СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Ганькина А.В.
Ганькина Александра Валерьевна - магистрант, направление: менеджмент организации, кафедра экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассмотрено стимулирование труда персонала на предприятии в условиях инновационной экономики.
Ключевые слова: стимулирование труда, инновационная экономика, персонал, творческая активность персонала, коллективная работа, трудовой потенциал, квалифицированные кадры.
В условиях инновационной экономики наиболее важным источником успеха предприятия в конкурентной борьбе является его трудовой потенциал. Это обусловлено тем, что именно работник способен обеспечить достижение поставленных целей предприятия. В связи с этим возникает объективная необходимость поиска новых механизмов, инструментов управления трудовым потенциалом для обеспечения его работы. О значительных резервах прироста производительности труда благодаря качественной ее организации и созданию условий для работы на «полную силу» свидетельствуют результаты научных исследований экономистов, социологов и многих других специалистов.
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве - с другой [2].
Оценка трудового потенциала работника должны предусматривать определение количества, качества, соответствия и степени использования потенциала в интересах организации. Все коэффициенты оценки трудового потенциала интегрируются в такие группы [1]:
- показатели профессиональной компетентности;
- показатели творческой активности;
- показатели количества, качества и оперативности выполненных работ;
- показатели трудовой дисциплины;
- показатели коллективной работы.
В свою очередь, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [4].
Существуют многочисленные определения инновации. В самом общем виде инновация - это процесс использования знания и информации для создания и внедрения чего-либо нового и полезного.
Общей целью инновационной деятельности фирмы является выживание и развитие компании путем выпуска новых или улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.
Инновационная деятельность фирмы может включать значительный спектр задач, такие как:
• замена устаревших видов продукции;
• расширение ассортимента выпускаемой продукции внутри основной специализации фирмы и вне основной специализации фирмы;
• поддержание, увеличение доли на рынке;
• проникновение на новые рынки внутри страны и за рубежом;
• усиление гибкости производства;
• снижение издержек производства путем снижения удельных трудозатрат, снижения удельного потребления материалов, снижения энергопотребления, снижения уровня отбраковки изделий;
• снижение затрат на разработку новых изделий;
• ускорение проектирования и освоения производства новых изделий;
• повышение качества продукции;
• улучшение условий труда
• снижение уровня загрязнения окружающей среды.
Инновационные процессы выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы носят дискретный, обычно циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и направленный не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество, с неизбежным риском неоптимальности или даже нежизнеспособности предлагаемого, с ревизией устаревших норм и ролей, а нередко и с их заменой.
Инновационный процесс может выступать в форме прагматизации новых продуктов духовного производства, в результате которой они переводятся, переоформляются в нормы практической деятельности. Новое знание, возникающее как непосредственный опыт в рамках работы исследовательского характера, выводится из сферы познавательного процесса и переоформляется в инновационный процесс в новых системах технологической деятельности. В свою очередь, наука выступает как механизм. Инновационный процесс по отношению к различным формам практической деятельности, тогда как она делает своим объектом эмпирически возникающие новшества, становящиеся в последствии нововведениями, дает им рациональную интерпретацию, превращает их в формы теоретического знания. Наряду с прагматизацией и идеализацией важной формой инновационного процесса выступает трансляция нововведений в систему культурных норм и образцов, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в инновационный процесс в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации и коммуникации и т.д., которые обеспечивают динамику культуры, ускоренное обращение нового опыта в различных сферах общественной практики [2].
Список литературы
1. Дмитриева С.Л. Проблемы мотивации инновационной деятельности предприятий // Актуальные проблемы социально-экономических трансформаций России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75летию ТюмГУ. 15 - 17 марта, 2015. Тюмень, 2015. Ч. 2. С. 8-9.
2. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2016. 270 с.
3. Кязимов К.Г. Вопроизводство квалифицированных кадров для инновационной экономики. М.: Атисо, 2014.
4. Пахно И.В. Инновационная активность и новообразование личности: метасистемный подход / И.В. Пахно // Психология в экономике и управлении, 2015. Т. 7. № 1. С. 16-25.
5. Родионов А.П. Управление инновационно-предпринимательской активностью в сфере образования / Автореферат диссертации на соискание степени к.э.н. Екатеринбург, 2014. 35 с.