Научная статья на тему 'Совершенствование жилищно-коммунальной сферы за счет цифровизации услуг электроснабжения'

Совершенствование жилищно-коммунальной сферы за счет цифровизации услуг электроснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / УСЛУГИ / НЕПЛАТЕЖИ / ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПОСТАВЩИКИ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / SERVICES / DEFAULTS / GUARANTEED SUPPLIERS / ENERGY RESOURCES / INTELLIGENT ACCOUNTING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Ольга Константиновна, Мищенко Валерия Яковлевич, Мещерякова Мария Александровна

Сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства наиболее реально связана с различными проблемами энергосбережения, в том числе, возникающими за счет ресурсообеспечения, оказывающими влияние на цены услуг, оплачиваемыми конечными потребителями. В статье прослеживаются взаимосвязи особенностей отрасли жилищно-коммунальных услуг, влияющих на формирование существующих проблем, для решения которых необходимы инновационные действия, связанные с цифровизацией процессов обеспечения энергоресурсами. На уровне управления жилищным комплексом вопросом изыскания путей удешевления платежей за услуги, погашения задолженностей и повышения контроля количества и качества потребляемых услуг в области энергообеспечения рассматривается внедряемая интеллектуальная система учета электроэнергии, утвержденная поправками Федерального закона № 522 2018 года. Данный документ урегулировал вопрос переноса обязанностей установки, оплаты, контроля за процессом внедрения «умных» счетчиков в многоквартирных домах с потребителей на поставщиков энергоресурсов. В статье проведен анализ преимуществ интеллектуальной системы учета электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SPHERE DUE TO DIGITALIZATION OF POWER SUPPLY SERVICES

The sphere of housing and communal services is most realistically connected with various problems of energy saving, including those arising due to the supply of resources that influence the prices of services paid by end users. The article traces the interrelation of the characteristics of the housing and communal services industry, influencing the formation of existing problems, for the solution of which, innovative actions are needed related to the digitization of energy supply processes. At the level of the housing complex management, the question of finding ways to reduce the cost ofpayments for services, pay off debts and increase control over the quantity and quality of consumed services in the field of energy supply is considered to be implemented an intelligent electricity metering system, approved by the Federal Law Amendment No. 522 of 2018. This document resolved the issue of the transfer of duties of installation, payment, control over the implementation of smart meters in apartment buildings from consumers to energy suppliers. The article analyzes the advantages of an intelligent electricity metering system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование жилищно-коммунальной сферы за счет цифровизации услуг электроснабжения»

Мещерякова О.К., Мищенко В.Я., Мещерякова М.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЗА СЧЕТ ЦИФРОВИЗАЦИИ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Аннотация. Сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства наиболее реально связана с различными проблемами энергосбережения, в том числе, возникающими за счет ресурсообеспечения, оказывающими влияние на цены услуг, оплачиваемыми конечными потребителями. В статье прослеживаются взаимосвязи особенностей отрасли жилищно-коммунальных услуг, влияющих на формирование существующих проблем, для решения которых необходимы инновационные действия, связанные с цифровизацией процессов обеспечения энергоресурсами. На уровне управления жилищным комплексом вопросом изыскания путей удешевления платежей за услуги, погашения задолженностей и повышения контроля количества и качества потребляемых услуг в области энергообеспечения рассматривается внедряемая интеллектуальная система учета электроэнергии, утвержденная поправками Федерального закона № 522 2018 года. Данный документ урегулировал вопрос переноса обязанностей установки, оплаты, контроля за процессом внедрения «умных» счетчиков в многоквартирных домах с потребителей на поставщиков энергоресурсов. В статье проведен анализ преимуществ интеллектуальной системы учета электроэнергии.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальная сфера, услуги, неплатежи, гарантирующие поставщики, энергоресурсы, интеллектуальные системы учета.

Meshcheryakova O.К., Mishchenko V.Ya., Meshcheryakova М.А.

IMPROVEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SPHERE DUE TO DIGITALIZATION OF POWER SUPPLY SERVICES

Abstract. The sphere of housing and communal services is most realistically connected with various problems of energy saving, including those arising due to the supply of resources that influence the prices of services paid by end users. The article traces the interrelation of the characteristics of the housing and communal services industry, influencing the formation of existing problems, for the solution of which, innovative actions are needed related to the digitization of energy supply processes. At the level of the housing complex management, the question of finding ways to reduce the cost ofpayments for services, pay off debts and increase control over the quantity and quality of consumed services in the field of energy supply is considered

ГРНТИ 06.71.51

© Мещерякова О.К., Мищенко В.Я., Мещерякова М.А., 2019

Ольга Константиновна Мещерякова - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью Воронежского государственного технического университета.

Валерия Яковлевич Мищенко - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью Воронежского государственного технического университета.

Мария Александровна Мещерякова - кандидат экономических наук, доцент кафедры технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью Воронежского государственного технического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Мещерякова О.К.): 394000, Воронеж, 20-летия Октября ул., д. 84 (Russia, Voronezh, 20-letya Oktabrya str., 84). Тел.: +7 910 732 16-87. Е-mail: onora@list.ru. Статья поступила в редакцию 18.02.2019.

to be implemented an intelligent electricity metering system, approved by the Federal Law Amendment No. 522 of 2018. This document resolved the issue of the transfer of duties of installation, payment, control over the implementation of smart meters in apartment buildings from consumers to energy suppliers. The article analyzes the advantages of an intelligent electricity metering system.

Keywords. Housing and communal services, services, defaults, guaranteed suppliers, energy resources, intelligent accounting systems.

В России многоотраслевым комплексом, обеспечивающим работу инженерной инфраструктуры различного назначения зданий, является сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Ею этом создаются удобства и комфортность проживания или нахождения в помещениях граждан, благодаря предоставлению им обширного спектра жилищно-коммунальных услуг. Практически невозможна жизнедеятельность человека и города в целом без данной сферы деятельности, а качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг напрямую определяет качество их жизни.

Рассматривая сферу ЖКХ, хотелось бы обратить внимание на особенности создаваемых ею благ, определяющих место отрасли в рыночном хозяйстве и влияющих на управление инвестиционной и инновационной деятельностью (рис. 1). Так, услуги в ЖКХ представляют собой смешанное коммунальное благо, с тремя основными свойствами: индивидуальной полезности, коммунальности в потреблении и социальной полезности. Неконкурентность совместного потребления мешает использованию рыночного механизма для инвестирования блага. Распределение этого блага становится практически невозможным посредством обычного конкурентного рынка. Неисключаемость, общедоступность, неконтролируемость потребления этого блага создает дополнительную проблему услуги в оплате (неплатеже), а также в финансировании, эксплуатации, развитии систем сферы услуг ЖКХ.

Высокая социальная, экономическая, экологическая и стратегическая значимость Однородность пролукшю, невозможность отсрочить ее производство, трудности образования запасов, отсутствие незавершенной продукшш Тесная взаимосвязь н взаимозависимость веек отраслей жилкщно-коымунальнон сферы

Индивиду ать нал полетность услуги; Коммуналь ноегъ б потреблении; Социальная полезность Особенности сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства Шнрошй спектр потребителей

И сключнтелъвдо доступность: возможность налитая экономических потерь выше издержек производства (эффект «безбилетника») Слабая зависимость от пен

Неэластичность блага Предприятия -производители -естественные локальные монополисты Механизм кедкл'решпш имеет ограниченные рамки

Рис. 1. Особенности функционирования сферы услуг ЖКХ, влияющие на эффективность управления

Данные особенности определяют возникающие проблемы, оказывающие большей частью негативное влияние на развитие отрасли [3]. Несмотря на то, что за прошедшие годы были достигнуты определенные результаты, вместе с тем остается ряд проблем, препятствующих дальнейшему повышению уровня жизни населения и, в частности, мешающие эффективному реформированию сферы услуг ЖКХ. Это - высокая стоимость строительства и капитального ремонта жилого фонда, напряженность тарифной политики, отсутствие связи между ценообразованием и качеством предоставляемых услуг и др. [5]

Также следует указать на недостаточно эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, слабую восприимчивость предприятий сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства к

требованиям инновационного развития, незаинтересованность в обеспечении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ, отсутствие адекватных экономических и управленческих решений для реакции на требования потребителей - вот неполный перечень последствий чаще всего монопольного положения предприятий сферы услуг ЖКХ [4]. Во многих случаях в сфере услуг ЖКХ преобладает отраслевой подход к решению проблем, что приводит к несовпадению интересов.

Это проявляется, прежде всего, в ценовой и тарифной политике, приводящей к постоянному росту платы за предоставляемые коммунальные услуги, качество которых не соответствует цене. Содержать отрасль в теперешнем ее виде тяжело как потребителям жилищно-коммунальных услуг, так и бюджетной сфере. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в сфере услуг ЖКХ (рис. 2).

О 100 200 300 400 500 600

Рис. 2. Динамика задолженности за коммунальные услуги в России [8]

В современных условиях развитие сферы услуг ЖКХ и ее дальнейшее совершенствование невозможно без внедрения инновационных технологий и серьезных инвестиционных вливаний. В решении проблем привлекательности сферы услуг ЖКХ важное место отводится огромным возможностям повышения ее эффективности, в первую очередь, за счет ресурсообеспечения и сбережения ресурсов [2].

Вследствие того, что сфера жилищно-коммунального хозяйства является социально значимой, многократное увеличение тарифов с целью возврата инвестиционных ресурсов и повышения инвестиционной привлекательности за счет улучшения финансового состояния и повышения ликвидности недопустимо. В таких условиях, единственным выходом из сложившейся ситуации является внедрение инновационных технологий, которые позволяли бы получать эффект от их применения, многократно превышающий связанные с ними затраты [6]. Подобные инновации необходимо внедрять не только в технологические процессы, которые позволяли бы повысить энергоэффективность производственных процессов и серьезно снизить потери основных тепло-газо-водо-энерго ресурсов, но и в управленческие технологии.

Наиболее эффективная форма управления жилым комплексом, прописанная на сегодняшний день в законодательстве страны, - это управляющая компания (УК), которая охватывает весь комплекс услуг и, по сути, способна регулировать и управлять межотраслевыми барьерами, при этом она наделена полномочиями от жильцов в выборе оптимальных вариантов заключения договоров с организациями различных сфер деятельности [1]. Основными задачами УК являются оказание услуг потребителям, приобретение основных средств и прочих материальных ресурсов, а также приобретение ресурсов, необходимых для оказания услуг ЖКХ. Для достижения этих целей и решения задач УК должна осуществлять централизацию наиболее значимых управленческих функций: создание «прозрачной» системы управления финансами, управление сбытом, внедрение новых технологий, удобных потребителям, повышающих собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги и эффективность контроля за ними, на что обратим внимание далее.

Так, анализ статистики в разрезе долей расчетов за коммунальные платежи показывает, что значительную часть составляют затраты населения за электричество, что подтверждает необходимость работы по поиску эффективных вариантов их оптимизации, с целью снижения выплат задолженностей за оказанные услуги [8]. Именно УК, заключая контракты с поставщиками ресурсов, должны, используя факторы рыночного механизма, такие как конкуренция, подбирать компании, использующие современные подходы контроля расхода продаваемой и потребляемой электроэнергии и удешевления ее стоимости за счет эффективных технологических и экономических вариантов продажи (на 23%).

Продажу электроэнергии на сегодняшний день в России населению осуществляют гарантирующие поставщики. Как субъект розничного рынка электроэнергии, гарантирующий поставщик для ТСЖ и УК продает электричество по договорам купли-продажи, в соответствии с Правилами розничных рынков энергоснабжения. Измеряется покупка по прибору учета, расположенному на границе сетей дома с сетями сетевой организации. Учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и потребление электроэнергии владельцами нежилых помещений должны обеспечиваться отдельно. Населением осуществляется оплата объема потребления по тарифу для населения - в объеме его потребления, по тарифам же для соответствующих категорий в виде юридических лиц оплачиваются прочие объемы услуг.

Как было отмечено ранее, отрасль жилищно-коммунальных услуг нуждается в инновационных технологиях для оптимизации потребления энергоресурсов, с целью положительного влияния на эффективность их потребления, повышения платёжной дисциплины и снижения затрат. В конце 2018 года Госдума приняла в третьем чтении инициированный правительством закон, направленный на развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии (ИСУЭ) в России [7]. Интеллектуальные системы учета электроэнергии или «умные» счетчики имеют уже практику применения в Москве, Санкт-Петербурге, в основном они установлены в новых многоквартирных домах или домах после капитального ремонта [9].

Основное требования установки ИСУЭ - обязательное подключение к системе всех квартир дома, только тогда ее эффективность является гарантом заявленных преимуществ, а именно позволит снизить потери электроэнергии, обеспечит адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию и повысит «видимость» электросетевого комплекса [7]. Эти преимущества становятся возможными в данных устройствах, в отличие от обычных счетчиков, из-за отсутствия у интеллектуальных приборов учета дисплея, и за счет этого возможности вмешиваться в работу счетчика.

Основная проблема практического продвижения данной системы учета заключается в назначении лиц, ответственных за установку и в первую очередь - за финансирование понесенных расходов. Именно по этому вопросу были приняты поправки ко второму чтению принятого закона. В соответствии с законом на гарантирующих поставщиков и сетевые компании возлагается обязанность осуществлять контроль соблюдения требований, а также приобретать, устанавливать, заменять и допускать к эксплуатации приборы учета электроэнергии и иное оборудование [7]. Данную позицию поддержало Минэнерго, в связи с чем с 1 июля 2020 года потребитель освобождается от обязанности эксплуатировать прибор учета, информировать кого-либо о выходе прибора учета из строя, устанавливать новый прибор учета. За потребителем сохраняется единственная обязанность - обеспечивать целостность прибора учета, причем только в случае, если прибор учета находится в границах земельного участка или внутри помещения потребителя.

Минстрой РФ предложил обязать застройщиков оснащать новые дома «умными» счётчиками с удалённой передачей показаний, а в старых домах при наличии технической возможности - устанавливать их после капитального ремонта. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2021 года после осуществления строительства, должны быть оснащены интеллектуальными приборами учета, до ввода в эксплуатацию их необходимо передать на обслуживание гарантирующему поставщику.

Отметим, нормы, устанавливаемые законом, позволят для злостных неплательщиков за свет организовать систему удалённого ограничения электричества. Также «умные» счётчики могут автоматически передавать показания, сокращают объём работы для управляющих организаций, тем самым, положительно влияя на занятость персонала. Возможно, установка данной системы учета электроэнергии не выгодна части населения, нечестно пользующейся данным ресурсом, а также некоторым поставщикам, имеющим возможность из-за «непрозрачности» услуги повысить свою доходность биз-

неса. Но, несомненно, данный вид цифровизации поставки и потребления энергоресурсов - это необходимый путь повышения качества и снижения ценовой нагрузки на потребителей в процессе оказания услуг ЖКХ.

Как отмечают специалисты, работающие с ИПУЭ, помимо доступности и точности информации по потреблению ресурса, можно отметить возможность управления не только его количеством, но и стоимостью, что важно для населения, также как повышение качества обслуживания. В целом для энергетической отрасли также появляются перспективные технологические и экономические возможности оптимизации схем и режимов работ за счет сокращения времени и частоты технологических нарушений, повышения производительности труда, развития сервиса клиентских услуг.

Исходя из проведенного исследования, учитывая особенности отрасли ЖКХ, ее социальную значимость, можно заключить, что возможны положительные, перспективные изменения в ней, как технологического, так и управленческого характера. Для этого необходимы совместные действия государственного правового, антимонопольного, финансового регулирования; частного бизнеса, обслуживающего данную отрасль, заинтересованного в капитализации доходов; гражданского общества и населения - основного потребителя рассматриваемых услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманенко С.А., Горобец С.Л. Управляющая организация в сфере ЖКХ. М.: Феникс, 2012. 272 с.

2. Максимчук О.В. Проблемы теории и практики государственного менеджмента в организации среды жизнедеятельности с позиций энергосбережения в ЖКХ российских городов (ч. 2) // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 48-57.

3. Мещерякова О.К. Основные направления формирования инновационно-инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы. Монография. Воронеж: Научная книга, 2012. 274 с.

4. Мещерякова О.К. Управление инвестиционными ресурсами при инновационном развитии жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). С. 81-84.

5. Мышовская Л.П., Степанцова С.А., Мещерякова М.А. Внедрение системы оценки качества и комфорта проживания в новостройках как инструмент сбалансированного развития жилищного строительства в регионах // ФЭС: Финансы. Экономика. 2017. № 2. С. 33-37.

6. Мещерякова О.К., Мищенко В.Я., Мещерякова М.А. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством России // ФЭС: Финансы. Экономика. 2017. № 2. С. 43-48.

7. Федеральный закон № 522-ФЗ от 27 декабря 2018 года «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

8. Динамика задолженности за коммунальные услуги в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://life.ru/ /rosstat_podschital_obshchiie_dolghi_rossiian_po_zhkkh (дата обращения 12.02.2019).

9. Харламова Т.Л., Осипова К.В. Анализ системы тепло- и электроснабжения Санкт-Петербурга: исходные условия для внедрения электротеплоснабжения // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 137-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.