УДК 65:332.74:343.535 Е.И. Лобанова СГГ А, Новосибирск
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
При обучении арбитражных управляющих по Единой программе подготовки арбитражных управляющих (480 час), утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации от 05 мая 2003 № 108, вопросам оценки имущества должника уделяется большое внимание. Третья часть этой программы называется «Оценка объектов арбитражного управления», рассчитана на 64 часа с проведением зачета.
Согласно Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г., регулирующего порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства, на стадии внешнего управления и конкурсного производства предполагается продажа предприятия должника (ст. 110) и имущества должника (ст. 111) и в других случаях арбитражного управления, что связано с необходимостью определения рыночной стоимости, проведения оценки имущества и всего предприятия (бизнеса).
Ситуация банкротства и ликвидации предприятия является чрезвычайной. Вероятность позитивного решения проблемы неплатежей зависит от ценности имущества.
Кроме того, оценка стоимости предприятия должна быть многовариантной - в зависимости от выполнения того или иного комплекса мер, предусмотренных планом финансового оздоровления предприятия.
Оценка стоимости предприятия необходима не только в случае ликвидации, но и в других случаях работы с несостоятельным предприятием:
- При финансировании предприятия-должника;
- При финансировании реорганизации предприятия;
- При санации предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства;
- При выработке плана погашения долгов предприятия - должника;
- При анализе и выявлении возможностей выделения отдельных производственных мощностей в экономически самостоятельные подразделения;
- При оценке заявок на покупку предприятия;
- При экспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам;
- При экспертизе программ реорганизации предприятия
При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на
обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).
Начальная цена продажи предприятия (ст. 110), выставляемого на торги, устанавливается на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика. В связи с этим, знание существа оценочной деятельности арбитражным управляющим, ориентация его в вопросах государственного регулирования оценочной деятельности, основных категорий, принципов и стандартов, а также взаимодействия с оценочными структурами имеют большое значение для повышения эффективности арбитражного управления.
Практика оценочной деятельности при банкротстве показывает, что необходимо учитывать особенности оценки объектов арбитражного управления. Оценка в ситуации банкротства обладает рядом отличий, обусловленных чрезвычайным характером самой ситуации. На основе этой оценки многими заинтересованными сторонами принимаются определенные управленческие решения и действия. Другая особенность оценки - это высокая степень зависимости третьих сторон от результатов оценки. В ситуации банкротства заказчиками и пользователями оценки являются разные лица. Пользователями оценки являются кредиторы, инвесторы, судебные органы, которые не имели отношения к постановке задачи на оценку и полностью полагаются на результаты оценки при принятии управленческих решений. У них нет постоянного контакта с экспертом-оценщиком, не зная условий задания на оценку, они могут негативно интерпретировать результаты оценки, выполненные экспертом-оценщиком. Зная это, заинтересованным в оценке сторонам необходимо получить соответствующие разъяснения у заказчика оценки (например, внешнего управляющего) либо у самого эксперта-оценщика по поводу основополагающих параметров оценки ликвидационной стоимости предприятия: о цели оценки, функции оценки, о виде стоимости, который определялся, об ограничениях и предположениях при оценке, о дате оценки и т. д.
Оценочная деятельность в системе арбитражного управления имеет место как на стадии внешнего управления, так и при осуществлении конкурсного производства.
Особенности проведения оценки при продаже предприятия в процедуре внешнего управления заключаются в следующем. Оценка предприятия может осуществляться на стадии внешнего управления (ст. 109 «Меры по восстановлению платежеспособности должника»: при продаже части
имущества должника и продаже всего предприятия должника ст. 110 «Продажа предприятия должника» и ст. 111 «Продажа части имущества должника», по которой начальная цена продажи выставляемого на торги имущества, устанавливается на основе рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком.
Внешнее управление подразумевает проведение реструктуризации практически всех факторов производства предприятия-должника (труд, недвижимость, капитал и менеджмент); введение моратория на
удовлетворение требований кредиторов; восстановление платежеспособности за счет перепрофилирования производства, ликвидации дебеторской задолженности, реализации части активов, продажи бизнеса и т. д.
Согласно ст. 109 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешним управляющим принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, составляется план внешнего управления, разрабатываются мероприятия по восстановлению платежеспособности:
- Перепрофилируется производство: закрываются нерентабельные
производства;
- Производится продажа имущества;
- Уступка прав требования должника;
- Размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- Продажа предприятия должника;
- Замещение активов должника и др.
Все они предполагают проведение процедуры оценки имущества, имущественных прав, долей и т. д. том или ином виде.
По ст. 110 «Продажа предприятия должника » под предприятием должником понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут быть филиалы и иные структурные подразделения должника -юридические лица. Начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги (открытые или закрытые или аукцион) устанавливается на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. В то же время начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
В соответствии со ст. 111 «Продажа части имущества» начальная цена продажи, выставляемого на торги имущества, устанавливается на основании рыночной стоимости имущества по отчету независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Имущество должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, также оценивается независимым оценщиком, но при этом предполагается проведение экспертизы отчета оценщика государственным финансовым контрольным органом с представлением его заключения по проведенной оценке.
Если планом внешнего управления предполагается уступка права требования должника (ст. 112), то необходима оценка прав требования и проводится она согласно положений ст. 111 данного закона также независимым оценщиком на основе результатов отчета об оценке этих прав.
Как известно, выпуск новых акций является важнейшим способом привлечения дополнительного партнерского капитала, эта мера по восстановлению платежеспособности регламентируется ст. 114. При
включении в план внешнего управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника необходимо проверить: в каком соотношении находятся балансовая и оценочная стоимости собственного капитала компании-эмитента. Если оценочная стоимость предприятия больше, чем основанная на остаточной балансовой стоимости активов, обязательствах и прибылях, то эмиссия акций проводится на величину этого превышения. Если оценочная стоимость собственного капитала эмитента меньше, чем балансовая стоимость этого капитала, то эмиссия акций не разрешается, а акционерное общество должно объявить об уменьшении величины уставного капитала предприятия в бухгалтерском балансе на эту же разницу.
Замещение активов должника (ст. 115), как один из путей борьбы с неплатежеспособностью должника, предполагает создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ, в оплату уставного капитала которых вносится имущество должника, определенное планом внешнего управления. Величина уставного капитала таких обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, установленной по отчету независимого оценщика с учетом предложений органа должника.
Таким образом, санация предприятий - банкротов предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение цены, по которой эти предприятия могут быть проданы. Задача оценки бизнеса применительно к санации видоизменяется. Она заключается в прогнозировании оценочной стоимости предприятия после того, как будет выполнен запланированный комплекс мероприятий по оздоровлению, т. е. в прогнозировании будущей обоснованной рыночной стоимости и инвестиционной стоимости предприятия. Эта стоимость будет многовариантной, в зависимости от того, какие конкретные мероприятия по оздоровлению будут одобрены.
В отчете об оценке, который представляет собранию кредиторов внешний управляющий, должна не просто констатироваться стоимость предприятия на данный момент, но и альтернативы: продавать предприятие по его текущей, весьма низкой, как правило, стоимости или согласиться на более продолжительный срок оздоровления, исходя из предложенного плана и прогнозных оценок повышения стоимости предприятия после предлагаемых процедур.
И на стадии конкурсного производства ст. 130 «Оценка имущества должника» предполагается, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для этого он привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник не установлен собранием кредиторов.
Имущество должника - унитарного предприятия или должника -акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается
независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.
Необходимость овладения арбитражным управляющим оценочными процедурами связана еще и с тем, что на стадии конкурсного производства (ст. 130 «Оценка имущества должника») предполагается, что «оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика», то есть, самим арбитражным управляющим.
Согласно Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г при формировании конкурсной массы ст. 131 преобладающая часть имущества должника подлежит оценке, отдельно учитывается и оценивается имущество, являющееся предметом залога. Цена социально значимых объектов по ст. 132 также определяется независимым оценщиком.
При конкурсном производстве начальная цена продажи, выставляемого на торги имущества должника по ст. 139 «Продажа имущества должника» устанавливается независимым оценщиком.
Оценочные процедуры при уступке прав требования должника и замещении активов должника в ходе конкурсного производства проводится также как при внешнем управлении, согласно ст. 111 и ст. 115.
Таким образом, при обучении арбитражных управляющих вопросы оценки недвижимости, земли, машин и оборудования, транспортных средств, предприятия в целом (бизнеса) в особых условиях ситуации несостоятельности предприятия и банкротства являются далеко не формальными, требующими от арбитражного управляющего знаний и умений в области оценочной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский Кодекс РФ ч. 1 , ч. 2 [Текст] 1996 г.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). [Текст]. 2002 г.
3.Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об оценочной деятельности в РФ. [Текст]. // Гражданское и предпринимательское право. ч. 1 - М., 1999. - с. 655
4. Есипов, В.Е., Оценка бизнеса. [Текст]. В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова -СПб., 2001.
5. Оценка бизнеса / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. [Текст]. - М. 2002.
6. Григорьев, В.В., Оценка предприятий. Имущественный подход: [Текст] Учеб.-прак. пособие. В.В. Григорьев, И.М. Островкин - М, 2000.
7. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия [Текст]: Уч.пособие для вузов. - М. 2001.
8. Лобанова, Е.И. Оценка имущества должника [Текст]: Учеб.-мет. пособие Е.И. Лобанова - Новосибирск, СИФБД, 2001, с. 85.
9. Лобанова, Е.И. Оценка стоимости недвижимости: [Текст]: учеб. пособие -Лобанова Е.И. Новосибирск, СГГА, 2003, - с. 65.
© Е.И. Лобанова, 2006