются по остаточному принципу. Поступающая в бизнес выручка расходуется в первую очередь на оплату счетов поставщиков за используемые в производственном процессе материалы и энергию. Сюда же относятся и амортизационные отчисления, цель которых - возместить расходы предприятия за приобретенное ранее оборудование и производственную недвижимость.

Далее бизнес рассчитывается с работниками за уже выполненную работу, тем самым позволяя персоналу достичь их материальных целей. Затем возмещение получают кредиторы: им за предоставленные финансовые ресурсы выплачиваются проценты. В предпослед-нюю очередь денежные средства направляются государству, которое собирает налоги с прибыли бизнеса. Оставшиеся средства поступают в распоряжение собственников, которые используют их для выплаты дивидендов или в качестве дополнительных денежных ресурсов для расширения производства.

Стоимость ■

Стоимость производственного комплекса

имущественного комплекса

Иные платежи

Налоговые платежи

Обязательства перед кредиторами

Затраты на заработную плату и социальные выплаты

Затраты на сырье и материалы

Период

Структура стоимости микроэкономической системы предприятия

На максимальный размер требований к бизнесу со стороны поставщиков, работников, кредиторов и государства наложены ограничения, и только требования собственников, возникающие по остаточному принципу, не ограничены сверху. Требования поставщиков ограничены суммами, согласованными в договорах поставки и оказания услуг; требования работников - заработной платой, оговоренной трудовым договором (контрактом); требования кредиторов - процентными ставками и суммами, подлежащими возврату по кредитным договорам; требования государства устанавливаются законодательно и измеряются налоговыми ставками. Именно такой порядок расчетов обеспечивает заинтересованность в бизнесе как инструменте достижения индивидуальных целей всех сторон, в первую очередь собственников.

Выясним последствия снятия ограничений на размер требований любого из участников при сохранении существующей очередности платежей. Предположим, что вопреки условиям договора поставщики начинают требовать платеж произвольного размера. В этом случае ни работникам, ни кредиторам, ни государству, ни тем более собственникам ничего не остается, их цели не будут достигаться, бизнес как центр соединения интересов сторон перестанет существовать. Если теперь снять ограничения на максимальную величину заработной платы, неудовлетворенными останутся требования кредиторов, государства и собственников. В этих условиях кредиторы перестают кредитовать, государство не имеет средств для выполнения своих функций, а собственники не заинтересованы в развитии производства. Отсутствие ограничений на обязательства перед кредиторами делает невозможным достижение государством и собственниками их целей, лишает их важного источника денежных средств. Наконец, снятие ограничений с требований государства полностью уничтожает интерес со стороны собственников к поддержанию производства в работоспособном состоянии и его дальнейшему расширению. Установление государством завышенных налоговых ставок, штрафов и пеней, преследующее цель максимального наполнения бюджета, приводит к угасанию интереса со стороны собственников к развитию бизнеса. Следовательно, можно утверждать, что при сложившихся ограничениях на размер требований к бизнесу со стороны участников и существующей очередности их удовлетворения собственник, будучи последним в этой очереди, автоматически становится самой заинтересованной стороной в сбалансированном состоянии микроэкономической системы предприятия, поскольку при плохом ведении дел от бизнеса ничего не останется.

Выяснив характер взаимодействия отдельных элементов в системе государства и описав связи бизнеса с внешней средой, перейдем к рассмотрению существующих критериев близости текущего состояния бизнеса к его целевому состоянию.

Сформулировав цель существования имущественного комплекса в терминах наибольшего удовлетворения интересов собственников при существующих ограничениях на максимальный размер требований, предъявляемых к бизнесу другими заинтересованными сторонами, рассмотрим ряд показателей, таких как выручка -прибыль, рентабельность активов и продаж, их временные ряды и стоимость бизнеса.

Чтобы выявить преимущества и недостатки использования отдельных показателей в качестве критериев,

сравним их друг с другом. Основная цель подобного сравнения - демонстрация еще одного преимущества использования стоимости в качестве объекта управления, теперь уже с точки зрения взгляда на нее как на критерий системы бизнеса. Сравнивая, будем следовать следующей схеме. Из всего перечня показателей выбираются два, после чего второй показатель выражается через первый. Фактически это означает, что любое изменение в системе бизнеса, улавливаемое первым показателем, воспринимается и вторым. Напротив, для доказательства того, что обратное неверно, будет приводиться опровергающий пример двух бизнесов, разница в состоянии которых улавливается только вторым показателем и не улавливается первым. Отсюда будет делаться вывод о том, что в качестве критерия второй показатель предпочтительнее, поскольку он охватывает большую область состояний бизнеса и позволяет воспринимать то, что недоступно первому.

Здесь следует сделать важное замечание. Приводимые доказательства не опираются исключительно на математические выкладки, а имеют в своей основе экономическую взаимосвязь между показателями. С точки зрения математики для большинства функций, выражающих экономические зависимости, существуют обратные функции. Однако если, например, определение прибыли на основе выручки выглядит вполне логично, расчет выручки по прибыли невозможен из-за того, что в первую очередь измеряется именно выручка, а только потом выводится прибыль. Следовательно, в приведенном примере говорить об обратной функции, выражающей выручку через прибыль, с точки зрения экономики не совсем корректно.

Специалист в области оценочной деятельности В. Григорьев считает, что объектом оценки на всех этапах арбитражного процесса банкротства несостоятельных предприятий могут быть отдельные активы предприятия, либо его имущественный комплекс, либо предприятие как бизнес2.

По мнению ГЗ. Базарова, С.Г. Беляева, Л.П. Белых, модель оценки бизнеса зависит от перспектив развития данного предприятия, спада или подъема отрасли в рамках национальной экономики, состояния макроэкономической конъюнктуры. Если вероятность банкротства велика и реструктурировать предприятие бесполезно, основная задача оценки - определить рыночную стоимость активов с учетом использования активов в новом бизнесе. Если предприятие может быть реструктурировано и может приносить прибыль (настоящую или будущую), механизм оценки приобретает новую форму3.

Более четкую позицию в этом вопросе можно найти у Ф.Б. Риполь-Сарагосси. Он, в частности, считает, что при выборе модели оценки объект оценки должен быть четко идентифицирован, т.е. должны быть определены его содержание, функции, составные части, границы, отделяющие его от других имущественных объектов4.

Правовой основой оценки предприятий в процессе кризисной реструктуризации являются несколько сотен правовых положений, сформулированных в различных законодательных и нормативных документах5.

В издании Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих дается следующее обоснование: на этапах досудебной санации, наблюдения и внешнего управления оценивается, как правило, рыноч-

ная стоимость предприятия, а на этапе конкурсного производства - ликвидационная стоимость (хотя могут быть использованы и другие виды стоимости). Причем и тот, и другой виды стоимости имеют свои особенности и разновидности. Они различаются в зависимости от объекта оценки.

Цель оценки определяется видом стоимости, который требуется установить, и выбором метода оценки стоимости предприятия.

Наиболее распространенный вид стоимости при оценке предприятий - его обоснованная рыночная стоимость. Данный вид стоимости применяется в западных странах в сфере антикризисного управления, а также при исчислении налогов, таких как налоги на дарение и наследство, имущество, при кредитовании предприятия, его продаже и в других случаях.

Обоснованная рыночная стоимость предприятия -это его наиболее вероятная цена, выраженная в денежных единицах или денежном эквиваленте, по которой предприятие перешло бы из рук продавца в руки покупателя при их взаимном желании купить или продать, достаточной информированности обо всех имеющих отношение к сделке фактах, причем ни одна из сторон сделки не была бы принуждена к покупке или продаже. Если при сделке купли-продажи имеется влияние интересов, нехарактерных для типичного покупателя или продавца, цена не может отражать обоснованную рыночную стоимость. Тогда вместо термина «обоснованная рыночная стоимость» специалисты употребляют понятие «рыночная стоимость».

Обоснованная стоимость предприятия - это стоимость акций неконтрольного пакета. В США обоснованная стоимость определена как установленный законом стандарт стоимости, используемый в делах по защите интересов мелких акционеров, имеющих на руках неконтрольные пакеты акций. Различие между обоснованной стоимостью и обоснованной рыночной стоимостью состоит в учете скидки на неконтрольный пакет акций.

Инвестиционная стоимость - это стоимость предприятия для одного конкретного покупателя (инвестора или владельца). Инвестиционная стоимость отличается от обоснованной рыночной стоимости предприятия по ряду причин, в том числе в прогнозных оценках будущей доходности , степени риска, ставках налогообложения (если инвестор имеет льготы по налогам) и пр. Эти различия обусловлены индивидуальными целями конкретного инвестора.

При определении инвестиционной стоимости предприятия рассчитывают также обоснованную рыночную стоимость, с тем чтобы облегчить инвестору принятие окончательного решения. Как правило, инвестиционная стоимость предприятия выше обоснованной рыночной стоимости.

Внутренняя, или фундаментальная, стоимость предприятия представляет собой аналитическую оценку стоимости предприятия, основанную на глубоком анализе существующего финансового и технико-экономического состояния предприятия и предполагаемых внутренних возможностях его развития в будущем. Определение внутренней стоимости предполагает учет благоприятных (или неблагоприятных) перспектив развития предприятия и эффекта целостности системы, когда ценность целого обычно выше, чем простая сумма стоимостей

отдельных элементов. Таким образом, внутренняя стоимость зависит не от целей конкретного инвестора, как при определении инвестиционной стоимости, а от субъективных аналитических заключений независимого эксперта-оценщика.

На развитом цивилизованном фондовом рынке специалисты различают курсовую и внутреннюю стоимость акций. Внутренняя, или реальная, стоимость акции определяется внутренней (фундаментальной) стоимостью предприятия. Внутренняя стоимость акции - это та ее стоимость, которой она должна и будет обладать, когда другие инвесторы получат ту информацию о предприятии, которую имеет эксперт-оценщик, исследующий данное предприятие.

Внутреннюю стоимость предприятия определяют, исходя из таких факторов, как:

1) стоимость активов предприятия. Материальные активы предприятия обладают определенной рыночной стоимостью. Обычно при оценке действующего предприятия активы отдельно не оцениваются. Они оцениваются отдельно, как правило, при определении ликвидационной стоимости предприятия;

2) наиболее вероятный будущий денежный поток предприятия в прогнозном периоде. При прогнозировании будущих доходов предприятия эксперт-оценщик получает несколько вариантов чистого дохода предприятия, из которых для оценки необходимо выбрать вариант с наибольшей степенью вероятности;

3) вероятные будущие темпы роста чистого дохода предприятия в остаточный постпрогнозный период, определить которые - наиболее трудная задача, решаемая также при прогнозировании развития предприятия.

Рассмотрение вышеназванных факторов осуществляется в процессе так называемого фундаментального анализа, в рамках которого определяется самый важный показатель - ожидаемый денежный поток предприятия, а также анализируются такие факторы, как структура капитала, качество управления, квалификация рабочих и пр. На основе анализа этих факторов эксперт-оценщик определяет внутреннюю стоимость предприятия (или внутреннюю стоимость акций этого предприятия).

Если при анализе внутренней стоимости акции пред -приятия выявится, что ее рыночная (т.е. курсовая) стоимость оказывается ниже уровня внутренней стоимости , эксперт-оценщик делает вывод о том, что данные акции покупать выгодно. Если рыночная (курсовая) стоимость акций выше предполагаемой (ожидаемой) внутренней стоимости акций, определяемой исходя из внутренней стоимости предприятия, эксперт-оценщик делает вывод о том, что эти акции необходимо продавать. Итак, в связи с тем что внутренняя стоимость предприятия определяется при глубоком анализе предыстории и перспектив его развития, считается, что это наиболее реальная и точная (естественная) оценка стоимости предприятия.

Стоимость действующего предприятия - это стоимость жизнеспособного функционирующего предприятия, имеющего собственные активы, товарно-материальные запасы, постоянную рабочую силу, осуществляющего хозяйственные операции и не находящегося под непосредственной угрозой несостоятельности.

Стоимость действующего предприятия определяется стоимостью группы нематериальных активов (в сово-

купности или конкретных нематериальных активов), стоимость которых составляет превышение стоимости действующего предприятия над стоимостью только его материальных активов. При определении стоимости действующего предприятия для его купли-продажи из общей стоимости нематериальных активов предприятия вычитаются некоторые их виды, например гудвил, или те, для которых может быть выявлен особый поток доходов и которые продавец не хочет продавать.

Ликвидационная стоимость представляет собой чистую сумму, которую собственник предприятия или арбитражный управляющий могут получить при ликвидации этого предприятия и раздельной распродаже его активов. Существует принудительная и упорядоченная ликвидация. При упорядоченной ликвидации распродажа активов производится в течение разумного времени, с тем чтобы получить максимально возможную в этих случаях цену за каждый вид распродаваемого актива.

При определении ликвидационной стоимости необходимо учитывать все затраты, связанные с ликвидацией предприятия, - административные издержки по поддержанию работы и охраны предприятия до его окончательной ликвидации, налоги, расходы оценочных, юридических и аудиторских фирм, комиссионные брокерам, осуществляющим продажу активов, и пр. Кроме того, при определении ликвидационной стоимости предприятия надо дисконтировать ожидаемую чистую выручку от продажи активов по ставке, учитывающей связанный с этим риск, с момента ожидаемого получения чистой выручки до даты оценки.

Балансовая (бухгалтерская) стоимость предприятия определяется по балансовому отчету предприятия как сумма его активов за вычетом накопленных амортизационных отчислений, а также сумм кратко- и долгосрочных обязательств предприятия. При определении балан -совой стоимости предприятия основные фонды оцениваются с учетом последней переоценки за вычетом также переоцененных амортизационных отчислений. При этом некоторые виды активов могут быть списаны. Обязательства оцениваются по номинальной стоимости с учетом условий кредитных договоров.

Восстановительная стоимость предприятия - это балансовая стоимость предприятия с учетом переоценки активов на дату оценки его стоимости. Восстановительная (текущая) стоимость предприятия часто используется экспертами-оценщиками в качестве предварительной оценки стоимости предприятия.

В плановой экономике наиболее часто при оценке использовалась балансовая стоимость. Однако при антикризисном управлении требуется определять рыночную и ликвидационную стоимость.

Существует несколько десятков методик, методов и способов оценки стоимости предприятий. Они обычно классифицируются (группируются) специалистами в три подхода - сравнительный (или рыночный), доходный и имущественный (или затратный).

Сравнительный подход включает в себя:

- методику рынка капитала;

- метод сделок (сравнительного анализа продаж);

- метод отраслевых коэффициентов.

Широко известно также «золотое правило» оценки предприятий для некоторых промышленных отраслей экономики, которое гласит: покупатель не заплатит за

предприятие более четырехкратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.

Методики оценки предприятий на основе доходного подхода базируются на определении текущей стоимости будущих доходов и используются тогда, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия.

Преимущества методик доходного подхода в том, что в них учитываются будущие условия деятельности предприятия - формирования цен на продукцию, будущие капитальные вложения, условия рынка, на котором функционирует предприятие, экономическое устаревание и др.

Главный недостаток этих методик - их умозрительный характер, поскольку при прогнозных расчетах денежных потоков или ставок дисконтирования приходится прибегать к предположениям и ограничениям, имеющим условный характер.

Имущественный подход основан на анализе активов предприятия и включает в себя следующие методики:

- накопления активов предприятия;

- скорректированной балансовой стоимости (методику чистых активов);

- расчета стоимости замещения;

- расчета восстановительной стоимости;

- расчета ликвидационной стоимости.

Все методики имущественного подхода используются, как правило, для оценки контрольного пакета акций предприятия.

Основное преимущество методик имущественного подхода в том, что они базируются на реально существующих активах и затратах. В то же время эти методики «статичны», так как не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.

Перечисленные выше методики и методы оценки предприятий не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Для оценки предприятия используются, как правило, несколько методик из разных подходов . Далее результаты оценок, полученные с их помощью, сопоставляются для определения окончательной оценки (окончательного уровня стоимости оцениваемого предприятия).

Однако некоторые методики предпочтительны для оценки определенных видов стоимости предприятия. Например, для расчета ликвидационной стоимости используется методика накопления активов, для оценки страховой стоимости рекомендуется методика расчета стоимости замещения, для расчета рыночной стоимости предприятия чаще используются методики доходного или сравнительного подходов.

Практика оценки на антикризисном рынке свидетельствует о том, что такая оценка в период внешнего управления проводится редко, в основном для определения стоимости акций предприятий в высокорентабельных отраслях (нефтяной, пищевой и т.д.). В практике оценки в сфере антикризисного управления чаще всего осуществляется оценка несостоятельного предприятия как имущественного комплекса. В этой связи лишь отчасти можно согласиться с мнением С.А. Ленской, считающей, что затратный (имущественный) подход применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, определения варианта луч-

шего и наиболее эффективного использования земли, в целях страхования. Возможности данного метода гораздо шире. Преимущество имущественного подхода заключается не в превышении удельного веса его достоинств над достоинствами других подходов, а во внешних условиях функционирования хозяйствующего субъекта. Это прежде всего, как отмечают В.В. Григорьев и И.М. Ос-тровкин, условия перехода страны к экономике рыночного типа, наличие достоверной исходной информации для расчетов, а также использование в определенной мере известных, традиционных для отечественной экономики затратных (или имущественных) подходов к оценке стоимости предприятия6.

Имущественный подход к оценке предприятий объединяет в себе следующие методики - накопления активов предприятия; скорректированной балансовой стоимости (методику чистых активов); замещения; ликвидационной стоимости предприятий. Все эти методики оценки объединены в имущественный подход по одному основному признаку: они основаны на определении в текущих ценах стоимости отдельных видов имущества или затрат на строительство аналогичного предприятия (методике замещения). Все методики имущественного подхода базируются на одной информационной базе -балансе предприятия - и позволяют рассчитать различные виды стоимости предприятия; методика накопления активов позволяет рассчитать рыночную стоимость.

Имущественный подход к оценке предприятия в условиях кризисной реструктуризации наиболее актуален (по сравнению с доходным и сравнительным подходами). Это обусловлено в первую очередь наличием, как правило, достоверной исходной информации для расчетов, а также использованием в определенной мере известных, традиционных для отечественной экономики затратных (или имущественных) подходов к оценке стоимости предприятия.

Значимость доходного и имущественного подходов к оценке ограничена отсутствием достоверной информации по текущим и будущим доходам предприятия, а также отсутствием рыночных данных о фактических продажах предприятий (ввиду отсутствия рынка слияний и поглощений предприятий и слабости фондового рынка).

Таким образом, при наличии кризисных явлений, отсутствии политической и экономической стабильности для оценки предприятий следует применять методики имущественного подхода, основанные на анализе стоимости имущества предприятий и их задолженности.

Базовая формула имущественного подхода оценки предприятия, по мнению М.А. Федотовой, может быть выражена следующим образом7:

К

= Л - » - ^

где Ксобст - собственный капитал;

А - активы предприятия;

О - сумма обязательств предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратимся к возможностям данных методик в оценке имущества кризисных предприятий.

Методика скорректированной балансовой стоимости предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированной суммы статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженностей. Эта методика расчета стоимо-

сти предприятий соответствует международным принципам бухгалтерского учета и широко используется в настоящее время в так называемой нормативной оценке при определении стоимости чистых активов акционерных обществ и в процессе приватизации государственных или муниципальных предприятий, т.е. в тех случаях, когда речь идет о сделках с государственным или муниципальным имуществом.

Методика замещения заключается в определении расходов в текущих ценах на строительство предприятия, имеющего с оцениваемым аналогичную полезность, но построенного в новом, современном стиле, с использованием прогрессивных проектных и технологических нормативов, применением прогрессивных материалов, конструкций и оборудования. При реализации методики замещения вносятся поправки на физический, функциональный и экономический износ оцениваемого предприятия.

Наиболее сложно при реализации данной методики оценки предприятий определить удельную стоимость предприятия - функционального аналога. В настоящее время Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления РФ активно осуществляет разработку показателей стоимости на потребительскую

единицу строительной продукции (в том числе для производственных зданий и сооружений).

Данная методика расчета стоимости предприятия (замещения) всегда использовалась в практике оценки при разработке технико-экономических обоснований строительства объекта. В настоящее время эксперты-оценщики могут использовать ее для приблизительных расчетов рыночной стоимости предприятия.

1 См.: Могилевский В.Д. Методология систем. М., 1999. С. 88.

2 См.: Григорьев В. Особенности оценки несостоятельных предприятий // Антикризисное управление. 2000. № 1 - 2. С. 36.

3 См.: Теория и практика антикризисного управления: Учеб. для вузов / Г.З. Базаров, С .Г. Беляев, Л.П. Белых и др. М., 1996.

4 См.: Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы оценочной деятельности. М., 2001. С. 23.

5 См.: Федеральные законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», а также Государственные стандарты РФ ГОСТ Р 51195 002.98 «Единая система оценки имущества. Основные положения».

6 См.: Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: имущественный подход. М., 2000. С. 40.

7 См.: Оценка бизнеса. М., 1999. С. 153.

УДК 338.26

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Опыт управления экономическими системами организаций свидетельствует о том, что эффективных бизнесменов и менеджеров отличает способность представить себе, как будет выглядеть их успех. В процессе управления такое видение рано или поздно принимает форму плана, который становится основой для принятия других управленческих решений. Никакое управление невозможно без планирования деятельности организации, установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития.

Теорией и практикой управления в условиях рыночного хозяйства доказано, что план производства продукции (производственная программа) - это центральный раздел системы планирования предприятии. Он формируется в соответствии с принятым планом продаж. Количество продукции, которое подлежит изготовлению в плановом периоде, учитывает планируемое количество поставок потребителям, а также изменение остатков готовой продукции на складе на конец и начало планового периода.

Производственная программа в первую очередь предполагает выпуск конкурентоспособной и доходной для изготовителя продукции. Это обязывает систематически заниматься всеми видами планирования производственной программы - долгосрочным (стратегическим), текущим и оперативно-календарным.

Основой формирования долгосрочного плана производства продукции могут являться генеральная цель, базовая стратегия, а также выбранная на их основе перспективная концепция маркетинга. По сути, принятая в стратегическом плане базовая стратегия может быть производственной или товарной. Содержание производственной стратегии (перспективной концепции маркетинга) заключается в том, что развитие предприятия, в частности рост сбыта продукции, может быть реализовано за счет повышения уровня производственного потенциала предприятия. Суть товарной стра-

Р.М. Давыдов,

кафедра экономики, ПАГС

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.