Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной активности на предприятиях сферы сервиса'

Стимулирование инновационной активности на предприятиях сферы сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / СФЕРА СЕРВИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османов Мурад Абдулбасирович, Алиева Заида Казиахмедовна

В работе рассматриваются вопросы формирования региональной системы по регулированию инновационной деятельности и основные принципы разработки и выполнения инновационных целевых программ на региональном уровне, их организационное и научно-методическое обеспечение во взаимосвязи со структурной перестройкой сферы сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной активности на предприятиях сферы сервиса»

Известия ДГПУ, №2, 2007

УДК 658.149

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ СЕРВИСА

©2Ш8 Алиева З.К., Османов М.А. Дагестанский государственный педагогический университет

В работе рассматриваются вопросы формирования региональной системы по регулированию инновационной деятельности и основные принципы разработки и выполнения инновационных целевых программ на региональном уровне, их организационное и научнометодическое обеспечение во взаимосвязи со структурной перестройкой сферы сервиса.

The article deals with problems of formation of the regional system of regulation of innovative activities and the cardinal principles of the development and execution of innovative target programs on the regional level, their organizing and scientific-methodical provision in interconnection with structural rebuilding of the service sphere are considered.

Ключевые слова: региональная система, регулирование инновационной деятельности, целевая программа, структурная перестройка, сфера сервиса.

Keywords: regional system, regulation of innovative activities, target program, structural rebuilding, the service sphere.

Как показали результаты проведенных исследований, инновационная активность предприятий сферы сервиса до сих пор остается на низком уровне, практически не используется инновационный потенциал российской науки и системы образования. В последнее время правительство предпринимает определенные усилия для формирования у хозяйствующих субъектов стимулов к инновациям, сделаны определенные шаги в направлении укрепления интеграции науки и образования, проведен конкурс мегапроектов, организованный Минпромнауки в 20022003 гг. Однако этих мер пока недостаточно, поддержка инноваций должна стать одним из приоритетов государственной политики, что вызывает необходимость разработки механизма и инструментов такой поддержки со стороны государства.

Опыт развитых и сопоставимых с Россией по уровню развития стран показывает, что участие государства в инновационных процессах необходимо для того, чтобы в частном предпринимательском секторе создать стимулы к инновациям, которые не способна генерировать несо-

вершенная институциональная среда. В этом случае речь идет о стимулах к внедрению новых технологий, выходу на новые рынки и реализации собственных инноваций. В то же время необходимо отметить, что технологические инновации в новых индустриальных странах трактуются намного шире, чем в России. К ним относятся не только высокотехнические отрасли, продукты и услуги, но и совершенствование традиционных

«средних» технологий, организационные и экономические инновации, которые дают возможность снизить издержки производства и создать новые для внутреннего рынка производства [1]. При этом поддерживаются не только собственные разработки, но и импорт и копирование технологий. Интересным представляется то, что новые технологии рассматриваются и в производственном, и организационно-управленческом аспекте, что особенно актуально для России.

Экономика страны складывается из экономики составляющих ее регионов, что свидетельствует о том, что необходима не только действенная федеральная инновационная политика, но и регио-

нальная. В основу региональной инновационной политики должны быть положены организационно-правовые и экономические положения, определяющие и регламентирующие приоритетные цели и задачи инновационного развития региональной сферы сервиса. Поэтому необходимо создание и формирование именно в регионах «институтов развития», стимулирование инновационной активности предприятий и предпринимателей для обеспечения экономического роста региона и страны в целом. Под «институтами развития» понимаются институциональные структуры, способствующие развитию инновационной деятельности и ее активизации во всех организациях и предприятиях. При этом целью регионального участия в активизации инновационной деятельности является решение стратегических долгосрочных задач с реализацией мероприятий по координации институциональных, инновационных, инвестиционных, производственных и других процессов, способствующих инновационному развитию региона в целом. Системный подход к этому про-

цессу позволяет выделить основные принципы регионального участия:

- развитие приоритетных направлений региона;

- учет ресурсных ограничений при формировании комплекса задач по регулированию и поддержке инновационной деятельности предприятий;

- функциональная преемственность поставленных задач, предлагающая последовательность, соподчиненность и непрерывность их решения;

- формирование инвестиционных резервов, необходимых для обеспечения гибкости системы регионального регулирования на стратегическом и тактическом уровнях.

Система регионального регулирования инновационных процессов обладает сложной структурой и представляет собой совокупность отдельных подсистем, которые также можно характеризовать как самостоятельные системы, отличающиеся по функциональному признаку и использующие различные регулирующие механизмы (рис. 1).

Рис. 1. Структура региональном системы регулирования инновационном деятельности

Система прямой финансовой поддержки инновационных процессов включает в себя создание специализированных внебюджетных фондов, стимулирующих финансовые средства, распределение их по приоритетным направлениям инновационной деятельности в регионе. Система косвенной финансовой поддержки представляет собой создание

государственных гарантий под кредиты коммерческих банков с последующей компенсацией возможного риска.

Такая система стимулирует увеличение предложения инновационных товаров и услуг на региональных и отраслевых рынках, являясь одним из важнейших регуляторов экономического развития.

Для активации инновационной деятельности в сфере сервиса региона необходимо создание благоприятных внешних условий, одним из которых является льготное налогообложение. Это определяет перспективы развития инновационных предприятий и обеспечивает дополнительный приток инвестиций. Система региональных государственных заказов на инновационную продукцию направлена на увеличение рыночного спроса, что имеет большое значение как для рынка инновационных услуг, так и для рынка инноваций.

Система госзаказа позволяет осуществлять реальные действия по согласованию задач малых инновационных предприятий и региональных задач в области фундаментальных научнотехнических исследований.

Система приватизации обеспечивает свободный режим предпринимательства в инновационной деятельности по развитию региона, снижая административное регулирование и внедрение принципов рыночной экономики. Система материальнотехнической поддержки инновационных предприятий необходима в условиях нестабильности на стадии становления рыночных отношений. Однако ее внедрение требует создания резервных фондов для нужд предприятий, выполняющих инновационный государственный заказ-проект.

Для успешного осуществления инновационной деятельности в регионе необходимо использование соответствующих методов управления, адекватных поставленным целям и задачам регионального регулирования развития такой деятельности. Среди методов управления инновационными процессами основным и наиболее целесообразным является программно-целевой. Практически он воплощается в региональные комплексные программы регулирования инновационной деятельности.

Целью экономической политики государства должно быть улучшение среды функционирования бизнеса и предпринимательства, повышение конкурентоспособности комплексов и предприятий региона, для чего необходим существенный рост эффективности общест-

венных институтов и системы управления на всех уровнях, так как улучшение институциональной среды способствует уменьшению общей неопределенности и рисков, что, в свою очередь, сокращает издержки ведения бизнеса и инновационного предпринимательства. Опыт развитых стран показывает, что в условиях несовершенных рыночных механизмов, кроме общих институциональных реформ и улучшения инвестиционного климата, целесообразна ориентация на уменьшение прямых издержек выхода на новые рынки и снижение прямых рисков инновационных проектов. Предпринимательство, особенно в инновационной сфере, связано с большими рисками, поэтому государство должно взять на себя их часть и инвестировать значительные средства в инновационные и бизнес-проекты. Недостатком прямой государственной поддержки является то, что часто помимо стимулов к развитию она способствует распространению коррупции. В то же время адресная государственная поддержка часто ведет к выбору неэффективных проектов, которые оказывались неспособными привлечь частный капитал и не могли быть реализованы.

Анализ успешного опыта новых индустриальных стран позволяет выделить основные принципы стимулирования инновационной деятельности, которые можно определить так [2]:

- ориентация на партнерство государства с частным сектором, которое дает более эффективные результаты экономического роста;

- ограничение избыточной регламентации инновационной деятельности со стороны государства совместных с бизнесом проектов;

- децентрализация государственной поддержки и формирование сети институтов развития;

- сохранение имеющихся инновационных институтов с их встраиванием в новую систему поддержки инновационной активности;

- реализация функций поддержки через бизнес посредников;

- поддержка посредством методов, оказывающая образовательные, информационные, управленческие, маркетинговые и др. услуги предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность;

- поддержка и развитие кооперации малого и среднего бизнеса с крупными компаниями в области инновационной деятельности.

Инновационное развитие экономики регионов, отраслей, предприятий не может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования, но средства государственной поддержки должны служить катализатором активизации инновационных процессов. В то же время необходимо отметить, что многие государства стимулируют создание частных центров передачи технологий и поддержки сертификации продукции путем софинан-сирования. Но это не означает, что проекты управляются государством. Принципиально важным является управление проектами самими предпринимательскими структурами или специализированными посредническими организациями.

Для развития и стимулирования инновационной деятельности предприятий необходимо формировать доверие к новым институциональным образованиям, что особенно трудно в условиях неэффективного государства, негативных экономических действий правительства. Формировать такое доверие возможно через имидж управляющего, пользующегося уважением в обществе и деловой среде.

Во многих странах получила распространение такая государственная поддержка, которая осуществляется через бизнес-посредников, что существенно уменьшает риски неэффективного использования инвестиций, риск коррупции. В этом случае целесообразна передача функции по оказанию государственной поддержки частным посредникам, работающим по контракту с правительством (страны Латинской Америки), осуществляющим мониторинг и контроль реализации инновационных программ.

Программы поддержки инноваций, как правило, направлены на малый и средний бизнес, которые более гибки и склонны к рисковым проектам. Однако Россия не располагает сегодня такими финансовыми средствами, поэтому целесообразно оказывать поддержку не отдельным предприятиям, а отраслевым группам и ассоциациям. Так, правительство Южной Кореи обеспечивает условия для совместного использования малыми инновационными предприятиями оборудования, имеющегося в распоряжении государственных научноисследовательских институтов и крупных корпораций. Такой подход позволит снизить расходы бюджета на реализацию инновационных программ и способствует формированию инновационных кластеров, в рамках которых возможны совместное обучение и эффективный обмен опытом между малыми и средними предприятиями.

Известно, что главным внешним источником знаний для предприятий является взаимодействие между ним и его поставщиками и потребителями, а также анализ продукции, технологий и деятельности конкурентов. Кластеры, как промышленные, так и инновационные, являются производственными сетями взаимосвязанных предприятий, объединенных общей инновационной деятельностью (проектом), в рамках которой создается добавочная стоимость. Инновационные кластеры могут представлять собой стратегические альянсы с университетами, научно-исследовательскими организациями, технологическими брокерами, потребителями и консультантами. В таком альянсе основное внимание уделяется формированию взаимосвязей между участниками процесса создания добавленной стоимости при инновационной деятельности. Сотрудничество предприятий и фирм осуществляется в горизонтальной сети (если предприятия и фирмы действуют на рынке одного и того же продукта или принадлежат одной отрасли), но кластеры по своей сути являются сетевыми структурами, которые охватывают несколько отраслей и включают предприятия, специализи-

рующиеся вокруг конкретного звена в цепочке создания добавленной стоимости, поэтому возможны различные подходы к идентификации кластеров, которые, в основном, группируют отрасли, исходя из потоков технологий и технического взаимодействия (патентование, публикации, совместные исследования) в межотраслевой сфере. Инновационные целевые программы должны быть направлены на создание благоприятных социально-экономи-ческих и правовых условий для эффективного развития инновационного предпринимательства. Однако их выполнение основано на соблюдении следующих основных принципов :

- координации деятельности инновационных субъектов при обеспечении полной их самостоятельности с учетом целей и задач, стоящих перед региональной сферой сервиса;

- установлении коммуникативных взаимовыгодных связей региональных органов управления с инновационными предприятиями;

- регулировании развития различных видов инновационных предприятий, групп, холдингов, кластеров;

- применении административных методов воздействия с целью упрощения административных процедур.

Региональная инновационная программа предусматривает переработку целевых основ государственной политики в области поддержки инновационной деятельности, последовательность намеченных мероприятий, согласованность основных элементов федеральной инновационной политики с региональной спецификой.

Региональная программа должна иметь четкую направленность на:

- развитие региональной инновационной инфраструктуры;

- организационное и научно-методическое обеспечение регулирования;

- совершенствование нормативноправовой базы в области поддержки инновационных процессов;

- формирование малых предприятий инновационной деятельности, поддержку их становления и развития;

- подготовку кадров и информационное обеспечение инновационных процессов;

- создание системы льгот для инвестирования инновационной деятельности.

Организационное и научно-методическое обеспечение системы регионального регулирования развития инновационных процессов направлено на научно обоснованную и эффективную организацию деятельности по реализации целевой программы. Здесь и проблемы координации действий региональных структур (общественных и коммерческих), и их взаимодействие с федеральными структурами, и создание (в научно-методическом отношении) социальной программы по проведению научных тематических семинаров, конференций по вопросам активизации инновационной деятельности, развитию системы консалтинговых услуг, позволяющих анализировать данные перспективных тенденций в инновационных рыночных процессах, налаживании эффективных экономических стратегий.

Решая задачи развития региональной инновационной инфраструктуры, необходимо предусмотреть систему государственных и коммерческих организаций, оказывающих инновационным предприятиям услуги технологического, информационного, финансового характера. Среди инфраструктурных объектов можно выделить инновационные центры и агентства поддержки инновационной предпринимательской деятельности и другие объекты регионального характера.

Для обеспечения роста инвестиционно-инновационного потенциала малых и средних предприятий сферы сервиса необходимы создание научных, интеллектуальных и инновационных центров на основе принципов интеллектуальной собственности, организационная поддержка продвижения инноваций. Благодаря этому создаются условия для повышения конкурентоспособности товаров, расширения ассортимента на базе технического совершенствования уже созданных производств. Инновационная деятельность характеризуется большими капиталовложениями, что осложняет

развитие предприятий в этом направлении из-за отсутствия собственных финансовых средств и ограниченности заемных. Поэтому необходимым стимулом развития инновационных процессов является финансово-кредитная поддержка, которая должна сочетать прямой и косвенный характер. Создание благоприятного инвестиционного климата и организация налогового регулирования возможны с помощью следующих мероприятий:

- активизация деятельности институциональных структур и страховых компаний по поддержке инновационной деятельности из внебюджетных источников;

- развитие системы льгот для коммерческих банков, обслуживающих инновационные проекты;

- развитие системы кредитных кооперативов;

- предоставление финансовых гарантий со стороны региональных органов управления для организаций, кредитующих инновационную деятельность предприятий.

В качестве гарантий могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты региональной собственности, недвижимость. В кредитную деятельность следует вовлекать не только крупные, но и мелкие банки, расположенные в регионе. Практика развития инновационных процессов в стране показала низкий уровень подготовки специалистов в области отдельных сфер рыночной экономики по внедрению новаций, созданию информационных инновационных сетей, маркетингу, стратегическому управлению и т.д. Это при сравнительно высоком научно-техническом потенциале в стране. Решению этой проблемы будет способствовать расширение сети государственных и негосударственных учебных заведений, обладающих достаточным организационным и интеллектуальным потенциалом для подготовки и переподготовки специалистов, адекватных требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.

Правительством РФ заявлено о расширении применения программноцелевого подхода, где главными элемен-

тами являются федеральные программы инновационного развития. В этом случае рациональным становится формирование инновационного кластера как главной цели одной из федеральных программ, которая должна достигаться путем создания у всех экономических субъектов стимулов к инновациям. Причем из основных направлений целевых программ можно выделить: стимулирование развития венчурных предприятий путем создания «фонда фондов», содействие сертификации на соответствие международным стандартам: поддерж-киа экспорта образовательных услуг; формирование инновационных кластеров в регионах. Последняя программа может быть ориентирована на регионы, обладающие достаточным научным и образовательным потенциалом. Она может включать конкурсный отбор и софи-нансирование проектов, совместно разработанных муниципалитетами, университетами или академическими группами с участием бизнес-структур.

Главной задачей в рамках инновационных программ является организация обучения коллектива с помощью вовлечения в деятельность фондов специалистов развитых зарубежных компаний и участие в проектах представителей государственных предприятий, которые отвечали бы за выявление и распространение позитивного опыта технологических и организационных инноваций, если они появлялись в процессе их реализации. Интересной представляется модель научнотехнологической политики в Южной Корее (табл. 1).

Анализируя опыт зарубежных стран, необходимо отметить, что большинство из них в своей инновационной политике отдает предпочтение созданию инновационных сетей и кластеров, которые используют комбинацию традиционных и новых участников инновационного рынка. К традиционным участникам инновационной деятельности относятся производственные комплексы, государственные научно-исследовательские институты, вузы, организации научной инфраструктуры, которые в нашей стране обладают значительным интеллектуаль-

ным и инновационным потенциалом и не прекратили инновационной деятельно-

сти за время перестройки экономики.

Таблица 1

Модель научно-технологической политики

Кластерный анализ позволяет изучить взаимосвязи в навыках, информации, маркетинге и потребительских запросах, характерных для предприятий и отраслей, которые оказывают влияние на ориентацию и темпы инноваций и конкурентоспособность, в то же время позволяет дать оценку роли частного сектора, государства, НИИ и вузов в рамках участия их в инновационном процессе.

Одним из основных показателей развития инновационной деятельности является конкурентоспособность, оценка которой должна производиться обобщающим индикатором технологической конкурентоспособности, в качестве чего используются во многих странах с рыночной экономикой следующие синтетические показатели:

- национальная ориентация на достижение конкурентоспособности страны;

- социально-экономическая инфраструктура, необходимая для функционирования современной развитой страны;

- технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность разработки и реализации инноваций;

- производственный потенциал в виде материальных и человеческих ресурсов, обеспечивающих высокоэффективное производство.

По всем указанным позициям Россия имеет низкие показатели, которые к 2002 г. по сравнению с 1996 г. еще больше снизились. В последние годы начался подъем экономики, и, несмотря на негативные оценки нашей страны, можно отметить, что Россия обладает достаточным научно-технологическим и интеллектуальным потенциалом, который может обеспечить формирование современной инновационной системы при рациональной организации управления инновационной деятельностью на всех уровнях, используя положительный и отрицательный опыт инновационного развития зарубежных стран.

Процессы структурной перестройки сферы сервиса региона происходят одновременно на фоне структурного преобразования экономики страны в целом, что свидетельствует о том, как трудно активизировать инновационную деятельность в регионе, отрасли, на предприятии в условиях нестабильности развития экономики страны, то есть влияние макроэкономических факторов внешней среды очень сильное. Однако, несмотря на это, необходимо использовать все имеющиеся инструменты и стимулы для активизации инновационной деятельности: поддержание инновационного потенциала предприятий сферы

сервиса, сочетание гибкого государственного регулирования и поддержки с рыночными стимулами, государственного финансирования с частными инвестициями, программно-целевое планирование. Основой развития должна стать отраслевая комплексная целевая программа инновационной деятельности, которая может являться частью региональной. Такой подход будет способствовать успешному выполнению программ региона, социальной защите кадров предприятий, сохранению научнотехнического и инновационного потенциала. В то же время переход на программно-целевое управление является способом выявления организационных способностей работников предприятий, часть полномочий по управлению мероприятиями и подпрограммами передается на более низкий уровень, ответственным исполнителям приходится решать сложные задачи. Многие работники не адаптированы к рыночным отношениям, поэтому необходимо создание стимулирующих систем и институциональных образований. Необходима перестройка стиля руководства и поведения работников адекватно новым условиям. При этом исключительно важное значение имеет формирование новой корпоративной культуры, представляющей собой доминирующий тип мышления управляющих, характер их взаимоотношений между собой и отношений с подчиненными исполнителями, с учетом того, что основу инновационного потенциала образуют люди - ученые, организаторы и специалисты в области системологии и инновации.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость развития рынка интеллектуального труда, инфраструктура которого содействует информационному обеспечению предприятий, подготовке и переподготовке научных кадров, менеджеров для научной сферы и инновационной деятельности, их сертификации, обеспечению эффективной занятости ученых и специалистов.

Примечания

1. Хучек М. Инновации на предприятиях. - М.: Луч, 1992. 2. Шобельник М.В. Интеллектуальный потенциал как основа формирования и реализации инноваций // Сборник трудов Санкт-Петербургского ГТУ. - СПб., 2002. - С. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.