дений г. Омска позволяет реализовать серьезные образовательные программы, ориентирующиеся исключительно на потребности малого бизнеса. Одним из них является Омский государственный институт сервиса, который имеет двадцатипятилетний опыт подготовки специалистов для организаций сферы сервиса.
Динамичное развитие специальных образовательных услуг и.системы образования для малого бизнеса будет способствовать прогрессу в нескольких областях:
♦ профессиональный рост наемных работников в малом бизнесе;
♦ рост предпринимательского потенциала руководителей (собственников) небольших предприятий;
♦ повышениетрудовойипредпринимательскойактив-ности;
♦ повыщениеэффективностималогобизнеса;
♦ развитие сегмента малого бизнеса в региональной экономике;
М. Г. РОДИОНОВ
Омский государственный технический университет
УДК 002.5/.6:338
Становление в России инновационного рынка - одного из ключевых механизмов интенсивного технологического развития, обеспечивающего стране необходимый экономический рост, - должно поддерживаться квалифицированным научно-техническим и технологическим менеджментом. Именно грамотное управление инновационным процессом, умение правильно выполнять технико-экономическое обоснование коммерческой эффективности инновационного проекта, способность дать правильную оценку его технико-технологической реализуемости в соответствии с конкретными производственными и финансово-экономическими условиями, позволит быстрее и с наименьшими затратами решать проблемы, возникающие при разработке новой научно-технической продукции.
В настоящее время в связи с широким развитием науки и техники очень остро стоит проблема внедрения новой научно-технической продукции. Несомненно, важную роль в этом играет активная деятельность инновационного менеджера, чьи правильные действия способствуют эффективному внедрению инноваций. Умение предвосхищать события, способность решать проблемы, возникающие при внедрении новой научно-технической продукции, смягчать их влияние на инновационную деятельность предприятия в целом - вот успех будущего нововведения.
В процессе инновационной деятельности возникает ряд вопросов, своевременное и рациональное решение которых обуславливает реализуемость инновационных проектов. Так, перед управлением предприятия возникает вопрос о целесообразности применения новой технологии производства или о выпуске нового вида продукции. Опре-
♦ повышение конкурентоспособности предприятия малого бизнеса;
♦ создание потенциала для роста малых предприяти й в средние и крупные предприятия.
В свою очередь создание значительного быстрорастущего и эффективного сектора малого бизнеса в экономике Омск и области позволит в короткие сроки привести к расширению регионального потребительского рынка. А это даст импульс общему социально-экономическому развитию Омска и области.
БОУШ Галина Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства.
СИНЯВЕЦ Татьяна Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства.
деление и выбор наиболее подходящей технологии является хотя и обычным, но очень ответственным делом инновационного менеджмента, поскольку такие решения, как правило, оказывают влияние на общую стратегию развития предприятий - политическая сторона вопроса. Важность этого выбора определяет требования к качеству технико-экономического обоснования проекта. Выбор должен быть основан на детальном анализе и сравнительной оценке альтернативных технических предложений, на оценке их реализуемости, на обосновании и определении наиболее предпочтительного из них сточки зрения экономической эффективности, а также на рассмотрении социально-экономических и экологических последствий реализации проектного предложения в каждой конкретной ситуации. Когда речь идет об оценке эффективности инновационного проекта, срока его окупаемости, а также о его конкурентоспособности и состоянии сегмента рынка готовой продукции, соответствующего специализации нового производства - мы говорим об экономической стороне вопроса.
При принятии решения о привлечении новых технологических разработок следует тщательно проанализировать особенности их применения, их возможное влияние на производственную мощность предприятия - производственная проблема внедрения новой научно-технической продукции. Поскольку новые технологии могут иметь общий характер и оказывать сильное воздействие на предприятие, а могут быть локальными, оказывая относительно слабое воздействие на характер и результаты его деятельности. При этом нужно принимать в расчет наличие возможных ограничений в применении новых технологий,
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
РАССМОТРЕННЫЕ ВДАННОЙ СТАТЬЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, А ТАКЖЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОЗВОЛЯТ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВОЙ ИЛИ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
которые порождаются недостаточной квалификацией персонала и трудностями в обращении с новым оборудованием и с новыми материалами. Здесь мы видим отражение таких проблем как проблема подготовки кадров, а также психологическая проблема, проявляющаяся через боязнь новизны, риска, приводящая к оказанию сопротивления и не пониманию со стороны работников. Результатом действия этих проблем может послужить увольнение ряда сотрудников, не соответствующих установленному уровню подготовки. Также к сокращению персонала может привести частичная или полная автоматизация производства в связи с внедрением новой технологии производства. Все это можно отнести к социальной проблеме внедрения новой научно-технической продукции.
Помимо выше перечисленных проблем, при внедрении новой научно-технической продукции имеют место и такие проблемы, как экологическая, энергетическая, транспортная или проблема доставки.
Проблемы, связанные с разработкой новой научно-технической продукции, возникают на протяжении всего жизненного цикла изделия, состоящего из ряда стадий, на которых идея трансформируется в новую технику, способную удовлетворить требованиям потребителей.
Начальной стадией жизненного цикла являются научно-исследовательские раСоты, которые проводятся по единому техническому заданию. Научно-исследовательская работа состоит из таких этапов, как: разработка технического задания; выбор направлений исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов.
Техническое задание является документом для начала научно-исследовательских работ, в нем определяется цель, содержание, порядок выполнения работ и способ реализации результатов научно-исследовательских работ. Поэтому неточность постановки задачи, несвоевременное поступление информации к разработчикам, низкое качество выполнения технической документации, все это приводит к увеличению времени разработки, к дополнительным затратам.
Теоретические и экспериментальные исследования выступают как основа будущих нововведений. На 90% фундаментальные исследования имеют отрицательный результат. Из оставшихся 10% не все исследования могут быть применены на практике [1]. Это определяется целесообразностью, актуальностью и своевременностью инновационных проектов.
Второй стадией жизненного цикла изделия являются опытно-конструкторские работы. На этой стадии разрабатывается конструкторская документация: техническое предложение; эскизный проект; технический проект; рабочая конструкторская документация. Сложность при разработке конструкторской документации заключается в необходимости выбора между быстротой и качеством выполнения работ и составления требуемой документации и затратами связанными с этим. Все зависит от вида работ, типа конструкторской документации. Особую важность имеет квалификация специалистов, разрабатывающих документы, их уровень подготовленности, заинтересованность в выполнении работ.
Следующая стадия - подготовка производства и выход на мощность, то есть постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации производства нового изделия или освоенного другими предприятиями. Выход на мощность произойдет после завершения работ по подготовке производства, куда входит; пуск и проверка технологического оборудования, запуск в производство установочной оерии, проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии, доработка и корректировка технологической и другой документации. Это требует дополнительных материальных и временных затрат.
Все рассмотренные стадии жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы', опытно-конструкгор-
ские работы, подготовка производства и выход на мощность) носят название предпроизводственных. Здесь формируются изделие, его качество, закладываются технический уровень изделия, его прогрессивность.
Следующей стадией жизненного цикла изделия является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов. Завершающая стадия заключается в эксплуатации или потреблении [2].
Продолжительность жизненного цикла изделия в каждый конкретный период научно-технического прогресса определяется физическим и моральным сроком старения техники независимо от сроков выполнения и организации работ по стадиям жизненного цикла и внутри их по этапам. На этапе научных исследований закладывается потенциал нововведения, который материализуется через проектно-конструкторские работы и производство.
Исследование причин успехов и неудач научно-технические нововведения обнаруживает повторяющийся ряд факторов, влияющих на внедрение нововведений. Можно считать, что отсутствие одного или нескольких факторов или условий сразу обрекает нововведения на неудачу. Конечно, всегда будут исключения, когда эффект нововведений настолько внушителен, что успех гарантирован даже при плохом управлении. Но подобные исключения не освобождают управление от необходимости обеспечивать веете факторы и условия, которые, как показывает опыт, являются важными для успешной реализации широкого спектра нововведений.
Классифицировать эти факторы и условия можно по-разному. Это внутренние и внешние по отношению к объекту исследования, это - макро- и микроуровень управления, это факторы политические, экономические, организационные, социальные и психологические. Факторы, содействующие успешному осуществлению нововведений, можно выделить в следующие группы:
- экономические (наличие резерва финансовых, материально-технических средств; аттестация качества продукции; материальное поощрение за инновационную деятельность; гарантии пионерам освоения нововведений от крупных потерь);
- организационно-управленческие (демократичный стиль управления; программно-целевое планирование нововведений; развитие сети коммуникаций, повышение уровня информированности персонала организации; развитие производственных организаций, имеющих главной задачей быстрое освоение и распространение нововведений);
- социальные и личностные (четкое формулирование общественных потребностей в нововведениях; применение методов повышения восприимчивости персонала к новому; повышение квалификации специалистов; поощрение творческого начала; улучшение условий труда).
Помимо факторов, содействующих успешному внедрению нововведений, имеется ряд факторов, препятствующих этому внедрению. Они также могут быть объединены по группам:
- экономические (несвоевременное или недостаточное выделение фондов, материальных, финансовых и трудовых ресурсов; слабость материальной и научно-технической базы, устаревшая технология; доминирование интересов текущего производства);
- организационно-управленческие (неразвитость производственной инфраструктуры; авторитарный стиль управления; неразвитость каналов взаимодействия между звеньями организационной структуры; несвоевременное поступление технической документации, ее низкое качество);
- социальные и личностные (трудность привлечения и переподготовки кадров; увеличение текучести кадров, сопротивление всему новому, поступающему извне) [3].
Рассматривая научно-технические нововведения как процесс преобразования, можно отметить какое огромное
значение имеет выявление потребностей рынка. Ведь изобретение становится собственно нововведением, только получая успех на рынке. Но именно задача налаживания взаимодействия между сферой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и маркетингом представляет собой один из серьезнейших барьеров на пути научно-технических нововведений даже в том случае, когда необходимость ее решения своевременно осознана и достаточно полно обоснована теоретически.
Известно, что идеи создания новых продуктов обычно возникают либо как следствие потребностей рынка, либо внутри подразделений НИОКР. И в независимости от сферы возникновения идеи, будь то подразделение НИОКР, либо структура маркетинга, она в обоих случаях наталкивается на слабые коммуникации и недостаток взаимопонимания. Необходимо плодотворное взаимодействие технических и рыночных аспектов, достигаемое исключительно путем организации тесных контактов между экспертами в этих двух областях. Также программа совместного обучения работников НИОКР и специалистов по маркетингу, перемещение специалистов между подразделениями НИОКР в маркетинг и наоборот, способствует улучшению коммуникаций и самое главное взаимопонимания между работниками этих структур.
Крайне быстрое изменение экономической обстановки, само вызываемое, в значительной мере, техническим развитием, заставляет планировать будущий рост компании с высокой точностью. Если в прежние времена было нетрудно приспособиться к изменениям, то сегодня, когда изменения происходят быстрее, а период созревания многих научно-технических идей стал длиннее, гораздо важнее уметь не реагировать, а предвосхищать. При этом немаловажную роль играет уровень подготовленности руководства, его мобильность в принятии решений в сфере постоянно меняющейся обстановки на рынке. Таким образом, нужна система управления, непрерывно меняющаяся по мере реализации проекта, включающего в себя определение субъекта и объекта управления, обеспечивающего выполнение всех управленческих функций, применение всего комплекса управленческих методов, использование различных управленческих стилей.
Инновационная деятельность неотделима от творчества. Успешное нововведение - это предложение на рынке чего-то нового, за что потребитель готов заплатить. Качество нововведения зависит от оригинальности и созидательного мышления одной или нескольких индивидуальностей. Творческое начало не ограничивается сферой НИОКР, идеи могут поступать и из других источников. Внутри компании предложения относительно новых проектов можно ожидать от высшего руководства и служб маркетинга, идеи для совершенствования технологических процессов - от производственных подразделений. Среди внешних можно назвать три главных источника идей: конкурентов, поставщиков и потребителей.
Руководители, планирующие деятельность организации, часто наивно полагают, будто простое уведомление о необходимости изменений приведет к желаемым результатам. На практике, однако, именно сопротивление изменениям представляет собой одно из наиболее распространенных явлений в организациях, будь то увеличение объемов выпуска продукции, приспособление к новой технике или новый метод выполнения работ. Обычно оказывается, что работники, которых непосредственно затрагивает нововведение, сопротивляются ему, когда оно навязывается насильно. Установка сознания на принятие или непринятие нового не одинакова у разных категорий работников. Это зависит от их возраста, стажа, уровня и характера образования, положения в коллективе. Отсюда такое разнообразие позиций, занимаемых людьми по отношению к нововведению: от активной поддержки до активного неприятия. Поэтому при разработке нововведения необходима ■тщательная подготовка социально-психологических
аспектов внедрения. Особое положение при анализе проблемы внедрения имеют личностно-психологические характеристики руководителей и персонала. Кличностно-пси-хологическим характеристикам руководителей можно отнести их профессионализм, умение настраиваться на нововведение, занимаемое место в организационной иерархии и заинтересованность в служебном росте. Под личностно-психологическими характеристиками персонала понимаются его образовательный уровень, осведомленность в нововведении, предрасположенность, мотивированность в нововведении, а также его склонность к риску. Организационные и межличностные факторы имеют решающее значение для внедрения нововведений. Нововведение невозможно отделить от его ближайшего окружения, так как организация сама может измениться под воздействием нововведения [4].
Таким образом, на всех стадиях жизненного цикла инновационного проекта имеет место ряд факторов, влияющих на успех научно-технических нововведений. Из всего многообразия можно выделить несколько факторов, оказывающих наибольшее влияние на инновационную деятельность предприятия. К ним относятся: эффективная система отбора и оценки проектов, эффективное управление этими проектами, контроль за ними, творческая активность на предприятии, восприимчивость организации к нововведениям, индивидуальная и коллективная ответственность, которые напрямую зависят от уровня подготовленности персонала, их осведомленности об инновационном проекте. Кроме того, недостаточно организованное управление затратами на любом этапе разработки инновационного проекта, неумелое использование имеющихся ресурсов, может привести к появлению дополнительных затрат, препятствующих успешному внедрению научно-технической продукции.
Процесс внедрения инноваций требует установки на обучение. Обучение - это непрерывный процесс для всех членов организации. В ходе обучения даются не только технические и экономические знания, но и осваиваются правила межличностного общения. Подготовка кадров для инновационной деятельности - это теоретическое и практическое обучение работников в образовательных учреждениях профессионального образования, в результате которого они получают соответствующую профессию (специальность). Подготовка представляет собой планомерно организованный целенаправленный процесс приобретения людьми знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной инновационной деятельности. При этом инновационная деятельность требует, как правило, высшего профессионального образования, получаемого в высших учебных заведениях, или его продолжения в аспирантуре или докторантуре.
Высшие учебные заведения имеют ряд преимуществ в качестве производителей научно-технической продукции. Во-первых, они способны реализовать исследования не по отдельным темам, а комплексные разработки, привлечь специалистов различного профиля с общенаучных и специальных кафедр. Во-вторых, вузовские научно-технические коллективы отличаются постоянным обновлением кадров (за счет стажеров, аспирантов, докторантов, студентов) особенно важным для поисковых научно-исследовательских работ. В-третьих, поскольку вузы не принадлежат ни к одной из сложившихся отраслевых ведомственных систем, и поэтому могут стать центрами независимой экспертизы, сертификационных и маркетинговых исследований. В-четвертых, ведущие вузы, сохраняя связи со своими выпускниками, могут наиболее эффективно организовывать рыночную научно-техническую инфраструктуру, одновременно конкурируя в качестве разработчиков с отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
Переподготовка и повышение квалификации кадров -это углубление, расширение и дополнение приобретенной
ранее квалификации. Причем переподготовка кадров-это образовательные мероприятия по освоению других сфер деятельности в смысле профессии и задач, а повышение квалификации кадров - это образовательные мероприятия по приобретенной профессии с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у работников профессиональных знаний. Переподготовка и повышение квалификации кадров инновационных организаций напрямую сказываются на компетенции работника, уровне его оплаты труда и стратегии его карьеры [5].
Более эффективному внедрению нового способствует циркуляция информации между подразделениями и сотрудниками, а также использование методов творческого решения проблем, гарантирующих свободу мнений и выдвижения идей, поощряющих многообразие и несхожесть. Недостаток творческих способностей может серьезно подорвать эффективность деятельности работника. Существует два подхода к наращиванию личных творческих способностей. Во-первых, выявление и устранение психологических препятствий, ограничивающих природные способности человека. Во-вторых, систематизированное применение творческих методов к решению проблем. Среди препятствий, не дающих людям проявлять творческий подход, можно выделить следующие: человеческая лень, устоявшиеся привычки, излишняя напряженность, ослабленная целеустремленность, недостаточные возможности.
Задача стимулирования научно-технического труда весьма сложна в силу специфики этого вида деятельности. Во-первых, необходимо добиться повышения умственной активности, стимулировать поиск нестандартных решений, создать и поддерживать атмосферу творчества. Во-вторых, в рыночной экономике важен не сам инновационный процесс, а его коммерческий результат, выражающийся в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижение издержек, повышение качества продукции. Наиболее эффективным методом повышения отдачи труда специалистов в области инноваций является самомотивация, т.е. состояние, при котором стремление к творческому труду исходит от самого работника, а не от внешнего раздражителя. Задача управляющих по существу сводится к тому, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей степени раскрылся творческий потенциал работника, возникла устойчивая потребность в напряженном и результативном инновационном труде.
Итак, стимулирование труда в инновационном процессе направлено на решение двуединой задачи - максимально разбудить творческую активность лиц, занятых инновациями, и направить эту активность на решение конкретных коммерчески ориентированных задач. Там, где это удается, достигается их процветание, и создаются изделия, отвечающие самым жестким требованиям современного потребителя.
Еще одним эффективным способом решения ряда проблем, возникающих при разработке и внедрении новой научно-технической продукции, является управление затратами при разработке научно-технической продукции, которое представляет собой такое воздействие на их величину, которое приближает инновационное предприятие к достижению цели. Цели управления затратами являются производными от целей инновационных предприятий, которые могут заключаться, например, в быстром и полном овладении сегментом рынка, завоевании успеха в перспективе, немедленном получении максимальной прибыли или других результатов.
Цель инновационного проекта сводится к нахождению решения, как наилучшим образом удовлетворить потребность с помощью создания продукции, способной выполнить определенные функции. Это должно обеспечить необходимый уровень рентабельности затрат по проекту. Мера совершенства результата инновационного проекта
в экономике может быть выражена количественным соотношением результатов и затрат как по проекту в целом, так и в некоторой степени по отдельным функциям, показателям результатов. Объединить экономическую (затратную) и техническую стороны проекта, изделия, продукта позволяет функционально-стоимостный анализ (ФСА).
Цель ФСА - снижение затрат при разработке научно-технической продукции, проведении работ и оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы. Функция представляет собой качественно определенный аспект потребительского свойства [6]. Качественное определение функции должно быть четко и кратко зафиксировано, а сама функция оценена количественно. Каждая функция (потребительское свойство) оценивается с помощью одного или нескольких параметров применения продукции. Чаще всего этими параметрами являются технические или экономические показатели, которые могут использоваться в ФСА. К проведению ФСА рекомендуется привлекать специалистов различных отделов, участвующих в разработке, производстве, маркетинге и сбыте продукции. Отсюда только коллективное, всестороннее рассмотрение проблемы повышения качества при одновременном снижении себестоимости может гарантировать успех.
Анализ затрат позволяет минимизировать издержки при разработке деталей, узлов и целых изделий, конструкций, а также расходы, необходимые для проведения отдельных видов работ. Поскольку не все свойства товара являются полезными, то следует провести анализ и определить какие свойства данного товара относятся к главным, какие к второстепенным, а какие к ненужным или излишним. Тогда средства следует затрачивать на получение главных функций, в определенной мере - на второстепенные. Затрат же на получение излишних функций нужно избежать. Поэтому, исключение излишних функций позволяет снизить затраты при разработке научно-технической продукции при одновременном сокращении или даже повышении качества [3].
Планирование затрат при разработке научно-технической продукции - это часть планирования инновационных процессов. Оно осуществляется в комплексе, включающем планирование целей и задач инновационных решений, путей, методов и средств по их достижению. Существующие различные методы планирования затрат пригодны для любых инновационных проектов и стадий работ. Снижение суммарных и удельных затрат, требуемых для достижения результата, может быть обеспечено путем механизации и автоматизации производства, сбережением более дефицитных ресурсов, увеличением степени полезного использования оборудования, информационных и других ресурсов.
Следовательно, успех инновационного проекта на этапе разработки научно-технической продукции целиком и полностью зависит от умелого управления затратами, эффективного использования имеющихся ресурсов. На практике это может быть достигнуто четким взаимодействием специалистов высокого класса, способных принимать управленческие решения, направленные на снижение затрат, и совершенствования результата инновационного проекта.
При обзоре проблем, связанных с разработкой новой научно-технической продукции, стало более очевидным, что политические, экономические, организационные, социальные и психологические проблемы оказывают существенное влияние на успех нововведений. При детальном рассмотрении причин возникновения этих проблем было установлено, что все они сводятся к двум основным: недостаточный уровень подготовки специалистов и неэффективное управление затратами.
С целью повышения квалификации специалистов, занятых разработкой«овой научно-технической продукции,
рекомендуется регулярное прохождение курсов повышения квалификации, получение разностороннего образования путем продолжения обучения в аспирантуре и докторантуре, постоянный обмен информации между подразделениями различных отраслей, также способствует повышению уровня подготовки специалистов. Для более эффективного управления затратами на этапе планирования затрат целесообразно применять метод функционально-стоимостного анализа, позволяющий свести уровень затрат на разработку новой научно-технической продукции к минимуму при сохранении, а порой даже повышении качества выполняемых работ.
Литература
1. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой, М.: Юнити, 1997 г. -328 с.
М. Г. РОДИОНОВ
Омский государственный технический университет
УДК 658.310.8.003.13
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
Опыт развития малого и среднего бизнеса как в России, так и за рубежом показал, что система человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности производства и сбыта. В свою очередь, кризис сферы труда привел к деформированному поведению персонала в сфере производства. Главная особенность работников в том, что, кроме выполнения производственных функций, они являются основной составляющей производственного процесса. Работники могут способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут противодействовать нововведениям, если они нарушают привычный для них ритм работы.
Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации, по существу, является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в усло-
2. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: уч. пособие/ Под ред. П.Н. Завлина и др. - М.: ОАО "НПО"Издательство"Экономика", 2000 г. - 475 с.
3. Медынский В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: Юнити, 1999 г.-414 с.
4. Кужева С.Н. Отбор и оценка проектов: уч. пособие. Омск: Издательство ОмГТУ, 2000 г. - 96 с.
5. Кужева С.Н. Организация инновационного бизнеса: уч. пособие. Омск: Издательство ОмГТУ, 1999 г.
6. Земсков С.А. Практика применения функционально-стоимостного анализа. М.: Финансы и статистика, 1987 г.
РОДИОНОВ Максим Георгиевич, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.
виях научно-технического прогресса, широкой автоматизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Правильный выбор компонент системы мотивации и методов их использования позволит: оптимизировать издержки на персонал и улучшить финансовое положение организации, повысить производительность труда персонала, снизить текучесть кадров, уменьшить прямые и косвенные потери рабочего времени, повысить корпоративную культуру.
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. С другой стороны, работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.
Система стимулирования труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но не в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, не на квалификацию, полученную по диплому, а на уровень выполняемой работы или используемой при принятии решения. Цель стимулирования - не побудить
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА_
ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА МОГУТ ИМЕТЬ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ЗАНЯТЫХ КАК В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА, ТАК И В СФЕРЕ УСЛУГ. РАССМОТРЕННЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ТОГО ИЛИ ИНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ, ПОЗВОЛИТ РУКОВОДСТВУ ПРЕДПРИЯТИЯ СФОРМИРОВАТЬ ДЕЙСТВЕННУЮ МОТИВАЦИЮ КАДРОВ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.