Научная статья на тему 'Стимулирование отечественного производителя'

Стимулирование отечественного производителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЕГИОН / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / DOMESTIC PRODUCER / POPULATION NEEDS / FOOD SUPPLY / INDICATORS / FOOD MARKET / REGION / AGRICULTURAL PRODUCTS / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Староверов Владимир Иванович, Вартанова Марина Львовна

Стимулирование отечественного производителя продовольствия и увеличение его доли на продовольственном рынке осуществляется в рамках системы государственного регулирования предложения на продовольственном рынке и необходимо в целях обеспечения стабильных экономических и социальных условий для развития сельскохозяйственной сферы продовольственного рынка и обеспечения населения качественными продовольственными продуктами по социально приемлемым ценам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Староверов Владимир Иванович, Вартанова Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of domestic producers

The stimulation of domestic food producers and the increase in their share in the food market is carried out within the framework of the system of state regulation of supply in the food market and is necessary to ensure stable economic and social conditions for the development of the agricultural sector of the food market and to provide the population with quality food products at socially acceptable prices.

Текст научной работы на тему «Стимулирование отечественного производителя»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

>

Креативная экономика

издательство

Стимулирование отечественного производителя продовольствия и увеличение его доли на продовольственном рынке осуществляется в рамках системы государственного регулирования предложения на продовольственном рынке и необходимо в целях обеспечения стабильных экономических и социальных условий для развития сельскохозяйственной сферы продовольственного рынка и обеспечения населения качественными продовольственными продуктами по социально приемлемым ценам.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, отечественный производитель, потребности населения, продовольственное обеспечение, показатели, продовольственный рынок, регион, сельскохозяйственная продукция, стимулирование

Stimulation of domestic producers

Staroverov V.I. 1, Vartanova M.L. 12

1 The Institute of Socio-Political Research under the Russian Academy of Sciences (ISPR RAS), Russia

2 Center of the Study of Eurasian integration processes, Russia

По мнению ряда исследователей, наиболее предпочтительной и гибкой мерой протекционистской политики является применение переменных компенсационных сборов, величина которых определяется как разница между защитной и мировой (или таможенной) ценами. Регулирование с помощью фиксированных пошлин или налогов на импорт продовольствия не позволяет оперативно реагировать на меняющиеся условия и имеет целый ряд ограничений.

Экспортные пошлины страна может устанавливать в тех случаях, если ее производители обладают конкурентными преимуществами на мировых рынках, обусловленными, как правило, природными факторами, или когда правительство ограничивает возможности вывоза продукции.

Гибкая протекционистская политика позволяет стимулировать рост объемов производства необходимого отечественного товара и

снижение затрат на его производство, задавать условия конкуренции между завозимыми извне и внутренними товарами через повышение или понижение цен реализации импортной продовольственной продукции на внутреннем продовольственном рынке, регулируя тем самым и платежеспособный спрос в целом по продовольственному комплексу.

Стимулирование экспорта или импорта продовольствия в зависимости от конъюнктуры на продовольственном рынке непосредственно связано с реализацией мер протекционистской политики в отношении товаропроизводителей продовольственного рынка. Основной целью протекционистской политики, проводимой государством по отношению к отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, является создание гибкой системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции для обеспечения равных условий для конкуренции по продуктам, внутренние цены на которые при сложившемся обменном курсе сопоставимы с мировыми, и защиты по продуктам, внутренние цены на которые выше мировых.

Основные направления государственного регулирования в данном случае касаются двух аспектов, каждый из которых реализуется в той или иной степени в государствах с рыночной экономикой:

- ограничение импорта продовольствия;

- стимулирование производства продовольствия.

Увеличение доли отечественного продовольствия связано с необходимостью применения комплекса мер, которые, с одной стороны, ограничивали бы импорт и, с другой, создавали бы условия для увеличения объемов отечественного производства. Для того чтобы рынок развивался динамично и предприятия имели стимул по повышению эффективности своей работы, важно, чтобы применяемые меры не нарушали условий

ABSTRACT:_

The stimulation of domestic food producers and the increase in their share in the food market is carried out within the framework of the system of state regulation of supply in the food market and is necessary to ensure stable economic and social conditions for the development of the agricultural sector of the food market and to provide the population with quality food products at socially acceptable prices.

KEYWORDS: agro-industrial complex, domestic producer, population needs, food supply, indicators, food market, region, agricultural products, stimulation

JEL Classification: Received: 20.01.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mail.ru)

CITATION:_

Staroverov V.I., Vartanova M.L. (2018) Stimulirovanie otechestvennogo proizvoditelya [Stimulation of domestic producers ]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 5. (2). - 91-97. doi: 10.18334/ ppib.5.2.40113

конкуренции между производителями внутри страны и устанавливали конкурентные условия для производителей и импортеров.

Проникновение на рынок новых фирм «сложно в силу больших капитальных затрат» [4] (Vartanova, 2016о). Вход в подобный рынок, как правило, затруднен, барьеры труднопреодолимы, субъекты рынка (продавцы) имеют значительную рыночную власть, конкуренция имеет место, но слабая.

Возникновение монополистических тенденций на таком рынке вполне реально. Дело в том, что «участники или игроки олигополистического рынка могут сговориться и проводить согласованную и выгодную им экономическую политику на рынке» [7] (Zakshevskiy, 2000). Монополия, как правило, возникает, когда на рынке «присутствует единственный продавец, который имеет полную рыночную власть. Барьеры для входа в рынок непреодолимы, конкуренция полностью отсутствует» [4] (Vartanova, 2016о).

Современные особенности функционирования различных типов рынков показывают, что «каждый из них характеризуется наличием особого статуса, который обеспечивает деятельность участников рынка и их эффективное взаимодействие» [4] (Vartanova, 2016о). Кроме того, региональные власти стремятся к регулированию розничных цен на базовые социально-значимые продукты питания. Сдерживание цен в условиях бюджетных ограничений осуществляется «путем административного фиксирования торговых наценок и марки перерабатывающих предприятий» [4] (Vartanova, 2016о).

Меры по ограничению импорта можно разделить на две группы: система тарифных и система нетарифных регуляторов. Тарифное регулирование включает использование разных видов таможенных пошлин (регулярные, временные, специальные, сезонные, комбинированные) и индикативных цен. Нетарифное регулирование осуществляется через квотирование и лицензирование импорта.

Меры тарифного регулирования используются для установления базовых ограничений, призванных устранить, с одной стороны, исходные диспропорции между экономическими условиями в различных странах и, с другой, обеспечить поступления в государственный бюджет. Так, с помощью таможенных пошлин можно регулировать цены, сглаживать сезонные колебания рынка, ограничивая импорт в период произ-

ОБ АВТОРАХ:_

Староверов Владимир Иванович, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Заслуженный деятель науки РФ

Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник [11marina110mai1.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Староверов В.И., Вартанова М.Л. Стимулирование отечественного производителя // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 91-97. Сог 10.18334/рр^.5.2.40113

водства продукции. В то же время ряд исследователей отмечает, что поскольку пошлины в большинстве случаев являются адвалорными, то есть исчисляются как процент от таможенной стоимости товара, а экспорт продовольствия во многих странах субсидируется и товар поступает по низким ценам, получая значительное конкурентное преимущество, адвалорные пошлины не являются эффективным механизмом регулирования.

При определении эффективности производства продовольствия необходимо:

1) учитывать отраслевые особенности сельского хозяйства, повышение экономического плодородия земли, отношение прироста объема продукции и чистого дохода на единицу земельной площади и голову скота;

2) обеспечивать доведение технического прогресса до создания системы машин для комплексной механизации и автоматизации производства, обеспечивающей максимальный выход высококачественной продукции и снижение затрат совокупного (живого и овеществленного) труда при минимальной величине затрат функционирующих производственных фондов;

3) Оценивать экономическую эффективность и экологические последствия производства продовольствия не только с точки зрения отдельных хозяйств, сельского хозяйства как отрасли, но и экономики в целом. Все эти «стороны производства продовольствия должны находиться в оптимальном, сбалансированном сочетании» [6] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Наиболее эффективной мерой, позволяющей компенсировать влияние колебаний цен мирового рынка на внутренний рынок, признается регулирование через установление индикативных цен на товар, привязанных к себестоимости производства продукции в стране.

Анализ последствий использования тарифных мер регулирования в целом, проводимый отечественными и зарубежными исследователями, позволяет заметить, что тарифные меры успешно ликвидируют диспропорции в ценах мирового и внутреннего рынка, однако не делают рынок более предсказуемым и, применяя только эти меры, нельзя обеспечить поступление определенного объема продовольствия и гарантировать сохранение баланса спроса и предложения [8] (Okenova, 2017).

Параллельно с тарифными мерами регулирования может применяться нетарифное регулирование, осуществляемое через квотирование и лицензирование импорта, что, по мнению некоторых исследователей, не накладывает количественных ограничений на импорт, но в то же время способствует обеспечению прозрачности рынка и осуществлению контроля за качеством продукции. Так, механизм квотирования хорош тем, что он очень динамичен. Во-первых, квоты распределяются обычно на конкурсной основе, во-вторых, общий объем квот может пересматриваться каждый год в зависимости от конъюнктуры. При этом объемы поступления импортного товара заранее известны всем субъектам рынка, что делает рынок гораздо более прогнозируемым и стабильным.

Лицензирование предполагает, что лицензия на импорт может выдаваться лишь при условии предоставления информации об объемах импорта и соблюдении требований качества, и компания, нарушающая правила, установленные для импортеров, может быть лишена лицензии. Эта мера позволяет повысить ответственность за поставки качественного продовольствия.

Основная цель, которую преследует государство установлением квот, - сделать экономически выгодным производство только определенного количества продукции, поскольку запретить частному предпринимателю административным путем производить продукцию в условиях современного законодательства и социально ориентированной экономики развитых стран невозможно. Государство предоставляет производителю возможность продать по завышенной цене, по сравнению с ценами мирового рынка, определенный объем продукции, который необходим для удовлетворения потребностей страны. Создавая определенные условия для производства ограниченного объема продовольствия, государство в то же время устанавливает запреты на реализацию объемов, превышающих объем предоставленной квоты на внутреннем рынке. Несмотря на то, что меры эти, казалось бы, противоречат принципам рыночной экономики, ряд исследователей полагает, что можно говорить о социальной ориентированности и экономическом порядке в данном случае, поскольку обеспечивается сохранение определенного уровня занятости, а также производство и реализация продовольствия по необходимым ценам [9] (Burets et al., 2016).

Предложения ряда отечественных ученых, ориентирующихся на опыт стран с социальной рыночной экономикой, касаются мероприятий двух направлений: во-первых, освобождение от налогообложения прибыли сельскохозяйственных предприятий, идущей на капитальные вложения, реконструкцию и техническое перевооружение производства, развитие социальной сферы; во-вторых, ограничение всех налогов на сельскохозяйственных производителей до 8 % по примеру развитых стран.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирово-

го продовольственного кризиса: монография. - Москва: Библио-Глобус, 2016. - 220 с.

2. Вартанова М.Л. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса,

сельских территорий и продовольственной безопасности // Российское предпринимательство. - 2017. - № 5. - с. 869-886. - doi: 10.18334/rp.18.5.37649 .

3. Вартанова М.Л. Системный подход и основные экономические модели в обес-

печении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 10(72). - с. 4-18.

4. Вартанова М.Л. Система показателей по оценке доступности и достаточности про-

довольственного обеспечения населения региона // Евразийский союз ученых. -2016. - № 30-4. - с. 46-49.

5. Гордеев А.В. За эффективное агропроизводство и качественную продукцию // АПК:

экономика и управление. - 2001. - № 5. - с. 5.

6. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования

продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. - 2016. - № 17. - с. 2153-2178. - doi: 10.18334/rp.17.17.36538 .

7. Закшевский В.Г. Совершенствование финансового механизма регулирования регио-

нального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - № 10. - с. 15-16.

8. Окенова А.О. Применение международного опыта финансово-кредитной поддер-

жки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Кыргызской республике // Экономика. - 2017. - № 4. - doi: 10.18334/asia.1.4.38724.

9. Бурец Ю.С., Акерман Е.Н., Акерман Е.А., Волохова А.М. Анализ востребованности

и эффективности государственной поддержки инновационной деятельности (на примере регионов АИРР) // Вопросы инновационной экономики. - 2016. - № 4. - с. 293-302. - doi: 10.18334/vinec.6.4.37092.

REFERENCES:

Burets Yu.S., Akerman E.N., Akerman E.A., Volokhova A.M. (2016). Analiz vostrebovannosti i effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki innovatsionnoy deyatelnosti (na primere regionov AIRR) [Analysis of the relevance and effectiveness of the state support for innovation activity (on the example of Association of Innovative Regions of Russia members)]. Russian Journal of Innovation Economics. 6 (4). 293-302. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.4.37092.

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016). Obespechenie effektivnosti funktsionirovaniya prodovolstvennogo rynka regiona v usloviyakh konkurentnoy sredy [Ensuring of an efficient functioning of the food market in the conditions of a competitive environment]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (17). 2153-2178. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36538 .

Gordeev A.V. (2001). Za effektivnoe agroproizvodstvo i kachestvennuyu produktsiyu [For effective agricultural production and quality products]. APK: ekonomika i upravlenie. (5). 5. (in Russian).

Okenova A.O. (2017). Primenenie mezhdunarodnogo opyta finansovo-kreditnoy podderzhki selskokhozyaystvennyh tovaroproizvoditeley v Kyrgyzskoy respublike [Application of international experience of financial support of agricultural producers in the Kyrgyz Republic]. Economics. 1 (4). (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.4.38724.

Vartanova M.L. (2016c). Sistema pokazateley po otsenke dostupnosti i dostatochnosti prodovolstvennogo obespecheniya naseleniya regiona [The system of indicators to assess the accessibility and adequacy of food supply of the population of the region]. Eurasian Union of Scientists. (30-4). 46-49. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016b). Sistemnyy podkhod i osnovnye ekonomicheskie modeli v obespechenii prodovolstvennoy bezopasnosti regionov Rossiyskoy Federatsii [The systemic approach and the main economic models in providing for the food security of the regions in the russian federation]. Regional problems of transforming the economy. (10(72)). 4-18. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016a). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [The country's food security and ways out of the global food crisis] Moscow: Biblio-Globus. (in Russian).

Vartanova M.L. (2017). Regionalnye aspekty razvitiya agropromyshlennogo kompleksa, selskikh territoriy i prodovolstvennoy bezopasnosti [Regional aspects of the development of agro-industrial complex, rural areas and food security]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (5). 869-886. (in Russian). doi:10.18334/ rp.18.5.37649 .

Zakshevskiy V.G. (2000). Sovershenstvovanie finansovogo mekhanizma regulirovaniya regionalnogo APK [Improvement of the financial mechanism of regulation of regional agriculture]. Economics of agricultural and processing enterprises. (10). 15-16. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.