циального партнерства на территории области. В настоящее время система социального партнерства включает Региональное соглашение, территориальные соглашения во всех 34 городах и районах области, 26 отраслевых соглашений, 112 территориально-отраслевых соглашений, 4220 коллективных договоров [4].
Выполнение в 2006 г. обязательств Регионального соглашения между объединениями работодателей, объединениями профсоюзов и администрацией на 2005-2007 гг. способствовало дальнейшему развитию производства, малого предпринимательства, улучшению состояния социально-трудовой сферы и осуществлению мер по социальной защите населения, обеспечению социальной стабильности в трудовых коллективах.
За год количество территориально-отраслевых соглашений (в сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле) выросло на 13 %, количество организаций - участников таких соглашений выросло на 7,7 %, а численность работников, на которых распространяется действие этих соглашений, увеличилось на 3,7 % по сравнению с прошлым годом.
Успешное функционирование страны зависит от партнерства между государством, обществом и экономикой. В каждой из этих подсистем заложены внутренние силы собственного развития, но социально-экономическое развитие страны в целом может быть успешным только тогда, когда между этими силами соблюдается баланс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клейнер Г, Петросян Д. Взаимодействия государства и общества при формировании экономической политики // Общество и экономика. - 2005. - № 4. - С. 49.
2. Нещадин А. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. - 2005. -№10, 11. - С. 5-41.
3. Социальные конфликты и партнерство / Под ред. А.В. Глухова, В.С. Рахманина. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 372 с.
4. Социальное партнерство в субъектах РФ в 2005 году. Сибирский федеральный округ [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.mzsrrf.ru.
Поступила 16.06.2008 г.
УДК 338.2:657.478
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
И.В. Кащук
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Анализируется необходимость оценки современных бизнес-систем; рассматриваются: назначение и специфика методологии оценочной деятельности; особенности отдельных видов стоимости, проблемы объективности и правомерности оценки в кризисных ситуациях. Делается вывод о том, что оценка стоимости является неотъемлемым элементом системы антикризисного управления.
Ключевые слова:
Оценочная деятельность, антикризисное управление, бизнес-системы, бизнес-линии, рыночная стоимость предприятия, кризисная ситуация, банкротство.
В настоящее время в России практически завершены процессы формирования рыночных отношений, соответствующих правовым и финансовоэкономическим нормам развитых стран мира. В России поэтапно осуществляется переход к международным стандартам финансовой и бухгалтерской отчетностей, стандартам менеджмента качества и оценочной деятельности.
Процесс перехода к рыночным отношениям решил проблему формирования в России новой экономической системы, основным элементом которой является предприятие, как бизнес-система. Для дальнейшего развития цивилизованных рыночных отношений необходима стабилизация про-
изводственного и финансового положения многих отраслей промышленности. Однако опасность повышенного риска, возможности возникновения кризисных ситуаций еще весьма велика.
Преодоление финансового и экономического кризисов является достаточно сложным процессом. В российских условиях эта сложность усиливается общей экономической напряженностью. Появилась необходимость разработки и внедрения новых методов управления, которые способствовали бы восстановлению нормального состояния хозяйственной деятельности предприятий, не допуская при этом крайних форм арбитражного управления.
С целью предотвращения подобного рода кризисов и недопущения процедуры банкротства предприятий разрабатываются и внедряются программы финансового оздоровления, вводится антикризисное регулирование.
Условно комплекс мер антикризисного управления можно разделить на три группы: меры по предотвращению кризиса (профилактика); досудебной санации; процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения).
Реализация политики антикризисного регулирования невозможна без оценочной деятельности. Принятие эффективных управленческих решений должно производиться на основе информации о рыночной стоимости предприятия (бизнеса). Оценивая стоимость предприятия, можно достаточно точно определить, насколько оно успешно или неблагополучно, как близко находится от состояния банкротства. При увеличении рыночной стоимости наблюдается рост предприятия, развитие производства, расширение сбыта, выход на новые рынки. Снижение рыночной стоимости сигнализирует о неблагополучном состоянии предприятия, возможности кризиса и банкротства. Оценочная информация так же необходима для внесения корректировок в разрабатываемую стратегию вывода предприятия из кризиса. Информация о стоимости предприятия (бизнеса) может быть получена в результате независимой оценки, проведенной специалистом-оценщиком.
Основой формирования нормативной базы оценочной деятельности в России явился принятый Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (29 июля 1998 г.). Закон вступил в силу 6 августа 1998 г. и установил правовое регулирование оценочной деятельности в отношении всех объектов оценки, право собственности которых принадлежит РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, отдельным юридическим и физическим лицам [1]. В настоящее время формирование нормативной и законодательной баз оценочной деятельности находятся в стадии становления.
В современных условиях потребность в оценочной деятельности возрастает с каждым годом. Собственники и менеджеры приходят к заключению о необходимости проведения оценки и ежегодной переоценки своих управляемых бизнес-структур. Сотрудничество с квалифицированными экспертами оценщиками приносит им большие выгоды и конкурентные преимущества.
Актуальность оценки бизнеса в системе управления и антикризисного регулирования возрастает с каждым годом. В 2004 г. доля оценки при реструктуризации активов, основных средств и капитальных вложений предприятий составила 1,2 %, при реструктуризации долгов - 1,6 % общего объема оценочных работ [2].
Цели проведения независимой оценочной экспертизы предприятия (бизнеса) весьма разнооб-
разны. Примерами являются: повышение инвестиционной привлекательности; повышение эффективности управления; обеспечение бесконфликтного внешнего управления; проведение реорганизации; оптимизация налогообложения и ряд других ситуаций, требующих оценки стоимости предприятия в целом, как имущественного комплекса, так и отдельных его активов.
В структуре портфеля заказов многих оценщиков наибольшую долю занимают заказы в отношении предприятий-должников. Для финансово неблагополучных компаний оценка их бизнеса приобретает особую роль и остроту и производится не только в случае ликвидации, но и при его финансировании, реструктуризации, досудебной санации, планировании погашения долгов, оценки заявок на покупку, выявлении возможностей выделения производственных мощностей в экономически самостоятельные предприятия.
Информационное обеспечение управленческого процесса, ориентированного на недопущение кризисных ситуаций или вывод компании из кризиса, является основной ролью оценочной деятельности при антикризисном регулировании. Оценка оказывает помощь арбитражному управляющему на всех стадиях процедуры банкротства. На стадии досудебной санации оценка определяет стоимость залога в процессе кредитования несостоятельного предприятия и доли инвесторов в процессе его санации. На стадии наблюдения оценка обосновывает наличие или отсутствие возможности восстановления платёжеспособности предприятия-должника; определяет размер конкурсной массы и сравнивает её с задолженностью предприятия; определяет стоимость предприятия при установлении достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов и расходов на вознаграждение арбитражным управляющим. На стадии внешнего управления оценка определяет стоимость продажи предприятия в целом, рыночной стоимости его акций и отдельных активов. На стадии конкурсного производства оценка определяет ликвидность активов предприятия-должника для установления сроков их реализации при расчёте общего срока конкурсного производства; определяет общую стоимость имущественного комплекса для продажи.
Характеризуя особенности оценки стоимости компании при антикризисном регулировании, нельзя не упомянуть о принципах оценки. Оценочная деятельность осуществляется на основе ряда научных принципов, отражающих основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики относительно различных объектов оценки. Оценочные принципы определены в три взаимосвязанных группы [3].
1. Принципы, основанные на представлениях
собственника. К ним относятся: принципы полезности, замещения и ожидания.
2. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества. К ним относятся: принцип вклада, оста-
точной продуктивности, сбалансированности и предельной производительности.
3. Принципы, определяющие рыночную среду. К ним относятся: принцип спроса и предложения; соответствия; конкуренции и зависимости от внешней среды.
4. Принцип наилучшего и более эффективного использования применяется для выявления и обоснования выбора варианта использования собственности.
Наиболее важными в антикризисном регулировании являются принципы: полезности, ожидания, вклада, изменения стоимости и экономического разделения.
В зависимости от роли и цели оценки предприятия, как имущественного комплекса или бизнес -системы, рассчитываются разные виды стоимости: рыночная, стоимость при существующем использовании, ликвидационная, утилизационная, инвестиционная, стоимость с ограниченным рынком. В результате одно и то же предприятие (бизнес) в определенный момент времени может быть оценено по-разному (иметь различные стоимости). Специфика антикризисного регулирования ограничивает оценщика в выборе некоторых видов стоимости.
Величины балансовой и остаточной стоимостей не показывают реальной стоимости предприятия (бизнес-системы) на рынке и не могут использоваться в качестве критерия эффективности управления.
Рассчитывать стоимость воспроизводства или стоимость замещения не целесообразно, так как главной целью антикризисного регулирования является эффективное управление существующим предприятием, а не строительство нового (данные виды стоимости широко используются в страховом бизнесе).
Самый широко используемый в оценочной практике вид стоимости - обоснованная рыночная стоимость. Любой управляющий должен начинать свою деятельность на предприятии с выяснения реальной рыночной стоимости существующего имущественного комплекса и бизнеса в целом, отдельных активов и пассивов. Для арбитражного управления данный вид стоимости можно применять на стадиях наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления.
Ликвидационную стоимость целесообразно рассчитывать в условиях конкурсного производства. Определять рыночную стоимость не представляется целесообразным, так как имущество чаще всего продается в сжатые сроки, ограниченные периодом конкурсного производства, и продажа имущества не может рассматриваться в качестве добровольной сделки, а реализуется по решению суда.
Величина утилизационной стоимости может рассчитываться для определения цены реализации полностью изношенного оборудования. Этот вид
стоимости, как ликвидационный, используются редко, обычно в арбитражном управлении.
Инвестиционная стоимость в большинстве случаев используется для обоснования инвестиционных проектов и представляет собой стоимость объекта-предприятия для конкретного инвестора, определенная исходя из его субъективных целей. Покупателю это позволяет принять наиболее рациональное решение о покупке или отказе в приобретении. В такой ситуации чаще всего предприятие продает конкретному инвестору будущие доходы, которые оно сможет принести через определенный период времени с учетом требуемой ставки дохода. Инвестиционная стоимость при арбитражном управлении может использоваться на стадии внешнего управления.
Стоимость действующего предприятия целесообразно рассчитывать в случае, когда предприятие реально функционирует на рынке и приносит собственнику доход или находится на начальной стадии развития кризиса. Если предприятие находится в режиме сокращенного производства или в его отношении осуществляется процедура наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, то стоимость действующего предприятия будет рассчитана с большой долей условности.
Налогооблагаемая стоимость может использоваться при разработке финансовых планов и программ оздоровления.
На практике существуют различные противоречия в определении вида оцениваемой стоимости. В соответствии с существующими стандартами оценочной деятельности [4] при ликвидации предприятия его имущество должно быть оценено по ликвидационной стоимости, так как существует принуждение к продаже по решению арбитражного суда. Укороченный срок экспозиции имущества ограничен рамками конкурсного производства. Но в законе «О несостоятельности (банкротстве)» [5] определено, что арбитражный управляющий обязан реализовывать активы должника по рыночной стоимости и арбитражный суд настаивает на определении рыночной стоимости имущества. В такой ситуации оценщику приходится либо нарушать стандарты, либо не соблюдать требования арбитражного суда. В любом случае оценщик может быть обвинен в некомпетентности.
Методология оценочной деятельности определяет традиционные три научных подхода оценки стоимости предприятия (бизнеса): доходный, сравнительный и затратный. Специфика антикризисного регулирования накладывает некоторые ограничения на их использование.
В целях профилактики и досудебной санации, пока предприятие способно приносить доход, наиболее часто используется доходный подход, включающий три основных метода: дисконтирования денежных потоков, капитализации, реальных опционов.
Затратный подход включает метод чистых активов и является вторым по популярности. Информация для этого метода поступает, в основном, из бухгалтерской отчетной документации предприятия. Балансовая стоимость активов и обязательств вследствие инфляции или изменения рыночной ситуации не соответствует реальной. Поэтому оценщик должен корректировать каждый актив и пассив при определении стоимости собственного капитала предприятия.
Сравнительный подход используется редко. Его применение ограничено рядом причин:
• на рынке не существует абсолютно одинаковых предприятий, поэтому оценщику нужно вносить различные корректировки, которые рассчитываются на основе западных методик без учета особенностей России;
• многие отечественные предприятия неохотно предоставляют финансовую информацию оценщикам, что существенно затрудняет процесс отбора предприятий-аналогов;
• отсутствуют сформированные региональные отраслевые рынки, что нивелирует основное преимущество сравнительного подхода, специфика которого заключается в ориентации стоимости на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В результате стоимость предприятия, полученная при использовании данного метода, существенно искажается. Доходный подход в арбитражном управлении
используется редко. Метод дисконтированных денежных потоков в основном применяется для определения вариантов сценария развития предприятия, если имеется потенциальный инвестор. Редко применяется метод реальных опционов, который является разновидностью метода дисконтированных денежных потоков. Этот метод позволяет определить положительную стоимость убыточного предприятия.
В этом случае в основном используется затратный подход и его методы: ликвидационной стоимости и чистых активов.
Метод ликвидационной стоимости применяют арбитражные управляющие для определения приблизительного размера конкурсной массы, которая формируется в результате реализации имущества на стадии конкурсного производства, реже - на стадии внешнего управления.
В последние годы массовое банкротство предприятий, наблюдаемое в 90-е гг. ХХ века, отсутствует. Сегодня особый интерес представляет финансовое оздоровление предприятий, попавших в кризисную ситуацию, и обоснование вариантов санации.
Основная задача оценки бизнеса применительно к процессу санации видоизменяется. Она заключается в определении оценочной стоимости предприятия (обоснованной рыночной или инвестиционной) после того, как будет выполнен за-
планированный комплекс оздоровительных мероприятий. При этом оценочная стоимость является многовариантной, в зависимости от применяемых оздоровительных мероприятий.
Сформулированная выше задача становится одной из важнейших для профессиональных внешних (антикризисных) управляющих. В отчете об оценке предприятия-банкрота, представленном собранию кредиторов, управляющие должны не просто констатировать настоящую стоимость предприятия, но и предложить варианты будущих стратегий.
Одним из важных вариантов является продажа предприятия по текущей стоимости, как правило, весьма низкой, что обещает кредиторам покрыть выручкой лишь очень незначительную часть их «зависших» долгов. В России на этот счет статистики еще нет, а в Германии в таких случаях в среднем кредиторам возмещается не более 10 % долгов.
Другим вариантом является согласие на более продолжительную санацию, которая в зависимости от запланированных мероприятий и прогнозных оценок может позволить повысить рыночную стоимость предприятия.
На основе учета времени и необходимых для санации дополнительных затрат кредиторы могут сами решить какой вариант выбрать, снимая с управляющих ответственность за слишком низкий процент возмещения им долгов.
Существует три вида мероприятий по оздоровлению, влияющие на оценку бизнеса:
• в режиме экономии;
• на основе вновь начинаемых краткосрочных инвестиционных проектов с незначительными стартовыми инвестициями;
• на основе продолжения существующих перспективных инвестиционных проектов. Финансирование мероприятий, выходящих за
рамки режима экономии, производится на основе реструктуризация его долгов на время санации. При этом происходит перенос сроков уплаты текущих процентов и основной части долга или предоставляются дополнительные займы и поставки в кредит. Высвобождающиеся средства в результате отсрочки или рассрочки задолженности могут быть направлены на финансирование инвестиционных проектов санации предприятия.
Другим вариантом финансирования является реализация особо эффективных инновационных проектов через специально учрежденные под них венчурные предприятия. Кризисные предприятия на основании разрешения собрания их кредиторов создают дочерние предприятия под реализацию конкретного проекта с целью привлечения капитала сторонних участников. Голосование собрания проходит на основе пропорций долгов банкрота конкретным кредиторам, включая поставщиков и работников.
Самофинансирование заключается в том, что на реализацию эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов могут быть «брошены» последние резервы самих предприятий, включая не грозящую немедленными санкциями кредиторскую задолженность. В результате пени кредиторской задолженности могут быть покрыты получаемыми прибылями от этих инвестиций.
Существуют и более сложные схемы финансирования кризисных предприятий, особенно если их еще не успели официально признать банкротами. Такие схемы связаны с реорганизацией этих предприятий, что более всего характерно для крупных предприятий.
Популярной стратегической схемой является дробление («down-sizing») предприятий с выделением в отдельные структуры особо невыгодных и выгодных продуктовых линий. При этом, с одной стороны, освобождение материнского предприятия от убытков неперспективных бизнес-линий, с другой, выделение дочерних предприятий, не отягощенных долгами материнского предприятия, способных привлечь заемный и партнерский капитал.
Существует не менее популярная «стратегическая» схема, так называемая «промышленная очистка активов» предприятия-должника, которая предполагает учреждение нового предприятия, возлагающего на себя частичные гарантии по просроченным долгам должника. Через суд накладывается арест на основное имущество должника, «виноватого» в том, что созданное предприятие должно будет отвечать по обязательствам. Новое предприятие, имеющее прежних владельцев, получает права на указанное имущество, а прежнее предприятие (должник) добровольно ликвидируется или добровольно объявляется банкротом, при этом основная часть его долгов остается непогашенной. Созданное предприятие-гарант проявляет более высокий уровень судебно-исковой активности, чем пассивные кредиторы, получает необходимое
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. - М.: Проспект, 2005. - 360 с.
3. Антикризисное управление. В 2 т. Т 2: Экономические основы / Отв. ред. ГК. Таль. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 1027 с.
имущество, очистив его от долгов и «начинает все с чистого листа».
Основными недостатками популярных «стратегических» реорганизационных схем финансирования являются два обстоятельства:
• реорганизация может не успеть к моменту принятия окончательных решений по поводу дальнейшего функционирования предприятия;
• данный метод реорганизации часто признается незаконным.
Поэтому основное внимание при санации, с учетом ее влияния на стоимость предприятия, необходимо уделять не «прожектам» какой-либо «хитрой» реорганизации, а анализу бизнес-линий и имущества, реализация которых может улучшить финансовое положение и оценку предприятия.
Таким образом, говоря о роли и функциональном назначении оценки собственности на этапе санации можно отметить, что оценка стоимости выступает критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мер на основе определения изменения стоимости предприятия в зависимости от применения альтернативных наборов антикризисных решений.
Целью оценки в процессе санации предприятия является прогнозирование его будущей обоснованной рыночной или инвестиционной стоимости.
Несмотря на множество схем реорганизации, основное внимание при финансировании и прогнозировании влияния санации на окончательную стоимость предприятия необходимо направлять на анализ имущества, которое может повысить его цену.
Оценка стоимости является неотъемлемым элементом системы антикризисного управления. Поэтому для осуществления эффективного руководства предприятием в условиях кризиса необходимо разбираться в основных методах и подходах оценки стоимости предприятия, знать законодательную базу оценочной деятельности.
4. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Постановление Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» от 6 июля 2001 г. № 519.
5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Поступила 26.05.2008 г.