УДК [332.14:001.895](470.325)
НАДУТКИНА И.Э., Ресурсное обеспечение ШОВГЕНЯ С.А. проектно-инновационной
деятельности в регионе1
Изложена определенная позиция по формированию и разработке инновационной политики региона, роли в этом процессе правительства региона, постулаты, на которых должен базироваться основной программный документ. На основе анализа ситуации выделены основные направления возможной поддержки инновационных процессов со стороны региональных властей. Определены стратегические направления инновационной политики. Предложена к рассмотрению вариативная модель инновационного развития региона. Сделан вывод о том, что для реализации стратегии инновационного развития Белгородской области целесообразно формирование базы данных инновационных проектов, накапливающей опыт инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационное развитие.
Осуществляемые в России и ее регионах реформы можно представить как совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов: социальных, организационных, технических, инвестиционных и инновационных. Проект как способ организации деятельности обусловливает необходимость пересмотра собственно системы управления; возрастающая сложность проектов и особая структура организаций, их реализующих, делает данный процесс особенно актуальным. Существует два фундаментальных вопроса, которые должны быть определены при разработке инновационной политики региона. Во-первых, определение роли правительства региона в процессе привлечения инвестиций в инновационную сферу: создание благоприятных законодательных, организационных и информационных условий для привлечения частных инвестиций, или непосредственное участие в инвестировании и финансировании посредством предоставления займов, дотаций, долевого участия в предприятиях, или сочетание этих функций. Во-вторых, может ли правительство региона поступиться экономической целесообразностью в выборе своей инновационной
политики для достижения социального эффекта. Планомерная работа по решению данных вопросов может послужить основными ориентирами в формировании инновационной политики и выборе механизмов ее реализации в условиях региона. Законодательная основа не должна служить барьером для финансирования инноваций, если это не решено административными органами. Законы по регистрации, запутанные процедуры налогообложения, сложности при открытии банковских счетов или другие законы, ухудшающе действующие на бизнес ,- все это может стать препятствием для финансирования инноваций. С другой стороны, законодательная база может помочь защитить интересы региона в определенных сферах.
Для реализации процесса должен возникнуть документ, достаточно точно и открыто представляющий региональную инновационную политику, а также механизмы, которые правительство считает наиболее действенными и планирует применять. Сам по себе этот документ уже внесет свой вклад в формирование инновационного имиджа региона. Важно помнить, что, размышляя над новыми нестандарт-
ными инструментами привлечения инвестиций в инновационную сферу, правительство должно в полной мере основываться на нескольких основных постулатах, таких как: безусловное знание своего региона, его ресурсов, преимуществ и недостатков; наличие обоснованной и финансово целесообразной инновационной политики; знание и успешное использование стандартных инструментов и механизмов привлечения инвестиций в инновационную сферу.
Необходимо учитывать, что мощность стратегии по предоставлению инвесторам специальных поддерживающих программ, как правило, обратно пропорциональна привлекательности региона или страны как места вложения «мобильных» капиталов. Так, при использовании налоговых программ одним из самых распространенных видов поддерживающих программ является гарантия низких ставок по налогообложению компаний. В дополнение к тому, что это для региона в целом повышает вероятность инвестиций, конкретные секторы и отрасли экономики или географические районы могут предоставить налоговые льготы с дифференцированной ставкой, что еще больше повысит вероятность инвестиций для них внутри одного и того же региона.
При активизации выполнения работ по оптимизации государственного регулирования инновационных процессов в регионе важное значение приобретает разработка организационной схемы управления процессом привлечения финансовых средств в инновационную сферу региона.
В данном случае особую роль играет создание органа, ответственного за привлечение финансовых ресурсов в инновационную сферу региона.
Ответственность за привлечение финансовых средств в инновационную сферу должна возлагаться на один орган власти. Если политика и финансы, в рамках которых действует этот орган, обычно вырабатываются на более высоком административном уровне, то конкретная стратегия, которой он следует (то есть предполагаемые программы поддержки, масштаб маркетинговых исследований и пр.), вырабатывается им, как правило, самостоятель-
но. Он только сообщает в ведомство, под руководством которого работает, о целях тех или иных действий и их результатах.
Постоянное финансирование данного органа зависит в некоторой степени от его успеха в достижении тех или иных поставленных целей. На решения, которые принимаются в рамках полномочий этого органа, не могут вообще оказывать влияния какие бы то ни было другие административные органы.
С точки зрения властей, наделение соответствующими полномочиями одного-единственного органа очень важно. Благодаря этому соблюдается последовательность действий и более целенаправленный подход к привлечению капиталов. В таком органе должны работать специально обученные люди, которые четко понимают нужды региона. Особое место в оптимизации инновационных процессов приобретает политика каждого отдельно взятого региона.
Определенные тенденции в данной сфере выявлены и в Белгородской области. Сформированная концепция инновационного развития Белгородской области направлена на достижение главной цели, заявленной Губернатором области Е.С. Савченко, - «повышение качества жизни населения». Для этого необходимо формирование такой социально-экономической модели Белгородской области, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития, повышения конкурентоспособности, эффективного обновления производственных фондов на основе передовых и высоких технологий, была бы инновационно-восприимчивой, работающей на удовлетворение социальных и духовно-культурных потребностей населения.
Анализ ситуации убедительно показывает необходимость строгой последовательности в действиях и учета следующих обстоятельств:
- во-первых, в целях повышения эффективности функционирования на территории области предприятий и организаций всех форм собственности необходимо внедрение в производство современных технологий, использование накопленного потенциала и создание новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок, осуществление государственной поддержки научных и конструкторских кадров. Наиболее общими экономическими целями для большинства предприятий, связанных с развитием и внедрением технологических инноваций, являются: расширение ассортимента продукции, замена снятой с производства устаревшей продукции и оборудования, улучшение качества продукции, сохранение и расширение традиционных рынков сбыта, создание новых рынков сбыта. Актуальными для данного круга предприятий остаются следующие проблемы: приобретение машин и оборудования, исследование и разработка новых продуктов питания, производственное проектирование;
- во-вторых, в условиях сложной экономической ситуации проблема финансирования инновационных проектов является для предприятий основной. Кредиты могут быть дополнительным толчком к развитию инновационной деятельности предприятий. Однако для большинства предприятий их неустойчивое финансовое положение не способствуют получению кредитов. Длительные сроки окупаемости отдельных инновационных проектов также являются препятствием для инновационной деятельности. Из производственных факторов главным для предприятий является недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями и невосприимчивость организаций к нововведениям.
Учитывая вышеназванные тенденции, необходимо создать атмосферу активного внедрения в практику области предлагаемых готовых инновационных предложений, при этом формировать такую модель социально-экономического развития Белгородской области, которая включала бы следующие задачи:
- осуществление государственной поддержки эффективного функционирования товаропроизводителей всех форм собственности, действующих на территории области, с целью достижения стабилизации финансово-хозяйственной деятельности и роста объемов производства, создания рабочих мест, повышения качества жизни населения;
- поддержка приоритетных направлений развития промышленных предприятий, организаций, учреждений, участвующих в выполнении инновационных программ;
- обеспечение предприятий агропромышленного комплекса области конкурентоспособной, качественной, высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой и инновационными технологиями производства сельскохозяйственной продукции;
- применение экономических и финансовых механизмов и стимулов, способствующих развитию предприятий всех форм собственности, ориентированных на разработку и внедрение инновационных технологий.
Анализ ситуации убедительно показывает, что регион имеет возможность, используя свой административный ресурс, оказывать поддержку предприятиям и организациям в привлечении различных источников финансирования. Основные направления возможной поддержки инновационных процессов со стороны региональных властей могут быть оказаны по следующим направлениям:
• инициативность правительства региона в выдвижении предложений по формированию программ и привлечению финансовых вложений из федерального бюджета, например, посредством лоббирования участия региона в федеральных программах с использованием государственного инвестирования. В данном направлении особое значение имеет информированность соответствующих департаментов субъекта РФ о проводящихся и готовящихся федеральных программах, детальное знание структур бюджета и объемов финансирования отдельных статей бюджета;
• первостепенное значение целевых программ для развития региона, в том числе их финансирования из регионального бюджета. Перечню целевых программ должна предшествовать разработка комплексных планов, прогнозов и программ социально-экономического развития региона, где будут рассмотрены приоритеты развития;
• привлечение кредитных ресурсов для финансирования инновационных проектов
региона. Использование внешних заимствований требует обеспечения прозрачности бюджета и мер по формированию доверия к займам и облигациям региона.
Для реализации стратегии инновационного развития Белгородской области целесообразно формирование базы данных инновационных проектов, накапливающей опыт инновационной деятельности.
Стратегическим направлением инновационной политики должны стать:
- формирование и защита рынка научно-технической продукции;
- осуществление точечного финансирования инновационных проектов на конкурсной основе;
- развитие межрегионального сотрудничества и международного обмена наукоемкими технологиями и продуктами;
- информационное обеспечение инновационного развития;
- реализация кадровой политики в области инноваций и наукоемких технологий, способствующей формированию инновационно-восприимчивого персонала;
- формирование инновационной инф-растуктуры как материально-технической основы непрерывного инновационного процесса.
Работа по созданию концептуальных основ дает основание предложить следующую модель инновационного развития региона.
Во-первых, определение целей и задач региона для стимулирования инновационного развития. Это важнейший этап, на котором формируются главные направления развития региона, четко формируются цели и конкретизируются задачи, определяются сроки и ответственные за их реализацию.
Цели выражают не какие-то нереализуемые безосновательные надежды, а то, чего действительно можно достичь. Они должны являться:
• конкретными;
• измеримыми, то есть выраженными таким образом, чтобы результаты по их достижению (положительные или отрицательные) можно было бы измерить;
• достижимыми, то есть иметь реальную возможность для достижения в пре-
делах согласованного периода времени и выделенных ресурсов;
• обеспеченными ресурсами, чтобы гарантировать успех, причем ресурсами как финансовыми, так и человеческими, а также необходимым оборудованием;
• ограниченными по времени, то есть иметь конкретный период времени, в течение которого ожидается их достижение.
Предлагаемые формулировки целей: создание специального органа по привлечению финансовых средств в инновационное развитие региона. Необходимо предоставить создаваемой структуре соответствующее помещение, средства связи и необходимую поддержку. Провести необходимое обучение персонала, включая обучение по руководству программой и написанию предложений.
Функции данного органа:
1. Специальный орган по привлечению финансовых средств готовит общую стратегию и программу работы и передает ее правительству области на согласование и утверждение. Эти стратегия и программа станут основой бизнес-плана, они должны быть конкретными. Необходимо составить их сметы и просчитать другие требуемые ресурсы.
2. Орган займется составлением базы данных инновационных технологий по региону.
3. Будет собирать данные фондов поддержки инновационных технологий, как российских, так и зарубежных.
4. Работая в тесном сотрудничестве с различными департаментами правительства и директорами крупнейших предприятий региона, орган должен подготовить аналитический документ, который передается для согласования и утверждения в правительство. В документе отражаются следующие ключевые вопросы:
• стартовый потенциал для создания и развития инновационных технологий различных отраслей промышленности, которые могут обслуживать как российский, так и зарубежный рынки;
• определение и выделение этих отраслей промышленности и подсекторов с тем, чтобы постоянно уделять им внимание в работе органа;
• потенциальная роль и преимущество участия партнеров-инвесторов в создании и развитии соответствующих секторов экономики;
• инфрастуктура и среда, требуемые для привлечения финансовых средств в развитие инновационной сферы региона;
• объективная оценка существующих предприятий, которым необходимы средства для развития существующих или внедрения новых технологий;
• составление списка приоритетных предприятий, выделение главных десяти из них, которым в течение первого года орган будет оказывать помощь.
5. Исследование проводимых мероприятий по привлечению денежных средств на уровне государства. Подготовка договора о сотрудничестве между органом и соответствующими областными и федеральными структурами, в котором необходимо определить методы, посредством которых данное сотрудничество будет осуществляться.
6. Подготовка варианта «плана стимулирования и привлечения финансовых средств в инновационную сферу» и сопутствующих материалов - для передачи на согласование и утверждение правительством области.
7. Самая важная функция, поскольку прямо связана с главной задачей, для выполнения которой был создан специализированный орган, - определение результатов финансирования инноваций:
• финансирование инновационныхтехнологий стратегически важных предприятий региона;
• оказание помощи стратегически важным предприятиям в развитии деловых связей как значимых моментов для финансирования инновационных технологий.
Во-вторых, определение потребности региона в инвестициях в инновационную сферу. Оценка емкости и потенциала отраслей и районов для привлечения инвестиций. В итоге вырабатывается отдельный документ, содержащий экономические расчеты потребности инновационной сферы региона в инвестициях и определение типов требуемых инвестиций2, также определяются основные параметры
эффективного инновационного развития и их показатели.
В-третьих, мониторинг рынков инновационных ресурсов. Требуется постоянный мониторинг рынков инновационных ресурсов для оценки возникающих тенденций и возможностей, интересующих предприятия региона. Необходимо провести большой объем аналитической работы. Знание и хорошая ориентация на рынке национальных и международных инновационных ресурсов позволят повысить эффективность инновационных процессов в регионе.
В-четвертых, региональная инновационная политика и инвестиции.
Инновационная политика должна определить принципиальный подход региона к привлечению инвестиций: создание условий для инвестирования инновационной сферы региона, или активные действия Правительства по привлечению инвестиций на конкретные инновационные проекты либо сочетание этих подходов.
В-пятых, законодательная политика в отношении инвестиций в инновационную сферу.
В-шестых, разработка мер поддержки предприятий и организаций в привлечении инвестиций в инновационную сферу.
Региональные власти имеют возможность использовать административный ресурс для поддержки предприятий и организаций, заинтересованных в получении инвестиций в инновационные технологии. Поддержка может быть организационной, финансовой, информационной и юридической.
В-седьмых, разработка политики в отношении традиционных инвестиционных источников (бюджетные инвестиции, кредиты и займы, прямые инвестиции).
В-восьмых, разработка РЯ-кампаний по привлечению инвестиций в инновационное развитие региона.
Требуется детальная проработка такого важного в рамках концепции вопроса, как привлечение инвестиций в инновационную сферу региона с использованием механизма выхода инвесторов из предприятий региона, то есть предоставление гарантий инвесторам в том, что они безусловно сохранят свои капиталы и у них не возникнет никаких организационных
или юридических трудностей в реинвестировании средств.
Принципиальным моментом для инвестора является готовность и заинтересованность местных организаций и предприятий вкладывать свои ресурсы и нести риск вместе с инвестором. В настоящий момент в России менее 1% инновационных проектов высокого риска профинансировано методом размещения акций, в США эта цифра составляет 98%3.
Самым важным является то, что существующие инвесторы - это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Поэтому так важно осуществлять политику поддержания контактов с инвесторами после осуществления инвестиций. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на региональном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они - источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны органов управления, в том числе по предоставлению налоговых льгот, безусловно, является одним из главных составляющих деятельности.
Проведенный анализ показал, что есть определенные факторы, которые в целом продолжают сдерживать развитие инновационных процессов в регионе, к ним можно отнести три группы проблем.
Во-первых, организационные проблемы (регистрация, юридическое оформление, налаживание отношений с местными органами власти).
Во-вторых, материально-финансовые проблемы (формирование капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками и сбыт продукции).
В-третьих, материально-технические проблемы (помещение, оборудование, персонал, безопасность).
Несовершенство системы налогообложения, административные барьеры на пути развития инновационной сферы, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков инновационных предприятий, отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные со-
юзы, общества взаимного страхования), нестабильность бюджетного финансирования инновационных процессов в регионе -это то, что в целом сдерживает данный процесс. С другой стороны, зная указанные недостатки, становится возможным грамотное вмешательство в организацию соответствующих проводимых работ в направлении преодоления указанных сложностей.
Учитывая сложившиеся тенденции, для стимулирования проектно-инновационной деятельности в регионе, на наш взгляд, целесообразно выстраивать стратегические направления поддержки инновационных процессов в Белгородской области по следующим направлениям:
1) разработка мер поддержки предприятий и организаций в привлечении инвестиций в инновационную сферу;
2) инициирование и реализация конкретных инновационных проектов;
3) создание инновационных фондов, призванных выделять средства на соответствующие разработки;
4) расширение спектра банковских услуг, развитие таких видов кредитования, как лизинг, проектное кредитование;
5) расширение практики использования скидок с налога на прибыль в размере вложений в новое оборудование и строительство;
6) освобождение от налога на прибыль, получаемой от использования запатентованных изобретений в собственном производстве и от продажи лицензий (в течение трех лет);
7) формирование инновационной инфраструктуры как материально-технической основы инновационного процесса.
Отдельно отметим, что в настоящее время в регионе формируются новая структура организаций инновационной сферы и инновационная инфраструктура, функция которой - реализация условий воспроизводства инновационной деятельности.
Инфрастуктура - самостоятельная сфера экономики. Особенность отраслей инфрастуктуры в том, что они производят не материально-производственную продукцию, а услуги.
Инновационная инфрастуктура - это комплекс организационно-экономических
институтов, непосредственно обеспечивающих условия для реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов.
Инфрастуктура инновационной деятельности включает следующие функциональные сферы: транспорт и связь; информатика и телекоммуникации; кредитно-финансовая сфера; фондовый рынок; компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера4.
В основу развития инновационной ин-фрастуктуры заложено создание в области Центра инновационных технологий при Правительстве Белгородской области, осуществляющего не только финансирование, но и оказывающего методическую помощь в оценке эффективности инновационного проекта, выбора партнеров для его реализации
Отдельного внимания требует вопрос о формировании технопарков. Технопарки могут быть сформированы на базе ведущих вузов области (НИУ БелГУ, БелГТУ им. В.Г. Шухова, БГСХА), научно-исследовательских институтов, опытных заводов (Энергомаш) или инновационных малых предприятий (ОАО Втормет, ТОО Георесурсы).
Среди основных задач, которые должны решать технопарки, можно назвать: экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; оценку риска, сопряженного с реализацией проекта; помощь в проведении научно-исследовательских разработок и внедрении их результатов в сфере производства; предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей; оказание юридической, организационной, маркетинговой и финансовой помощи и поддержки.
При долевом финансировании исследований и разработок федеральных целевых программ и областных научно-технических программ особое внимание необходимо уделить усилению конкурентных начал при отборе проектов и использованию контрак-
тной системы как основного организационного механизма их выполнения.
Ускоренное развитие инновационного предпринимательства, наиболее восприимчивого к требованиям рынка.
Частный бизнес часто помогает превратить идею в реальность. Крупные корпорации и фирмы, как правило, располагают финансовыми и прочими ресурсами, системой маркетинга для успешной ко-мерциализации нового продукта.
Оптимизация финансирования и стимулирования инновационных процессов в части региональной компетенции.
Рассматривая особенности протекания инновационных процессов в Белгородской области, можно отметить малую роль стимулирования инновационной деятельности со стороны государства. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки доминирующую роль играют средства бюджета и организаций предпринимательского сектора.
Система финансирования инновационной деятельности со стороны государства в Белгородской области в настоящее время не сформирована. Например, Центр интеллектуальной собственности при БелГУ, целью которого является интеграция всех заинтересованных структур, специалистов, хозяйствующих субъектов области для активизации патентно-лицензионной работы, повышения эффективности обеспечения правовой охраны и коммерческого использования, а также развития рынка объектов интеллектуальной собственности на территории Белгородской области, существует на основе самофинансирования. При этом для качественного улучшения состояния обслуживания рынка интеллектуальной собственности в Белгородской области и реализации перспективной модели развития рынка интеллектуальной собственности необходимы значительные финансовые вложения со стороны государства.
Сегодня инвестиции в интеллектуальную собственность стали рентабельны и выходят на первый план в мире, поэтому проблема защиты объектов интеллектуальной собственности становится все более актуальной.
В Белгородской области разработан план действий по развитию рынка индиви-
дуальной собственности, при БелГУ сформирован «Инновационно-технологический центр», в состав которого вошли центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий, технопарк, сервисные и образовательные структуры, работа которых поможет сократить путь от идеи до готового инновационного продукта. В области действует бизнес-инкубатор, основная задача которого - развитие малого и среднего бизнеса. Предпринимаются попытки создания условий для реализации научных открытий, создания высокотехнологичных предприятий, оказывается всесторонняя поддержка частных предпринимателей в финансировании, в реализации своих проектов, оказании правовой помощи.
В самом общем виде, привлекая опыт европейских государств, можно отметить использование одинаковых подходов к привлечению инвестиций в инновационную деятельность, эти подходы можно подразделить на три хотя и взаимосвязанные, но отдельные направления: повышение инвестиционной привлекательности региона путем улучшения общей экономической среды; маркетинговые исследования региона как местности для осуществления инвестиций в инновационную деятельность, оказание потенциальным инвесторам информационной, консультационной и других видов помощи; осуществление специальных программ по поддержке инвестиций в инновационную деятельность.
Таким образом, для разработчиков стратегии составляет большую проблему найти оптимальное соответствие между потребностями региона в инновационном развитии и ожиданиями инвестора. Следовательно, проблема заключается в четком определении нужд и потребностей инвестора и осознании приоритетов. Хотя общие подходы одинаковы, частные стратегии должны вырабатываться с учетом конкретных нужд региона в инвестициях в инновационное развитие и нужд самого инвестора, которого хотят привлечь в регион. Затем на базе этих приоритетов необходимо
создать стратегию, благодаря которой потребности будут удовлетворены.Такое понимание стимулирования предпринимательской проектно-инновационной деятельности отражает реалии, свойственные переходному периоду. Определенные тенденции в данной сфере выявлены и в Белгородской области. Сформированные направления концепции инновационного развития Белгородской области направлены на достижение главной цели - «повышение качества жизни населения». Активно продолжается работа по формированию социально-экономической модели, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития, была бы инновационно-восприимчивой, работающей на удовлетворение социальных и духовно-культурных потребностей населения.
В целом, подводя определенные итоги, отметим, что в рамкахстимулирования про-ектно-инновационной деятельности и государство, и правительства регионов в нынешних условиях проводят работу по созданию системы финансовых и организационных рычагов, позволяющих стабилизировать экономические процессы в производстве, обеспечивая получение доходов предпринимателями при реализации инновационных продуктов, предлагая новые благоприятные условия для наращивания всех видов предпринимательской деятельности и в производственной, и в социальной сферах. Особое место в оптимизации инновационных процессов приобретает политика каждого отдельно взятого региона.
1 Статья подготовлена при поддержке проекта «Управление региональной социальной политикой на основе технологии инновационного проектирования» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК № П582 от 18.05.2010)
2 Муниципальная собственность и инвестиции. М.: ФГНУ РНЦ ГМУ, 2003. С. 256.
3 Манукян Р. Р., Жуковский В.В. Муниципальная собственность и инвестиции. М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2003. С. 274.
4 Муниципальная собственность и инвестиции. М.: ФГНУ РНЦ ГМУ, 2003. С. 259.