Научная статья на тему 'СТО ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ОРКЕСТРОВЫХ ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ'

СТО ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ОРКЕСТРОВЫХ ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / профессиональное образование исполнителей на духовых инструментах / искусство игры на духовых инструментах / современное состояние русской духовой школы / musical education / professional education of wind instrument performers / the art of playing wind instruments / the current state of the Russian wind school

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Делий П. Ю.

В статье излагаются основные этапы развития отечественной системы профессионального музыкального образования в сфере исполнительства на оркестровых духовых музыкальных инструментах. Выявлено, что основа данной системы в том виде, в каком мы наблюдаем ее сегодня, сформировалась ровно сто лет назад – в 1921-1922 учебном году. В статье выделены три этапа ее развития: дореволюционный, советский и современный, проанализированы основные характерные черты, присущие системе профессионального образования духовиков в каждый из исследуемых периодов. По результатам исследования сделан ряд выводов о причинах современного состояния и перспективах дальнейшего развития отечественной системы профессионального музыкального образования исполнителей на оркестровых духовых музыкальных инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE HUNDRED YEARS OF THE NATIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION OF BRASS MUSICIANS. ONE HUNDRED YEARS OF THE NATIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION OF PERFORMERS ON ORCHESTRAL WIND MUSICAL INSTRUMENTS

The article describes the main stages of the development of the national system of professional music education in the field of performance on orchestral wind musical instruments. Three stages of its development are identified: pre-revolutionary, Soviet and modern. It is revealed that the basis of this system in the form in which we observe it today was formed exactly one hundred years ago – in the 1921-1922 academic year. The article analyzes the main characteristic features inherent in the system of professional education of spiritual teachers in each of the studied periods. Based on the results of the study, a number of conclusions were made about the causes of the current state and prospects for further development of the domestic system of professional musical education of performers on orchestral wind musical instruments.

Текст научной работы на тему «СТО ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ОРКЕСТРОВЫХ ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

СТО ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ОРКЕСТРОВЫХ

ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

УДК 780.8 : 780.64 + 37.01

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-6104-151-161

П. Ю. Д е лий

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область,

Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация: В статье излагаются основные этапы развития отечественной системы

профессионального музыкального образования в сфере исполнительства на

оркестровых духовых

музыкальных инструментах. Выявлено, что основа данной системы в том виде, в

каком мы

наблюдаем ее сегодня, сформировалась ровно сто лет назад – в 1921-1922 учебном

году. В статье

выделены три этапа ее развития: дореволюционный, советский и современный,

проанализированы

основные характерные черты, присущие системе профессионального образования

духовиков

в каждый из исследуемых периодов. По результатам исследования сделан ряд выводов

о причинах современного состояния и перспективах дальнейшего развития

отечественной

системы профессионального музыкального образования исполнителей на оркестровых

духовых

музыкальных инструментах.

Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональное образование

исполнителей

на духовых инструментах, искусство игры на духовых инструментах, современное

состояние

русской духовой школы

Для цитирования: Делий П.Ю. Сто лет отечественной системе профессионального

образования

исполнителей на оркестровых духовых музыкальных инструментах // Вестник

Московского

государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 151-161.

http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-151-161

ONE HUNDRED YEARS OF THE NATIONAL SYSTEM

OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION OF BRASS MUSICIANS.

ONE HUNDRED YEARS OF THE NATIONAL SYSTEM

OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION OF PERFORMERS

ON ORCHESTRAL WIND MUSICAL INSTRUMENTS

P a v e l Y. D e liy

Moscow State Institute of Culture, Khimki city, Moscow Region, Russian

Federation

e-mail: [email protected]

ДЕЛИЙ ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ – заслуженный артист России, кандидат педагогических наук,

профессор,

заведующий кафедрой оркестрового исполнительства и дирижирования Московского

государственного института культуры

DELIY PAVEL YURYEVICH - honored artist of Russia, candidate of pedagogical

Sciences, Professor, Head of the

Department of Orchestral Performance and Conducting of the Moscow state

Institute of culture

© Делий П.Ю., 2021

Abstract: The article describes the main stages of the development of the

national system of professional

music education in the field of performance on orchestral wind musical

instruments. Three stages of

its development are identified: pre-revolutionary, Soviet and modern. It is

revealed that the basis of this

system in the form in which we observe it today was formed exactly one hundred

years ago – in the

1921-1922 academic year. The article analyzes the main characteristic features

inherent in the system

of professional education of spiritual teachers in each of the studied periods.

Based on the results of the

study, a number of conclusions were made about the causes of the current state

and prospects for further

development of the domestic system of professional musical education of

performers on orchestral wind

musical instruments.

Keywords: musical education, professional education of wind instrument

performers, the art of playing

wind instruments, the current state of the Russian wind school.

For citation: Deliy P.Yu. Сто лет отечественной системе профессионального

образования

исполнителей на оркестровых духовых музыкальных инструментах. The Bulletin of

Moscow State

University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 6 (104), pp. 151-161.

(In Russ.). http://doi.

org/10.24412/1997-0803-2021-6104-151-161

Сто лет назад, в 1921-1922 учебном году за-

вершилось формирование в России основ той

системы профессионального музыкального

образования исполнителей на духовых ин-

струментах, которая существует по сей день.

Многие исследователи признают эту систему

не только весьма успешной, поскольку она

подарила миру множество ярких музыкан-

тов, но и уникальной, не имеющей аналогов

в мире. Исторический анализ зарождения

и становления отечественной системы про-

фессионального музыкального образования,

который до настоящего времени не становился

предметом самостоятельного педагогического

исследования, позволяет по-новому переос-

мыслить процессы, происходящие в совре-

менной практике подготовки специалистов

духового исполнительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской системе профессиональ-

ного музыкального образования всего сто

лет. Однако, формированию ее в том виде,

в котором мы ее знаем сейчас, предшествовал

многовековой период развития отечественной

музыкальной культуры. Отправной точкой

отечественного исполнительства на оркестро-

вых духовых инструментах принято считать

реформы

Петра I. В начале XVIII века Петр I вво-

дит в военные подразделения музыкантов

европейского типа - музыкантов играющих

иначе и на иных инструментах. Справедли-

вости ради стоит отметить, что европейские

инструменты вошли в русскую музыкаль-

ную культуру раньше петровских реформ

и на протяжении столетия мирно сосуще-

ствовали с традиционными музыкальными

инструментами. Народные духовые инстру-

менты - свирели, сурны, рога и рожки, жа-

лейки, волынки были широко представлены

в Древней Руси и Русском царстве, сопрово-

ждая праздники, свадебные и похоронные

обряды, ратное дело. По материалам обстоя-

тельного исследования А.Я.Клименко следует,

что «наряду с традициями духового музици-

рования, связанными со скоморошеством,

в начале XVII века при дворах русской знати

получают распространение ансамбли из запад-

ноевропейских инструментов – флейт, гобоев,

фаготов, труб, но русские инструменты еще

какое-то время находятся вне конкуренции,

иногда они сочетаются с европейскими в ан-

самбле» [1, с. 36-37].

Искусственно, поверх уже имеющих-

ся отечественных музыкальных традиций,

Петр I на государственном уровне интегрирует

в войсковые подразделения музыкальную

культуру передовых армий Европы. Музы-

кальные инструменты, использовавшиеся

в русской армии до этих реформ – сурна, на-

кры, бубен – покидают армию и дальнейшего

системного развития уже не имеют, полно-

стью уступив место европейским оркестро-

вым инструментам. В этом ракурсе реформы

Петра I подпадают под определение «культурк-

ной интервенции» - «процесс необратимых

изменений, вызванный беспрепятственным

проникновением черт и комплексов одной

культуры в другую, теряющую возможность

управления процессом влияния» [2].

Основы отечественного образования

в сфере духового исполнительства заложи-

ли реформы Петра I, который вообще музы-о

кальному образованию в России придавал

государственное значение. Во время его прав-

ления особое внимание уделялось подготов-

ке отечественных музыкантов для военной

оркестровой службы. В целях формирования

штата военных музыкантов из числа россиян,

«Петр I начинает с конца XVII века посылать

русских «недорослей» учиться за границу.

Уже к первой половине XVIII века относится

создание кадров отечественных специалистов,

в том числе и первые попытки воспитания

профессионалов-духовиков…» [3, с. 267].

Так же по указу царя в армии открыва-

лись гарнизонные школы, в которых солдат-

ских детей обучали игре письму, военному

делу, а так же нотной грамоте, пению и игре

на музыкальных инструментах. Учителями

как правило были иностранцы. Я. Штелин

так описывает занятия немецких учителей

с молодыми русскими ребятами: «Каждый

полк получил свой немецкий хор гобоистов

(тогда так называли музыкантов, игравших

на духовых инструментах), капельмейстера,

и к каждому из них было придано для обуче-

ния определенное количество русских сол-

датских детей. По установленному Петром I

распорядку эти новобранцы должны были

все предобеденное время с 11 до 12 часов по-

свящать публичным упражнениям, причем

трубачи и литаврщики размещались на башне

петербургского Адмиралтейства, а гобоис-

ты, фаготисты и валторнисты - на церков-

ной башне крепости С.-Петербурга» [4, с.77].

В 1704 году к обучению на фаготах и гобоях

привлекли группу певчих. Через год на этой

базе была открыта первая «трубаческая шко-

ла». В России к середине XVIII века уже су-с

ществовала целая сеть таких «трубаческих»

школ – флотских и полковых. Это позволило

не только создать в русской армии специаль-

ную военно-оркестровую службу, но и зало-

жить прочный фундамент для дальнейшего

развития системы профессиональной подго-

товки исполнителей на оркестровых духовых

инструментах.

В XVIII столетии в России было откры-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то множество разнообразных учебных за-

ведений - коммерческих, промышленных,

художественных. В их числе Воспитатель-

ный дом в Москве для детей-сирот, Инсти-

тут благородных девиц под Петербургом

и Мещанское училище при нем. Для дворян

оставался престижным Сухопутный Шляхет-

ный корпус. Во всех этих учебных заведениях

были представлены музыкальные классы.

Но даже к середине XIX века в России всё

ещё не существовало специализированных

музыкальных учебных заведений. Обуче-

ние музыке велось в учебных заведениях

иного профиля, и было представлено ин-

струментальными классами университет-

ских гимназий, благородных пансионов, ка-

детских корпусов, в Смольном институте,

в Театральном училище. Пропуская из-за

ограниченности объема журнальной статьи

все значимые события в области духового

исполнительства, которыми был наполнен

XVIII век, обозначим главное: до середины

XIX века Россия оставалась единственной

крупной европейской страной, в которой

не было ни одного специального обра-

зовательного учреждения в области му-

зыкально-инструментального искусства.

В отечественном музыкальном образовании

этого периода развивались две параллель-

ные образовательные формы: утилитарная

профессиональная подготовка исполните-

лей вне системы музыкального образова-

нии и элитарное музыкальное образование

вне задач профессиональной подготовки;

Таким образом, обучение исполнительству

на духовых инструментах осуществлялось

либо в рамках профессиональной подго-

товки вне системы профессионального об-

разования, либо осуществлялось в рамках

образовательной программы, но не было

при этом профессионально-ориентирован-

ным, носило общеобразовательный характер.

Важную роль в дело развития отече-

ственного духового исполнительства внесла

Санкт-Петербургская придворная певческая

капелла. В 1839 г., служивший тогда директо-

ром капеллы А.Ф.Львов, в поисках решения

проблемы устройства судьбы мальчиков-пев-

чих, терявших после возрастной мутации

голоса способность петь в капелле, находит

оригинальное решение: по его прошению при

капелле открываются инструментальные клас-

сы. [5, с. 35] Римский-Корсаков, заступивший

на пост помощника управляющего капеллой

в 1883 году, значительно расширил инстру-

ментальные классы, и к концу восьмидесятых

годов капелла располагала полным симфо-

ническим оркестром, в котором учащиеся

получали необходимую для оркестрового му-

зыканта практику. Эти классы впоследствии

составили серьезную конкуренцию первым

отечественным консерваториям [6].

Следующим шагом на пути формирова-

ния в России системы профессионального

музыкального образования стало создание

Русского музыкального общества (РМО).

А.Г.Рубинштейн - главный инициатор созда-

ния РМО, видит его основной задачей разви-

тие русского музыкального искусства, обра-

зования и просвещения. Его поддерживают

в этом начинании члены царской семьи – Ве-

ликая Княгиня Елена Павловна и Великий

Князь Константин Павлович. Русское музы-

кальное общество быстро развивается, откры-

вая свои представительства в разных городах

Российской империи. Важной стороной дея-

тельности РМО было открытие в Петербурге

и Москве бесплатных музыкальных классов,

которые были доступны всем, и преподавали

в них профессиональные музыканты. Однако

это еще не было профессиональным образо-

ванием музыкантов, а, скорее, важным эта-

пом развития музыкального просвещения

и любительского исполнительства.

В 1862 году усилиями А.Г.Рубинштейна

в Санкт-Петербурге открывается музыкаль-

ное училище. Сам А.Г.Рубинштейн мыслил

открыть консерваторию по образцу Лейпциг-

ской, Парижской, Венской. Однако термин

«консерватория» вызвал бурные дебаты между

западниками и словянофилами, поэтому от-

крытое А.Г.Рубинштейном учебное заведение

первоначально получает и название, и статус

училища. Сам же А.Г.Рубинштейн, именуя свое

детище исключительно консерваторией, ищет

пути присвоение ему именно такого названия.

В судьбе русских консерваторий свою роль

сыграл случай. 6 апреля 1866 года в Летнем

саду Дмитрий Каракозов совершает поку-

шение на российского царя – стреляет в него

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из пистолета. Но промахивается, т.к. стоявший

рядом крестьянин Осип Комиссаров ударил

его по руке, и пуля пролетела мимо цели. Го-

сударь тотчас направился в Казанский собор,

где благодарил Бога за избавление. В тот же

день Государственный Совет поздравил царя

с благополучным исходом. На другой день

поздравлял уже Сенат, явившийся в Зимний

дворец в полном составе. Не остался в стороне

и Антон Григорьевич Рубинштейн, передав

через великую княгиню-покровительницу

адрес с выражением верноподданнических

чувств. В ответ государь собственноручно

написал записку следующего содержания:

«Осмелюсь, уважаемая тетушка, просить Вас

благодарить от моего имени Консерваторию

и учениц Мариинского института, написавших

мне чудесное письмо. Все эти выражения пре-

данности меня глубоко трогают. Целую Ваши

руки. Александр» [7, с. 99]. На основании этого

«документа» А.Г.Рубинштейн в 1866 году доби-

вается переименования Санкт-Петербургского

музыкального училища в Консерваторию.

В этом же году усилиями Н.Г.Рубинштейна

открывается аналогичное учебное заведение

в Москве сразу в статусе консерватории.

Обе консерватории, как и Русское музы-

кальное общество, являются негосударствен-

ными структурами, финансируются исклю-

чительно за счет пожертвований меценатов.

В 1869 г., спустя три года после открытия кон-

серватории в Москве, императорская семья

взяла на себя покровительство над Русским

музыкальным обществом, выделив на его

содержание ежегодную правительственную

субсидию в 15 тысяч рублей. В 1873 году РМО

переименовывается в Императорское русское

музыкальное общество (ИРМО).

Первоначально полный консерва-

торский курс длился 6 лет с разделением

на младшее и старшее отделения (по 3 года

на каждое). Исключение составляла про-

грамма подготовки певцов, занимавшихся

5 лет. Вне государственного финансирования

консерватории постоянно испытывали не-

хватку средств на развитие образовательной

программы и вынуждены были отказываться

от отдельных учебных дисциплин или сокра-

щать сроки обучения. В 1880-е - года курс по

контрабасу и духовым был сокращен до 5 лет

«дабы не выходить из сметных назначений»

[8, c. 143]. Результативность реализуемых

консерваториями образовательных про-

грамм по духовым инструментам долгое

время оставалась крайне низкой. Ю.А.Усов

пишет, что «за пять лет обучения, которое

предусматривалось учебным планом, можно

было только приобрести основные навыки

игры на инструменте, но стать музыкан-

том-профессионалом было невозможно»

[9, с. 82]. Невысокое качество подготовки

первых русских духовиков в классах консер-

ваторий косвенно подтверждается тем, что

в императорских театрах по-прежнему соли-

стами духовых групп приглашают иностранцев

[10, с. 37-38].

Таким образом, к концу XIX – началу

XX столетия в Российской Империи формиру-р

ется и активно развивается профессиональное

музыкальное образование, в структуре которо-

го отдельное самостоятельное место занимает

профессиональное образование исполнителей

на духовых инструментах. Образовательная

модель, реализуемая консерваториями того

периода, говоря современным языком, пред-

ставляла собой единый образовательный трек

от начального до высшего профессионального

образования. «Оно, фактически, объединяло

три образовательные ступени: начальную,

среднюю и высшую» [8, с. 133]. Такой способ

организации профессионального музыкаль-

ного образования к началу XX столетия оба-

наруживает в себе существенные недостатки

и все чаще подвергается критике со стороны

музыкальных деятелей и педагогов. В 1891 г.

В.П.Гутор в работе «В ожидании реформы»,

писал о настоятельной необходимости разгра-

ничить задачи консерваторий и училищ, так

как «одно и то же учреждение не может быть

в одно и то же время и элементарной школой,

и высшей школой искусств» [11, с. 12].

К началу революционных событий

1917 года отечественная система професси-

онального музыкального образования суще-

ствовала уже более полувека. Сложились ос-

новные звенья системы музыкального образо-

вания, в том числе и исполнителей на духовых

инструментах: открыта сеть профессиональ-

ных и общеобразовательных музыкальных

учебных заведений; начинает формироваться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогический корпус из отечественных му-

зыкантов; концертные мероприятия в городах

привлекают многочисленных слушателей; на-

лажено производство музыкальных инстру-

ментов; музыкальные издательства выпускают

нотные тексты и музыкальную литературу. Всё

это время государство оставалось в стороне

от организации и руководства профессиональ-

ным музыкальным образованием – это было,

в целом, частной инициативой. Сформировав-

шаяся сеть негосударственных учебных заве-

дений - консерваторий, существует, главным

образом, на средства меценатов и объединяет

в себе три уровня образования – начальный,

средний и высший.

После революции 1917 г. в музыкальном

образовании произошли существенные из-

менения. Материальную заботу и руковод-

ство музыкальными учебными заведения-

ми государство взяло на себя. «Необходимо

признать, что наследством, которое получила

наша страна в 1917 году в области професси-

онального музыкального образования, совет-

ская власть начала распоряжаться не только

сохраняя, но и развивая его» [12, с. 312]. Де-

кретом Совета Народных комиссаров № 507

от 05.06.1918 г. была осуществлена передача

всех учебных заведений в ведение Народного

комиссариата просвещения (Наркомпорс)

[13, с. 538]. Начинают формироваться органы

управления в сфере музыкального искусства

и музыкального образования. 1 июля 1918 г.

при Наркомпросе были созданы художествен-

ные отделы: Литературный (ЛИТО), Театраль-

ный (ТЕО), Изобразительных искусств (ИЗО)

Музыкальный (МУЗО). Основной задачей

МУЗО провозглашалось приобщение трудя-

щихся к сокровищам музыкальной культуры.

Первоначально новая власть рассматривала

задачу организации общего музыкального об-

разования детей и взрослых как доминирую-

щую. Проблемы развития профессионального

образования отодвигались на второй план.

На начальном этапе развития советского

музыкального образования его организаторы

столкнулись с целым рядом трудностей, корни

которых уходили в дореволюционную практи-

ку. Во-первых, не было чёткой дифференци-

ации в подготовке будущих профессионалов

и любителей. Во-вторых, профессиональное

музыкальное обучение не было разделено

на ступени в зависимости от возраста уча-

щихся. В дореволюционные консерватории

могли поступать люди самых разных возрастов

и обучаться одновременно на разных уровнях

по художественным и общенаучным дисци-

плинам, в зависимости от наличного уровня

подготовки: «по музыкальной специальности

ученик мог состоять в старшем профессорском

классе, а по общей подготовке в младшем»

[8, с. 132].

В октябре 1919 г. по инициативе МУЗО

в Москве прошла конференция музыкан-

тов-педагогов, целью которой было обсуж-

дение дальнейших проектов реформирования

музыкального образования. В состав комис-

сии входили многие известные музыканты:

Н.Я.Брюсова, А.Б.Гольденвейзер, А.Д.Касталь-

ский, Н.К.Метнер, В.А.Селиванов и др. Резуль-

татом их работы стало принятие «Основного

положения о Государственном Музыкальном

Университете»1, разделившего все музыкаль-

ные учебные заведения на три типа:

• одноступенные (низшие),

• двухступенные (средние)

• трехступенные (высшие).

Двухступенные заведения (училища или,

как их тогда называли, техникумы), должны

были представлять две образовательные сту-

пени: школу и техникум. Трехступенные (кон-

серватории), как высшие учебные заведения,

включали в себя и школу, и техникум, и вуз.

Так детские музыкальные школы в составе

техникума или консерватории стали частью

системы профессионального музыкального

образования. Их основной задачей понима-

лась подготовка учащихся к поступлению

на вторую ступень обучения. Обучающие-

ся на второй ступени получали специальное

музыкальное образовании для работы в му-

зыкальных школах, в дошкольных и внеш-

кольных образовательных учреждениях,

в общеобразовательных школах. Завершаю-

щим этапом профессионального музыкаль-

ного образования выступала третья ступень

- консерватории. «Идея Музыкального Универ-

ситета оказалась плодотворной. Заложенное

в ней рациональное зерно - подразделение

музыкального образования на три основных

ступени (начальную, среднюю и высшую)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и установление преемственной связи между

1 Под Государственным Музыкальным Универси-

тетом подразумевалась тогда вся сеть учебных заведе-

ний по общему и профессиональному музыкальному

образованию.

ними нашло свое воплощение в утвердив-

шейся вскоре структуре музыкального об-

разования в нашей стране (школа, училище,

консерватория)» [14, с. 109].

С 1921 года по рекомендации наркома

просвещения А.В. Луначарского руководи-

телем МУЗО стал Б.Л. Яворский. Им были

инициированы новые реформы, связанные

с реорганизацией музыкального образования,

пересмотром учебных программ и планов.

Процесс перестройки образования в те годы

вошел в историю строительства советской

музыкальной культуры под названием «ти-

пизация». Б.Л.Яворский считал необходи-

мым разделение музыкального образования

на три самостоятельных уровня с чётким раз-

личением цели и задач на каждом из них, при

сохранении в вузе только третьей – высшей

ступени.

Итак, что же произошло в отечественном

профессиональном музыкальном образова-

нии 100 лет назад? 1921 г., октябрь - Совнар-

ком утвердил «Положение о высших учеб-

ных заведениях», в соответствии с которым

консерватории подразделялись на три взаи-

мосвязанные, но самостоятельные учебные

заведения: школа, техникум и вуз. [15] Следом

в 1921-1922 учебном году началась масштаб-

ная перестройка структурных подразделений

консерваторий. Продолжительность обучения

определилась не сразу. После долгих деба-

тов, продолжавшихся вплоть до 1925 года,

в консерваториях утвердилась пятилетняя

образовательная программа. Среднее звено

осуществляло обучение в течение четырех лет;

продолжительность же обучения в музыкаль-

ных школах до 1933 года составляла 3-4 года,

что было крайне неудобно. Поскольку в тех-

никумы принимали исключительно на основе

общего семилетнего образования, появлялся

временной промежуток в 3–4 года между окон-

чанием детской музыкальной школы и посту-

плением в техникум. В 1933 г. это противоречие

было преодолено принятым Наркомпросом

«Положением о детской семилетней музыкаль-

ной школе» [16, с. 345], приравнявшем обуче-

ние в музыкальной школе к срокам обучения

в общеобразовательной школе. Благодаря этому

решению была окончательно сформирована

структура параллельного начального общего

и музыкального образования.

Одновременно со структурированием му-

зыкального профессионального образования

продолжались поиски и эксперименты, связан-

ные с необходимостью ранней специализации

музыкально одаренных детей. Их итогом стало

открытие средних специальных музыкальных

школ (ССМШ), первоначально называвших-

ся «музыкальные школы-десятилетки». Это

уникальный вид отечественных образова-

тельных учреждений для особо одарённых

детей, объединяющих общеобразовательную

и профессиональную музыкально-исполни-

тельскую подготовку. Первая подобная школа

была открыта в Одессе в 1933 г. Вскоре такие

школы появились в Киеве, Москве, Ленингра-

де, Минске, Баку, Тбилиси и Ереване. Шко-

лы открывались при консерваториях, работа

с учащимися по музыкально-исполнительским

дисциплинам осуществлялась профессорами

и преподавателями данных вузов [17, с. 34].

В Москве этой проблеме особое внимание

уделял А.Б.Гольденвейзер (с 1922 по 1924

и с 1939 по 1942 годы – директор/ректор Мо-

сковской консерватории). По его инициативе

в 1932 г. была создана Особая детская группа

при Московской консерватории, которая впо-

следствии была преобразована в Централь-

ную музыкальную школу (ЦМШ). Помимо

школ-десятилеток, совмещающих первую

и вторую ступени музыкального образования,

некоторые средние учебные заведения наибо-

лее высокого уровня также были прикреплены

к консерваториям. Это было не соединение

второй и третьей ступеней музыкального

образования, а сохранение их раздельности

при установлении тесного контакта и пре-

емственности между средним и высшим об-

разованием. Одним из первых таких учеб-

ных заведений стало Музыкальное училище

при Московской консерватории (поскольку

территориально училище находится в уголке

старой Москвы – Мерзляковском переулке,

его неофициально называют «Мерзляков-

ка»), созданное на основе Общедоступно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го музыкального училища, открытого ещё

до революции В.Ю. Зограф-Плаксиной.

Таким образом, к середине 1930-х годов

в СССР сформировались две параллельные

модели музыкального профессионального

образования. Одна из них - трехступенчатая

система образования для массовой подготов-

ки профессиональных музыкальных кадров

была - детская музыкальная школа, музы-

кальный техникум (с 1936 года техникумы

переименованы в училища), консерватория,

т.е. «школа-училище-вуз». Вторая модель –

профессионально более элитарная, для особо

одаренных детей, поэтому менее распростра-

ненная: «десятилетняя музыкальная школа -

консерватория».

Описанные в данной статье события по-

зволяют выявить те уникальные черты рос-

сийской системы профессионального образо-

вания духовиков, которые сформировались

за прошедшие 100 лет, попытаться оценить

их в новых, изменившихся условиях и сделать

ряд выводов о причинно-следственных связях,

обуславливающих современное состоянии

отечественной духовой школы и перспективы

ее дальнейшего развития.

1. В процессе становления и развития

отечественной системы музыкального об-

разования Россия пережила три периода

социально-экономического, политического

и идеологического устройства государства:

дореволюционный, советский и современный.

Профессиональное образование исполнителей

на духовых инструментах в основных своих

чертах окончательно сложилось в советский

период и в настоящее время продолжает функ-

ционировать в этих рамках.

2. В каждый из рассмотренных истори-

ческих периодов развития музыкального об-

разования имели место свои особенности его

финансирования, но одно оставалось неизмен-

ным: оно никогда не существовало в условиях

самоокупаемости и всегда было дотационным.

В царской России музыкальное образование

существовало благодаря частным пожерт-

вованиям. Советская система музыкального

образования полностью финансировалась

и управлялась государством. Большинство

аналогичных образовательных систем в мире

финансируются государством только частич-

но, получая средства от разнообразных фон-

дов, благотворительных, профессиональных

организаций. В современной отечественной

системе музыкального образования такие

источники финансирования необходимы,

но пока что не сформированы. Это тормозит

развитие отечественного профессионального

музыкального образования в новых экономи-

ческих реалиях. Чрезвычайно остро дефицит

финансирования ощущается в сфере духового

исполнительства, которое во все времена была

особо дотационной сферой музыкального

искусства.

3. Музыкальная школа, как структурный

элемент системы профессионального образо-

вания, выведенный в отдельное образователь-

ное учреждение системы дополнительного

образования, параллельного общему, также

является нашей уникальной особенностью.

В США и ряде других стран с высоким уров-

нем развития исполнительства на оркестро-

вых инструментах, музыкальное образование

интегрировано в структуру общего образо-

вания в качестве дисциплины по выбору

или факультатива. Есть страны, в которых

музыкальное образование является обяза-

тельной частью общего образования. Отече-

ственная музыкальная школа, на протяжении

столетия развивавшаяся как часть системы

профессионального образования, наряду с не-

оспоримыми преимуществами комплексного

предпрофессионального обучения, сохраняет

сегодня свой существенный недостаток: она

не ориентирована на формирование будущего

музыканта-любителя. Попытки разведения

образовательных программ на общераз-

вивающие и предпрофессиональные пока

не решают проблему снижения массовости

любительского духового исполнительства

в нашей стране.

4. Чрезмерная профессиональная ори-

ентированность первого яруса музыкаль-

ного образования усугубляется тем, что

за 100 прошедших лет так и не были диффе-

ренцированы и четко сформулированы цели

и задачи каждого из этапов обучения.

Сквозной образовательной программы, со-

гласующей школу, училище и вуз, в России

до сих пор нет. Есть обособленные, несо-

гласованные между собой, претендующие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на автономность и законченность, учебные

заведения, каждое из которых озабочено

целью во что бы то ни стало сформиро-

вать выдающегося музыканта-художника,

солиста-концертанта, лауреата самых пре-

стижных конкурсов. Вундеркиндизация,

дублирование учебных дисциплин, размы-

тость критериев оценивания результатов

на каждом этапе обучения – сегодняшние

реалии отечественного музыкального обра-

зования. Результатом этих деформаций мы

имеем систему, в которой педагоги первого

этапа обучения пытаются решать задачи выс-

шего – формированием личности художника

интерпретатора, а педагоги высшего яруса

профессионального образования вынужде-

ны заниматься вопросами первого этапа –

формированием исполнительского аппарата

музыканта-исполнителя. Неудивительно,

что наши успехи в духовом исполнительстве

сегодня столь невысоки.

5. И, наконец, стоит отметить, что на совре-

менном этапе развития система отечественного

общего образования реформируется без учета

интересов существующего параллельно с ним

дополнительного образования, в том числе

и музыкального. Перегруженность образо-

вательных программ общеобразовательных

школ, особенно в старших классах, лишает об-

учающихся предпрофессиональных программ

ДМШ возможности уделять достаточное время

занятиям по исполнительской специальности.

Спи с о к ли т ер а т у р ы

1. Клименко, А.Е. Духовые инструменты в русской музыкальной культуре XVII –

начала XIX века.

Диссертация кандидата искусствоведения. Красноярск, 2017 – 225с.

2. Социологическая энциклопедия. Режим доступа:

https://voluntary.ru/termin/kulturnaja-intervencija.html

3. Розенберг, А.А. К истории обучения игре на духовых инструментах в России

XVIII века // Вопросы

музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных,

М. 1976, 224с.

4. Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века - Ленинград : Тритон, 1935,

190 с.

5. Баранцев, А.П. История обучения игре на духовых инструментах в России конца

XVIII – начала

XX веков: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: Петрозаводск, 1973, 18 с.

6. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни С.-Петербург

Типография Глазунова,

1909 г.

7. Рубинштейн, А.Г. Музыка и ее представители. Разговор о музыке [Текст] / А.

Г. Рубинштейн. - Москва.,

1892. - 289 с.

8. Глушкова, О.Р. Особенности становления и развития образовательной

деятельности московской

консерватории со времени основания и до рубежа XIX и ХХ столетий. Автореф. дис.

…канд.

искусствоведения: Москва., 2020 - 27 с.

9. Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах –

М.: Издательство

«Музыка» 1975, 195 с. \\ История, теория и методика музыкального образования:

Музыкальное

искусство и образование 2020. Т. 8. № 1

10. Делий, П.Ю. Формирование исполнительского аппарата валторниста в процессе

профессиональной

подготовки: Автореф. дис. … канд. педагогических наук: Москва., 2003-24с.

11. Гутор, В.П. В ожидании реформ: Мысли о задачах музыкального образования. –

Санкт-

Петербург. -1891 – 56с.

12. Аракелова А.О. Профессиональное музыкальное образование в период

становления (1918-1930-е

годы) // Мир науки, культуры, образования, 2012 -№ 2 (33) - С. 312 -315

13. Декрет СНК № 507 от 5.06.1918. Собрание узаконений и распоряжений

правительства за 1917-1918гг.

Управление делами Совнаркома СССР. – М. 1942

14. Бронфилд, Е.Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного

пятилетия (1917 –

1922) – Л.: Сов. композитор: Ленингр. Отд-ние, 1984 – 216 с. 37, с. 109

15. Декрет СНК РСФСР «О высших учебных заведениях РСФСР (Положение) 2 сентябрь

1921 г. //

Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР

– 1921,

№ 6

16. Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России

(XIX – XX века):

учеб.прс. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т -2001-139 с.

17. Шестакова, О.В. Эволюция отечественных средних специальных музыкальных школ

для одарённых

детей (1930 -1980-годы)// Вестник Сургутского гос.пед. университета – 2018 - №

21 (52) . С. 31-36

R ef er en c e s

1. Klimenko, A.E. Wind instruments in Russian musical culture of the 17th -

early 19th centuries. Dissertation

of the candidate of art history.

Krasnoyarsk, 2017 - 225p.

2. Sociological Encyclopedia. Access mode:

https://voluntary.ru/termin/kulturnaja-intervencija.html

3. Rosenberg, A.A. On the history of learning to play wind instruments in

Russia in the 18th century //

Questions of musical performance and pedagogy. Proceedings. Issue. 24 / GMPI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

im. Gnesinykh, M. 1976,

224p.

4. Shtelin Ya.Ya. Music and ballet in Russia of the 18th century - Leningrad:

Triton, 1935, 190 p.

5. Barantsev, A.P. The history of learning to play wind instruments in Russia

in the late 18th - early 20th

centuries: Abstract of the thesis. dis. … cand. art history: Petrozavodsk,

1973, 18 p.

6. Rimsky-Korsakov, N.A. Chronicle of my musical life St. Petersburg Printing

house Glazunov, 1909

7. Rubinshtein, A.G. Music and its representatives. Talk about music [Text] /

A. G. Rubinshtein. - Moscow.,

1892. - 289 p.

8. Glushkova O.R. Features of the formation and development of the educational

activities of the Moscow

Conservatory from the time of its foundation to the turn of the 19th and 20th

centuries. Abstract dis. …

cand. art criticism: Moscow., 2020 - 27 p.

9. Usov, Yu.A. The history of domestic performance on wind instruments - M .:

Publishing house «Music»

1975, 195 p. \\ History, theory and methodology of music education: Musical art

and education 2020. V. 8.

No. 1

10. Delij, P.Yu. Formation of the performing apparatus of the horn player in

the process of professional

training: Abstract of the thesis. dis. … cand. Pedagogical Sciences: Moscow.,

2003-24p.

11. Gutor, V.P. In anticipation of reforms: Thoughts on the tasks of music

education. - St. Petersburg. -1891 -

56s.

12. Arakelova A.O. Professional musical education in the period of formation

(1918-1930s) // World of

Science, Culture, Education, 2012 - No. 2 (33) - P. 312 -315

13. Decree of the Council of People’s Commissars No. 507 of 06/05/1918.

Collection of legalizations and

orders of the government for 1917-1918. Office of the Affairs of the Council of

People’s Commissars of

the USSR. – M. 1942

14. Bronfield, E.F. Musical culture of Petrograd in the first

post-revolutionary five-year period (1917 - 1922) -

L .: Sov. composer: Leningrad Department, 1984 - 216 p. 37, p. 109

15. Decree of the Council of People’s Commissars of the RSFSR «On higher

educational institutions of the

RSFSR (Regulations) September 2, 1921 // Collection of legalizations and orders

of the Workers’ and

Peasants’ Government of the RSFSR - 1921, No. 6

16. Fedorovich E.N. History of professional musical education in Russia (XIX -

XX centuries): study guide. -

Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University -2001-139 p.

17. Shestakova O.V. The evolution of domestic secondary special music schools

for gifted children (1930-

1980) // Bulletin of the Surgut State Pedagogical Institute. University - 2018

- No. 21 (52) . pp. 31-36

Поступила в редакцию 07.12.2021

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.