© М.В. Маслов, 2008
М.В. Маслов
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УТИЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
^а последнее десятилетие Москва стала одним из крупнейших мегаполисов мира не только по темпам строительства но и образования и размещения отходов. Количество отходов начиная с 1997 года выросло вдвое.
По данным комиссии по экологической политике Московской городской думы в Москве ежегодно образуется более 19 млн. тонн отходов - это коммунальные отходы, строительный мусор и отходы очистных сооружений.
Из 19 млн т отходов около 3 млн т - это так называемые твердые бытовые отходы (ТБО) и 1,5 млн т - это строительные отходы. Данные по структуре образования отходов в крупнейших городах России, в том числе в г. Москве представлены в таблице.
Московское правительство считает целесообразным развитие промышленной переработки ТБО. Так например 27-28 % твердых бытовых отходов в Москве перерабатывается, остальная часть - захоранивается ( в целом по России перерабатывается всего 2-3 % ТБО). Переработка ведется в двух направлениях: сырьевом (когда некоторые компоненты отходов используются вторично) и энергетическом (имеется в виду сжигание отходов с целью производства энергии). В настоящее время в Москве работает три мусоросжигательных завода, но уже в ближайшей перспективе Москва будет испытывать дефицит как полигонов для захоронения отходов, так и мусороперерабатывающих предприятий.
В течение многих лет основным способом решения проблемы размещения отходов было захоронение отходов на полигонах Московской области. В нормативных актах федерального законодательства, регулирующих правовые отношения в этой области, основной акцент был сделан на охрану окружающей среды, а не на переработку отходов.
272
Отходы в крупнейших городах России
Промышленные отходы
Строительные отходы
Радиоактивные отходы
Отходы от зеленого хозяйства города
Осадки ливневых очистных сооружений
ТБО (твердые бытовые отходы)
Отходы очистных сооружений водоснабжения
40 % 13 % 0,03 % 1,17 % 4,8 % 16 % 25 %
Но, по мнению специалистов именно переработка является наиболее современным способом обращения с отходами. В 2005 году Московской городской Думой был принят закон «Об отходах производства и потребления», в котором впервые вводится понятие «вторичное сырье». В нем устанавливаются нормы его рационального использования - это делается во всем цивилизованном мире, где производители специально изготавливают тару и упаковку из материалов, легко поддающихся переработке.
Программа реконструкции жилфонда Москвы предусматривает интенсивный снос 5-ти этажных зданий, что повлечет образование около 15 млн т строительных отходов в которых имеется значительная доля разнородного строительного лома с преобладанием металлической арматуры, а также искусственных тепло и гидроизоляционных материалов.
Для более полного использования и вовлечения в хозоборот в Москве городские власти внедряют единую систему сбора, переработки и захоронения строительных отходов. Порядок обращения со строительными отходами был введен с 1 августа 2002 года. Отходы, переработка которых невозможна из-за отсутствия в Москве необходимых промпредприятий, должны использоватся для засыпки карьеров.
Реальной переработкой строительных отходов в г. Москве около десятка предприятий и объемы переработки строительного мусора и отходов составляют 15-20 %, основная часть отходов (более 1 млн т ежегодно) традиционно размещается на свалках и полигонах.
Для сравнения, например в Берлине в настоящее время действует 100 перерабатывающих центров.
Специфика организации производства на территории мегаполиса и выполнение городом столичных функций, требует наличия
273
большого числа ремонтно-строительных и связанных с ними предприятий и организаций строительного комплекса города.
Большая часть (60 %) московских строительных организаций образует отходы всех четырех классов опасности. Нынешние темпы строительства и реконструкции зданий и сооружений, реализация программ: производства строительных материалов, деталей и конструкций; ремонта жилья, инженерных сетей и сооружений; сноса панельных домов первого периода индустриального домостроения; создание третьего транспортного кольца вокруг Москвы, вывод промышленных предприятий за черту города, еще больше усугубляет нагрузку на территорию Подмосковья.
Если добавить к этому около 80 га несанкционированных свалок строительного мусора в самом городе, то можно утверждать, что воздействие строительной индустрии отрицательно сказывается на экологической ситуации Московского региона.
В соответствии с классификатором Минздрава 1989 года при сносе, реконструкции и новом строительстве зданий и сооружений образуется около 20-ти видов отходов. Образующиеся строительные отходы состоят из тяжелого и легкого железобетона, кирпича, каменных материалов, утеплителей, гипсолита, древесины, картона, бумаги, полимерных материалов, раствора, битума, асфальта, замусоренного грунта и т.д.
Ежегодные отходы только от разборки разрушающихся фасадов, балконов, карнизов, рулонной кровли, размороженного бетона, мостов и т.д. достигает 10 % объема всех бытовых отходов, являясь строительным мусором.
В Москве только отдельные виды отходов строительного производства представляют собой вторичное сырье. Так тяжелый и легкий железобетон (примерно в соотношении 4:1) , после специальной переработки используется в дорожном строительстве, монолитном домостроении и при изготовлении неответственных железобетонных конструкций. Использование преобразованных из части отходов вторичного сырья и песчано-щебеночной смеси позволяют снизить затраты на новое строительство объектов города, с одновременным уменьшением нагрузки на городские полигоны и сокращением образования несанкционированных свалок. Что касается технологии размещения отходов на полигонах, то она достаточно консервативна и не решает проблемы восстановления экологического равновесия в местах захоронения отходов. По нашим
274
оценкам в среднем для размещения например 100000 т строительных отходов в обустроенном полигоне требуется задействовать 2-3 га земли. При нынешней рыночной стоимости земли в московском регионе размещение 15 млн т строительных отходов становится серьезной проблемой не только в экологическом но и в экономическом плане. Даже при грамотном проведении всех мероприятий по техническому и биологическому этапам рекультивации, восстановление с последующим использованием земель под свалками и полигонами может занять несколько десятков лет.
Наиболее негативно свалки воздействуют на подземные и поверхностные воды. В местах складирования отходов формируются антропогенные водоносные горизонты, по уровню загрязнения, превышающие все существующие техногенные образования в подземной гидросфере. Основной источник поступления загрязнителей в подземные горизонты грунтовых вод - уникальный по своей токсичности фильтрат (биогаз), формирующийся в анаэробных условиях в толще свалки в результате процессов деполимеризации, сбраживания, гумификации органического вещества и др. процессов. В результате минерализации фильтрат достигает нескольких грамм на 1 литр. В фильтрате присутствуют ионы аммония и хлора, в высокой концентрации макрокомпоненты, содержание которых составляет несколько грамм на 1 л, тяжелых металлов (цинк, свинец, никель, хром, и др.)
Рынок услуг по сносу и переработке вторсырья начал формироваться в 1998-1999 гг. Тогда в Москве появились фирмы, имеющие лицензию на осуществление этих работ, например, «Сатори», «Рецикл материалов», «Экотехнос». Определились и расценки: цена на снос одной секции стандартной пятиэтажки типа К-7 (блочной) колебалась в пределах от 160 до 170 тыс. руб. [1].
Технология при сносе, сортировке и погрузке строительных конструкций была достаточно примитивная - экскаваторы, оборудованные т.н. «бабой» или «ножницами». При переработке строительных отходов, как правило, применяется технологическая схема с использованием секции предварительного дробления, которая включает приемный бункер, колосниковый вибропитатель, обеспечивающий попутный отсев мелкой фракции и грунта, щековую дробилку и отгрузочные конвейеры. Магнитный сепаратор, установленный над отгрузочным конвейером, отделяет арматуру и другой металлолом от раздробленного материала. Отходы, не подда-
275
ющиеся переработке (так называемый «хвост»), отвозился на полигон для захоронения (например на полигон в Саларьеве на расстоянии 5 км от МКАД по Киевскому направлению, принадлежащий ГП «Промотходы»).
В настоящее время в Москве действует около десятка комплексов по утилизации железобетонных отходов. Однако на практике, существующая система переработки отходов далека от совершенства, имеющиеся установки по своей производительности и составу технологического оборудования не в состоянии обеспечить переработку всех строительных отходов. Отставание от зарубежных технологий переработки отходов ощущается уже на этапе методов и способов классификации отходов. Появление строительных отходов с переменными прочностными характеристиками, разнородного строительного лома с преобладанием металлической арматуры, а также искусственных тепло- и гидроизоляционных материалов затрудняет использование традиционной дробильной техники. При переработке строительного лома поведение в камере дробления разновеликих бетонных кусков, хаотично скрученных прутьев арматуры, тепло- и гидроизоляционных материалов не может быть описано известными теориями дробления. На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению относительно выбора типа дробилки для строительных отходов. Здесь очевидно будет полезен опыт зарубежных стран использующих дробильную технику в районах землетрясений или при сломе крупных объектов, например дробилка немецкой фирмы Westfalia $ Braun, использовавшаяся при дроблении Берлинской стены и ломаного бетона после землетрясения в городе Кобэ (Япония).
Ясно, что в ближайшей перспективе Москва будет испытывать огромный дефицит как полигонов для захороне-ния отходов, так и мусороперерабатывающих предприятий. В связи с этим столичные власти разработали долгосрочную программу строительства и реконструкции объектов по переработке и утилизации отходов. До 2015 года на реализацию этой программы планируется привлечь инвестиции на сумму до 2 млрд руб.
На данном этапе, прежде всего, важно внимание московских властей к этой проблеме, а также и правильный выбор путей реализации программы по переработке и утилизации строительных отходов в Москве.
276
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Мальцева Н. Что нам стоит дом снести, «Московская перспектива», № 12, 23 марта 1999 года.
2. Санько О.Л, Балагула В.Я. «Современное оборудование переработки строительных отходов» (источник: www.solidwaste.ru Электронный журнал «ТБО») ЕЕН
— Коротко об авторе -
Маслов М.В. - кандидат технических наук, доцент, Московский государственный горный университет.
277