Научная статья на тему 'Стимулирование развития ИКТ-услуг в рамках инновационного развития отдельных отраслей экономики'

Стимулирование развития ИКТ-услуг в рамках инновационного развития отдельных отраслей экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ / ТЕЛЕМЕТРИЯ / УСЛУГИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ-УСЛУГИ) / BIM-ТЕХНОЛОГИИ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / DIGITAL INNOVATION / REMOTE DISPATCHING / TELEMETRY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY SERVICES (ICT-SERVICES) / BIM-TECHNOLOGY / BIG DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурафа Анна Александровна

С началом XXI века информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в мощный рычаг ускорения технического прогресса, а следовательно, и экономического роста. ИКТ оказывают сегодня все большее влияние на макроэкономические процессы. Согласно динамике структуры ВВП, развитие отраслей, активно использующих ИКТ, идет опережающими темпами. Особенно быстро растет объем услуг, предоставляемых посредством цифровых решений Индустрии 4.0, доступных сегодня на рынке. Целью данной статьи является выявление причин, препятствующих распространению ИКТ-услуг в сфере обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры и разработке предложений по стимулированию развития рынка данного сегмента. На основании предложенного решения, помимо прямого положительного макроэкономического эффекта, анализируется влияние развития ИКТ-услуг и на микроэкономическом уровне на примере преимуществ для субъектов отрасли ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulating the development of ICT services in the framework of innovative development of individual sectors of the economy

Since the beginning of the XXI century, information and communication technologies (ICT) have become a powerful lever for accelerating technological progress, and, consequently, economic growth. ICTs are now increasingly influencing macroeconomic processes. According to the dynamics of the structure of GDP, the development of industries actively using ICT is advancing. The volume of services provided through Digital Solutions Industry 4.0, available on the market today, is growing particularly fast. The purpose of this article is to identify the reasons that hinder the spread of ICT services in the field of maintenance and operation of infrastructure facilities and the development of proposals to stimulate the development of the market in this segment. On the basis of the proposed solution, in addition to the direct positive macroeconomic effect, the impact of the development of ICT services at the microeconomic level is analyzed by the example of advantages for the subjects of the housing and utilities sector.

Текст научной работы на тему «Стимулирование развития ИКТ-услуг в рамках инновационного развития отдельных отраслей экономики»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

> Первое

экономическое издательство

стимулирование развития икт-услуг в рамках инновационного развития отдельных отраслей экономики

Мурафа А.А.1

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

С началом XXI века информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в мощный рычаг ускорения технического прогресса, а следовательно, и экономического роста. ИКТ оказывают сегодня все большее влияние на макроэкономические процессы. Согласно динамике структуры ВВП, развитие отраслей, активно использующих ИКТ, идет опережающими темпами. Особенно быстро растет объем услуг, предоставляемых посредством цифровых решений Индустрии 4.0, доступных сегодня на рынке. Целью данной статьи является выявление причин, препятствующих распространению ИКТ-услуг в сфере обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры и разработке предложений по стимулированию развития рынка данного сегмента. На основании предложенного решения, помимо прямого положительного макроэкономического эффекта, анализируется влияние развития ИКТ-услуг и на микроэкономическом уровне на примере преимуществ для субъектов отрасли ЖКХ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровые инновации, дистанционная диспетчеризация, телеметрия, услуги на основе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-услуги), BIM-технологии, Большие Данные.

stimulating the development of Id services in the framework of innovative development of individual sectors of the economy

Murafa A.A.1

1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia

введение

Несмотря на стремительное развитие информационных и цифровых технологий в нашей стране, беспилотных транспортных систем, голосовых бизнес-ассистентов, робототехники и искусственного интеллекта, большая часть населения страны сегодня все еще самостоятельно предоставляет в обслуживающую организацию показания приборов учета на бумажных носителях, что не только сопровождается рядом неудобств (так как зачастую приборы учета находятся в труднодоступных местах, ввиду чего ежемесячно приходится буквально «добывать» показания), но, что более важно, применяемый сегодня «ручной» способ не позволяет системно накапливать эти данные, а сле-

довательно, нет возможности для их анализа и обработки с целью дальнейшего применения, что в век информации является критичным.

В результате отсутствия повсеместно внедренной до сих пор дистанционной диспетчеризации и систем на основе информационно-коммуникативных технологий ежемесячно огромное количество информации выходит из «цифрового оборота», что ведет к потере данных, которые могли бы использоваться не только в автоматизации процессов обслуживания и эксплуатации объектов в сфере ЖКХ, но и в исследованиях различного уровня, принятии широкого спектра решений, развитии В1М-технологий и во многих других сферах, например, аналитике потребления ресурсов. Так как расходы на энергоресурсы являются одной из важнейших статей бюджетов различных уровней, грамотное планирование их потребления, учет и распределение является весомым фактором стабильности экономики, ввиду чего, в современном мире большинство стран ведет строгий учет потребления воды, тепла, электроэнергии, газа. В отличие от США и западных стран, в России задумываться об энергосбережении и энергоэффективности и, соответственно, об учете потребления (так как именно цифровой учет данных потребления лежит в основе реализации целевых программ) стали буквально недавно - лишь в конце 2009 года был принят федеральный закон Российской Федерации № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергети-

ABSTRACT:

Since the beginning of the XXI century, information and communication technologies (ICT) have become a powerful lever for accelerating technological progress, and, consequently, economic growth. ICTs are now increasingly influencing macroeconomic processes. According to the dynamics of the structure of GDP, the development of industries actively using ICT is advancing. The volume of services provided through Digital Solutions Industry 4.0, available on the market today, is growing particularly fast. The purpose of this article is to identify the reasons that hinder the spread of ICT services in the field of maintenance and operation of infrastructure facilities and the development of proposals to stimulate the development of the market in this segment. On the basis of the proposed solution, in addition to the direct positive macroeconomic effect, the impact of the development of ICT services at the microeconomic level is analyzed by the example of advantages for the subjects of the housing and utilities sector KEYWORDS: digital innovation, remote dispatching, telemetry, information and communication technology services (ICT-services), BIM-technology, Big Data.

JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 26.04.2019 / Published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Murafa A.A. (Anna.murafa@a-development.company)

CITATION:

Murafa A.A. (2019) Stimulirovanie razvitiya IKT-uslug v ramkakh innovatsionnogo razvitiya otdelnyh otrasley ekonomiki [Stimulating the development of ICT services in the framework of innovative development of individual sectors of the economy]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 921-930. doi: 10.18334/vinec.9.3.40914

ческой эффективности», который положил начало внедрению индивидуальных приборов учета на каждом объекте [14]. Однако этот, казалось бы, верный шаг значительно усугубил положение управляющих компаний и обслуживающих организаций не только ввиду резкого увеличения объема данных, которые необходимо оперативно обрабатывать, но и ввиду возникновения регулярных проблем, связанных с получением этой информации, что оказалось непростой задачей, решать которую начали законодательно, ужесточив сначала санкции за несвоевременное предоставление показаний собственником, затем были внедрены и другие административные меры. Следующим шагом было появление ГИС ЖКЖ (Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства), однако, ни технически, ни технологически глобально подойти к этому вопросу в России попыток не предпринималось, и, к сожалению, не предпринимается до сих пор - использование технологии дистанционной диспетчеризации, доступной сегодня на рынке, не является обязательным, и используется управляющими и эксплуатирующими организациями «по желанию» [5]. Причины, по которым управляющие организации не стремятся внедрять инновации и перспективные технологические решения, сводятся к сложившимся в данной отрасли экономических отношениям, характерным для рынка совершенной конкуренции, что не способствует развитию научно-технического прогресса в отрасли и как следствие развитию рынка ИКТ-услуг. Ввиду чего в целях стимулирования развития ИКТ-услуг в сфере обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры автором предлагается рассмотреть переход на цифровой формат диспетчеризации, который должен быть урегулирован на законодательном уровне (наподобие реализации целевой программы перехода на цифровое телевидение), что обеспечит повсеместное внедрение телеметрии для ведения цифрового учета ресурсов в целях исполнения закона об энергосбережении и в рамках реализации национальной программы «Цифровая Экономика Российской Федерации». Для этого предлагается проанализировать степень распространения информационно-коммуникативных технологий и выявить причины, сдерживающие развитие рынка ИКТ-услуг в сфере обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости.

Согласно проведенному опросу управляющих организаций в сфере управления МКД (многоквартирными домами), в части внедрения инноваций в деятельности по обслуживанию и эксплуатации объектов ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства)

ОБ АВТОРЕ:_

Мурафа Анна Александровна, аспирантка кафедры муниципального менеджмента (Anna.murafaßa-development.company)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мурафа А.А. Стимулирование развития ИКТ-услуг в рамках инновационного развития отдельных отраслей экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 921-930. doi: 10.18334/vinec.9.3.40914

в городе Казань [2] (Gareev, 2017) в большинстве случаев сами управляющие организации не являются инициаторами внедрения информационно-коммуникативных технологий на обслуживаемых ими объектах, несмотря на то, что именно управляющим организациям приходится ежедневно работать с большими массивами данных, в том числе собирать показания приборов учета, обрабатывать эти данные, выставлять по ним начисления, дублировать весь объем переработанной информации в ГИС ЖКХ, нести ответственность за качество, достоверность и своевременность выставляемых в счетах-фактурах начислений и т. д.) [10] (Romanova, 2018). Инициаторами установки «умных счетчиков» выступают две категории потенциальных пользователей:

1. Непосредственно сами собственники (уже построенных и эксплуатируемых объектов), которые хотят не только упростить себе решение вопроса со сбором и подачей показаний (или же вовсе забыть об этой обязанности, так как данная технология, разумеется, позволяет настроить регулярный повтор операций), но и контролировать потребление и учет в приложении или личном кабинете [17].

2. Застройщики (в основном жилых или многофункциональных комплексов), которые имеют структурные подразделения или дочерние компании, эксплуатирующие в дальнейшем проектируемые объекты, ввиду чего они задумываются об автоматизации процессов обслуживания и эксплуатации еще на этапе проектирования. Либо другая категория застройщиков, которые в рамках разработки маркетинговой кампании проектируют системы дистанционной диспетчеризации, понимая, что для конечного потребителя наличие умных счетчиков, «которые все сделают за тебя», является неоспоримым преимуществом в вопросе выбора в пользу именно данного объекта, а также применение информационно-коммуникативных технологий в новом строительстве и в дальнейшей эксплуатации объектов значительно повышает и репутацион-ную составляющую, позволяя проектируемому объекту попасть в ряды «смарт»-ком-плексов, а застройщику и управляющим организациям, оказывающим ИКТ-услуги, - в ряды передовых, так как в большинстве регионов нашей страны использование информационно-коммуникативных технологий в обслуживании и эксплуатации МКД пока что остается «космической» инновацией, что беспроигрышно влияет на потребителя [6] (Murafa, 2018).

Итак, можно выделить три основные причины, сдерживающие распространение ИКТ-услуг в России:

1. Первое - это законодательно разрешенное использование моделей приборов учета (прошедших поверку или устанавливаемых впервые), на которых доступен лишь «визуальный» сбор показаний. До тех пор, пока законодательно будет разрешено использование данных моделей, переход к «цифровому будущему» в сфере ЖКХ, дистанционной диспетчеризации и автоматизированному управлению будет отсрочен [8] (Murafa, 2019).

2. Вторая причина - это сложившийся за много лет порядок и укоренившаяся на ментальном уровне значительного большинства граждан нашей страны понятная

для них последовательность снятия показаний, передачи этих показаний в ЕРЦ (единый расчетный центр) или бухгалтеру (зачастую на бумажном носителе в специальный ящик) для выставления начислений. Данный ментальный фактор, несмотря на его банальность, а также общий уровень грамотности населения в этих вопросах, также не ускоряет распространение телеметрии и, соответственно, развития рынка ИКТ-услуг [13].

3. Третий фактор - человеческий. Пока система позволяет обрабатывать процессы вручную, будут оставаться рабочие места, закрывающие эту потребность, и это весомо для значительной доли населения страны. Разумеется, с внедрением дистанционной диспетчеризации отпадет, например, необходимость в периодических обходах для контроля и сверки показаний приборов учета, сохранности пломб и т. д., следовательно, уже не будет необходимости в этих специалистах [10]. В качестве еще одного примера можно привести занятость бухгалтеров. Так как используемые сегодня программные средства для начислений не поддерживают синхронизацию данных с централизованной системой ГИС ЖКХ, бухгалтеру приходится вручную дублировать все показания по каждому прибору учета за каждый период в эту систему, что удваивает объем работ, а, следовательно, требуется больше человеческого ресурса [9]. Телеметрия, которая поддерживает синхронизацию умных счетчиков с ГИС ЖКХ, сократит эту необходимость, что негативно скажется на специалистах, занятых в данной области (однако для конечного пользователя это будет означать экономию на фонде оплаты труда).

заключение

В результате выявленных причин, обозначенных выше, складывается понимание острой необходимости в повышении цифровой грамотности населения одновременно с разработкой нормативно-правовой базы в части регулирования вопросов по оказанию коммунальных услуг и использованию индивидуальных приборов учета.

Что касается третьей причины (человеческого фактора), следует отметить неизбежность процессов роботизации и распространения искусственного интеллекта и их влияние на рынок труда, прежде всего, ввиду финансовой целесообразности применения информационно-коммуникативных технологий и оказания на их основе управляющими организациями ИКТ-услуг [7] (Murafa, 2019). Помимо финансовой целесообразности стимулирование развития данного сегмента рынка обладает целым рядом преимуществ, как для собственников и управляющих организаций, так и для развития экономики в целом. Выделим основные из них:

1) для собственников:

• ввиду того, что считывание происходит дистанционно, больше не требуется доступ на объект, где установлены ИПУ (индивидуальные приборы учета) [12] (Romanova, 2018);

• сбор показаний происходит автоматически, поэтому собственники смогут попросту забыть об обязанности по сбору и передаче показаний в расчетный центр;

• в удобный для себя момент собственник сможет просматривать статистку потребления ресурсов в личном кабинете;

• появится возможность отслеживать показания в динамике, контролировать оплаты, использовать фильтры для отображения данных за определенный период и т. д. [1] (Gadasina, Piven, 2018).

2) для управляющих компаний, эксплуатирующих и ресурсоснабжающих организаций:

• автоматизированный съем показаний исключает возможность появления ошибок, связанных с человеческим фактором;

• синхронизация с ГИС ЖКХ позволяет незамедлительно получать полную консолидированную достоверную информацию в любой момент, выгружать данные для платежных систем, электронного документооборота и пр.;

• получение сводных данных позволит контролировать потребление, планировать нагрузку на сети, выявлять несанкционированные врезки и утечки энергоресурсов, а также сигнализировать об аварийных ситуациях [11];

• так как показания со всех ИПУ поступают единовременно, это позволяет контролировать разницу показаний потребления по ОДН (общедомовым нуждам), обязанность оплаты которых с 1. 01. 2017 лежит на управляющих компаниях;

• значительное снижение расходов на содержание службы контроля и техническое обслуживание приборов учета;

• существенное снижение трудоемкости и стоимости сбора и обработки данных;

• системное накопление цифровой базы данных - Big Data, что представляет собой ценный информационный ресурс, используемый для анализа и обработки с целью дальнейшего применения в исследованиях различного уровня, принятии широкого спектра решений, построения BIM-моделей, использования в предиктивной аналитики и т.д. [4].

Что касается влияния на экономическое развитие страны в целом, необходимо отметить, что внедрение инноваций и информационно-коммуникативных технологий в различных отраслях, в том числе развитие ИКТ-услуг в сфере ЖКХ, закладывает основы для перехода на цифровой уровень взаимодействия субъектов экономических систем [3] (Dudin, Tolmachev, 2017), что сегодня особенно актуально ввиду внесения изменений в ЖК РФ (Жилищный кодекс Российской Федерации) в связи с принятием ФЗ № 59 о прямых договорах [15], а также, учитывая многолетний опыт применения информационно-коммуникативных технологий в управлении и эксплуатации МКД в США и странах Азии, можно судить о надежности и целесообразности внедрения данной инновации и на российский рынок, что также сможет являться основой реализации требований ФЗ № 261 в части сбережения энергоресурсов страны и обозначенной президентом России стратегии инновационного развития и перехода на цифровую экономику шестого технологического уклада.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гадасина Л.В., Пивень Г.И. Цифровизация - угроза или возможность развития для

менеджмента? // Вопросы инновационной экономики, 2018. - № 4. - doi: 10.18334/ vinec.8.4.39491.

2. Гареев И.Ф. Долевое строительство в Казани: оценка деятельности застройщи-

ков и риски для дольщиков // Жилищные стратегии, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/ zhs.4.4.38696.

3. Дудин М.Н., Толмачев О.М. Практика внедрения инновационных технологий в

строительной отрасли // Вопросы инновационной экономики, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/vinec.7.4.38626.

4. Материалы сессии «Трансформируйся или умри. Новая жизнь старых отраслей»

форума «Открытые инновации 2017», Технопарк «Сколково» 16-18 октября 2017 г

5. Москвичи смогут передавать показания счетчиков через Wi-Fi. M24.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.m24.ru/articles/voda/06022015/65977?utm_ source=CopyBuf ( дата обращения: 25. 08. 2018).

6. Мурафа А.А. Проблемы цифровизации рынка консалтинговых услуг в инвестицион-

но-строительной сфере // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал, 2018. - № 12(118). - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36999917.

7. Мурафа А.А. Применение информационно-коммуникативных технологий в отра-

слях сферы услуг // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2019.

8. Мурафа А.А. Исследование направлений и средств развития нового технологиче-

ского уклада экономических систем // Инновации в науке и практике: Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2019.

9. Новости ЖКХ на портале riamo.ru «Передачу показаний счетчиков ЖКХ в России

планируют сделать автоматической». Riamo. [Электронный ресурс]. URL: https:// riamo.ru/article/191356/peredachu-pokazanij-schetchikov-zhkh-v-rossii-planiruyut-sdelat avtomaticheskoj.xl?mTitle=&mDesc=&mImg= (дата обращения: 25. 12. 2018).

10. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35568 (дата обращения: 25. 04. 2019).

11. Рассчитать количество потребленной электроэнергии теперь будет легче - видеорепортаж телеканала «Россия 24». Energomera. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.energomera.ru/ru/press-centre/20180426_rasscitat_kolicestvo_potreblennoj_ elektroenergii_teper_budet_legce (дата обращения: 20. 12. 2018).

12. Романова А.И. Создание качественной жилищно-коммунальной среды в городском хозяйстве смарт-города // Интеллектуальный город: устойчивость, управле-

ние, архитектура, реновация, технологии: Сборник трудов международной научно-практической конференции. - Казань, 2018.

13. Системы телеметрии на базе модемов AnCom. Compel. [Электронный ресурс]. URL: https://www.compel.ru/lib/guides/end_projects/sw/ants (дата обращения: 22. 10. 2018).

14. Услуги телеметрии компании АМТ. Ametel. [Электронный ресурс]. URL: http:// ametel.ru/category/telemetriya (дата обращения: 22. 10. 2018).

15. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23. 11. 2009 № 261-ФЗ (последняя редакция).

16. Федеральный закон от 03. 04. 2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

17. A complete utility metering platform for integration. Qmeters. [Электронный ресурс]. URL: http://qmeters.com/wp-content/uploads/2017/10/Integrated-Metering-Platform-_2pg_102017.pdf (дата обращения: 22. 01. 2019).

18. Murafa A.A., Karimova M. Services Automatization through the Use of Smart-metering Technology // S.M.A.R.T. Polis: Sustainability, Management, Architecture, Renovation, Technologies: International Scientific Conference. Kazan, 2018.

REFERENCES:

A complete utility metering platform for integrationQmeters. Retrieved January 22, 2019, from http://qmeters.com/wp-content/uploads/2017/10/Integrated-Metering-Platform-_2pg_102017.pdf Dudin M.N., Tolmachev O.M. (2017). Praktika vnedreniya innovatsionnyh tekhnologiy v stroitelnoy otrasli [Introduction of innovative technologies in the construction industry]. Russian Journal of Innovation Economics. 7 (4). (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.7.4.38626.

Gadasina L.V., Piven G.I. (2018). Tsifrovizatsiya - ugroza ili vozmozhnost razvitiya dlya menedzhmenta? [Is digitalization a threat or an opportunity for management development?]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.8.4.39491.

Gareev I.F. (2017). Dolevoe stroitelstvo v Kazani: otsenka deyatelnosti zastroyschikov i riski dlya dolschikov[Share construction in Kazan: the evaluation of the risks for developers and investors]. Russian Journal of Housing Research. (4). (in Russian). doi: 10.18334/ zhs.4.4.38696. Murafa A.A. (2018). Problemy tsifrovizatsii rynka konsaltingovyh uslug v investitsionno-stroitelnoy sfere[Problems of digitalization of the market of consulting services in investment and construction sphere]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (12(118)). 91. (in Russian).

Murafa A.A. (2019). Issledovanie napravleniy i sredstv razvitiya novogo tekhnologichesk-ogo uklada ekonomicheskikh sistem [Research directions and tools for the development of a new technological structure of economic systems] Innovations in science and practice. (in Russian).

Murafa A.A. (2019). Primenenie informatsionno-kommunikativnyh tekhnologiy v otraslyakh sfery uslug [The use of information and communication technologies in the service industries] Innovation and investment as drivers of social and economic development. (in Russian).

Murafa, A.A., Karimova M. (2018). Services Automatization through the Use of Smart-metering TechnologyS.M.A.R.T. Polis: Sustainability, Management, Architecture, Renovation, Technologies.

Romanova A.I. (2018). Sozdanie kachestvennoy zhilischno-kommunalnoy sredy vgorod-skom khozyaystve smart-goroda [Creating a quality housing and utility environment in urban smart city] Smart cities: sustainability, management, architecture, renovation, technology. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.