Стимулирование нравственного самовоспитания слушателей вуза МВД
Начальник Барнаульского филиала Рязанского института права и экономики
МВД России
Г.П. Белодеденко,
доктор педагогических наук, профессор кафедры пенитенциарной педагогики и психологии Барнаульского филиала Рязанского института права и экономики
МВД России В.Н. Казаниев
Социальный прогресс требует от каждого человека активизации личной ответственности за происходящее в стране, самодисциплины, нравственного саморазвития, совершенствования себя. На это направлена мораль как механизм духовной регуляции взаимоотношений индивида и общества. Противоречия, возникающие между прошлым и настоящим, идеальными представлениями и реальной действительностью, микром и макросредой, по сути своей неоднозначны. Отсюда неизбежность столкновения мнений, разноречивость суждений.
Диалектика морального регулирования, определяя нравственное воспитание, проникает в любую деятельность личности, означая особый характер ее отношения к миру, людям, формирование ее нравственно-ценной мотивации, нравственных убеждений и, в конечном счете, нравственно-волевых качеств, создающих основу саморегуляции личности.
Решение задач нравственного воспитания предполагает выявление системообразующего основания, поиск решающего феномена нравственного развития и саморазвития личности, выбора ее собственной жизненной линии. Таким феноменом предстают нравственно-волевые качества личности.
В понятий “нравственно-волевые качества" воля служит необходимым опосредующим звеном между моральными убеждениями и чувствами личности, с одной стороны, й ее поступками — с другой. Соединение воли и нравственности обеспечивает подлинно нравственный образ действий, неразрывно связанный с внутренней борьбой, преодолением различного рода трудностей. Закономерность связи воли с нравственностью определяется и тем, что воля является частью сознания — действенной его частью, определенным образом характеризующей активность личности. Материалы исследования подтверждают, что умственная деятельность пронизывает все этапы волевого действия — это осо-
знание цели и путей, ведущих к их достижению, оценка обстановки, сложившейся входе оперативной работы, правильное и обоснованное принятие решения, планирование предстоящей операции, всесторонняя оценка своих возможностей и предполагаемых действий преступников. Процесс осознания нравственной потребности сотрудников ОВД включает элементы регулирования возникающих желаний, обдумывания предстоящего задания, предварительной подготовки, направленной на совершенствование способов достижения цели в зависимости от конкретных условий оперативной обстановки, а значит, и проявление определенных морально-волевых усилий. Поэтому в процессе осознания нравственной потребности содержится волевой компонент.
Становление нравственно-волевых качеств личности будущего сотрудника ОВД происходит в единстве развития целей, мотивов и соответствующих им способов поведения. В нашем исследовании мотивы рассматриваются как побудительные силы слушателя, а воля выступает как сила исполнительная. Осознание мотива может вылиться в поступки, а может и остаться лишь в сфере личных переживаний. Это зависит от волевого действия сотрудника, причем конкретизация воли в процессе мотивации характеризует психологическую готовность личности к действию.
Теоретический анализ позволил определить, что по своей структуре нравственно-волевое качество является сложным личностным образованием и характеризуется динамично изменяющимся,' противоречивым единством мыслей, чувств, желаний, действий, реализуемых в адекватном поведении.
Изучение современной психолого-педагоги-ческой литературы свидетельствует о том, что проблема активизации нравственного самовоспитания слушателя в условиях вуза МВД не получила еще должного теоретического обоснования и всестороннего рассмотрения.
Целью нашей 0боты является поиск оптимальных условий, обеспечивающих стимулирование процесса нравственно-волевого самовоспитания слушателей вуза МВД. Система становления специалиста за период обучения в высшей школе включает формирование профессиональной направленности личности, широкого профессионального кругозора, профессиональных умений и навыков, умения соотносить личные возможности и способности с требованиями избранной профессии.
В своем исследовании мы исходили из того, что стимулирование нравственного самовоспитания слушателей включает вооружение слушателей теоретическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими результативность в процессе самовоспитания, а также развитие практических способностей, которые совершенствуют моральные качества.
В процессе исследования выяснилось, что для каждого из названных направлений целесообразно использовать следующие пути:
1. Изучение степени понимания слушателями сущности нравственного самовоспитания, причин, побуждающих к занятиям нравственным самовоспитанием.
2. Совершенствование психолого-педагоги-ческой подготовки будущих специалистов пу-,тем оптимизации обучения по циклу психологии и педагогики.
3. Организация процесса нравственного самовоспитания слушателей во внеучебное время.
4. Организация общественно-профессиональной деятельности слушателей, обеспечивающей закрепление и формирование нравствен-но-волевого самовоспитания.
Эффективность нашего исследования путей активизации нравственно-волевого самовоспитания слушателей оценивалась по следующим критериям: устойчивое стремление к изучению предметов; степень овладения профессиональной техникой; уровень сформированное™ нравственно-волевых качеств; степень активности в общественной деятельности; самостоятельная работа по расширению профессионального кругозора; поведение в ситуациях нравственного выбора.
Для выявления степени понимания слушателями сущности нравственного самовоспитания, причин, побуждающих к занятиям нравственным самовоспитанием, им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как вы понимаете нравственно-волевое самовоспитание?
2. Что конкретно делаете по нравственному самовоспитанию?
3. Когда начали заниматься нравственным самовоспитанием?
4. Что побуждает вас заниматься нравственным самовоспитанием? Кто помогает вам в этом?
5. Есть ли у вас нравствадный идеал? Назовите его.
6. Если вы не занимаетесь нравственным самовоспитанием, то что мешает этому?
7. Как вы представляете занятия нравственным самовоспитанием в будущем?
Ответы на вопросы были разными по своей полноте, но, как правило, слушатели называли общие признаки нравственного самовоспитания: собственная работа по формированию моральных и волевых качеств, их совершенствование. Некоторые слушатели выделили такие признаки, как сознательность и целенаправленность работы над собой. Последующие беседы, интервью дали возможность полнее выявить уровень понимания первокурсниками сущности нравственного самовоспитания. Работу над собой слушатели связывают с общественно значимыми мотивами.
Результаты опроса показали, что только 48% опрошенных слушателей имели правильное представление о сущности нравственно-волевого самовоспитания, 31% — неопределенное, 21% — отрицательное. Большой процент неопределенных и отрицательных ответов позволяет сделать вывод о том, что слушатели плохо представляют социальную значимость нравственноволевого самовоспитания, не могут определить, какие моральные выводы следует сделать, а в некоторых случаях приходят к неверным суждениям, отрицательно влияющим на их нравственное самовоспитание.
Анализ полученных результатов позволил нам выявить три типа отношения слушателей к нравственному самовоспитанию:
1 тип — отношение слушателей к нравственному самовоспитанию носит активный характер. Слушатели требовательны к себе.
2 тип — отношение скорее активное, чем не активное. Слушатели осознают важность нравственного самовоспитания, но не всегда активно включаются в познавательную и общественную деятельность, порой сомневаются в себе, не уверены в своих силах.
3 тип — отношение скорее пассивное. Слушатели имеют отрицательный нравственный опыт и отношение к людям и отличаются стремлением замечать лишь теневые стороны жизни. Для них характерны большие пробелы в знаниях, отсутствие трудолюбия.
Результативность работы по нравственно-волевому самовоспитанию личности будущего сотрудника ОВД находится в прямой зависимости от совершенствования содержания образования, способов его воплощения в тех материалах, которыми пользуются в процессе обучения преподаватели и слушатели, — в программах, учебниках, учебных пособиях. Широки возможности проблемного обучения, позволяющего формировать у будущих сотрудников ОВД умение диалектически анализировать процесс, видеть его целостно, в динамике и противоречиях.
Используя педагогические задачи и ситуации в учебном процессе, мы исходили из того, что они являются средством развития профессионального мышления, постигающего сущность самовоспитания, выявляющего связи и зависимости межпу воспитательным воздействием и его восприятием объектом воспитания; мышления, направленного на оптимизацию обучения, поиск рациональных средств, путей и методов управления процессом нравственно-волевого самовоспитания, соотнесения возможностей своей личности с требованиями педагогического процесса и использования их в качестве средства воспитательного воздействия. При этом мы учитывали, что использование .педагогических задач и ситуаций в психолого-педагогических дисциплинах помогает формировать у будущих сотрудников ОВД стремление получить знание
о самих себе, о самовоспитании, самообразовании, методах и средствах работы над собой, умение планировать эту деятельность, составлять и выполнять личные комплексные планы.
В опытной работе нами использовались коллективное обсуждение содержания задачи и поиск путей ее решения, выборочное индивидуальное самостоятельное задание по изучаемым темам курса, составление слушателями аналогичных задач на основе наблюдений из следственной и оперативной практики. В ходе занятий мы стремились побудить каждого слушателя к активизации нравственного самовоспитания, поиску рациональных путей выполнения задания, самостоятельному мышлению. Учебные занятия организованы таким образом, чтобы постепенное усложнение содержания задач заставило думать, вызывало у слушателей потребность к нравственно-волевому самовоспитанию.
Как показали наши исследования, умелое использование психолого-педагогических задач и ситуаций в учебном процессе развивает у будущих специалистов потребность к нравственно-волевому самовоспитанию.
Анкетирование, наблюдение, анализ документации и результатов профессиональной практики слушателей института свидетельствует о том, что наибольшие трудности при выполнении служебных функций испытывают те слушатели, у которых не развиты потребности в самовоспитании и низка степень сформированное™ психолого-педагогических умений и навыков. Формирование этих важных показателей нравственно-психологической готовности слушателей к самовоспитанию требует определенного времени! Количества же часов, отведенных учебным планом на занятия по циклу психоло-го-педагогических дисциплин, явно недостаточно для решения этой задачи. Необходимый резерв времени может быть найден, если внеаудиторной воспитательной работе со слушателями придать педагогическую направленность на активизацию процесса нравственно-волевого самовоспитания.
При организации внеаудиторной работы мы исходили из следующих задач: расширение кругозора слушателей, формирование у них устойчивого интереса к познанию понятий и особенностей механизма процесса нравственно-волевого самовоспитания, необходимых умений и навыков, развитие профессионального мышления и способностей.
Результативность внеаудиторной, как и учебной, работы кроется прежде всего в интересе, эмоциональности, педагогической значимости содержания, направленного на активизацию процесса нравственно-волевого самовоспитания, разнообразии форм, средств, методов и систематичности ее проведения. Для решения поставленных задач нами использовались различные формы воспитательной работы со слушателями вуза, направленные на стимулирование
процесса нравственно-волевого самовоспитания: участие в предметных кружках, научных обществах, тематических вечерах, конкурсах, конференциях, диспутах, в подготовке рефератов. Все эти формы побуждают слушателей к постоянному поиску новых знаний, путей их приобретения.
Следует заметить, что педагогическую значимость имеют не столько сами воспитательные мероприятия, направленные на стимулирование самовоспитания, сколько подготовительная работа к ним.
В ходе выполнения определенных заданий слушатели, изучая первоисточники политической литературы, знакомясь с газетными и журнальными статьями, испытывают накопленные знания в работе над собой. Главное преимущество самостоятельного овладения нравственными знаниями заключается в том, что слушатели получают больше возможности осознать и органически ощутить их необходимость.
Важным моментом в стимулировании процесса нравственного самовоспитаття является рациональная организация общественно-профессиональной деятельности слушателей.
Общественно-профессиональная практика будущих сотрудников ОВД должна носить целенаправленный, творческий характер. Включаясь в нее, слушатели должны видеть конкретную задачу: осмыслить функции оперативно следственной деятельности, свою позицию в различных экстремальных ситуациях, где познаются и отрабатываются морально-волевые качества личности, приучение к постоянным упражнениям, которые способствуют совершенствованию названных качеств, обучение приемам и способам работы над собой.
В динамике общественно-профессиональной деятельности перестраиваются пели и мотивы самовоспитания, возникают новые потребности, обогащаются чувства слушателя. В практической деятельности формируется, проявляется и реализуется эмоционально-оценочное отношение будущего сотрудника ОВД ко всему' окружающему, к своему положению в обществе, к другим людям, к задачам, которые выдвигаются жизнью. Развивающиеся в процессе практической деятельности психические свойства, новые качества личности выступают, в свою очередь, как условия дальнейшего усложнения, обогащения, эффективности самовоспитания.