© М.В. Маслов, М.Е. Трубецкая, 2008
М.В. Маслов, М.Е. Трубецкая
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УТИЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
~П современном мире переработка строительного мусора
-Я-М становится перспективной отраслью, что особенно актуально для России с ее быстрорастущим строительным рынком. Объемы строительного мусора постоянно увеличиваются. По данным комиссии по экологической политике Московской городской думы в Москве ежедневно образуется более 19 млн т отходов - это коммунальные отходы, строительный мусор и отходы очистных сооружений.
Из 19 млн т отходов около 3 млн т - это так называемые твердые бытовые отходы (ТБО) и 1,5 млн т - это строительные отходы. Данные по структуре образования отходов в крупнейших городах России, в том числе в г. Москве представлены в таблице.
В мировой практике реально используются только три способа утилизации мусора. Это переработка на основе селективного (раздельного) сбора мусора, сжигание и захоронение на полигонах. В развитых европейских странах доли мусора, утилизируемые этими способами примерно равны (по трети общего объема). В Москве в настоящее время селективный сбор составляет 5-6 %, промышленная переработка (сжигание) - 17 %, захоронение на полигонах - более 70 %. В целом по России перерабатывается всего 2-3 % ТБО.
Московское правительство считает целесообразным развитие промышленной переработки ТБО и строительных отходов. Переработка ведется в двух направлениях: сырьевом (когда некоторые компоненты отходов используются вторично) и энергетическом (имеется в виду сжигание отходов с целью производства энергии) и в настоящее время в Москве работает три мусоросжигательных завода.
151
Отходы в крупнейших городах России
Промышленные отходы
Строительные отходы
Радиоактивные отходы
Отходы от зеленого хозяйства города
Осадки ливневых очистных сооружений
ТБО (твердые бытовые отходы)
Отходы очистных сооружений водоснабжения
40 % 13 % 0,03 % 1,17 % 4,8 % 16 % 25 %
В течение многих лет основным способом решения проблемы размещения отходов было их захоронение на полигонах Московской области. В нормативных актах федерального законодательства, регулирующих правовые отношения в этой области, основной акцент был сделан на охрану окружающей среды, а не на переработку отходов. Но, по мнению специалистов именно переработка является наиболее современным способом обращения с отходами. В 2005 году Московской городской Думой был принят закон «Об отходах производства и потребления», в котором впервые вводится понятие «вторичное сырье». В нем устанавливаются нормы его рационального использования - это делается во всем цивилизованном мире, где производители специально изготавливают тару и упаковку из материалов, легко поддающихся переработке. Программа реконструкции жилфонда Москвы предусматривает интенсивный снос 5-ти этажных зданий, что повлечет образование около 15 млн. тонн строительных отходов в которых имеется значительная доля разнородного строительного лома с преобладанием металлической арматуры, а также искусственных тепло и гидроизоляционных материалов.
Для более полного использования отходов в Москве городские власти внедряют единую систему сбора, переработки и захоронения строительных отходов. Порядок обращения со строительными отходами был введен с 1 августа 2002 года. Отходы, переработка которых невозможна из-за отсутст-вия в Москве необходимых промпредприятий, должны использоватся для засыпки карьеров.
Реальной переработкой строительных отходов в г. Москве занимается около десятка предприятий и обьемы переработки строительного мусора и отходов составляют 15-20 %, основная часть от-
152
ходов (более 1 млн т ежегодно) традиционно размещается на свалках и полигонах.
Специфика организации производства на территории мегаполиса и выполнение городом столичных функций, требует наличия большого числа ремонтно-строительных предприятий и организаций строительного комплекса города.
Нынешние темпы строительства и реконструкции зданий и сооружений; производство строительных материалов, деталей и конструкций; ремонт жилья, инженерных сетей и сооружений; снос панельных домов первого периода индустриального домостроения; создание третьего транспортного кольца вокруг Москвы и вывод промышленных предприятий за черту города еще больше усугубляет нагрузку на территорию Подмосковья. Вокруг Москвы сегодня 167 мест захоронений ТБО и строительных отходов. Из них только 58 санкционированных полигонов, а 109 - стихийные свалки, 27 полигонов исчерпали свою емкость, а 19 заполнены на 90 процентов. Дальнейшие возможности расширения полигонов практически исчерпаны. То есть уже в ближайшей перспективе Москва начнет испытывать дефицит как полигонов для захоронения отходов, так и мусороперерабатывающих предприятий. Что касается технологии размещения отходов на полигонах, то она достаточно консервативна и не решает проблемы восстановления эколо-гического равновесия в местах захоронения отходов. По нашим оценкам в среднем для размещения например 100000 тонн строительных отходов в обустроенном полигоне требуется задействовать 2-3 га земли. При нынешней рыночной стоимости земли в московском регионе размещение 15 млн. тонн строительных отходов становится серьезной проблемой не только в экологическом но и в экономическом плане. Даже при грамотном проведении всех мероприятий по техническому и биологическому этапам рекультивации, восстановление с последующим использованием земель под свалками и полигонами может занять несколько десятков лет.
Наиболее негативно свалки воздействуют на подземные и поверхностные воды. В местах складирования отходов формируются антропогенные водоносные горизонты, по уровню загрязнения, превышающие все существующие техногенные образования в подземной гидросфере.
153
Большая часть (60 %) московских строительных организаций образует отходы
всех четырех классов опасности. В соответствии с классификатором Минздрава 1989 года при сносе, реконструкции и новом строительстве зданий и сооружений образуется около 20-ти видов отходов. Образующиеся строительные отходы состоят из тяжелого и легкого железобетона, кирпича, каменных материалов, утеплителей, гипсолита, древесины, картона, бумаги, полимерных материалов, раствора, битума, асфальта, замусоренного грунта и т.д. Ежегодные отходы только от разборки разрушающихся фасадов, балконов, карнизов, рулонной кровли, размороженного бетона, мостов и т.д. достигает 10 % объема всех бытовых отходов, являясь строительным мусором. В Москве только отдельные виды отходов строительного производства представляют собой вторичное сырье. Так тяжелый и легкий железобетон (примерно в соотношении 4:1) , после специальной переработки используется в дорожном строительстве, монолитном домостроении и при изготовлении неответственных железобетонных конструкций. Использование преобразованных из части отходов вторичного сырья и песчано-щебеночной смеси позволяют снизить затраты на новое строительство объектов города, с одновременным уменьшением нагрузки на городские полигоны и сокращением образования несанкционированных свалок.
Рынок услуг по сносу и переработке вторсырья сформировался в 1995-1998 годах. Тогда в Москве появились фирмы, имеющие лицензию на осуществление этих работ: «Сатори», «Рецикл материалов», «Экотехнос» и др.
Технология при сносе, сортировке и погрузке строительных конструкций была достаточно примитивная - экскаваторы, оборудованные т.н. «бабой» или «ножницами». При переработке строительных отходов, как правило, применяется технологическая схема с использованием секции предварительного дробления, которая включает приемный бункер, колосниковый вибропитатель, обеспечивающий попутный отсев мелкой фрак-ции и грунта, щековую дробилку и отгрузочные конвейры. Магнитный сепаратор, установленный над отгрузочным конвейром, отделяет арматуру и другой металлолом от раздробленного материала. Отходы, не поддающиеся переработке (так называемый «хвост»), отвозился на полигон для захоронения (например полигон в Саларьеве на расстоянии 5 км от МКАД, принадлежащий ГП «Промотходы»).
154
В настоящее время размещение отходов производится на территориях организаций, имеющих лицензии и лимиты на размещение строительных отходов. Лицензия выдается Ростехнадзором при наличии проекта и заключения экологической экспертизы. Все полигоны, на которых сейчас производится размещение строительных отходов, находятся на территории Московской области. Утверждение лимитов на размещение строительных отходов осуществляет Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако в связи с тем, что строительные отходы относятся к разделу коммерческих, утвержденных тарифов на вывоз и размещение таких отходов нет. Поэтому оплата за вывоз и утилизацию строительного мусора производится на основании протокола договорной цены. В Москве с 1995 года утилизация строительных отходов осуществляется специализированными организациями, которые оказывают услуги строительным организациям комплексно: вывоз, хранение, размещение и утилизация строительных отходов путем их переработки во вторичный щебень. Но эти фирмы занимаются лишь только частью мусора, располагают достаточно примитивными технологиями, но тем не менее зарабатывают деньги и приносят пользу. Хотя после переработки вторично можно использовать в среднем 60% полученного сырья (щебень, металл). Остальные 40 % составляют дерево, бумага, тряпье. Их также необходимо перерабатывать (естественно с меньшей доходностью), но в России этим никто не занимается.
Крупные частные компании, профессионально занимающиеся этим бизнесом, стремятся одновременно развивать и деятельность по переработке строительных отходов. Но сегодня они сталкиваются с проблемами несовершенства законодательства, отсутствием разумных и прозрачных правил игры на формирующемся рынке, имеющем, несомненно, значительный потенциал.
Среди проблем, препятствующих развитию легального бизнеса по переработке строительных отходов, участники рынка в первую очередь отмечают несовершенство законодательной базы и чрезмерный бюрократизм при получении необходимых согласований.
Например, компания, осуществляющая проекты строительства, реконструкции и сноса зданий, должна разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Однако взаимодействие с Комитетом по природо-
155
пользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации, а также с Роспотребнадзором (бывшим СЭС) может занять несколько месяцев и потребовать целый том различных документов. Предполагается, что только при наличии этого комплекта документов компания, являющаяся производителем строительных отходов, может заключать официальные договоры по размещению отходов на полигоне или их переработке. Но на практике строители зачастую обходятся без лишних формальностей. Однако если заказ по демонтажу здания выполняет солидная компания, заинтересованная в дальнейшем легальном использовании отходов для переработки и продажи, то ей приходится всерьез подходить к оформлению лимитов. При получении лимитов проводятся экспертизы, определяющие класс опасности отходов и, соответственно, способ дальнейшей работы с ними (переработка, складирование, захоронение и т.д.). И на этом этапе постоянно возникает проблема отнесения отходов к тому или иному классу опасности (причем санитарно-эпидемиологические и природоохранные нормы и не согласуются друг с другом). Даже при демонтаже жилых зданий (а не производственных или лабораторных корпусов) приходится доказывать, что отходы пригодны для использования в качестве вторичных материалов. Но и в последующем, уже после получения вторичного щебня, могут возникать сложности с признанием его соответствия ГОСТам и техническим условиям (они разработаны в Москве специально для использования вторичных материалов).
Методика расчета и признания материалов чистыми или грязными настолько сложная и многоступенчатая, что в принципе в каких-то ситуациях приходится обращаться в суд, доказывая возможность применения полученного вторичного щебня, хотя заранее известно с какого объекта берутся используемые отходы, тем более что здание не сносится без санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора по химической и радиоактивной опасности, а также проверки на бактериологическую опасность.
Нормальным взаимоотношениям участников рынка препятствует и ряд норм налогового и природоохранного законодательства, из которых следует, что строительные отходы (собственником которых считается владелец демонтируемого здания) не имеют цены (это не более чем «мусор»), а значит, не могут легально продаваться для переработки. Наконец, как отмечают эксперты, в насто-
156
ящее время практически невозможно получить лицензию на переработку строительных отходов (ее выдают федеральные органы). В то же время лицензии на право демонтажа выдаются сотнями.
Что бы стимулировать строительство мусороперерабатываю-щих предприятий необходимо пересмотреть и налоговое законодательство. Как установлено в статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Виды негативного воздействия перечислены в той же статье. Однако нельзя сравнивать ущерб, наносимый окружающей среде свалкой, занимающей несколько гектаров земли и мусороперерабатывающим заводом. А налоговая ставка для них остается одинаковой, никаких льгот предприятия, занимающиеся переработкой отходов, не имеют. А ведь отказ от полигонов и переход на переработку мусора будет иметь для нашего города целый ряд преимуществ: повышение экологической безопасности, снижение роста количества несанкционированных свалок, а соответственно, в выигрыше останется проживающее на загрязняемой территории население, снятие с государства головной боли строительного мусора и экологических проблем, появление дополнительного источника бюджетных поступлений от коммерческой деятельности завода, использование вторичного сырья как один из факторов развитого города, повышение имиджа города Москвы как самого экологически чистого в России, вгсга
— Коротко об авторах -
Маслов М.В. - доцент, кандидат технических наук, Трубецкая М.Е. - инженер,
Московский государственный горный университет.
157