Научная статья на тему 'Стимулирование технологического развития лесного комплекса: анализ результатов'

Стимулирование технологического развития лесного комплекса: анализ результатов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / TIMBER COMPLEX / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Антонова Н. Е.

В статье рассматриваются последствия реализации на Дальнем Востоке государственной политики по технологическому развитию лесного комплекса. Дан анализ результативности отраслевых и региональных механизмов с позиций реализации инвестиционных проектов по переработке лесных ресурсов. Предложены меры по обеспечению устойчивого доступа к лесным ресурсам, а также стимулированию внутреннего спроса на продукцию лесопромышленных предприятий региона.The article presents the implications of the Far East public policy for technological development of the timber complex. The analysis that describes the impact of regional and sectoral mechanisms from the standpoint of implementation of investment projects on forest resources’ processing. Certain measures of ensuring the sustainable access to forest resources and stimulating the internal demand for products of timber industry enterprises of the region are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование технологического развития лесного комплекса: анализ результатов»

УДК 630:332.1 Н.Е. Антонова, д-р экон. наук, доцент,

профессор кафедры государственного и муниципального управления Хабаровского государственного университета экономики и права главный научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье рассматриваются последствия реализации на Дальнем Востоке государственной политики по технологическому развитию лесного комплекса. Дан анализ результативности отраслевых и региональных механизмов с позиций реализации инвестиционных проектов по переработке лесных ресурсов. Предложены меры по обеспечению устойчивого доступа к лесным ресурсам, а также стимулированию внутреннего спроса на продукцию лесопромышленных предприятий региона.

Ключевые слова: лесной комплекс, Дальний Восток, инвестиционные проекты, технологическое развитие, инвестиционная политика.

The article presents the implications of the Far East public policy for technological development of the timber complex. The analysis that describes the impact of regional and sectoral mechanisms from the standpoint of implementation of investment projects on forest resources' processing. Certain measures of ensuring the sustainable access to forest resources and stimulating the internal demand for products of timber industry enterprises of the region are proposed.

Keywords: timber complex, Far East, investment projects, technological development, investment policy.

Региональный лесной комплекс представляет собой составную часть природ-но-ресурсного сектора региона и включает в себя экономически доступные лесные ресурсы и отрасли, занятые их заготовкой и переработкой. Анализ территориальной структуры лесного комплекса Дальнего Востока показал, что современное пространственное распределение лесных ресурсов и использующих их отраслей совпадает лишь отчасти. Основная часть лесных ресурсов сосредоточена на территории Республики Саха (Якутия) и в северных районах Хабаровского края, а подавляющая часть объема производства

лесного комплекса формируется в южной зоне Дальнего Востока, в основном в центральных и южных районах Хабаровского края (около 50 % всего объема лесозаготовки и переработки), а также в Приморском крае (почти 35 % этих показателей).

Одной из существенных проблем в развитии лесного комплекса Дальнего Востока является его сырьевая ориентированность, что во многом обусловлено структурой спроса на продукцию комплекса на внешнем рынке, невысоким внутренним спросом из-за малой численности населения региона, а также исходно низким уровнем технологического разви-

тия комплекса. Исследование федеральных отраслевых программ развития лесопользования с точки зрения результативности государственных мер по повышению технологического потенциала лесного комплекса Дальнего Востока показало следующее [1]. В лесном комплексе страны инновационную деятельность определяет «Стратегия развития лесного комплекса России» (2008 г.), в которой намечено возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции, в том числе в дальневосточных регионах. Стратегию конкретизирует подпрограмма «Лесопромышленный комплекс» в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (2012 г.), содержащая направления улучшения инвестиционного климата через механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Инвесторам, чьи проекты включены в перечень приоритетных (стоимость проекта должна быть не менее 300 млн руб.), предоставлены льготы: снижение на 50 % ставки платы за лесные ресурсы и предоставление лесных участков в пользование без аукциона.

В целом по России в перечне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на 1 января 2016 г. находился 121 проект с общим заявленным объемом финансирования почти 400 млрд руб., из которых фактически инвестировано 331 млрд руб. [3]. Географически объекты расположены преимущественно в европейской части России, но

порядка 40 % находятся за Уралом, в том числе на Дальнем Востоке.

Особенностью развития современной деревопереработки на Дальнем Востоке является то, что практически все крупные деревопереработчики вышли из лесозаготовителей. Одновременно они выступают и основными лесоэкспортерами. Существенные инвестиции в лесной комплекс Дальнего Востока вложили несколько компаний, в том числе иностранных. Изначально цели инвестиционного сотрудничества различались у разных компаний: захват сырьевой базы с целью капитализации стоимости, диверсификация деятельности, диверсификация рынка сырья и полуфабрикатов, расширение рынка сбыта. Например, Компании «RFP Group» и «Бизнес-Маркетинг» диверсифицируют свою деятельность, расширяют сырьевой рынок и рынок сбыта, зайдя на территории нескольких регионов Дальнего Востока. СП «Аркаим» для поиска сырьевой базы распространил свою деятельность за пределы ДФО. То есть первоначальной целью прихода крупных игроков на дальневосточный лесной рынок был захват ресурсов с целью экспорта круглой древесины, о чем свидетельствует тот факт, что крупные компании стали инвестировать сначала в лесозаготовку, приобретая сложные технологические комплексы, строя лесовозные дороги.

Повышение экспортных пошлин на необработанную древесину заставило лесозаготовителей вкладывать инвестиции в создание деревоперерабатывающих мощностей, а также привлекать средства крупней-

ших российских банков и зарубежных кредитных организаций на эти цели.

На территории ДФО было заявлено пятнадцать проектов приоритетных инвестиционных проектов по переработке древесины с общим объёмом инвестиций в 37 млрд руб., но фактически реализуется десять проектов. В Хабаровском крае из пяти проектов в стадии освоения построенных мощностей находятся четыре производства. Хотя по проектам осуществлён запуск мощностей, в реальности они не вышли на проектную мощность или введенные мощности стоят, предприятия загружены менее чем на 50 %, проекты убыточны. Причины различны: ограничения с обеспечением вновь созданных производств сырьем, сложное финансовое состояние, связанное с трудностями выплаты кредитов, низкая конкурентоспособность и высокая себестоимость продукции по сравнению с китайскими аналогами, отсутствие у производителя долгосрочных контрактов на поставку готовой продукции. В Приморском крае запущены лесопильный завод и завод по производству лущеного шпона, завод по производству паркетной доски. В Амурской области из трех заявленных приоритетных инвестиционных проектов создан лишь один [1]. Проблемы с развитием деревопереработки на Дальнем Востоке связаны с ухудшением производственно-экономических показателей лесного комплекса ДФО в 2009-2015 гг., сокращением объемов производства и экспорта древесины в результате ухудшения конъюнктуры на восточноазиатских лес-

ных рынках, в первую очередь китайском. Но основным ограничением развития де-ревопереработки на Дальнем Востоке, на наш взгляд, является нестабильность институциональных условий ведения бизнеса.

С целью решения указанных проблем федеральным Правительством специально для лесного комплекса ДФО были введены отраслевые меры поддержки в виде постановления Правительства РФ [6], в котором содержатся правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат дальневосточным лесопромышленным предприятиям, осуществленных на реализацию инвестиционных проектов. Субсидии выделяются на компенсацию: лизинговых платежей при покупке оборудования, части процентной ставки по кредитам на цели реализации проектов, затрат на перевозку древесины и готовой продукции внутри территории ДФО. Но условия получения этих субсидий довольно жесткие: вложенные инвестиции должны быть не менее 1 млрд рублей. Следовательно, круг получателей очень узок.

В качестве одного из ключевых региональных механизмов привлечения инвестиций на Дальний Восток выступают территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), где установлен особый правовой режим, который включает: приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, созданной на бюджетные деньги; установление льготных ставок арендной платы за пользование землей; особое налогообло-

жение резидентов; сокращение числа проверок и снижение административной нагрузки; применение процедур свободной таможенной зоны; льготный размер страховых взносов на фонд заработной платы; ускоренные процедуры получения разрешения на строительство [5].

Из созданных 13 ТОР на площадках двух ТОР реализуются два проекта в лесном комплексе [3]. В ТОР «Комсомольск» два резидента - ООО «Амурская лесопромышленная компания» и ООО «Амурский промышленный центр», входящие в «RFP Group», создают Дальневосточный центр по глубокой переработке древесины. Построен завод по производству лущеного шпона, в рамках второй очереди идет реализация производства пиломатериалов, ДСП и технологической щепы. В производство и инфраструктуру будет вложено 326 млн рублей. Отметим, что «RFP Group» является самой институали-зированной лесопромышленной компанией на Дальнем Востоке, активно сотрудничающей с федеральными и региональными органами власти и стремящейся попасть во все разрабатываемые стратегические документы отраслевого и территориального развития. Этот проект уже имеет институциональную поддержку в рамках отраслевого механизма приоритетных проектов. В ТОР «Амуро-Хинганская» ООО «Амурпром» с привлечением китайских инвестиций реализует проект по строительству комплекса по глубокой переработке древесины с производством пиломатериалов, шпона, мебельных щитов и топливных брикетов. Помимо про-

изводства древесины, будет построен завод по глубокой переработке сои. Объем инвестиций оценивается в 7 млрд рублей.

Одной из существенных проблем обеспечения технологического развития лесного комплекса является обеспечение предприятий сырьем. Для увеличения доступных лесных ресурсов, в том числе за счет вовлечения новых лесных массивов на основе их устойчивого использования, необходимым условием является реализация ряда мер:

- усовершенствование системы обеспечения достоверной информацией о состоянии лесных ресурсов через обновление системы лесоустройства и инвентаризации лесов на базе совмещения традиционных наземных и дистанционных методов;

- обеспечение эффективной охраны лесов от пожаров через использование современных высокотехнологичных методов, включая оснащение новыми техническими средствами, компьютерной техникой с геоинформационными системами;

- разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства и лесозаготовок с использованием современных технологий и технических средств рубок, созданием сервисных центров поставщиков высокотехнологичной лесозаготовительной техники [2].

Поскольку леса находятся в федеральной собственности, то основным механизмом для реализации этих мероприятий является увеличение государственных вложений в обновление системы лесоустройства, создание информационной

системы дистанционного мониторинга лесных пожаров через федеральную программу развития лесного хозяйства.

В силу экономико-географического положения региона, небольшой численности населения внешний фактор останется определяющим для спроса в лесном комплексе Дальнего Востока. Тем не менее важной составляющей в развитии лесного комплекса является формирование внутреннего спроса в регионе на продукцию лесопромышленных предприятий. Одним из наиболее перспективных направлений роста внутреннего спроса может стать деревянное малоэтажное домостроение. Основными мерами для развития деревянного домостроения являются:

- создание новой для Дальнего Востока высокотехнологичной отрасли на стыке жилищного строительства и деревообработки - деревянного домостроения;

- соблюдение стандартов в области деревянного домостроения, технологических регламентов всех стадий производства, требований к энергоэффективности строительства;

- производство новых видов лесопромышленной продукции в регионе, относящихся к так называемым лесным товарам вторичной обработки и готовых к непосредственному применению в строительстве.

В качестве механизмов развития деревянного домостроения можно назвать создание институциональных и инфраструктурных условий через финансирование (частично или полностью) государством жилищного строительства в регионе, принятие программы строительства жилья для многодетных семей, молодых специалистов, в том

числе в сельской местности.

Для воплощения в реальную экономику обозначенных направлений технологического развития лесного комплекса необходимо совершенствование программных методов как основной формы взаимодействия между федеральным центром и территориями, выступающими как собственник и распорядители лесных ресурсов соответственно, а также хозяйствующими субъектами как пользователями ресурсов.

Подводя итоги, в качестве выводов следует отметить следующее:

- для региональной экономики активное инвестиционное развитие перерабатывающего сегмента лесного комплекса имеет большое значение. Важность создания деревоперерабатывающих мощностей обусловлена не только увеличением производства продукции с высокой добавленной стоимостью, что ведет к росту занятости, налогов в бюджет, регионального ВРП, но также и тем, что происходит общее расширение связей в экономике территории, дается импульс для развития других отраслей;

- отраслевые инструменты технологической перестройки лесного комплекса оказались достаточно действенными для начала реализации инвестиционных проектов в де-ревоперерабатывающем сегменте, но недостаточно стимулирующими для их завершения и вывода на проектную мощность. Это повлекло за собой необходимость дополнительных отраслевых мер для лесного комплекса Дальнего Востока;

- реализуемые на Дальнем Востоке новые инструменты инвестиционного разви-

тия экономики (ТОР) пока еще не показали реальных результатов, необходим временной лаг для отдачи от них. Отметим, что пользователем предлагаемых преференций в лесном комплексе явилась самая институ-ализированная лесопромышленная компания на Дальнем Востоке, уже имеющая значительный набор инвестиционных льгот, но все еще не реализовавшая проект, поэтому неизвестно, какова будет отдача от данного механизма;

- обеспеченность сырьем и сбыт продукции - наиболее существенные проблемы в лесном комплексе, реализация предложенных мер по их решению может способствовать технологическому развитию лесного комплекса Дальнего Востока.

Список использованных источников

1 Антонова Н. Е. Нужна ли господдержка лесному комплексу Дальнего Востока? / Н. Е. Антонова // ЭКО. 2015. №2 7. С. 16-34.

2 Антонова Н. Е. Перспективы трансформации комплекса по использованию биологических ресурсов Тихоокеанской России / Н. Е. Антонова, Л. В. Волков // Экономика региона. 2012. № 3. С. 168-178.

3 Доклад о целях и задачах Минпром-торга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год [сайт] // minpromtorg.gov.ru (дата обращения 05.04.2017).

4 Корпорация развития Дальнего Востока [сайт] // http://www.erdc.ru (дата обращения 05.10.2016).

5 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской

Федерации : федер. закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

6 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение части затрат, осуществленных в 2013-2016 годах на реализацию таких проектов : постановление Правительства РФ от 05.12.2014 г. № 1319 // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.