Научная статья на тему 'Региональный уровень инновационной политики'

Региональный уровень инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абаев А.Л.

В статье исследуется привлекательность региона как инновационно-активной территории. По мнению автора, региональные звенья управления более гибкие, более приспособленные для деятельности, направленной на стимулирование региональных инновационных процессов. Основная специфика процессов формирования нового постиндустриального уклада в экономике такова, что подталкивает к некоторому перераспределению ролей между центром и регионами, смещая центр тяжести экономического роста в пользу последних. Делается вывод, что государство должно быть катализатором инновационных процессов, стимулировать проведение научных исследований и инновационную деятельность в стратегически важных для государства отраслях, инициировать конкурентоспособные на международных рынках инновации. С изменением роли государства появляется возможность формирования нового регионального уровня инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный уровень инновационной политики»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

А.Л. АБАЕВ, кандидат экономических наук московский государственный университет им. м. В. Ломоносова

Инновационными процессами все сложнее управлять на национальном уровне. Национальные границы в инновационных процессах стираются, транснациональные корпорации разбивают цепочки создания добавленной стоимости и размещают отдельные ее элементы там, где находят локальные преимущества. В условиях глобализации естественной экономической областью становится регион. В связи с этим региональные власти должны создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые могут сделать данную территорию привлекательной для иностранных инвестиций, удерживать на своей территории не только малые предприятия, но и крупные (в том числе международные) концерны. В то же время конкурентные преимущества региона нужно создавать целенаправленно, используя инновационную активность местных предприятий.

В чем же основная привлекательность региона как инновационно активной территории? В первую очередь в том, что региональные звенья управления более гибкие, более приспособленные для деятельности, направленной на стимулирование региональных инновационных процессов. Основная специфика процессов формирования нового постиндустриального уклада в экономике такова, что подталкивает к некоторому перераспределению ролей между центром и регионами, смещая центр тяжести экономического роста в пользу последних.

Роль государства сегодня — быть катализатором инновационных процессов, стимулировать проведение научных исследований и инновационную деятельность в стратегически важных для государства отраслях, инициировать конкурентоспособные на международных рынках инновации. С изменением роли государства появляется возможность формирования регионального уровня инновационной политики.

Государственная региональная инновационная политика предусматривает постановку большого числа задач, в числе которых:

• содействие регионам в формировании и реализации эффективной инновационной политики и поддержке инновационного бизнеса;

• выявление и распространение «лучшей практики» в сфере создания, управления и поддержки инновационной инфраструктуры как элемента региональной инновационной системы;

• содействие в формировании и апробации моделей взаимодействия организаций инновационной инфраструктуры и инновационного бизнеса;

• развитие международных связей инновационного бизнеса и региональных инновационных структур.

Решение этих задач создает условия к появлению эффективных региональных систем поддержки инновационного предпринимательства и использования инновационного потенциала. В результате на государственном уровне расширяется спектр и повышается качество инфраструктуры инновационной деятельности. На региональном уровне в первую очередь появляется возможность создания организационно-экономического механизма взаимодействия участников инновационного процесса и экономики региона в целом.

Для выполнения поставленных задач государство должно активно поддерживать формирование регионального (внутреннего для региона) уровня инновационной политики.

Региональная инновационная политика ориентирована на решение территориальных проблем, к числу которых относится эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Мерами реализации региональной инновационной политики

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

51

выступают программы (проекты) по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств и формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

Инновационная политика региональных органов власти как важный фактор стабилизации и оживления экономики предполагает тесную взаимосвязь между субъектами хозяйственно-коммерческих отношений. При этом необходимо учитывать, что региональная инновационная политика — составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

Региональная экономическая и, соответственно, инновационная политика во многом определяются хозяйственной структурой региона, ключевое значение в которой имеют структурообразующие предприятия, т. е. такие предприятия, которые формируют основную долю доходной части регионального бюджета, непосредственно обусловливающие социальную стабильность в регионе в результате вовлечения в производственную деятельность значительного числа трудовых ресурсов.

В рамках инновационной политики региональным органам власти целесообразно координировать деятельность академического, вузовского и отраслевого секторов науки, перепрофилируя их на решение практических задач реструктуризации экономики региона, в том числе на цели расширения экспорта, импортозамещения, формирования регионального хозяйственного комплекса, имеющего собственную специализацию на едином национальном рынке.

Важнейшее значение для реализации методов регионального регулирования инновационных процессов имеют территориальные (региональные) инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам развития территорий.

Региональная программа поддержки инновационной деятельности — это документ, содержащий набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена:

• на развитие конкурентоспособных производств и технологий;

• использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциалов;

• улучшение экологической обстановки;

• создание продуктовых и технологических новшеств и т. п.

В условиях рыночных отношений мотивами участия предприятий в региональных инновационных программах являются прибыльность регионального заказа и его обеспеченность финансовыми ресурсами и определенными льготами. Основу формирования региональной инновационной программы должны составлять добровольные договорные отношения между органами регионального управления и хозяйствующими субъектами. Эти отношения должны быть закреплены в нормативно-правовой базе, регулирующей подобные соглашения, что превращает последние в рычаг государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.

Особенностью государственного регулирования региональных инновационных процессов выступает возможность совмещения в лице региональных органов власти функций заказчика, инвестора и потребителя. Рыночным условиям формирования и реализации инновационных программ соответствует взаимная заинтересованность органов регионального управления и исполнителей, конкурсный отбор при размещении инновационного заказа, определении головных разработчиков и соисполнителей программных заданий.

Конкурсный порядок может распространяться не только на размещение территориального заказа и выбор подрядчиков, но и на само участие в программе с проектами, инициированными конкурсантами для решения определенной комплексной проблемы и адекватными целям и структуре региональной инновационной программы. Конкурсная система реализации региональных программ предусматривает наличие экспертизы, оценивающей возможности конкурсантов для достижения целей программных мероприятий, в том числе достаточность выделяемых в программе финансовых средств для покрытия издержек конкретных исполнителей.

Форма финансирования контрактных работ во многом предопределяется типом возмещения издержек исполнителя. Так, для проектов, имеющих стратегически важный характер для региона и ведущих к пополнению доходной базы регионального и местных бюджетов, приемлемо бюджетное финансирование из различных бюджетных источников, в том числе с возможным привлечением ресурсов федерального бюджета. При этом создание целевых внебюджетных фондов создает условия для внебюджетного финансирования региональных инновационных программ. В то же время

финансирование региональных проектов может осуществляться и за счет привлеченных средств, в основном венчурного капитала.

Конкретная форма финансирования зависит от особенностей реализуемого проекта, времени получения эффекта для экономики региона, населения, местного бюджета. Быстрая отдача способствует привлечению средств частных инвесторов (полное или долевое финансирование), тогда как перспективный (отдаленный) эффект предполагает использование бюджетной и/или внебюджетной форм финансирования. Такие формы финансирования должны также использоваться при выполнении проектов, носящих межотраслевой характер или относящихся к технологическим новшествам, которые могут получить распространение во многих отраслях и производствах, расположенных на данной территории и вне ее.

Для долевой и частной форм финансирования характерно создание объединений субподрядчиков, участвующих в выполнении программ, объединяющих ресурсы для проведения совместных работ на различных этапах инновационного процесса.

В практике реализации региональных инновационных программ в нашей стране применима концепция «нулевой основы», получившая распространение, например, в США. В соответствии с этой концепцией регулярно (чаще всего раз в год) заново проводится рассмотрение программных проектов перед открытием финансирования. Такой подход позволяет руководителям программ и финансирующим органам своевременно выявлять и прекращать неэффективные работы, оценивать достигнутые результаты относительно произведенных для их получения затрат, определять перспективы завершения всех проектов. Для определения результатов и целесообразности выполнения работ в этом случае используют независимую экспертизу. В российских регионах к исполнению мероприятий программ и проведению экспертизы их результатов могут привлекаться высшие учебные заведения, исследовательские учреждения и производственные предприятия, а также отдельные специалисты в инновационной сфере.

Однако нельзя сводить финансовые возможности поддержки инновационной деятельности регионов только к выделению средств. Региональную систему финансовой поддержки инновационной деятельности составляют, кроме источников формирования финансовых ресурсов, также механизмы аккумуляции средств, поступающих из этих источников, механизмы контроля и возвратности

инвестированных средств, механизмы налоговых льгот и системы финансовых гарантий и другие финансовые механизмы.

Целевая аккумуляция средств со всех источников может осуществляться в региональных фондах, носящих в различных регионах разные названия: региональный инновационный фонд, фонд технологического развития, фонд рискового (венчурного) финансирования и др. Модели фондов, аккумулирующих средства для региональных инновационных программ и проектов, также различны: от государственной некоммерческой бесприбыльной структуры, не имеющей права юридического лица и мобилизирующей лишь средства бюджетов разных уровней, до коммерческой прибыльной организации, являющейся юридическим лицом, ответственным за разработку и реализацию инновационной политики в регионе. В последнем случае определяются условия распределения прибыли от деятельности фонда между государством и частными инвесторами.

Высокий риск инноваций, связанный с рыночным невосприятием пользователями инновационного продукта, во многом зависит от высокого уровня цен на новшества. Снижению цен на инновационные продукты способствует использование местных территориальных ресурсов по льготной цене. Немаловажно и наличие льготного налогообложения участников инновационных процессов, в том числе полное или частичное освобождение от уплаты региональных налогов на создаваемую в рамках региональных инновационных программ и других инновационных проектов продукцию инновационно активных предприятий региона.

Наибольший размер льгот должен приходиться на период создания инновационного продукта и первые два года его массового освоения, отличающиеся особенно высокими издержками для товаропроизводителя (например, в размере 100 % в первый год и 50 % — во второй). Такой порядок льготирования может распространяться и на прибыль от коммерциализации результатов инновационной деятельности.

Еще одной составной частью региональной инновационной политики является формирование в регионе надежной информационной системы, базирующейся на современных технологиях и телекоммуникациях. Пользователями могут выступать региональные органы управления и поддержки инноваций и субъекты инновационной деятельности.

Информационная обеспеченность позволяет совершенствовать инновационную деятельность.

Это относится к прогнозированию перспектив развития конкурентоспособных производств и технологий, выявлению приоритетов развития региона, оценке имеющегося научно-технического, инновационного потенциалов региона, определению ресурсной базы для реализации региональных инновационных программ и проектов, контролю за ходом их выполнения и др. Развитая региональная информационная система позволяет контролировать инновационные процессы в регионе и на основе их оценки корректировать деятельность органов управления, осуществляющих их регулирование, в соответствии с изменениями в научно-технической и инновационной сферах, спросом на инновации со стороны потребителей, возможностями трансферта в региональное хозяйство предметов интеллектуальной собственности, новых технологий и т. д.

Региональное воздействие, осуществляемое в рамках конкретного субъекта Федерации, может носить характер, аналогичный федеральному, но может иметь и свою специфику.

Так, региональные законы могут регулировать величину налогов и налоговых льгот для инновационных предприятий на своей территории. В регионах могут разрабатываться и использоваться собственные программы поддержки инновационного предпринимательства, осуществляться финансирование за счет региональных бюджетов и т. д. Подавляющая часть мер стимулирования субъектов инновационной деятельности на региональном уровне реализуется в рамках местных программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Регион может предусматривать следующие направления поддержки малого, в том числе и инновационного, предпринимательства:

• создание региональной инфраструктуры развития малого предпринимательства: территориальные центры поддержки малого предпринимательства, бюджетные и внебюджетные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, производственные полигоны, учебно-консультативные центры, центры коммерциализации и др.;

• информационное обеспечение (мониторинг рынка, создание банков данных, внедрение обучающих и консультационных экспертных систем, поддержка печати научных изданий, организация выставок новой техники и технологий, поддержка участия предприятий в выставках и др.);

• подготовка специалистов для работы в сфере инновационного предпринимательства, в том числе инновационных менеджеров;

• предоставление налоговых льгот, поддержка лизинговых форм получения оборудования для инновационной деятельности, иная финансовая поддержка;

• имущественная поддержка (обеспечение льготных условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений для нужд субъектов инновационного малого предпринимательства);

• обеспечение равного доступа к получению государственных региональных заказов предприятий различных форм собственности;

• содействие в снабжении сырьем и необходимыми ресурсами;

• поддержка внешнеэкономической деятельности как в направлении импорта современного оборудования, так и в направлении экспорта инновационной продукции;

• защита от недобросовестной конкуренции и противоправных действий третьих лиц;

• содействие кооперации инновационных предприятий, в том числе созданию кластерных инновационных цепочек.

В полном объеме понятие «инновационная деятельность в регионе» содержит все виды научной деятельности, конструкторские, проектные, технологические, опытные разработки, другие работы, ориентированные на создание инноваций. Кроме них, в данное понятие включается деятельность по освоению новшеств в производстве и продвижению инноваций на рынок. То есть инновационная деятельность региона представляет собой процесс, направленный на реализацию его (региона) инновационной политики.

При этом в регионе может наблюдаться большое разнообразие и полнота составных частей инновационной деятельности. Однако с позиции достижения целей регионального развития определяющей является деятельность по реализации инноваций, производимых на данной территории, по повышению конкурентоспособности продукции инновационных предприятий региона и росту благодаря этому качества жизни населения.

Очевидно, что влияние государства на развитие инновационных систем по-прежнему очень велико. Во всех странах государственные решения, влияющие на инновационную деятельность, планируются и осуществляются на национальном уровне. Почти во всех сферах, так или иначе свя-

занных с инновационной деятельностью, государство все еще является основной регулирующей и инициирующей силой. Мы должны учитывать и то обстоятельство, что ресурсы и способность проводить различные виды политики, будь то экономическая политика, промышленная и технологическая политика, политика рынка труда и образования, социальная политика, неразрывно связаны с национальным государством.

В то же время региональный аспект становится все более важным в инновационных процессах. Регионализация инновационной деятельности тесно связана с процессом глобализации. В мире, где границы государств практически не являются экономическими барьерами, где компании имеют все больше свободы перемещения своей производственной деятельности по всему миру, регион является «естественной» экономической областью.

Еще одним фактором, способствующим развитию региональных инновационных систем, является необходимость создания конкурентных преимуществ для крупных корпораций. Благодаря интенсивной мировой конкуренции, крупные компании разбивают свои производственные цепочки на отдельные функции и размещают их там, где они могут найти специфические локальные преимущества. Региональные правительства должны создавать поддерживающие условия и учреждать специальные организации и институты инновационной деятельности, которые делают регион привлекательным для иностранных инвестиций и позволяют удерживать компании на своей территории.

Вместе с преобразованием от экономики, основанной на потреблении ресурсов, к экономике, основанной на потреблении знаний, природные ресурсы теряют свою важность как конкурентное преимущество. Напротив, развитая производственная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и наличие специализированных поддерживающих (сервисных) организаций становятся более важными элементами экономической эффективности. Это означает, что конкурентные преимущества могут создаваться в регионе в результате научно-инновационно-производственной деятельности, а не только благодаря наличию естественных природно-географических преимуществ.

Общепризнано, что региональные власти более эффективно участвуют в создании поддерживающей среды экономики, чем национальные государства. Они больше заинтересованы в развитии кооперации местных предприятий и в притоке

капитала в регион как приемлемых конкурентных преимуществ. Это можно объяснить тем фактом, что регионы имеют определенную общность экономических интересов местных предприятий и могут воспользоваться преимуществом возможной совместной деятельности экономических участников региона.

Ученые подчеркивают важность взаимодействия и коммуникаций в инновационных процессах, ссылаясь на географическую близость как ключевое преимущество региональной экономики. Хотя нет сомнения, что национальная система содержит большее разнообразие возможностей, в том числе в инновационной сфере, поддерживая общие (кумулятивные) процессы, часто неэффективность внедрения новшества связана с отдаленностью участников инновационного процесса, что мешает кооперации. Научные знания, ключевой компонент инновационных процессов лучше передаются через частые и повторяющиеся непосредственные взаимодействия. Особенно на начальной стадии инновационного процесса они не могут быть переданы через время и пространство независимо от «носителя знаний — субъекта инновационной деятельности».

В целом можно отметить следующие преимущества регионального уровня инновационных процессов по сравнению с национальным:

• совместное присутствие большого числа производителей разной продукции и услуг, предлагающих специализированные продукты (товары и услуги) своевременно и гибко в ответ на запросы рынка;

• рост инновационной активности, связанный с вовлеченностью региональных производителей в транснациональные экономические процессы;

• появление специализации локальных фондов рабочей силы с концентрацией специфических навыков и форм обучения;

• развитие культурной и институциональной инфраструктуры, которая возникает внутри и вокруг производственных кластеров и которая часто очень важна для эффективной работы единой локальной социо-экономической системы;

• формирование доверительного отношения между региональными участниками инновационного процесса, включая государственные органы и частных инвесторов.

Под влиянием глобальных процессов российская инновационная политика начинает меняться.

Однако интеллектуальный потенциал регионов и возможности превращения его в различные формы капитала по-прежнему используются сегодня далеко не полностью. Если судить по структуре российского экспорта, то производственных кластеров, конкурентоспособных на мировом рынке, в России сейчас почти нет.

Для технологической модернизации, выпуска конкурентоспособной продукции и полноценной загрузки высококвалифицированных кадров необходима интеграция предприятий отдельно взятого региона. Схема интеграции может быть, например, связана с созданием в регионе специальных организаций (предприятий) — держателей технологий общего пользования, т. е. с аутсорсингом необходимых технологий и их централизацией на уровне территории.

Появление инновационных производств на территории России позволит начать организацию комплексных инновационных проектов в различных областях и станет своего рода точкой роста для инноватики в регионах. Притом необходимо понимать, что инновации нельзя запланировать, но необходимо создать условия для их возникновения. А создать такие условия невозможно без соответствующей политики государства и регионов. Для достижения положительных результатов очень важен комплексный подход.

Во многих российских регионах отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая управление инновационной стратегией. В регионах России только создается инфраструктура для управления интеллектуальным потенциалом регионов. Именно такая инфраструктура позволит определять значимые проектные инициативы, проводить их экспертизу, находить возможные способы продвижения инноваций и участников инновационного процесса, пути и инструменты инвестирования.

Очевидно, что многие регионы сегодня не имеют развитой инновационной системы, равно как и полноценной стратегии инновационного развития, и поэтому не могут эффективно развиваться. В регионах нет четкого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому представители региональной и федеральной властей при формировании инновационной политики испытывают серьезные затруднения, пытаясь оценить инициативы бизнеса и свою роль в инновационном процессе.

С другой стороны, потенциальные инвесторы проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей и территорий, которое без участия государства и регионов вряд ли можно сформулировать. Поэтому мы имеем двойственную ситуацию: власть не может проверить предлагаемые ей инициативы, а бизнес ожидает со стороны государства принятия четкой стратегии развития. Наряду с этим мы видим появление достаточного числа инициатив и проектов, которые способны быть основой инновационных систем регионов и, в то же время, сталкиваются с очень серьезными трудностями из-за отсутствия стратегии развития этих процессов на государственном и региональном уровнях.

На наш взгляд, формирование региональной инновационной системы может осуществляться на нескольких уровнях, каждый из которых представляет собой проект определенной сложности.

Первый уровень — формирование организационной структуры по созданию региональной инновационной системы. Для этого необходимо выявление заинтересованных институтов и организаций, формирование организационно-экономического механизма инновационной политики. Политически это наиболее сложная задача. Отсутствие решения на этом уровне очень затрудняет реализацию проектов на следующих уровнях.

Второй уровень — формирование производственной стратегии региона, формирование кластеров, промышленных групп, отраслевой и межотраслевой кооперации. Это предполагает всесторонний анализ научно-технического, образовательного, организационного потенциалов региона для выделения научно-технологических направлений развития региона (протокластеры).

Когда речь идет об этом уровне, в первую очередь необходимо наличие понятной стратегии развития отрасли или территории на 10—15 лет, чтобы бизнес был готов вкладывать деньги в прикладные исследования и производство инноваций, ожидая поддержки на региональном уровне. Здесь региональные структуры играют незаменимую роль. Через них осуществляется региональная политика, влияющая на инновационные процессы. Эти процессы во многом зависят от таких факторов, как режим функционирования предпринимательской среды, уровень и ориентация фундаментальных исследований на рынок, система мотивации научно-исследовательской деятельности, организация высшего и среднего профессионального образова-

ния. Поэтому региональные власти должны очень внимательно относиться ко всем инициативам по формированию подобных проектов.

Проекты этого уровня могут финансироваться на паритетных началах федеральным и региональными правительствами и заинтересованными бизнес-структурами.

Третий уровень предполагает реализацию инвестиционных программ, инициированных на предыдущем уровне, по созданию новых и модернизации существующих элементов инновационной системы. Условно эти программы можно определить как проекты развития. Здесь важно отметить, что успех подобного рода проектов определяется руководителем и командой, которая создает инновационную систему. В некоторых случаях такие проекты могут изменить стратегию регионального развития в целом.

На каждом из перечисленных уровней формируются проекты. Каждый проект решает те системные проблемы, которые присутствуют в регионе. По сути, проектирование региональной инновационной системы и представляет собой выявление функций, которые сейчас не выполняются или плохо выполняются, и их делегирование существующим или вновь созданным организациям. Эти преобразования обязательно должны иметь системный характер и формализованные сценарии их дальнейшего развития, согласованные со всеми заинтересованными участниками.

В большинстве своем и бизнес, и власть привыкли к проектам, доступным для понимания. Например, проекты развития более понятны, чем проекты создания кластеров или региональных инновационных систем (РИС), несмотря на то, что есть примеры эффективной коммерческой реализации как кластерного подхода, так и функционирования РИС. Всем участникам, в том числе и бизнесу, и власти, необходимо изменить свое привычное отношение к инновациям и выйти на новый уровень их осознанного восприятия. Проекты подобного уровня требуют наличия соответствующего организационно-экономического механизма инновационной деятельности.

В сложившейся сегодня ситуации необходимо использовать инициативные проекты формирования организационно-экономического механизма инновационной политики, которые уже появились, согласовывая их с общей схемой формирования инновационной системы России. Сама выработка такой схемы должна стать национальным проектом. По сути, такой проект будет обеспечивать

согласованность конкретных инновационных бизнес-процессов на всех уровнях и создаст базу сохранения и совершенствования интеллектуального потенциала России.

Именно сейчас идет процесс формирования организационно-экономического механизма инновационной политики во многих российских регионах. В большинстве регионов сама инновационная политика и механизмы ее функционирования находятся только в стадии становления.

С небольшой корректировкой определим, что организационно-экономический механизм инновационной политики — это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и содействия ее проведению, поиска инновационных решений, стимулирования и регулирования данного вида деятельности.

Функционирование организационно-экономического механизма инновационной политики может осуществляться на трех основных уровнях, таких как: макроуровень, региональный уровень и уровень предприятия. На макроуровне решаются три основные задачи: формулируется государственная инновационная стратегия, создается благоприятный инновационный климат для экономики в целом, реализуются государственные инновационные программы. На региональном уровне решаются аналогичные задачи, но с учетом особенностей определенных регионов. И макро-, и региональный уровни создают условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предприятия.

Разрабатываемые в настоящее время Программы развития инновационной деятельности в регионах направлены на повышение конкурентоспособности производимой на предприятиях региона продукции и формирование организационно-экономического механизма функционирования инновационной политики.

Так, в 2007 г. разработана региональная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания на 2008 — 2012 годы», в которой отражены основные задачи инновационного развития республики и предложен организационно-экономический механизм формирования инновационной политики региона.

В программе, в частности, отмечено, что инновационная деятельность — важнейший рычаг социально-экономического развития Республики Северная Осетия — Алания, являющийся обязательным условием сохранения и инструментом

мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона.

При этом в программе подчеркивается, что необходимо приложить усилия к практической интеграции фундаментальной науки и высшего образования, укреплению и оптимальному использованию интеллектуального потенциала высшей школы республики. Все основные научно-исследовательские работы предлагается концентрировать вокруг нескольких крупных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития Республики Северная Осетия — Алания. Для эффективного использования и развития имеющегося научного и инновационного потенциала региона предстоит осуществить ряд мероприятий, среди которых:

• обеспечение условий для дальнейшего развития научно-технологического потенциала;

• формирование в регионе информационной и научно-инновационной инфраструктуры;

• коммерциализация разработок научных коллективов;

• создание системы подготовки и переподготовки кадров для осуществления научно-инновационной деятельности.

Это требует от органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, научных и образовательных организаций региона деятельного участия в создании инновационной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В подобных программах в первую очередь должна быть указана система организационно-экономического механизма, с помощью которого регион планирует выполнение задач инновационной политики. Предложенный механизм может состоять из следующих основных частей.

1. Нормативно-правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности. Существующие законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие условия вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, интеллектуальной собственности, имеют существенные пробелы. Для их устранения необходимо разработать систему нормативно-правовых актов, регулирующих условия введения в хозяйственный оборот научно-технической продукции (услуг). При этом необходимо:

• сформировать законодательные основы государственной региональной научно-технической и инновационной политики, региональной инновационной системы и др.;

• определить совокупность мер государственной

поддержки и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;

• разработать закон «О регистрации и передаче (трансфере) технологий», который определяет региональные условия коммерциализации технологий, порядок регистрации сделок, связанных с передачей технологий разработчикам и третьим лицам;

• разработать технический регламент, определяющий в соответствии с международными стандартами качества и безопасности условия проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-техно-логических работ в инновационно активных организациях региона;

• разработать закон, закладывающий основу организационно-экономического механизма и правового обеспечения кооперации в научно-технической и производственной сферах.

2. Система программных мероприятий. Все основные научно-исследовательские работы необходимо сконцентрировать вокруг нескольких крупных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития конкретного региона, соответствующих Перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечню критических технологий Российской Федерации.

Данная система программных мероприятий может включать несколько разделов, ключевыми из которых являются:

2.1. Развитие научно-технического потенциала региона, включая перечень конкретных мероприятий. Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что основным сдерживающим фактором его развития является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых ресурсов (финансовых, производственно-технологических, управленческих и т. д.), а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок. В конечном итоге это приводит к недостаточной эффективности вложения бюджетных средств в научно-технические проекты. Интеграция образования, науки, производства, бизнеса является одним из важнейших принципов формирования региональной инновационной системы, а также стимулятором процесса подготовки кадров для науки, образования, отраслей экономики.

2.2. Развитие инновационной инфраструктуры. Анализ показывает, что отсутствие или неиспользо-

вание соответствующей инфраструктуры инноваций приводит к неэффективности инновационной деятельности. Поэтому в программе должны быть предусмотрены мероприятия по созданию и повышению эффективности использования инновационной инфраструктуры в регионе, стимулированию предприятий и организаций к использованию инноваций, содействию созданию сети сервисных центров и, собственно, малых инновационных предприятий.

3. Финансовое обеспечение Программы. Включенные в программу мероприятия нуждаются в финансовой поддержке. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в установленном законом порядке. Большинство проектов научных исследований, развитие инновационной инфраструктуры и мероприятия по продвижению на рынок и использованию на практике научной продукции предполагают долевое финансирование за счет средств бюджета всех уровней и привлечение исполнителями внебюджетных средств. Также в программе должны быть приведены возможные источники и примерные объемы финансирования инновационных проектов. При этом для фундаментальных и прикладных научных исследований, а также для проведения мероприятий по продвижению научных разработок в программе предусматривается выделение средств из различных источников. Для реализации программы могут и должны применяться нефинансовые формы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Финансирование программных мероприятий осуществляется на конкурсной основе.

4. Система управления и контроля. В программе отмечено, что для повышения эффективности осуществления инновационной политики важно сформировать систему управления инновационной деятельностью, что предполагает создание специализированных органов управления и подготовку инновационных менеджеров, способных превращать работу отдельных участников инновационной деятельности в единый инновационный процесс.

Контроль за исполнением программы осуществляется совместно государственными органами, научными организациями с привлечением бизнес-структур. Конкретная форма контроля зависит как от важности проводимых мероприятий, так и от формы их финансирования. Контроль с участием бизнеса приобретает особое значение, когда финансирование проектов осуществляется на основе долевого участия.

5. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы. В

результате реализации программы (в указанной ранее конкретной Программе это конец 2012 г.) в регионе могут быть получены следующие основные результаты:

• разработан пакет организационных, правовых и финансовых механизмов, необходимых для развития научно-технической и инновационной деятельности в регионе;

• обеспечена подготовка специалистов научной, научно-технической и инновационной деятельности для инновационных предприятий в регионе;

• создано несколько структур инновационной инфраструктуры региона (не менее 7 единиц), в которых смогут разместиться 30—35 малых производственно-технологических и сервисных фирм;

• создано не менее 100 новых рабочих мест для научно-технических специалистов в сфере инновационного предпринимательства и 350—400 дополнительных рабочих мест в производственной и обслуживающей сферах;

• о р г а н и з о в а н о е д и н о е и н ф о р м а ц и о н н о е пространство инновационной деятельности (единая компьютерная сеть, которая сможет связать государственные управляющие структуры, инновационно-технологические центры, технопарки, государственный научный центр, центр трансфера технологий, инновационно активные организации и предприятия научно-технической, производственной и сервисной сферы);

• организована подготовка управляющего персонала инновационных организаций в области коммерциализации технологий (в том числе в сфере инновационного маркетинга);

• разработаны и изданы пособия и методические материалы по учебно-практическим курсам инновационной направленности с возможностью их представления в электронном виде и применения в системе дистанционного обучения для инновационно активных предприятий региона.

Продукция, произведенная инновационно-активными организациями и предприятиями региона, должна составлять к моменту завершения программы не менее 3 % общего объема выпущенной продукции. Реализация программы должна обеспечить качественные изменения в структуре хозяйства региона, создать предпосылки для более

высоких темпов экономического развития и повышения уровня жизни населения.

6. Индикаторы Программы. Программа предусматривает наличие индикаторов, представляющих собой совокупность экономических параметров, и величины, которых индикаторы должны достичь в ходе выполнения программы.

Подводя итог анализу формирования региональной инновационной политики на примере конкретного региона — Республики Северная Осетия — Алания, отметим, что стратегически она соответствует современным рыночным требованиям и направлена на повышение эффективности инновационной деятельности.

В целом данная программа, как и все аналогичные, определяет важность и необходимость эффективного организационно-экономического механизма формирования инновационной политики для повышения конкурентоспособности региона.

Кроме того, такие программы помогают формировать общественное мнение по отношению к инновационной политике в региональном и национальном масштабах. Анализ показывает, что одной из задач инновационной политики является адаптация инноваций к потребностям общества, формирование инновационной культуры и пропаганда инноваций как элемента эффективности экономики в целом.

Результаты процесса формирования организационно-экономического механизма научно-инновационной политики могут стать основой федеральной программы по поддержке региональных инновационных систем, что является важным шагом на пути к инновационной экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гневко В. А Региональные проблемы инновационного развития экономики. — СПб.: ИУЭ, 2004.

2. Доклад «О развитии инновационной деятельности в Тульской области» // Материалы Тульского экономического форума, 2007.

3. Евтушенков В. Конкурентоспособность: Кластер — будущее России // Ведомости. 2005. 20 мая.

4. Колоколов В. А // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1.

5. Леонтьев Г. К. Инновационная экономика и новая региональная политика // Материалы конференции «Инновационный бизнес в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Развитие промышленного сектора в 2007— 2008 гг.», 2006.

6. Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.

7. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития // Под ред. А. А. Румянцева. - СПб., 1996.

8. Портер М. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2003.

9. Совершенствование управления в регионах России на основе создания бизнес-инкубаторов // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5.

10. Цогоев В. Г. Организационно-экономические основы региональной научно-инновационной политики. — Владикавказ. Изд-во Ир, 2000.

11. Andersson М. , Karlsson Ch. Regional Innovation Systems in Small & Medium-Sized Regions // Electronic Working Paper Series, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.