Научная статья на тему 'Перспективные направления утилизации строительных отходов в Московском регионе'

Перспективные направления утилизации строительных отходов в Московском регионе Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
262
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления утилизации строительных отходов в Московском регионе»

путевых затрат и гедонического ценообразования. Метод транс-портно-путевых затрат основывается на предположении о том, что затраты на посещение определенного места (затрат денег и времени на поездку) и составляют его рекреационную ценность. Стоимость существования является одним из наиболее труднооцени-ваемых элементов значимости природы, так как ни один из применяемых метод не дать объективную оценку существования природы.

Таким образом, для оценка реальной значимости природной экосистемы будет состоять из следующих составляющих:

ТЕУ = (иУ + IV + НУ + ЕУ )Кн .

Итак, в связи с деградацией экосистем на сегодняшний день необходимо определять реальную значимость природных экосистем для принятия правильных управленческих решений. В данной работе выделяются следующие показатели значимости экосистем -показатель нарушенности и устойчивости экосистем, показатель возможности использования элементов экосистем, показатель экологической ценности природы, включающий основные регулирующие и защитные функции природы, показатель биологического разнообразия, как основы существования самой экосистемы и показатель социальной значимости. Реальная значимость экосистемы будет складываться путем учета каждого из этих показателей, ггш

— Коротко об авторе -

Лукьянова Н.В. - аспирантка кафедры ЭП, Московский государственный горный университет.

--^^ ---© М.В. Маслов, 2008

М.В. Маслов

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УТИЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ

271

В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ

^а последнее десятилетие Москва стала одним из крупнейших мегаполисов мира не только по темпам строительства но и образования и размещения отходов. Количество отходов начиная с 1997 года выросло вдвое.

По данным комиссии по экологической политике Московской городской думы в Москве ежегодно образуется более 19 млн. тонн отходов - это коммунальные отходы, строительный мусор и отходы очистных сооружений.

Из 19 млн т отходов около 3 млн т - это так называемые твердые бытовые отходы (ТБО) и 1,5 млн т - это строительные отходы. Данные по структуре образования отходов в крупнейших городах России, в том числе в г. Москве представлены в таблице.

Московское правительство считает целесообразным развитие промышленной переработки ТБО. Так например 27-28 % твердых бытовых отходов в Москве перерабатывается, остальная часть - захоранивается ( в целом по России перерабатывается всего 2-3 % ТБО). Переработка ведется в двух направлениях: сырьевом (когда некоторые компоненты отходов используются вторично) и энергетическом (имеется в виду сжигание отходов с целью производства энергии). В настоящее время в Москве работает три мусоросжигательных завода, но уже в ближайшей перспективе Москва будет испытывать дефицит как полигонов для захоронения отходов, так и мусороперерабатывающих предприятий.

В течение многих лет основным способом решения проблемы размещения отходов было захоронение отходов на полигонах Московской области. В нормативных актах федерального законодательства, регулирующих правовые отношения в этой области, основной акцент был сделан на охрану окружающей среды, а не на переработку отходов. Отходы в крупнейших городах России

Промышленные отходы 40 %

Строительные отходы 13 %

Радиоактивные отходы 0,03 %

Отходы от зеленого хозяйства города 1,17 %

Осадки ливневых очистных сооружений 4,8 %

272

ТБО (твердые бытовые отходы)

Отходы очистных сооружений водоснабжения

16 % 25 %

Но, по мнению специалистов именно переработка является наиболее современным способом обращения с отходами. В 2005 году Московской городской Думой был принят закон «Об отходах производства и потребления», в котором впервые вводится понятие «вторичное сырье». В нем устанавливаются нормы его рационального использования - это делается во всем цивилизованном мире, где производители специально изготавливают тару и упаковку из материалов, легко поддающихся переработке.

Программа реконструкции жилфонда Москвы предусматривает интенсивный снос 5-ти этажных зданий, что повлечет образование около 15 млн т строительных отходов в которых имеется значительная доля разнородного строительного лома с преобладанием металлической арматуры, а также искусственных тепло и гидроизоляционных материалов.

Для более полного использования и вовлечения в хозоборот в Москве городские власти внедряют единую систему сбора, переработки и захоронения строительных отходов. Порядок обращения со строительными отходами был введен с 1 августа 2002 года. Отходы, переработка которых невозможна из-за отсутствия в Москве необходимых промпредприятий, должны использоватся для засыпки карьеров.

Реальной переработкой строительных отходов в г. Москве около десятка предприятий и объемы переработки строительного мусора и отходов составляют 15-20 %, основная часть отходов (более 1 млн т ежегодно) традиционно размещается на свалках и полигонах.

Для сравнения, например в Берлине в настоящее время действует 100 перерабатывающих центров.

Специфика организации производства на территории мегаполиса и выполнение городом столичных функций, требует наличия большого числа ремонтно-строительных и связанных с ними предприятий и организаций строительного комплекса города.

Большая часть (60 %) московских строительных организаций образует отходы всех четырех классов опасности. Нынешние темпы строительства и реконструкции зданий и сооружений, реализация программ: производства строительных материалов, деталей и

273

конструкций; ремонта жилья, инженерных сетей и сооружений; сноса панельных домов первого периода индустриального домостроения; создание третьего транспортного кольца вокруг Москвы, вывод промышленных предприятий за черту города, еще больше усугубляет нагрузку на территорию Подмосковья.

Если добавить к этому около 80 га несанкционированных свалок строительного мусора в самом городе, то можно утверждать, что воздействие строительной индустрии отрицательно сказывается на экологической ситуации Московского региона.

В соответствии с классификатором Минздрава 1989 года при сносе, реконструкции и новом строительстве зданий и сооружений образуется около 20-ти видов отходов. Образующиеся строительные отходы состоят из тяжелого и легкого железобетона, кирпича, каменных материалов, утеплителей, гипсолита, древесины, картона, бумаги, полимерных материалов, раствора, битума, асфальта, замусоренного грунта и т.д.

Ежегодные отходы только от разборки разрушающихся фасадов, балконов, карнизов, рулонной кровли, размороженного бетона, мостов и т.д. достигает 10 % объема всех бытовых отходов, являясь строительным мусором.

В Москве только отдельные виды отходов строительного производства представляют собой вторичное сырье. Так тяжелый и легкий железобетон (примерно в соотношении 4:1) , после специальной переработки используется в дорожном строительстве, монолитном домостроении и при изготовлении неответственных железобетонных конструкций. Использование преобразованных из части отходов вторичного сырья и песчано-щебеночной смеси позволяют снизить затраты на новое строительство объектов города, с одновременным уменьшением нагрузки на городские полигоны и сокращением образования несанкционированных свалок. Что касается технологии размещения отходов на полигонах, то она достаточно консервативна и не решает проблемы восстановления экологического равновесия в местах захоронения отходов. По нашим оценкам в среднем для размещения например 100000 т строительных отходов в обустроенном полигоне требуется задействовать 2-3 га земли. При нынешней рыночной стоимости земли в московском регионе размещение 15 млн т строительных отходов становится серьезной проблемой не только в экологическом но и в экономическом плане. Даже при грамотном проведении всех мероприятий по

274

техническому и биологическому этапам рекультивации, восстановление с последующим использованием земель под свалками и полигонами может занять несколько десятков лет.

Наиболее негативно свалки воздействуют на подземные и поверхностные воды. В местах складирования отходов формируются антропогенные водоносные горизонты, по уровню загрязнения, превышающие все существующие техногенные образования в подземной гидросфере. Основной источник поступления загрязнителей в подземные горизонты грунтовых вод - уникальный по своей токсичности фильтрат (биогаз), формирующийся в анаэробных условиях в толще свалки в результате процессов деполимеризации, сбраживания, гумификации органического вещества и др. процессов. В результате минерализации фильтрат достигает нескольких грамм на 1 литр. В фильтрате присутствуют ионы аммония и хлора, в высокой концентрации макрокомпоненты, содержание которых составляет несколько грамм на 1 л, тяжелых металлов (цинк, свинец, никель, хром, и др.)

Рынок услуг по сносу и переработке вторсырья начал формироваться в 1998-1999 гг. Тогда в Москве появились фирмы, имеющие лицензию на осуществление этих работ, например, «Сатори», «Рецикл материалов», «Экотехнос». Определились и расценки: цена на снос одной секции стандартной пятиэтажки типа К-7 (блочной) колебалась в пределах от 160 до 170 тыс. руб. [1].

Технология при сносе, сортировке и погрузке строительных конструкций была достаточно примитивная - экскаваторы, оборудованные т.н. «бабой» или «ножницами». При переработке строительных отходов, как правило, применяется технологическая схема с использованием секции предварительного дробления, которая включает приемный бункер, колосниковый вибропитатель, обеспечивающий попутный отсев мелкой фракции и грунта, щековую дробилку и отгрузочные конвейеры. Магнитный сепаратор, установленный над отгрузочным конвейером, отделяет арматуру и другой металлолом от раздробленного материала. Отходы, не поддающиеся переработке (так называемый «хвост»), отвозился на полигон для захоронения (например на полигон в Саларьеве на расстоянии 5 км от МКАД по Киевскому направлению, принадлежащий ГП «Промотходы»).

В настоящее время в Москве действует около десятка комплексов по утилизации железобетонных отходов. Однако на прак-

275

тике, существующая система переработки отходов далека от совершенства, имеющиеся установки по своей производительности и составу технологического оборудования не в состоянии обеспечить переработку всех строительных отходов. Отставание от зарубежных технологий переработки отходов ощущается уже на этапе методов и способов классификации отходов. Появление строительных отходов с переменными прочностными характеристиками, разнородного строительного лома с преобладанием металлической арматуры, а также искусственных тепло- и гидроизоляционных материалов затрудняет использование традиционной дробильной техники. При переработке строительного лома поведение в камере дробления разновеликих бетонных кусков, хаотично скрученных прутьев арматуры, тепло- и гидроизоляционных материалов не может быть описано известными теориями дробления. На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению относительно выбора типа дробилки для строительных отходов. Здесь очевидно будет полезен опыт зарубежных стран использующих дробильную технику в районах землетрясений или при сломе крупных объектов, например дробилка немецкой фирмы Westfalia $ Braun, использовавшаяся при дроблении Берлинской стены и ломаного бетона после землетрясения в городе Кобэ (Япония).

Ясно, что в ближайшей перспективе Москва будет испытывать огромный дефицит как полигонов для захороне-ния отходов, так и мусороперерабатывающих предприятий. В связи с этим столичные власти разработали долгосрочную программу строительства и реконструкции объектов по переработке и утилизации отходов. До 2015 года на реализацию этой программы планируется привлечь инвестиции на сумму до 2 млрд руб.

На данном этапе, прежде всего, важно внимание московских властей к этой проблеме, а также и правильный выбор путей реализации программы по переработке и утилизации строительных отходов в Москве.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мальцева Н. Что нам стоит дом снести, «Московская перспектива», № 12, 23 марта 1999 года.

2. Санько О.Л, Балагула В.Я. «Современное оборудование переработки строительных отходов» (источник: www.solidwaste.ru Электронный журнал «ТБО») SÜ33

276

— Коротко об авторе -

Маслов М.В. - кандидат технических наук, доцент, Московский государственный горный университет.

Д_

--© С.П. Месяц, С.П. Остапенко,

2008

С.П. Месяц, С.П. Остапенко

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ НА ОСНОВЕ СЛОИСТЫХ АЛЮМОСИЛИКАТОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

щ ш ерспективным направлением научных исследований яв-Д ляется разработка способов создания новых материалов. К таким материалам относятся композитные материалы, обла-

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.