Научная статья на тему 'Из истории развития надомного труда (удаленной работы)'

Из истории развития надомного труда (удаленной работы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маматханов А.

Вопрос развития надомного труда является одним из приоритетных направлений социальноэкономической политики страны и решения проблем занятости населения. Однако немногие знают об истории надомного труда, его плюсах в решении проблем занятости, повышения благосостояния населения, привлечения высококвалифицированных специалистов крупными компаниями и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития надомного труда (удаленной работы)»

Маматханов А.

соискатель филиала

РЭА им. Г.В. Плеханов в Ташкенте

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАДОМНОГО ТРУДА (УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ)

Вопрос развития надомного труда является одним из приоритетных направлений социально- экономической политики страны и решения проблем занятости населения. Однако немногие знают об истории надомного труда, его плюсах в решении проблем занятости, повышения благосостояния населения, привлечения высококвалифицированных специалистов крупными компаниями и др.

Для начала необходимо уточнить термин «удаленная работа» или, так называемая, «телеработа». Слово «теле» от греческого «tele» -вдаль, далеко, является частью сложных слов, обозначая отдаленность, действие на дальнем расстоянии. В сущности телеработа - это работа на удаленном расстоянии от основного места работы или офиса, иначе говоря, без физического присутствия на рабочем месте. Однозначно применение слова «теле» уже предопределяет некоторую степень мобильности и, самое главное, более технологичный характер работы с вовлечением в этот процесс технических средств коммуникаций.

Внедрение системы привлечения надомников имеет также много общего с управлением персонала нежели, только экономические предпосылки. С точки зрения компании эффективное управление персоналом является, безусловно, основным и самым главным фактором дальнейшего ее развития при условии, что персонал управляется по настоящему эффективно, означая высокую отдачу от каждого работника компании. Это может быть и рядовой служащий или рабочий, создающий материальные ценности непосредственно на производственном участке.

Известно, что на Западе, особенно в США, очень часто для решения сиюминутных задач по повышению эффективности деятельности и прибыльности предприятия, первым шагом

является сокращение персонала, и это несмотря на то, что в Соединенных Штатах очень развита система защиты работников через профсоюзы. Другими словами, менеджмент компании за счет сокращения персонала (операционных расходов) ориентируется увеличить доходность бизнеса.

В настоящее время, когда мы наблюдаем сильное разделение труда с целью максимизации использования рабочей силы и финансовых ресурсов компаниями, большую роль играют кадровые агентства (службы) в качестве посредников между компаниями-работодателями и носителями факторов производства, предлагающими свои услуги в выполнении работ. Распространенными продуктами кадровых агентств можно выделить: лизинг сотрудников (staff leasing) - когда компания арендует персонал, находящийся в постоянном штате кадрового агентства, заключая срочные договора, сроки действия которых, иногда доходят до нескольких лет;

аутстаффинг (out-staffing) - перевод персонала, находящегося в постоянном штате компании, в штат кадрового агентства, при этом персонал остается выполнять свою работу в компании, но вступает в трудовые отношения с кадровым агентством;

аутсорсинг (outsourcing) - перевод за пределы компании части функций, которые могут выполняться другими работниками, специали-

зированными на данном виде услуг, т.е. использование экономии масштабов1.

На сегодняшний день самым распространенным и получившим быстрое развитие является аутсорсинг IT-услуг. Когда крупные IT-девелоперские компании заказывают выполнение тех или иных работ, т.е. передают часть разработки программных продуктов для удаленных работников. при этом следует отметить, что если частный программист выполняет работу по частному контракту, он может классифицироваться как телепредприниматель, нежели как удаленный работник. Аутсорсинг же больше касается передачи крупными компаниями части работ другим аутсорсинг-компаниям, специализирующимся на оказании специфичных услуг, а те в свою очередь своим работникам, которые могут являться, по сути, удаленными работниками.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕЛЕРАБОТЫ

Телеработа в том понимании, которое интерпретируется в настоящее время, получила свое начало в Америке, а основоположником данной формы занятости является джек Ниллес, который ввел в оборот понятия «telecommuting» и «teleworking» - работа удаленно, на расстоянии, не выходя из дома. в 1973 году, будучи консультантом Космической программы ввС США он работал из Лос-Анджелеса для вашингтона, округ Колумбия, не выезжая из города. именно тогда он предложил работать, не выходя из дома, посредством получения заданий по телефону или других средств связи. Еще раньше телеработа имела место в 1957 году, когда Главный ревизор Министерства финансов США согласился с некоторыми случаями оплаты работ федеральных служащих, выполнивших работу на дому.

далее эта идея была воплощена через пилотный проект среди маленькой группы ученых в Университете Южной Калифорнии с целью решения транспортных проблем и увеличения занятости населения, проживающего в отдаленных районах штата.2

в 1979 году Фрэнк Скифф, вице-президент и

1 Чуйкова С.Г. Управление неэффективной занятостью в России

и за рубежом. Изд. Менеджмент в России и за рубежом, №5, 2005г.

2 («Как стать фрилансером? Пособие для быстрого освоения удаленной работы.» http://www.kadrof.ru/book.shtml).

главный экономист специального Комитета по экономическому развитию ввел термин «гибкое рабочее место» (flexiplace), ставя во главу угла вопросы увеличения производительности труда, снижения издержек и экономии бензина, подразумевая создание рабочих мест для служащих, в основном федеральных учреждений (государственных), вне обычного офисного помещения, т.е. учреждение различных рабочих центров, где работник мог бы выполнять работу без посещения своего стационарного рабочего места.

Следует упомянуть, что идея телеработы возникла как раз во время начала и разгара энергетического кризиса 1970-х годов, охватившего экономику США, наиболее уязвимой от колебаний цен на энергоносители.

в 1982 году джил Гордон, бывший консультант компании Johnson & Johnson по работе и управлению кадрами, организовывает первую национальную конференцию по телеработе и через два года начинает выпускать бюллетень «Telecommuting Review», посвященный вопросам телеработы.

С начала 1980-х начинается практическое внедрение концепции телеработы сначала в малых масштабах, затем доходит до уровня федеральных государственных учреждений и организаций. в период до середины 1990-х годов наблюдается широкое применение телеработы во многих отраслях экономики США, конечно же, с учетом ошибок прошлых лет, и возможностей внедрения удаленной работы.

Начиная с 1991 года, получила продолжение идея «гибкого рабочего места», выраженная в создании так называемых федеральных «телецентров», центров по телеработе, которые по определению являются помещениями, оборудованными необходимой техникой для выполнения функциональных обязанностей, т.е. рабочим местом. отличительной особенностью телецентров является их доступность для всех желающих, при условии, что работодатель соглашается на телеработу своего сотрудника.

открытию телецентра как впрочем, и развитию телеработы,конечно, предшествовало создание законодательных основ, и основными сподвижниками идеи дж. Ниллеса и Ф. Скиффа позднее являлись конгрессмены и сенаторы

законодательных палат.

В 1992 году Том Макмиллен, конгрессмен-демократ из Мэриленда, создает проект законодательного решения о создании федеральных телецентров, но ввиду отпора ряда федеральных ведомств он не смог получить достаточной поддержки для претворения данного проекта в жизнь3.

Но в то же время другие конгрессмены, Хойер, демократ из Мэриленда и Вульф, республиканец из Вирджинии, получают одобрение на выделение ассигнований для создания трех телецентров, конечно же, в тех штатах, откуда они избирались, не забывая при этом заслуг и Тома Макмиллена.

Первый федеральный телецентр был открыт в г. Винчестер (штат Вирджиния), а затем в 1993-1994 гг. были открыты еще три пилотных центра, один - в этом же штате, другие два - в штате Мэриленд.

Обращает на себя внимание то, что создатели телецентров основными аргументами в пользу их создания выдвигали вопросы снижения выбросов в атмосферу, т.е. защиту окружающей среды, снижение издержек за счет повышения уровня использования стационарных рабочих мест телерабочих, создание благоприятных условий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями и другие.

Телецентры получают большое развитие, особенно среди мобильных, по сути, деятельности министерств и ведомств. Однако не все организации были заинтересованы в их утилизации, прежде всего, нужно было менять подход управления персоналом и самого процесса работы. С другой стороны, вопросы финансирования телецентров и телеработы вообще - некоторые телецентры оправдывали издержки и поэтому были сохранены, получив дальнейшее развитие и расширение, а от некоторых приходилось отказываться ввиду экономической нецелесообразности их функционирования.

В 1999 году принимаются ряд законодательных актов, в которых федеральным агентствам и ведомствам дается право расходовать минимум 50,0 тыс. долл. на организацию программы телеработы, в частности путем использования телецентров, находящихся под контролем

3 «Как стать фрилансером? Пособие для быстрого освоения удаленной работы.» http://www.kadrof.ru/book.shtml.

Управления общих служб правительства. В соответствии с законодательством агентства и ведомства, использующие телецентры, получали до 50,0% компенсации за тарифы телецентров через Управление общих служб, т.е. по сути, эта программа субсидировалась государством.

В 1993 году Белый Дом публикует «План действий по противодействию изменению климата», направленный на проблемы окружающей среды, и одним из основных направлений плана действий было дальнейшее развитие телеработы. В частности, этим документом Агентству по защите окружающей среды и Министерству транспорта вменялось расширить использование телеработы и развитие деятельности телецентров.

В продолжение этого, конгрессмен Вульф идет еще дальше в развитии телеработы, и основной упор он делает на ее влияние {позитивное} на окружающую среду. В 1999 году он выносит на обсуждение закон о предоставлении финансовых льгот для предприятий, использующих телеработников, в виде кредитов на загрязнение окружающей среды, т.е. то же самое, что получило сейчас развитие в рамках программ Механизма чистого развития, заработав которые - можно реализовать их другим предприятиям.

В это же время, общественность и частный сектор также не оставались в стороне. Консультативный совет по телеработе (Telecommuting Advisory Council), именуемый ныне Международная ассоциация и совет по телеработе (ITAC - International Telework Association and Council) является главным общественным движением по популяризации телеработы не только в Америке, но и по всему миру.

В 1994 году крупнейшая американская телекоммуникационная компания AT&T совместно с Управлением общих служб, Агентством по защите окружающей среды начинают движение «Телеработай Америка!» («Telework America!»), в рамках государственно-частного партнерства по популяризации и развитию удаленной работы. Конечно, телекоммуникационный гигант имел достаточно технических средств для оборудования телецентров, предоставления телефонных и коммуникационных линий желающим заниматься удаленной

работой дома, не забывая о своей прибыли.

Интересно, что идея телеработы была хотя бы один раз воплощена почти во всех федеральных организациях Америки, это в основном департамент по вопросам государственной службы, Агентство по защите окружающей среды, Министерство обороны, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство энергетики, Агентство по чрезвычайным ситуациям и др.4

ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНЬ

С началом всеобъемлющего Интернет бума с середины 1990-х г.г. ХХ века телеработа получает дальнейший импульс в своем развитии и практическое применение в Европе. За счет наличия у большинства населения США средств коммуникации и персональных компьютеров телеработа в Соединенных Штатах, имеет широкую популярность, как среди населения, так и среди работодателей.

Результаты обследования, проведенного «The Dieringer Research Group» по заказу WorldafWork, показывают, что количество работников, чьи работодатели позволяли телеработать хотя бы один день в месяц в выросло с 12,4 млн. чел. в 2006 году до 17,8 млн.чел. в 2008 году, а по сравнению с 2005 годом рост составил 174,0%. На основании данных обследования можно заключить, что около 11 % всех занятых работают удаленно, а в целом в Америке, включая предпринимателей, работающих из дома, число работающих удаленно составила 33,7 млн.чел в 2008 году, против 28,7 млн.чел в 2006 году, а с 2003 года рост составил 143,0%5.

По данным обследования в 2009 году около 63,0% использовали широкополосную связь доступа к Интернету, что в 2,4 раза больше чем в 2004 году (8,0 млн.чел) и на 45% больше чем в 2005 году - 13,2 млн.чел. И самое главное, что почти половина всех телеработающих проживало в домохозяйствах со среднегодовым доходом более 75,0 тыс. долл., что несколько превышает среднестатистический показатель по стране6.

4 Скавитин А.В. Телеработа, или занятость по-американски. Управление персоналом. 2004 г. №21.

5 Telework Trendlines 2009. WorldafWork. February 2009.

6 Telework Trendlines 2009. WorldafWork. February 2009.

ПРЕИМУЩЕСТВА УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ

Теперь представляется необходимым рассмотреть преимущества и выгоды удаленной работы, как для работодателей, так и для самих надомников.

Для компаний:

Снижение издержек для содержания офисных помещений и прочей офисной техники для оборудования рабочего места. Конечно, это зависит от компании и условий в целом на рынке, в ряде случаев телеработники при найме используют свою технику, иногда, если законодательством представляются льготы по приобретению оборудования для телеработников, то компании сами заинтересованы представить такое оборудование, как бы повышая зависимость, повышается и ответственность телеработника.

Увеличение продуктивности работы за счет создания комфортных условий работы удаленным работникам. Естественно, не все работники одинаковы, некоторым нравится работать в команде, некоторым в одиночку, некоторые ночью, некоторым с раннего утра. Иногда домашние дела не позволяют работнику все время находиться на работе, а в домашних условиях они могут наверстать упущенное. В другом случае многодетные женщины и инвалиды, являясь исполнительными работниками, претендующими не на самую высокую заработную плату, оказываются эффективными работниками, и самое главное - в ряде стран за наём уязвимой категории населения, коими они являются, представляются налоговые льготы и другие преференции.

Создание благоприятной атмосферы и комфортных условий труда удаленным работникам, что значительно улучшает привлекательность и имидж компании, как прогрессивного работодателя, в том числе социально ответственного, что, по сути, относится к «гуд-виллу».

для телеработников

Гибкость рабочего графика позволяет телеработникам иногда, во время обычного рабочего времени выполнять некоторые семейные обязанности и личные дела, что усиливает мотивацию к труду и, следовательно, производительность труда.

У них усиливается чувство ответственности и самодисциплина для добросовестного и своевременного выполнения поставленных перед ними задач, даже без наличия непосредственного контроля над ними.

НЕДОСТАТКИ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ

Для компаний:

Потеря контроля над повседневной работой и деятельностью работника, в случае если телеработник недобросовестный, может привести к срыву выполнения поставленной задачи.

Недостаток общения штатных работников и телеработников может отрицательно повлиять на становление командного стиля организации работы в коллективе. Иногда необходимо непосредственное, персональное присутствие для решения сиюминутных задач, а каждый вызов телеработника в офис приводит к нервозной обстановке, что негативно сказывается на результативности работы.

Ввиду предоставленной телеработнику почти неограниченной свободы распоряжения временем, компании соответственно должны пересматривать политику оплаты труда, т.е. нет четкой ясности, за что платить телеработнику. Повременная оплата не возможна, т.к. не известно, сколько времени телеработник потратил на выполнение работы за объем переведенных листов или написанного программного продукта в килобайтах, в случаях переводчиков и программистов. Для решения проблемы нормирования труда, потребуется измерять результат работы всех телеработников, что значительно увеличивает нагрузку на бухгалтерию для расчета заработной платы.

Компании, работающие в некоторых классических корпоративных социумах, рискуют не получить должного признания со стороны крупных игроков, т.е. имея в штате телеработников, которые работают виртуально, то они не могут показать большой офис с большим количеством работников. А если учесть, что одна компания, состоящая из руководителя, офис-менеджера и еще какого-нибудь клерка, имея в удаленном {виртуальном} штате много надомников, не может показаться достаточно

солидной, с точки зрения численности, физически присутствующих работников.

Для телеработников:

Постоянное нахождение телеработников дома может отрицательно сказаться на личных взаимоотношениях между членами семьи, но самым главным недостатком следует отметить то, что отсутствие общения с членами коллектива отрывает телеработников от компании, что может привести к их отчуждению и потере коммуникативных связей.

Отсутствие контроля над действиями телеработников со стороны работодателя, может привести к потере ими самоорганизации и ответственности, человек выходит из колеи динамичности, хотя этот случай имеет субъективный характер и зависит от самого человека.

Следует еще отметить преимущество удаленной работы для всего общества с точки зрения защиты окружающей среды - снижение выбросов двуокиси углерода за счет уменьшения потребления бензина, решениетранспортных проблем, повышения занятости населения - занятость неконкурентоспособных слоев (инвалидов и многодетных женщин).

В тоже время необходимо указать на проблемы с привлечением надомников и вообще развитием удаленной работы, имеющих системный характер. Это не универсальность такой формы занятости, т.е. не всеми компаниями, не во всех отраслях и не все виды работ могут быть переданы для исполнения в надомных условиях, т.к. могут возникнуть проблемы с безопасностью в целом, и авторских прав, в частности, могут возникнуть языковые барьеры, проблемы с гармонизацией национальных законодательств в части налогообложения, как предприятий, привлекающих надомников, так и самих надомников, работающих для иностранных работодателей и др.

Переходя ко второй части вопроса, мы должны прийти к консенсусу. Думаю, что для целей настоящее статьи теоретические основы надомного труда или удаленной работы имеют несущественное значение. Но все же, мы должны в какой-то мере выделить кое-какие различия и обозначить границы. В целом, мы могли бы использовать слова «надомник» и «телеработник», взаимозаменяя их, имея в

виду одно и то же. Но, вникая в особенности организации самого процесса и труда работника, понимаем, что существует «телеработник», который выполняет работу на удаленном расстоянии от своего стационарного рабочего места и самой главной особенностью его является использование высокотехнологичных средств коммуникации, и «надомник», который также удаленно занимается выпуском продукции и оказанием услуг.

Надомник в том понимании, которое используется в нашей стране это - человек, выполняющий работу (услугу) на дому по заказу работодателя, занимающийся, при этом, выпуском какой-либо продукции, например, пошив одежды или специальных средств индивидуальной защиты, сборка несложных механизмов, обмотка двигателя, составление отчетов и пр.

Здесь уместно упомянуть об одном: мы не зря используем слово «работник» с приставкой «теле», что говорит о том, что работник находится в юридических взаимоотношениях с работодателем, т.е. является наемным работником, имеющим трудовое соглашение с нанимателем. Почему нужно данное уточнение? Потому что человек, имея собственные средства коммуникации для выполнения работ, не требующих физического присутствия на стационарном рабочем месте, может выполнять такие работы, но уже при наличии договора подряда или гражданско-правового характера, и вообще таких «телеработников» можно называть «телепредпринимателями», «фрилансе-рами», т.е. те же предприниматели, но только удаленно или «свободные художники». Думаю, что эти виды трудовой деятельности являются темой отдельного анализа, т.к. имеют большие перспективы развития в республике, особенно в части аутсорсинга, использования местного трудового потенциала для выполнения работ для заказчиков извне, в основном ориентируясь на внешние рынки и заказчиков.

В последние годы такая форма занятости населения как надомный труд получила большую популярность, а именно с начала 2006 года. Основанием для этого послужил Указ Президента Республики Узбекистан от 5.01.2006г. №УП-3706 «О мерах по стимулированию расширения кооперации между

крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда»7, где основной целью развития надомничества ставилось увеличение доходов населения, привлечение к занятости активной его части, повышение эффективности деятельности крупных предприятий путем передачи выполнения трудоемких задач надомникам, при этом, создавая условия для учета трудового стажа надомников, в целях дальнейшего назначения им пенсий и пособий по социальному страхованию.

В Указе определены основные отрасли экономики, приоритетные для привлечение надомников - швейная, галантерейная, шелковая, перерабатывающая, мебельная, электронная промышленности, телекоммуникации и различные отрасли услуг и сервиса, и преференции и льготы, в том числе налоговые.

В целях реализации Указа Президента Республики Узбекистан Кабинетом Министров Республики Узбекистан 11.01.2006г. принято, утверждающее «Положение о надомном труде», предусматривающее создание правовых условий для регулирования трудовых отношений между работодателями и надомниками; защищающее права надомников в рамках трудового законодательства, обеспечивая безопасность и охрану труда надомников; дающее право надомнику засчитывать трудовую деятельность в стаж работы для получения пенсии при наступлении права на пенсионное обеспечение и оплачивать коммунальные услуги по тарифам, применяемым для населения.

Эти благоприятные условия для расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и надомниками позволили только в 2006 году около 700 крупным промышленным предприятиям республики привлечь более 60,0 тыс. надомников (из них 70% в сельской местности) для выполнения работ и оказания услуг, большинство которых составляли женщины.

Надомники в республике заняты пошивом швейных изделий (одежды, специальной одежды, тентов), оказанием бытовых и других видов услуг, ремонтом двигателей, производством мебели, столярных изделий, упаковок и

7 Указ Президента Республики Узбекистан от 5.01.2006г. №УП-3706 «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда».

тар, мелких запасных частей для электротехнических изделий, строительных материалов и др.

Вместе с тем, анализ происходящих положительных тенденций создал почвудля дальнейшей популяризации надомного труда, который получил ощутимый импульс с принятием постановления Президента Республики Узбекистан от 6.04.2007г. №ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения» за счет расширения действия Указа не только на крупные промышленные предприятия, но и на крупные предприятия транспорта, связи,строительства и строительной индустрии, а также малые промышленные предприятия, специализирующихся на производстве готовой продукции.

Несмотря на начало глобального финансово-экономического кризиса в 2008 году, который начал уже косвенно влиять на результаты деятельности некоторых предприятий республики. Проводимая целенаправленная политика социальной ориентации экономических реформ, вкупе с продолжающейся поддержкой малого предпринимательства со стороны государства, позволили даже в кризисном 2008 году создать в целом по республике 661,0 тыс. новых рабочих мест, из них около 15% или 97,8 тыс. в сфере надомного труда, где их значительная часть приходилась на малые промышленные предприятия и крупные предприятия различных отраслей.

Так, в целом начиная с 2006 года по 2010 год, в республике, суммарно, было создано более 670,0 тыс. новых рабочих мест надомного труда, большинство из которых приходились на такие трудоизбыточные регионы

республики как Ферганская, Бухарская, Наман-ганская, Ташкентская и Андижанская области. А доля рабочих мест надомного труда, увеличились с порядка 10% в 2006 году до 22,1% в 2010 году.

Общеизвестно, что в Узбекистане имеется бесценный потенциал, а именно, образованный, владеющий 2-3 профессиями, трудовые ресурсы, а также дополнительные резервы для развития и иных форм трудовой занятости населения. Примером может служить развитие аутсорсинга, то есть оказание услуг или выполнение работ на основе удаленного доступа. Учитывая быстрое развитие Интернета в республике, в особенности телефонизации (цифровой) почти всех крупных населенных пунктов, можно предположить, что данный сектор имеет большое будущее. Представляется, что вопросы развития удаленной работы будут еще более актуальными, учитывая необходимость обеспечения эффективной занятости населения, когда в республике наблюдается большой прирост численности населения трудоспособного населения.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своей книге «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» отмечает: «Еще раз хочу обратить внимание на исключительно важное значение, придающееся в Узбекистане развитию надомного труда, который строится на базе кооперации с производственными предприятиями. Для этого в стране создана действенная целостная система стимулов, как для предприятий работодателей, так и для самого населения, занимающегося надомным трудом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.