Научная статья на тему 'Стирая дистанцию в издательском процессе'

Стирая дистанцию в издательском процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС / ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС / УДАЛЕННАЯ РАБОТА / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФРИЛАНСЕР / PUBLISHING BUSINESS / EFFECTIVE ORGANIZATION OF THE EDITORIAL BOARD / PUBLISHING PROCESS / TELEWORK / VIRTUAL ENTERPRISE / FREELANCER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Наталья Юрьевна

Тема эффективной организации работы редакции актуальна для каждого издательства в связи с высокой конкуренцией на современном издательском рынке. Сегодня все чаще специалисты «уходят» работать в виртуальное пространство. Для жизни в мегаполисе нужно постоянно решать ряд проблем: социальное неравенство, быстрый рост численности населения за счет трудовых мигрантов, транспортные вопросы, чрезмерное потребление ресурсов, огромное количество отходов и тяжелая экологическая обстановка. Виртуальная организация позволяет работать удаленно, тем самым можно миновать некоторые из перечисленных проблем, характерных для больших городов. Такая форма подходит для малого и среднего бизнеса, позволяет развить здоровую конкуренцию на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bluring outthe distance inpublishing process

Subjectof of efficient work of organization is relevant to each publisher in connection with strong in today's publishing market. Today, more and more experts «go» to work into virtual space. Living in the city one must constantly solve many problems: social inequality, rapid population grow that the expense of migrant workers, transport issues, excessive consumption of resources, huge amount of waste and heavy environmental conditions. Virtual organization allow you to work remotely, thereby you can avoid some of these issues specifi c to large cities. This forms suits for small and medium enterprises, it allows us to develop a healthy competition in the market.

Текст научной работы на тему «Стирая дистанцию в издательском процессе»

АБРАМОВА Наталья Юрьевна

ответственный редактор журнала «Научная периодика: проблемы и решения» ^ abramova@creativeconomy.ru

СТИРАЯ ДИСТАНЦИЮ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ

Тема эффективной организации работы редакции актуальна для каждого издательства в связи с высокой конкуренцией на современном издательском рынке. Сегодня все чаще специалисты «уходят» работать в виртуальное пространство.

Для жизни в мегаполисе нужно постоянно решать ряд проблем: социальное неравенство, быстрый рост численности населения за счет трудовых мигрантов, транспортные вопросы, чрезмерное потребление ресурсов, огромное коли -чество отходов и тяжелая экологическая обстановка. Виртуальная организация позволяет работать удаленно, тем самым можно миновать некоторые из перечисленных проблем, характерных для больших городов.

Такая форма подходит для малого и среднего бизнеса, позволяет развить здоровую конкуренцию на рынке.

Высокая интенсивность развития информационного общества, в котором приоритетное значение закрепилось за наукоемкими технологиями, профессионально компетентными и высококвалифицированными специалистами, интеллектуальным капиталом компаний в условиях транспортной напряженности больших городов, огромных территорий государства, большого количества малых издательских фирм, а также экономического кризиса актуализирует проблемы динамики развития издательских компаний, экономии их финансовых и временных ресурсов. Данное положение дел способствует появлению новых способов организации издательской деятельности, развитию издательского менеджмента, формированию новых типов организации, в том числе мелких и средних.

Конкурентоспособными являются лишь те структуры, которые умело выстраивают свой технологический процесс, делая его максимально удобным для персонала, а свою продукцию - качественной и недорогой для потреби-

телей. Сегодня все чаще специалисты «уходят» работать в виртуальное пространство. У мегаполиса немало проблем: это слишком большой социальный диспаритет, быстрый рост численности населения за счет трудовых мигрантов, отсюда возникает и транспортная проблема, и чрезмерное потребление ресурсов, и тяжелая экологическая обстановка. Виртуальная организация позволяет работать удаленно, тем самым можно избежать некоторых из перечисленных проблем.

На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени влияют такие тенденции развития современных рынков, как растущее значение качества издательской продукции, ценовой политики и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями, а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных техно -логий.

Издательские организации в своем стремлении повысить качество выпускаемой продукции, уровень профессионализма сотрудников и конкурентоспособность компании ориентируются на использование современных интерактивных технологий, инновационных методов организации работы редакции в процессе подготовки своей продукции.

В условиях высокой динамики деловой среды появилась такая форма организации, как виртуальная. Под виртуальным издательством понимается такая организационная структура, которая функционирует с активным использованием телекоммуникационных средств (Интернет, мобильный телефон и др.) и не имеет географического центра.

Что касается книжного рынка, то с каждым годом растет количество названий книг и брошюр. По данным Российской книжной палаты, в 2010 году российскими издательствами было выпущено 127 596 названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экз. Рост числа выпущенных названий (в сравнении с 2008 годом) в 2009 составил

3,5%. Наблюдается падение совокупных тиражей - 5,8% [1]. За шесть месяцев 2010 года количество названий стало составлять 59 555 печ. ед., а общий тираж 307015,5 тыс. экз. [2].

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2009 г. общее число издательств, действующих в стране и выпустивших хотя бы одну книгу в год, составило 5824 структуры (в 2008 -5702), число активно действующих издательств, формирующих издательскую систему России и выпускающих как минимум 12 книг в год, составило в 2009 году 1305 против 1280 в 2008 [1].

Соответственно, в таких условиях, при серьезной конкуренции, издательствам становится иногда просто жизненно необходимо эффективно и результативно бороться за своего читателя. Для многих потребителей издательской продукции (особенно в кризисное время) важнейшим фактором конкурентоспособности служит соотношение цены и качества. В российской действительности лишь немногие могут позволить себе купить товар, не обращая внимания на его цену. Чтобы увеличить покупательскую способность производители (в том числе и издательской продукции) вынуждены экономить, конечно, если дело не касается товаров сегмента класса «люкс» или, скажем, учебной литературы.

История появления удаленной работы

В условиях рынка необходимо искать способы уменьшения издержек. Одним из них является уменьшение затрат на персонал, отсутствие расходов, связанных с его рабочим местом,

Ключевые слова:

издательский

бизнес,

эффективная

организация работы

редакции,

издательский

процесс,

удаленная работа, виртуальное предприятие, фрилансер

Keywords:

Publishing business, effective organization of the editorial board, publishing process, telework, virtual enterprise, freelancer

дательствам становится иногда просто жизненно необходимо эффективно и результативно бороться за своего читателя

бота в виртуальной компании позволяет не отказываться от стабильной заработной платы: возможен удаленный вариант работы дома

что можно реализовать в рамках работы с фрилансерами1.

Появление удаленной работы2 (прототип виртуальной организации) связывают обычно с именами двух американских ученых - Джека Ниллеса и Фрэнка Скиффа.

Джек Ниллес ставил первые эксперименты в области фриланса. Он придумал новый способ работы. Суть идеи заключается в следующем: работников можно не держать в офисе, связь между сотрудниками поддерживается с помощью современных средств коммуникации. Не Интернета, которого тогда еще не было, а телефона. Транспортные проблемы в больших городах были уже тогда. Новая организация труда позволяла решить эти вопросы, а заодно обеспечить работой население удаленных районов.

В 1979 году труды Джека Ниллеса привлекают Фрэнка Скиффа, и он продолжает идеи экспериментатора и придумывает новую дефиницию - «гибкое рабочее место». Все 80-е проходят в экспериментах. Джек Ниллес и Джил Гордон изучают различные стороны такого вида работы. Фрэнк

1 Фрилансер (англ. freelancer - свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении - вольный художник) - это человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). Как правило, он работает удаленно. В издательской практике такое явление достаточно распространено.

2 Удалённая работа, дистанционная работа, телеработа (разновидность: фриланс) - такой спо-

соб сотрудничества, при котором работодатель и наёмный работник (или заказчик и исполнитель) находятся на расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи (изначально - телефон, факс, почтовые сообщения, в наши дни - преимущественно Интернет).

Скифф вместе с Дэвидом Флеммингом внедряют новую технологию в министерствах и ведомствах и приходят к выводу, что далеко не всегда офисного работника можно заменить удаленным.

Европейский форум по работе по средствам связи был организован в 1992 году для продвижения идей дистанционного труда. В 1995 году в Америке по поручению нескольких федеральных агентств была организована обширная программа Telecommute America, которая теперь переименована в Telework America. Тогда же в Европе прошли первые, ставшие ежегодными, рабочие конференции European Telework Week по развитию удаленной работы.

Период бурного развития индустрии удаленной работы и превращения ее в существенную составляющую жизни развитого информационного общества пришелся на середину 90-х годов. Он продолжается и в настоящее время. В 1996 году Президентский совет США объявил о начале Национальной инициативы по телеработе, ее цель заключалась в форсировании использования такого типа работы во всех секторах американской экономики - общественном и частном.

В 2001 г. перед руководителями американских правительственных агентств была поставлена конкретная задача: с середины 2001 г. все федеральные агентства должны предоставить возможность работать из дома несколько дней в неделю для 25% своих служащих. Далее они должны прибавлять ежегодно к числу этих избранных еще по 25% [3].

Прошло не так много времени и уже сегодня появился такой термин как дау-ншифтинг3. Существует тенденция, при

3 По классическому западному определению, «да-уншифтинг - это добровольный отказ от высокой должности и доходов, ради простой и неторопливой жизни в кругу семьи. Например, в англоязычной версии Wikipedia дауншифтинг приравнивается к simple living. Истинный смысл дауншифтинга - это возвращение к себе, к своим желаниям и мечтам. И это возвращение может сопровождаться отказом от высоких доходов, карьеры, переездом в сельскую местность, вступлением в ряды Гринпис» и т.д.

которой многие отказываются от благ цивилизации и переезжают за город, в деревню, изменяя стремлениям к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материальных средств, карьерного роста и т. д., ориентируясь вместо этого на жизнь ради себя и/или семьи в спокойной обстановке. Работа в виртуальной компании позволяет не отказываться от стабильной заработной платы: возможен удаленный вариант работы дома.

Толкование термина

Существуют различные интерпретации термина «виртуальная организация». В России и за рубежом все чаще стали использоваться термины:

• сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей;

• виртуальное предприятие - предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций;

• сетевая организация - организация, использующая в управлении производством и бизнесом сетевые связи, отношения и технологии;

• телеработа - работа, выполняемая с использованием телекоммуникационных систем в месте, удаленном от места использования результатов этой работы (термин немного устарел);

• электронный бизнес - бизнес, основанный на использовании информационных технологий с тем, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений [4].

По одному из определений, виртуальная организация представляет собой организацию, существующую как корпоративное, некоммерческое, образовательное

или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства, по другому - виртуальное организация - это непринудительная временная форма объединения нескольких партнеров, обеспечивающая действенное конкурентное преимущество [5].

К. Блейхер, немецкий исследователь, под эти термином понимает предприятие, межорганизационное и гибкое, создаваемое на время, его главная цель - получение выгоды с помощью расширения ассортимента [5].

По У. Дэвидоу и М. Мэлоуну, это -«наиболее передовая и эффективная форма организации предприятия из ряда «мысленно возможных», наилучшая с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. Конкретнее, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно интегрированную организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах» [6].

Виртуальное издательство базируется на двух основаниях: физическом и интеллектуальном. Специфичность его определяется именно вторым, нематериальными активами (знаниями и информационными технологиями). Именно это и позволяет переносить деятельность в электронное пространство.

Их независимость от физических, географических структур обеспечивает

ртуальное издательство базирует-а двух основаниях: физическом и интеллектуальном

людям возможность вступать в деловые контакты вне организации, и более того -вообще освобождать деятельность от организационных форм, или даже вести ее в составе размытых структур бесформенных организаций.

Итак, для виртуального издательства характерны следующие особенности:

• географическая отдаленность субъектов;

• небольшая структура;

• взаимодействие через коммуникационные технологии;

• высокая мобильность;

• отсутствие границ;

• гибкость издательства.

Очень часто в издательском деле приходится сталкиваться с распространением книг посредством Интернет-магазинов. Но напечатанную продукцию необходимо хранить где-то, например, на складах. Появился и новый продукт - электронные версии книг и журналов, которые можно продавать через сеть или размещать в электронных библиотеках. Но это явление происходит одновременно с традиционным, издания продолжают печататься, а электронная форма - это лишь один из видов издания.

Именно Интернет делает виртуальные организации более простыми и подходящими для различных видов бизнеса.

Продолжение читайте в журнале «Научная периодика: проблемы и решения», № 5, 2011.

Литература

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2009 год: Отраслевой аналитический доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М. :

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010..

2. Основные количественные показатели выпуска книг и брошюр в 1 полугодии 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.bookchamber.ru /content/stat/ stat_1_2010.html. - (дата обращения:

28.09.2010).

3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL : http:// ru.wikipedia.org. - (дата обращения: 28.04. 2010).

4. Glossary commander. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. - URL : http://botmaster.ru.glossary. ru/. - (дата обращения: 14.08.2010).

5. Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления [Электронный ресурс]. - URL : http://www.ptpu.ru. - (дата обращения:

14.05.2010).

6. Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании [Электронный ресурс]. - URL : http://vasilievaa. narod.ru/ptpu/16_4_03.htm. - (дата обращения: 14.05.2010).

Natalia Yu. ABRAMOVA

Journal of «Scientific periodicals: problems and solutions», Executive Editor

Bluring outthe distance inpublishing process

Subjectof of efficient work of organization is relevant to each publisher in connection with strong in today's publishing market. Today, more and more experts «go» to work into virtual space. Living in the city one must constantly solve many problems: social inequality, rapid population grow that the expense of migrant workers, transport issues, excessive consumption of resources, huge amount of waste and heavy environmental conditions. Virtual organization allow you to work remotely, thereby you can avoid some of these issues specific to large cities.

This forms suits for small and medium enterprises, it allows us to develop a healthy competition in the market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.