Влияние механизма приоритетных инвестиционных проектов на развитие лесопромышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока1
А.В. КОЛЕСНИКОВА, кандидат экономических наук, Центр информационных технологий в экономике и управлении Забайкальского государственного университета, Чита. E-mail: [email protected]
В рамках данной статьи на примере Сибирского и Дальневосточного федеральных округов проведен анализ и сделан ряд выводов об эффективности реализации механизма, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов». Ключевые слова: приоритетные инвестиционные проекты, освоение лесов, переработка древесины, лесные ресурсы
Потенциал лесных ресурсов и тенденции
развития лесопромышленного комплекса
По данным Глобальной оценки лесных ресурсов ФАО ООН, Россия занимает второе место в мире по запасам древесины (83,4 млрд м3) после Бразилии (126, 2 млрд м3), затем идут США (47 млрд м3), Канада (33 млрд м3) и Китай (15 млрд м3). При этом наибольший объем российских запасов древесины в 2012 г. приходился, по данным Рослесхоза, на Сибирский (33462,6 млн м3, 40,3% от общероссийских ) и Дальневосточный (20676,33 млн м3, 24,9%) федеральные округа.
На территории Сибирского федерального округа основные запасы древесины сосредоточены в Красноярском крае - 11751 млн м3 (14,2% от общероссийских) и Иркутской области - 9054 млн м3 (10,9%). При этом в Забайкальском крае и Республике Бурятия - регионах, граничащих с Китаем, являющемся основным импортером российской древесины,
1 Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ: № 13-02-00093
«Стимулы и антистимулы для повышения эффективности использования
лесных ресурсов в условиях приграничного региона».
ее запасы составляют 2699 млн м3 (3,3%) и 2230 млн м3 (2,7%), соответственно.
В Дальневосточном федеральном округе наибольшие запасы древесины сосредоточены в Республике Саха (Якутия) -8937 млн м3 (10,8% от общероссийских). В регионах, граничащих с Китаем (Приморский и Хабаровский края, Амурская область), запасы древесины составляют 1925 млн м3 (2,3%), 5124 (6,2%) и 2064 млн м3 (2,5%), соответственно.
После распада Советского Союза объемы заготовки древесины в стране сократились: в 1992 г было вывезено 238 143 тыс. м3, а в 1998 г. - 78 247 тыс. м3. С 1999 г. годовые объемы заготовки древесины в РФ росли, достигнув максимума в 2006 г. (134 166,0 тыс. м3). При этом, по данным Федеральной таможенной службы, отмечался интенсивный рост объемов экспорта необработанной древесины из страны: в 2004 г. - 34,7 млн т; в 2005 г. - 39,9; в 2006 г. - 41,9 и в 2007 г. - 40,6 млн т.
На рисунке 1 приведена динамика относительных объемов экспорта необработанной древесины из восточных федеральных округов.
900
800 ■ _
700 ■ ___
600 ■ 500 ■
400 ■ ---
300 ■
200 ■ _
100 ■
0 -----,-----,-----,-----
2004 2005 2006 2007
□ДВФО пСФО пПрочие ФО
Рис. 1. Динамика относительных объемов экспорта необработанной древесины из восточных федеральных округов России за 2004-2007 гг., т / тыс. м3
Данные рисунка свидетельствуют о том, что практически вся заготовленная в Дальневосточном федеральном округе
древесина поставлялась на экспорт без обработки (удельный вес древесины равен 0,6-0,8 т/м3). В Сибирском федеральном округе этот показатель несколько меньше, однако рассмотренная тенденция была характерна для приграничных лесных регионов Сибири [1]: объем экспорта необработанной древесины из них достиг к середине первого десятилетия XXI века таких значений, что возникла реальная угроза сплошной вырубки лесов на территориях с развитой транспортной инфраструктурой, в том числе имеющих важное экологическое и культурное значение и особо охраняемых.
В то же время Россия импортирует из разных стран изделия из древесины - фанеру, древесные плиты (ДСП и ДВП), а также продукцию высокого передела. При росте экспорта необработанной древесины темпы увеличения импорта составили в 2007 г по сравнению с 2004 г. в Дальневосточном федеральном округе 189,1% (ДСП), 876,0% (ДВП) и 532,0% (фанера); в Сибирском -1926,5% (ДСП), 884,9% (ДВП) и 3888,0% (фанера).
С целью сокращения экспортно-сырьевой направленности лесопромышленного комплекса России и отдельных ее регионов Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер, в частности поэтапное увеличение таможенных пошлин на экспорт необработанной древесины2 [2]. Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе было принято постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 419 «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (далее - постановление № 419).
Механизмы реализации приоритетных инвестпроектов
В соответствии с постановлением № 419 для лесопользователей, осуществляющих включенные в Перечень приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее - Перечень), были установлены следующие преференции:
• понижающий коэффициент (0,5) к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка,
2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 г. № 795, от 05.02.2007 г. № 75, от 23.12.2006 г. № 795.
находящегося в федеральной собственности, который применяется в течение срока окупаемости этого проекта;
• возможность заключения договора аренды лесного участка, включенного в Перечень, без проведения аукциона.
Следует отметить, что после того как постановление № 419 было принято, оно вызвало широкое обсуждение в заинтересованных кругах. Некоторые эксперты горячо поддерживали декларированное в нем партнерство государства и бизнеса, другие же считали сделку невыгодной для компаний, так как сумма вложенных средств оказалась гораздо больше преференций в виде снижения арендной платы и доступа получения к ресурсам без аукционов [3]. В результате обсуждений данное постановление дорабатывалось за 2008-2012 гг. восемь раз. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что половина заявленных проектов не будет реализована, поскольку из-за изменения экономических условий внутри страны и на международном рынке древесины это будет невыгодно. К тому же изначально отсутствовала (несмотря на наличие привлекательных бизнес-планов) заинтересованность инвесторов в завершении заявленных проектов.
Согласно постановлению № 419 в Перечень могут быть внесены инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.). Суммарный объем капитальных вложений в каждый проект должен быть не менее 300 млн руб. (при этом допускается объединение нескольких инвестиционных проектов, осуществляемых одним инвестором на территории федеральных округов или субъектов Российской Федерации).
Решение о включении проекта в Перечень может приниматься органами местного самоуправления (если он реализуется на лесных участках, находящихся в собственности муниципальных образований), но в основном принятие решения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и заявки отбираются в порядке, установленном региональным законодательством.
Контролируют реализацию инвестиционного проекта также преимущественно региональные органы власти. Объектом контроля являются обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренные договором аренды лесного участка. Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. ужесточаются требования к инвесторам, которые нарушили Положение, утвержденное постановлением № 419. Предполагалось, что эти изменения позволят усилить контроль, поскольку федеральные органы исполнительной власти получат возможность исключить инвестиционные проекты из Перечня в случае, если инвестором в установленные сроки не исполнены предписания об устранении нарушений. При невыполнении условий контракта инвестор теряет все преференции и обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования.
Анализ практики в РФ
На начало 2014 г. в Перечень было внесено 148 проектов с общим объемом инвестиций свыше 637 млрд руб.; потребляемого сырья - почти 109 млн м3. Реализация данных проектов позволила создать дополнительные мощности по выпуску 11,5 млн м3 пиломатериалов; 2,5 млн м3 - фанеры и шпона; 1,8 млн м3 - ДСП; почти 1,0 млн м3 - МДФ и 2,5 млн м3 - 08Б; 2,5 млн т - бумаги; 1,7 млн т - картона.
В Северо-Западном федеральном округе находится наибольшее количество вошедших в Перечень проектов: 49 (33% от общего их числа), с объемом инвестиций более 202,5 млрд руб. (32% всех инвестиций) и объемом потребляемого сырья около 31,8 млн м3 (29% от общего). Планировалось увеличение производства целлюлозы почти на 2,5 млн т (более 42% общероссийского прироста), а бумаги - почти на 1,4 млн т (54%).
В Южном федеральном округе нет инвестиционных проектов, внесенных в Перечень, а в Северо-Кавказском - только один («Производство мебели из массива мощностью 200 тыс. штук стульев и 50 тыс. штук столов в год» (инвестор - ЗАО «РОКОС») в Республике Северная Осетия-Алания) (рис. 2).
150 100 50 0
___30
8,9
42,3 48,3
25 .
п
П ,-П^-
7 8 5,3 2,5
с®
с* Ж
/
□ Количество проектов
□ Объем планируемых инвестиций, млрд руб.
■ Планируемый объем потребляемого сырья, млн м3
300
259,5
250
202,5
200
79,2
42.7
49
31,8
20
Источник: Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Рис. 2. Распределение инвестиционных проектов, внесенных в Перечень, по федеральным округам РФ
Как видно из рисунка, Сибирский федеральный округ, уступая Северо-Западному по количеству инвестиционных проектов, внесенных в Перечень (30 проектов; 20% от общего числа), является безоговорочным лидером по общему объему инвестиций - 259,5 млрд руб. (41%), а также по объему предполагаемого в результате освоения этих инвестиций потребления сырья -42,7 млн м3 (39%). Планировалось дополнительно произвести почти 0,96 млн м3 МДФ и 08Б (около 95% общероссийского прироста), целлюлозы - 2,9 млн т (49%) и картона - 0,7 млн т (почти 41%).
Дальневосточный федеральный округ занимает только пятое место (15 проектов; 10%), с объемом инвестиций 42,3 млрд руб. (7%) и 10,3 млн м3 потребляемого сырья (9%) (табл. 1).
В настоящее время в РФ в основном реализуются приоритетные инвестиционные проекты, направленные на создание предприятий по производству продукции «среднего» передела: пиломатериалов и изделий для домостроения. Инвестиционных проектов, нацеленных на создание (модернизацию) производств по глубокой переработке древесины, например, по выпуску целлюлозы,
в Перечне всего девять: по два - в Архангельской области и Республике Коми; по одному - в Республике Карелия, Костромской и Иркутской областях, Забайкальском и Красноярском краях.
Таблица 1. Количество проектов, внесенных в Перечень,
по основным видам продукции, произведенной из древесины, на территориях федеральных округов, на 1 марта 2014 г., ед.
Производство РФ СФО ДФО ЦФО СЗФО СКФО ПФО УФО
Пиломатериалы 88 19 13 11 26 0 14 5
Изделия для домостроения, погонаж 65 7 5 15 23 0 11 4
Фанера, шпон 23 4 4 3 3 0 7 2
ДСП 11 3 1 1 1 0 3 2
OSB, МДФ 12 4 2 1 4 0 1 0
ДВП 2 0 0 1 1 0 0 0
Щепа, пелеты 63 12 6 10 24 0 8 3
Целлюлоза 9 3 0 1 5 0 0 0
Бумага 10 2 1 0 5 0 2 0
Картон 6 3 0 1 2 0 0 0
Источник: Минпромторг России.
При этом из пяти приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа четыре предусматривают модернизацию имеющихся производств по изготовлению целлюлозы и только один - создание нового. В Костромской области (ЦФО) инвестиционный проект, включенный в Перечень, предполагает создание нового производства по изготовлению целлюлозы. В Сибирском федеральном округе планируется создать два таких новых производства в Красноярском и Забайкальском краях. При этом следует учитывать, что во всех регионах, кроме Забайкальского края, в настоящее время уже имеются целлюлозные производства, построенные еще в Советском Союзе.
За время действия постановления № 419 в Российской Федерации из 148 инвестиционных проектов, внесенных в Перечень, было введено в действие 33 объекта (22% от общего числа), с объемом инвестиций 123,4 млрд руб. (19%). В том числе по федеральным округам:
• в Северо-Западном - 11 объектов (22%) на 53 млрд руб. (26%);
• в Сибирском - восемь объектов (27%) на 38 млрд руб. (15%);
• в Дальневосточном - пять объектов (33%) с общим объемом инвестиций 14,4 млрд руб. (34%).
В результате этого объем используемого сырья вырос на 28,9 млн м3.
Реализуемые инвестиционные проекты, по нашему мнению, можно условно разделить на три группы. Наряду с проектами, связанными с модернизацией уже существующих предприятий и с созданием новых, имеются и такие, которые предусматривают строительство новых предприятий; для них имеется соответствующее финансово-экономическое обоснование, но инвесторы на самом деле не заинтересованы в их реализации.
По мнению большинства экспертов, к последней группе относится почти половина проектов. Среди них есть и «условно-реалистичные», для которых могли бы найтись инвесторы при условии бурного экономического роста, и заведомо не имеющие шансов на реализацию в сложившейся экономической, политической и правовой ситуации (несовершенство лесного законодательства, высокий уровень коррупции, истощение лесосырьевой базы и отсутствие достоверной информации о ее состоянии, нехватка специалистов, а также общая рецессия в результате экономического кризиса). Напомним, что в 2009 и 2010 гг. из Перечня было исключено по два проекта, в 2011 г. - семь, в 2012 г. - пять, а в 2013 г. - 13 проектов. Поэтому есть риск, что большая часть таких проектов не осуществится, и возникает вопрос о том, целесообразна ли их реализация.
Отметим, что для исключения проекта из Перечня нужны не только объективные предпосылки, но и политическая воля региональных органов исполнительной власти: ведь это - фактическое признание управленческой ошибки и экономической нецелесообразности инвестиций в конкретное производство. В настоящее время, несмотря на существенное отставание по времени (иногда в несколько лет) от плановых сроков реализации, ряд проектов по-прежнему не исключены из Перечня, поскольку отсутствует заявление региональной исполнительной власти.
Поскольку за Минпромторгом России закреплено право (п. 19 постановления № 419 в редакции от 09.06.2014 г № 537) при обнаружении нарушений, на основании которых возможно исключение из Перечня, направлять инвестору предписание о необходимости их устранения с указанием срока (в случае, если это не сделал
заинтересованный орган субъекта Российской Федерации), возможно повышение доли исключенных из Перечня проектов.
Так, к 1 марта 2014 г. из Перечня было исключено 28 инвестиционных проектов (18,9%) с общим объемом инвестиций 176,6 млрд руб. (27,7%) и объемом предполагаемого использования сырья в 23,0 млн м3 (21,1%). Больше всего исключенных проектов - десять - в Северо-Западном федеральном округе (свыше 20% от числа включенных в Перечень в этом регионе). Общий заявленный объем инвестиций этих проектов - 89,7 млрд руб. (более 44%) с планируемым объемом потребляемого сырья 11,5 млн м3 (36,3%). Основная причина исключения - несоблюдение сроков финансирования и реализации.
В Центральном федеральном округе исключено шесть проектов (20%) с общим заявленным объемом инвестиций 55,7 млрд руб. ( более 70%) и планируемым объемом потребляемого сырья 4,2 млн м3 (47%).
В Северо-Кавказском федеральном округе единственный инвестиционный проект, внесенный в Перечень, в первом квартале 2014 г. продолжал функционировать.
В Уральском федеральном округе не был исключен из Перечня ни один из восьми проектов, а два были введены в эксплуатацию.
В Приволжском федеральном округе из 25 инвестиционных проектов, внесенных в Перечень, три с общим объемом инвестиций 4,4 млрд руб. (9%) введены в эксплуатацию. В то же время три проекта с общим объемом инвестиций 12,6 млрд руб. (26%) исключены из него.
В Сибирском федеральном округе из 30 проектов, внесенных в Перечень, пять (17%) (по два в Иркутской области и Красноярском крае и один - в Республике Бурятия) из него исключены. Общий объем инвестиций этих проектов планировался в размере 12,6 млрд руб. (5%). Таким образом, в Сибирском федеральном округе отказались от наименее крупных проектов.
В Дальневосточном федеральном округе исключено четыре проекта (по одному - в Амурской области и Еврейском АО, два - в Хабаровском крае), что составляет почти 27% от числа внесенных в Перечень. Общий объем инвестиций этих проектов составляет 6,1 млрд руб. (14% общего объема), т. е. это тоже некрупные проекты.
Сибирские и дальневосточные проекты
Хотя Сибирский и Дальневосточный федеральные округа располагают наибольшими запасами древесины, лесопромышленный комплекс в них развит слабее, чем в европейской части России. Исключение составляют Иркутская область и Красноярский край. На 1 марта 2014 г в регионах этих двух округов зарегистрировано 45 проектов, внесенных в Перечень (табл. 2-3).
Таблица 2. Распределение инвестиционных проектов, внесенных в Перечень, по регионам Дальневосточного федерального округа
Проект/основные виды продукции Характеристики Год
инвестиции, млн руб. расчетная лесосека, тыс. м3 число рабочих мест внесения в Перечень исключения из Перечня введения в эксплуатацию
Амурская область 1923,8 226,7 775
Развитие лесопромышленного комплекса ООО «Мостоотряд-Т» / шпон 1225,0 75,7 400 2008 2011
Развитие лесопромышленного комплекса в Амурской области. Строительство деревообрабатывающего завода в г. Зея / пиломатериалы, топливные гранулы, деревянные дома 352,0 34,2 270 2010 2014
Строительство деревообрабатывающего завода «Восточный» / пиломатериалы, клееный брус, погонажные изделия, мебельный щит, комплекты малоэтажного домостроения 346,8 116,8 105 2009
Еврейская АО 655,9 325,0 804
Создание и модернизация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО Компания «ЭКОЛЕС» на 2010-2014 гг. / пиломатериалы, клееный брус, мебельный щит, топливные брикеты 655,9 325,0 804 2009 2013
Приморский край 6736,1 721,0 475
Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры / пиломатериалы, шпон 3979,4 392,5 325 2008 2009
Продолжение табл.2
Проект/основные виды продукции Характеристики Год
инвестиции, млн руб. расчетная лесосека, тыс. м3 число рабочих мест внесения в Перечень исключения из Перечня введения в эксплуатацию
Развитие территории края: строительство лесопильных заводов в п. Светлая Тернейского р-на, в п. Ольга Ольгинского р-на, завода клееного бруса в с. Чугуевка Чугуевского р-на / пиломатериалы, клееный брус 309,7 200,0 2008
Завод по производству трехслойной паркетной доски / паркет 2447,0 128,5 150 2008 2011
Сахалинская область 5008,3 747,0 686
Комплексное деревообрабатывающее производство / пиломатериалы, технологическая щепа 5008,3 747,0 686 2012
Хабаровский край 27928,6 6620,0 3500
Производство 190 тыс. м3 клееной фанеры и 200 тыс. м3 пиломатериалов / пиломатериалы, клееная фанера 3810,0 480,0 278 2008 2012
Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов / пиломатериалы, щепа технологическая 365,0 201,0 100 2012 2013
Лесопильный завод по производству 150 тыс. м3 пиломатериалов / пиломатериалы 856,8 114,0 120 2008 2009
Деревообрабатывающий комплекс по производству древесно-стружечных плит (объем выпуска -140 тыс. м3 в год) и пиломатериалов (350 тыс. м3 в год) / пиломатериалы, ДСП 2375,9 636,0 560 2008 2009
Завод по производству 150 тыс. м3 в год древесноволокнистых плит МДФ/ТХДФ; 2-й этап - создание дополнительных лесоперерабатывающих мощностей/ пиломатериалы, плиты МДФ/ТХДФ 4739,2 2083,0 830 2008 2011
Создание Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске и в пос. Ванино / пиломатериалы, плиты МДФ, технологическая щепа, лущеный шпон 12054,9 2133,0 1000 2009
Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов / пиломатериалы, технологическая щепа 3726,8 973,0 612 2012
Источник: Минпромторг России.
Таблица 3. Распределение инвестиционных проектов, внесенных в Перечень, по регионам Сибирского федерального округа
Характеристики Год
Проект/основные виды продукции инвестиции, млн руб. расчетная лесосека, тыс. м3 число рабочих мест внесения в Перечень исключения из Перечня введения в эксплуатацию
Алтайский край 1233,2 628,0 315
Организация завода по производствудеталей комплектов домов из клееного бруса / детали компонентов домов из клееного бруса 337,0 121,0 134 2009 2010
Создание площадки лесопиления в г. Камень-на-Оби / пиломатериалы, брус 896,2 507,0 181 2011 Ведутся работы
Республика Бурятия 6527,7 1705,0 1327
Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта / пиломатериалы 1500,0 500,0 285 2008 2013
Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском р-не / пиломатериалы, технологическая щепа, профилированный погонаж и клееные изделия, пеллеты 1520,1 513,0 431 2008 2011
Строительство комбината по производству ориентированно-стружечных плит в Заигра-евском р-не / плиты OSB 2766,7 276,7 177 2011 Ведутся работы
Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в СевероБайкальском р-не / пиломатериалы, щепа технологическая, древесно-полимерный композит 404,5 200,3 269 2011 Ведутся работы
Модернизация картоноделательной машины с ростом объемов производства. Увеличение доли собственных заготовок и создание объектов лесной инфраструктуры / тарный картон 336,4 215,0 165 2013 Ведутся работы
Забайкальский край 28010,2 1567,7 3046
Создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК «Полярная» в северо-восточных районах / пиломатериалы, целлюлоза 28010,2 1567,7 3046 2012 Ведутся работы
Иркутская область 16409,6 5328,7 3743
Организация производства клееной боль-шеформатной хвойной фанеры в объеме 100 тыс. м3 в год на базе ООО «Осетровский ЛДК» / фанера 1938,0 787,0 125 2009 2013
Продолжение табл.3
Проект/основные виды продукции Характеристики Год
инвестиции, млн руб. расчетная лесосека, тыс. м3 число рабочих мест внесения в Перечень исключения из Перечня введения в эксплуатацию
Организация производства биотоплива из возобновляемых непищевых источников / топливные пеллеты 1048,0 530,0 700 2009 2013
Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс в п. Новая Игирма Нижнеилимского р-на / пиломатериалы 3000,0 831,5 1000 2008 2010
Инвестиционный проект в области освоения лесов по Иркутской области и Красноярскому краю / целлюлоза, бумага, картон 18700,0 7147,5 250 2008 2013
Создание лесопильно-деревообрабатываю-щего комплекса/пиломатериалы,топливные гранулы 7029,0 1971,0 861 2009 Ведутся работы
Строительство лесоперерабатывающего комбината по производству сухих пиломатериалов / пиломатериалы, щепа технологическая 1344,6 599,7 217 2011 Ведутся работы
Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского р-нов / пиломатериалы, щепа технологическая 2050,0 609,5 840 2013 Ведутся работы
Кемеровская область 6544,3 925,5 1045
Создание предприятия по производству широкоформатной фанеры мощностью 60 тыс. м3 в год в г. Анжеро-Судженске / пиломатериалы, широкоформатная фанера 2405,3 333,7 745 2010 Ведутся работы
Строительство предприятия по производству плит OSB и ДСП в г. Мариинске / пиломатериалы, плиты OSB и ДСП, погонажные изделия, мебельный щит 4139,0 591,8 300 2013 Ведутся работы
Красноярский край 165993,3 15584,6 11906
Организация лесозаготовок, лесопиления, деревообработки и плитного производства в условиях долговременной аренды лесов / плиты OSB и ДСП, строганный погонаж, клееный брус, детали для каркасного домостроения 7452,9 1525,7 1557 2008 2011
КОЛЕСНИКОВА А.В. Продолжение табл. 3
Проект/основные виды продукции Характеристики Год
инвестиции, млн руб. расчетная лесосека, тыс. м3 число рабочих мест внесения в Перечень исключения из Перечня введения в эксплуатацию
Модернизация лесоперерабатывающего производства в Енисейском р-не / пиломатериалы, погонажные изделия, технологическая щепа 693,0 200,5 345 2008 2012
Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство / пиломатериалы, опалубочные конструкции, оконные и дверные блоки, древесно-полимерный композит, пеллеты 27222,3 3219,9 1998 2008 Ведутся работы
Развитие бизнеса в лесопереработке на базе ООО «Енисейский фанерный комбинат» / фанера, шпон 7679,6 1668,3 680 2008 2011
Строительство лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» / пиломатериалы, пеллеты, целлюлоза, мелованный картон, санитарно-гигиеническая бумага и изделия 109673,6 6273,0 4498 2008 Ведутся работы
Развитие деревообрабатывающего комплекса в Красноярске / пиломатериалы, строительный и оконный брус, мебельный щит 953,7 219,4 759 2009 Ведутся работы
Создание деревообрабатывающего производства полного цикла в Красноярске / мебель из массива 5620,6 124,7 867 2010 2013
Расширение лесоперерабатывающего производства на ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» путем выпуска нового вида продукции и создание лесной инфраструктуры с целью освоения новых лесных массивов / пеллеты 351,1 226,0 29 2010 Ведутся работы
Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины / обрезная доска, евровагонка, мебельный щит, клееный оконный брус 1482,4 214,6 207 2010 Ведутся работы
Организация переработки древесины в Ке-жемском р-не проектной мощностью 300 тыс. м3 готовой продукции в год / пиломатериалы, погонажные изделия, топливные брикеты 1569,6 1453,8 480 2012 2012
Окончание табл. 3
Характеристики Год
Проект/основные виды продукции инвестиции, млн руб. расчетная лесосека, тыс. м3 число рабочих мест внесения в Перечень исключения из Перечня введения в эксплуатацию
Создание и модернизация производственных комплексов по глубокой переработке леса в г. Сосновоборске и п. Верхнепашино / пиломатериалы, фанера, шпон, стеновые панели, пеллеты 3294,5 458,7 486 2012 Ведутся работы
Омская область 948,6 277,6 1760
Строительство деревообрабатывающего предприятия в Омске / пиломатериалы, мебельный щит, паркет, погонажные изделия, древесные брикеты, мебель 948,6 277,6 1760 2010 2010
Томская область 6308,9 575,6 700
Организация производства древесноволокнистых плит средней плотности /плиты МДФ 6308,9 575,6 700 2009 2010
Источник: Минпромторг России.
При анализе размещения приоритетных инвестиционных проектов, вошедших в Перечень, обращает на себя внимание тот факт, что во всех граничащих с Китаем регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов такие проекты имеются, независимо от уровня развития лесной отрасли и объемов запасов древесины. В субъектах Российской Федерации, удаленных от границы, основное влияние на включение проектов в Перечень оказывает не величина запасов древесины, а уровень развития лесной отрасли. Это видно при сравнении Кемеровской и Томской областей с Республикой Саха (Якутия), где, несмотря на большие запасы древесины (8937 млн м3, 10,8% общероссийских), лесная отрасль развита очень слабо, что объясняется малой плотностью населения, а также слабо развитой дорожной сетью.
Среди регионов Сибирского федерального округа по всем показателям (количеству инвестиционных проектов, общему объему инвестиций, созданию рабочих мест) лидирует Красно-
ярский край. По числу инвестиционных проектов, включенных в Перечень, за ним следуют Иркутская область и Республика Бурятия.
В лесопромышленном комплексе Забайкальского края из-за низкой инвестиционной и инновационной активности не развиты высокотехнологичные производства, в частности целлюлозное, основная продукция - это необработанная древесина и пиломатериалы (как правило, невысокого качества) [17]. Большая ее часть поставляется в Китай. В 2009 г в лесную отрасль Забайкальского края направлено 3328,0 тыс. долл. иностранных инвестиций (6,85% от общего их объема, поступившего на территорию края); в 2010 г. - 2394,1 тыс. долл. (3,4%); в 2011 г - 2394,1 тыс. долл. (0,27%) [5].
При таком уровне развития лесопромышленного комплекса региона проект создания целлюлозно;;го производства является довольно амбициозным, особенно если учесть, что из четырех вошедших в Перечень инвестиционных проектов по созданию нового целлюлозного производства два из него исключены (Республика Коми и Костромская область). Конечно, такое производство могло бы оказать влияние на развитие всего лесопромышленного комплекса Забайкальского края, однако ряд экспертов подвергают существенной критике весь проект, а особенно - строительство целлюлозного завода.
Экологически опасные проекты с неочевидной
экономической целесообразностью
Реализуемый в настоящее время приоритетный инвестиционный проект «Создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК "Полярная"» в Могочинском районе Забайкальского края предусматривает, в частности, строительство Амазарского целлюлозного завода по производству небеленой сульфатной целлюлозы, который, в соответствии с Перечнем, будет перерабатывать 2486,4 тыс. м3 древесины и выпускать 400 тыс. т небеленой целлюлозы, 25 тыс. м3 сухих строганных пиломатериалов, 176 тыс. м3 сухих пиломатериалов.
Строительство Амазарского целлюлозного завода одобрено 4 августа 2004 г. на седьмом заседании Подкомиссии
по торгово-экономическому российско-китайскому сотрудничеству, основной инвестор - ООО Хэйлунцзянская международная инвестиционная корпорация по освоению ресурсов ООО «Синбан» (КНР). Строительство завода потребует, по данным Минпромторга России, 28 млрд руб. инвестиций (последнее предприятие такого уровня - Усть-Илимский лесопромышленный комплекс - в нашей стране было построено в конце 1980-х годов). В состав главного производственного корпуса должно входить шесть основных цехов с электроснабжением от собственной электростанции. Выход на проектную мощность Амазарского целлюлозного завода предполагается к 2016 г.
При этом в разных источниках информация о его проектной мощности существенно различается: по данным Минпромторга России, она должна составить 400 тыс. т целлюлозы в год; по данным же властей Забайкальского края, - 230 тыс. т [6]. Но почему же информация о приоритетном инвестиционном проекте у двух органов исполнительной власти, ответственных за реализацию проектов, включенных в Перечень, не совпадает? Возможно, региональные власти сочли целесообразным внести изменения в инвестиционный проект, снизив проектную мощность завода? Однако внесение подобных изменений в инвестиционный проект (п. 18 постановления № 419) должно пройти согласование с Минпромторгом России, после чего данные Перечня должны быть скорректированы.
Для снабжения ЛПК «Полярный» сырьем, по информации правительства Забайкальского края, заготовка должна осуществляться в неиспользуемых лесных массивах восточной части края, а валовая прибыль при полном развитии комбината должна составить около 5 млрд руб.; отчисления в бюджеты всех уровней в год - 3 млрд руб. (в том числе в федеральный - 271 млн руб., в краевой - 2,5 млрд руб.; местный - 122 млн руб.). С вводом в эксплуатацию Амазарского целлюлозного комбината должно быть создано более 3000 рабочих мест, при этом 80% из них займут китайские рабочие [7].
Согласно данным, представленным генеральным директором ОАО «Сибгипробум» А. Гончаровым на 18-м Международном форуме Института Адама Смита «Целлюлозно-бумажная промышленность в России и СНГ» (Вена, 3-5 декабря 2013 г.),
4 ЭКО. - 2015. - №8
в настоящее время разрабатывается рабочая документация по целлюлозному заводу и выполняются строительно-монтажные работы на гидротехнических сооружениях (плотина и водохранилище), а также земляные - на промплощадке целлюлозного завода. Кроме того, согласно данным А. Гончарова, получен ряд положительных заключений по реализации проекта, в том числе заключение экспертизы по проектной документации и комплексным инженерным изысканиям, а также экспертное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по проекту обоснования расчетной санитарно-защитной зоны [8].
Основываясь на данных разработчика концепции этого инвестиционного проекта - ОАО «Сибгипробум», можно было бы сделать оптимистичное заключение о запуске уже в 2016 г. завода по производству продукции высокого передела, если бы не настораживающее заключение экспертного сообщества (Международная коалиция «Реки без границ», ИПРЭК СО РАН, Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы -Россия). Рассмотрев тома оценок воздействия проекта на природную среду, доступные на сайте Министерства природных ресурсов Забайкальского края, эксперты нашли в проекте ряд недостатков, которые могут привести не только к значительному экономическому ущербу, но и к серьезным экологическим последствиям:
• проект предполагает использование технологии производства продукта с низкой добавленной стоимостью и не предусматривает создание кластера сопутствующих лесохимических производств, использующих побочные продукты производства целлюлозы;
• объем доступной лесосырьевой базы был значительно завышен, дополнительная аренда сопряжена с большими экологическими рисками, поскольку после исчерпания легкодоступной сырьевой базы арендатор может уйти, оставив лесному хозяйству неликвидный актив, а местным жителям - изуродованную территорию;
• планируемый мостовой переход Покровка - Логухэ и его подъездные пути могут оказать существенное негативное воздействие на водно-болотные угодья и р. Амур, а также места
произрастания редких и охраняемых видов растений в долине Амура;
• строительство плотины способно повлечь существенные негативные последствия как для вышележащего бассейна реки Амазар площадью 8000 км2, так и (в сочетании со сбросами сточных вод) для речных участков ниже по течению;
• существует риск загрязнения окружающей среды при возможных авариях на дамбах золошлаконакопителей (это может спровоцировать интенсивное создание грязных производств вдоль Верхнего и Среднего Амура);
• возможное наличие «скрытых» планов у китайской стороны [9].
Примером такого скрытого плана, например, может быть стремление ежегодно экспортировать (по мосту через реку Амур в районе пункта пропуска Покровка - Логухэ) лесоматериалы, заготовленные с использованием преференций, установленных для инвестиционных проектов, вошедших в Перечень (по нашему мнению, это будут лесоматериалы, прошедшие минимальную обработку), в объеме 590 тыс. т [10].
Основанием для предположения о наличии скрытых планов, по всей видимости, были достаточно низкие темпы строительства в 2013 г. Но в 2014 г. эти темпы значительно выросли, и основным объектом строительства стал гидроузел водоснабжения. За 8 месяцев 2014 г. был выполнен существенный объем земляных и бетонных работ. По словам заместителя генерального директора ООО ЦПК «Полярная» Г. Трифонова, все гидротехнические сооружения строятся в строгом соответствии с экологическими нормами и правилами, принятыми во всем мире, а сооружение водохранилища, кроме производственного назначения, послужит бесперебойному и качественному водоснабжению поселка Амазар3.
Правительство Забайкальского края предпринимает некоторые меры для минимизации возможных негативных последствий. Так, например, с его участием ООО ЦПК «Полярная» была продана государственным структурам провинции Хэйлунцзян. Это, по нашему мнению, должно оказать положительное влия-
3 иЯ1_: Шр://сИка.^п.ги/те\мз.Мт!?1С=8886081 (дата обращения: 15.02.2015) .
4*
ние на ход реализации указанного проекта: его участники будут лучше соблюдать законы Российской Федерации.
Заключение: как повысить эффективность проектов
В настоящее время производство продукции лесоперерабатывающих предприятий на территории большей части регионов Сибири и Дальнего Востока стало нерентабельным, поскольку цены на мировом рынке на пиломатериалы с 2007 г. (момент начала реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов) остаются примерно на одном уровне, а себестоимость их производства на предприятиях Дальнего Востока за это время увеличилась более чем на 60% (тарифы на железнодорожные перевозки на территории Дальневосточного федерального округа выросли в 1,8 раза; цены на электроэнергию - в два раза; на топливо - в 1,8 раза; стоимость трудовых ресурсов увеличилась в 1,7 раза)4.
Ситуация усугубляется тем, что для новых лесоперерабатывающих предприятий необходимы инфраструктурные объекты, которые в настоящее время, как правило, создаются за счет частных инвестиций. При этом, согласно российскому законодательству, некоторые из них (например, энергетические) после завершения строительства переходят в государственную собственность, что снижает эффективность инвестиций и мотивацию инвесторов вкладывать в развитие инфраструктуры [12].
Поэтому на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов необходимы дополнительные механизмы поддержки (из федерального и регионального бюджетов), направленные на повышение рентабельности производства продукции лесоперерабатывающих предприятий (в том числе в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов). К таким механизмам можно отнести:
• субсидирование железнодорожных перевозок, затрат на топливо и электроэнергию и т. п. [13], при условии возврата в бюджет всех средств, направленных в виде субсидий, и выплаты штрафных санкций, если проект не будет завершен в срок;
4 Экспертная оценка.
• субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление субвенций при создании объектов лесной инфраструктуры
[11, 14].
Следует также поощрять инвесторов, осуществляющих технологическую модернизацию предприятий лесопромышленного комплекса, без которой невозможно улучшение экологической ситуации [15-16].
Целесообразно в состав документов, подаваемых при оформлении заявки на включение проекта в Перечень, ввести заключение независимой экологической экспертизы по специально разработанному формату. При поступлении информации о существенных экологических рисках, выявленных в ходе реализации уже включенных в Перечень проектов, необходимо дополнительное их рассмотрение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Минприроды России.
Кроме того, важно ввести ответственность региональных органов исполнительной власти, если проекты не будут реализованы в установленный срок или не будут приняты решения об их остановке и появятся существенные доказательства того, что реализация нецелесообразна с экономической, стратегической, социальной или экологической точек зрения.
Литература
1. Колесникова А. В. Анализ некоторых проблем, препятствующих развитию ЛПК в приграничных регионах (на примере Забайкальского края) // В мире научных открытий. - 2013. - № 8 (44). - С. 87-99.
2. Колесникова А. В. Анализ эффективности экспортно-тарифной политики в лесном секторе России в среднесрочном периоде // Экономика природопользования. - 2013. - Вып. № 5. - С. 106-118.
3. Призраки приоритета // ЛесПромИнформ. - 2010. - № 4 (70). -С. 18-21.
4. Лапо В. Ф. Развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации: исследование эффективности методов государственной поддержки инвестиций / - Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2014. - 175 с.
5. Брезгин В.С, Колесникова А. В. Лесопользование в России и Китае: сравнительный анализ // ЭКО. - 2012. - № 11. - С. 105-121.
6. Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края // Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. - Чита: «Поиск», 2013.
7. Китайское лесопиление в Забайкалье // ЛесПромИнформ. -2012. - № 8 (90) . - С. 108.
8. Доклад А.И Гончарова об основных технических решениях, принятых при разработке проектной документации нового Амазарского целлюлозного завода ООО ЦПК «Полярная», строительство которого начато в 2013 г. в Могочинском районе Забайкальского края России. URL: www.sgb.irk.ru/dokl.pdf (дата обращения: 25.06.2014).
9. Сводное заключение по проекту Амазарского целлюлозного завода (АЦЗ) URL: wwf.ru/data/zaklychenie-po-proektu-amazarskogo-tsz_fin.doc (дата обращения: 01.07.2014).
10. Агенты на Амазаре. URL: http://maxpark.com/community/3877/ content/1970132 (дата обращения: 01.07.2014).
11. Колесникова А. В. Основные проблемы и вызовы в развитии отечественного лесного комплекса // ЭКО. - 2013. - № 11. - С. 5-25.
12. Антонова Н. Е., Юн С. Е. Эффекты от реализации инвестиционных проектов: региональные и корпоративные ожидания (на примере ЛПК Хабаровского края) // Вестник ТОГУ. - 2012. -№ 3 (26). -С. 173-182.
13. Назарова В. В. Оценка рисков реализации инвестиционных проектов в лесном секторе России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4 (44) . - С. 431-435.
14. Зоркальцев В.И, Ващук Л. Н., Губий Е. В. Как живут леса в России: от Павла I до наших дней // ЭКО. - 2013. - № 5. - С. 81-94.
15. Blueprints for an integration of science, technology and environmental policy (BLUEPRINT) - Mannheim, ZEW, 2004. - 64 р.
16. Глазырина И. П. Экологические инновации и государственное регулирование: обзор зарубежных подходов и некоторые выводы для России // Экономика природопользования. - 2008. - № 1. -С. 52-64.
17. Антонова Н.Е. Лесной комплексДальнего Востока: реалии и возможности российско-китайского взаимодействия // ЭКО. -2014. - № 6. - С. 40-55.